Закон и право. 2024. № 12. С. 171-176. Law and legislation. 2024;(12):171-176.
Научная статья УДК 347.463
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-12-171-176 EDN: https://elibrary.ru/HEPYHJ
NIION: 1997-0063-12/24-624 MOSURED: 77/27-001-2024-12-824
Транспортные обязательства: общие положения
Максим Николаевич Махиборода
Международный инновационный университет,
Сочи, Россия, [email protected]
Аннотация. В данной статье рассматриваются основные аспекты транспортных обязательств, их правовая природа и значение в современных экономических отношениях. Транспортные обязательства представляют собой специфическую категорию обязательств, возникающих в процессе перевозки грузов и пассажиров, и регулируются как национальным, так и международным законодательством. Автор начинает с определения транспортных обязательств, выделяя их ключевые характеристики и виды: обязательства по перевозке грузов, пассажиров и багажа.
В статье подробно анализируются права и обязанности сторон транспортного договора — грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя. Рассматриваются вопросы ответственности сторон за убытки, возникшие в процессе перевозки, включая случаи форс-мажора и другие обстоятельства, освобождающие от ответственности, а также влияние глобализации на развитие транспортных обязательств.
Ключевые слова: гражданско-правовая ответственность, транспортные обязательства, договор перевозки, форс-мажор, непреодолимая сила.
Для цитирования: Махиборода М.Н. Транспортные обязательства: общие положения // Закон и право. 2024. № 12. С. 171—176. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-12-171-176 ББЫ: https://elibrary.ru/ ИБРУИЛ
Original article
Transportation obligations: general provisions
Maksim N. Makhiboroda
International Innovation University, Sochi,
Russia, [email protected]
Abstract. This article examines the main aspects of transport obligations, their legal nature and importance in modern economic relations. Transport obligations are a specific category of obligations arising in the process of transporting goods and passengers, and are regulated by both national and international legislation. The author begins by defining transport obligations, highlighting their key characteristics and types: obligations for the carriage of goods, passengers and baggage.
The article analyzes in detail the rights and obligations of the parties to the transport agreement — the shipper, the carrier and the consignee. The issues of liability of the parties for losses incurred during transportation, including cases of force majeure and other circumstances exempting from liability, as well as the impact of globalization on the development of transport obligations, are considered.
Keywords: civil liability, transport obligations, contract of carriage, force majeure, irresistible force.
For citation: Makhiboroda M.N. Transportation obligations: general provisions // Law and legislation. 2024;(12):171 —176. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-12-171-176 EDN: https://elibrary.ru/ HEPYHJ
© Махиборода М.Н. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 12-2024
Транспортная сфера играет ключевую роль в экономике любой страны, обеспечивая перемещение товаров и людей. Правоотношения в этой области регулируются различными нормами и законами, которые определяют права и обязанности участников транспортного процесса, а также механизмы их защиты. Однако реалии современности, включая цифро-визацию отрасли, влияют на построение правоотношений в транспортной сфере, в том числе изменения, вносимые в виды транспорта, соответствующие правовые нормы, регулирующие эти отношения, и основные проблемы, с которыми сталкиваются участники данных взаимоотношений.
Стоит обратить внимание на определение транспортных обязательств, которыми являются правовые отношения, возникающие между сторонами (грузоотправителем, перевозчиком и грузополучателем и т.п.) в процессе перевозки багажа, товаров (грузов) или пассажиров, которые регулируются нормами гражданского и транспортного законодательства [1, гл. 40; 11, с. 79].
Транспортные обязательства представляют собой систему, складывающуюся из подсистем обязательств по перевозке и вспомогательных обязательств на транспорте, критерием которой является функциональное назначение заключаемых соглашений.
Ключевые характеристики транспортных обязательств включают несколько аспектов.
Во-первых, это стороны обязательства. Основными участниками могут являться перевозчик, арендодатель, исполнитель, экспедитор, фрахтовщик, владелец транспортного средства и т.п., что конкретно должно быть указано в договоре.
Во-вторых, предметы обязательства, которыми могут быть как грузы, так и пассажиры, включая багаж последних. В зависимости от этого выделяются такие виды обязательств, как обязательства по перевозке грузов, обязательства по перевозке пассажиров и их багажа.
В-третъих, необходимо рассматривать правовую природу, поскольку транспортные обязательства имеют договорной характер и основываются на соглашении сторон, которое должно быть оформлено в письменной форме, так как одной из сторон является профессиональный перевозчик, обладающий лицензией и осуществляющий деятельность предпринимательского характера.
В-четвертых, немаловажную сторону следует отводить ответственности сторон, поскольку транспортные обязательства предполагают опре-
деленные права и обязанности для каждой из сторон, включая ответственность за убытки, возникшие в процессе перевозки, а также условия освобождения от ответственности.
И, в-пятых, правовое регулирование, так как эти обязательства подлежат регулированию национальными и международными правовыми нормами, что обеспечивает единообразие правил и защиту прав сторон в различных юрисдикциях.
Таким образом, транспортные обязательства играют ключевую роль в организации и осуществлении перевозок, обеспечивая правовую основу для эффективного взаимодействия между всеми участниками транспортного процесса.
Обязательность классификации отношений в данной отрасли весьма важна, поскольку их состав будет меняться в зависимости от такого разделения. В транспортной сфере классификацию можно дать по нескольким критериям:
1. По видам транспорта в зависимости от среды перемещения.
Данный критерий позволяет выделить:
■ водный (например, пассажирский лайнер, танкер);
■ воздушный (например, самолет, дирижабль);
■ наземный (например, железнодорожный, автомобильный);
■ космический (например, транспортный беспилотный грузовой космический корабль) [11, с. 69].
2. По субъектам правоотношений. В данной классификации используются конкретные контрагенты, участвующие, исходя из своих интересов, в правоотношениях:
■ перевозчик — организация или индивидуальный предприниматель, осуществляющий перевозку;
■ грузоотправитель — лицо, отправляю -щее груз;
■ грузополучатель — лицо, получающее груз;
■ пассажир — лицо, пользующееся услугами перевозки [10].
Помимо указанных сторон договора, участниками могут быть арендодатель, исполнитель, экспедитор, фрахтовщик, владелец транспортного средства и др.
3. К следующей градации относятся непосредственно сами правовые нормы, регулирующие транспортные правоотношения. Они регулируются различными правовыми актами, которые могут быть как международными, так и национальными. Например, Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (СМЯ) регу-
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2024
лирует условия перевозки грузов автомобильным транспортом [2], а Монреальская конвенция устанавливает правила для международный воздушных перевозок [3]. Конвенция о перевозке грузов по морю (Гаагские правила) регулируют отношения в области морских перевозок [4].
Что касается норм отечественного законодательства, то в каждой стране существуют свои законы и подзаконные акты, регулирующие транспортные правоотношения. Например, в России действуют Кодекс торгового мореплавания, который регламентирует отношения в области морских перевозок, Воздушный кодекс, устанавливающий правила для воздушного транспорта, а также Устав автомобильного транспорта, регулирующий автомобильные перевозки [5] и др.
Основные права и обязанности участников транспортных правоотношений стоит также разделить на несколько групп. К первой из них будут относиться права и обязанности перевозчика, а именно права на:
■ получение вознаграждения за услуги по перевозке;
■ право на установление тарифов в рамках законодательства.
К обязанностям следует относить обеспечение безопасной перевозки груза или пассажиров и соблюдение сроков доставки.
Вторую группу составляют права и обязанности грузоотправителя и грузополучателя. Это права на получение информации о ходе перевозки и право на предъявление претензий в случае утраты или повреждения груза.
Обязанности выражаются в обеспечении правильной упаковки и маркировки груза и оплате услуг перевозчика.
Третья группа состоит из прав и обязанностей пассажиров. В нее входят: право на безопасное и комфортное путешествие; право на получение информации о рейсе. Обязанности в основном ограничиваются соблюдением правил поведения на транспорте и оплатой проезда.
Несмотря на существующие правовые нормы, в транспортной сфере все еще имеется множество проблем. Так, неисправности и аварии являются показателем недостаточной безопасности на транспорте, что может привести к трагическим последствиям.
Нарушение прав потребителей в случаях задержек рейсов, потеря багажа и другие проблемы могут вызывать недовольство пассажиров.
Нехватка правовых знаний у участников, которые не имеют полной информации о своих
правах и обязанностях, приводит к конфликтам. Как следствие, это возникновение гражданско-правовой и иной ответственности сторон в транспортных обязательствах.
Ответственность сторон за убытки, возникающие в процессе перевозки, является важным аспектом транспортных обязательств. Она регулируется как национальным гражданским законодательством, так и международными конвенциями. Рассмотрим основные аспекты этой ответственности, включая форс-мажор.
Перевозчик несет ответственность за убытки, причиненные грузу или пассажирам, если они произошли в результате его действий или бездействия. Перевозчик обязан обеспечить сохранность груза и доставить его в срок. В случае нарушения этих обязательств он может быть привлечен к ответственности. В данном случае формами будут полная (в случае утраты или повреждения груза) или частичная (например, за задержку в доставке) гражданско-правовая ответственность, что выразится в выплате стоимости ущерба, возмещении вреда, причиненного утерей или задержкой при доставке [8, с. 67]. Другое дело, если вред будет причинен здоровью пассажиров. В данном случае ответственность может наступит даже уголовная [6, с. 132].
В некоторых случаях ответственность перевозчика может быть ограничена, например, в соответствии с нормами международных конвенций (например, Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (CMR) или Конвенции о международной железнодорожной перевозке грузов (CIM)) [11, с. 121].
Грузоотправитель также может нести ответственность за убытки, причиненные неправильной упаковкой. Если грузоотправитель неправильно упаковал груз, что привело к его повреждению, он может быть привлечен также к ответственности. В другом случае — из-за недостоверной информации. Предоставление неверной информации о грузе (например, о его характеристиках или опасности) также может стать основанием для ответственности.
На наш взгляд, целесообразно уделить внимание такому обстоятельству, как форс-мажор. Это обстоятельства, которые не могли быть предвидены и предотвращены сторонами и которые освобождают от ответственности за неисполнение обязательств.
К обстоятельствам форс-мажора могут относиться стихийные бедствия, войны, забастовки, акты государственных органов и другие события, которые делают невозможным выполнение обя-
LAW & LEGISLATION • 12-2024
зательств. Однако они должны быть документально подтверждены.
Сторона, которая утверждает о наличии форс-мажора, должна предоставить доказательства того, что данное обстоятельство действительно произошло и повлияло на выполнение обязательств. Обычно стороны обязаны уведомить друг друга о наступлении форс-мажора в разумные сроки.
В случае признания обстоятельств форс-мажорными стороны освобождаются от ответственности за убытки, причиненные в результате действий (бездействия). Однако это не освобождает от ответственности за убытки, возникшие до наступления форс-мажора.
В разных странах существуют свои правила относительно ответственности сторон в транспортных обязательствах. В России вопросы ответственности регулируются Гражданским кодексом РФ.
Для международных перевозок применяются специальные конвенции (например, СМЯ для грузоперевозок), которые содержат положения о лимитах ответственности и условиях освобождения от нее.
Ответственность сторон за убытки, возникающие в процессе перевозки, является комплексным вопросом, который требует учета множества факторов — от характера обязательств до специфики законодательства. Форс-мажор служит важным инструментом защиты сторон от непредвиденных обстоятельств, однако его применение требует внимательного анализа и документального подтверждения.
Отметим, что на формат транспортных правоотношений в последнее время влияют многие факторы. И, несмотря на отсутствие кардинальных изменений в нормах законодательства, стороны таких правоотношений не могут обойти их стороной для поддержки данной отрасли. В частности, глобализация оказала значительное влияние на развитие транспортной отрасли, изменив динамику перевозок, логистику и взаимодействие между странами. Рассмотрим основные аспекты этого влияния.
Глобализация способствовала увеличению объемов международной торговли, что привело к росту спроса на транспортные услуги. Товары перемещаются между странами быстрее и в больших объемах. Так, по итогам первого полугодия 2024 г., товарооборот между Россией и Китаем увеличился на 1,6% [9].
Появление новых рынков и возможность доступа к многообразным товарам из разных
уголков мира способствовали расширению ассортимента перевозимых грузов.
Для удовлетворения растущих потребностей в перевозках страны начали активно инвестировать в развитие транспортной инфраструктуры — портов, аэропортов, железных дорог и автодорог.
Глобализация также способствовала внедрению новых технологий в транспортную отрасль, таких, как автоматизация, цифровизация и использование «умных» технологий для управления логистикой [7].
Глобализация привела к интеграции различных транспортных систем, что позволило создать более эффективные логистические цепочки. Это включает комбинированные перевозки (например, морской и железнодорожный транспорт).
Введение международных стандартов (например ISO) упростило процессы перевозки и обработки грузов, сделав их более предсказуемыми и безопасными.
Увеличение конкуренции привело к росту числа игроков на транспортном рынке. Это, в свою очередь, стимулирует компании к улучшению качества услуг и снижению цен. Конкуренция также побуждает компании внедрять инновации, например, использовать экологически чистые технологии, разрабатывать новые модели судов и транспортных средств.
Стоит отметить, что увеличение объемов грузоперевозок негативно сказывается на экологии. Это приводит к росту выбросов углерода и других загрязняющих веществ. В ответ на это растет интерес к устойчивым методам транспортировки. Многие компании начинают внедрять программы по сокращению углеродного следа, включая использование альтернативных источников энергии (например, электромобили) и оптимизацию маршрутов.
Глобализация делает транспортную отрасль чувствительной к изменениям в международной политике. Конфликты, санкции и торговые войны могут существенно повлиять на логистику и стоимость перевозок. Экономические измене -ния могут приводить к колебаниям в спросе на транспортные услуги, что требует от компаний гибкости и адаптивности.
Пандемия COVID-19 продемонстрировала уязвимость глобальных логистических цепочек. Закрытие границ, ограничения на передвижение и изменения в потребительских предпочтениях привели к значительным сбоям в перевозках. Компании начали адаптироваться к новым реалиям, развивая онлайн-продажи и улучшая свои
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2024
логистические процессы для обеспечения бесперебойной доставки товаров.
Глобализация оказала глубокое влияние на развитие транспортной отрасли, создав новые возможности и вызовы. Понимание этих изменений позволяет участникам рынка адаптироваться к новым условиям, внедрять инновации и обеспечивать устойчивое развитие в условиях быстро меняющегося мира. Транспортная отрасль продолжает эволюционировать, отвечая на вызовы глобализации и стремясь к более эффективным и экологически чистым решениям.
С нашей точки зрения, следует обратить внимание на необходимость обновления и адаптации законодательства, регулирующего транспортные правоотношения, к современным условиям.
Внедрение новых технологий может увеличить безопасность и эффективность транспортных процессов.
Повышение правовой грамотности участников транспортных правоотношений поможет уменьшить количество конфликтов.
Таким образом, правоотношения в транспортной сфере являются важной частью экономической структуры общества. Они требуют внимательного регулирования и постоянного совершенствования для обеспечения безопасности и защиты прав всех участников процесса.
Важно продолжать работу над совершенствованием законодательства, внедрением новых технологий и повышением правовой грамотности граждан для эффективного функционирования транспортной системы.
Список источников
1. Гражданский кодекс РФ (действ. ред.) // URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_9027 (Дата обращения: 25.11.2024)
2. Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (заключена в г. Женеве 19.05.1956, вступила в силу для СССР 01.12.1983, с изм. от 05.07.1978) // URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 4190/ (Дата обращения: 15.11.2024)
3. Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок (заключена в г. Монреале 28.05.1999) // - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_279611/ (Дата обращения: 17.11.2024)
4. Конвенция Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов (заключена в г. Гамбурге 31.03.1978) // URL: https://www. con-
sultant.ru/ document/cons_doc_LAW_3826/ (Дата обращения: 17.11.2024)
5. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 № 259-ФЗ // URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 72388/ (Дата обращения: 17.11.2024)
6. Ананьева Е.О. Гражданско-правовая ответственность лиц, осужденных за совершение транспортных правонарушений // Закон и право. 2024. № 10. С. 131—134.
7. Ананьева Е.О., Бондаренко А.В., Лукия-нов М.Ю. Гражданско-правовое регулирование вопросов цифровизации общества // Евразийский юрид. журнал. 2022. № 8 (171). С. 14—18.
8. Ананьева Е.О., Махиборода М.Н. К вопросу об особенностях гражданско-правовой ответственности на железнодорожном транспорте при организации перевозок пассажиров и багажа // Закон и право. 2021. № 6. С. 65—69.
9. Как растет взаимодействие с Китаем // URL: https://www.rbc.ru/industries/news/66c34 8b09a79474453647eeb (Дата обращения: 25.11.2024)
10. Maxim Makhiboroda, Ekaterina Ananyeva and Ing. PetrDoucek. Changes in transport activity regulation in the context of the coronavirus pandemic // International Scientific and Practical Conference «Development of the Agro-lndustrial Complex in the Context of Robotization and Digitalization of Production in Russia and Abroad» (DAIC 2020). Yekaterinburg, Russian Federation, 2020. Pp. 5006 // https://www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/ abs/2020/82/contents/contents.html. DOI: 10.1051/ e3sconf/202022205006
11. Махиборода М.Н. Гражданско-правовая ответственность в сфере транспортных обязательств: Монография. М.: Проспект, 2021. 248 с.
References
1. The Civil Code of the Russian Federation (current edition) // URL: https://www.con-sultant. ru / d ocument / cons_d oc_LAW_9027 (Ac -cessed: 25.11.2024)
2. Convention on the Contract for the International Carriage of Goods by Road (CMR) (concluded in Geneva on 19.05.1956, entered into force for the USSR on 12.01.1983, with amendments. from 05.07.1978) // URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_4190/ (Accessed: 15.11.2024)
3. Convention for the Unification of Certain Rules of International Air Transport (concluded in Montreal on 28.05.1999) // URL: https://
LAW & LEGISLATION • 12-2024
www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_ 279611/ (Accessed: 17.11.2024)
4. United Nations Convention on the Carriage of Goods by Sea (concluded in Hamburg on 31.03.1978) // URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_3826 / (Accessed: 17.11.2024)
5. Charter of motor transport and urban ground electric transport dated 08.11.2007 № 259-FZ (latest edition) // URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_72388/ (Accessed: 17.11.2024)
6. Ananyeva E.O. Civil liability of persons convicted of committing traffic offenses // Law and legislation. 2024. № 10. Pp. 131-134.
7. Ananyeva E. OBondarenko A. V, Lukiyanov M. Yu. Civil law regulation of issues of digitalization of society // Eurasian Law Journal. 2022. № 8 (171). Pp. 14-18.
8. Ananyeva E.O., Makhiboroda M.N. On the issue of the peculiarities of civil liability in railway
transport in the organization of passenger and baggage transportation // Law and legislation. 2021. № 6. Pp. 65-69.
9. How interaction with China is growing // URL: https://www.rbc.ru/industries/news/66c348b 09a 79474453647eeb (Accessed: 18.11.2024)
10. Maxim Makhiboroda, Ekaterina Ananyeva and Ing. Petr Doucek. Changes in transport activity regulation in the context of the coronavirus pandemic // International Scientific and Practical Conference «Development of the Agro-lndustrial Complex in the Context of Robotization and Digitalization of Production in Russia and Abroad» (DAIC 2020). Yekaterinburg, Russian Federation, 2020. Pp. 5006 // https://www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/ abs/2020/82/contents/contents.html. DOI: 10.1051/ e3sconf/202022205006
11. Makhiboroda M.N. Civil liability in the field of transport obligations: Monograph. M.: Prospect, 2021. 248 p.
Информация об авторе
Махиборода М.Н. — кандидат юридических наук, доцент
Статья поступила в редакцию 04.10.2024; одобрена после рецензирования 08.11.2024; принята к публикации 14.11.2024.
Information about the author
Makhiboroda M.N. — candidate of legal sciences, associate professor
The article was submitted 04.10.2024; approved after reviewing 08.1 1.2024; accepted for publication 14.11.2024.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Педагогика: учебник для студентов юридических вузов и специальностей / под науч. ред. А. А. Реана, А. В. Мудрика; под общ. ред. Л.А. Казанцевой, В.П. Жуковского. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2024. — 455 с. — (Серия «Классический учебник»).
ISBN 978-5-238-03934-3
В учебнике изложены основные положения и содержание педагогики, ее методологические основы, теория и практика обучения, воспитания и развития слушателей. Представлены способы контроля и оценки результатов образовательного процесса в вузах. Особое внимание уделено специфике обучения и воспитания курсантов в образовательных учреждениях МВД России.
Для студентов юридических вузов, а также практических работников.
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2024