Научная статья на тему 'Вопросы развития транспортной отрасли: общие положения'

Вопросы развития транспортной отрасли: общие положения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
гражданское законодательство / общие положения транспортных обязательств / перевозка / civil legislation / general provisions of transport obligations / transportation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максим Николаевич Махиборода

В статье рассматриваются некоторые вопросы транспортных обязательств на основе действующего законодательства. Практика отнесения данной категории обязательств до настоящего времени не нашла своего единого построения в этой области. Множественность мнений по выделению обязательств из системы гражданского права в самостоятельную отрасль, рассмотрения ее в качестве подотрасли либо отведения ей места в качестве комплексного направления правового регулирования приводят к неизбежности установления методов правового регулирования данного аспекта деятельности разноуровневых профильных субъектов. Проблемы определения регулирования отношений, связанных с использованием транспортных средств и осуществлением перевозок, требуют установления единообразия в понятийном аппарате, а также выделения принципов регулирования в сфере транспортных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of development of the transport industry: general provisions

The article examines some Issues of transport obligations based on current legislation. The practice of assigning this category of obligations has not yet found its unified structure in this area. The multiplicity of opinions on the allocation of obligations from the civil law system into an independent branch, considering it as a sub-branch, or assigning it a place as an integrated area of legal regulation, lead to the inevitability of establishing methods of legal regulation of this aspect of the activities of multi-level specialized entities. The problems of determining the regulation of relations related to the use of vehicles and the implementation of transportation require the establishment of uniformity in the conceptual apparatus, as well as the allocation of the principles of regulation in the field of transport relations.

Текст научной работы на тему «Вопросы развития транспортной отрасли: общие положения»

Закон и право. 2024. № 11. С. 169-172. Law and legislation. 2024;(1 1):169-172.

Научная статья УДК 347.463

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-11-169-172 EDN: https://elibrary.ru/GOWZXD

NIION: 1997-0063-11/24-571 MOSURED: 77/27-001-2024-11-771

Вопросы развития транспортной отрасли: общие положения

Максим Николаевич Махиборода

Международный инновационный университет,

Сочи, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются некоторые вопросы транспортных обязательств на основе действующего законодательства. Практика отнесения данной категории обязательств до настоящего времени не нашла своего единого построения в этой области. Множественность мнений по выделению обязательств из системы гражданского права в самостоятельную отрасль, рассмотрения ее в качестве подотрасли либо отведения ей места в качестве комплексного направления правового регулирования приводят к неизбежности установления методов правового регулирования данного аспекта деятельности разноуровневых профильных субъектов. Проблемы определения регулирования отношений, связанных с использованием транспортных средств и осуществлением перевозок, требуют установления единообразия в понятийном аппарате, а также выделения принципов регулирования в сфере транспортных отношений.

Ключевые слова: гражданское законодательство, общие положения транспортных обязательств, перевозка.

Для цитирования: Махиборода М.Н. Вопросы развития транспортной отрасли: общие положения // Закон и право. 2024. № 11. С. 169—172. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-11-169-172 ББЫ: https://elibrary.ru/GOWZXD

Original article

Issues of development of the transport industry: general provisions

Maksim N. Makhiboroda

International Innovation University,

Sochi, Russia, [email protected]

Abstract. The article examines some issues of transport obligations based on current legislation. The practice of assigning this category of obligations has not yet found its unified structure in this area. The multiplicity of opinions on the allocation of obligations from the civil law system into an independent branch, considering it as a sub-branch, or assigning it a place as an integrated area of legal regulation, lead to the inevitability of establishing methods of legal regulation of this aspect of the activities of multi-level specialized entities. The problems of determining the regulation of relations related to the use of vehicles and the implementation of transportation require the establishment of uniformity in the conceptual apparatus, as well as the allocation of the principles of regulation in the field of transport relations.

Keywords: civil legislation, general provisions of transport obligations, transportation.

For citation: Makhiboroda M.N. Issues of development of the transport industry: general provisions // Закон и право. 2024. № 11. С. 169—172. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-11-169-172 EDN: https://elibrary.ru/GOWZXD

© Махиборода М.Н. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 11-2024

Транспортные обязательства играют ключевую роль в обеспечении эффективного функционирования транспортной системы и логистики. Они регулируют отношения между участниками транспортного процесса, включая перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей.

Рассмотрим основные вопросы метода регулирования и принципы построения транспортных обязательств.

Несмотря на общую теорию права, которая нередко выделяет отрасль транспортного права и ее подотрасли в зависимости от видов транспорта, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ) устанавливает категорию транспортных обязательств (глава 40 ГК РФ). При этом общие условия перевозки, как указано в законе, определяются действующими нормативно-правовыми актами [1, ст. 784].

Исходя из данной нормы законодатель формулирует понятие правоотношений, называя такие транспортные обязательства как правовые отношения, возникающие в процессе перевозки грузов или пассажиров. Они могут быть оформлены различными документами, такими, как транспортная накладная, договор перевозки и др.

Основными сторонами этих обязательств являются: перевозчик — лицо или организация, осуществляющая перевозку; грузоотправитель — лицо или организация, передающая груз на перевозку; грузополучатель — лицо или организация, принимающая груз по завершении перевозки.

Если рассматривать момент, связанный с деятельностью транспортной отрасли и стратегией ее развития до 2030 г. с прогнозом на период до 2035 г., то невозможно обойти стороной вопросы ее регулирования как в теоретическом, так и практическом порядке [2].

Методы регулирования транспортных обязательств могут быть различными и зависят от специфики перевозки, типа груза и условий договора. К основным методам относятся: правовой, экономический, организационный.

Правовой метод включает использование нормативно-правовых актов, регулирующих транспортные отношения. В большинстве стран существуют законы о перевозках, которые определяют права и обязанности сторон, условия ответственности и порядок разрешения споров. Для Российской Федерации существует ряд законов и подзаконных нормативно-правовых актов, регламентирующих данный метод регулирования транспортных обязательств.

Приведем только некоторые из них: Конституция Российской Федерации, ГК РФ, Водный кодекс Российской Федерации, Воздушный кодекс Российской Федерации, Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и др. [6].

В качестве примера основы транспортных обязательств можно рассмотреть норму ст. 785 ГК РФ «Договор перевозки груза», в которой четко разграничиваются права и обязанности сторон, а также регламентируется форма договора, что очень важно для остальных аспектов регулирования подобных соглашений в связи с цифровизацией рассматриваемой области договорного регулирования. Кодификации, связанные с видами транспорта, конкретизируют условия выполнения обязательств, таким образом помогая в вопросах ведения бизнеса, использования 1Т-процессов в рассматриваемой сфере, ответственности сторон и др. [4, с. 16].

Экономический метод основан на рыночных механизмах и включает ценообразование, тарифы на перевозку и условия конкуренции. Экономические факторы влияют на выбор перевозчика, маршрут и способ доставки.

Ценовая политика, или ценообразование, включает регулирование тарифов на транспортные услуги, что позволяет сбалансировать спрос и предложение. Установление оптимальных цен способствует увеличению конкурентоспособности и улучшению качества услуг.

Субсидии и дотации составляют основу государственной поддержки, помогают улучшить финансовое состояние транспортных компаний, что, в свою очередь, влияет на выполнение обязательств перед клиентами. Яркие примеры такой поддержки, а, следовательно, регулирования транспортных обязательств, наблюдаются при возникновении особых условий, как это было, например, в период пандемии [7].

Инвестиции являются немаловажным аспектом регулирования транспортных обязательств, так как привлечение частных и государственных инвестиций в транспортную инфраструктуру позволяют модернизировать и расширять транспортные услуги, повышая их доступность и эффективность. Оценка последних указанных аспектов на различных видах транспорта помогает оптимизировать процессы и минимизировать издержки в сфере данной услуги.

Организационный метод связан с управлением процессом перевозки, включая планирование маршрутов, распределением ресурсов и коорди-

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2024

нацией действий всех участников транспортного процесса. Он включает структурные и управленческие аспекты, направленные на упорядочение транспортных обязательств. Основные элементы данного метода следующие.

Во-первых, это стандартизация, т.е. введение единых стандартов и норм, регулирующих все аспекты транспортных процессов от оформления документов до безопасности перевозок. Частично метод соприкасается с правовым в рамках нормативно-правового регулирования транспортных процессов.

Во-вторых, координация. Эффективное взаимодействие между различными участниками транспортного процесса (государственными органами, перевозчиками, клиентами) позволяет избежать конфликтов и повысить уровень сервиса.

В-третъих, управление рисками. Оценка и минимизация рисков, связанных с выполнением транспортных обязательств, включая страхование и разработку аварийных планов.

И, в-четвертых, информационные технологии, без которых современное гражданское общество уже не сможет существовать. Внедрение современных IT-решений для автоматизации процессов, мониторинга и анализа данных способствует более быстрому и эффективному выполнению обязательств [5, с. 223].

Экономический и организационный методы регулирования транспортных обязательств взаимосвязаны. Их комплексное применение позволяет создать эффективную и устойчивую транспортную систему, способную удовлетворять потребности общества и экономики. Оптимизация данных методов — это залог успешного функционирования транспортной отрасли (системы) в условиях современных вызовов.

Построение транспортных обязательств основывается на нескольких ключевых принципах. К ним стоит отнести принцип свободы договора, принцип добросовестности и разумности, принцип ответственности, принцип обязательности исполнения.

В транспортных обязательствах стороны имеют право свободно устанавливать условия своих обязательств в рамках закона. Это позволяет учитывать индивидуальные потребности и особенности каждой конкретной сделки. Выбор инновационных услуг, деловой репутации организации и даже условия обновляемости парка транспортных средств зачастую могут сыграть основную роль при выборе контрагента при заключении соглашения.

Принцип добросовестности занимает центральное место в системе права. Он служит основой для обеспечения справедливости и защиты интересов сторон в гражданских отношениях. Применение этого принципа становится особенно актуальным на динамично развивающемся рынке транспортных услуг, где часто возникают споры и недоразумения.

Роль добросовестности в правовых отношениях, регулируемых системой права, ее влияние на правоприменительную практику и защиту прав договаривающихся сторон включены в систему правил, регулирующих отношения между отдельными лицами, и играют ключевую роль в обеспечении правовой определенности и стабильности. На основе данного принципа в системе транспортных обязательств стороны обязаны действовать добросовестно и разумно, что предполагает соблюдение интересов друг друга и предотвращение злоупотребления правом.

Принцип ответственности в обязательствах по перевозке в основном регламентируется нормами, содержащимися в статьях 793—796, 800 ГК РФ. Они содержат общие положения, относящиеся к ответственности гражданско-правового характера, наступающей в случае, если нарушаются обязательства, связанные с перевозкой всеми видами транспорта пассажиров, багажа, груза [6, с. 114].

Отдельные нормы о гражданско-правовой ответственности в обязательствах по перевозке содержатся и в транспортных уставах и кодексах. Они не противоречат общим положениям, закрепленным в главе 40 ГК РФ, и даже дополняют их в зависимости от регулируемых правовых отношений или вида транспорта. Перевозчик несет ответственность за сохранность пассажиров, багажа и груза на протяжении всего периода перевозки.

И последний принцип указывает на то, что стороны обязаны исполнять свои обязательства в соответствии с условиями договора. Неисполнение или ненадлежащее исполнение может привести к юридическим последствиям. В данном случае будут действовать в совокупности нормы нескольких отраслей права одновременно.

Судебная статистика теперь предполагает наряду с наказаниями, предусмотренными административным и уголовным законодательством, возмещение вреда. Значит, гражданско-право -вые нормы также имеют место в таком аспекте, как принцип обязательности исполнения обязательств. Об этом свидетельствуют обзоры судебной практики по спорам, связанным с догово-

LAW & LEGISLATION • 11-2024

рами перевозки пассажиров, груза и транспортной экспедиции [3].

Таким образом, транспортные обязательства являются важной частью правового регулирования в сфере транспорта. Понимание методов регулирования и принципов построения этих обязательств позволяет участникам транспортного процесса эффективно пользоваться своими правами и исполнять возложенные на них обязанности, минимизируя риски и повышая качество услуг.

В условиях глобализации и роста международной торговли правильное регулирование транспортных обязательств становится особенно актуальным для обеспечения безопасной и эффективной логистики.

Список источников

1. Гражданский кодекс РФ (действ. ред.) // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_9027 (Дата обращения: 18.09.2024)

2. Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2021 № 3363-р // URL: https://www.garant. ru/products/ipo/ prime /doc/403056321/ ?ysclid=m2m0x0yb6c869054782#review (Дата обращения: 23.10.2024)

3. Обзор судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017) // Офиц. сайт Верховного Суда РФ: URL: https://www.vsrf.ru/docu-ments/all/26243/ (Дата обращения: 23.10.2024)

4. Ананьева Е. О., Бондаренко А.В., Лукиянов М.Ю. Гражданско-правовое регулирование вопросов цифровизации общества / / Евразийский юрид. журнал. 2022. № 8 (171). С. 14-18.

5. Ананьева Е.О., Ивлиев П.В. Проблемы циф-ровизации транспортной отрасли в России // Евразийский юрид. журнал. 2022. № 10 (173). С. 222-224.

6. Махиборода М.Н. Гражданско-правовая ответственность в сфере транспортных обязательств: Монография. М.: Проспект, 2021. 248 с.

7. Maxim Makhiboroda, Ekaterina Ananyeva and Ing. PetrDoucek. Changes in transport activity regulation in the context of the coronavirus pandemic / /

International Scientific and Practical Conference «Development of the Agro-lndustrial Complex in the Context of Robotization and Digitalization of Production in Russia and Abroad» (DAIC 2020). Yekaterinburg, Russian Federation, 2020. Pp. 5006 // https://www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/ abs/2020/82/contents/contents.html. DOI: 10.1051/ e3sconf/202022205006 (Дата обращения: 23.10.2024)

References

1. The Civil Code of the Russian Federation (current edition) // URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_9027 (Accessed: 23.10.2024)

2. Order of the Government of the Russian Federation of November 27, 2021 № 3363-r // URL: https://rosavtodor.gov.ru/docs/transportnaya-strategiya-rf-na-period-do-2030-goda-s-prog-nozom-na-period-do-2035-goda (Accessed: 15.23.2024)

3. Review of judicial practice on disputes related to contracts for the carriage of goods and freight forwarding (approved by the Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation on December 20, 2017) // Official website of the Supreme Court of the Russian Federation: URL: https://www.vsrf.ru/ documents/all/26243/ (Accessed: 15.23.2024)

4. Ananyeva E. O, Bondarenko A. V., Lukiyanov M. Yu. Civil law regulation of issues of digitalization of society // Eurasian Law Journal. 2022. № 8 (171). Pp. 14-18.

5. Ananyeva E.O., Ivliev P. V. Problems of digitalization of the transport industry in Russia / / Eurasian Law Journal. 2022. № 10 (173). Pp. 222-224.

6. Makhiboroda M.N. Civil liability in the field of transport obligations: Monograph. M.: Prospect, 2021. 248 p.

7. Maxim Makhiboroda, Ekaterina Ananyeva and Ing. Petr Doucek. Changes in transport activity regulation in the context of the coronavirus pandemic // International Scientific and Practical Conference «Development of the Agro-lndustrial Complex in the Context of Robotization and Digitalization of Production in Russia and Abroad» (DAIC 2020). Yekaterinburg, Russian Federation, 2020. Pp. 5006 // https:// www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/abs/ 2020/82/contents/contents.html. DOI: 10.1051/ e3sconf/202022205006 (Accessed: 23.10.2024)

Информация об авторе

Махиборода М.Н. — кандидат юридических наук, доцент

Статья поступила в редакцию 09.09.2024; одобрена после рецензирования 08.1 0.2024; принята к публикации 14.10.2024.

Information about the author

Makhiboroda M.N. — candidate of legal sciences, associate professor

The article was submitted 09.09.2024; approved after reviewing 08.10.2024; accepted for publication 14.10.2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.