Научная статья на тему 'Архитектурное творчество В. Д. Поленова: традиции и новаторство'

Архитектурное творчество В. Д. Поленова: традиции и новаторство Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1917
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО В. Д. ПОЛЕНОВА / ТРАДИЦИИ / НОВАТОРСТВО / СТИЛИ В АРХИТЕКТУРЕ / ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЕЙ / МОДЕРН / НЕОРУССКИЙ СТИЛЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Михайлова Людмила Гавриловна

Во второй половине XIX века в России первенство в области архитектурного творчества заняли художники-живописцы. Новые представления об архитектуре, формирующиеся в среде, на первый взгляд, не имевшей прямого отношения к реальным архитектурным процессам, оказали воздействие на формирование художественного языка нового русского стиля в архитектуре. Одним из таких архитекторов был Василий Дмитриевич Поленов, творчество которого исследуется в работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архитектурное творчество В. Д. Поленова: традиции и новаторство»

УДК 73.04

МИХАЙЛОВА Л. Г.

Архитектурное творчество В. Д. Поленова: традиции и новаторство

Во второй половине XIX века в России первенство в области архитектурного творчества заняли художники-живописцы. Новые представления об архитектуре, формирующиеся в среде, на первый взгляд, не имевшей прямого отношения к реальным архитектурным процессам, оказали воздействие на формирование художественного языка нового русского стиля в архитектуре. Одним из таких архитекторов был Василий Дмитриевич Поленов, творчество которого исследуется в работе.

Ключевые слова: творчество В. Д. Поленова, традиции, новаторство, стили в архитектуре, формирование стилей, модерн, неорусский стиль.

MIKHAYLOVA L. G.

V.D. POLENOV’S ARCHITECTURAL CREATIVITY: TRADITIONS AND INNOVATION

In the second half of the XIX century in Russia superiority in the field of architectural creativity was occupied by artists-painters. New ideas of the architecture, beingformed in the environment of at first sight, not having the direct relation to real architectural processes. They affected formation of art language of new Russian style in architecture. V. D. Polenov which creativity is investigated in work was one of such architects.

Keywords: Polenov’s creativity of EL, tradition, innovation, styles in architecture, formation of styles, a modernist style, neorussian style.

Целью статьи является анализ архитектурного творчества художника В. Д. Поленова, определение его истоков и новаторства. Творчество русских художников — это весомый вклад в развитие русской архитектуры второй половины XIX — начала XX в., который проявился в предпочтении приемов и форм национальной архитектуры. Неорусский стиль, созданный художниками мамонтовского кружка, можно характеризовать как лирико-эпическую и живописно-сказочную интерпретацию наследия Древней Руси. Направление, зародившееся в Абрамцеве и представленное произведениями родоначальников — В. Васнецовым и В. Поленовым, нашло продолжение в творчестве их учеников и последователей. Оно положило начало и явилось внутренним источником развития отечественного модерна, во многом определившим его своеобразие.

Известный русский художник Василий Дмитриевич Поленов был человеком обширных знаний и разностороннего дарования. Он был не только реформатором в области театрально-декорационного искусства, но и известным для своего времени композитором-любителем, писавшим романсы на стихи любимых поэтов.

Одной из граней его разностороннего дарования было архитектурное творчество. Все

Михайлова

Людмила

Гавриловна

искусствовед института «УралНИИпроект РААСН»

Иллюстрация 1. В. Д. Поленов. Фото начала XX в. 1Ш1-: http://www.museum.ru /Ро1епоуо/

постройки, выполненные по проектам Василия Дмитриевича, а их более десятка, помимо красоты, пользы и своеобразия архитектурного облика, интересны оригинальностью инженерных решений.

© Михайлова Л. Г., 2012

59

Иллюстрация 3. Церковь Лазаря из Муромского монастыря. XIV в. Фото Л. Г. Михайловой

А

Ч

4- V

Л *

.НИ-

ЗІ

, ¿к»

-¿§■1 НЇУ^гт'

,1-1 '

Иллюстрация 5. Проект церкви в Абрамцеве на квадратах. Автор В. Д. Поленов. Фото Л. Г. Михайловой

Иллюстрация 2. «Архитектурные зарисовки» (из путешествия по Германии). Альбом. 1872 г. Автор В. Д. Поленов. ШЬ: http://www.museum.ru/Ро!епоуо/

Иллюстрация 4. Церковь Спаса на Не-редице близ Новгорода. 1189 г. Фото Л. Г. Михайловой

Его архитектурную деятельность условно можно разделить на ряд периодов. Первый период связан с постройками в усадьбе С. И. Мамонтова «Абрамцево». Собиравшиеся в Абрамцеве художники, ученые, музыканты, поэты ставили своей целью возрождение традиций русского искусства. Этот период можно назвать периодом становления Поленова-архитектора. Уже в первых дошедших до нас архитектурных проектах, связанных со строительством Спасской церкви в Абрамцеве, он выступает как мастер и новатор. Второй период связан со строительством усадьбы «Борок», где расцвел его архитектурный талант. В отдельную главу можно выделить проектирование и строительство общественных зданий и сооружений, церквей, а также усадебных построек и мастерских для друзей.

Детство и юность художника прошли в Олонецкой губернии на берегах реки Ояти. Поэзия северного деревянного зодчества ему близка и хорошо

знакома. «Под руководством отца-ар-хеолога Василий Дмитриевич серьезно изучил русскую историю и археологию и еще 16-ти летним юношей объехал с ним на лошадях Россию, знакомясь с памятниками старины, образцами русской древней архитектуры и зарисовывая их» [5,27).

В 1863 г., одновременно с поступлением в университет, Поленов поступает вольнослушателем в Академию художеств и вечерами слушает циклы лекций не только по живописному классу и анатомии, но и строительному искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств. В 1871 г. одновременно с окончанием Петербургского университета Поленов заканчивает Академию художеств с золотой медалью, что дает право на шестилетнюю заграничную пенсионерскую поездку.

Пенсионерский период сыграл в творческом развитии Поленова очень важную роль: художник еще искал свою линию в искусстве

и продолжал интенсивно учиться. Отныне западноевропейская архитектура, особенно романская, станет для Поленова источником вдохновения. Обладая определенным архитектурным дарованием, он не просто любовался архитектурой, но сумел ее понять, осмыслить и почувствовать (Иллюстрация 2).

Весной 1880 г. решили построить в Абрамцеве небольшую часовню. Для строительства часовни Поленов предлагает свои проекты, которые условно можно разделить на две группы. Одна навеяна поэзией родного ему северного русского зодчества (Иллюстрация 3). В других проектах художник обратился к одноглавым церквям древнего Новгорода, в частности к церкви Спаса на Нередице, 1189 г. (Иллюстрация 4). Поленов, отталкиваясь от первоисточника, представил в эскизе монументальную одноглавую церковь кубической формы с контрфорсами и главкой луковичной формы. В его проекте цер-

Иллюстрация 6. Спасская церковь в Абрамцеве. Общий вид. 1881 г. Иллюстрация 7. Башня дворца Андрея Боголюбского. 1165 г. Авторы: В. М. Васнецов, В. Д. Поленов. Фото Л. Г. Михайловой Фото Л. Г. Михайловой

Иллюстрация 8. Спасская церковь в Абрамцеве. Окно южного фасада. 1881 г. Авторы: В. М. Васнецов, В. Д. Поленов. 1Ш1_: http://www.museum.ru /Роієпоуо/

ковь хорошо связана с окружающей средой.

Это первое в истории возрождения национального стиля обращение к новгородско-псковской архитектуре. Проект, одобренный художниками, был взят за основу. В предложенном Поленовым карандашном рисунке уже обозначились черты будущей церкви. Правда, она еще по-северному сурова и монументальна. Стены укреплены мощными контрфорсами, так как храм задуман бесстолпным. Луковичный купол на массивном барабане завершает четырехскатную кровлю. С южной стороны отдельно пристроена

звонница псковского типа. Решение фасада со встроенной звонницей, видимо, представляло определенную трудность, так как фасад обозревался уже издали, а звонница закрывала часть фасада.

Поленов долго и кропотливо работал над проектом. Он подробно разработал все фасады (кроме южного со звонницей), уточнил размеры храма, вычертил фасады на масштабной сетке с целью перенесения их в рабочие чертежи. Наконец, в новом варианте он разместил звонницу над порталом на западном фасаде, что явилось наилучшим выходом в решении общей композиции здания (Иллюстрация 5).

Известно, что в завершении проекта активную роль сыграл Виктор Михайлович Васнецов [4, 47-58]. Он привнес в проектное решение большую свободу в стилизации отдельных форм и образов древнерусской архитектуры, сделав ее более легкой и радостной.

Спасская церковь в Абрамцеве — уникальное явление. Это коллективная работа всех членов мамонтовско-го кружка. Она явилась своего рода школой архитектурного творчества для всех художников, не только для Василия Поленова и Виктора Васнецова. Здесь впервые нашли реальную форму идеи художников,

направленные на поиск новых путей в искусстве (Иллюстрации 6-8).

«Небольшая церковка Абрамцева... во-первых, глубоко русская вещь, во-вторых, очень красивая по форме и, в-третьих, — соответствует своему назначению небольшой помещичьей церкви. В чем отличие этой постройки? — писал В. Я. Курбатов. — В том, что она была задумана с восторгом строителем, для которого храмы Новгорода действительно казались совершенными вещами. Он и старался достичь их красоты, воздерживаясь при этом комбинирования заимствованных форм. Неорусский (а не псевдорусский) стиль появился с того момента, когда русский художник с восторгом посмотрел на зодчество Новгорода, Москвы, Ярославля» [3, 310]. Именно здесь, в любительской постройке, основной замысел которой принадлежал не архитек-тору-профессионалу, а художнику-живописцу, увлекшемуся народным зодчеством, почувствовавшим ру-котворность новгородских древних церквей, впервые по-новому увидены древние прообразы, сделана попытка найти новые средства выразительности архитектуры. Стилистические искания, давшие новый художественный образ, предопределяют стилистические искания мастеров неорусского направления в архитектуре.

Иллюстрация 9. Усадьба Поленова. Первый флигель. 1892 г. Ри- Иллюстрация 10. Усадьба Поленова. Общий вид. 1902 г. сунок Л. Корсакова УЕИ.: http://www.museum.ru /Ро!епоуо/

Иллюстрация 11. Усадьба Поленова. Большой дом. Библиотека. 1896 г. Фото В. Корнюшина

1890 год явился своебразным рубежом в жизненном и творческом пути художника. Он мечтал поселиться на лоне природы. Было решено купить небольшое имение помещицы Саблу-ковой «Бехово» в Алексинском уезде Тульской губернии на высоком берегу над Окой. В тихом месте, на холме, чуть в стороне от села, на бывшем скошенном овсяном поле, что называется «с нуля», Поленов выстроил по собственному оригинальному проекту «поместьице на Оке» [6,63). Одновременно с постройкой дома садили деревья. Начавшийся разрастаться сосновый бор дал название усадьбе «Борок»1.

1 Современное название усадьбы «Борок» - Поленово. Это название закрепилось за усадьбой со дня основания музея в 1931 г. Сегодня это Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В. Д. Поленова. Первым директором музея был сын художника Дмитрий Васильевич Поленов (1886-1967) - биолог, профессор МГУ, затем его внук - Федор Дмитриевич Поленов. В настоящее время директором музея является правнучка художника - Наталья Поленова. Благодаря стараниям детей и внуков Поленова в усадьбе сохранена уникальная обстановка, интерьеры, мебель, библиотека, предметы быта художника. Продолжена и большая просветительская и воспитательная деятельность музея-усадьбы.

Первым на территории усадьбы строится флигель (Иллюстрация 9). Поленовы переехали в новый дом

2 ноября 1892 г. Он представляет собой оштукатуренный бревенчатый дом с голландской двускатной кровлей.

Органично вписанный в общий архитектурный ансамбль усадьбы, флигель соединяется крытой галереей с главной постройкой, которая называется «Большой дом». Первоначально флигель — первый жилой дом усадьбы. С возведением Большого дома он использовался как вспомогательное строение. С 1918 г. В. Д. Поленов с семьей поселился во флигеле постоянно, отдав Большой дом под музей.

Большой дом проектировался как своеобразное учебное заведение, «народный университет культуры» (Иллюстрация 10). В нем должны были разместиться музей, картинная галерея, мастерские и рабочие комнаты для друзей и учеников, а также помещение для спектаклей, музыкальных и литературных вечеров, столовая, собственный кабинет и мастерская. Такая многофункциональность при учете освещенности

комнат в разное время суток требовала от архитектора большого внимания к планировке дома.

Общий силуэт дома перекликается с усадебным домом родителей Василия Дмитриевича в Имоченцах. Поленов любил родительский дом за его простоту и уют. Вместе с тем на формирование облика дома оказала определенное влияние и западноевропейская архитектура.

Дом смотрится с любого из четырех фасадов, так как на каждом есть своя «изюминка». В этом здании нет собственно декоративных элементов, но каждое членение фасада оправдано и художественно осмыслено. Все части дома соразмерны, его многофункциональность получила художественную выразительность в соединении членений фасадов и планировки помещений здания в единое целое. Главная архитектурная ценность Большого дома в его композиционной целостности, простоте и уюте. Там Поленов много и продуктивно работал.

Столь же индивидуален каждый из интерьеров дома — портретная, библиотека, столовая, кабинет, мастерская (Иллюстрации 11-17). Все

Иллюстрации 12-14. Усадьба Поленова. Большой дом. Библиотека. 1896 г. Фото В. Корнюшина

Иллюстрация 15. Усадьба Поленова. Большой дом. Кабинет. 1896 г. Фото В. Корнюшина

Иллюстрация 16. Усадьба Поленова. Большой дом. Портретная. 1896 г. Фото В. Корнюшина

интерьеры дома, мебель сделаны по рисункам художника и при его непосредственном участии. В любой детали дома присутствуют вкус и мастерство художника, его творческая индивидуальность, его эстетизм.

Поленов сумел создать в интерьерах дома атмосферу непосредственности восприятия искусства. Не только живописные полотна, коллекции и другие произведения искусства — все в этом доме дышит искусством. Мебель — это не просто произведение искусства: она прекрасно выполняет и свою основную музейную функцию — быть хранилищем музейных фондов, где должны быть разложены многочисленные художественные раритеты и коллекции художника, в числе которых уникальная коллекция музыкальных инструментов.

Всего в усадьбе по его проекту и при непосредственном участии выстроено 14 зданий. Все они выполнены по проектам художника и все несут на себе печать Полено-ва-архитектора. Одно из достоинств каждого строения — в соответствии внешнего облика назначению здания и его функциональности. Здания выполнены из местного камня с удачным применением в ряде строений фахверковых конструкций.

На возведение хозяйственных строений усадьбы шел окский известняк, который Поленов называл «тарусским мрамором». По технике исполнения и внешнему облику все эти здания напоминают усадебные постройки Западной Европы (Иллюстрации 18, 19). В двух постройках Поленов отдал дань русскому деревянному зодчеству: избушка для детских забав в парке и избушка над колодцем, в основе которых лежит бревенчатый сруб с двускатной кровлей (Иллюстрация 20).

Вершиной архитектурного творчества Поленова в усадьбе является

мастерская художника. «Мы до сих пор в деревне, где я в это лето сооружал себе мастерскую, но вышло почему-то аббатство», — писал В. Д. Поленов И. В. Цветаеву [8, I] (Иллюстрации 21, 22). Он назвал здание мастерской «Аббатством» за необычный внешний вид. Здание белое, кирпичное, крытое красной черепицей. Внешний облик навеян романской архитектурой. Строительством Аббатства Поленов реализовал свою заветную мечту — иметь в глуши театр. Своеобразие архитектуры этой постройки объясняется ее функцией: в Аббатстве совмещены мастерская художника и театр. В дни спектакля помещение мастерской превращалось в зал с небольшой сценой. При постройке Аббатства художник предусмотрел специальную башню для хранения этюдов на стеллажах. На первом этаже располагался кабинет художника. Наверху башни расположена смотровая площадка с видом на Оку, на просторы родной природы. Этот вид с Аббатства на Оку Поленов рисовал не раз (Иллюстрация 23).

Здание Аббатства выполнено в стилистических формах модерна. Поленов называл архитектуру своих построек скандинавской, но можно говорить и о романских или готических образцах, легших в основу фантазии художника-романиста. Точнее было бы назвать эту архитектуру «поленовской», настолько она самобытна. Архитектурные задачи глубоко и новаторски решены художником. Эту постройку, как и другие архитектурные работы, отличает продуманность планировки, масштабность. В отличие от Большого дома, она гораздо интереснее с точки зрения создания художественного образа. Текучие линии силуэта основного объема Аббатства утонченно выразительны, изысканна игра объемов здания при его обходе, соответствующая игре неожиданно возникаю-

Иллюстрация 17. Усадьба Поленова. Большой дом. Большая лестница. 1896 г. Фото В. Корнюшина

щих прорезей разных по размерам оконных проемов, придающих ту же живописную пластичность гладкой белизне стен, что и в усадебном доме.

Аббатство можно сравнить со Спасской церковью в Абрамцево. Если Абрамцевская церковь передает «дух» древнерусского зодчества, то Аббатство — это попытка дать новый архитектурный образ средневековым постройкам Западной Европы. Поленов применил здесь тот же принцип стилизации, что найден в Абрамцево, сознательно эстетизируя архитектурные формы. Но, в отличие от Спасской церкви, образ Аббатства театрализован и этим отвечает назначению здания. Весь усадебный комплекс, расположенный на высоком берегу Оки, прекрасно вписывается в окружающее пространство.

Яркую страницу неорусского стиля представляет церковное строительство, переживавшее в конце 1900-х — начале 1910-х гг. своеобразный ренессанс. Оно стало своего рода прибежищем сторонников национального романтизма. В нем видится последний оплот духовности и красоты, противостоящий утилитаризму.

Иллюстрация 18. Усадьба Поленова. Коровник. 1896 г. Иллюстрация 19. Усадьба Поленова. Конюшня. 1896 г.

иЯЬ: http://www.museum.ru /Роієпоуо/ ШЬ: http://www.museum.ru /Роієпоуо/

Иллюстрация 20. Усадьба Поленова. Избушка для детских забав в парке. 1896 г. ияи http://www.museum.ru /Ро1епоуо/

В 1906 г. В. Д. Поленов строит в Бехово церковь. Белые стены, красная черепица кровли, четкость силуэта и удивительная вписанность в пейзаж — вот набор ее эстетического художественного обаяния. По-по-леновски, «чистота Христа» связана с красотой природы.

План и фасад церкви Святой Троицы в Бехово (Иллюстрация 24) подсказаны художнику как древнерусскими источниками — новгородскими церквями (Иллюстрация 25), так и архитектурными формами деревянного северного зодчества, в частности храмов Муромского монастыря, расположенного на берегах Онежского озера. Купол напоминает шлем Софии Новгородской (Иллюстрация 26), а колокольня похожа на колокольню ныне не существующей Воскресенской церкви в Тарусе. Церковь Святой Троицы в Бехово по стилистике принадлежит формам модерна (Иллюстрации 27-30). В архитектуре церкви творчески перера-

ботано сочетание романского стиля с древнерусскими храмами.

Архитектурные работы Поленова ценны методом, подходом к своим прообразам. Богатый, накопленный поколениями архитекторов материал переосмыслен и синтезирован Поленовым во время работы над проектом церкви. Шлемовидная глава церкви гармонически сочетается с устремленной ввысь готической формы колокольней. Можно говорить о некоторой издержке источников, но архитектурные работы Поленова — это всегда новаторство. В итоге создан цельный и завершенный художественный образ.

Интерьер церкви напоминает интерьеры иерусалимского храма Святой Елены, построенной в VI в. Капители белокаменных колонн, поддерживающих барабан центрального купола, выполнены по рисункам Поленова и при его непосредственном участии. Одну из капителей (над правым клиросом церкви) вытесал сам художник, чтобы показать работавшим с ним белокаменщикам форму и рисунок орнамента.

Обращение в архитектурном творчестве Поленова к строительству церкви в Бехово было не первой его работой. Часовня в Есино близка архитектурным формам так любимого Поленову деревянного северного зодчества. В музее-усадьбе «Поленово» хранятся «План и чертежи церкви Технического училища», основанного в г. Кологриве Костромской

губернии на средства, завещанные Ф.В. Чижовым.

Но если отрешиться от оформления, мысленно убрать его, то нетрудно заметить, что конструкция этой церкви близка Беховской. В этой церкви также намечается сплав романской архитектуры с древнерусской: над порталом, где в русских церквях принято рисовать икону, расположено круглое окно, напоминающее розу в готических соборах.

В просветительских целях для крестьянских детей в соседних деревнях Бехово (1908) и Страхово (1911) Поленов по собственному проекту построил здания школ, где учел и помещение для проживания учителей. В школе в Страхово есть новинка: раздвижная перегородка между двумя классами, которая позволяла делать зрительный зал для спектаклей. Именно Поленову принадлежит идея использовать здания школ в деревнях для создания народных театров. В Бехово здание школы не сохранилось. В Страхово школа носит имя художника.

В 1910-1918 гг. Поленов ведет в Москве большую просветительскую деятельность, активно участвуя в создании и организации народных театров. Создавая театральные кружки среди рабочей молодежи, он мечтал

об организации народного театра. В письме К. Коровину в 1913 г. Поленов писал: «При московском Обществе народных университетов...

Иллюстрация 21. Мастерская «Аббатство». Фасад. Вид сбоку. 1902 г. Автор В. Д. Поленов. 11(41.: http://www.museum.ru/Polenovo/

Иллюстрация 22. Мастерская «Аббатство». Фасад. 1902 г. Автор В. Д. Поленов. ияЬ: http://www.museum.ru/Polenovo/

Иллюстрация 23. В. Д. Поленов. «Золотая осень». 1893 г. Фото В. Корнюшина

открылось отделение или секция народных театров. ...Цель этого кружка или секции — распространение искусства среди народа, а главное средство — сцена. И вот наш кружок поставил себе задачей содействовать устройству фабричных, деревенских и школьных театров» [2, 389}. В 1913 г. Поленов избран председателем этой общественной организации. «Мечтой Поленова была постройка обширного и красивого здания Народного театра, на который он смотрел как на могучее средство просвещения и подлинный храм искусства будущего» [10,18].

В 1915 г. Поленов «движим идеей создать театральную лабораторию для всей России» [6, 63] — дом, где разместятся декорационные, костюмерные и прочие мастерские, комнаты для занятий с актерами и, конечно, театральный зал. Не встретив сочувствия своим идеям, Поленов на свои средства покупает в Москве участок земли и по своему проекту строит на Пресне дом для «Секции содействия фабричным и деревенским театрам». Это здание — «Дом театрального просвещения» — стало последним детищем Поленова-архи-тектора. В музее-усадьбе «Поленово»

хранятся два варианта главного фасада этого здания. Они схожи. Разница их в деталях оформления фасада. Как и Аббатство, здание выполнено в формах модерна. Его театрализованный образ вобрал в себя романтическое увлечение художника. Дом сохранился и находится над прудом Московского зоопарка. Правда,

Иллюстрация 24. Эскиз и план Троицкой церкви в с. Бехово. 1906 г. Автор В.Д. Поленов. ІШІ.: ґ)ир://\л/\лм.тизеит. ги/РоІепоуо/

Иллюстрация 25. Церковь Николы в Новгороде. XVII в. Фото П. Г. Михайловой

Иллюстрация 26. Храм Софии в Новгороде. 1045-1050 гг. Фото П. Г. Михайловой

Иллюстрация 27. Троицкая церковь в с. Бехово. 1906 г. Автор В. Д. Поленов. Фото В. Корнюшина

Иллюстрация 28. Троицкая церковь в с. Бехово. 1906 г. Автор В. Д. Поленов, ив!.: http://www.museum.ru /Роієпоуо/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иллюстрации 29—30. Троицкая церковь в с. Бехово. 1906 г. Автор В. Д. Поленов. Ш!.: http://www.museum.ru /Ро1епоуо/

от его внешнего облика почти ничего не осталось, но внутреннее расположение пространства и помещений мало изменилось. С 1921 г. и до сегодняшнего дня в здании располагается Дом театрального просвещения имени академика В. Д. Поленова.

После премьеры в Тарусе летом 1915 г. его оперы «Призраки Эллады» участники постановки послали художнику адрес, смысл текста которого очень хорошо говорит о том, кем стал Поленов для жителей окрестных деревень, да и не только для них: «Красота идет в народ... каждый раз, как мы чувствуем эту красоту, глаза наши невольно ищут вдали... крышу вашей мастерской, ищут потому, что прекраснее всего есть та душа, которая там горит, та жизнь, которая сама красива и глубока, как большое художественное произведение» [6, 66].

Изменились люди, изменилась эпоха, но дело жизни Поленова — созданный им музей, сохранив мемориальный облик, не устарел.

Заключение

Подводя итоги исследования архитектурного творчества художника В. Д. Поленова, можно сказать, что в его творчестве возродилась идея синтеза искусств по традиции, идущей от эпохи Возрождения, он глубоко понимал искусство во всем его многообразии. Подобная разносторонность творческой личности состояла не просто в сближении мастерства архитектора с творчеством живописца. Изменилась сама роль архитектуры в организации жизненной среды, в активном создании пространства, нередко роднившая его труд с трудом театрального художника, режиссера.

Анализируя работы Василия Дмитриевича Поленова в области архитектуры, необходимо отметить высокую культуру его построек. Творческий опыт художника ценен методом, подходом к архитектуре

прошлого. Работая над строительством Спасской церкви в Абрамцево, он внес весомый вклад в формирование нового русского стиля рубежа веков, впервые обратив внимание архитекторов на одноглавые храмы Новгорода. Все постройки и архитектурные проекты Поленова являются образцом для архитекторов. Их ценность состоит в творческом подходе к созданию художественного образа сооружения, облика, который всегда соответствует назначению постройки.

За более чем тридцатилетнюю творческую деятельность у Полено-ва-архитектора сложился свой стиль и метод работы. Его работы отличают масштабность, функциональность, прекрасная постановка в пространстве. Музей-усадьба, выстроенная по проекту и при непосредственном участии художника, мечтавшего приблизить искусство к народу, является своеобразным памятником просветительской деятельности Поленова.

Основой художественной разносторонности Поленова был редкостный талант пленэрного видения. Художник обладал способностями, казалось бы, несовместимыми в одном человеке. По аналогии с «абсолютным слухом» он имел «абсолютное зрение».

Вопрос традиции и новаторства всегда волновал и будет волновать искусство. Творческие поиски художников в области архитектуры были направлены на познание самой сути, органики архитектуры, на изучение творческих принципов зодчих прошлых веков. Эти принципы имеют вне-стилевое и вневременное значение. Надо полагать, что эти принципы должны служить благодатным источником для творчества и современных архитекторов.

Список использованной литературы

1 Баумгартен Е. Общество и художественная архитектура // Зодчий.

1902. № 24.

2 Коровин К. Жизнь и творчество. Письма. Документы. Воспоминания / сост. Н. М. Молева. М., 1963.

3 Курбатов В. О русском стиле для современных построек // Зодчий. 1910. № 30. С. 310-312.

4 Масалина Н.В. Церковь в Абрамцеве. К истории постройки // Из истории русского искусства второй половины XIX — начала XX века. М., 1978. С. 47-58.

5 Поленова Н. В. Абрамцево : воспоминания. М., 1922.

6 Поленова Н. В. Из воспоминаний о моем отце // Искусство. 1969. №8. С. 63-65.

7 Поленов В. Д., Поленова Е. Д. Хроника семьи художника. М., 1964.

8 Поленово в работах Леонида Корсакова / текст Ф. Д. Поленова. М., 1976.

9 Сахарова Е.В. Василий Дмитриевич Поленов: Письма. Дневники. Воспоминания. М.; Л., 1948.

10 Чернышев Е.А. Государственный музей-усадьба В. Д. Поленова. Л., 1964.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.