Научная статья на тему 'Место обязательств по перевозке в системе транспортных обязательств'

Место обязательств по перевозке в системе транспортных обязательств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
965
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
система транспортных обязательств / перевозка / организационные транспортные обязательства / system of transport obligations / transportation / organizational transport obligations

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максим Николаевич Махиборода

В статье раскрывается система транспортных обязательств, которой была дана соответствующая дефиниция. Выделены подсистемы и их особенности, определено место обязательств по перевозке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The place of transportation obligations in the system of transport obligations

The article reveals the system of transport obligations, which was given the appropriate definition. Subsystems and their features are highlighted, the place of obligations for transportation is determined.

Текст научной работы на тему «Место обязательств по перевозке в системе транспортных обязательств»

Закон и право. 2022. № 3. С. 113-115. Law and legislation. 2022;(3):113-115.

Научная статья УДК 347.518

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-3-113-115

NIION: 1997-0063-3/22-147 MOSURED: 77/27-001-2022-3-347

Место обязательств по перевозке в системе транспортных обязательств

Максим Николаевич Махиборода

Институт Академии ФСИН России, Рязань,

Россия, maks-net@yandex.ru

Аннотация. В статье раскрывается система транспортных обязательств, которой была дана соответствующая дефиниция. Выделены подсистемы и их особенности, определено место обязательств по перевозке.

Ключевые слова: система транспортных обязательств, перевозка, организационные транспортные обязательства.

Для цитирования: Махиборода М.Н. Место обязательств по перевозке в системе транспортных обязательств // Закон и право. 2022. № 3. С. 113—115. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-3-113-115.

Original article

The place of transportation obligations in the system of transport obligations

Maksim N. Makhiboroda

Institute of the Academy of FSIN of Russia, Ryazan, Russia, maks-net@yandex.ru

Abstract. The article reveals the system of transport obligations, which was given the appropriate definition. Subsystems and their features are highlighted, the place of obligations for transportation is determined. Keywords: system of transport obligations, transportation, organizational transport obligations. For citation: Makhiboroda M.N. The place of transportation obligations in the system of transport obligations // Law and legislation. 2022;(3):113—115. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-3-113-115.

Понятие транспортных обязательств с учетом развития самого транспорта, правовой природы, юридического и экономического содержания на протяжении развития гражданского законодательства постоянно менялось.

Гражданский кодекс Российской Федерации традиционно определяет основные принципы гражданско-правового регулирования перевозок, отсылая к иным специальным законам, составляющим транспортное законодательство [1; 2; 3; 4; 5].

Непосредственно в ГК РФ выделяются следующие виды договорных отношений в сфере транспортных обязательств:

■ договор перевозки груза (ст. 785);

© Махиборода М.Н. М., 2022. LAW & LEGISLATION • 03-2022

■ договор перевозки пассажира (ст. 786);

■ договор фрахтования (ст. 787);

■ договор перевозки в прямом смешанном сообщении (ст. 788);

■ договор перевозки транспортом общего пользования (ст. 789);

■ обязательства перевозчика по подаче транспортных средств, обязательства по погрузке (выгрузке) груза (ст. 791);

■ договор об организации перевозок (ст. 798);

■ договор между транспортными организациями (ст. 799);

■ договор транспортной экспедиции (ст. 801-806).

Таким образом, транспортные обязательства намного шире, чем по перевозке, которые входят в состав первых. Они могут включать различ-

ного рода услуги и работы, такие, как: погрузка, разгрузка, перегрузка товаров, кросс-докинг, временное или ответственное хранение на складе; экспедиционные, логистические, маркетинговые, информационные, страховые услуги, а также ряд прочих мероприятий, связанных с транспортировкой товара.

Транспортные услуги можно разделить на перевозочные и не перевозочные. К первым будут относиться те, которые непосредственно связаны с доставкой, ко вторым — складские операции, маркетинг, информационная поддержка и т.п.

Обязательствам по перевозке присущ ряд особенностей, которые строятся на возмездно-эквивалентном характере правоотношений, они характеризуются пространственным перемещением пассажиров, багажа и грузов, где перевозчиками являются юридические лица, оказывающие соответствующие услуги, имеющие особую правоспособность и многие из них специальное разрешение (лицензию).

Специфика и многообразие рассматриваемых договоров по перевозке предопределяет и особенности источников правового регулирования. Исходя из положений п. 2 ст. 784 ГК РФ можно сделать вывод о том, что к ним относятся положения главы 40 ГК РФ, транспортные уставы и кодексы, иные федеральные законы, а также принятые в соответствии с ними правила соответствующих видов перевозок.

Таким образом, транспортные обязательства представляют собой систему, складывающуюся из подсистем обязательств по перевозке, которые отражены в главе 40 ГК РФ и рассмотрены выше в настоящей статье, и вспомогательных обязательств на транспорте, критерием которой является функциональное назначение заключаемых договоров.

Подсистема обязательств по перевозке включает договор перевозки груза, договор перевозки пассажира, договор фрахтования, договор перевозки в прямом смешанном сообщении, договор перевозки транспортом общего пользования, обязательства перевозчика по подаче транспортных средств, обязательства по погрузке (выгрузке) груза, договор об организации перевозок, договор между транспортными организациями.

В подсистеме обязательств по перевозке можно выделить систему более низкого уровня, направленную на обеспечение процесса перевозки, а именно, группу организационных

обязательств, к которой можно отнести такие элементы, как: обязательства перевозчика по подаче транспортных средств, обязательства по погрузке (выгрузке) груза, договор об организации перевозок, договор между транспортными организациями, договор между владельцами транспортных инфраструктур (ст. 11 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»).

К подсистеме вспомогательных обязательств на транспорте относятся не имеющие самостоятельного значения, но при этом по правовым признакам сложившиеся правоотношения, непосредственно не являющиеся деятельностью по перемещению грузов, пассажира и багажа, а направленные на ее обеспечение и способствующие выполнению основного обязательства по перевозке. К таковым можно причислить договор транспортной экспедиции (гл. 41 ГК РФ), договор буксировки (ст. 88 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ) и др.

В указанной системе проявляется ролевая и функциональная общность, которая обусловливается взаимосвязью элементов системы транспортных обязательств.

Основным элементом этой системы будет выступать гражданско-правовой транспортный договор, отличающийся своим предметом и направленностью исходя из специфики рассматриваемых правоотношений.

Основой договорной систематизации является совокупность регулируемых транспортными договорами гражданско-правовых отношений.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что под системой транспортных обязательств следует понимать объективное объединение по содержательным признакам правовых норм в сфере перевозочной деятельности в структурно упорядоченное целостное единство, обладающее относительной самостоятельностью, устойчивостью и автономностью функционирования, направленное на обязательственные договорные правоотношения.

Система транспортных обязательств взаимосвязана как между собой, так и с системами более высокого уровня в гражданском праве, с учетом специфики правового регулирования. Именно это способствует достижению основной цели в обязательствах по перевозке.

Таким образом, нами была рассмотрена система транспортных обязательств, выявлены особенности ее подсистем. Определено место обязательств по перевозке в ней. Все это имеет

ЗАКОН И ПРАВО • 03-2022

как теоретическое, так и практическое значение, поскольку систематизация норм в данных правоотношениях позволяет оперативно и эффективно выявлять и устранять пробелы и коллизии в действующей системе гражданского права, осуществлять применение соответствующих норм права к конкретным ситуациям, а также проводить их консолидацию.

Список источников

1. Гражданский кодекс РФ (часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ, в ред. от 28.06.2021 г., с изм. от 26.10.2021; часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ, в ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 82959

2. Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ (в ред. от 02.07.2021) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_82959

3. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (в ред. от 11.06.2021) // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 82959

4. Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ (в ред. от 02.07.2021) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82959

5. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ (в ред. от 02.07.2021) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_82959

References

1. The Civil Code of the Russian Federation. Part one of 30.11.1994 № 51-FZ (as amended from 06.28.2021, with the changes dated 26.10.2021); Part two of 26.01.1996 № 14-FZ (as amended from 01.07.2021, with changes dated 08.07.2021) // http:/ /www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 82959

2. Federal Law № 18-FZ of 10.01.2003 (as amended dated 02.07.2021) «The Charter of Railway Transport of the Russian Federation» // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 82959

3. Code of Merchant Shipping of the Russian Federation № 81 -FZ dated 30.04.1999 (as amended dated 11.06.2021) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82959

4. Federal Law № 259-FZ of 08.11.2007 (as amended dated 02.07.2021) «Charter of motor transport and urban ground electric transport» // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_82959

5. Code of Inland Water Transport of the Russian Federation № 24-FZ dated 07.03.2001 (as amended dated 02.07.2021) // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82959

Информация об авторе

Махиборода М.Н. — кандидат юридических наук

Information about the author

Makhiboroda M.N. — candidate of law

Статья поступила в редакцию 15.11.2021; одобрена после рецензирования 08.02.2022; принята к публикации 14.02.2022.

The article was submitted 15.11.2021; approved after reviewing 08.02.2022; accepted for publication 14.02.2022.

LAW & LEGISLATION • 03-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.