Научная статья на тему 'Градостроительные проблемы устройства промышленных выставок в России во второй половине XIX - начале XX века'

Градостроительные проблемы устройства промышленных выставок в России во второй половине XIX - начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
382
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ВЫСТАВКИ / ВЫСТАВОЧНЫЕ ПАВИЛЬОНЫ / ВРЕМЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ / ПЛАНИРОВКА / УРБАНИСТИКА / INDUSTRIAL EXHIBITIONS / EXHIBITION HALLS / WITH TEMPORARY FACILITIES / PLANNING / URBAN PLANNING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Никитин Ю. А.

Освещается история создания временных выставочных комплексов в дореволюционной России и решение различных градостроительных проблем, которые возникали у организаторов этих смотров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Urban Development Problems of Building Industrial Exhibitions in Russia at the Second Half of the XIX and The Beginning of the XX Centuries

The author dwells upon the history of building temporary exhibition complexes in pre-revolutionary Russia and describes solutions of different urban development problems encountered by the organizers of those displays. The exhibitions in pre-revolutionary Russia were usually unique architectural complexes and sometimes resembled small towns. Their organizers had to solve a number of complicated town-building tasks such as the choice of a construction site and rational distribution of a great number of different buildings as well as laying out engineering communication facilities, railway tracks and pedestrian foot-paths and providing the internal transport as well as well-organized public services and amenities, including planting trees and shrubs and so on.

Текст научной работы на тему «Градостроительные проблемы устройства промышленных выставок в России во второй половине XIX - начале XX века»

Исторические аспекты науки и техники

235

УДК 725.91 Ю. А. Никитин

Петербургский государственный университет путей сообщения

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УСТРОЙСТВА ПРОМЫШЛЕННЫХ ВЫСТАВОК В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Освещается история создания временных выставочных комплексов в дореволюционной России и решение различных градостроительных проблем, которые возникали у организаторов этих смотров.

промышленные выставки, выставочные павильоны, временные комплексы, планировка, урбанистика.

Введение

Развитие экспозиционной деятельности во второй половине XIX века привело к созданию архитектурных комплексов павильонного типа для проведения отечественных промышленных выставок. Кроме выставочных павильонов (главных, тематических и частных), строились здания администрации, экспертов, почты и телеграфа, вокзалов, ресторанов, трактиров, киосков и т. п. На многих выставках создавалась так называемая «увеселительная часть»: театры, концертные залы, залы собраний, музыкальные павильоны, эстрады и беседки и т. п. В большинстве своем это были оригинальные постройки [1].

1 Выбор территории для устройства выставок

Превращение выставок в выставочные комплексы потребовало решения ряда градостроительных вопросов. Одной из важнейших задач, стоявших перед организаторами этих смотров, была проблема выбора территории. Выработалось два основных приема расположения выставочных комплексов: в центральной части и на окраине. Эта практика перекликается с опытом организации всемирных выставок за рубежом.

Устройство выставок в центре города получило широкое распространение, т. к. одна из форм выставочной деятельности связана с приспособлением существующих зданий (манежей, дворцов и т. д.), расположенных, как правило, в центральных частях городов. Размещение выставок в центре города ставило перед их организаторами много планировочных проблем. Выставкам приходилось вписываться в жесткие рамки существовавшей за-

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2011/4

236

Исторические аспекты науки и техники

стройки на ограниченной территории площадей, скверов, садов, парков, базаров, пустырей и т. д. Часто в центре города трудно было найти достаточно обширную территорию, поэтому приходилось размещать выставки на двух и более отдельных участках, чаще всего расположенных по соседству.

Рис. 1. Политехническая выставка 1872 года в Москве. Генеральный план

2011/4

Proceedings of Petersburg Transport University

Исторические аспекты науки и техники

237

Политехническая выставка 1872 г., ставшая первым опытом павильонного строительства, размещалась в самом центре Москвы (рис. 1). Основная территория (20 га) протянулась вдоль кремлевских стен - в Александровском саду, на набережной Москва-реки, а также в самом Кремле -на верхней террасе Тайницкого сада. Развлекательную зону разместили еще в двух местах: «Аквариум» - на Моисеевской площади, а «Отдел попечения о нравственном улучшении рабочих» со знаменитым народным театром В. Гартмана - на Варваринской площади. Чтобы оставить проезд в Кремль через Боровицкие ворота, возвели пешеходный мост, связавший второй и третий сады. К подобному приему прибегали довольно часто, т. к. устройство наземных переходов выключало бы на длительное время городские магистрали (Рига, 1901 (рис. 2); Ташкент, 1909 (рис. 3); Одесса, 1910 (рис. 4); Кострома, 1913 и т. д.). Международная строительнохудожественная выставка 1908 г. в Петербурге раскинулась на обоих берегах Большой Невки: в Новой Деревне и напротив - на Каменном острове. Связь двух участков осуществлялась с помощью паромной переправы.

Рис. 2. Юбилейная промышленно-ремесленная выставка 1901 года в Риге.

Генеральный план

Устройство выставок в центре города часто приводило к компромиссному варианту - использованию существующих капитальных зданий и строительству временных павильонов на прилегающих участках. Впервые это было осуществлено в Петербурге на Выставке сельских произведений

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2011/4

238

Исторические аспекты науки и техники

1850 г. (Конногвардейский манеж) и начиная с 1860 г. - на многих выставках, устраиваемых в Михайловском манеже. Наиболее значительными примерами такой практики стали Всероссийская гигиеническая выставка 1913 г. (рис. 5) и Международная выставка садоводства 1914 г. в Петербурге (рис. 6). Экспозиция первого смотра размещалась в здании Главной гимнастическофехтовальной школы Павловского военного училища на Петроградской стороне и в прилегающем парке, где на площади в 6 га было выстроено около 70 временных павильонов [2]. Вторая выставка располагалась в только что выстроенном здании Российского общества садоводства (ныне кинотеатр «Ленинград») и в отдельных павильонах Таврического сада [3].

чтил «ьшМ сыыомутоайстевдям.

тшштшКилтгтшмА % икпшА шклмрм

Рис. 3. Туркестанская сельскохозяйственная, промышленная, художественная и научная выставка 1909 года в Ташкенте. Генеральный план

2011/4

Proceedings of Petersburg Transport University

Исторические аспекты науки и техники

239

Рис. 4. Фабрично-заводская и художественно-промышленная выставка 1910 года

в Одессе. Генеральный план

Укрупнение выставок вступало в конфликт с ограниченными пространственными возможностями центров городов. Постепенно выставки выносятся на их окраины. Масштабы Всероссийской промышленнохудожественной выставки 1882 г. (30 га) потребовали изыскания большого свободного пространства, которое трудно было найти в центре Москвы. Организаторы смотра отдали предпочтение Ходынскому полю. Основными преимуществами, определившими выбор именно этого участка, были

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2011/4

240

Исторические аспекты науки и техники

обширность территории и удобство сообщения с ней (существующая конно-железная дорога по Петербургскому шоссе и близость Белорусского вокзала). Был учтен и такой психологический фактор, как соседство с Петровским парком - «любимым гульбищем московских жителей» [4].

Рис. 5. Всероссийская гигиеническая выставка 1913 года в Петербурге.

Генеральный план

Освоение новых территорий требовало больших работ по их благоустройству, озеленению и инженерному оборудованию. На выставки проводили водопровод, электричество, телефон, телеграф и т. п. Доставка крупногабаритных экспонатов и организация железнодорожных отделов требовали строительства подъездных путей ко многим выставочным территориям [5]. Во многих городах сложилась преемственность в выборе территории.

2 Особенности планировочной структуры выставок

Выбор территории для выставок во многом определял и общие возможности композиционного построения их генпланов. Если большинству выставок, размещенных в центральных частях городов, приходилось впи-

2011/4

Proceedings of Petersburg Transport University

Исторические аспекты науки и техники

241

сываться в существующую городскую застройку или систему зеленых насаждений, то при устройстве выставок на окраинах городов была возможность более свободного построения генплана.

Рис. 6. Международная выставка садоводства 1914 года в Петербурге в Таврическом саду. Генеральный план

Узкая и протяженная территория Александровского сада в Москве обусловила планировку Политехнической выставки 1872 г. Главная пешеходная аллея сада начиналась от Воскресенской площади и шла вдоль Кремлевской стены. По обе стороны аллеи разместилось большинство временных выставочных сооружений. Узкое вытянутое пространство набережной Москва-реки у Кремля определило линейную застройку и этого участка [6].

Основная часть павильонов Царскосельской выставки 1911 г. раскинулась вокруг пруда и на аллеях Екатерининского парка. Жесткое требование сохранения в неприкосновенности всех деревьев и кустов обусловило свободную живописно-парковую композицию планировки (рис. 7).

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2011/4

242

Исторические аспекты науки и техники

ШНЪ ВЫСТАВКИ

(Птпфои* «Шкачень яратчайцп* nm «fopiO

Рис. 7. Царскосельская юбилейная выставка 1911 года. Генеральный план

Московская выставка 1882 г., вынесенная на окраину города, располагала полной свободой построения генплана. Громадное кольцеобразное в плане центральное здание доминировало над всей территорией. Планировка построена на сочетании концентрической и линейно-осевой композиции (рис. 8).

В застройке территории многих выставок сочетались принципы регулярной и свободной планировки. Этот прием лучше всего позволял исполь-

2011/4

Proceedings of Petersburg Transport University

Исторические аспекты науки и техники

243

зовать конкретные условия участков, особенно когда выставочные комплексы приходилось вписывать в жесткие рамки отведенной территории.

Рис. 8. Всероссийская промышленно-художественная выставка 1882 года в Москве.

Общий вид выставочного комплекса

Крупнейшая выставка дореволюционной России - Нижегородская 1896 г., вынесенная за город (рис. 9), также располагала полной свободой построения генплана (84 га). Она представляла довольно сложную планировочную структуру, построенную на сочетании линейно-осевых, концентрических и свободных приемов. Перевезенное из Москвы центральное здание вновь стало композиционным ядром ансамбля, вокруг которого группировалось более 170 сооружений. Фронтальная композиция парадной входной части, образованная павильонами художественного отдела и отдела Средней Азии, плавно переходила в концентрическую в целом композицию. Несмотря на совершенно очевидное выделение главной оси, ансамбль был построен не на симметрии, а на принципе равновесия частей [7].

Интересную и насыщенную планировочную структуру имела Екате-ринославская выставка 1910 г. (арх. Ф. Е. Вышинский). Она строилась на выявлении оси главной улицы, от которой в обе стороны под небольшим углом, как ветви от ствола дерева, отходили второстепенные аллеи. Два одинаковых павильона при входе играли роль своеобразных кулис, через которые открывалась перспектива главной эспланады, замыкавшаяся глав-

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2011/4

244

Исторические аспекты науки и техники

ным павильоном (рис. 10). В композицию комплекса удачно вписался большой пруд, существовавший на этом пустыре [8].

Рис. 9. Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде. Генеральный план

2011/4

Proceedings of Petersburg Transport University

Исторические аспекты науки и техники

245

Рис. 10. Южно-русская областная сельскохозяйственная, промышленная и кустарная выставка. Генеральный план

Ансамбль Всероссийской выставки 1913 г. в Киеве (рис. 11) может служить классическим примером планировки, построенной на единстве осевой и живописной композиции, учитывающей рельеф местности и многообразие сменяющих друг друга картин (арх. Ф. Е. Вышинский). Около 150 сооружений было возведено на площади в 28 га. Регулярная застройка равнинной части участка плавно переходила на склоне холма в свободную.

Пространственная организация основного композиционного ядра ансамбля - 500-метровой эспланады - строилась на контрастном чередовании узких участков - кулис - и широких площадей, создавая эффект перетекающего пространства. Перспективу выставки замыкала широкая парадная лестница, ведущая к земскому павильону, который торжественно возвышался на холме и служил композиционным акцентом всего ансамбля. Использование естественного рельефа позволило наиболее эффективно раскрыться всей панораме комплекса. Этот прием уже был использован при устройстве на этом же месте выставки 1897 г.

Планировка многих выставок не отличалась высокими композиционными качествами. Она страдала либо чрезмерной скученностью, либо наоборот - унылой разбросанностью. Это объяснялось чаще всего отсутствием опытных архитекторов в строительных комитетах выставок. Так, например, Казанская выставка 1909 г. получила следующую оценку в печати: «Вникая в планировку, обнаруживалась ее плохая скомпонованность, по-

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2011/4

246

Исторические аспекты науки и техники

ражающая беднотой мысли, разбросанностью и отсутствием в садовом партере декоративных перспектив» [9].

Рис. 11. Всероссийская фабрично-заводская, торгово-промышленная, сельскохозяйственная и научно-художественная выставка 1913 года в Киеве.

Генеральный план

Все многообразие композиционных решений выставочных комплексов можно разделить на четыре группы: линейно-осевое, концентрическое, живописно-парковое и смешанное. Характерной чертой большинства выставочных генпланов было выявление основных планировочных осей, организующая роль которых очевидна. Этот прием обеспечивал четкость генплана, важную для ориентации посетителей. Зонирование территории являлось одним из главных достоинств выставочных комплексов и часто влияло на их планировку.

2011/4

Proceedings of Petersburg Transport University

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исторические аспекты науки и техники

247

3 Организация входов на выставки

Большую роль в композиционном решении выставочных комплексов играла организация входов на их территории. Расположение и количество входов было обусловлено в каждом случае конкретной градостроительной ситуацией. Специфическая планировка Политехнической выставки 1872 г. потребовала устройства шести входов с турникетами в наиболее ответственных местах, один из которых был решен в виде понтонного моста через Москва-реку.

На Всероссийскую выставку 1882 г. в Москве публика попадала через три входа: главный вход со стороны Петербургского шоссе вел прямо в центральное здание, в павильон художественного отдела - с платформы конно-железной дороги, в машинный - с платформы железнодорожной станции. Вход на выставку через главный павильон использовался и на других смотрах.

На Нижегодской выставке 1896 г. функционировали два входа: главный - со стороны города, к которому были проложены шоссе, линия трамвая и Молитовская ветка железной дороги, другой - со стороны новой пассажирской станции, специально построенной на железнодорожной линии Москва - Нижний Новгород и вплотную примыкавшей к выставке.

На Одесскую фабрично-заводскую, промышленно-художественную и сельскохозяйственную выставку 1910 г. можно было попасть через четыре входа. На Рижской выставке 1901 г. устроили десять входов. Это позволяло осуществлять равномерную загрузку выставки с нескольких концов участка. Однако даже при наличии нескольких входов всегда создавался главный, парадный вход. Он находился в самом ответственном месте, часто образуя целую входную зону, связанную с общим планировочным решением всего комплекса. Это было удобно для последовательного тематического деления экспозиции путем зонирования выставочной территории. Входная зона была одним из самых ответственных мест и в художественном отношении. Самым распространенным приемом было строительство парадных порталов, арок, триумфальных ворот, городских башен, над-вратных часовен и т. п. Удачное решение входа было лучшей рекламой выставки и в немалой степени способствовало успеху всего предприятия.

На маленьких выставках устраивался обычно один вход, как правило, -на основной планировочной оси.

4 Влияние выставок на развитие городов

Выставки оказали большое влияние на градостроительное развитие русских городов. С ними связаны значительные работы по благоустройству старых и освоению новых городских территорий, улучшению санитарного состояния, развитию городского транспорта и т. п. Политехническая выставка 1872 г. положила начало реконструкции центра Москвы [10].

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2011/4

248

Исторические аспекты науки и техники

Устройство Киевской выставки 1913 г. связано с реконструкцией района Троицкого рынка [11]. Ярким примером влияния выставки на жизнь провинциального города может служить Нижегородская выставка 1896 г., по случаю которой был проведен небывало большой объем работ по улучшению санитарного состояния, благоустройства и коммунального хозяйства города.

Освоение и благоустройство новой территории имело большое значение для городов. Её можно было в дальнейшем использовать для различных целей, в том числе и экспозиционных. Последнее обстоятельство создало предпосылки для строительства постоянных выставочных комплексов.

Выставки привлекали большое количество приезжих посетителей и участников. Население городов в это время значительно увеличивалось. Например, Нижегородскую выставку 1896 г. за четыре месяца ее работы посетило около одного миллиона человек. Киевскую выставку 1913 г. посетило более миллиона человек. Эта сезонная демографическая проблема требовала ремонта старых и создания новых помещений для приезжих. Решением этой серьезной проблемы занимались специальные комиссии или квартирные бюро, входившие в состав выставочных комитетов. На Нижегородской выставке 1896 г. были устроены бараки для организованных экскурсий рабочих и учащихся. На Всероссийскую выставку 1914 г. в Москве (рис. 12) предполагался наплыв до 5 миллионов посетителей. Планировалось израсходовать более 2 млн рублей на строительство 50 бараков по 1000 человек каждый на территории выставки [12].

Рис. 12. Всероссийская ремесленная и фабрично-заводская выставка 1914 года

в Москве. Генеральный план

2011/4

Proceedings of Petersburg Transport University

Исторические аспекты науки и техники

249

Заключение

Выставки дореволюционной России представляли собой уникальные архитектурные комплексы, а порой и целые урбанистические образования. Их организаторам приходилось решать ряд сложных градостроительных задач: выбор участка, рациональное размещение большого количества различных зданий, подводка инженерных коммуникаций, устройство пешеходных путей и внутреннего транспорта, тщательное благоустройство, озеленение и т. д. Ко многим выставкам подводились железнодорожные ветки.

Отечественные выставки создали ряд интересных планировочных решений. Они разрабатывались исходя из конкретных условий участка. Использовался также опыт всемирных выставок, ярмарок и садово-парковых ансамблей. Общее объемно-пространственное решение, архитектура павильонов и вспомогательных зданий, малых форм, ландшафта сливались здесь в гармоническое единство. Эта искусственно организованная художественная среда представляет собой новый вид архитектурного ансамбля.

Опыт создания выставочных комплексов дореволюционной России использовался устроителями выставочных ансамблей советского периода, в частности ВСХВ 1923 г. и ВСХВ 1939 г. в Москве.

Библиографический список

1. Промышленные выставки России XIX - начала XX века / Ю. А. Никитин. -Череповец : Полиграфист, 2004. - 272 с.

2. Отчет по устройству Всероссийской гигиенической выставки в Петрограде в 1913 году. - Пг., 1915.

3. IV Международная юбилейная выставка садоводства в память 300-летия царствования Дома Романовых // Вестник садоводства, плодоводства и огородничества. -1914. - № 10-11.

4. Отчет о Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года в Москве / ред. В. П. Безобразов. - В 6 т. - Т. 6. - СПб., 1884. - С. 4.

5. Транспортные решения при устройстве промышленных выставок в России во второй половине XIX - начале XX в. / Ю. А. Никитин // Известия Петербургского университета путей сообщения. - 2011. - Вып. 2 (27). - С. 225-233.

6. Общее обозрение Московской Политехнической выставки Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. - М., 1872.

7. Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде // Технический сборник и вестник промышленности. - 1896. - № 5 (приложение).

8. Альбом Южно-русской областной сельскохозяйственной, промышленной и кустарной выставки в г. Екатеринославе 1910 года. - СПб., 1910.

9. Казанская областная выставка в строительно-художественном отношении / Г. Лукомский // Зодчий. - 1909. - № 40. - С. 339-340.

10. Москва на рубеже столетий / Е. И. Кириченко. - М. : Стройиздат, 1977. - С. 27.

11. Всероссийская выставка. Киев, 1913. - Киев; СПб., 1913.

12. Всероссийская выставка. Собрание выставочного комитета // Русское слово. -1914. - 19 июня.

ISSN 1815-588Х. Известия ПГУПС

2011/4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.