УДК 73.04 МИХАЙЛОВА Л. Г
Вклад художника К. Коровина в развитие выставочной архитектуры
Русская архитектура второй половины XIX века занимала особое место в системе художественной культуры той эпохи. Она в зримой, наглядной форме воплощала новые эстетические представления. Для многих современников-непрофессионалов — деятелей русской культуры, стремившихся создать наиболее соответствующую их представлениям жизненную среду, характерен интерес к архитектуре, активная деятельность в этой области художественного творчества.
Ключевые слова: стилизация, синтез искусств, выставочная архитектура, Константин Коровин.
MIKHAILOVA L. G.
THE CONTRIBUTION OF THE ARTIST KONSTANTIN KOROVIN IN THE DEVELOPMENT OF THE EXHIBITION ARCHITECTURE
Russian architecture of the second half of the XIX century occupied a special place in the system of artistic culture of the epoch. It is in the visible and evident form the embodiment of the new aesthetic ideas. For many contemporaries, figures of Russian culture, seeking to create the most appropriate to their ideas of a living environment is characterized by interest in architecture, active work in the field of artistic creativity.
Keywords: styling, a synthesis of arts, the exhibition architecture, Konstantin Korovin.
Михайлова
Людмила
Гавриловна
искусствовед института «УралНИИпроект РААСН»
e-mail: [email protected]
Новаторство в выставочной архитектуре актуально и сегодня. Задача настоящей статьи — оценить вклад художника Константина Коровина в развитие выставочной архитектуры.
Конец XIX — начало XX в. — новый этап в развитии архитектуры. Эклектику сменяет модерн, провозгласивший лозунгом отказ от копиизма и подражательности и поставивший задачей создание новых, созвучных времени форм.
Во второй половине XIX в. первенство в области архитектурного творчества заняли художники-живописцы. Представления об архитектуре, формирующиеся в среде, на первый взгляд, не имевшей прямого отношения к реальному архитектурному процессу, оказали неизгладимое воздействие на формирование художественного языка нового русского стиля в архитектуре. Новый принцип стилизации в архитектуре рубежа XIX-XX вв. первыми начали применять художники мамонтовско-го кружка — В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, М. А. Врубель, К. А. Коровин и др. Они понимали синтез искусств как сотрудничество, объединение, ансамблевость различных видов творчества, прежде всего — пространственных: архитектуры и монументально-декоративного искусства. Это позволило им в архитектурном
проектировании по-новому использовать богатство русского народного зодчества. Этот факт отметили еще современники: «...живописцы поняли это раньше архитекторов. Можно возразить против эскизов фасадов Васнецова, Врубеля, Коровина и др., но нельзя не признать в них свежести приема... Полезно поучиться у названных художников. Где почерпнули материал для такого воспроизведения русского характера? В непосредственном народном творчестве» [1, 275].
Архитектурное творчество Константина Коровина (1861-1939) (Иллюстрация 1) наиболее полно раскрылось в выставочной архитектуре. Это специфический жанр, особенность которого заключается в синтетичности. От его создателя требуется известный универсализм.
Как известно, К. Коровин имел некоторое архитектурное образование: он поступал первоначально в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение. Кроме широко известных выставочных сооружений, Коровин строит себе дом в Охотино под Москвой в 1905 г. В этом же году проектирует дачу Ф. И. Шаляпину. Когда в 1893 г. В. Д. Поленов задумывает организацию передвижных исторических выставок для деревни, К. Коровин деятельно участвует в этом начинании, но он добивается введения
и другого раздела. Как писал журнал «Искусство и художественная промышленность», «при выставке, в виде опыта, предполагается устроить отдел художественной индустрии, архитектурных проектов, имеющих чисто художественный интерес, помимо своей специальности» [15, 150].
Для определения места выставочных павильонов, созданных по архитектурным проектам художника Константина Коровина, необходимо в общих чертах показать, что представляла собой выставочная архитектура конца
XIX — начала XX в.
Развитие международных и национальных выставок тесно связано с промышленной революцией. В Западной Европе выставочная архитектура тяготеет к огромным, технически совершенным сооружениям, далеко превышающим и функционирование определенной выставки, и ценность многих капитальных сооружений. Это была реальная возможность использовать новые строительные материалы, появившиеся с развитием металлургической и металлообрабатывающей промышленности. Первое поистине новаторское здание — это павильон Англии на первой Всемирной выставке в Лондоне в Гайд-парке в 1851 г. по проекту Д. Пэкстона — знаменитый «Хрустальный дворец», выполненный из металлических конструкций и стекла. Важными вехами на этом пути стали Эйфелева башня и Галерея машин, созданные для Всемирной выставки в Париже в 1889 г. (Галерея машин — архитектор М. Дютер, инженер М. Ко-тансэн, Эйфелева башня — инженер Г. Эйфель). Здание Галереи машин, цилиндрическое по форме, занимало площадь 5 га. Остекленный свод центрального нефа составлял в диаметре 48 м. Такая архитектура проявила себя как движущая сила развития строительного дела, доказала высокий уровень достижений в области строительной техники и дала направление в развитии крупномасштабных сооружений (мостов, вокзалов). Что касается архитектуры выставочных павильонов, то они были перегружены убранством, наполнены рекламой. Каждая страна старалась превзойти другую вычурностью украшений и обилием форм. Не было ни малейших попыток организовать внутреннее пространство павильона. Это был огромный, богатейший, но традиционный магазин, склад товаров.
Приобщение России к промышленным выставкам произошло сравнительно поздно. В стране они практиковались с 1830-х гг., но использовались существующие здания и не было специально построенных выставочных зданий. Лишь в 1872 г. в Москве на Красной площади на политехнической выставке был выстроен специальный «павильон ботаники и садоводства» по проекту архитектора И. П. Петрова-Ропета. Уже в первых выставочных сооружениях в России обнаружилось значительное отличие в самом отношении к задачам выставочного строительства по сравнению с европейскими архитекторами, обусловив формирование совершенно особого типа выставочных зданий. И. П. Петров-Ропет — один из лидеров национально-романтического направления в архитектуре 1870-1880-х гг. В его выставочных павильонах применялись мотивы русской деревянной архитектуры крестьянских изб с обилием резьбы. В России, в отличие от Западной Европы, строились заведомо временные сооружения. Временность постройки давала зодчему творческую свободу и часто являлась своеобразной декларацией его идей. Значение выставочного павильона, рассчитанного на посещение тысяч людей различных социальных слоев было велико. И. П. Петров-Ропет и В. Гартман уделяли много внимания разработке выставочных зданий (Иллюстрация 2). Демократиче-
Иллюстрация 1. В. Серов. Портрет К. Коровина. URL: http:// kkorovin.ru
ский «русский стиль» 1850-1870-х гг. был программным [8, 106], а идея «ярмарочных балаганов» - ведущей.
Наиболее значительной из всех выставок в России была Всероссийская художественно-промышленная выставка 1896 г. в Нижнем Новгороде, которая отразила «сложность и многосоставность русской архитектуры и русского искусства того времени» [17, 17]. Ее территория достигала 85 га, а число посетителей превысило
1 млн человек. Это приблизило ее к наиболее крупным международным выставкам.
В окружении покрытых резьбой сооружений выставки стоял дощатый со стеклянной кровлей светло-серый павильон Крайнего Севера. Автор архитектуры здания и его экспозиции - художник Константин Коровин (Иллюстрации 3, 4).
Первоначальный проект павильона принадлежит Л. Н. Кекушеву: «Здание представляло собой очень милую, поэтическую композицию на мотивы нехитрых поморских построек» [2, 13]. С. И. Мамонтова, заказчика
Иллюстрация 2. Проект Русского павильона. 1878 г
Арх. И. П. Петров-Ропет. URL: http://ru.wikipedia.org
Иллюстрация 4. Павильон Крайнего Севера на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде. 1896 г. Арх. К. Коровин. URL: http://kkorovin.ru
здания, этот проект не устроил. Он поручил его выполнение художнику Константину Коровину. В обзоре архитектуры выставки павильон, выполненный К. Коровиным, даже не захотели поместить, считая его «недоразумением». В обзоре помещены два варианта проектов Л. Н. Кекушева с надписью: «Исполнение в натуре по указаниям хозяев павильона оставляет желать лучшего» [2, 13]. Действительно, для «развеселой» подмосковной дачки, куда обычно отправлялись отслужившие на выставке объекты, павильон Константина Коровина никак не подходил: открытая конструкция ничем не украшенных стен, крутые скаты простых крыш.
«Павильон Крайнего Севера... был совершенно особенный и отличался от всех. Стараюсь создать в просторном павильоне Северного отдела то впечатление, вызвать у зрителя то чувство, которое я испытывал на Севере» [11, 92]. В этих словах художника заключен совершенно новый подход к созданию такого рода зданий. Во-первых, в создании художественного образа. Не отвлеченно русское или «про-
граммно» русское здание, а павильон, отвечающий теме выставки. При этом «впервые с такой чистотой и ясностью было продемонстрировано тяготение к экспрессивной, пластической форме в архитектуре, еще не нашедшее воплощения в работах профессиональных зодчих. те приемы, которые легли впоследствии в систему художественной стилизации, предопределившей эстетику модерна» [3, 262].
Павильон Крайнего Севера основан на совершенно новых образных ассоциациях, связанных с суровостью Севера, его климатом, вечными льдами. Это достигается композицией здания, выразительностью силуэта, предельной лаконичностью объемов, тонко найденным цветом павильона, стеклянной кровлей. Новый подход к архитектурному образу роднит архитектуру со скульптурой и живописью. Павильон — не только новое слово в выставочной архитектуре. В нем нашли реальное воплощение основополагающие принципы модерна. Универсальность творчества мастеров нового стиля, стремление к единству ансамбля способствовали целостному решению архитектуры. Для достижения качества художественного образа К. Коровин заимствует приемы и формы смежных искусств, осуществляя их синтез.
Второе новшество К. Коровина при создании павильона русского Севера заключено в новом подходе к экспозиции, подаче экспонатов, созданию целостного впечатления от их знакомства. М. Горький в своих заметках с Нижегородской выставки отмечал «кричащую пестроту и безвкусицу расположения экспонатов» [10, 31]. Это правомер-
но для всех павильонов, кроме павильона Крайнего Севера. Впервые в истории выставочной архитектуры художник построил экспозицию на сочетании натуральных экспонатов, фотодокументов и собственных живописно-архитектурных панно, написанных на натуре. Продумано расположение каждого элемента выставки [6, 39].
Истоки традиции советских выставочных павильонов начинаются с павильона К. Коровина «Крайний Север» на Нижегородской выставке 1896 г. Выполняя для него живописно-архитектурное панно, художник стал основоположником этой традиции в русской культуре [см.: 11].
«Стараюсь создать в просторном павильоне Северного отдела то впечатление, вызвать у зрителя то чувство, которое я испытал сам на Севере. Вешаю необделанные меха белых медведей. Ставлю грубые бочки с рыбой. Вешаю кожи тюленей, шерстяные рубашки поморов. Среди морских канатов, снастей — чудовищные шкуры белух, челюсти кита» [15, 151]. Коровин очень точен в определении своей цели. Этой же цели служат строгие нейтральные формы павильона, его необычная окраска, характер экспозиции и, наконец, огромные панно — «Кит», «Ловля трески», «Северное сияние». Отсюда рождается своеобразие композиционных построений — случайных, на первый взгляд, но монументальных по существу, трактовка сведенного к единой, но очень сдержанной тональности цвета, широкой, но подчиненной графическому началу живописной манеры. «Северный павильон с Константиновыми фресками, — замечает В. Поленов, — чуть не самый живой и талантливый на выставке» [15, 152].
Коровин остро чувствует ветер перемен, дух новой жизни, который отзывается в России ростом заводов, фабрик, строительством железных дорог, освоением новых районов. Еще недавно художник был ограничен стенами своей мастерской и залами далеко не многочисленных выставок. Теперь художник нужен в архитектуре, легкой промышленности, машиностроении и других отраслях. Если раньше для создания мебели или образцов ткани достаточно было обладать набором известных приемов, то теперь от художника требуется мышление, способное выразить в конкретной форме мировосприятие человека. Поэтому мастера, отвечавшие требованиям своего времени, одинаково хорошо работали в области архитек-
турного оформления, планирования интерьеров, росписей, которые впервые начинают применяться в таких огромных масштабах проектирования — от тканей до посуды и мебели. Именно так работают В. Поленов, М. Врубель, К. Коровин и многие другие, на практике создавая «синтез искусств».
В 1896-1898 гг. К. Коровин переживает новое сильное увлечение театром. На сцене Частной оперы С. Мамонтова ставятся «Псковитянка», «Хованщина», «Садко» и др. с Ф. Шаляпиным в главной роли. В создании декораций принимают участие В. Поленов, В. Васнецов, С. Малютин и, конечно, К. Коровин, который не ограничивается одним оформлением спектакля. Он видит образ героя в действии и деятельно вмешивается в постановку спектакля. В «Подводном царстве» в «Садко» «ритмические движения на разных плоскостях сцены танцующих фигур, очень картинно развевающиеся складки шелковых тканей, в своих преломляющихся тонах и линиях, освещенные светом прожекторов, давали иллюзию подлинной водной стихии» [15, 156]. Роль художника в спектаклях оказалась совершенно особенной. Именно живописец как бы вызывал к реальному существованию намеченный им эмоциональный колорит, настроенность и чувство темы. Этот опыт помог ему в дальнейшем в создании архитектуры выставочных павильонов.
В жизни и творчестве Коровина Всемирная выставка в Париже в 1900 г. занимает особое место. Он получает неожиданный и огромный по объему заказ: Константину Коровину предлагают одному создать и оформить Русский отдел на Всемирной выставке, которая должна была состояться весной 1900 г. в Париже. Универсальность дарования художника проявилась здесь во всем блеске: под его руководством было осуществлено художественное оформление Русского отдела выставки. Кроме общего руководства — составления плана всей выставки и его осуществления — по его проекту были выполнены два деревянных здания кустарных павильонов (Иллюстрации 5, 6), которые представляли собой целый сказочный городок с деревянными теремами, крылечками, переходами.
Было бы неправомерным, говоря о роли Коровина как архитектора, ограничиться только двумя выполненными по его проекту павильонами для демонстрации кустарных
Иллюстрация 5. Деревянное здание первого кустарного павильона. 1900 г Арх. К. Коровин. URL: http://kkorovin.ru
промыслов России. Современники отмечали, что «действительно он один может считаться автором всего того, что там есть», так как «ни одна мелочь не делается без его ведома» и во все он «умеет вдохнуть частицу художественного темперамента и сделать артиста из простого ремесленника» [13, 293]. Конечно, один он едва ли добился бы такого успеха. Проявив себя не только опытным архитектором, но и незаурядным организатором, он сумел воплотить в жизнь найденные в павильоне Крайнего Севера новые принципы выставочных построек, подчиненных одной цели и раскрывающих единый художественный образ.
Что касается собственно его построек, то впечатления, вынесенные К. Коровиным из его поездки на Север, оказались так сильны, что стали основой создания образов двух его кустарных павильонов, выполненных по его проектам. Здесь, в отличие от предыдущей постройки, ху-
Иллюстрация 6. Деревянное здание второго кустарного павильона. 1900 г. Арх. К. Коровин. URL: http://kkorovin.ru
дожник опирается в создании образа на жилые постройки, но подходит к этому на основе принципов стилизации, выработанных «неорусским» стилем в русле модерна. Он не копирует северные постройки, а дает нам «впечатления» от них, «фантазирует на темы русского Севера». Свободное сочетание форм, открытость конструкции, нарочитость в орнаментальной резьбе — все делается для того, чтобы подчеркнуть внутреннюю силу и монументальность русского Севера.
«Русская деревня» — так назвали французы этот ансамбль, созданный художником, отметив при этом, что копией деревни это назвать нельзя. «Сельские строения несут на себе, прежде всего, отпечаток уютной вместительности, гостеприимства». Созданный художником образ говорит «о длинных суровых зимах и затяжных снегопадах, против которых человек старается себя защитить большими печами
Иллюстрация 7. Русский павильон «Россия» на Международной выставке в Глазго. 1901 г. Арх. Ф. Шехтель. URL: http://ru.wikipedia.org
и маленькими окошками для тепла, сохраняющегося в комнатах, несмотря на мороз и буран». Наряду с созданием внешнего образа, отмечен и «цельный характер этого современного русского интерьера», «красота выставки заключается в ее полной гармонии» [13, 286-287].
Если мы обратимся к источникам по истории архитектуры (Всеобщая история архитектуры. Т. 10 : Архитектура XIX — начала XX в. М., 1972. С. 97), то в абзаце о выставочной архитектуре отмечено, что Россия была представлена на Международной выставке в Париже в 1878 г. павильоном И. П. Петрова-Ропета, «решенным в формах русского деревянного зодчества», и в Глазго в 1901 г. павильоном Ф. И. Шехтеля, имевшим «модернизированные формы древнерусского зодчества» (Иллюстрация 7). Отмечено, что Шехтель «нашел решения, совершенно отличные от работ его предшественника» [4, 64].
В истории архитектуры о всероссийских выставках нет упоминаний
о выставочном павильоне, выполненном Константином Коровиным в Нижнем Новгороде в 1896 г., как и о павильонах Русского отдела России на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Исследователи архитектуры не обратили внимания на выставочные павильоны К. Коровина на этих выставках и ведут сравнение выставочной архитектуры Ф. Шехтеля с павильонами И. П. Петрова-Ропета, архитектура которых к началу ХХ в. давно себя изжила.
Заключение
На пути нового подхода к созданию выставочной архитектуры на рубеже XIX—XX вв. первыми
правомерном будет назвать выставочные павильоны, созданные художником К. Коровиным. Он создал павильон Крайнего Севера, обладающий целым рядом новых выразительных особенностей. В ряду других достижений русской культуры и искусства, объекта К. Коровина заставили Европу как бы заново увидеть Россию. Доказательством тому служит присвоение Константину Коровину ордена Почетного легиона Французской республики. К. Коровин на этой выставке удостоен одной золотой медали и двух серебряных. Успех К. Коровина был замечен и в России: его пригласили на должность художника Императорских театров и назначили руководителем мастерской в Училище живописи, ваяния и зодчества.
Из профессионалов-архитекторов Ф. Шехтель является первым, кто отказался от «ропетовщины» в проектировании павильонов. Но более правомерным, наверно, будет говорить, что в создании выставочных павильонов архитектор Ф. Шехтель повторил приемы и формы выставочной архитектуры Константина Коровина, стал продолжателем его творческого метода и подхода.
Список использованной литературы
1 Баумгартен Е. Общество и художественная архитектура // Зодчий. 1902. № 24. С. 275.
2 Барановский Г. В. Здания и сооружения Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. СПб., 1897.
3 Борисова Е. А. Русская архитектура второй половины XIX века. М., 1979.
4 Борисова Е. А. Неорусский стиль в русской архитектуре предреволюционных лет // Из истории русского искусства второй половины XIX — начала ХХ века. М., 1978. С. 64.
5 Власова Р. И. К. Коровин. Л., 1969.
6 Жадова Л. Поиски художественного синтеза на рубеже веков // Декоративное искусство СССР.
1976. № 8. С. 38-43.
7 Земцов С. Первые художественно-промышленные выставки в России // Декоративное искусство СССР. 1968. № 11. С. 31.
8 Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. М., 1978
9 Кириченко Е. И. Художник в архитектуре русского модерна // Декоративное искусство СССР. 1968. № 11. С. 13-17.
10 Кликс Р. Р. Художественное проектирование экспозиций. М., 1978.
11 Коган Д. З. К. Коровин. М., 1964.
12 Конструкция и архитектурная форма в русском зодчестве XIX — начала ХХ веков. М., 1977.
13 Коровин К. Жизнь и творчество. Письма. Документы. Воспоминания/сост. Н. М. Молева. М., 1963.
14 Курбатов В. О русском стиле для современных построек // Зодчий. 1910. № 30. С. 310-312.
15 Молева Н. М. Жизнь моя — живопись: К. Коровин в Москве. М.,
1977.
16 О Парижской выставке 1900 года. Обзор // Неделя строителя. 1901. С. 62, 82, 87, 93, 113, 250-255.
17 Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX-
XX веков. М., 1970. "