Научная статья на тему 'ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО УГЛЕРОДА'

ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО УГЛЕРОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
логистика / транспортная логистика / маршруты доставки / внешнеэкономическая деятельность / logistics / transport logistics / delivery routes / foreign economic activity

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кругов В.Ю., Дегтярева С.В.

Статья рассматривает роль транспортной логистики в внешнеэкономической деятельности предприятия. Основное внимание уделено оптимизации транспортных потоков, улучшению складских операций и минимизации затрат на логистику. Автор подчеркивает важность интеграции логистики с международной торговлей, а также необходимость устойчивости к переменам и развития человеческого капитала. Статья обобщает современные подходы к управлению транспортной логистикой и подчеркивает ее роль в повышении эффективности предприятий на мировом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кругов В.Ю., Дегтярева С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSPORT LOGISTICS AS FACTOR OF EFFICIENCY OF COMPANY'S FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY IN CARBON BLACK MARKET

Article examines the role of transport logistics in the foreign economic activity of the enterprise. The main focus is on optimizing traffic flows, improving warehouse operations and minimizing logistics costs. The author emphasizes the importance of integrating logistics with international trade, as well as the need for resilience to change and human capital development. The article summarizes modern approaches to transport logistics management and emphasizes its role in improving the efficiency of enterprises in the global market.

Текст научной работы на тему «ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО УГЛЕРОДА»

УДК 33 Кругов В.Ю., Дегтярева С.В.

Кругов В.Ю.

магистрант 2-го года обучения факультета экономики, психологии, менеджмента Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

(г. Омск, Россия)

Дегтярева С.В.

доцент

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

(г. Омск, Россия)

ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА РЫНКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО УГЛЕРОДА

Аннотация: статья рассматривает роль транспортной логистики в внешнеэкономической деятельности предприятия. Основное внимание уделено оптимизации транспортных потоков, улучшению складских операций и минимизации затрат на логистику. Автор подчеркивает важность интеграции логистики с международной торговлей, а также необходимость устойчивости к переменам и развития человеческого капитала. Статья обобщает современные подходы к управлению транспортной логистикой и подчеркивает ее роль в повышении эффективности предприятий на мировом рынке.

Ключевые слова: логистика, транспортная логистика, маршруты доставки, внешнеэкономическая деятельность.

В современном мире, где международная торговля и глобализация играют ключевую роль в экономическом развитии, эффективность

внешнеэкономической деятельности предприятий становится все более важной. Особое значение приобретает транспортная логистика как один из фундаментальных факторов оптимизации процессов поставки и распределения товаров. Транспорт в логистическом процессе товародвижения образует единую технологическую цепь, начиная от поставщиков сырья и материалов, охватывая различного рода посредников и заканчивая потребителями готовой продукции, то есть является неотъемлемой частью единого транспортно-производственного процесса, так, Стримовская А.В. указывает на связь роста экономики и развития благосостояния страны и активности рынка транспортно-логистических услуг [1]. В свою очередь, Izwan Azmi и др. говорят, что функциональная эффективность логистики оказывает влияние на уровень успешности [2]. Филина В.Н. отмечает, что, в многом, стремительное развитие международной торговли явилось следствием технического прогресса на транспорте [3]. Горнова Л.А. обращает внимание, ссылаясь на зарубежный опыт, что потребность в комплексном предоставлении транспортного обслуживания является наиболее перспективным направлением развития транспортной отрасли [4].

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена рядом причин, основными из которых, по мнению автора, являются:

1. Глобальные тенденции в экономике: В условиях глобализации и увеличения международной торговли важно изучать факторы, определяющие конкурентоспособность предприятий на мировом рынке. Транспортная логистика играет ключевую роль в обеспечении эффективных поставок, что влияет на ценообразование и доступность продукции на внешних рынках.

2. Увеличение объемов торговли: С ростом объемов экспорта и импорта товаров, включая технический углерод, возрастает значимость логистических процессов. Эффективная транспортная логистика способствует сокращению времени доставки, оптимизации затрат и повышению уровня обслуживания клиентов, что особенно важно в условиях сильной конкуренции.

3. Важность сырьевых рынков: Рынок технического углерода является сырьевым и характеризуется высокой чувствительностью к изменениям цен и качества продукции. Поэтому оптимизация логистических процессов в этом сегменте имеет прямое влияние на прибыльность предприятий.

4. Технологические инновации: Современные технологии, такие как системы управления логистикой и технологии трассировки грузов, предоставляют новые возможности для оптимизации логистических процессов и улучшения конкурентоспособности предприятий на рынке технического углерода.

Исследование актуально в контексте этих факторов, поскольку оно поможет предприятиям в этой отрасли понять, как улучшить свои логистические процессы для более эффективной внешнеэкономической деятельности и улучшения своего положения на рынке.

Целью данного исследования является изучение влияния транспортной логистики на эффективность внешнеэкономической деятельности предприятия на рынке технического углерода, определение основных проблем и препятствий в области транспортной логистики в данном сегменте рынка.

Задачей является анализ динамики экспорта технического углерода на предприятиях, занимающихся производством, изучение специфики поставок и транспортировки технического углерода на внешние рынки, выявление основных факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия на рынке технического углерода через транспортную логистику.

Объектом исследования является внешнеэкономическая деятельность предприятия на рынке технического углерода, с особенным акцентом на логистические процессы.

Предмет исследования - это транспортная логистика как совокупность процессов и методов обеспечения оптимальной поставки технического углерода на внешние рынки.

Основная задача транспорта в логистике — это сокращение стоимостных и временных затрат. Выделение транспортной логистики в самостоятельную область обусловлено следующими факторами:

1. Способность транспорта создавать устойчивую и оптимальную функционирующую систему «снабжение - производство - распределение -потребление»,

2. Необходимость решения транспортных проблем в рамках логистической системы (при выборе каналов распределения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции),

3. Высокая доля транспортных издержек (до 50%) в общих логистических затратах на продвижение товара от первичного источника сырья до конечного потребления,

4. Высокая доля транспортной составляющей в цене товаров во внешнеэкономической торговой деятельности,

5. Наличие большого числа транспортно-экспедиционных предприятий, имеющих огромное значение при организации оптимальной доставки товара, как во внутренних перевозках, так и в международных сообщениях.

Таким образом, транспортная логистика внешнеэкономической деятельности повышает качество доставки путем снижения затрат на транспортировку через создание эффективных логистических схем.

Введение беспрецедентных санкций со стороны Запада, перерастающее в агрессивно недружественную политику оказывает разрушительное влияние не только на экономику страны, но и экономику всего мира, идет корректировка программ ее социально-экономического развития, тактики внешнеэкономической деятельности и приоритетов внешней торговли. В этих жестких условиях важно предусмотреть степень изменения внешнеторговых потоков, выявить альтернативные рынки сбыта продукции и идентифицировать возможности для расширения существующих и построения новых внешнеэкономических связей в других регионах мира. Новые государственные решения по разработке транспортно-логистических маршрутов определили

целесообразность поворота в сторону восточных и южных направлений [5]. Продолжается развитие инфраструктуры в рамках глобального коридора «Север - Юг», в Азово-Черноморском и Восточном направлениях [6]. Более 4,5 трлн. рублей до 2030 года Российской Федерацией будет направлено в развитие соответствующей экспортно-импортной логистики.

В связи измененьем конъюнктуры мировых торговых рынков, а также введением ограничений на экспорт технического углерода, предприятия по производству были вынуждены искать новые рынки сбыта продукции, а также пути доставки существенных объемов производства перенаправленных для новых клиентов. Ниже представлена статистика в тыс. тонн по экспорту технического углерода из России за 2023 год и ее динамика в процентах по отношению к 2022 году [7]:

Таблица 1. Экспорт технического углерода по странам и динамика.

2023 год 12 мес 22/12 мес 23 2023 год 12 мес 22/12 мес 23

Всего 606,073 87%

Китай 150,350 390% Египет 1,671 159%

Польша 128,940 50% Алжир 1,475 58%

Турция 128,908 114% Италия 1,337 55%

Германия 47,278 80% Тунис 0,697 30%

Таиланд 34,224 7878% Румыния 0,375 8%

Венгрия 15,794 41% Болгария 0,336 71%

Словакия 14,131 108% Латвия 0,318 71%

Вьетнам 12,200 214% Азербайджан 0,256 319%

Индия 11,196 69% Израиль 0,237 11%

Малайзия 11,150 186% Шри-Ланка 0,118 3%

Испания 9,168 35% Греция 0,098 10%

2023 год 12 мес 22/12 мес 23 2023 год 12 мес 22/12 мес 23

Литва 8,622 91% Словения 0,082 14%

Сербия 8,168 46% Тайвань 0,064 33%

Узбекистан 5,581 115% Великобритания 0,062 14%

Нидерланды 3,759 254% Эстония 0,060 73%

Чехия 3,743 19% Бразилия 0,059 13%

Швейцария 2,781 117% Марокко 0,053 30%

Франция 2,776 6470% Грузия 0,005 106%

Проанализировав данные, можно заметить, что экспорт в 2023 году в страны Юго-Восточной Азии увеличился кратно, например, в Китай увеличился на 390%, в Таиланд на 7878%, во Вьетнам на 214%, в Малайзию на 186%, обусловлено это, однозначно, отказом компаний из «недружественных» стран работать с компаниями из РФ, а также результатом переноса мощностей производств в страны Юго-Восточной Азии, обходом санкций, при котором процесс производства и продажи технического углерода заключается в смешивании с техническим углеродом из других стран, в результате которого меняется страна происхождения и далее перепродается, а также появление новых локальных клиентов на этих рынках. Стоит отметить, что экспорт в страны ЕС также существенно прирос, но в данном случае эти показатели обусловлены желанием потребителей загрузить свои складские мощности продукцией в связи с завершением периода, в течении которого клиенты из этих стран могут приобретать продукцию, произведенную в России.

Учитывая новые реалии, те компании, которые смогут эффективно решать вопросы, связанные с продажей и сбытом своей продукции, смогут завоевать ключевые позиции на рынках, рассмотрим, как транспортная логистика влияет на эффективность предприятия на рынке технического

углерода в современных условиях и на какие факторы следует обратить особое внимание:

1. Оптимизация логистических процессов

Технический углерод, будучи важным компонентом в производстве различных материалов, включая композиты, резину, пластик и другие, требует слаженной и эффективной системы логистики для своей поставки к потребителям. Оптимизация логистических процессов включает в себя выбор наиболее подходящих видов транспорта, оптимальные маршруты доставки, а также управление складскими запасами.

2. Выбор видов транспорта

На рынке технического углерода, где часто требуется перевозка больших объемов и высокоточных поставок, выбор подходящего вида транспорта играет решающую роль. Грузовики, железнодорожные вагоны, морские и речные суда, а также воздушные суда - каждый из них имеет свои преимущества и ограничения. Транспортная логистика предприятия должна определить оптимальное сочетание видов транспорта для достижения наилучших результатов по срокам поставки, стоимости и сохранности груза.

3. Оптимальные маршруты доставки

Разработка оптимальных маршрутов доставки также играет важную роль в эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия. Это включает в себя не только выбор кратчайших путей, но и учет особенностей инфраструктуры, таможенных процедур и рисков на пути доставки. Современные технологии, такие как системы GPS и аналитика данных, позволяют предприятиям оптимизировать маршруты и реагировать на изменения в реальном времени.

4. Управление складскими запасами

Эффективное управление складскими запасами имеет решающее значение для обеспечения непрерывности поставок и минимизации издержек. Транспортная логистика предприятия должна оптимизировать уровень запасов на складах, учитывая прогнозы спроса, сроки поставок и стоимость хранения.

Применение современных методов управления запасами, таких как JIT (Just-In-Time) и канбан, позволяет снизить издержки и повысить эффективность производственных процессов.

Несомненно, транспортная логистика играет ключевую роль в эффективности внешнеэкономической деятельности предприятий на рынке технического углерода. Оптимизация логистических процессов, выбор подходящих видов транспорта, разработка оптимальных маршрутов доставки и управление складскими запасами позволяют предприятиям снижать издержки, улучшать качество обслуживания и укреплять свои позиции на рынке. В условиях быстро меняющейся экономической среды компании, которые мастерски владеют транспортной логистикой, обладают конкурентным преимуществом и готовы к вызовам будущего.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Стримовская А.В., Бажина Д.Б. Повышение эффективности транспортировки в цепях поставок // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2018. № 1 (74). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenieeffektivnosti-transportirovki-v-tsepyah-postavok (дата обращения: 13.05.2023);

2. Izwan Azmia, Norlida Abdul Hamidb, Md Nasarudin Md Hussinc, Nik Ibtishamiah Logistics and supply chain management: The importance of integration for business processes// Journal of Emerging Economies & Islamic Research 5(4) 2017, 73-80;

3. Филина Валентина Николаевна Транспортные логистические услуги в России в условиях интеграции в мировой рынок // Проблемы прогнозирования. 2009. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transportnye-logisticheskie-uslugi-v-rossii-vusloviyah-integratsii-v-mirovoy-rynok (дата обращения: 13.05.2024);

4. Горнова Л.А., Конышева Е.В. Комплексное предоставление транспортно-логистических услуг в аспекте интеграции транспорта в международное пространство // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, № 3 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN316.pdf (дата обращения: 30.04.2024) - Режим доступа: Интернет-журнал «Науковедение»;

5. Чаусов Н.Ю., Соломатина Е.К. Повышение эффективности государственного управления//Актуальные вопросы современной экономики. - 2022. - № 7. - С. 116-127;

6. Петрушина О.М., Дзирун И.А., Степин Н.Д., Чичерова В.Н. Развитие международного транспортного коридора «Север-Юг» как инструмент расширения сотрудничества регионов // Вестник Академии знаний. - 2022. - №6 (53). - С. 208-210;

7. Журнал «Хим-Курьер» №3 (126) март 2024 года [Электронный ресурс] - URL: https://chem-c0urier.c0m/branch/tyres/he_carb#he (дата обращения: 30.04.2024) - Режим доступа: по подписке.

Krugov V. Yu., Degtyareva S. V.

Krugov V.Yu.

Omsk State University named after F.M. Dostoevsky (Omsk, Russia)

Degtyareva S.V.

Omsk State University named after F.M. Dostoevsky (Omsk, Russia)

TRANSPORT LOGISTICS AS FACTOR OF EFFICIENCY OF COMPANY'S FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY IN CARBON BLACK MARKET

Abstract: article examines the role of transport logistics in the foreign economic activity of the enterprise. The main focus is on optimizing traffic flows, improving warehouse operations and minimizing logistics costs. The author emphasizes the importance of integrating logistics with international trade, as well as the need for resilience to change and human capital development. The article summarizes modern approaches to transport logistics management and emphasizes its role in improving the efficiency of enterprises in the global market.

Keywords: logistics, transport logistics, delivery routes, foreign economic activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.