Научная статья на тему 'Распространение изделий народных художественных промыслов'

Распространение изделий народных художественных промыслов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
565
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
OFENI / PEDDLERS / FAIRS / EXHIBITIONS / KITSCH / ОФЕНИ / КОРОБЕЙНИКИ / ЯРМАРКИ / ВЫСТАВКИ / КИТЧ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лебедев С. В.

Статья посвящена осмыслению исторической практики реализации произведений традиционных народных художественных промыслов, характеристике роли мелких розничных продавцов (офеней, коробейников, ходебщиков), ярмарок, всероссийских и международных выставок в этом процессе. С привлечением большого объема специальной литературы выявлены исторические этапы формирования и развития системы распространения изделий народных промыслов; подчеркнуто значение каждого в сохранении и популяризации традиций народного искусства. Особый интерес представляет материал, посвященный анализу опыту представления произведений кустарной художественной промышленности на международных выставках XIX в., его взаимосвязь с практикой экспонирования лучших произведений художественной промышленности (народных промыслов) советского периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REALIZATION OF PRODUCTS OF NATIONAL ART CRAFTS

The papr studies the understanding of the historical practice of realization of works of traditional folk art, the characteristic of the role of small retailers (ofeni, peddlers, walkers), fairs, national and international exhibitions in this process. With the involvement of a large volume of special literature identified the historical stages of formation and development of the system of distribution of handicrafts; emphasized the importance of each in the preservation and promotion of folk art traditions. Of particular interest is the material dedicated to the analysis of the experience of presentation of works of artisanal art industry at international exhibitions of the XIX century, its relationship with the practice of exhibiting the best works of folk crafts of the Soviet period.

Текст научной работы на тему «Распространение изделий народных художественных промыслов»

УДК 304.3

Lebedev S.V., Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Head of Department of Philosophy, Higher School of Folk Arts (Academy) (Saint Petersburg, Russia),

E-mail: [email protected]

THE REALIZATION OF PRODUCTS OF NATIONAL ART CRAFTS. The papr studies the understanding of the historical practice of realization of works of traditional folk art, the characteristic of the role of small retailers (ofeni, peddlers, walkers), fairs, national and international exhibitions in this process. With the involvement of a large volume of special literature identified the historical stages of formation and development of the system of distribution of handicrafts; emphasized the importance of each in the preservation and promotion of folk art traditions. Of particular interest is the material dedicated to the analysis of the experience of presentation of works of artisanal art industry at international exhibitions of the XIX century, its relationship with the practice of exhibiting the best works of folk crafts of the Soviet period.

Key words: ofeni, peddlers, fairs, exhibitions, kitsch.

С.В. Лебедев, д. филос. наук, проф., зав. каф. философии, Высшая школа народных искусств (академия), г. Санкт-Петербург,

E-mail: [email protected]

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ НАРОДНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОМЫСЛОВ

Статья посвящена осмыслению исторической практики реализации произведений традиционных народных художественных промыслов, характеристике роли мелких розничных продавцов (офеней, коробейников, ходебщиков), ярмарок, всероссийских и международных выставок в этом процессе. С привлечением большого объема специальной литературы выявлены исторические этапы формирования и развития системы распространения изделий народных промыслов; подчеркнуто значение каждого в сохранении и популяризации традиций народного искусства. Особый интерес представляет материал, посвященный анализу опыту представления произведений кустарной художественной промышленности на международных выставках XIX в., его взаимосвязь с практикой экспонирования лучших произведений художественной промышленности (народных промыслов) советского периода.

Ключевые слова: офени, коробейники, ярмарки, выставки, китч.

1. Офени и другие распространители

Произвести замечательное художественное изделие ещё мало. Необходимо доставить его потребителям.

Некоторые центры традиционного прикладного искусства России изначально возникли в больших селах, стоящих на больших наезженных дорогах (трактах). Центры иконописи, такие, как Палех, Мстёра, Холуй, стояли именно на торговом тракте. Кроме того, несмотря на распространенное мнение, что традиционное прикладное искусство «делается» в деревне, особенностью России было также и то, что среди центров народного искусства были города. Например, такие промышленные центры, как Екатеринбург и Нижний Тагил на Урале, Тула в Центральной России и даже столичные города Санкт-Петербург и Москва были также важными центрами производства и (что также важно) потребления изделий народных художественных промыслов. Таким образом, география промыслов напрямую связана с возможностью распространять изделия традиционного народного искусства по всей России и даже за рубеж.

В России вплоть до начала XX столетия существовали целые категории населения, занимавшиеся торговлей изделиями традиционного прикладного искусства. Они назывались офенями, коробейниками. Существовали многие местные называния розничных торговцев. Но офени из Владимирской губернии были из них самыми знаменитыми. Собственно, даже само профессиональное прозвище «офеня» было местным владимирским словом. В губерниях западнее Москвы бродячих торговцев обычно называли коробейниками, поскольку они носили за спиной большой короб с товарами.

Офени (в единственном числе - офеня), это - бродячие розничные торговцы, продававшие мануфактурные изделия, галантерею, книжки, дешевые ювелирные изделия, иконы и пр. В XVII - XIX веках именно офени были главными, а подчас и единственными распространителями среди крестьян «городских» изделий, а также способствовали распространению в массах изделий народных художественных промыслов. И только в начале XX века, когда по всей России протянулась сеть железных дорог офенский промысел пошел на убыль, и в советское время, в начале 30-х гг., он совсем исчез. Расцвет деятельности офеней пришелся на период сразу после отмены крепостного права 60 - 80-е гг XIX века. Освобождение крестьян сразу вызвало рост торговли и облегчило передвижение по России. В то время, по косвенным оценкам, промысел офеней охватывал более пяти миллионов человек крестьянского населения, занимавшихся в той или иной мере торговлей в разнос. Сюда можно было бы отнести как сезонную торговлю, вне времени обычной крестьянской занятости, так и профессионалов, занимавшихся исключительно торговлей.

Происхождение слова «офеня» не ясно. К. Тихонравов наиболее вероятным считал его происхождение от «афинян», как называли странствующих греческих торговцев, которых много появилось на Руси, особенно во второй половине XV века [1, с. 23]. Следует заметить, что в офенском жаргоне действительно присутствовали греческие слова. С течением времени прозвище «офени» могли усвоить местные торговцы-ходебщики.

Хотя офени предлагали крестьянам практически все изделия, которых нельзя было произвести в деревне, или же деревенские изделия более высокого качества, но среди них особо надо выделить офеней-иконщиков. Они в основном проживали в Вязниковском уезде Владимирской губернии. Центрами офеней-иконщиков были села Мстёра, а также Холуй и Палех, стоящие на важных тор-

говых трактах. Именно Владимирская губерния с её обилием лиственных лесов, наличием водных торговых путей (Ока, Клязьма, Теза и др.), близостью к Москве и одновременно к городам Поволжья, бедностью местных почв, что не давало возможности жить только земледелием, сезонностью и неравномерностью самого крестьянского труда, - все это дало возможность развития иконописных и сопутствующих ему промыслов на Владимирщине.

Размах деятельности владимирских офеней не может не впечатлить. Только в последней четверти XIX века, когда уровень мелкой розничной торговли начинает идти на убыль, офенских сел насчитывается более 150. Об огромной территории, на которую распространяли свой промысел офени-иконщики, можно судить также по разнообразию прозваний, которыми их награждали в тех или иных регионах России. В частности, в Малороссии их называли «варягами», в Белоруссии «маяками», на русском Севере «торгованами», в Сибири — «вязни-ковцами» и «суждалами», т. е. суздальские офени настолько широко распространили географию своего промысла, что разносимые ими иконы можно было найти от Финляндии и Сербии до Дальнего Востока [2].

Суздальские иконы начали попадать даже за границу Российской Империи, причем, первые упоминания об этом относятся, по крайней мере, к началу XVIII века. В частности, в 1705 году десять палехских крестьян с разрешения своего помещика Бутурлина обратились в Посольский приказ с просьбой выдать им проезжую грамоту в Волошскую и Сербскую земли «для промена» икон. Учитывая количество предполагаемого к продаже и обмену товара (несколько тысяч), можно заключить, что то были иконы массового производства, т. е. «расхожие». Через три года палешане вновь оказались там же; и это несмотря на то, что русское правительство направило киевскому губернатору специальный указ о закрытии границы для офеней и запрещении им торговать святыми образами на землях Турецкой империи. В 1754 году суздальский протоиерей Анания Федоров писал, что «многия жители Холуя и Палеха отходят со святыми иконами в дальния страны, то есть в Польшу, в Цесарию, в Словению, в Сербы, Болгары и прочия, и там оныя св. иконы променивали» [2].

В XIX — начале XX вв. офени продолжали активно продавать иконы за рубеж. Выдающийся русский историк искусств Н.П. Кондаков отмечал, что главные пункты сбора икон Палеха, Холуя и Мстёры «южная и восточная Россия, ранее также Румыния и Балканский полуостров» [3, с. 32].

Среди наиболее активных покупателей икон у офеней были старообрядцы. Торговля иконами дониконовского письма была официально запрещена еще со времен Петра I, но офени ловко обходили запреты, распространяя иконы среди старообрядцев самых разных толков и согласий. Справедливости ради надо отметить, что офени славились также и различными обманами и плутовством, сбывая, например, иконы, подделанные «под древность». Интересно, что по этой причине в Москве офеней называли «фарисеями».

Помимо икон, офени также распространяли в народе лубки и иную литературу. Вплоть до советского времени именно офени знакомили крестьян с богослужебной, популярной и художественной литературой, календарями и картинками. Наконец, именно офени продавали по деревням чай, сахар, металлическую, а в дальнейшем и стеклянную и даже фарфоровую посуду. Таким образом, без деятельности офеней и коробейников вряд ли бы русское традиционное прикладное искусство получило бы масштабное развитие.

2. Ярмарочная торговля изделиями традиционного прикладного искусства

Ярмарки — одна из главных традиционных форм русской торговли, главный источник распространения в народе всех видов традиционного прикладного искусства. Ярмарка представляла собой места периодического привоза товаров и их купли - продажи. Существовали в России с глубокой древности. В 1913 в России было 29 808 ярмарок [4, с. 3 - 4], действовавших в 7 тыс. населенных пунктах, общий оборот их достигал примерно 1,5 млрд. руб. Сельские ярмарки составляли более 80% общего числа ярмарок.

Граница между ярмаркой и обычным рынком достаточно условна. Считается, что рынок функционирует постоянно, а ярмарка - достаточно сезонная. Как правило, ярмарки также отличаются и специализацией реализуемых товаров -лесные, конные, пушные и пр.

Самая большая в России Нижегородская ярмарка была универсальной, на ней продавались и покупались едва ли не все изделия, которые можно было найти в мире. В 1913 в ней приняли участие 2 919 торговых фирм и 13 654 иногородних и зарубежных коммерсантов. Её торговый оборот в 1912 достигал почти 200 млн. руб. [5, с. 160].

Среди произведений традиционного прикладного искусства на ярмарках продавался 1.иконы, крестики и другие изделия, имеющие религиозное значение; 2. красный товар (одежда, ткани с художественной вышивкой, кружева, ситец, сукно, коленкор, бархат, парча, пряжа, пр.); 3. железо и металлические изделия, включая самовары; 4 полезная в хозяйстве мелочь (солонки, наперстки, коробочки самого разного назначения, ложки, лубочная литература и пр.); 5. самое редкое и дорогое - ювелирные изделия, зеркала, часы.

Ярмарки имели своеобразную «специализацию» на иконах. Например, Тихвинская в Холуе поставляла маленькие иконки на территорию нескольких губерний [6, с. 684].

3. Всероссийские художественно-промышленные выставки

Всероссийские художественно-промышленные выставки, достаточно регулярно проводившиеся общенациональные выставки последних достижений промышленности, науки, искусств и ремесел.

В России еще в 1807 году министр коммерции граф Николай Румянцев предложил устройство общей выставки изделий русской промышленности. Тогда же приступили к разработке проекта её осуществления. Знаменитые архитекторы В. Стасов, Ч. Камерон разрабатывали оригинальные проекты архитектурного убранства выставок, оказавшиеся тогда не реализованными. Войны с Наполеоном и вызванные ими финансовые трудности надолго отложили реализацию проекта.

Первая Всероссийская выставка мануфактурных изделий состоялась в Санкт-Петербурге 9 мая 1829 года. Таким стало начало проведения подобных выставок в России на целое столетие. «Правила об устройстве выставок российских мануфактурных изделий в Санкт-Петербурге» были введены в действие сенатским указом от 22 октября 1828 года. В 1849 году было разработано специальное выставочное законодательство (статья 211 Свода Законов). В 1913 году был введен новый соответствующий закон.

На протяжении столетия были организованы и проведены следующие Всероссийские выставки: 1829 г - Петербург; 1831 г. - Москва; 1833 г. - Петербург; 1835 г - Москва; 1839 г - Петербург; 1841 г - Варшава; 1843 г. - Москва; 1845 г - Варшава; 1849 г - Петербург; 1853 г - Москва; 1857 г. - Варшава; 1861 г - Петербург; 1865 г. - Москва; 1870 г - Петербург; 1882 г. - Москва; 1896 г - Нижний Новгород; 1901 г - Рига; 1913 г - Киев.

Первоначально выставки именовались мануфактурными, хотя на них демонстрировались также изделия ремесел и кустарных промыслов, многие из которых имели художественное значение. Уже на Варшавскую выставку 1841 года, наряду с промышленными, допускались сельскохозяйственные и художественные изделия. А 15-я выставка 1882 года в Москве была задумана как «показ всей совокупности производящей человеческой деятельности в целом» как промышленной, так и чисто художественной. По этой причине данная выставка получила название Всероссийской художественно-промышленной выставки. Такое же название носили и все последующие выставки.

Выставки рассматривались не просто как демонстрация изделий, а чаще в качестве «превосходных экзаменов для мануфактурных и вообще производительных сил Отечества». В результате выставки нередко играли роль своего рода биржи, и в ходе проведения каждой выставки заключались миллионные сделки.

На выставке в Москве в 1882 году и выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году были открыты специальные художественные отделы, где были представлены работы известных художников.

В перечне устроителей Всероссийской выставки 1882 года в Москве и 1896 г в Нижнем Новгороде указаны сведения о распространении промыслов по стране. Свои изделия на Нижегородской ярмарке 1896 года представили 1275 кустарей, участвующих самостоятельно, и примерно такое же количество мастеров в рамках экспозиций земских управ, всего около 2500 человек. Крупнейшие экспозиции показали Московское, Нижегородское и Вятское земства [7].

Помимо Всероссийских, проводились также Всероссийские специализированные (сельскохозяйственные, гигиенические, кустарные) выставки. На местном уровне проводились губернские выставки (с проведения в 1837 году выставки Владимирской губернии). Кроме того, устраивались областные науч-

но-промышленные выставки, посвященные хозяйственным и культурным достижениям целых регионов. Такими были Сибирско-Уральская выставка 1887 года в Екатеринбурге и Казанская 1890 года. Отдельного рассмотрения заслуживает Этнографическая славянская выставка 1867 года.

Большой общественный резонанс промышленных выставок, допуск на которые до 1853 года был для посетителей бесплатным, приводил к тому, что число посетителей выставок всегда был значителен. Уже на первых выставках количество посетителей превышало 100 тысяч человек, Московскую выставку 1882 года и Нижегородскую выставку 1896 года посетили свыше 1 млн. человек.

После проведения ряда местных выставок в 1882 года на всероссийском уровне впервые появился кустарный отдел, в подготовке которого главную роль сыграли губернские земства и статистические комитеты. Здесь кустарная промышленность предстала перед специалистами и широкой публикой с необходимой полнотой, характеризовавшей степень распространения, размеры производства, экономическое значение этой формы труда, куда было вовлечено несколько миллионов рабочих рук. Важным аспектом этой экспозиции было поддержание интереса к народному искусству, изучение массовых эстетических представлений, но одновременно — и выявление слабых сторон кустарных производств, необходимость оказания помощи в сохранении традиций народного творчества [8].

Развитие отечественной живописи, скульптуры и архитектуры за четверть века представлял обширный художественный отдел, где более 1 млн. посетителей увидели работы В.М. Васнецова, А.А. Иванова, И.Е. Репина, А.К. Саврасова, М.М. Антокольского, Е.А. Лансере, К.А. Тона, Н.Л. Бенуа и других.

Материальным результатом художественно-промышленных выставок стало формирование музейных собраний (например, Кустарного музея Московского земства, Технического музея ИРТО, Нижнетагильского заводского музея, музея Ижорских Адмиралтейских заводов и др.).

Опыт дореволюционных выставок был использован в советское время при организации ряда промышленных, сельскохозяйственных и кустарных выставок 1920-х гг. Высказываемые многими деятелями XIX века мысль о необходимости создания постоянно действующей стационарной выставки нашла отражение в создании Выставки достижения народного хозяйства (ВДНХ), ныне - Всероссийский выставочный центр (ВВЦ). В постсоветскую эпоху самые разнообразные выставки стали постоянным явлением хозяйственной и культурной жизни России.

4. Русское традиционное прикладное искусство на международных выставках

Русское традиционное прикладное искусство стало известно за рубежом благодаря участию русских художников и мастеров на международных выставках, на которых весьма часто изделия народных художественных промыслов получало всеобщее признание. И нередко вслед за выставкой следовало заключение контрактов. Россия выставляла произведения традиционного прикладного искусства на 5 всемирных выставках.

Всемирная Выставка 1861 года в Лондоне, первая из мировых художественно-промышленных выставок в истории. Эта Выставка как бы заложила методики проведения подобных выставок и оказала огромное влияние на многие виды и направления в искусстве. Действовала с 1 мая по 15 октября. Выставку посетили 6 млн. человек - ранее невиданная в истории цифра.

На первой мировой выставке были представлены промышленные товары и различные изделия ремесла, машины, производственные методы, а также полезные ископаемые и работы изобразительного искусства. Впервые миру показаны были многие технические достижения. Так, Германия продемонстрировала железнодорожные локомотивы и сталь заводов Круппа. Хрустальный Дворец (сооружение из стекла и металла, ставшее прообразом архитектуры XX века), главную сенсацию выставки, представила Англия. Кроме того, британцы показали также паровые двигатели для океанских судов США предъявили миру швейные машинки «Зингер» и автоматические револьверы Кольта. Франция покорила посетителей Севрским фарфором, лионским шелком и гобеленами [9, с. 23]. Россия в силу недооценки российскими чиновниками значения выставки показала далеко не все свои достижения в области науки и промышленности. В российской экспозиции техника была представлена весьма скромно. В работе выставки принял участие П.П. Аносов известный металлург, демонстрировавший восстановленный им булат [9, с. 27]. Однако из-за судейской тенденциозности многие русские экспонаты не получили наград.

И, тем не менее, успехи России даже в таких условиях были неоспоримыми. Россия удивляла всех успехами своей художественной промышленности и народным художественным промыслам. Шелковые ткани, художественно обработанная кожа, ювелирные изделия, многочисленные изделия из малахита, среди которых были даже столы, камины, вазы, и другая малахитовая мебель - все это поражало посетителей выставки.

Из 365 российских экспонатов 3 были удостоены Большой медали (придворные ювелиры Каммере и Зефтиген; московский фабрикант серебряных изделий И. Сазиков; петербургская фабрика малахитовых изделий Демидовых). Также 60 экспонатов были удостоены Медали второй степени и 67 - Похвального отзыва [10].

Выставка всемирная 1867 года в Париже, одна из первых (после выставок 1851 года в Лондоне и 1855 года в Париже) в мировой истории художественно-промышленных выставок. Официальное название - «Всемирная выставка

произведений земледелия, промышленности и художеств» 1867 года. Выставка открылась в апреле и продолжалась до ноября. На Марсовом поле для нее возвели огромное здание из стекла и железа, внутри которого разместилось 7 экспозиционных галерей. 70 гектаров прилегающей площади заняли более 200 больших и малых павильонов. Всего в выставке участвовали около 42 тысяч экспонентов. За полгода функционирования выставки около 10 млн. европейцев познакомилось с новейшими достижениями российской промышленности, науки, техники и культуры. Среди представленных экспонатов Пруссия выставила гильотину, способную отрубать сразу 6 - 8 голов [9, с. 49].

Генеральным комиссаром Русского отдела был назначен известный писатель Дмитрий Григорович. Русский Отдел насчитывал 1392 выставочных предметов. Выставку посетил прибывший в Париж император Александр II. Вместе с ним русскую экспозицию посетил правивший Францией император Наполеон III. Торжества были омрачены покушением на Александра II польским эмигрантом Антоном Березовским.

С первого же дня работы выставки начался небывалый триумф Русского Отдела. Этот триумф напрямую связан был с экспонировавшимися произведениями русского декоративного искусства. Толпы посетителей приходили посмотреть на бронзовую модель Петропавловской крепости работы петербургской фабрики художественной бронзы, и резную деревянную избу, сооруженную без единого гвоздя плотницкой артелью из Владимирской губернии. Эту экспозицию жюри отметило серебряной медалью [11].

В художественной экспозиции демонстрировались работы 40 российских живописцев. Золотой медалью и денежной премией были награждены художник-баталист Коцебу за монументальное полотно «Полтавская победа», а также мозаичные работы Петергофской гранильной фабрики и Императорской Академии художеств. Мастер Петергофской гранильной фабрики за мозаики Исаакиев-ского собора Иван Соколов (кстати, участвовавший в еще в выставке 1851 года) был отмечен крестом ордена Почетного легиона [9, с. 55]. Российская делегация выставила также макет древней новгородской церкви на Нередице, построенной в 1198 году, и копии её фресок. Эти экспонаты очень понравились французам, но поскольку жюри не могло прийти к выводу, в какой номинации оценить это произведение, то потерявший терпение Наполеон III приказал отлить в честь этого храма специальную медаль.

При этом, как отмечала пресса, Россия «изумила некоторыми промышленными изделиями». По разделу промышленности медалями различной степени были отмечены: орудия и инструментальная сталь петербургского Обуховского завода, изделия адмиралтейских Ижорских заводов, Петербургского Монетного двора, ткани «Невской бумагопрядильной мануфактуры» и многие другие предприятия [11].

Из представленных в российском разделе более 1 300 экспонатов 478 получили награды (2 Гран-при, 21 золотая, 93 серебряная, 211 бронзовых медалей и 151 Почетный отзыв) [9, с. 56]. Среди награжденных были такие изделия русских промыслов и художественной промышленности: ювелирные изделия фирм И.П. Сазикова, П.С. Овчинникова, И.П. Хлебникова; хрусталь Ю.С. Нечаева-Мальцева, фарфор М.С. Кузнецова [12].

Всемирная выставка 1873 года в Вене (проходила с 1 мая по 2 ноября) также прославила русское традиционное народное искусство. Интерес проявили посетители к уникальным деревянным часам братьев Бронниковых из Вятки. Наградами также были отмечены: Е.Ф. Фальц-Фейн из Херсонской губернии за образцы мытой шерсти; меха рижского предпринимателя М. Грюнвальда, мебель петербургской мастерской Н.Ф. Штанге (люстры и канделябры), основанной еще в 1818 г Золотой медали удостоился тульский самовар «Петух», выполненный по эскизу будущего знаменитого художника В.М. Васнецова, - ножки самовара были отлиты в виде петушиных лап и хвоста, а носик - в виде головы петуха. По сверкающей позолоте вязью красовались надписи: «Самовар кипит - уходить не велит» и «Где есть чай, там и под елью рай» [9, с. 74 - 75].

Всемирная выставка науки, техники и искусств 1889 года в Париже была приурочена к 100-летию Великой Французской революции. Именно эта политизированность привела к тому, что Россия и еще 10 монархических государств участвовали в мероприятиях выставки неофициально, то есть силами лишь частных лиц. Официально участие в выставке приняли 29 государств. Выставка собрала 56 тысяч участников. Около 62 тысяч экспонатов было тематически распределено на 9 групп. Выставка разместилась в самом центре Парижа. Выставочная территория занимала более 70 га. Специально к выставке по проекту Густава Эйфеля была сооружена металлическая башня высотой в 300 метров.

Несмотря на то, что Россия не принимала официального участия в парижском смотре, русский отдел был все же представлен достойно. Он занимал площадь в 3800 кв. м. Здесь выставили свои экспонаты 820 наших соотечественников. Неоднократно на выставочных мероприятиях выступал симфонический оркестр под управлением Н.А. Римского-Корсакова. Большим успехом у парижской публики пользовался русский ресторан с русскими блюдами, который был устроен на первой платформе Эйфелевой башни во время выставки.

Неофициальное участие России в выставке неизбежно сказалось на его качестве. Расходы по участию в выставке полностью легли на самих экспонентов. В отделе машин русских экспонатов не было. Горнозаводской раздел не отражал состояния горной промышленности России и значительно уступал подобным отделам на предыдущих всемирных выставках. Тем не менее, 671 российский экс-

понент получил награды - 19 почетных дипломов, 128 золотых, 184 серебряных, 210 бронзовых медалей и 130 почетных отзывов, т.е. более 80% от общего числа наград всемирной выставки.

Среди наиболее значительных экспонатов русского отдела выделялась коллекция почв, присланная профессором В.В. Докучаевым. Особым интересом пользовался «куб» чернозема, привезенного из Воронежа. Коллекция русских почв получила золотую медаль выставки. Посетители и пресса отмечали качество фаянса Кузнецова, тульские самовары Баташева и Воронцова, ситцы Морозова, меха Новинского, павлово-посадские платки Лабзина, охотничью мебель и чучела Гринвальда, изделия из камней Алибера. Особой похвалы удостоились кожи Савина, мебель Свирского, бронза Шопена, серебряные изделия Хлебникова и Овчинникова, мельхиор Фраше. Первый производитель российского коньяка, основатель известных коньячных заводов в Кизляре, Эривани (Ереване) и Тифлисе Д.З. Сараджиев был удостоен сразу двух золотых медалей [13].

Выставка всемирная 1900 года в Париже, международная художественно-промышленная и научно-техническая выставка, посвященная наступающему XX веку. Проходила в Париже с 15 апреля по 12 ноября 1900 года. Выставку посетило свыше 50 млн человек - рекордное количество за всю историю международной выставочной деятельности. Участвовали в выставке 35 государств. Россия оказалась главным триумфатором выставки.

Еще до начала работы выставки в Париже через реку Сену был открыт построенный русскими инженерами мост имени Александра III, который и поныне считается красивейшим парижским мостом. Русский отдел занимал самую большую экспозиционную площадь - 24 тысяч кв. м. Генеральным комиссаром Русского отдела был князь Тенишев. Участвовал в работе отдела и вице-президент Международного жюри Д.И. Менделеев. В отделе электротехники демонстрировалось первое радио, которое лично представлял его изобретатель Александр Попов. Центральный павильон Русского отдела был построен в виде Казанского Кремля. Рядом находились сооружения в виде крестьянских изб, боярских теремов и церковью.

За время выставки российская экспозиция получила 1 589 наград, из них: 212 высших, 370 золотых медалей, 436 серебряных, 347 бронзовых и 224 почетных отзыва.

Высшие награда, в частности, были присуждены целому ряду сооружений Великого Сибирского железнодорожного пути. Транссиб был представлен в виде панорамы. Зрители заходили в спальный вагон и видели в окнах движущуюся панораму, которая была изображена на ленте, наматывающейся с одного цилиндра на другой. Гран-при были присуждены крымскому шампанскому завода «Новый Свет» князя Льва Голицина, и шоколаду товарищества «Эйнем» (сегодня - фабрика «Красный Октябрь»), и экспозиции Прохоровской мануфактуры. Хрустальный Гран-при выставки и большую золотую медаль получил Каслинский чугунный павильон Кыштымского горного округа, созданный по проекту архитектора-художника Е. Баумгартена. Даже матрешка, впервые участвовавшая в подобной выставке, получила золотую медаль - за оригинальность формы и своеобразие росписи [14].

6. Распространение изделий народных художественных промыслов в советский период

В советский период русской истории, несмотря на то, что большевики полностью разделяли прогрессистские идеи, идущие еще от философии Просвещения, и художников, творивших в традиционной манере, смотрели как на «черносотенцев», или, в лучшем случае, как на «отсталый элемент», народные художественные ремесла не исчезли. Более того, в 1920-30-х гг появились новые центры лаковой миниатюры - Палех, Мстёра и Холуй. Безработные богомазы нашли свое место в искусстве.

Соцреализм (господствующий художественный метод) оказал большое влияние и на народное искусство, как в тематике создаваемых произведений, так и в способах изображения. Например, в вышивке, в лаковой миниатюре, особенно в 30-е гг, изображалась советская символика (серпы и молоты, красные звезды, буденовки, портреты вождей). В целом для народного искусства период социалистического реализма был одним из наиболее сложных и противоречивых периодов развития [15, с. 314].

О достижениях традиционного искусства страны наглядно свидетельствовала победы русского народного искусства на всемирных выставках. Так, в 1925 году советские художники участвовали во Всемирной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже. Это была международная художественная выставка, посвященная архитектуре и дизайну. Проходила с апреля по октябрь 1925 года. Была первой международной выставкой, в которой принимал участие Советский Союз. Большевистские лидеры стремились покорить публику с помощью различного «авангарда», выставив сооружения в стиле конструктивизма (так был выполнен главный павильон советской экспозиции). Однако главным и совершенно неожиданным для советских организаторов выставки стали изделия вологодских кружевниц, получивших золотую медаль. Так с 1925 года началось мировое признание вологодского кружева.

Новым триумфом русского народного искусства советского времени стала Всемирная выставка искусства и техники, проходившая с 25 мая по 25 ноября 1937 года в Париже. Советская экспозиция на выставке собрала 270 наград, из них 95 - Гран-при, 70 золотых, 40 серебряных, 6 бронзовых медалей, более полусотни дипломов. Созданная для выставки скульптура В.И. Мухиной «Рабочий

и колхозница» сразу же вошла в историю скульптуры XX века. Сенсацией мирового масштаба стало продемонстрированное на выставке ювелирное мозаичное панно «Индустрия социализма», представлявшее собой карту Советского Союза, сделанную из драгоценных и полудрагоценных камней. Предшественником панно были наборные иконы из драгоценных и поделочных камней, изготовляемые на Урале в XVШ-XIX веках, а также составленные из минералов рельефные наборные карты Урала, изготовленные Кузьмой Денисовым и его сыном Алексеем Денисовым-Уральским в 70-80-х гг. XIX столетия. В этом смысле народное искусство оказало вдохновляющее воздействие на произведение художественной промышленности, сделанное по государственному заказу.

Большое внимание публики привлекли и изделия народного искусства. В частности, великоустюжское чернение по серебру Евстафия Шильниковского получило большую серебряную медаль. Также на этой выставке впервые мировое признание получила лаковая миниатюра Холуя, удостоенная бронзовой медали.

Триумф был особенно впечатляющим, учитывая откровенную враждебность и предвзятость жюри, и антисоветскую кампанию в прессе.

Распространялись изделия художественных промыслов через государственную торговлю. Но в условиях дефицита и нехватки многих предметов первой необходимости большинство изделий народного искусства отнюдь не считались необходимыми. В плановых показателях советских торговых учреждений реализация изделий народных промыслов чаще всего вообще не учитывалась.

В конце 1950-х гг. при Н.С. Хрущеве художественные артели, как и вся промышленная кооперация, были ликвидированы. Мощности артелей и кооперативов передали совнархозам. Для народных промыслов это было серьезным ударом. Огосударствление народных промыслов привело к тому, что теперь они должны были выпускать свою продукцию согласно плановым показателям, установленным чиновниками-самодурами, большинство из которых совершенно не разбирались в искусстве. Эти же чиновники утверждали тематику произведений, время их создания, место, где их реализуют. Сохранились совсем мелкие артели

художественных промыслов, причем им запрещалось осуществлять регулярную розничную торговлю своей продукцией.

Помимо политических, были и социокультурные проблемы, свойственные, впрочем, всем промышленно развитым странам. За четыре десятилетия после войны Россия превратилась из страны преимущественно крестьянской в страну горожан. В 1897 году городское население России составляло 12, 9% всего населения, в 1914 году - 15,3%, в 1926 году - 21,3%, а в 1979 году - 74,4%. Полностью исчезло как класс традиционное крестьянство. Кустарный сектор экономики также практически исчез, точнее, стал «теневым». В результате традиционное искусство в значительной степени исчезло, а то, что существовало, в основном представало в виде китча - изделий для туристов.

И в очередной раз русское традиционное искусство продемонстрировало уникальную выживаемость. Китч можно (и нужно!) рассматривать как свидетельство определенного художественного упадка, однако в конкретных условиях 1960-1980-х гг. стремление туристов приобрести сувенир оказалось благодетельным для искусства.

Заключение

В новое тысячелетие традиционное прикладное искусство России вступило в условиях, когда интерес к своим исконным корням и народному искусству охватил уже немалую часть российского социума. При этом благодаря созданию ВШНИ народное искусство может рассчитывать на повышение качества благодаря основательной подготовке художников в данном вузе. Но определенные трудности для традиционного прикладного искусства России возникают в силу слабой и малоэффективной рекламы, и отсутствием системы распространения художественных изделий. Если продажа антиквариата, а также т.н. «современное искусство» опираются на широкую сеть соответствующих учреждений и организаций, то реализация изделий русского народного искусства еще только начинает приобретать организованные формы. Думается, со временем все же должна сложиться сеть продажи и распространения изделий народного искусства. При создании такой сети вполне может пригодится опыт прошлого.

Библиографический список

1. Тихонравов К.Н. Владимирский сборник. Материалы для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии. Владимир: Губ. Тип., 1857.

2. Дубровский П.С., Дубровский С.П. Офени-иконщики во Владимирской губернии. Available at: http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/vjazniki/p/61-1-0-2396

3. Кондаков Н.П. Современное положение русской народной иконописи. ДПИ. Т. CXXXIX. Санкт-Петербург: Тип. И.Н. Скороходова, 1901.

4. Канделаки И. Роль ярмарок в русской торговле. Санкт-Петербург: Типография редакции периодических изданий Министерства финансов, 1914.

5. Шацилло М.К. Торговля и снабжение населения. Аксенов В.Б., Асташов A.B., Булдаков В.П. Россия в годы Первой мировой войны: экономическое положение, социальные процессы, политический кризис. Москва: РОССПЭН, Российская энциклопедия, 2014.

6. Лебедев С.В. Ярмарки. Русский народ. Энциклопедия народного и декоративно-прикладного искусства. Главный редактор, руководитель проекта О.А. Платонов, научный редактор-составитель С.В. Лебедев. Москва: Институт русской цивилизации, 2018. Т. 2.

7. Всероссийская выставка в Нижнем Новгороде 1896 г. Город. - Ярмарка. - Выставка. Путеводитель. Санкт-Петербург, 1896: 236.

8. Всероссийская художественно-промышленная выставка в Москве 1882 года. Под редакцией Гоппе Г. Д. Санкт-Петербург: Тип. Гоппе Г.Д., 1882: 256.

9. Шпаков В. Н. История всемирных выставок. Москва: ACT: Зебра Е, 2008.

10. Промышленность. Журнал мануфактур и торговли. Санкт-Петербург, 1861; № 18. Т. III. 563 - 583.

11. Забытая реальность. Россия на всемирных выставках. Available at: http://xn--80aaacvi7aqjpqei0jvae5b.xn--p1ai/rossijskaya-imperiya-na-vsemirnyx-vystavkax/

12. Иллюстрированное описание Всемирной Промышленной Выставки в Париже, 1867года. Санкт-Петербург: издание В.Е. Генкеля, 1869: 349.

13. Никитин Ю. Всемирная выставка 1889 года в Париже. Новые Известия. 08.06.2009. Available at: www.newizv.ru

14. Орлов М.А. Всемирная Парижская выставка 1900 года в иллюстрациях и описаниях. Санкт-Петербург: Типография брат. Пантелеевых, 1900: 224.

15. Сергиевский В. Социалистический реализм. Русский народ. Энциклопедия народного и декоративно-прикладного искусства. Главный редактор, руководитель проекта О. А. Платонов, научный редактор-составитель С.В. Лебедев. Москва: Институт русской цивилизации, 2018. Т. 2.

References

1. Tihonravov K.N. Vladimirskij sbornik. Materialy dlya statistiki, 'etnografii, istoriii arheologii Vladimirskoj gubernii. Vladimir: Gub. Tip., 1857.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Dubrovskij P.S., Dubrovskij S.P. Ofeni-ikonschiki vo Vladimirskoj gubernii. Available at: http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/vjazniki/py61-1-0-2396

3. Kondakov N.P. Sovremennoe polozhenie russkoj narodnoj ikonopisi. DPI. T. CXXXIX. Sankt-Peterburg: Tip. I.N. Skorohodova, 1901.

4. Kandelaki I. Rol'yarmarok vrusskoj torgovle. Sankt-Peterburg: Tipografiya redakcii periodicheskih izdanij Ministerstva finansov, 1914.

5. Shacillo M.K. Torgovlya i snabzhenie naseleniya. Aksenov V.B., Astashov A.B., Buldakov V.P. Rossiya v gody Pervoj mirovoj vojny: 'ekonomicheskoe polozhenie, social'nye processy, politicheskijkrizis. Moskva: ROSSP'En, Rossijskaya 'enciklopediya, 2014.

6. Lebedev S.V. Yarmarki. Russkij narod. 'Enciklopediya narodnogo i dekorativno-prikladnogo iskusstva. Glavnyj redaktor, rukovoditel' proekta O.A. Platonov, nauchnyj redaktor-sostavitel' S.V. Lebedev. Moskva: Institut russkoj civilizacii, 2018. T. 2.

7. Vserossijskaya vystavka v Nizhnem Novgorode 1896 g. Gorod. - Yarmarka. - Vystavka. Putevoditel'. Sankt-Peterburg, 1896: 236.

8. Vserossijskaya hudozhestvenno-promyshlennaya vystavka v Moskve 1882 goda. Pod redakciej Goppe G. D. Sankt-Peterburg: Tip. Goppe G.D., 1882: 256.

9. Shpakov V. N. Istoriya vsemirnyh vystavok. Moskva: ACT: Zebra E, 2008.

10. Promyshlennost'. Zhurnalmanufakturi torgovli. Sankt-Peterburg, 1861; № 18. T. III. 563 - 583.

11. Zabytaya real'nost'. Rossiya na vsemirnyh vystavkah. Available at: http://xn--80aaacvi7aqjpqei0jvae5b.xn--p1ai/rossijskaya-imperiya-na-vsemirnyx-vystavkax/

12. Illyustrirovannoe opisanie VsemirnojPromyshlennoj Vystavki v Parizhe, 1867 goda. Sankt-Peterburg: izdanie V.E. Genkelya, 1869: 349.

13. Nikitin Yu. Vsemirnaya vystavka 1889 goda v Parizhe. Novye Izvestiya. 08.06.2009. Available at: www.newizv.ru

14. Orlov M.A. Vsemirnaya Parizhskaya vystavka 1900 goda v illyustraciyah i opisaniyah. Sankt-Peterburg: Tipografiya brat. Panteleevyh, 1900: 224.

15. Sergievskij V. Socialisticheskij realizm. Russkij narod. 'Enciklopediya narodnogo i dekorativno-prikladnogo iskusstva. Glavnyj redaktor, rukovoditel' proekta O. A. Platonov, nauchnyj redaktor-sostavitel' S.V. Lebedev. Moskva: Institut russkoj civilizacii, 2018. T. 2.

Статья поступила в редакцию

УДК 377.6 + 378

Nikolaeva A.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Director of Kholuy branch of VSHNI (a), (Kholuy, Ivanovo Region, Russia), E-mail: [email protected] Basina I.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Deputy Director of NMR of Kholuy branch of VSHNI (a) (Kholuy, Ivanovo Region, Russia), E-mail: ib091219@ mail.ru

THE CONTENT MODEL LEARNING THE SKILL OF EMBROIDERY IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION. The article deals with the model of teaching the art embroidery skills in the system of continuous professional education, which contains the following components: the purpose, objectives, methodological and theoretical foundations (approaches, principles), the necessary material and technical base common to the level of secondary vocational educa-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.