Научная статья на тему 'Архитектура частных выставочных сооружений на всероссийских и местных выставках второй половины XIX - начала XX века'

Архитектура частных выставочных сооружений на всероссийских и местных выставках второй половины XIX - начала XX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
876
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННЫЕ ВЫСТАВКИ / ВРЕМЕННЫЕ ВЫСТАВОЧНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ПАВИЛЬОННОГО ТИПА / АРХИТЕКТУРА ЧАСТНЫХ ВЫСТАВОЧНЫХ ПАВИЛЬОНОВ / ЭКСПОНЕНТЫ / INDUSTRIAL EXHIBITION / TEMPORARY EXHIBITION COMPLEXES OF PAVILION TYPE / ARCHITECTURE OF PRIVATE PAVILIONS / EXHIBITORS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Никитин Юрий Анатольевич

The history of trade shows in Russia in the second half of XIX -early XX century is reLated to active construction of temporary exhibition halls and their complexes. This practice gives a Lot of materiaL for studying the processes of architecturaL creativity in this particular area. The search for a new artistic image, innovative engineering soLutions, courageous experiments in the arts of exposure and advertising industry all fully present in numerous attempts Russian architects, artists and engineers to create a memorable exhibition facilities

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Architecture of Private Exhibition Facilities at All-Russian and Local Exhibitions of the Second Half of XIX - Early XX Century

The history of trade shows in Russia in the second half of XIX -early XX century is reLated to active construction of temporary exhibition halls and their complexes. This practice gives a Lot of materiaL for studying the processes of architecturaL creativity in this particular area. The search for a new artistic image, innovative engineering soLutions, courageous experiments in the arts of exposure and advertising industry all fully present in numerous attempts Russian architects, artists and engineers to create a memorable exhibition facilities

Текст научной работы на тему «Архитектура частных выставочных сооружений на всероссийских и местных выставках второй половины XIX - начала XX века»

Архитектура частных выставочных сооружений на всероссийских и местных выставках второй половины XIX - начала XX века

Ю.А.Никитин

Частная выставочная архитектура в России возникла как следствие решения художественной стороны экспозиции участниками выставок. Русское правительство, организуя выставки, стремилось «возбудить дух соревнования между фабрикантами и поощрить их к дальнейшему усовершенствованию своих изделий»1. Этот «дух соревнования» из торгово-промышленной сферы перешел в экспозиционную. Каждый участник старался представить свои изделия в наиболее выигрышном и эффектном виде. Выставки становятся одним из видов промышленной рекламы и местом острой конкурентной борьбы. Система выставочных наград и отличий стимулировала этот процесс. Право изображения государственного герба на изделиях и вывесках являлось высшей наградой, которая присуждалась на выставках,организованных правительством.

Одним из первых примеров частного сооружения может служить башня-беседка, построенная часовыми мастерами братьями Бутеноп на Московской выставке 1852 года в Манеже2. На Всероссийской мануфактурной выставке в 1870 году в Петербурге в Соляном городке обращал на себя внимание киоск для продажи книг Священного писания в виде резной деревянной часовенки, выполненной по эскизам В.А.Гартмана. В.В.Стасов назвал эту постройку «одной из самых изящных и талантливых на всей выставке» и писал, что «художник создал тут маленький бриллиантик, полный грации и самого тонкого художественного вкуса»3.

Строительство различных киосков, беседок и относительно крупных павильонов внутри больших временно используемых или специально возводимых зданий становится излюбленным

1 Министерство финансов. 1802-1902. СПб., 1902. С. 342.

Павильон фабриканта В.Н.Короткова на Политехнической выставке 1872 года в Москве

; Выставка сельских произведений в Москве // Русский художественный листок, 1852, №34.

3 Стасов В.В. Собр. соч. в 4 томах. СПб., 1894. Т. 1. С. 283.

Павильон паровой мельницы С. Гуровича из Одессы на Всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 года в Москве

приемом частной экспозиции. Широкое распространение получило использование традиционных архитектурных форм - арок, триумфальных ворот, обелисков, пирамид и т.п. На Московской выставке 1882 года водочный фабрикант Штритер построил свой стенд в виде триумфальных ворот, составленных из бутылок с выпускаемой продукцией. Этот же прием повторил водочный фабрикант П.А.Смирнов на Нижегородской выставке в 1896 году.

Поиски новых форм решения экспозиции способствовали появлению многихоригинальныхрешений. На Всероссийской гигиенической выставке в 1893 году в Петербурге в сквере у Михайловского манежа варшавский предприниматель К.Гранцев построил скульптурную композицию из выпускаемой продукции-чугунных фановыхтруб различного диаметра, размера и конфигурации. Этот же прием был повторен заводом «Новь» на Киевской выставке в 1897году. Эти эксперименты,

Башня-беседка с часами, построенная часовыми мастерами братьями Бутеноп в Московском манеже на Сельскохозяйственной выставке 1852 года

Павильон товарищества «А.И.Абрикосов и сыновья» на Всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 года в Москве

связанные с промышленной рекламой и опередившие первые опыты французского художника и скульптора Марселя Дюшана, считающегося одним из отцов поп-арта, можно назватьточкой зарождения некоторых направлений современного искусства4.

На Политехнической выставке 1872 года в Москве впервые появились самостоятельные частные павильоны. Эти небольшие деревянные сооружения, построенные в основном московскими предпринимателями,были декорированы в русском стиле. В.В.Стасов писал об этой «огромной массе всякой нескладицы и топорной некрасивости», что «большинство их было совершенно ничтожно, даром что только везде явно присутствовало намерение сделать их в народном русском

4 КукаркинА.В, По ту сторону расцвета. Буржуазное общество: культура и идеология. М., 1974.

Металлический павильон Общества Южно-русских сталелитейных заводов на Нижегородской выставке 1896 года

Павильон московского книгоиздателя И.Д.Сытина на Одесской фабрично-заводской, промышленно-художественной и сельскохозяйственной выставке 1910 года

стиле»5. Несмотря на столь нелестный отзыв, эти постройки представляют исторический интерес как первый опыт временной экспозиционной архитектуры.

Всероссийская промышленно-художественная выставка 1882 года в Москве предоставила участникам право выставлять свои произведения в самостоятельных павильонах6. Этот пункт правил московского смотра сыграет значительную роль в стремительном развитии русской частной выставочной архитектуры. Подобные пункты будут включаться в правила многих выставок, организуемых по принципу павильонной системы.

Среди 36 частных сооружений Московской выставки 1882 года выделялись богатством отделки деревянные павильоны Н.П.Ланина, фарфорового промышленника М.С.Кузнецова, сахарозаводчика А.И.Абрикосова. Павильон Абрикосова был отделан с особой роскошью в русско-византийском стиле:

5 Стасов В.В. На выставках в Москве// Голос. 1882. №174,30 июня.

6 Высочайше утвержденное положение и правила для Всероссийской промышленно-художественной выставки 1881 года в Москве. СПб., 1879. С. 17.

Павильон-навес для сельскохозяйственных машин на Южнорусской областной сельскохозяйственной, промышленной и кустарной выставке 1910 года в Екатеринославе

Павильоны-птичники на Бессарабской сельскохозяйственной выставке 1889 года в Кишиневе

с резными украшениями и росписью стен и потолка, с зеркалами и мраморными столиками. Этот небольшой павильон обошелся владельцу в 30 тысяч рублей серебром - сумма по тому времени огромная. «По красивой наружности и богатству, как внутренней отделки, так и выставленных предметов, это один из выдающихся павильонов выставки», - писал обозреватель этого смотра7. Интересно, что в павильоне был устроен маленький цех для показательного производства разнообразных сладостей.

Крупные промышленники и купцы, сознавая большое значение выставок для рекламы своих фирм, стремились экспонировать свою продукцию в собственных павильонах, к проектированию которых привлекались известные зодчие. Ярким примером может служить выставка 1896 года в Нижнем

: Иллюстрированное описание Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве 1882 г. СПб. - М., 1882. №3, С. 22.

Боковой Фасадъ.

Павильон фирмы «Нобель» на Нижегородской выставке 1896 года. Архитектор Р.Ф. Мельцер

Павильон чаеторговцев из поселка Кяхта на Нижегородской выставке 1896года. Архитектор Р.Ф.Мельцер

Павильон Дерингера на Юбилейной Царскосельской выставке 1911 года

Новгороде, на которой было построено 120 отдельных частных павильонов,«проектированных большей частью нашими лучшими художественными и архитектурными силами»8.

Использование народных мотивов стало одним из самых популярных решений на дореволюционных выставках, которые способствовали распространению деревянной архитектуры в русском стиле. Этому направлению в XIX - начале XX века придавалось особое значение,так как в постройках из дерева виделось одно из наиболее ярких и очевидных проявлений возрождающейся народности в архитектуре9.

В выставочной архитектуре начала XX века ведущим принципом становится подчинение древнерусских мотивов новым

8 Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде //Технический сборник и вестник промышленности. 1896, №5 (приложение).

9 Кириченко Е.И. Выставочные комплексы. В книге «Градостроительство России середины XIX- начала XX века». Книга вторая. Под общей редакцией Е.И.Кириченко. М., «Прогресс-Традиция», 2003. С. 209.

Павильон Донецких угле- и солепромышленников на Нижегородской выставке 1896 года. Инженер Телош

композиционным приемам. Примером неорусского стиля могут служить павильон-навес для сельскохозяйственных орудий на выставке 1910 года в Екатеринославе и павильон московского издателя И.Д.Сытина на выставке 1910 года в Одессе.

Многие участники из провинции строили свои павильоны в национальных стилях или с применением местных строительных приемов. Экспоненты из Средней Азии и Кавказа охотно использовали мотивы восточной архитектуры как на своих местных, так и на всероссийских смотрах. Товарищество братьев Нобель на Нижегородской выставке 1896 года построило свой павильон в мавританском стиле (архитектор Р.Ф.Мельцер).

Павильон забайкальских чаеторговцев из поселка Кяхта на Нижегородской выставке 1896 года был построен в виде двухэтажной фанзы, где на первом этаже размещались экспозиционные залы, а на втором-дегустационный зал (архитектор Р.Ф.Мельцер). По отзывам современников, павильон «пред-

Павильон Казанского округа путей сообщения на Нижегородской выставке 1896года. Архитектор В.С.Шервуд

Павильон Ю. и Г.Рауш на Одесской фабрично-заводской, промышленно-художественной и сельскохозяйственной выставке 1910 года

ставлял собой одну из самых выдающихся по законченности и оригинальности построек выставки, в чисто китайском вкусе»10.

Обращает на себя внимание стремление придать архитектуре выставочных павильонов специфические черты образности тех или иных утилитарных сооружений в зависимости от тематики экспозиции. Так, павильон Донецких угле- и солепромышленников на Нижегородской выставке 1896 года напоминал «типичные постройки, обыкновенно возводимые на угольных копях»11. Вход в павильон был решен в виде портала тоннеля, врезанного в огромную скалу с тектоническим обнажением пород.

Тематическая направленность во внешнем облике широко проявилась в архитектуре транспортных павильонов, которые строились на всех крупных выставках по несколько штук (в Нижнем Новгороде в 1896 году - 12, в Киеве в 1913 году - 5 и т.д.). Чаще всего эти павильоны напоминали приукрашенные маленькие вокзалы на дорогах и пристанях. Павильон Казанского округа путей сообщения на Нижегородской выставке 1896 года представлял собой бутафорский «каменный дворец», поставленный на цоколь в виде большой деревянной баржи,

врытой в землю «на вечную стоянку» (архитектор В.С.Шервуд). Использование конкретной утилитарной формы в сочетании с приукрашенным речным вокзалом нашло многочисленные повторения на отечественных выставках.

Новым направлением в частной выставочной архитектуре стало сооружение павильонов из предметов и изделий собственного производства. Павильон купца Первушина на Туркестанской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1886 года в Ташкенте был собран из продуктов промышленной деятельности фирмы. Основанием павильона послужили кипы спрессованного табака, столбы сделали из коробочек хлопка, карнизы - из папиросных коробок и пачек табака, крышу полностью выложили из папирос, арки составили из бутылок (архитектор А.В.Макаров). Владелец этого замысловатого сооружения сумел прилечь к себе внимание. Современники сочли, что «получился весьма оригинальный и изящный павильон, который невольно оставлял на себе внимание каждого»12.

На Киевской выставке 1897 года соорудили павильон из необработанных стволов различных пород деревьев, произ-

10 Барановский Г.В. Здания и сооружения на Всероссийской художествен- к Маев н д турКесТанская выставка 1886 года. Ташкент, 1886. С. 11.

но-промышленной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. СПб., 1897. С. X. " Там же. С. VI.

Павильон строительной фирмы «Вайс и Фрейтаг» из монолитного железобетона на Международной строительно-художественной выставке 1908 года в Петербурге. Архитектор Н.В.Васильев

Скульптурная композиция из выпускаемой продукции К.Гранцева на Всероссийской гигиенической выставке 1893 года в Петербурге

раставших в имении крупного землевладельца графа И.В.Потоцкого (архитектор В.В.Городецкий). Этот декоративный прием был явно заимствован у портала лесного отдела Л.Н.Бенуа на Нижегородской выставке 1896 года. Как утверждали современники, «это не павильон - это изящная архитектурная игрушка»13.

Шведская строительная фирма «А.Б.Эллерс» на Международной строительно-художественной выставке 1908 года в Петербурге построила павильон из своих бетонных и керамических труб. Активную роль в пластическом решении фасадов и интерьера играли большие канализационные трубы яйцевидного сечения (инженер К. И. Розен штейн)14. На Екатеринославской выставке 1910 года Общество Донецких стекольных и химических заводов соорудило павильон, состоявший из бутылок, посуды, оконных цветных стекол и других

13 Киевская сельскохозяйственная и промышленная выставка. Киев, 1898. С. 12.

14Международная строительно-художественная выставка. С.-Петербург,

1908 г, Каталог выставки и справочный указатель строительных и художественных фирм. СПб., 1908.

изделий, даже площадка вокруг павильона была огорожена тумбами, сложенными из тех же изделий.

Активное строительство частными экспонентами собственных павильонов придавало выставкам особый колорит. Архитектура этих сооружений носила зрелищный, рекламный характер. Это обстоятельство отражалось на художественном решении частных сооружений, их выразительности, положении в структуре выставки. Экспоненты использовали для своих павильонов различные стили - от Античности до модерна. Чаще всего стилистика сооружений выбиралась не в связи с тематикой экспозиции,а под влиянием господствующей моды или вкусов экспонентов.

Поиски новых форм решения экспозиции привели к уникальной архитектурной практике - строительству павильонов в виде огромных изделий. На выставках стали появляться павильоны в виде гигантских бутылок, бочек, самоваров, водопроводных вентилей и т.п. На Рижской выставке 1901 года павильон фирмы «Б.Геррманн» представлял собой огромный водонапорный вентиль. Фирма «Эмиль Вюрглер» построила свой павильон на Киевской выставке 1913 года в виде огромного парового котла с печкой15.

15 Всероссийская выставка. Киев. 1913. Киев - СПб., 1913. С. 34.

Самовар-гигант на Одесской фабрично-заводской, промышленно-художественной и сельскохозяйственной выставке 1910 года

Павильон из необработанных стволов различных пород деревьев графа И.В.Потоцкого на Киевской выставке 1897 года

Участие в выставках производителей пива и вина связано с появлением большого количества павильонов-гротов, гигантских бочек, бутылок. Так, на Кавказской сельскохозяйственной выставке 1889 года в Тифлисе павильон торгового дома «З.А.Джорджадзе и Ко» представлял собой огромную бочку емкостью в 24тысячи литров16.

На Нижегородской выставке 1896 года владельцы пивоваренного завода «Новая Бавария» соорудили шатер, над которым возвышалась большая бутылка. На Одесской выставке 1910 года экспонировались «Царь-Самовар» высотой 13 метров с огромным чайником наверху, гигантская пирамида из пивных бочек, павильон-бутылка шампанского«Г.Редерер», павильон в виде штемпеля, павильон-слон с кофейней внутри17. На Международной выставке садоводства 1914 года в Петербурге в Таврическом саду Н.Н.Бекетов экспонировал свой лечебный виноградный сок в павильоне-бутылке. Таких примеров можно привести много.

Рассмотренная выше картина частной архитектуры была бы неполной, если не обратить внимания на те прогрессивные методы строительства, новые конструкции и материалы, которые апробировались и получали путевку в жизнь именно на выставках. Некоторые экспоненты создавали свои павильоны у себя дома и в разобранном виде отправляли их на выставки в другие города. Так, например, поступила известная московская парфюмерная фирма «Ралле», которая построила сборно-разборный павильон и отправила его на выставку 1910 года в Одессу18.

Надо сказать, что многие «казенные» павильоны были изготовлены на частных предприятиях по заказу выставочных комитетов и являлись одновременно экспонатами этих фирм. При сооружении своих собственных павильонов отдельные предприниматели применяли новые рациональные конструктивные решения и строительные материалы. Как

16 Кавказская выставка предметов сельского хозяйства и промышленности // Кавказский календарь на 1889 год. Тифлис, 1889. С. 23.

17Альбом Одесской фабрично-заводской, промышленно-художествен-ной и сельскохозяйственной выставки 1910 года. Одесса, 1910.

18 На память об Одесской выставке. План и экспонаты фабрично-заводской,художественно-промышленной и сельскохозяйственной выставки в Одессе. Одесса, 1910.

Павильон-вентиль фирмы «Э. Вюрглер» на Южнорусской областной сельскохозяйственной, промышленной и кустарной выставке в Екатеринославе 1910 года

Уникальный экспонат Нижегородской выставки 1896 года -водонапорная башня московского завода А. В.Бари. Инженер В. Г. Шухов

правило, эти постройки возводились из тех же материалов, на которых специализировалась та или иная фирма. Часто эти павильоны представляли собой приукрашенный, так сказать, «выставочный» вариант каких-то производственных сооружений. Они играли роль экспонатов, рекламируя строительные возможности предприятий. В большинстве случаев постройки отвечали требованиям, предъявляемым к выставочным зданиям. Примером может служить павильон Варшавских сталелитейных заводов на Всероссийской выставке 1882 года в Москве, оставшийся незамеченным в истории архитектуры и строительной техники. Большой интерес представляет сводчатое покрытие павильона, выполненное из гофрированного железа. Распор этой пологой вспарушенной оболочки погашался тонкими стальными затяжками. Пока не удалось установить авторство этой рациональной конструкции. Это был один из первых опытов применения металлического складчатого свода.

Павильон Общества Путиловских заводов на Нижегородской выставке 1896 года представлял собой трехнефную базилику. Включение в общую композицию угловых декоративных башен вместе с огромными витражами и кокетливой наружной отделкой придавало этому производственному сооружению явно выставочный характер. Широко применялась скульптура для тематического оформления фасадов таких павильонов.

Павильоны из металла строились и на местных выставках. Так, на выставке 1889 года в Тифлисе экспозиция чугунолитейного механического завода инженера Р.О.Ренквиста разместилась в собственном павильоне, изготовленном из чугуна на заводе19.

История частной выставочной архитектуры показывает, насколько широкое применение получил в России железобетон. Если на выставках 1880-х годов демонстрировались только готовые изделия из железобетона, то на Нижегородской выставке 1896 года из него был построен арочный мост пролетом 32 метра по проекту известного инженера А.ФЛолейта20. На Международной строительно-художественной выставке 1908 года в Санкт-Петербурге было создано уже несколько сооружений из железобетона. Товарищество «Железо-Бетон» представило большой навес на двух опорах. Эта фирма, действовавшая в России с 1900 года, освоила системы «Монье» и «Матрай». Интересный павильон выстроила на той же выставке из монолитного железобетона одна из крупнейших строительных фирм Европы «Вайс и Фрейтаг». Стальная арматура была выпущена в двух башенках наружу и стала своеобразным декоративным украшением фасада. Торговая эмблема фирмы, решенная как пространственная металлическая скульптура, была врезана в бетонный чепец, словно напоминая о неразрывности составных частей железобетона (архитектор Н.В.Васильев).

С частной выставочной архитектурой связаны поиски и первый опыт применения художественных принципов модер-

19 Кавказская выставка предметов сельского хозяйства и промышленности // Кавказский календарь на 1889 год. Тифлис, 1889. С. 19.

20 Лопатто А.З. Артур Фердинандович Лолейт. М., 1969. С. 26.

на. На Бессарабской сельскохозяйственной выставке 1889 года в Кишиневе были сооружены павильоны-птичники, в которых своеобразное конструктивное решение обусловило выразительный облик всего сооружения. В этих небольших деревянных постройках система пересекающихся Х-образных опор стала основной архитектурной темой. Стилизованные белые лебеди на фронтонах, словно сошедшие с полотна провинциального примитивиста, и резьба по дереву явились атрибутами тематического оформления этих выставочных построек.

Павильон-бутылка Н.Н.Бекетова на Международной выставке садоводства 1914 года в Петербурге

На Нижегородской выставке 1896 года Общество Брянских заводов построило свой металлический павильон, в котором конструктивная система определила форму наружных объемов и была оставлена открытой в интерьере. Пересекающиеся стержневые элементы конструкции трактуются как декоративный мотив (архитектор Д.А.Крыжановский).

История промышленных и сельскохозяйственных выставок в России дает немало материала для изучения процессов архитектурного творчества в этой специфической области. Поиски нового художественного образа, новаторские инженерные решения, смелые эксперименты в области искусства экспозиции и промышленной рекламы - все это в полной мере присутствует в многочисленных экспериментах русских зодчих, художников и инженеров по созданию выставочных сооружений.

Литература

1. Министерство финансов. 1802-1902. СПб., 1902.

2. Выставка сельских произведений в Москве. «Русский художественный листок», 1852, №34.

3. Стасов В.В. Собр. соч. в 4 томах. СПб., 1894. Т. 1.

4. Кукаркин A.B. Поту сторону расцвета. Буржуазное общество: культура и идеология. М., 1974.

Павильон Торгового дома «А.Эллерс», построенный из железобетонной продукции, выпускаемой шведской фирмой Skanska Cementqiuteriet, Act. Bol., на Международной строительно-художественной выставке 1908 года в Петербурге. Инженер К. И. Розенштейн

5. Стасов В.В. На выставках в Москве. «Голос». 1882. №174. 30 июня.

6. Высочайше утвержденное положение и правила для Всероссийской промышленно-художественной выставки 1881 года в Москве. СПб., 1879.

7. Иллюстрированное описание Всероссийской художе-ственно-промышленной выставки в Москве 1882 г. СПб., - М., 1882. №3.

8. Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде. «Технический сборник и вестник промышленности». 1896. №5 (приложение).

9. Кириченко, Е.И. Выставочные комплексы. В книге «Градостроительство России середины XIX - начала XX века». Книга вторая. Под общей редакцией Е.И.Кириченко. М.,«Про-гресс-Традиция», 2003.

10. Барановский Г.В. Здания и сооружения на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. СПб., 1897.

11. Маев H.A. Туркестанская выставка 1886 года. Ташкент, 1886.

Железобетонный мост пролетом 32 метра на Всероссийской

промышленной и художественной выставке

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1896 года в Нижнем Новгороде. Инженер А.Ф.Лолейт

Павильон Донецкого общества стекольных заводов на Южнорусской областной сельскохозяйственной, промышленной и кустарной выставке 1910 года в Екатеринославе

12. Киевская сельскохозяйственная и промышленная выставка. Киев, 1898.

13. Международная строительно-художественная выставка. С.-Петербург, 1908 г. Каталог выставки и справочный указатель строительных и художественных фирм. СПб., 1908.

14. Всероссийская выставка. Киев. 1913. Киев - СПб., 1913.

15. Кавказская выставка предметов сельского хозяйства и промышленности. «Кавказский календарь на 1889 год». Тифлис, 1889.

16. Альбом Одесской фабрично-заводской, промышленно-художественной и сельскохозяйственной выставки 1910 года. Одесса, 1910.

17. На память об Одесской выставке. План и экспонаты фабрично-заводской, художественно-промышленной и сельскохозяйственной выставки в Одессе. Одесса, 1910.

18. Кавказская выставка предметов сельского хозяйства и промышленности. «Кавказский календарь на 1889 год». Тифлис, 1889.

19. Лопатто А.Э. Артур Фердинандович Лолейт. М., 1969.

Literatura

1. Ministerstvo finansov. 1802-1902. SPb., 1902. S. 342.

2. Vystavka selskich proizvedeny v Moskve. «Russky hudozestvenny listok», 1852, №34.

3. StasovV.V. Sobr. Soch. V 4 tomach. SPb/, 1894. T. 1. S. 283.

4. Kukarkin A.V. Po tu storonu raszveta. Burzuaznoe obchsestvo: kultura I idealogija. M., 1974.

5. Stasov V.V. Na vystavkach v Moskve. «Golos». 1882. №174. 30 ijunja.

6. Vysochayshe utverzdennoe poLozenie I pravila dlja Vserossiyskoy promyshlenno-chudozestvennoy vystavki 1881 goda v Moskve. SPb., 1879. S. 17.

7. Illjustrirovannoe opisanie Vserossiyskoy promyshlenno-chudozestvennoy vystavki v Moskve 1882 r. SPb., - M., 1882. №3, P. 22.

8. Vserossiyskaja promyshlennaja i chudozestvennaja vystavka 1896 godav Niznem Novgorode. «Technicheskiysborniki vestnik promyshlennosti». 1896, №5 (prilozchenie).

9.К irichenko, E.I. Vystavochnye kompleksy. V knige «Gradostroitelstvo RossiiseredinyXIX- nachala XX veka». Kniga vtoraja. Pod obchey redakciey E.I.Kirichenko. M., «Progress-Tradicija», 2003. S. 209.

10. Baranovsky G.V. Zdanija i sooruzenija na Vserossiyskoy prornyshlennoyi chudozestvennoy vystavkel896 godav Niznem Novgorode. SPb., 1897. S. X.

11. Maev N.A. Turkestanskaja vystavka 1886 goda. Tashkent, 1886. S. 11.

12. Kievskaja selskochosjaystvennaja i promyshlennaja vystavka. Kiev, 1898. S. 12.

13. Mezdunarodnaja stroitelno-chudozestvennaja vystavka. St.-Peterburg. 1908 . Katalog vystavki i spravochny ukasatel stroitelnych i chudozestvennych firm. SPb., 1908.

14. Vserossiyskaja vystavka. Kiev. 16.1913. Kiev- SPb., 1913. S. 34.

15. Kavkasskaja vystavka predmetov selskogo chosjaysnva I promyshlennosti. «Kavkassky calendar na 1889 god». Tiflis, 1889.S. 23.

16. Albom Odesskoy fabrichno-savodskoy, promyshlenno-chudozestvennoy I selskochosjaystvennoy vystavki 1910 goda. Odessa, 1910.

17. Na pamjat ob Odesskoy vystavke. Plan i eksponaty fabrichno-savodskoy, promyshlenno-chudozestvennoy i selskochosjaystvennoy vystavki v Odesse. Odessa, 1910.

18. Kavkasskaja vystavka predmetov selskogo chozaystva i promyshlennosti. «Kavkassky calendar na 1889 god». Tiflis, 1889. S. 19.

19. Lopatto A.E. Artur Ferdinandovich Loleyt. M.,1969. P. 26.

Architecture of Private Exhibition Facilities at All-Russian

and Local Exhibitions of the Second Half of XIX - Early XX

Century. By Y.A.Nikitin

The history of trade shows in Russia in the second half of XIX -early XX century is related to active construction of temporary exhibition halls and their complexes. This practice gives a lot of material for studying the processes of architectural creativity in this particular area. The search for a new artistic image, innovative engineering solutions, courageous experiments in the arts of exposure and advertising industry - all fully present in numerous attempts Russian architects, artists and engineers to create a memorable exhibition facilities.

Ключевые слова: промышленные выставки, временные выставочные комплексы павильонного типа, архитектура частных выставочных павильонов, экспоненты.

Key words: industrial exhibition, temporary exhibition complexes of pavilion type, architecture of private pavilions, exhibitors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.