Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПРИ ВВЕДЕНИИ ОГРАНИЧЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПРИ ВВЕДЕНИИ ОГРАНИЧЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
207
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
пандемия коронавируса / гражданско-правовая ответственность / транспортные обязательства / транспортная система / перевозки / coronavirus pandemic / civil liability / transport obligations / transport system / transportation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Екатерина Олеговна Ананьева, Максим Николаевич Махиборода

В статье авторы рассматривают деятельность транспортных компаний в условиях пандемии коронавируса. Основные исследования относятся к институту гражданско-правовой ответственности контрагентов при нахождении в чрезвычайных ситуациях либо при условиях невозможности выполнения обязательств, вытекающих из транспортных договоров. Впервые в истории человечества правовые государства столкнулись с необходимостью в незамедлительном порядке закрыть границы, запретить гражданам покидать не только собственное государство, но и место жительства в целом. Анализ изменений нормативно-правовых актов на уровне федеральных законов, ведомственных и локальных норм показывает, что в будущем без продуманных изменений гражданского законодательства в виде Гражданского кодекса РФ гражданское общество и его институты обойтись не смогут.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Екатерина Олеговна Ананьева, Максим Николаевич Махиборода

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of activities in the field of transport obligations when restrictions are imposed in the context of the coronavirus pandemic

In the article, the authors consider the activities of transport companies in the context of the coronavirus pandemic. The main studies relate to the institution of civil liability of contractors in emergency situations or under conditions of impossibility to fulfill obligations from transport contracts. For the first time in the history of mankind, legal states are faced with the need to immediately close borders, prohibit citizens from leaving not only their own state, but also their place of residence in general. The analysis of changes in normative legal acts at the level of federal laws, departmental and local norms shows that in the future, civil society and its institutions will not be able to do without thoughtful changes in civil legislation in the form of the Civil code of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПРИ ВВЕДЕНИИ ОГРАНИЧЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА»

УДК 347 ББК 67

DOI 10.24411 /2312-0444-2021-2-53-57

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТРАНСПОРТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

ПРИ ВВЕДЕНИИ ОГРАНИЧЕНИЙ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА

Екатерина Олеговна АНАНЬЕВА,

кандидат юридических наук, доцент Института Академии ФСИН России по кафедре гражданского права и процесса [email protected]

Максим Николаевич МАХИБОРОДА,

кандидат юридических наук, доцент Института Академии ФСИН России по кафедре гражданского права и процесса [email protected]

Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

Рецензент: Е.В. Блинкова, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского права и процесса Академии ФСИН России

Аннотация. В статье авторы рассматривают деятельность транспортных компаний в условиях пандемии коронавируса. Основные исследования относятся к институту гражданско-правовой ответственности контрагентов при нахождении в чрезвычайных ситуациях либо при условиях невозможности выполнения обязательств, вытекающих из транспортных договоров. Впервые в истории человечества правовые государства столкнулись с необходимостью в незамедлительном порядке закрыть границы, запретить гражданам покидать не только собственное государство, но и место жительства в целом. Анализ изменений нормативно-правовых актов на уровне федеральных законов, ведомственных и локальных норм показывает, что в будущем без продуманных изменений гражданского законодательства в виде Гражданского кодекса РФ гражданское общество и его институты обойтись не смогут.

Ключевые слова: пандемия коронавируса, гражданско-правовая ответственность, транспортные обязательства, транспортная система, перевозки.

Annotation. In the article, the authors consider the activities of transport companies in the context of the coronavirus pandemic. The main studies relate to the institution of civil liability of contractors in emergency situations or under conditions of impossibility to fulfill obligations from transport contracts. For the first time in the history of mankind, legal states are faced with the need to immediately close borders, prohibit citizens from leaving not only their own state, but also their place of residence in general. The analysis of changes in normative legal acts at the level of federal laws, departmental and local norms shows that in the future, civil society and its institutions will not be able to do without thoughtful changes in civil legislation in the form of the Civil code of the Russian Federation.

Keywords: coronavirus pandemic, civil liability, transport obligations, transport system, transportation.

Впервые со времен существования государственности и массовых заболеваний в XXI в. человечество столкнулось с реальной угрозой снижения численности людей, живущих в разных странах и на разных материках. Никогда границы между государствами не закрывались полностью. Но реалии нового явления диктуют именно такие условия. Однако государства продолжают развиваться и вза-

имодействовать, продолжается деятельность различных органов и учреждений. И все же остаются виды деятельности, которые требуют непосредственного участия, связанного с перемещением на определенные расстояния.

Ситуация, сложившаяся в отдельных регионах и практически во всех развитых странах мира, показала, что человечество в своей достаточно развитой цивилизации не готово к рез-

№ 2/2021

кому прекращению передвижения как на достаточно удаленные расстояния, так и на передвижения в одном населенном пункте. Отсутствие законодательной базы, регулирующей данные моменты в режиме ускоренной разработки и моментальной законодательной инициативы, привело к необходимости урегулирования вопросов, связанных с деятельностью граждан, предпринимателей, компаний, органов, организаций и учреждений в условиях пандемии. Причем моментально охватить все вопросы стало просто невозможно. Однако в России была успешной первая волна принятых решений, хотя она не смогла изначально предупредить несостоятельность отдельных субъектов предпринимательской деятельности.

На основании решения органов государственной власти, а именно Правительства Российской Федерации1, и принятия соответствующих нормативных правовых актов на региональном уровне2 о введении ограничительных мер и решении вопроса предупреждения распространения вируса в первые месяцы одна из самых сложных ситуаций наблюдалась в сфере транспортных перевозок. Единовременно отменялись авиарейсы, за исключением бортов, перевозивших граждан Российской Федерации из-за рубежа на родину, почти полностью было прекращено железнодорожное и автобусное сообщение.

Естественно, это привело к нарушениям условий миллионов контрактов на поставки, перевозки и т.д. И следует отметить, что такая ситуация создалась не только в России, а затронула почти все страны мира. Отдельные регионы для поддержания режима самоизоляции повсеместно прекратили работу транспортных компаний, осуществляющих водные, морские перевозки и перевозки грузов и пассажиров. Кроме того, для поддержания режима самоизоляции руководством государства были введены нерабочие дни, обязательные для соблюдения всеми гражданами3.

Однако подобное положение было вообще уникальным и произошло впервые, о чем свидетельствует отсутствие нормативного регулирования и алгоритма действий в подобных ситуациях. К таким мерам можно отнести: ответственность лиц за несоблюдение норм проживания в условиях пандемии4, ответственность государственных структур и должностных лиц за несвоевременное решение вопросов по обращениям граждан и, наконец, решение проблем, связанных с убытками и ответственностью за

неисполнение условий договоров, а также ненадлежащим исполнением условий, вытекающих из транспортных обязательств.

Достаточно тяжелым оказалось положение транспортных компаний, осуществляющих перевозки товаров, грузов и пассажиров. В ситуации, когда региональное, межрегиональное и межгосударственное сообщение практически прекращено, а для деятельности таких компаний затрачено немалое количество средств, многомиллионные убытки грозили прекращением их деятельности. Такое положение приводит к постановке вопросов о том, кто должен нести гражданско-правовую ответственность за убытки и наступает ли она в сфере транспортных обязательств по заключенным договорам.

В нормах отечественного законодательства отсутствует возможность перевозчика ссылаться на пандемию коронавируса как обстоятельства непреодолимой силы в случаях изменения времени либо даты оказания транспортных услуг, а также отказа в их предоставлении. Другая сторона также лишена подобного права при оплате этих услуг, поскольку ее невозможность объективно должна быть подтверждена в каждом конкретном случае. В таких обстоятельствах следует решать подобные вопросы путем проведения переговоров и уже при отсутствии консенсуса обращаться в судебные инстанции. В целях урегулирования подобных правоотношений (например, при изменении договора транспортных услуг) необходимо пользоваться статьями 451, 416—417 ГК РФ в досудебном и судебном порядке со ссылкой на принятые нормативные акты (Президента РФ, Правительства РФ) в связи с пандемией.

Во многих странах мирового сообщества, как и в России, руководством были приняты беспрецедентные меры запретительного характера. Например, в сфере авиаперелетов. На основании таких нововведений транспортные компании были вынуждены отменять рейсы, переносить их на неопределенные даты и т.д. Только в результате этого остались нерешенными вопросы возврата денежных средств.

Большинство компаний начали возвращать средств за неиспользованные билеты особым способом. Поскольку денежные средства в полном объеме вернуть не получается, компании стали выдавать их в виде депозита или ваучера. Причем в данном случае депозитом являлось возвращение фактической стоимости авиабилета не на счет клиента, а на виртуальный счет в личном кабинете лица, зареги-

№ 2/2021

стрировавшегося в данной авиакомпании. Подобным депозитом можно воспользоваться в течение 12 месяцев для оплаты стоимости нового билета.

Другие компании неиспользованные билеты без штрафных санкций конвертируют в билеты с открытой датой. В целом денежные средства можно было требовать к возврату только за возвратные билеты, на тарифы по невозвратным билетам условия полной компенсации не распространяются5.

Общая норма по российскому гражданскому законодательству вследствие просрочки должника гласит: если исполнение утратило интерес, можно в одностороннем порядке отказаться от договора (п. 1 ст. 310, п. 2 ст. 405 ГК РФ). При этом перевозчик в силу непреодолимой силы не будет отвечать за убытки, причиненные просрочкой исполнения обязательства. То есть, гражданско-правовая ответственность транспортной организации по законодательству РФ не наступит.

Вместе с тем напомним, что в Гражданском кодексе РФ указано, что стороны, понесшие убытки в результате правомерных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, вправе требовать от них компенсации в случаях и порядке, определенных законом (ст. 16.1). Относительно транспортных обязательств Пленум Верховного Суда РФ дал разъяснения, что это возможно только в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа (п. 5 ст. 790 ГК РФ).

Президентом РФ в связи с пандемией коро-навируса в числе мер поддержки экономики было заявлено о прямом субсидировании убытков для отраслей, оказавшихся в зоне риска. Так, из резервного фонда Правительства РФ были выделены 1,5 млрд руб. в целях предоставления в 2020 г. субсидий на возмещение затрат организациям воздушного транспорта, осуществляющим вывоз «российских граждан и граждан государств СНГ, Абхазии и Южной Осетии, въезжающих на территорию России в целях дальнейшего следования в государства своего гражданства»6. Субсидии были выделены и авиакомпаниям, которые осуществляют так называемые «вывозные рейсы» для российских граждан, находящихся в затруднительном

положении в других странах в период пандемии коронавируса7.

В соответствии с российским законодательством, а также на основании имеющейся практики судов по решению споров, связанных с непреодолимой силой, к таким обстоятельствам не относятся предпринимательские риски. А именно, невозможно отнести к обстоятельствам непреодолимой силы или форс-мажору изменения валютных курсов, ухудшение экономического состояния предприятия и его банкротство, девальвация национальной валюты, что и происходит в настоящее время с учетом закрытия границ разных стран из-за пандемии ко-ронавируса. В иных правовых системах можно наблюдать другие правила по освобождению должников от гражданско-правовой ответственности, но только в тех случаях, когда исполнить обязательство абсолютно невозможно.

Отдельные транспортные компании и организации для стабилизации ситуации на рынке перевозок самостоятельно приняли ряд послабляющих для контрагентов решений. Например, на официальном сайте ОАО «РЖД» была размещена информация, согласно которой граждане могут возвращать билеты без уплаты сбора, независимо от групповой или индивидуальной поездки.

Однако если на территории своего государства вопросы можно решить путем договоренностей с контрагентом в рамках договора либо посредством экстренных мер, принятых Президентом и Правительством Российской Федерации, то подобные вопросы могут возникнуть у российских транспортных компаний при выполнении договоров на территории иностранных государств. Если данная страна закрывает свои границы или запрещает въезд иностранцев, в этом случае запретительные меры могут рассматривать как обстоятельства непреодолимой силы, которые освобождают должника от ответственности. Но чтобы их подтвердить, необходимо задокументировать форс-мажор.

В отношении внешнеторговых сделок это делается, в частности, при помощи сертификата о форс-мажоре. Его выдает Торгово-промышленная палата Российской Федерации. Стороны внутренних договоров могут получить заключение о форс-мажоре. Для этого нужно обратиться в региональную палату. С 26 марта 2020 г. данные услуги стали бесплатными. Однако речь идет только о засвидетельствовании обстоятельств, возникших на территории нашей страны.

№ 2/2021

Вместе с тем можно попробовать направить запрос в российское посольство, консульство или торговое представительство, которые могут содействовать в получении официальных документов о форс-мажоре из иностранного государства.

С учетом норм ст. 416 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство может также быть прекращено в связи с невозможностью его исполнения. Следовательно, в условиях пандемии коронавируса ответственность в области транспортных обязательств должна определяться в индивидуальном порядке. При таком положении надо понимать, что признание какого-либо обстоятельства непреодолимой силой позволит не только освободить субъектов от гражданско-правовой ответственности в виде уплаты штрафных санкций, но и может привести к несостоятельности их контрагентов.

Следует обратить внимание на появившийся 8 июня 2020 г. Федеральный закон № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции».

Данный нормативно-правовой акт внес изменения практически во все транспортные уставы и кодексы, определив, что «Правительство Российской Федерации при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части вправе установить на соответствующей территории особенности исполнения договора перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения и возвратить плату за проезд пассажира и за провоз его багажа в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации».

Данная норма свидетельствует о том, что в целом руководство страны уже сейчас готовится к подобного рода ситуациям, которые вероятно могут повториться и в будущем, причем уже можно говорить не только о COVID-19, но и иных возможных массовых заболеваниях, которые в состоянии парализовать на неопределенный срок деятельность не только транс-

портных компаний, но и мирового сообщества в целом.

В случае отказа пассажира от перевозки при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части уплаченная плата за проезд и за провоз багажа подлежит возврату в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации».

Думается, что обсуждение вопросов, связанных с приведением нормативно-правовых актов, касающихся гражданско-правовой ответственности в сфере транспортных обязательств, в соответствие с создавшейся ситуацией, необходимо проводить в комплексном масштабе. Для начала целесообразно создать рабочие группы и поставить перед ними вопросы о допустимости гражданско-правовой ответственности в условиях форс-мажора, чрезвычайных ситуаций, непредотвратимости и др. Затем создать единый перечень предложений с возможным внесением изменений в гражданское законодательство России.

На основе рассмотренных примеров, а также норм измененного в экстренные сроки законодательства можно сделать вывод о том, что далеко не всегда подобные обстоятельства могут считаться непредотвратимыми. Это касается не только отдельных обязательств, но и договоров в сфере транспортных обязательств. Поэтому закономерно утверждение о том, что непреодолимой силой является событие, последствия которого не могут быть предотвращены при данных обстоятельствах любым другим таким же участником современного гражданского оборота8.

Результатом работы транспортных кампаний в условиях пандемии коронавируса должно стать введение не только в локальных нормативных актах, но и в нормах Гражданского кодекса РФ положений об отмене гражданско-правовой ответственности либо ее частичной отмене при установлении ситуаций, связанных с введением режимов самоизоляции, пандемии и т.д.

Для стабилизации ситуации, связанной с возвратом затраченных физическими лицами денежных средств на раннее бронирование, приобретение билетов с различными транспортными кампаниями, следует в обязательном порядке создавать в последних специальные фонды денежных средств, находящихся в резерве,

№ 2/2021

для решения вопросов по возврату стоимости билетов без ущерба для их дальнейшей деятельности.

1 Поручение Правительства РФ от 26.03.2020 «О решениях по итогам заседания оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой корона-вирусной инфекции на территории Российской Федерации» // Офиц. сайт ФГБУ «Редакция «Российской газеты» // URL: http://government.ru (Дата обращения: 02.04.2020)

2 Распоряжение губернатора Рязанской области от 17.03.2020 № 70-рг (ред. от 30.03.2020) // Офиц. сайт ФГБУ «Редакция «Российской газеты» // URL: https:// rg.ru/2020/03/17/ryazan-rasp70-reg-dok.html, свободный (Дата обращения: 02.04.2020)

3 См.: Указ Президента РФ от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» // Рос. газ. 2020. № 66;

Указ Президента РФ от 02.04.2020 № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» // URL: https://rg.ru/2020/04/02/ prezident-ukaz239-site-dok.html (Дата обращения: 02.04.2020)

4 Указ Президента РФ от 28.04.2020 № 294 «О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» // Рос. газ. 2020. № 95.

5 Постановление Правительства РФ от 06.07.2020 № 991 (ред. от 31.08.2020) «Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части» / / URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_356669/781d780e32ba1e2 da17d56f14c20faed5fa4c21d/ (Дата обращения: 10.09.2020)

6 Блинов М. Авиакомпаниям выплатят компенсации за вывоз россиян из других стран // РИА Новости: URL: https://russian.rt.com/russia/news/732749-aviakompanii-kompensacii-rossiyane (Дата обращения: 16.04.2020)

7 МИД России опубликовал информацию о «вывозных рейсах» для россиян // РИА Новости: URL: https:// russian.rt.com/russia/news/731644-reisy-mid-rossiyane (Дата обращения: 16.04.2020)

8 Тархов ВЛ. Гражданское право. Общая часть. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1997. С. 307.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Трудовое право. 7-е изд., перераб. и доп. Учебник. Гриф МО РФ. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки / Под ред. К.К. Гасанова, Ф.Г. Мышко. 543 с.

ISBN: 978-5-238-03246-7

Рассматриваются предмет, методы, субъекты и основные источники трудового права. Анализируются современное законодательство, правовые отношения в сфере наемного труда, коллективные договоры и отношения, освещаются вопросы международного трудового права.

Особое внимание уделяется вопросам заключения и расторжения трудового договора, регулирования рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, порядка предоставления гарантий и компенсаций, рассмотрения трудовых споров.

Для студентов и преподавателей юридических вузов и факультетов, руководителей организаций всех форм собственности, работников социальной сферы, кадровой и юридической служб организаций, а также для всех тех, кто интересуется действующим трудовым законодательством и практикой его применения.

№ 2/2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.