УДК 347 ББК 67.404
DOI 10.24412/2073-0454-2021-4-325-327 © Махиборода М.Н., 2021
Научная специальность 12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В УСЛОВИИ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА
Максим Николаевич Махиборода, доцент Института Академии ФСИН России по кафедре гражданского права
и процесса, кандидат юридических наук
Академия ФСИН России (390000, Рязань, Сенная, 1)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена институту гражданско-правовой ответственности. Автором рассматривается возможность привлечения организаций к ответственности в сфере транспортных обязательств в условии пандемии коронавируса.
Ключевые слова: гражданско-правовая ответственность, неустойка, штраф, транспортные обязательства, пандемия коронавируса.
CIVIL LIABILITY IN THE FIELD OF TRANSPORT OBLIGATIONS IN THE CONTEXT OF A CORONAVIRUS PANDEMIC
Maksim N. Makhiboroda, Associate Professor of the Institute of the Academy of FSIN of Russia at the Department
of Civil Law and Procedure, Candidate of Legal Sciences доступа
Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia (390000, Ryazan', Sennaya, 1)
E-mail: [email protected]
Abstract. The article is devoted to the institute of civil liability. The author considers the possibility of bringing organizations to responsibility in the field of transport obligations in the event of a coronavirus pandemic. Keywords: civil liability, penalty, fine, transport obligations, coronavirus pandemic.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Махиборода М.Н. Гражданско-правовая ответственность в сфере транспортных обязательств в условии пандемии коронавируса. Вестник Московского университета МВД России. 2021;(4):325-327.
Пандемия коронавируса и введение жестких ограничительных и запретительных мер, направленных на предупреждение ее распространения, нормативными правовыми актами органов государственной власти, прямые поручения Правительства РФ и распоряжения губернаторов субъектов Российской Федерации1 по-
1 См., например: Указ Мэра Москвы от 12 июня 2021 г. № 29-УМ «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 г. № 68-УМ» // Официальный сайт ФГБУ «Редакция «Российской газеты» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2021/06/12/moscow-ukaz29-reg-dok. html, свободный. - (дата обращения: 03.07.2021); Поручение Правительства РФ от 26.03.2020 г. «О решениях по итогам заседания оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» // Официальный сайт ФГБУ «Редакция «Российской газеты» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru, свободный (дата обращения: 03.07.2021); Распоряжение Губернатора Рязанской области от 17 марта 2020 года № 70-рг «О введении с 17 марта 2020 г. на территории Рязанской области режима повышенной готовности (в ред. от 16.06.2021 г.) // Официальный сайт ООО «НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/27776897/, свободный (дата обращения: 03.07.2021).
ставили в сфере транспортных обязательств много вопросов, особенно для перевозчиков. Связано это с тем, что некоторые организации остановили свою работу, кто-то несет колоссальные убытки, при этом возникает вопрос об ответственности в сложившейся ситуации. Один из самых сложных моментов в принятии различных решений в сфере транспорта был связан с изданием Указов Президента РФ от 25 марта 2020 года и от 02 апреля 2020 года, в которых говорилось об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней2.
Гражданское право регулирует отношения равно-
2 См. об этом: Указ Президента РФ от 25.03.2020 г. № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 13. Ст. 1898; Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» // Собрание законодательства РФ. 2020. № 14 (ч. I). Ст. 2082.
правных и независимых субъектов гражданского оборота, в которых нарушение обязанностей одним участником всегда влечет за собой нарушение прав другого. Такая взаимная связанность участников гражданского оборота имеет следствием то положение, что ответственность в гражданском праве является ответственностью одного контрагента перед другим, ответственностью нарушителя перед потерпевшим.
Одним из видов регулирования в гражданском праве являются транспортные правоотношения, под которыми следует понимать обязательства, в силу которых одно лицо (перевозчик, арендодатель, исполнитель, экспедитор, фрахтовщик, фрахтователь, владелец транспортного средства и т.д.) обязуется совершить юридические и(или) фактические действия по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой (перемещением (транспортировкой) груза, пассажира или багажа (транспортные услуги)) в пользу другого лица (клиента-грузоотправителя, грузоотправителя, грузополучателя, владельца багажа или груза, пассажира, арендатора, заказчика, фрахтователь и т.д.), а последнее обязуется оплатить оказанные услуги в размере, установленном законом или соглашением сторон.
С учетом сложившейся ситуации пандемии коро-навируса практически все виды транспорта были «парализованы». Отдельные организации и в настоящее время не вышли из кризисной ситуации. А кто-то вообще ликвидировался из-за сложной обстановки, не справившись с рисками бизнеса. В некоторых регионах полностью прекратили свою работу общественные виды транспорта, в том числе отдельные маршруты, остановили свою деятельность многие водные и морские перевозчики. Отменены многие железнодорожные и авиационные направления перевозок, причем как внутренние, так и зарубежные. А те, что продолжают свою деятельность в штатном режиме, несут огромные убытки, в связи с уменьшением пассажиропотока.
Учитывая изложенное, остается непонятным, кто должен нести гражданско-правовую ответственность за убытки, и наступает ли она в сфере транспортных обязательств по заключенным договорам.
Правомерные действия участников гражданских правоотношений не влекут за собой ответственности за исключением случаев, прямо предусмотренных законом, например, действий в результате непреодолимой силы.
Исходя из п. 1 ст. 202 Гражданского кодекса Российской Федерации1 (далее - ГК РФ) и п. 3 ст. 401 ГК
РФ под непреодолимой силой, которая относится к основаниям освобождения от гражданско-правовой ответственности, понимаются обстоятельства, отличительные признаки которых чрезвычайность и непредотвратимость при данных условиях. Обстоятельства чрезвычайны по источнику возникновения, масштабу, интенсивности, неординарности. Возникновение непреодолимой силы не связано с деятельностью ответственного лица [2, с. 43].
Непреодолимая сила не зависит от воли участников правоотношения и, как правило, исключает возможность ее предвидения.
Анализ практики заключения договоров в сфере транспортных обязательств показывает, что организации очень редко включают в договор условия освобождения от гражданско-правовой ответственности в связи с непреодолимой силой. Обычно такие соглашения в разделе об ответственности сторон имеют текст следующего содержания: «В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Сторонами обязательств по настоящему Договору они несут ответственность, предусмотренную Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами, Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», иными нормативными правовыми актами и настоящим Договором». Подобного рода конструкция договора не совершенна, поскольку необходимо перечислять конкретные обстоятельства, освобождающие от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Исходя из норм гражданского законодательства Российской Федерации, должнику, чтобы избежать ответственности, необходимо доказать, что к невозможности исполнения договорного обязательства привело именно обстоятельство непреодолимой силы.
Подобного рода условия в договоре должны формулироваться путем указания на конкретный перечень обстоятельств, освобождающих от гражданско-правовой ответственности, наступление которых действительно возможно в период действия договора. При этом не следует указывать на родовые признаки обстоятельств, чтобы при необходимости не доказывать их наличие.
Непреодолимая сила обусловлена не тем, что ее нельзя было предвидеть, а тем, что объективно нельзя было предотвратить2.
Учитывая изложенное, можно с уверенностью сказать, что при переносе времени или даты транспортных услуг, а также не предоставлении их вовсе, перевозчик не может ссылаться на пандемию корона-
1 См.: Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 16.12.2019 г.), часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 28.06.2021 г., с изм. от 28.06.2021 г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
2 См. подробнее об этом: Бакунин С.Н., Махиборода М.Н. Непреодолимая сила как основание освобождения воздушного перевозчика от гражданско-правовой ответственности в случае причинения вреда // Цивилист. 2009. № 4. С. 44-47.
вируса как обстоятельство непреодолимой силы. Как и другая сторона при оплате этих услуг, поскольку ее невозможность объективно должна быть подтверждена в каждом конкретном случае.
В сфере воздушного транспорта по настоящее время остаются и применяются некоторые запретительные меры в связи с пандемией коронавируса. Авиакомпании очень часто либо отменяют, либо переносят рейсы на другие даты. При этом денежные средства можно потребовать назад, однако говорить об ответственности, например, в виде неустойки, штрафа не приходится.
По российскому гражданскому законодательству вследствие просрочки должника, если исполнение утратило интерес, можно в одностороннем порядке отказаться от договора (п. 1 ст. 310 ГК РФ, п. 2 ст. 405 ГК РФ). При этом авиаперевозчик в силу непреодолимой силы не будет отвечать за убытки, причиненные просрочкой исполнения обязательства. То есть гражданско-правовая ответственность авиаперевозчика не наступит.
Относительно, например, каких-либо запретительных мер в сфере автомобильного транспортного сообщения Российская Федерации не принимала. Единственное, был ограничен въезд в Россию иностранных граждан. В данном случае обстоятельств непреодолимой силы не имеется. Однако возникает вопрос, кто будет возмещать самой транспортной организации убытки? В этом случае, ограничения или запреты в результате пандемии коронавируса могут признаваться только в рамках конкретного исполнения договора (транспортных обязательств), а не к деятельности компании в целом.
Также отметим, что в соответствии с законом и со сложившейся судебной практикой к обстоятельствам непреодолимой силы не могут быть отнесены предпринимательские риски, в частности, ухудшение экономического состояния предприятия, финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты, что в принципе может произойти в ближайшее время с учетом пандемии коронавируса.
Вместе с тем, некоторые организации самостоятельно принимали ряд послабляющих для контрагентов решений в сфере транспортных обязательств. Например, ОАО «РЖД» в отношении возврата билетов независимо от групповой или индивидуальной поездки. Данная мера была введена руководством Рос-
сийских железных дорог в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, поскольку многие граждане покупали билеты заблаговременно, но в связи со сложившимися обстоятельствам решили отложить путешествие. При этом сумма денежных средств к возврату зависела от времени обращения к перевозчику1.
Таким образом, в сфере транспортных обязательств в условиях пандемии коронавируса ответственность каждого необходимо определять в индивидуальном порядке, при этом понимая, что признание определенного обстоятельства непреодолимой силой позволит освободиться от гражданско-правовой ответственности в виде уплаты неустойки (штрафа, пени). Вместе с тем, в сложившейся ситуации лучше вести переговоры с контрагентами по изменению условий заключенных договоров. А организациям в сфере транспортных перевозок по возможности рекомендуется пересмотреть порядок возврата денежных средств при переносе сроков или невозможности исполнения обязательств.
Литература
1. Бакунин С.Н., Махиборода М.Н. Непреодолимая сила как основание освобождения воздушного перевозчика от гражданско-правовой ответственности в случае причинения вреда // Цивилист. 2009. № 4. С. 44-47.
2. Меркулов В.В. Гражданско-правовой договор в механизме регулирования товарно-денежных отношений: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Саратов, 1994. 46 с.
References
1. Bakunin S.N., Makhiboroda M N. Insurmountable force as the basis for the release of an air carrier from civil liability in the event of harm // Civilist. 2009. No. 4. pp. 44-47.
2. Merkulov V.V. Civil law contract in the mechanism of regulation of commodity-money relations: abstract. diss. ... doct. yurid. sciences. Saratov, 1994. 46 p.
1 См. об этом: Железнодорожные билеты можно вернуть до 1 июня без комиссии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://socprav.ru/vozvrat-zhd-biletov-v-kasse-rzhd-s-1-aprelya-po-1-iyunya-2020-goda, свободный (дата обращения: 03.07.2021).