УДК 338.48(038)
Ю.О. Глушкова, А.В. Пахомова
ФОРМИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ПОТОКАМИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Исследованы методология и особенности формирования и управления потоками внешнеэкономической деятельности предприятия, дано авторское определение понятий «логистика внешнеэкономической деятельности», «логистическая система внешнеэкономической деятельности», предложена структуризация стадий экспортных операций и соответствующих потоков, обоснованы требования к транспортному обеспечению потоков внешнеэкономической деятельности предприятия.
Логистика, потоки, внешнеэкономическая деятельность.
J.O. Glushkova, A.V. Pakhomova ENTERPRISES’ EXTERNAL ECONOMIC ACTIVITIES FORMATION AND MANAGEMENT
This is the research of the methodology and peculiarities of the formation and the management of the streams of the external economics activities of an enterprise. The author defines the conception of «logistics of the external economics activity», «logistics’ system of the external economic», puts forward organizations process of the stages of export operations and of the relevant streams, describes the demands towards transport support of the streams of the external economics activity.
Logistics, streams, external economic activities.
Формирование устойчивых отношений по поводу купли-продажи товаров в рамках внешнеэкономической деятельности способствует не только поступлению валюты на предприятие, но и повышению конкурентоспособности предприятия на мировых рынках.
Целью данной статьи является исследование особенностей использования методологии логистики во внешнеэкономической деятельности производственного предприятия.
Одной из наиболее важных и вместе с тем сложных форм внешнеэкономической деятельности (ВЭД) являются экспортные операции, которые возникают при заключении внешнеторговой сделки и представляют собой особый вид экономических отношений. В подавляющем большинстве случаев взаимный обмен результатами хозяйственной деятельности и связанные с этим экспортные операции осуществляются в форме внешнеторгового контракта.
Логистика внешнеэкономической деятельности имеет свою специфику в относящихся к ней экспортно-импортных операциях, например, в прохождении таможенных формальностей, регулировании условий доставки товаров по договорам купли-продажи на основе Ин-
котермс и международных правил перевозки, в оформлении транспортных, товаросопроводительных документов, страховании и т.д.
Воздействие логистики внешнеэкономической деятельности на воспроизводство в условиях глобального финансово-экономического кризиса становится все более осязаемым. В значительной степени это является результатом дальнейшей интернационализации хозяйственной жизни, углубления интеграционных тенденций в различных регионах земного шара, существенного повышения роли внешних факторов в национальном воспроизводственном процессе, изменении структуры и объемов мировой торговли, появлении и быстром распространении новых финансовых инструментов.
Исследование логистики в контексте внешнеэкономической деятельности предполагает, что в основе логистической деятельности должна быть присущая ей методология анализа и синтеза оптимизируемых потоковых процессов, а также оценки эффективности принимаемых решений. Оптимизация направлена на оперативную мобилизацию резервов и, прежде всего, организационных факторов как наименее затратоемких. Она нацелена на лучшую адаптацию субъектов экономики к постоянно изменяющейся рыночной обстановке. Анализу и синтезу должны подвергаться в комплексе все образующие логистическую систему взаимосвязанные потоковые процессы (материальные, информационные, транспортные, складские и другие), причем в их единстве и взаимозависимости.
Основа современной логистики - это управление материальными потоками по всей цепи поставок в направлении и в интересах конечного потребителя с целью достижения максимальной эффективности процессов.
Логистический процесс должен протекать с соблюдением основного правила логистики - правила «7К»: нужный товар; необходимого качества; в необходимом количестве; в нужное время; в нужное место; нужному потребителю; с требуемым уровнем затрат. Исходя из этих правил, реализация общих целей функции логистики применительно к внешнеэкономической деятельности должна обеспечить потребителю в странах ближнего и дальнего зарубежья необходимые по качеству и количеству товары, в нужное время, в нужном месте, от надежного поставщика, с хорошим уровнем обслуживания (как до осуществления продажи продукции, так и после нее) и при заданном уровне общих затрат.
Многие устоявшиеся понятия и принципы реализации ВЭД, которые были вполне приемлемыми и устраивали руководство предприятий в недалеком прошлом, начинают заметно тормозить динамику развития бизнеса и требуют детального анализа и пересмотра с целью их совершенствования. Для сохранения своих позиций на мировых рынках предприятиям необходимо предпринимать определенные усилия в направлении повышения уровня технологичности и эффективности бизнес-процессов. Появляется настоятельная необходимость изыскания дополнительных возможностей дальнейшего снижения уровня затрат на экспортно-импортные операции, повышения уровня качества обслуживания потребителей, совершенствования процессов регулирования и координации управления потоками, что требует логистического подхода. При этом затрагиваются различные (экономические, социальные, технические, технологические, организационные, правовые, научные, психологические, экологические) аспекты деятельности людей.
Обобщая приведенные в научных публикациях по логистике определения понятия «логистика», принимаем, что логистика внешнеэкономической деятельности - это универсальный практический инструментарий междисциплинарного изучения закономерностей в организации и протекании экономических потоков ВЭД в процессе производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, а также новая научная методология глобального организационно-аналитического совершенствования сложных целенаправленных, в том числе транспортно-грузовых, систем на основе реализации системного подхода, применение которого позволяет в комплексе обеспечить: сквозную, многоуровневую и многокритериальную оптимизацию; логистическую координацию и интеграцию; учет в качестве важней-
ших критериев оптимальности таких показателей, как качество транспортного обслуживания и надежность работы; согласование результатов стратегического и тактического управления на основе применения теории компромиссов и использования экспертных автоматизированных систем принятия оптимальных решений.
Повышение эффективности экспортно-импортных операций предприятия требует постановки задачи рационального распределения товаров (включающего в себя как подвоз производственных ресурсов, так и распределение готовой продукции) и оптимального управления этими процессами. Одним из путей решения этой задачи следует считать исследование логистической системы (ЛС) и материальных потоков внешнеэкономической деятельности предприятия.
Введение понятия «логистическая система» во внешнеэкономическую деятельность имеет конструктивное значение, так как позволяет внедрить логистику на основе системного подхода и системного анализа. Системный подход предполагает рассмотрение всех элементов ЛС ВЭД как взаимосвязанных и взаимодействующих для достижения единой цели управления. Отличительной особенностью системного подхода является оптимизация функционирования не отдельных элементов, а всей ЛС в целом, в результате чего проявляется так называемый синергетический эффект. С позиций системного подхода к организации бизнеса можно дать следующее определение ЛС применительно к внешнеэкономической деятельности производственного предприятия.
Логистическая система внешнеэкономической деятельности производственного предприятия - это относительно устойчивая совокупность звеньев (структурных / функциональных подразделений предприятия, а также поставщиков, потребителей и логистических посредников), взаимосвязанных и объединенных единым управлением логистическим процессом для реализации стратегии внешнеэкономической деятельности.
Целью ЛС ВЭД предприятия является реализация материальных и сопутствующих потоков при выполнении экспортно-импортных операций на основе требований логистики.
Далее необходимо рассмотреть материальные потоки ВЭД на предприятии. В качестве наглядного примера анализируются потоки предприятия машиностроения по производству и продаже газового оборудования. В данном случае, материальный поток ВЭД, являясь основным экспортным потоком, можно определить как находящиеся в состоянии движения за пределы Российской Федерации материальные ресурсы (МР), к которым применяются логистические операции, связанные с их физическим перемещением в пространстве: погрузка, разгрузка, сборка, тестирование, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение и т. п.
Материальный поток ВЭД на предприятиях машиностроения охарактеризуем определенным набором параметров, которые классифицируются по разным признакам.
Параметрами материальных потоков ВЭД могут быть:
- номенклатура, ассортимент и количество продукции;
- габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);
- весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);
- физико-химические характеристики груза;
- характеристики тары (упаковки), товароносителя, транспортного средства (грузоподъемность, грузовместимость);
- условия договоров купли-продажи;
- условия транспортировки и страхования;
- финансовые (стоимостные) характеристики.
Исследование параметров, состава и структуры материальных потоков ВЭД имеет практическое значение, так как служит основой для решения следующих задач:
- обеспечения рационального подхода к управлению внешнеэкономической деятельностью;
- совершенствования системы координации потоков ВЭД.
Для рационализации внешнеэкономической деятельности предприятия в условиях глобального финансово-экономического кризиса необходимо сформировать логистическую стратегию и предпринять следующие основные антикризисные мероприятия (на макро- и микроуровне):
- создать относительно открытую систему деятельности;
- осуществлять экономическое прогнозирование с использованием знаний об основах внешнеэкономической деятельности;
- совершенствовать методы регулирования потоков внешнеэкономической деятельности;
- уменьшать тарифные и нетарифные ограничения;
- снижать налоги для стимулирования внешнеэкономической деятельности;
- упрощать таможенные, экспортно-импортные процедуры с одновременной их компьютеризацией;
- создавать ясное, четко сформулированное законодательство, исключающее взаимо-противоречащие законодательные акты.
При разработке логистической стратегии необходимо учесть тот факт, что логистические структуры (фирмы, ассоциации и т.д.) играют незаменимую роль в качестве основных носителей товаров и информации во внешнеэкономической деятельности и в мировом экономическом пространстве.
Деятельность предприятия на внешнем рынке обусловливается его основной целью -миссией, определяющей деловую активность, поведение на рынке и ведущей к финансовому благополучию и стабильности.
Жесткая конкуренция на современных мировых рынках, появление новых, более дешевых и достаточно эффективных разработок, заставляют пересмотреть существующие принципы функционирования предприятия.
Речь идет о перестройке бизнеса на основе логистического подхода. Для руководителей большинства российских компаний логистические методы управления достаточно хорошо известны. В то же время во внешнеэкономической деятельности они используются лишь в отдельных случаях, фрагментарно и на уровне отдельных подразделений, что отражается на качестве принимаемых решений относительно управления по всей цепи внешнеторговой поставки.
Проведем структуризацию основных стадий экспорта и соответствующих им потоков промышленного предприятия с целью совершенствования управления логистическими операциями при реализации экспортных сделок.
Под экспортом понимается вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ без обязательства об их ввозе на эту территорию. Экспорт из России (в данном случае с промышленного предприятия) можно разделить на следующие основные стадии и определить соответствующие этим стадиям потоки:
- регистрация фирмы-экспортера как участника внешнеэкономической деятельности (если фирма не была ранее зарегистрирована) (информационный поток);
- переговоры по согласованию коммерческих, технических и иных условий контракта (информационный поток);
- предконтрольная подготовка и подписание контракта (информационный поток);
- получение необходимых лицензий, сертификатов, разрешений (информационный поток, финансовый поток);
- подготовка товара к поставке: упаковка, маркировка, подготовка отгрузочных документов (материальный поток, информационный поток);
- оформление паспорта сделки (информационный поток);
- экспортная таможенная очистка (информационный поток);
- поставка товара на условиях, определенных в контракте в соответствии с требованиями Инкотермс (материальный поток, транспортный поток, информационный поток);
- расчеты за поставленный товар в соответствии с условиями платежа (финансовый поток, информационный поток).
Таким образом, из представленных в данном случае стадий экспорта и соответствующих им потоков следует, что основная составляющая при экспортных сделках -это информационный поток, приобретающий особое значение в обеспечении условий внешнеторгового контракта. В частности, в составе информационного потока содержатся данные о сертификате происхождения (сертификат формы «А»), отгрузочных документах (для каждой отгрузки (партии) оборудования: упаковочный лист, транспортная
накладная, страховой полис - прилагается в зависимости от базиса поставки, например, в случае CIP).
Важное значение в экспортно-импортных операциях имеет транспортная составляющая. Происходящие изменения в сфере транспортных услуг, выражающиеся главным образом в переориентации рынка на потребителя, обусловили необходимость применения новых управленческих решений при организации работы общественного транспорта, потребовали создания качественно новых систем управления, способных гибко реагировать на быстро изменяющиеся условия среды и приоритеты потребителей.
Организация перевозок внешнеторговых грузов - это сложный логистический процесс, затрагивающий множество ключевых аспектов деятельности не только самих перевозчиков, но и других субъектов, обеспечивающих их организацию и контроль выполнения. Реализация каждого функционального этапа этого процесса приводит к возникновению материальных, информационных и финансовых потоков и, как следствие, к затратам, определяющим, в конечном итоге, и уровень цен на экспортные товары. По оценкам специалистов, транспортные расходы составляют от 40 до 60% от общей цены продукции. Снижение уровня этих затрат является одной из важнейших задач транспортной логистики, занимающейся решением оптимизационных задач перемещения за пределы России требуемого количества продукции в нужное место, лучшим маршрутом за требуемое время и с наименьшими затратами.
Одним из основных условий повышения доли рынка транспортных услуг, предоставляемых российскими перевозчиками и экспедиторами, в том числе, и для реализации внешнеэкономической деятельности предприятий, является достижение высокого уровня качества транспортно-логистического обслуживания, отвечающего международным стандартам. Необходима разработка системных отраслевых и межотраслевых стандартов, регламентирующих экспедиторскую деятельность при реализации мультимодальных транспортных проектов.
С точки зрения экспортеров-грузоотправителей, требуется, чтобы транспортные компании могли предоставить логистические услуги, учитывающие:
- скидки на свои тарифы;
- небольшие сроки доставки;
- обеспечение информации о доставке;
- возможность складировать товар для последующей доставки;
- переадресовывание заказа;
- возможность организовать систему слежения за прохождением заказа.
При осуществлении транспортно-складских операций перед специалистами службы логистики предприятия стоит задача минимизации запасов продукции, хранящейся на складе. Главным принципом системы складского контроля является принцип Just in time. Вся продукция должна заказываться строго под конкретного потребителя и после подтверждения факта оплаты, что часто практикуется во внешнеэкономической деятельности при
формировании финансового потока. Служба логистики должна организовать работу таким образом, чтобы продукция доставлялась с таможенного склада или от поставщика непосредственно на склад получателя. Тем самым, достигается сокращение затрат на погрузо-разгрузочные операции, складирование, хранение, транспортировку и устранение опасности появления неликвидов.
Эффективное использование принципов и методов логистики позволит руководству предприятия высвободить финансовые средства на дополнительные инвестиции. Внедрение логистического управления ВЭД позволит также снизить уровень запасов продукции в снабжении, производстве и сбыте, ускорить оборачиваемость вложенного капитала, снизить себестоимость производства, обеспечить удовлетворение потребностей потребителей. В центре внимания системы логистического управления должен находиться процесс выполнения заказов потребителей. В последние годы наблюдается тенденция повышения уровня требований, предъявляемых потребителями к качеству логистического сервиса. С развитием рыночных отношений потребители получают все больше возможностей для сравнения и выбора лучшего обслуживания.
Качество логистического обслуживания ВЭД - это удовлетворение потребностей зарубежных потребителей, выраженное в надлежащем выполнении поставок, отсутствии ошибок, эффективном предоставлении услуг и постоянном стремлении к повышению уровня обслуживания, соответствии уровня обслуживания стандартам потребителя, условиям внешнеторгового контракта или обычно предъявляемым требованиям к качеству обслуживания.
Для реализации перечисленных требований на предприятии целесообразно создание службы логистики, задача которой - увязать в единую систему задачи логистического управления внутренними бизнес-процессами компании с бизнес-процессами зарубежных партнеров и потребителей. Понимание выгод эффективного взаимодействия функциональных подразделений и службы логистики, наличие современной системы коммуникации между подразделениями, поддержка высшего менеджмента способны внести значительный вклад в реализацию стратегической цели предприятия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Инкотермс-2000. Международные правила толкования торговых терминов (Публикация МТП № 560): пер. с англ. СПб.: Издат. дом «Нева», 2003. 96 с.
2. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / под общ. и науч. ред. В.И. Сергеева. М.: ИНФРА-М, 2004. 976 с.
3. Логистика: учебник / под ред. Б.А. Аникина; 3-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2002. 386 с.
4. Транспортировка в логистике / В.С. Лукинский, В.В. Лукинский, И.А. Пластуняк, Н.Г. Плетнева. СПб.: СПбГИЭУ, 2005. 139 с.
5. Управление цепями поставок: справочник издательства Gower / под ред. Дж. Гат-торны; пер. с 5-го англ. изд. М.: ИНФРА-М, 2008. 670 с.
Глушкова Юлия Олеговна - Glushkova Julia Olegovna -
аспирант кафедры «Экономика Post-graduate student
и управление на автомобильном транспорте» of the Department of «Economics
Саратовского государственного and Management in Auto-transport Industry»
технического университета of Saratov State Technical University
Пахомова Алла Викторовна - Pakhomova Alla Victorovna -
кандидат экономических наук, профессор Candidate of Sciences in Economics,
кафедры «Экономика и управление Professor of the Department of «Economics
на автомобильном транспорте» and Management in Auto-transport Industry»
Саратовского государственного of Saratov State Technical University
технического университета
Статья поступила в редакцию 05.05.09, принята к опубликованию 29.06.09