Научная статья на тему 'ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА КАК ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЛЕСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ'

ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА КАК ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЛЕСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ / ЛОГИСТИКА / ФИНАНСОВАЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ЛЕСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кислицына Лариса Викторовна, Ахмедова Илаха Аслановна, Мамышева Арина Сергеевна

В статье рассматривается транспортная логистика в качестве основного направления повышения финансовой результативности применительно к лесоперерабатывающему предприятию. Логистика, с одной стороны, сопряжена с расходами в компании, а, с другой, в случае эффективной организации, позволяет обеспечить ускорение оборота капитала и повысить его отдачу. Актуальность настоящей темы очевидна, она связана со спецификой продукции предприятий обозначенной сферы деятельности. Предлагаются направления совершенствования логистического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSPORT LOGISTICS AS THE MAIN DIRECTION OF INCREASING THE FINANCIAL PERFORMANCE OF A WOOD PROCESSING ENTERPRISE

The article considers transport logistics as the main direction of improving financial performance in relation to a timber processing enterprise. Logistics, on the one hand, is associated with costs in the company, and, on the other hand, in the case of an effective organization, it allows to accelerate the turnover of capital and increase its return. The relevance of this topic is obvious, it is associated with the specifics of the products of enterprises in the designated field of activity. Directions for improving the logistics process are proposed.

Текст научной работы на тему «ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА КАК ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЛЕСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_6_9_882 УДК 656.073

ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА КАК ОСНОВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЛЕСОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Кислицына Лариса Викторовна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и финансовых институтов, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Россия, e-mail: visnip@mail.ru

Ахмедова Илаха Аслановна,

студент бакалавриата института мировой экономики и международных отношений, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Россия, e-mail: ahmedova.ilakha@yandex.ru

Мамышева Арина Сергеевна,

студент бакалавриата института мировой экономики и международных отношений, Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Россия, e-mail: arinaarina3002@mail.ru

В статье рассматривается транспортная логистика в качестве основного направления повышения финансовой результативности применительно к лесоперерабатывающему предприятию. Логистика, с одной стороны, сопряжена с расходами в компании, а, с другой, в случае эффективной организации, позволяет обеспечить ускорение оборота капитала и повысить его отдачу. Актуальность настоящей темы очевидна, она связана со спецификой продукции предприятий обозначенной сферы деятельности. Предлагаются направления совершенствования логистического процесса.

Ключевые слова: транспортная компания; железнодорожный подвижной состав; логистика; финансовая результативность; планирование; лесоперерабатывающее предприятие.

UDC 656.073

TRANSPORT LOGISTICS AS THE MAIN DIRECTION OF INCREASING THE FINANCIAL PERFORMANCE OF A WOOD

PROCESSING ENTERPRISE

Kislitsyna Larisa Viktorovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Finance and Financial Institutions, Baikal State University, Irkutsk, Russia, e-mail: visnip@ mail.ru

Akhmedova Ilakha Aslanovna,

undergraduate student of the Institute of World Economy and International Relations, Baikal State University, Irkutsk, Russia, e-mail: ahmedova.ilakha@yandex.ru

Mamysheva Arina Sergeevna,

undergraduate student of the Institute of World Economy and International Relations, Baikal State University, Irkutsk, Russia, e-mail: arinaarina3002@mail.ru

The article considers transport logistics as the main direction of improving financial performance in relation to a timber processing enterprise. Logistics, on the one hand, is associated with costs in the company, and, on the other hand, in the case of an effective organization, it allows to accelerate the turnover of capital and

increase its return. The relevance of this topic is obvious, it is associated with the specifics of the products of enterprises in the designated field of activity. Directions for improving the logistics process are proposed.

Keywords: transport company; railway rolling stock; logistics; financial performance; planning; timber processing enterprise.

Как известно, для компании одной из приоритетных задач является обеспечение финансовой результативности как одного из индикаторов эффективности ее деятельности [11]. Известно, что решение этой задачи во многом зависит от уровня потенциала [1; 8; 9], а также отлаженной системы текущего и долгосрочного планирования [10]. В современных условиях одним из ведущих направлений в обеспечении определенного уровня финансовой результативности является логистическое направление. Для отдельных сфер деятельности именно транспортную логистику можно рассмотреть в качестве приоритетного направления повышения финансовой результативности. К таким предприятиям, в частности, относятся предприятия лесопромышленного комплекса. Ее задача в данном случае заключается в сокращении расходов и в увеличении объема отгрузок.

Роль логистики в экономике трудно переоценить. Не случайно внимание многих экономистов сфокусировано именно на этом вопросе. В частности, А.В. Стримовская отмечает тесную связь роста экономики, уровня развития благосостояния страны и активности рынка транспортно-логистических услуг [3, с. 12]. ^ап Azmi и др. отмечают, что функциональная эффективность логистики оказывает влияние на уровень успешности [4, с. 76]. В.Н. Филина утверждает, что стремительное развитие международной торговли явилось следствием технического прогресса на транспорте [2, с. 45]. В свою очередь Л.А. Горнова, ссылаясь на зарубежный опыт, обращает внимание, что потребность в комплексном предоставлении транспортного обслуживания является наиболее перспективным направлением развития транспортной отрасли [5, с. 102].

В целом понятие логистики активно начало использоваться в деловой литературе в 1960-х годах, когда она получила название физического распределения. В то время внимание было сосредоточено на исходящей стороне логистической системы. С повышением значимости управления цепочками

поставок роль логистики и транспорта существенно возросла по причине понимания того факта, что координация и интеграция логистических систем всех организаций с цепочкой поставок являются необходимыми условиями достижения приоритетных целей.

Транспортная логистика решает разнообразные задачи, связанные с управлением транспортными и складскими процессами с использованием различных средств связи. Характеристики груза, такие как габариты и вес, непосредственно влияют на выбор подходящей грузоподъемности транспортного средства и вида транспорта (автомобильного, воздушного, морского, железнодорожного).

Транспорт, как известно, это физическая или «кинетическая» функция цепочки поставок. Анализ мировых транспортных тенденций показывает, что ни одна страна не способна контролировать риски собственной экономики, не имея сильных транспортных позиций. Логистика - это детальная координация сложной операции с участием многих людей, объектов и поставок. Таким образом, именно кооперация в цепочке поставок позволяет ей работать бесперебойно.

Сочетание этих двух терминов включает в себя все операции доставки - от поиска сырья, доставки его на производственное предприятие до перемещения готовой продукции на склад или в распределительные центры. Транспортная логистика - это неотъемлемый процесс любого бизнеса, потому что она необходима в организации текущей деятельности.

Поскольку логистика включает в себя комплекс мероприятий, связанных с производством и распределением товаров для по -требления, она состоит из двух отдельных, но интегрированных отраслей: управление материалами и физическое распределение.

Управление материалами обычно создает производный спрос на физическое распределение, поскольку то, что производится, должно транспортироваться, храниться и продаваться потребителям [6, с. 200].

Основные задачи транспортной логистики сводятся к следующему: согласование транспортно-складского процесса, выбор перевозчика и иных логистических партнеров, создание рабочих систем транспортировки товаров, выбор подходящего вида транспорта (авиа, ж/д, авто) и способа перевозки, определение оптимального маршрута доставки и оптимизация параметров транспортировки (увеличение скорости доставки, уменьшение расходов топлива).

С общих позиций логистики лесозаготовительные технологические комплексы представляют собой многофакторные логистические потоки, формируемые целевыми операциями сложного производственного процесса. Системный анализ включается в логистику лесозаготовок путем построения функционального времени интегрированной связности выполняемых операций.

Логистическое направление как часть общего процесса управления компанией в настоящее время приобретает особую актуальность в части его изучения с целью дальнейшего развития. Нередко компании используют возможности аутсорсинга, в то же время управляя логистическим аспектом самостоятельно, и наоборот. Грамотно выстроенная логистическая транспортная система способна принести экономический эффект любому бизнесу, независимо от его размера. В нынешних условиях серьезной конкуренции в мировой бизнес-среде эффективная и действенная логистическая система является обязательным условием обеспечения и доставки качественной продукции в пункт назначения.

Применительно к лесоперерабатывающим предприятиям в части основных проблем в обеспечении грузоотправителей подвижным составом, которые оказывают

негативное влияние на оборот отгрузок, можно выделить следующие:

- некачественное планирование объемов перевозок, массовые отказы от погрузки;

- сверхнормативная заадресовка порожнего подвижного состава;

- нарушение технических условий размещения и укрепления грузов;

- задержки вагонов в пути следования по зависящим от перевозчика причинам (проведение «окон» по ремонту инфраструктуры, отказ в работе технических средств, нарушение графика движения сборных и вывозных поездов, несоблюдение технологии работы станций).

АО «Предприятие» отправляет свой груз со станции Иркутск-сортировочный. В Иркутской области 24,4 % отгрузки лесных грузов происходит со ст. Иркутск-сортировочный. Остальные станции Иркутских районов отгружают менее 12 % лесных грузов от общего объема.

Увеличение объемов отгрузок становится возможным при условии планирования пропорционально объемам производства подсыла подвижного состава для регулярных беспрерывных отгрузок, что позволит сократить излишние расходы на штрафные санкции от собственников на подвижной состав. Стоимость одной единицы подвижного состава с учетом штрафных санкций может возрасти на 10-20 % от первоначальной заявленной стоимости.

Сократить расходы можно за счет привлечения более дешевого подвижного состава, которым является в данном случае железнодорожный подвижной состав, контейнерные перевозки. Экономически выгодно заключать договоры напрямую с собственниками подвижных составов, исключая промежуточные звенья (арендаторов).

Таблица 1 - Расчет расходов на логистику АО «Предприятие» в среднем в год

Полувагон Рогатки

Предоставление 1 ед. подвижного состава 95 000 руб. 79 000 руб.

ЖД Тариф 106 000 руб. 56 000 руб.

Средняя погрузка подвижного состава, м3 70 м3 80 м3

Расходы на 1 м3 2 871 руб./м3 (39 евро/м3) 1 688 руб./м3 (22 евро/м3)

+ штрафные санкции в среднем 15 000 руб. 9 900 руб.

Итого расходы на 1 м3 с учетом штрафа 3 085 руб./м3 1 812 руб./м3

Рост расходов на логистику на 1 м3, % 8 % 7 %

На привлечение транспортных компаний с экономически выгодными условиями для компаний лесопромышленного комплекса влияют:

Непроизводительный простой вагонов на путях общего и необщего пользования, как правило это возникает по причине неоперативной работы станции.

Снижение маневренности и перерабатывающей способности.

Нарушение сроков доставки грузов и порожних вагонов.

Снижение качества использования подвижного состава.

Согласования заявок (форма ГУ-12) на перевозку лесных грузов грузоотправителям, имеющим возможность обеспечить их безусловное выполнение.

АО «Предприятие» для экспорта круглого леса и пакетированного пиломатериала использует подвижной состав (платформы) собственности ООО «ТрансЛес». Посредником в отношениях контрагентов в данном случае выступает третья сторона ООО «Вектор», которая обеспечивает получение подвижного состава, а именного платформы мо -дели 13-9924-01.

Таблица 2 - Стоимость единицы подвижного состава для АО «Предприятие» на год

Наименование организации Цена за предоставление 1 ед. подвижного состава, руб.

ст. Гродеково ст. Забайкальск

ООО «Вектор» 79 000

ООО «ТрансЛес» 122 974 71 111

Ежемесячная потребность, ед. 20 40

Переплата за 1 ед. 17 026. 7 889

Месяц 340 520 315 560

Год 4 086 240 3 786 720

Итого: 7 872 960

Исходя из представленного материала в табл. 2, следует, что АО «Предприятие» несет лишние расходы вследствие значительной переплаты сторонним организациям за предоставление подвижного состава.

Основные дороги по назначениям - это Дальневосточная железная дорога (где пунктами перевалки являются ст. Забайкальск и ст. Гродеково) и Октябрьская железная дорога (Новый порт, Заневский пост, Шушары, Усть-луга, Бронка). Около 60 % отгрузок пиломатериала на экспорт осуществляется на Октябрьскую железную дорогу и 40 % - на Забайкальскую железную дорогу (пиломатериал и круглый лес). Каждое из направлений характеризуется определенными трудностями.

Так, на Октябрьской железной дороге, как правило, порты не успевают принять, обработать огромное количество подвижного состава, который прибывает в их адрес. Что касается Дальневосточной железной дороги, то в данном случае, несмотря на отсутствие трудностей на пунктах перевалки со стороны России, имеют место проблемы, связанные с тем, что КНР не успевает принять такие объемы железнодорожного подвижного состава.

Также нельзя не учесть влияние пандемии на лесную промышленность в целом, что

привело к возникновению определенных метаморфозов в логистике лесной продукции. Наглядно ситуацию можно представить на примере экспорта за период 2007 по 2020 год на рис. 1.

В долгосрочной перспективе развитие отрасли будет ориентировано на глубокую переработку. Так, уже более 10 лет наблюдается повышение квот и пошлин на вывоз необработанного леса. А дата 1 января 2022 года отмечена полным запретом на вывоз необработанной древесины. Все это позволяет прогнозировать в ближайшем будущем рост инвестиций, невзирая на замедление экономической активности в 2020 году.

Ввиду сказанного актуальными становятся следующие предложения по совершенствования перевозочного процесса.

Необходимо повысить качество планирования перевозок грузов предприятиями лесопромышленного комплекса, исключая подачу заявок в завышенных объемах [7, с. 92].

Обеспечить заключение договоров напрямую с собственниками подвижного состава.

Исключить сверхнормативную заадресов-ку порожнего подвижного состава со стороны собственников вагонов и контейнеров.

Рисунок 1 - Объемы экспорта лесоматериалов

Предусмотреть заключение договоров на размещение невостребованного под погрузку подвижного состава в инфраструктуре ОАО «РЖД» (ТЦФТО, крупные грузоотправители).

Организовать контроль за соблюдением технических условий размещения и крепления грузов.

Осуществить организацию «грузового экспресса» с целью привлечения дополнительных объемов перевозок лесных грузов на железнодорожный транспорт, повышения обслуживания качества клиентов и увеличения скорости доставки грузов.

Проработать направления повышения эффективности качества работы станции отправления лесных грузов в части оперативной подачи/уборки порожнего и груженого подвижного состава, а также своевременно-

го оформления груженных вагонов и их отправки.

Для решения перечисленных выше проблем необходимо использовать технологии не только для их решения, но и для автоматизации многих шагов, что в целом будет способствовать упрощению, ускорению и удешевлению всего процесса.

Подводя итог, можно сделать вывод, что логистику можно рассматривать как одно из основных направлений повышения финансовой результативности лесоперерабатывающего предприятия в краткосрочном периоде. В комплексе с другими мероприятиями по оптимизации затрат грамотно выстроенная система транспортировки готовой продукции способна оказывать положительное влияние на повышение финансовой результативности лесоперерабатывающего предприятия.

Список литературы_

1. Беликов А.Ю. Сравнительный анализ методик определения и оценки инвестиционного потенциала хозяйствующего субъекта // Известия БГУ. 2016. Т. 26. № 5. С. 750-757.

2. Нерушников Ю.М. Коммерческая логистика: учебник. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2017. 235 с.

3. Нерушников Ю.М. Логистика: учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 389 с.

4. Нерушников Ю.М., Саркисов С.В. Транспортная логистика: учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2018. 351 с.

5. Николайчук В.Е. Логистика в сфере распределения: учебник / В.Е. Николайчук. СПб.: Интер. 2018. 160 с.

6. Новиков А.А., Уваров С.А. Логистика: учеб. пособие. СПб.: Бизнес-пресса, 2018. 208 с.

7. Пономарева Ю.В. Логистика: учеб. пособие. М.: ЦНЛ. 2019, 192 с.

8. Тертышник М.И. Оценка уровня использования и проблемы определения потенциальных возможностей предприятий // Baikal Research Journal, 2017, t. 8, № 2.

9. Тертышник М.И. Система показателей оценки производственного потенциала предприятия // Baikal Research Journal, 2018, t. 9, № 1.

10. Шуплецов А.Ф., Карнаухова Т.В. Повышение эффективности стратегического планирования и управления организацией на основе взаимодействия ее работников // Известия Иркутской государственной академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2012. № 4.

11. Emerson, Harrington. The twelve principles of efficiency // Engineering Magazine, 1912.

Refeences_

1. Belikov A. Yu. Comparative analysis of methods for determining and evaluating the investment potential of an economic entity. Izvestiya BGU, 2016, vоl. 26, No. 5, s. 750-757.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Nerushnikov Yu.M. Commercial logistics: textbook. M.: Banks and exchanges: UNITY, 2017, 235 p.

3. Nerush Yu.M. Logistics: textbook for universities. 2nd ed. pererab. and additional. M.: UNITY-DANA, 2018, 389 p.

4. Nerush Yu.M., Sarkisov S.V. Transport logistics: textbook for academic bachelor's degree. M.: Yurayt Publishing House, 2018, 351 p.

5. Nikolaichuk V.E. Logistics in the field of distribution: textbook. St. Petersburg: Inter, 2018, 160 p.

6. Novikov A.A., Uvarov S.A. Logistics: a textbook. St. Petersburg: Business Press, 2018. 208 p.

7. Ponomareva Yu.V. Logistics: a textbook. M.: TSNL, 2019, 192 p.

8. Tertyshnik M. I. Evaluation of the level of use and problems of determining the potential opportunities of enterprises. Baikal Research Journal, 2017, vоl. 8, No. 2.

9. Tertyshnik M. I. System of indicators for assessing the production potential of an enterprise. Baikal Research Journal. 2018. vоl. 9, No. 1.

10. Shupletsov A.F., Karnaukhova T.V. Improving the efficiency of strategic planning and management of an organization based on the interaction of its employees. Izvestia of the Irkutsk State Academy (Baikal State University of Economics and Law), 2012, No. 4.

11. Emerson H. The twelve principles of efficiency. Engineering Magazine, 1912.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.