Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ'

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
391
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
договор перевозки / устав железнодорожного транспорта / естественные монополии / ОАО «Российские железные дороги» / перевозки / contract of carriage / charter of railway transport / natural monopolies / JSC «Russian Rail-ways» / transportation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Екатерина Олеговна Ананьева, Максим Николаевич Махиборода

В статье авторы рассматривают деятельность железнодорожных транспортных компаний в условиях развития современных технологий. Основные исследования относятся к необходимости внесения изменений в гражданское законодательство в связи с изменениями рисков и чрезвычайных ситуаций, уже не зависящих от человеческого фактора либо при условиях невозможности выполнения обязательств, вытекающих из транспортных договоров. Проводится анализ сложного внутреннего состояния ОАО «Российские железные дороги», а также нормативно-правовых актов, регулирующих его деятельность. Кроме того, затрагиваются вопросы действующих норм договорного права, на основании которых организуются перевозки на железнодорожном транспорте. Авторы подводят итог деятельности предприятий данной отрасли с учетом исследований Института проблем естественных монополий, связанных со снижением доходов по организации перевозок грузов, а также дают предложения по регулированию и стабилизации ее деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problematic issues of regulation of civil liability in railway transport

In the article, the authors consider the activities of railway transport companies in the context of the development of modern technologies. The main research concerns the need to make changes to civil legislation in connection with changes in risks and emergencies that are already independent of the human factor or under conditions where it is impossible to fulfill obligations from transport contracts. The analysis of the complex internal state of JSC «Russian Railways», as well as the regulatory legal acts regulating its activities, is carried out. In addition, the issues of the current rules of contract law, on the basis of which rail transport is organized, are also discussed. The authors summarize the activities of enterprises in this industry, taking into account the research of the Institute of Problems of Natural Monopolies associated with a decrease in revenue for the organization of cargo transportation, and also give proposals for regulating and stabilizing its activities.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»

УДК 347 ББК 67.404

DOI 10.24412/2073-3313-2021-5-58-62

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Екатерина Олеговна АНАНЬЕВА, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Института Академии ФСИН России [email protected]

Максим Николаевич МАХИБОРОДА, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Института Академии ФСИН России [email protected]

Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

Аннотация. В статье авторы рассматривают деятельность железнодорожных транспортных компаний в условиях развития современных технологий. Основные исследования относятся к необходимости внесения изменений в гражданское законодательство в связи с изменениями рисков и чрезвычайных ситуаций, уже не зависящих от человеческого фактора либо при условиях невозможности выполнения обязательств, вытекающих из транспортных договоров.

Проводится анализ сложного внутреннего состояния ОАО «Российские железные дороги», а также нормативно-правовых актов, регулирующих его деятельность. Кроме того, затрагиваются вопросы действующих норм договорного права, на основании которых организуются перевозки на железнодорожном транспорте. Авторы подводят итог деятельности предприятий данной отрасли с учетом исследований Института проблем естественных монополий, связанных со снижением доходов по организации перевозок грузов, а также дают предложения по регулированию и стабилизации ее деятельности.

Ключевые слова: договор перевозки, устав железнодорожного транспорта, естественные монополии, ОАО «Российские железные дороги», перевозки.

Annotation. In the article, the authors consider the activities of railway transport companies in the context of the development of modern technologies. The main research concerns the need to make changes to civil legislation in connection with changes in risks and emergencies that are already independent of the human factor or under conditions where it is impossible to fulfill obligations from transport contracts. The analysis of the complex internal state of JSC «Russian Railways», as well as the regulatory legal acts regulating its activities, is carried out. In addition, the issues of the current rules of contract law, on the basis of which rail transport is organized, are also discussed. The authors summarize the activities of enterprises in this industry, taking into account the research of the Institute of Problems of Natural Monopolies associated with a decrease in revenue for the organization of cargo transportation, and also give proposals for regulating and stabilizing its activities.

Keywords: contract of carriage, charter of railway transport, natural monopolies, JSC «Russian Rail-ways», transportation.

Железнодорожный транспорт в современных условиях остается самым популярным видом грузовых и пассажирских перевозок. Одним из факторов такой популярности стал скоростной режим их осуществ-

ления. Современные железнодорожные технологии магнитного подвеса позволили значительно увеличить скорость поездов. Сегодня скоростные дороги между конкретными городами существуют в Испании, например, экспресс «Уе1аго

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2021

Е» курсирует между Мадридом и Барселоной, в Германии скоростной поезд осуществляет перевозки между Берлином и Гамбургом.

Такие магнитные экспрессы существуют во Франции, Китае и других странах мира. Известнейшие высокоскоростные машины «БЫпкап-8еп» перевозят пассажиров и грузы на скорости до 442,5 км/ч в Японии. Магнитоплан «Шанхайский маглев», который был разработан и собран в Германии, сегодня способен развивать скорость до 500 км/ч.

Кампании тратят миллиарды евро и долларов на создание подобных скоростных линий, станций для погрузки и посадки пассажиров, которые способны обслуживать высокоскоростные поезда — магнитопланы.

Вместе с подобным развитием технологий требуется и изменение норм законодательного характера, которые будут касаться как внутренних, так и международных норм. Думается, что подобные линии недолго будут действовать в пределах нескольких городов одной страны, они будут востребованы как туристической индустрией, так и производителями различной продукции в целях быстрой доставки своих товаров на рынки сбыта.

Современные разработки не обошли стороной и Российскую Федерацию. Гордостью отечественной отрасли железнодорожного транспорта стала разработка и запуск высокоскоростных электропоездов.

Весной 2005 г. руководители ОАО «Российские железные дороги» («РЖД») Г. Фадеев и «Бтеш» X. Шаберт подписали соглашение о совместной разработке и производстве подобных электропоездов. Русская версия конструкции способна работать при температуре воздуха до минус 50 градусов, салон шире европейских аналогов на 30 см. Поезд оборудован детскими купе, мини офисами, мультимедийными системами и др.1.

И все же основным направлением отрасли железнодорожного транспорта является перевозка грузов, причем большая часть из них относится к коммерческим грузам на основании гражданско-правовых договоров. А это означает, что немаловажную роль занимает ответственность не только отправителей и получателей грузов, но и перевозчика, которому его доверяют. Следовательно, в свете развития рыночной системы перевозок и доставок при помощи железных дорог основной задачей законодателя является разработка действующих норм законодательства о

гражданско-правовой ответственности на железнодорожном транспорте.

Транспортные обязательства рассматриваются в отечественном гражданском законодательстве в качестве обязательств, в силу которых перевозчик должен совершить как юридические, так и фактические действия по перемещению груза в пользу грузоотправителя, а последний должен оплатить эти действия.

Анализируя вопросы ответственности за невыполнение транспортных обязательств с использованием железнодорожного транспорта, можно перечислить следующие виды договоров:

■ краткосрочные, где роль самого договора выполняет транспортная железнодорожная накладная;

■ долгосрочные — это так называемые договоры об организации перевозок, в которых в привычном нам виде отображаются все условия перевозки, включая обязанности и права перевозчика и грузоотправителя.

Договор, которым пользовалось большинство граждан стран, в которых есть железнодорожные перевозки, — это договор перевозки пассажиров.

Интересным представляется договор об оказании услуг с использованием инфраструктуры, на основании которого владелец последней обязуется оказывать перевозчику услуги для выполнения различного вида перевозок. Если перевозчику необходимы отдельные пути для перевозки грузов, то можно заключить договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. И одним из актуальных на сегодняшний день договоров в сфере железнодорожного транспорта является договор на сдачу и уборку вагонов, который заключается между перевозчиками, грузоотправителями и грузополучателями. Им устанавливается порядок подачи и уборки вагонов, взаимная ответственность сторон за их использование, а также плата за пользование.

Прежде чем рассматривать вопросы законодательного регулирования их действия в ограниченных условиях, например в условиях чрезвычайных ситуаций либо в результате пандемии, следует обратить внимание на то, что все эти договоры имеют разный предмет. Если по условиям договора транспортная компания доставляет груз, то независимо от терминов нужно говорить о перевозке. Иные транспортные договоры рассматривают как связанные с оказанием услуги. Часто на практике можно встретить

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2021

смешанные типы договоров, что осложняет их квалификацию и решение о наличии либо отсутствии ответственности сторон при невозможности выполнения условий договора.

Кроме терминов и определений, а также функционального разделения по разным отраслям законодательства решения определенных вопросов, связанных с деятельностью на транспорте, необходимо рассмотреть возмож-

ности моделирования различных ситуаций и путей их приемлемого для сторон договора разрешения. Все вышеперечисленные договоры обращают на себя внимание по одной простой причине — в современном мире объем перевозок грузов железнодорожным транспортом государств — членов ЕАЭС только в период с января по июнь 2020 г. составил 863,1 млн тонн (см. табл.).

Объем перевозок грузов железнодорожным транспортом2

Таблица

Январь—июнь 2020 г. Справовчно январь—июнь 2019 г., в проц. к январю—июню 2018 г.

млн т в проц. к январю— июню 2019 г.

Армения 1,6 112,9 99,7

Беларусь 58,6 81,5 93,9

Казахстан 196,6 102,3 100,2

Кыргызстан 0,7 96,0 88,0

Россия 605,6 95,5 98,4

ЕАЭС 863,1 96,1 98,8

Достаточно длительный период времени весь мир сотрясает новая вирусная инфекция, спастись от которой порой невозможно даже в условиях полной изоляции. Тяжелым оказалось положение транспортных компаний, осуществляющих перевозки товаров, грузов и пассажиров. В ситуации, когда региональное, межрегиональное и межгосударственное сообщение практически прекращено, а для деятельности таких компаний затрачено немалое количество средств, многомиллионные убытки грозили прекращением их существования. Такое положение приводит к постановке вопросов о том, кто должен нести гражданско-правовую ответственность за убытки и наступает ли она в сфере транспортных обязательств по заключенным договорам.

Однако, при анализе ситуации, показатели деятельности в сфере железнодорожных перевозок оказались неплохими. И поскольку существует определенная группа товаров, в которых нуждаются все слои гражданского общества, то за исключением перевозок пассажиров и их багажа изменения в деятельности железнодорожного транспорта, иных видов договоров прак-

тически не коснулись. Только независимо от внешних изменений на уровень и конкуренцию в сфере перевозок грузов влияет и ценовая политика.

Являясь естественной монополией, Российские железные дороги устанавливают на свои услуги тарифы, которые порой слишком дороги для отправителей грузов. Падение ставок и снижение погрузки в 2020 г. привели к сокращению выручки ОАО «РЖД» и операторов подвижного состава на 158 млрд руб. по отношению к тому же периоду 2019 г.

По прогнозам Института проблем естественных монополий, в текущем 2021 г. объем погрузки возобновит свой рост, но в пределах 1,5 — 2% от уровня 2020 г., а аренда полувагонов будет падать3.

В связи с этим стоит задуматься о возможности установления определенного контроля за подобной деятельностью со стороны государства либо об установлении постановлениями Правительства РФ тарифных ставок на услуги в железнодорожной отрасли.

В целом все ситуации по гражданско-правовой ответственности на железнодорожном

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2021

транспорте связаны со следующими видами споров:

■ взыскание убытков грузоотправителем в связи с утратой, недостачей или повреждением груза;

■ взыскание грузоотправителем пени за просрочку доставки груза или вагонов;

■ взыскание перевозчиком неустойки за перегруз вагона сверх его грузоподъемности;

■ взыскание грузоотправителем неосновательного обогащения в связи со списанием дополнительной провозной платы;

■ взыскание неосновательного обогащения владельцем пути в размере платы за пользование железнодорожным путем.

Кроме гражданского законодательства в части общих положений гражданско-правовой ответственности на транспорте, конкретные ситуации решаются при помощи норм Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ.

Например, данным нормативно-правовым актом устанавливается, что предприятия железнодорожного транспорта не могут отказать в организации перевозки лицам, оплатившим и правильно оформившим проездные документы на перевозку груза, грузобагажа и др.

В соответствии со статьями 94, 99—101,103, 105 эти же предприятия несут штрафную ответственность за невыполнение плана перевозок грузов, неподачу и задержку уборки вагонов с подъездных путей, самовольное занятие, повреждение и утрату вагонов и контейнеров, которые являются собственностью получателей и отправителей грузов или их арендаторами4.

Все эти действия предприятий железнодорожного транспорта обусловлены множественностью технологических процессов. Их согласование строится на базе графика движения поездов.

Характерной особенностью подобных действий на железнодорожном транспорте является их разделение во времени и в производстве. Многообразие организации всех процессов не требует привлечения сотрудников разнообразных профессий и специальностей, не исключением из числа которых является деятельность пожарных поездов. Они занимаются организацией пожарной защиты железных дорог и подчиняются Федеральному государственному предприятию «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта России»5.

Такие поезда стали в России основной тактической единицей, которая организует ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ при авариях, стихийных бедствиях и в иных ситуациях, которые сопровождаются пожарами. При этом приобретение железнодорожного подвижного состава пожарных поездов происходит за счет использования средств ОАО «Российские железные дороги», а значит, работа таких единиц, по сути, подлежит двойному подчинению. Все это свидетельствует о том, что производственный процесс работы только одной станции состоит из множества технологических и трудовых процессов.

И, нарушение одного из них может привести к нарушению прав грузоотправителей либо грузополучателей, а, как следствие, к возникновению гражданско-правовой ответственности. Кроме того, сегодня на деятельность по организации перевозок на железнодорожном транспорте влияет и ситуация с ограничениями, вводимыми в связи с распространением новой коро-навирусной инфекции на территории Российской Федерации.

Отметим, что на территории нашего государства вопросы, связанные с невозможностью осуществления перевозок грузов железнодорожным транспортом, можно решить путем внесения подобных условий в договор о перевозке либо посредством экстренных мер, принятых Президентом и Правительством Российской Федерации.

Общая норма по российскому гражданскому законодательству вследствие просрочки должника гласит: если исполнение утратило интерес, можно в одностороннем порядке отказаться от договора (п. 1 ст. 310 ГК РФ, п. 2 ст. 405 ГК РФ).

При этом перевозчик в силу непреодолимой силы не будет отвечать за убытки, причиненные просрочкой исполнения обязательства. То есть, гражданско-правовая ответственность транспортной организации по законодательству РФ не наступит.

Вместе с тем напомним, что в Гражданском кодексе РФ указано, что стороны, понесшие убытки в результате правомерных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, вправе требовать от них компенсации в случаях и порядке, определенных законом (ст. 16.1 ГК РФ).

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2021

Относительно транспортных обязательств Пленум Верховного Суда РФ дал разъяснения, что это возможно только в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа (п. 5 ст. 790 ГК РФ).

Однако подобные вопросы могут возникнуть у российских транспортных компаний при выполнении договоров на территории иностранных государств. Если данная страна закрывает свои границы или запрещает въезд иностранцев, в этом случае запретительные меры могут рассматривать как обстоятельства непреодолимой силы, которые освобождают должника от ответственности. Но чтобы их подтвердить, необходимо задокументировать форс-мажор. В отношении внешнеторговых сделок это делается, в частности, при помощи сертификата о форс-мажоре. Его выдает Торгово-промышленная палата Российской Федерации. Стороны внутренних договоров могут получить заключение о форс-мажоре.

Таким образом, на основе рассмотренных примеров, а также норм измененного в экстренные сроки законодательства можно сделать вывод о том, что в целом направление организации перевозок грузов железнодорожным транспортом в последнее время из-за внешних условий пострадало незначительно.

Проблема кроется в многослойности и многофункциональном строении предприятия, а также в его отношении к естественным монополиям. Ценовая же политика, проводимая в целях содержания железнодорожного транспорта, приводит порой к отказу грузоотправителей от его услуг и отдаче предпочтения иным видам транспорта, в частности автомобильному.

Заключение договоров перевозки грузов при помощи железнодорожного транспорта осуществляется по общим основаниям гражданского законодательства, а именно, так называемого договорного права. Поэтому неисполнение пе-

ревозчиком своих обязательств либо их ненадлежащее исполнение регулируется положениями заключаемых договоров с учетом имеющихся форс-мажоров, и далеко не всегда подобные обстоятельства могут в практике применения считаться непредотвратимыми6.

Для стабилизации ситуации в железнодорожной отрасли следует обратить внимание на документ, на основании которого регулируются нормы гражданско-правовой ответственности. Хотя он и имеет силу федерального закона, но даже по наименованию является Уставом железнодорожного транспорта. А Гражданский кодекс Российской Федерации в ст. 52 относит данный документ к учредительным документам. Данное положение не соответствует необходимому состоянию нормативно-правового акта, регулирующего деятельность ОФО «РЖД» и его структурных подразделений в целом, так как для регулирования других направлений транспортной отрасли предусмотрены кодификации.

1 Сапсан // URL:https://sapsan.su (Дата обращения: 24.01.2021)

2 Транспорт России (информац.-статистич. бюллетень). 2020. Янв. — июнь. // URL: https://mintrans.gov.ru/ documents/7/10880 (Дата обращения: 25.01.2021)

3 Рынок железнодорожных перевозок грузов: результаты 2020 года и перспективы 2021 // URL: http:// www.ipem.ru/research/rail_transport/rail_presentations/ 249.html (Дата обращения: 25.01.2021)

4 Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 № 18-ФЗ (ред. от 23.11.2020) // СЗ РФ. 2020. № 48. Ст. 7631.

5 Распоряжение ОАО «РЖД» от 28.12.2010 № 2754р «О введении в действие положения «Эксплуатация и содержание пожарных поездов в ОАО «РЖД» (вместе с «Положением...»; утв. ОАО «РЖД» 27.12.2010) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_ 241507/ (Дата обращения: 25.01.2021)

6 Тархов В.А. Гражданское право. Общая часть. Чебоксары: Чув. кн. изд-во, 1997. С. 307.

ЗАКОН И ПРАВО • 05-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.