Научная статья на тему 'Вопросы развития транспортной отрасли'

Вопросы развития транспортной отрасли Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
гражданское законодательство / транспортное право / понятийный аппарат / стратегия развития транспортной отрасли / civil legislation / transport law / conceptual framework / strategy for the development of the transport industry

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максим Николаевич Махиборода

В статье рассматриваются проблемы определения самостоятельности транспортной отрасли, вопросы регулирования отношений, связанных с использованием транспортных средств и осуществлением перевозок, а также вопросы развития транспортной системы сегодня, которые повсеместно решаются с применением цифры. До настоящего времени не установлена самостоятельность данной отрасли права и не урегулированы вопросы понятийного аппарата, что приводит к подмене понятий, искажению положений договоров, используемых в данной отрасли, и в итоге к обращению в судебные инстанции для разрешения возникающих вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues of development of the transport industry

The article examines the problems of determining the Independence of the Industry, Issues of regulating relations related to the use of vehicles and transportation, as well as issues of the development of the transport system today, which are universally solved using numbers. To date, the independence of this branch of law has not been established and the issues of the conceptual apparatus have not been settled, which leads to the substitution of concepts, distortion of the provisions of contracts used in this industry and, as a result, recourse to judicial authorities to resolve emerging issues.

Текст научной работы на тему «Вопросы развития транспортной отрасли»

Закон и право. 2024. № 10. С. 149-152. Law and legislation. 2024;(10):149-152.

Научная статья УДК 347.463

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-149-152 NIION: 1997-0063-10/24-516

EDN: https://elibrary.ru/LHQZKQ MOSURED: 77/27-001-2024-10-716

Вопросы развития транспортной отрасли

Максим Николаевич Махиборода

Международный инновационный университет, Сочи, Россия, maks-net@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы определения самостоятельности транспортной отрасли, вопросы регулирования отношений, связанных с использованием транспортных средств и осуществлением перевозок, а также вопросы развития транспортной системы сегодня, которые повсеместно решаются с применением цифры. До настоящего времени не установлена самостоятельность данной отрасли права и не урегулированы вопросы понятийного аппарата, что приводит к подмене понятий, искажению положений договоров, используемых в данной отрасли, и в итоге к обращению в судебные инстанции для разрешения возникающих вопросов.

Ключевые слова: гражданское законодательство, транспортное право, понятийный аппарат, стратегия развития транспортной отрасли.

Для цитирования: Махиборода М.Н. Вопросы развития транспортной отрасли // Закон и право. 2024. № 10. С. 149—152. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-149-152. ЕБЫ: https://elibrary.ru/LHQZKQ

Original article

Issues of development of the transport industry

Maksim N. Makhiboroda

International Innovation University, Russia, Sochi, maks-net@yandex.ru

Abstract. The article examines the problems of determining the independence of the industry, issues of regulating relations related to the use of vehicles and transportation, as well as issues of the development of the transport system today, which are universally solved using numbers. To date, the independence of this branch of law has not been established and the issues of the conceptual apparatus have not been settled, which leads to the substitution of concepts, distortion of the provisions of contracts used in this industry and, as a result, recourse to judicial authorities to resolve emerging issues.

Keywords: civil legislation, transport law, conceptual framework, strategy for the development of the transport industry.

For citation: Makhiboroda M.N. Issues of development of the transport industry // Law and legislation. 2024;(10): 149—152. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-10-149-152 EDN: https://elibrary.ru/LHQZKQ

Гражданское законодательство достаточно широко и всеобъемлюще охватывает различные аспекты жизнедеятельности в любом гражданском обществе. В связи с этим до сих пор не утихают споры в отношении выделения из общих норм гражданского права иных самостоятельных отраслей, например, таких, как транспортное право. Однако действующее законодательство не дает сиюминутной возможнос-

© Махиборода М.Н. М., 2024.

LAW & LEGISLATION • 10-2024

ти выделения такой отрасли в отдельное и самостоятельное направление, рассматривая транспортное право в виде обязательств.

Транспортная стратегия развития до 2030 г. (утв. Распоряжением Правительства РФ 22.11.2008 № 1734-р) указывает, что страна связана транспортными коммуникациями с мировым сообществом, что является ядром для внешнеэкономической деятельности государства. Транспортная система является основой как экономического роста страны, так и ее конкурентоспособности

на мировом рынке, а также качества жизни населения [2].

Поскольку транспортные организации реализуют свои предложения в виде услуг с оформлением обязательств по их предоставлению, то в результате деятельности не возникает их овеществления, но появление материальных благ вполне укладывается в концепцию действующих норм права [7, с. 15].

Современные транспортные обязательства представляют собой обширную область правовой системы, регулирующую отношения, возникающие в процессе перевозки грузов и пассажиров. Они охватывают различные виды транспорта, включая автомобильный, железнодорожный, воздушный и водный.

Современность накладывает свои необходимые параметры для развития данной отрасли в связи с появлением новых видов транспортных средств — микротранспорта [3], беспилотных транспортных средств, новых элементов управления в виде цифровых технологий, инфраструктуры для лиц, как управляющих транспортными средствами всех видов, так и перевозимых на них, а также правил для контролирующих движение специальных органов.

Транспортные обязательства можно определить как объективное объединение по содержательным признакам правовых норм в сфере перевозочной деятельности в структурно упорядоченное целостное единство, обладающее относительной самостоятельностью, устойчивостью и автономностью функционирования, направленное на обязательственные договорные правоотношения. Они представляют собой систему, складывающуюся из подсистем обязательств по перевозке и вспомогательных обязательств на транспорте, критерием которой является функциональное назначение заключаемых соглашений.

Подсистема обязательств по перевозке включает договор перевозки груза, договор перевозки пассажира, договор фрахтования, договор перевозки в прямом смешанном сообщении, договор перевозки транспортом общего пользования, обязательства перевозчика по подаче транспортных средств, обязательства по погрузке (выгрузке) груза, договор об организации перевозок, договор между транспортными организациями.

К подсистеме вспомогательных обязательств на транспорте относятся не имеющие самостоятельного значения, но при этом по правовым признакам сложившиеся правоотношения, непосредственно не являющиеся деятельностью по

перемещению грузов, пассажира и багажа, а направленные на ее обеспечение и способствующие выполнению основного обязательства по перевозке [1, глава 40 «Перевозка»].

Подходы к пониманию сущности транспортных обязательств развивались по мере изменения их экономического и правового содержания, а также юридического характера. Среди современных цивилистов существуют разные мнения по этому вопросу.

Эти обязательства, по определению Е.А. Суханова, являются обязательством, вытекающим из обязательства одного лица совершать фактические, юридические действия, связанные с оказанием транспортных услуг, и обеспечивать оплату соответствующих услуг другим лицом [6].

Однако, если мы говорим о современном периоде развития, то даже такие организации, как АО «Почта России», уже используют для доставки корреспонденции беспилотные транспортные средства. И эти моменты должны регулироваться законодательством. В данном вопросе также стоит учитывать стороны обязательств. И вопрос, будет ли в них участвовать искусственный интеллект, остается пока нерешенным [4].

Стоит обратить внимание на те основополагающие начала, которые составляют фундамент рассматриваемых обязательств:

■ принцип свободы договора — стороны имеют право свободно устанавливать условия перевозки в рамках закона;

■ принцип ответственности — перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение груза, а также за безопасность пассажиров;

■ принцип безопасности — обязательное соблюдение норм и правил, обеспечивающих безопасность перевозок;

■ принцип защиты прав потребителей — пассажиры и грузоотправители имеют право на защиту своих интересов и получение качественных услуг.

Из анализа рассматриваемых принципов можно сделать вывод, что общественные отношения в транспортной сфере весьма неоднородны и каждому виду будут соответствовать свои методы правового регулирования. Видимо, в связи с этим можно говорить о следующих ключевых правовых отношениях:

■ договор перевозки — основной документ, определяющий условия перевозки;

■ ответственность сторон — включает гражданскую ответственность перевозчика за убытки, причиненные в результате ненадлежащего исполнения обязательств;

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

■ лицензирование и сертификация — деятельность перевозчиков требует наличия соответствующих лицензий и сертификатов, подтверждающих право на осуществление перевозок.

Кроме того, не стоит обходить вниманием и виды транспорта, которые достаточно длительное время существуют в обществе и выстроены по типологии среды перемещения. Данный критерий предполагает необходимость выделения следующих видов транспорта:

■ наземного (например, автомобильного, железнодорожного);

■ водного (например, танкерного, пассажирских лайнеров);

■ космического (например, беспилотные грузовые космические корабли);

■ воздушного (авиатранспорта).

Возможно построение типологий на основе

критериев в виде объекта перевозки, применяемой энергии, назначения и др. [5, с. 69, 76—79].

В каждом направлении будут выделяться свои собственные составляющие. Например, такие, как:

■ правовое положение участников регулируемых отношений;

■ порядок возникновения субъективных прав и обязанностей;

■ средства их обеспечения;

■ характер санкций [7, с. 16].

С учетом таких положений стоит отметить, что одних норм гражданского законодательства для регулирования всех вопросов, касающихся транспортной отрасли, недостаточно. Поэтому существует целый перечень нормативно-правовых актов, которые раскрывают как суть вопросов (их содержание), так и дают нормы по их регулированию.

Таким образом, законодательство, регулирующее вопросы транспортных обязательств, играет важную роль в обеспечении эффективного передвижения пассажиров, грузов и багажа. Данные нормы способствуют защите прав участников транспортных отношений, обеспечивают безопасность на транспорте и содействуют развитию экономических связей как внутри страны, так и за рубежом.

В условиях глобализации и увеличения объемов перевозок актуальность транспортного сектора будет только возрастать, требуя постоянного обновления норм и адаптации к новым условиям.

Список источников

1. Гражданский кодекс РФ (действ. ред.) // URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_9027 (Дата обращения: 18.09.2024)

2. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года // Офиц. интернет-сайт Федерального дорожного агентства: URL: https://rosavtodor.gov.ru/docs/ transportnaya-strategiya-rf-na-period-do-2030-goda-s-prognozom-na-period-do-2035-goda (Дата обращения: 07.10.2024)

3. Ананьева Е.О., Ивлиев П.В. Микротранспортные средства и их гражданско-правовое положение // Евразийский юрид. журнал. 020. № 9 (148). С. 142-143.

4. Ананьева Е. О., Ивлиев П.В. Проблемы циф-ровизации транспортной отрасли в России // Евразийский юрид. журнал. 2022. № 10 (173). С. 222-224.

5. Махиборода М.Н. Гражданско-правовая ответственность в сфере транспортных обязательств: Монография. М.: Проспект, 2021. 248 с.

6. Суханов Е.А. Гражданское право: Учебник. М., 2004 // URL: http://be5.biz/pravo/g015/ 44.html#4 (Дата обращения: 19.09.2024)

7. Транспортное право: Учебник для академического бакалавриата / С.Ю. Морозов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. 305 с.

References

1. The Civil Code of the Russian Federation (current edition) // URL: https://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027 (Accessed: 18.09.2024)

2. Transport strategy of the Russian Federation for the period up to 2030 with a forecast for the period up to 2035 // Official website of the Federal Highway Agency: URL: https://rosavtodor.gov.ru/docs/ transportnaya-strategiya-rf-na-period-do-2030-goda-s-prognozom-na-period-do-2035-goda (Accessed: 10.07.2024)

3. Ananyeva E.O., Ivliev P.V. Microtransport vehicles and their civil status // Eurasian Law Journal.

2020. № 9 (148). Pp. 142-143.

4. Ananyeva E.O., Ivliev P.V. Problems of digitalization of the transport industry in Russia // Eurasian Law Journal. 2022. № 10 (173). Pp. 222-224.

5. Makhiboroda M.N. Civil liability in the field of transport obligations: Monograph. M.: Prospect,

2021. 248 p.

LAW & LEGISLATION • 10-2024

6. Sukhanov E.A. Civil law: Textbook. M., 2004 // URL: http://be5.biz/pravo/g015/44.html#4 (Accessed: 19.09.2024)

7. Transport law: Textbook for academic bachelor's degree / S.Yu. Morozov. 5th ed., revised and expanded. M.: Yurayt Publishing House, 2019. 305 p.

Информация об авторе

Махиборода М.Н. — кандидат юридических наук, доцент

Статья поступила в редакцию 09.08.2024; одобрена после рецензирования 08.09.2024; принята к публикации 14.09.2024.

Information about the author

Makhiboroda M.N. — candidate of legal sciences, associate professor

The article was submitted 09.08.2024; approved after reviewing 08.09.2024; accepted for publication 14.09.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Муниципальное право России. 13-е изд., перераб. и доп. Учебник. Гриф УМО по юридическому образованию вузов РФ. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки / Под ред. Б. С. Эбзеева, Г. А. Гаджиева, А. М. Осавелюка, Н. М. Чепурновой, Л.Т. Чихлладзе. 559 с.

ISBN: 978-5-238-03848-3

Изложены основные теории местного самоуправления, рассмотрена история возникновения и развития самоуправления в России. Показаны современные подходы к пониманию местного самоуправления, главные направления государственной политики России в этой области. Представлены предмет, метод, система и источники муниципального права. С учетом комплексного характера определено особое место муниципального права в системе российского права. Рассмотрены формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и его участия в нем. Описаны структура органов местного самоуправления и различные модели ее организации.

Для студентов (курсантов), аспирантов (адъюнктов) и преподавателей высших юридических образовательных учреждений, органов и должностных лиц местного самоуправления. Может быть использован в учебном процессе по дистанционным образовательным технологиям.

ЗАКОН И ПРАВО • 10-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.