Научная статья на тему 'Логистика Донбасса: исторический опыт и перспективы'

Логистика Донбасса: исторический опыт и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
850
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ТОРГОВЛЯ / РАЗВИТИЕ / LOGISTICS / EFFICIENCY / INDUSTRY / TRADE / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балабанова Л. В., Германчук А. Н.

В статье проанализирован опыт применения логистики предприятиями Донецкого региона, выявлены проблемы ее развития и определены перспективные направления формирования и развития логистического потенциала Донбасса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Logistics in Donbass: historical experience and prospects

The article analyzes the experience of applying logistics by enterprises of the Donetsk region; identifies the problems of its development and promising areas for forming and developing the Donbass logistics potential.

Текст научной работы на тему «Логистика Донбасса: исторический опыт и перспективы»

Институциональные проблемы социально-экономического

развития

УДК 005.932(477.62) "2014/..."

Л.В. БАЛАБАНОВА, д-р экон. наук,

зав. кафедрой маркетингового менеджмента,

e-mail: [email protected],

А.Н. ГЕРМАНЧУК, канд. экон. наук,

доцент кафедры маркетингового менеджмента,

e-mail: [email protected]

ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского, г. Донецк, ДНР

ЛОГИСТИКА ДОНБАССА: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье проанализирован опыт применения логистики предприятиями Донецкого региона, выявлены проблемы ее развития и определены перспективные направления формирования и развития логистического потенциала Донбасса.

Ключевые слова: логистика, эффективность, промышленность, торговля, развитие.

Balabanova L.V., Germanchuk A.N.

Logistics in Donbass: historical experience and prospects.

The article analyzes the experience of applying logistics by enterprises of the Donetsk region; identifies the problems of its development and promising areas for forming and developing the Donbass logistics potential.

Keywords: logistics, efficiency, industry, trade, development.

Логистика является одним из важных факторов экономии расходов и повышения конкурентоспособности. Производственные предприятия столкнулись с проблемой получения дополнительной экономии в условиях, когда все очевидные резервы снижения издержек

производственных процессов были уже использованы. Поэтому внимание было обращено на сферу материальных потоков предприятия, так как физическое распределение и логистика оставались фактическими неисследованными областями с точки зрения прибыльности и эффективности.

Мировой рынок логистики оценивался в 2015 г. в $8,2 трлн., что составляет около 11% мирового внутреннего продукта, а к 2023 г. ожидается его прирост до $15,5 трлн. При этом Украина и Россия входят в число стран с высоким уровнем логистических издержек. Так, уровень логистических затрат в 2016 г. по Российской Федерации составил 16,1%, в Украине - 15,9%, тогда как, например, в США данный показатель составляет 8,2%, в Японии - 8,5%, странах Европы - 9,5% [1], что связано с отставанием в развитии транспортно-логистической системы, недостаточным качеством предоставляемых логистических услуг, неудовлетворительным состоянием логистической инфраструктуры. Это свидетельствует о наличии потенциала совершенствования ло-

© Л.В. Балабанова, А.Н. Германчук, 2019

гистической деятельности с использованием ведущих мировых практик и адаптацией их к условиям деятельности отечественных предприятий. Активное использование логистического подхода позволит обеспечить устойчивое функционирование предприятий на рынках производителей, поставщиков и потребителей, будет способствовать сокращению производственного цикла, оптимизации логистических затрат, повышению качества логистического обслуживания, а также повышению конкурентоспособности предприятий на рынке.

Исследованию практических аспектов логистики уделялось внимание в работах Д.Дж. Бауерсокса, Д.Дж. Клосса [2], В.В. Дыбской, Е.И. Зайцевой, В.И. Сергеева, А.Н. Стерлиговой [3], В.С. Лукин-ского [4], О.В. Рыкалиной [5], А.М. Сум-ца [6]. В то же время особый интерес в настоящее время вызывает проблема изучения практики логистической деятельности отечественными предприятиями, не нашедшая достаточного освещения в научной литературе.

Цель статьи - рассмотреть практику использования логистики предприятиями Донбасса, определить проблемы и приоритетные направления развития логистической деятельности в Донецкой Народной Республике.

В настоящее время для Донецкого региона характерны крайне негативные тенденции: экономическая блокада, разрыв устоявшихся хозяйственных связей между партнерами, частично разрушенная инфраструктура, отсутствие инвестиций в развитие промышленности и ряд других, обусловленных ведением военных действий, что привело к существенным проблемам в производстве и сбыте продукции.

До начала конфликта Донецкая область была одним из самых развитых промышленных регионов Украины и обеспечивала 18,5% общего объема промышленного производства [7, с. 8]. В 2013 г. доля

внутреннего регионального продукта по Донецкой области составляла 10,8% (наиболее высокий показатель по стране); экспорт товаров - 15,6% (второе место после Днепропетровской области); оборот оптовой торговли - 16,4% (наиболее высокий показатель по стране); доля грузооборота автомобильного транспорта -7,5% (наиболее высокий показатель по стране) [7].

Успешное развитие промышленности во многом обеспечивалось за счет внедрения передовых логистических инновационных технологий в практику производственной деятельности предприятий. Так, к примеру, в 2008 г. группа «Норд» внедрила «Метод производства Норд», который основан на методике «кайдзен», предполагающей использование принципов бережливого производства, непрерывное улучшение бизнес-процессов и повышение качества продукции. Ведущие специалисты НОРД посетили автомобильный завод NISSAN при посредничестве консалтинговой фирмы NAC GROUP (Сандерлендский университет), который успешно применял японскую философию постоянного совершенствования. Принципы работы NISSAN стали основой для разработки компанией НОРД собственной методики бережливого производства [8], которая распространялись не только на производственный цикл, но и на всю компанию в целом. В результате уровень дефектности снизился на 50%, производительность возросла на 25%. На Донецком заводе газовой и электробытовой аппаратуры добились на 10-30% сокращения ошибок на стадии проектирования и внесения изменений в конструкторскую и технологическую документацию [9].

В 2010 г. Харцызский трубный завод первым среди украинских предприятий «Группы Метинвест» приступил к внедрению программы «Бережливое предприятие», основанной на философии

«lean production». В рамках данной программы руководством предприятия были разработаны и успешно внедрены следующие инструменты: «5С» - система организации рабочего места; «ТРМ» - система всеобщего ухода за оборудованием при обязательном условии совместного участия операторов и ремонтного персонала; «SMED» - система сокращения продолжительности переналадки оборудования, замены инструмента и повышения гибкости производственной системы; визуальное управление - комплекс средств визуального контроля; команды непрерывного совершенствования - так называемые «кружки качества»; система подачи предложений - обеспечивала стимулирование участия сотрудников завода в разработке предложений по повышению качества выпускаемой продукции, сокращению затрат, устранению потерь, усовершенствованию охраны труда и техники безопасности [10].

В рамках логистического подхода серьезное внимание уделялось информатизации производства. Так, в 1996 г. Донецкий металлургический завод внедрил интегрированную систему R/3 фирмы SAP (Германия) на базе машин RISC/6000 IBM, операционной системы AIX, базы данных ORACLE, версия 4.6 C [11]. Программный продукт компании SAP - эффективный инструмент стандартизации бизнес-процессов в режиме реального времени с учетом лучших отраслевых и мировых практик. По оценкам разработчиков использование системы SAP R/3 позволит обеспечить значительные преимущества в осуществлении логистических бизнес-процессов: увеличение объема поставок «точно в срок» на 45-50%, уменьшение производственных запасов на 20-30%; сокращение объема запасов на 10-35%, уменьшение потребности в складских помещениях на 10% [12].

Развитие логистического подхода в практике деятельности отечественных предприятий происходило не только в

промышленности, но и в сфере сбыта продукции. В Донецком регионе до недавнего времени существовала достаточно налаженная логистическая инфраструктура. Так, в 2007 г. в Макеевке был открыт крупнейший в Украине среди складских комплексов, принадлежащих производственным предприятиям, собственный логистический центр компании «Конти» класса «А» общей площадью 16000 кв.м и вместимостью 12000 т продукции. При его строительстве были использованы самые современные инновационные технологии, основанные на применении энергосберегающих материалов. В сутки с производственных предприятий логистический комплекс принимал в среднем 60 грузовых автомобилей и загружал 30-40 единиц автотранспорта и железнодорожных вагонов для отправки дистрибьюторам [13].

Логистический центр был оснащен современной, полностью автоматизированной системой управления складом, разработанной компанией SAP, и являлся первым предприятием, которое установило индивидуальное программное обеспечение такого уровня. Данная система автоматизации способствует повышению производительности труда складского персонала на 20-25%, обеспечению точного и бесперебойному передвижению продукции, увеличивает скорость всех логистических потоков, а также позволяет отслеживать движение продукции от производства до потребителя.

В Донецкой области успешно работали и расширяли свою деятельность такие крупные операторы розничной торговли, как немецкая компания METRO Cash&Carry (третья по величине торговая сеть в Европе), французская корпорация «Ашан», российские компании «Спортмастер», «Мегаспорт», «Gloria Jeans», торговые сети национального уровня - «АТБ», «Сшьпо», «Брусничка», «EVA», «Watson», а также более мелкие региональные сети «Амстор»,

«Обжора». Некоторые из них (АТБ, «Брусничка») имели собственные распределительные центры в Донецкой области.

В довоенный период в Донецкой области была достаточно развита транс-портно-логистическая инфраструктура, что объясняется рядом причин: высокий промышленный потенциал, выгодное географическое месторасположение, наличие международных, европейских и национальных транспортных коридоров. Транспортный комплекс региона был представлен автомобильным, железнодорожным, авиационным и морским транспортом. В Донецке работали такие крупные компании, как ООО «УВК» с собственным кросс-докинговым складом; «МЕТРО Груп Логистика Украина» (MGL), сервисная компания, предоставляющая логистические услуги торговым подразделениям METRO Group; логистическая компания «Рабен Украина», входящая в Группу Raben (Голландия). Значительная часть товаров перевозилась собственным транспортом предприятий-производителей («Сармат», «Геркулес»).

Донецкие предприятия серьезное внимание уделяли вопросам качества продукции, внедряя в производство систему НАССР (Hazard Analysis Critical Control Points - с английского - «Анализ опасных факторов и критические контрольные точки»), которая была разработана специально для пищевой индустрии США еще в 70-х годах ХХ века и применялась для контроля производства продовольствия для астронавтов. НАССР на производстве - это надежная гарантия выпуска стабильно безопасной продукции с заданными потребительскими параметрами. Причем это не привычный для отечественных предприятий стандарт, где указаны характеристики того или иного продукта, а система, которая разрабатывается каждой компанией самостоятельно с учетом особенностей производства. Система НАССР была внедрена в практику

деятельности ЗАО «Геркулес», ООО «Донецкий комбинат замороженных продуктов», ООО «Донецкий ликеро-водочный завод «ЛИК», ЗАО «Сармат».

Военный конфликт на Донбассе привел к тому, что логистику необходимо было начинать практически «с нуля». Производственные и торговые предприятия вынуждены были заниматься поиском альтернативных поставщиков и установлением новых хозяйственных связей, восстановлением разрушенной инфраструктуры, выстраиванием новых транспортных коридоров и поиском новых принципов работы в этих сложных условиях.

Но, несмотря на серьезные проблемы и сложные условия, экономика Донбасса постепенно развивается, о чем свидетельствует ряд тенденций:

1. Развитие легкой и пищевой промышленности. В довоенное время в Донецкой области работало более 100 предприятий легкой промышленности. С 2011 г. наблюдался существенный спад производства на территории Донецкой области, а на протяжении 2014-2015 годов лёгкая промышленность в ДНР не развивалась. Однако в 2016 г. начали восстанавливать разрушенные производственные мощности и появляться новые предприятия (рис. 1).

В 2016 г. предприятиями легкой промышленности произведено продукции на 90 млн. руб. [15], а в 2017 г. прогнозируемый объем производства составил 150 млн. руб. [16].

Пищевая отрасль является одним из приоритетных направлений развития Донбасса. В 2017 г. объем реализованной продукции здесь увеличился на 42,4% [14, с. 33] по сравнению с 2016 г. Положительной тенденцией для развития пищевой промышленности является объединение в 2015 г. Группой компаний «Атлант-Донбасс» (РФ) - крупнейшего производителя продуктов питания в регионе четырех отраслевых направлений - хлебопекарного,

Пищевая промышленность

Легкая промышленность

А

2017 2016 2015 2014

ь

19

28

41 40

20

40

60

Рис. 1. Количество действующих предприятий пищевой и легкой промышленности

в ДНР [14]

масложирового, мукомольного и макаронного под ТМ «Урожай». На данный момент в нее входят 8 хлебозаводов (Донецкий № 2 и № 3, Макеевский, Харцыз-ский, Снежнянский, Шахтерский, Горлов-ский и Енакиевский), Донецкий майонез-ный завод (ТМ «Славолия»), Донецкий комбинат хлебопродуктов, Донецкая макаронная фабрика и ряд торговых объектов [17]. В Республике возобновили работу Донецкий пивоваренный завод, компания «Винтерпром», открыты ООО «Дары солнца» (производство халвы), ПО «Донойл» (производство подсолнечного

масла), ООО «Народная производственная копания» (импорт, переработка и реализация рыбной готовой и замороженной продукции на внутреннем рынке).

2. Рост оптового и розничного товарооборота. За период январь-октябрь 2017 г. объем розничного товарооборота составил 27,3 млрд.руб., что больше аналогичного периода 2016 г. на 9,9%. Объем оптового товарооборота за этот же период в 2017 г. увеличился на 2,7% и составил 44,6 млрд. руб. [14, с. 66].

3. Рост количества предприятий торговли и общественного питания (рис. 2).

Рис. 2. Количество предприятий торговли и общественного питания в ДНР

[составлено по данным 18, 19]

В структуре предприятий розничной торговли преобладают мелкие магазинами шаговой доступности. Но в то же время имеются и торговые сети, такие как «Первый Республиканский Супермаркет», «Амстор-сити», «Обжора», «Семе-рочка», «Авоська»; расширяется сеть фирменной торговли производителей ДНР: «ЕМК», «Лучиано», «Шахтерская птицефабрика», «Колбико», «Азовские пампухи», «Геркулес-MOLOKO» и др.

В сфере оптовой торговли также происходит ряд изменений. Так, в ДНР открыт российский единый центр оптовой и розничной торговли «Мост» общей площадью 14300 кв.м и торговой 9000 кв.м, который осуществляет торговлю в форматах крупного, среднего, мелкого опта и предлагает широкий ассортимент товаров местных и российский производителей. Планируется открытие трех крупных оптовых баз (одна в Амвросиевке и две в Донецке) по продаже продуктов питания из России, что позволит регулировать цены на продовольствие в торговых сетях.

В настоящее время наблюдаются положительные тенденции в системе дистрибуции товаров. Если в 2014 г. сбытовая сеть была практически полностью разрушена, то в 2015 г. рынок постепенно восстанавливается, появляются дистрибьюторские фирмы, такие как ООО «Мастер Торг», ООО «Визит», предоставляющие дистрибьюторский и логистический пакет услуг. В Республике открыт «Первый логистический центр», оказывающий услуги по сопровождению внешнеэкономической деятельности: составление внешнеэкономических контрактов и передачу клиенту товара в Донецке, транс-портно-экспедиторские услуги на территории ДНР и за ее пределами.

В сфере транспортной логистики используется преимущественно автомобильный транспорт. На территории ДНР в настоящее время работает более 82 действующих официальных предприятий и частных лиц по доставке различных грузов (рис. 3).

Рис. 3. Логистические направления перевозчиков ДНР [20]

В то же время нельзя не отметить ряд проблем, препятствующих развитию логистики в Донецкой Народной Республике:

в сфере транспортной логистики: разрушенная вследствие военных действий транспортная и техническая инфраструктура, ограниченность железнодорожного сообщения и отсутствие

авиаперевозок; высокие риски потери груза, нерациональные маршруты движения материальных потоков, неравномерная загрузка транспорта, административные и таможенные барьеры, возникающие на пути движения грузов;

в сфере логистики складского хозяйства: отсутствие инвестиций в развитие транспортно-складского комплекса

Республики, недостаток современных логистических центров, низкое качество предоставляемых логистических услуг по относительно высоким ценам, низкий уровень механизации и автоматизации процессов на имеющихся складах;

в сфере производственной логистики: разрыв хозяйственных связей и необходимость поиска новых каналов поставок сырья и комплектующих, устаревшие технологии производства продукции, изношенность основных фондов при отсутствии инвестиций в их восстановление и обновление;

в сфере распределительной логистики: ограничения в осуществлении международной торговли в связи с неопределенностью политического статуса, потеря рынков сбыта продукции вследствие существенного сокращения географии поставок.

Для развития логистики в ДНР необходимо:

привлечение инвестиций для внедрения современных технологий управления бизнес-процессами на производственных предприятиях, обновление материально-технической базы, создание более конкурентоспособной продукции;

развитие транспортно-складского комплекса региона, открытие современных логистических центров, предоставляющих полный комплекс услуг, разработка политики обслуживания клиентов, предполагающей определение стандартов логистического сервиса и показателей их оценки.

формирование новых каналов распределения продукции с учетом изменившейся ситуации на рынке, развитие оптовой и розничной торговли с привлечением российских партнеров, Белоруссии, Осетии, Абхазии;

развитие внешнеэкономической деятельности путем вхождения предприятий ДНР и ЛНР в интеграционные

объединения, которые создаются непризнанными государствами;

обеспечение государственной поддержки развития логистического бизнеса как на уровне отдельных предприятий, так и на уровне Республики.

Выводы

Активизация логистической деятельности, как одного из ключевых факторов повышения конкурентоспособности и создания дополнительной ценности в цепях поставок, является обязательным условием развития экономики Донбасса. Сложные политические и экономические условия, характерные для настоящего времени, привели к разрушению логистической инфраструктуры, разрыву хозяйственных связей и сокращению масштабов деятельности, что в целом привело к негативным последствиям в организации потоковых процессов как в промышленности, так и торговле. Это требует восстановления логистического потенциала региона, привлечения инвестиций, развития внешнеэкономической деятельности, разработки программ государственной поддержки восстановления промышленности, развития розничной и оптово-торго-вой деятельности.

Список использованной литературы

1. Transparency Market Research. Logistics Market: Global Industry Analysis, Size, Share, Growth, Trends, and Forecast 2016-2024. - 2016. - URL: https:// www.transparencymarketresearch.com/lo-gistics-market.html

2. Бауерсокс, Д.Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок / Д.Дж. Бауерсокс, Д.Дж. Клосс; пер. с англ. Н.Н. Барышниковой, Б.С. Пинскера. - 2-е изд. -М.: Олимп - бiзнес, 2005. - 640 с.

3. Логистика. Интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок: учебник для МВА / В.В. Дыбская, Е.И. Зайцев, В.И. Сергеев,

А.Н. Стерлигова; под ред. В.И. Сергеева. -М.: Эксмо, 2008. - 944 с.

4. Лукинский, В.С. Логистика и управление цепями поставок: учебник и практикум для академического бакалавриата / В.С. Лукинский, В.В. Лукин-ский, Н.Г. Плетнева. - М.: Изд-во Юрайт, 2017. - 359 с.

5. Рыкалина, О.В. Теория и методология современной логистики: монография / О.В. Рыкалина. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 240 с.

6. Сумець, О.М. Лопстичш системи i ланцюги поставок: навчальний поаб-ник / О.М. Сумець, Т.Ю. Бабенкова. - К.: Хай-Тек-Прес, 2012. - 220 с.

7. Укра'на у цифрах у 2013 рощ: ста-тистичний збiрник. - Кш'в. - 2014. - 240 с.

8. Ландик, В. Группа НОРД: Час ще, НОРД працюе. Управление производством : альманах. - 2012 [Электронный ресурс] / В. Ландик. - URL: http://www.up-pro.ru/library/production_management/syste ms/landyk-nord. html

9. Сергеев, А. Бережливое производство - тренд последнего десятилетия в области операционного совершенствования. Тренинговый портал [Электронный ресурс] / А. Сергеев. - URL: https:// www.trn.ua/articles/8892/

10. Непрерывное совершенствование [Электронный ресурс]. - URL: https:// pipe.metinvestholding.com/ru/development/ improvement

11. SAP R/3 (R3) - IT технологии будущего, работающие уже сегодня. Официальный сайт АСАП Консалтинг [Электронный ресурс]. - URL: http:// asapcg.com/press-center/articles/sap-r3/

12. SAP ERP: страшно сложно и дорого? // Новостной портал «Мир 24» [Электронный ресурс]. - URL: https:// mir24.tv/articles/16269939/sap-erp-strash no-slozhno-i-dorogo

13. Складской базис / Компаньон. -URL: https://companion.ua/14590/

14. Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения: научный доклад / коллектив авторов ГУ «Институт экономических исследований»; под науч. ред. А.В. Поло-вяна, Р.Н. Лепы; ГУ «Институт экономических исследований». - Донецк, 2018. -Ч. I. - 124 с.

15. Минпромторг ДНР сообщил о росте реализации товаров в лесной, химической и строительной отраслях [Электронный ресурс]. - URL: http:// historyndex .com/page-hi story/minpromtorg-dnr-soobwil-o-roste-realizacii-tovarov-v-lesnoj,-himicheskoj-i-stroitelnoj-otrasljah/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Алексей Грановский отчитался перед парламентариями о проделанной работе в 2017 г. [Электронный ресурс]. -URL: http://goskomzemdnr.ru/novosti-respubliki/aleksej -granovskij -otchitalsya-pe red-parlamentariyami -o-prodelannoj -rabote-v-2017-godu/

17. Официальный сайт Группы компаний «Атлант-Донбасс» [Электронный ресурс]. - URL: http:// http://atlant-donbass.ru

18. Динамика развития сферы торговли ДНР // Деловой Донбасс. - [Электронный ресурс]. - URL: http://delovoy donbass.ru/~LScI3

19. Алексей Грановский: В Донецкой Народной Республике динамично развивается сфера торговли [Электронный ресурс]. - URL: http://mptdnr.ru/news/828-aleksei-granovskii-v-doneckoi-narodnoi-respublike-dinamichno-razvivaetsja-sfera-torgovli.html

20. Грузоперевозки как один из видов бизнеса в ДНР [Электронный ресурс]. - URL: http://uzavtotrans.ru/грузопе-ревозки-как-один-из-видов-бизн/

Статья поступила в редакцию 14.01.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.