УДК 625.033.34
Повышение конкурентоспособности транспортно-логистических компаний в условиях цифровизации
Т. Г. Сергеева, Г. И. Никифорова
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Российская Федерация, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9
Для цитирования: Сергеева Т. Г., Никифорова Г. И. Повышение конкурентоспособности транс-портно-логистических компаний в условиях цифровизации // Известия Петербургского университета путей сообщения. - СПб.: ПГУПС, 2020. - Т. 17. - Вып. 3. - С. 428-436. БО1: 10.20295/1815-588Х-2020-3-428-436
Аннотация
Цель: Оценить информационную составляющую логистического процесса с участием железнодорожного транспорта; показать уровень развития и пути совершенствования информационного взаимодействия всех участников перевозок, основываясь на базовом едином сетевом технологическом процессе железнодорожных перевозок (ЕСТП); изучить влияние операторских компаний на железнодорожные перевозки, описать и рассчитать уровень конкуренции на рынке оперирования вагонным парком и исследовать наиболее значимые и доходные перевозки. Методы: Применялись анализ информационных технологий в логистических процессах с участием железнодорожного транспорта; моделирование информационного и технологического взаимодействия участников перевозок на основе ЕСТП. Проводилась систематизация операторских компаний железнодорожного подвижного состава. Результаты: Установлена необходимость использования логистического аутсорсинга, выработки базы и дополнительных параметров взаимодействия участников перевозочного процесса, рассчитан уровень конкуренции в сфере оперирования железнодорожным подвижным составом, определен наиболее доходный сектор рынка железнодорожных перевозок. Практическая значимость: Показана необходимость создания параметров информационного взаимодействия на базе ЕСТП. Проведенная классификация операторов железнодорожного подвижного состава позволила выявить наиболее доходный сектор рынка железнодорожных перевозок. Анализ количества операторских компаний и объемов их работы охарактеризовал монополистическую конкуренцию в сфере оперирования железнодорожным подвижным составом. Повышение качества транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок дает возможность выйти отечественной транспортной отрасли на более высокий уровень, делает транспортную сферу Российской Федерации конкурентоспособной, что положительно отразится на экономических показателях.
Ключевые слова: Логистика, аутсорсинг, оператор подвижного состава, логистический провайдер, индекс Герфиндаля, единый сетевой технологический процесс.
Несмотря на развивающийся в мире экономический кризис, до 2030 г. ожидается значительный рост рынка аутсорсинговой логистики. Приобретение логистических услуг у специализированных компаний, передача им транспортно-логистической составляющей производственного процесса позволит сегменту аутсорсинговой
логистики расти темпами, превышающими рост ВВП при оптимизации общего уровня транспортных издержек [1].
В отечественной транспортной отрасли аутсорсинг стали применять около 10 лет назад. Логистический аутсорсинг в нашей стране имеет высокий рейтинг популярности.
В настоящее время логистические провайдеры специализируются на выполнении следующих видов услуг: оказание складских и транспортных услуг; организация логистического процесса доставки. Для осуществления складской и транспортной деятельности им необходимы складские комплексы, терминалы и подвижной состав. В основном этим видом бизнеса занимаются логистические компании, владеющие реальными активами [2]. Провайдеры, которые организуют логистический процесс доставки, берут на себя роль организатора интегрированной логистической цепи доставки, и часто это компании, не владеющие реальными активами. Данные статистики говорят, что именно такой вид бизнеса является наиболее успешным.
Однако высокое качество логистики способны обеспечить только специализированные логистические предприятия. Причем спектр предоставляемых ими услуг находится в прямой зависимости от требований клиентов и постоянно расширяется. Логистические компании стремятся выйти на аутсорсинг уровня 4PL. В этом случае компания передает оператору свои товары или продукцию, а он полностью контролирует перевозку и формирует логистические цепочки [3].
Стратегическим приоритетом развития логистических компаний следует считать отказ от выполнения традиционных функций по перевозке и хранению к организации интегрированной логистической цепи, с предоставлением грузовладельцам комплексных логистических услуг «от двери до двери» уровня 4 PL.
По оценкам участников рынка, логистический аутсорсинг может охватывать более 28 видов услуг [4]. К ним можно отнести: согласование графиков производства, графиков поставок продукции, управление персоналом транспортного подразделения компании, управление внутренней логистикой, материальными запасами и др. [5, 6]. Такие услуги наиболее актуальны для новых и модернизированных предприятий с высокой долей транспортных расходов в конечной стоимости продукции.
По данным маркетинговых исследований 67 % респондентов положительно относятся к аутсорсинговой логистике. Однако имеет место и отрицательный опыт работы с провайдерами услуг. Самая распространенная причина негативных явлений - непрозрачность расходов логистических провайдеров [4]. Ее устранение возможно путем автоматизации процессов внутри бизнеса оператора и интеграции автоматизированных систем логистического провайдера и клиента.
Современный грузовладелец обладает большими возможностями в получении разнообразной информации, и это повышает его требования к услугам, предоставляемым логистическим провайдером. Для повышения уровня сервиса необходимо ориентироваться на потребности клиента, учитывая автоматизацию всех сфер деятельности логистического провайдера, начиная от планирования бизнес-процесса до контроля и его реализации. По результатам аналитических исследований экспертов ОАО «РЖД» от логистических компаний требуются гибкость и скорость реакции на конкурентный рынок. Успешность компаний в этом случае будет определяться принципами цифрового бизнеса, основу которых составляют: полная согласованность; бизнес в режиме онлайн; управление сервисами; применение современных механизмов обеспечения информационной безопасности.
Можно выделить основные принципы цифрового логистического бизнеса:
- полная согласованность - наличие необходимой, достоверной и своевременной информации о событиях и намерениях одновременно у всех субъектов, участвующих в предоставлении услуг, включая сотрудников, клиентов и партнеров;
- бизнес в режиме онлайн - принятие решений, направленных на минимизацию дополнительных рисков, снижающих конкурентоспособность предоставляемых логистическим провайдером услуг;
- управление сервисами - планирование и контроль деятельности компании в области повышения показателей качества услуг [7].
Реализация указанных принципов будет осуществляться за счет развития и внедрения модели цифровой железной дороги. Цифровая платформа ОАО «РЖД» - это несколько ключевых блоков, включая цифровые клиентские сервисы для грузоперевозчиков, блок управления производством, перевозочным процессом, объектами железнодорожной инфраструктуры.
В модели цифровой железной дороги следует выделить информационные блоки, которые имеют большое бизнес-значение для логистического провайдера. К ним относятся:
1) управление терминально-складскими комплексами путем автоматизации деятельности терминалов, грузовых дворов, складов, специализированной техники;
2) применение имитационного моделирования:
- для поиска оптимальных вариантов размещения грузов, использования оборудования и внутренней логистики,
- для поиска оптимального варианта использования оборудования и транспорта для выгрузки и вывоза грузов,
- для поиска оптимальных вариантов погрузки и резервирования вагономест,
- для поиска наиболее привлекательного варианта перевозки (время доставки, стоимость);
3) планирование перевозок грузов: динамическое моделирование перевозок на краткосрочную и среднесрочную перспективу с учетом изменения таких факторов как спрос на перевозки, состояние инфраструктуры, доступность подвижного и тягового состава;
4) электронная площадка вагонов, позволяющая повышать коэффициент полезного использования подвижного состава за счет оптимизации его работы с учетом местонахождения, планов использования и технического состояния;
5) онлайн контроль технического состояния подвижного состава с отображением его текущего местоположения, осуществляемый путем сбора информации с навигационно-связных модулей с функцией технической диагностики критичных узлов и деталей, а также параметров работы подвижного состава.
В основу создания проекта «Цифровой железной дороги» должна войти действующая нормативно-правовая база. Структура функционирования железнодорожного транспорта охватывает все уровни работы, начиная с работы станции, заканчивая работой дороги и всей отрасли в целом. При этом необходимо учитывать сложность взаимодействия ОАО «РЖД» с партнерами: грузообразующими предприятиями, операторами подвижного состава, крупнейшими экспедиторами, смежными видами транспорта и т. д. Учитывая вышесказанное, целесообразно рассмотреть подробнее Единый сетевой технологический процесс железнодорожных грузовых перевозок (ЕСТП). Он регулирует нормативно-технологическое обеспечение управления процессом железнодорожных грузовых перевозок. Сетевой процесс организует системное взаимодействие участников перевозочного процесса, обеспечивая эффективное управление ресурсами на всех этапах перевозочного процесса. Участниками ЕСТП являются: грузовладельцы, владельцы железнодорожных путей необщего пользования, операторы железнодорожного подвижного состава, ОАО «РЖД» как владелец инфраструктуры общего пользования и перевозчик грузов [8, 9].
Согласно ЕСТП (рис. 1), оператор железнодорожного подвижного состава по сформированной заявке на перевозку согласовывает с грузоотправителем условия предоставления вагонов на планируемый месяц. При заключении долгосрочного договора на организацию перевозки период планирования может быть шире. Планирование порожних вагонопотоков по объемам и корреспонденциям осуществляется на календарный месяц, после этого в ОАО «РЖД» подаются уведомления на перевозки порожних вагонов в рамках системы месячного планирования «шахматок» порожних вагонопотоков в установленные сроки до начала планируемого месяца. Также в соответствии с заявками грузоотправителей определяются станции назначения порожних вагонов. На основании договора с перевозчиком (ОАО «РЖД») вагоны передаются на пути общего пользования. С ОАО «РЖД»
Рис. 1. Структура ЕСТП
согласуются возможности временного отстоя порожних грузовых вагонов, не связанных с договором перевозки грузов. На рис. 1 выделена область, где показаны этапы технологического цикла вагона в груженом состоянии.
Эффективное развитие цифровой железной дороги потребует развития информационных технологий логистических (операторских) компаний.
Работа логистической компании с рассмотренными блоками информации может осуществляться с учетом внедрения новых автоматизированных решений. Автоматизированная система планирования ресурсов предприятия должна иметь возможность сопряжения с сервисными блоками цифровой платформы ОАО «РЖД» и соответствовать организационным и техническим стандартам взаимодействия между ними.
В этом случае логистическим провайдерам придется обрабатывать колоссальный массив данных. Тем не менее это возможно, если использовать цифровые технологии. ЕКР-система
(Enterprise Resource Planning), или система планирования ресурсов предприятия, предоставит возможность управлять единой информационной средой логистического провайдера для автоматизации сфер его деятельности от планирования бизнес-процессов до контроля их выполнения и дальнейшего анализа выполненных работ. Применение ERP-системы позволит повысить качество транспортных услуг. С ее помощью можно:
- осуществлять управление проектами и программами;
- выполнять прогнозирование;
- получать информацию о продукции;
- управлять затратами, финансами, кадрами и т. д.
ERP-система состоит из функциональных модулей, которые дают возможность реализовать потребности предприятий в автоматизации бизнес-процессов, приводящей к оптимальному решению в рассматриваемой области деятельности или бизнес-процессе.
Рассматриваемая ERP-система строится по модульному принципу и может охватывать все ключевые процессы деятельности логистической компании. Структура этой системы представлена на рис. 2.
Крупнейшие компании-операторы подвижного состава определяют развитие железнодорожной отрасли наравне с ОАО «РЖД». Очень часто операторские компании не только и не столько владельцы подвижного состава, но и логистические операторы. Интересными представляются исследование наиболее успешных представителей операторских компаний и анализ характеристик их работы.
В настоящее время к основным крупным операторам можно отнести АО «Федеральная грузовая компания», АО «Первая грузовая компания», ГК РТК, АО «НефтеТрансСервис», PLC «Globaltrans Investment». На долю этих компаний приходится около 40,5 % вагонного парка [8]. Совершенно закономерно развитие конкурентной среды между ними, уровень развития которой определяется с помощью индекса Гер-финдаля:
g=!>2,
7=0
где G - значение индекса Герфиндаля; qf - доля компании на рынке, %.
По данным за 2018/2019 год индекс Герфиндаля равен
п
О = = 466,05 * 466.
7=0
Значение индекса Герфиндаля на этом уровне показывает, что в РФ присутствует монополистическая конкуренция, т. е. действуют 10-20 крупных игроков. Анализ сферы деятельности крупнейших железнодорожных операторских компаний позволяет выделить наиболее успешных представителей. Классификация операторских компаний может быть проведена по следующим параметрам: характер работы (общесетевые или технологические перевозки), вид сообщения, форма собственности компании, виды основного дохода, вид эксплуатируемого подвижного состава и род перевозимого груза.
Разнообразие операторских компаний, действующих на рынке транспортных услуг, можно представить в виде классификационной схемы (рис. 3), где выделены те сегменты, в которых работают компании, лидирующие в сфере грузовых железнодорожных перевозок. Анализ текущей ситуации на рынке транспортных услуг показывает, что именно логистическая составляющая в работе операторской компании позволяет вывести последнюю на лидирующую позицию.
Рис. 2. Блок-схема модулей ERP-системы
Рис. 3. Классификация операторских компаний с выделением сегментов, соответствующих
работе лидирующих игроков: - компании-операторы, лидирующие на рынке грузовых железнодорожных транспортных
О услуг;
- компании-операторы, занимающие незначительный сегмент рынка грузовых железнодорожных транспортных услуг
Таким образом, операторская компания должна не только эффективно управлять вагонным парком, но и развивать логистический аспект в своей деятельности, что, в свою очередь, способствует реализации проекта «Цифровая железная дорога».
Информационная и материальная подсистемы логистического процесса неразрывно связаны между собой и оказывают взаимное влияние [10]. При совершенствовании одной из подсистем изменения затронут другую. Соответственно введение ERP-системы в логистический процесс будет влиять и на материальную подсистему. Однако планирование ресурсов предприятия не может в полной мере удовлетворить потребности грузовладельцев к качеству транспортных услуг. Совершенствование материальной подсистемы логистического процесса позволит приблизиться к этой цели.
Библиографический список
1. Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года. - URL : http://doc.rzd.ru (дата обращения : 18.06.2019 г.).
2. Сергеева Т. Г. Проблемы функционирования железнодорожного транспорта в логистических системах доставки грузов / Т. Г. Сергеева, Г. И. Никифорова // Транспорт России : проблемы и перспективы - 2018 : материалы Междунар. науч.-практич. конференции, 13-14 ноября 2018 г. - СПб. : ИПТ РАН, 2018. - Т. 1. - С. 245-249.
3. РЖД партнер. - 2019. - Вып. 5-6 (393-394). -С. 33-36.
4. РЖД партнер. - 2019. - Вып. 5-6 (393-394). -С. 14-15.
5. Маликов О. Б. Деловая логистика / О. Б. Маликов. - СПб. : Политехника, 2003. - 223 с.
6. Смехов А. А. Основы транспортной логистики : учебник для вузов / А. А. Смехов. - М. : Транспорт, 1995. - 197 с.
7. Концепция реализации комплексного научно-технического проекта «Цифровая железная дорога». -М., 2017. - URL : https://zinref.ru (дата обращения : 05.02.2020 г.).
8. Никифорова Г. И. Исследование проблем деятельности операторских компаний в управлении вагонным парком / Г. И. Никифорова // Профессиональное образование, наука и инновации в XXI веке : сб. трудов XII Санкт-Петербургского конгресса. - СПб., 2018. - С. 172-173.
9. Никифорова Г. И. Проблемы оперирования железнодорожным подвижным составом в современных условиях / Г. И. Никифорова, Т. Г. Сергеева // Транспорт России : проблемы и перспективы - 2014 : материалы Междунар. науч.-практич. конференции. -СПб. : ИПТ РАН, 2014. - С. 185-189.
10. Никифорова Г. И. Взаимодействие железнодорожного и морского транспорта при передаче контей-неропотока на основе принципов логистики : дис. ... канд. техн. наук, специальность : 05.22.08 / Г. И. Никифорова. - СПб. : ПГУПС, 2005. - 195 с.
Дата поступления: 01.06.2020 Решение о публикации: 16.06.2020
Контактная информация:
СЕРГЕЕВА Татьяна Георгиевна - канд. техн. наук, доцент; [email protected] НИКИФОРОВА Гузель Ислямовна - канд. техн. наук, доцент; [email protected]
Competitive recovery of transport and logistics companies in the era of digitization
T. G. Sergeeva, G. I. Nikiforova
Emperor Alexander I Petersburg State Transport University, 9, Moskovsky pr., Saint Petersburg, 190031, Russian Federation
For citation: Sergeeva T. G., Nikiforova G. I. Competitive recovery of transport and logistics companies in the era of digitization. Proceedings of Petersburg State Transport University, 2020, vol. 17, iss. 3, pp. 428-436. (In Russian) DOI: 10.20295/1815-588X-2020-3-428-436
Summary
Objective: To assess information content of the railway logistic process; to demonstrate the level of development and ways for the improvement of communication between all participants of shipping operations, based on basic unified net technological process of rail transportation (ESTP); to study the influence of operator companies on rail transportation, to describe and calculate the competition level at the market of fleet management and study the most significant and profitable traffic. Methods: IT analysis was applied in railway logistic processes; modeling was used for information and technological interaction of participants of shipping operations based on ESTP. Classification of the rolling stock operator companies was carried out. Results: The necessity to use logistic outsourcing, as well as the elaboration of the base and additional parameters of cooperation between the participants of shipping operations was established. The competition level in the sphere of the railway rolling stock operation was calculated, as well as the most profitable market niche for rail transportation was determined. Practical importance: The necessity to elaborate the parameters of information interaction on the basis of ESTP was demonstrated. The conducted classification of the railway rolling stock operators made it possible to detect the most profitable market niche for rail transportation. Analysis of the number of operator companies and the volume of work carried out by these companies characterized monopolistic competition in the sphere of the railway rolling stock operation. The refinement of transport and logistics services in the sphere of shipping allows the domestic transportation sector to rich a higher level and makes the Russian Federation sphere of transport and shipping more competitive, which is good for economic indicators.
Keywords: Logistics, outsourcing, rolling stock operator, logistic service provider, Herfindahl index, unified net technological process.
References
1. Strategiya razvitiya kholdinga "RZhD" naperiod do 2030 goda [Development strategy of the "Russian Railways" holding company for the period through to 2030]. Available at: http://doc.rzd.ru (accessed: June 18th, 2019). (In Russian)
2. Sergeeva T. G. & Nikiforova G. I. Problemy funk-tsionirovaniya zheleznodorozhnogo transporta v logis-ticheskikh sistemakh dostavky gruzov [Problems of railway transport operation in logistic cargo delivery systems]. Transport Rossii: problem iperspektivy [The Russian Transport: problems and prospects]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Proceedings of the International research and training conference], November 13-14th, 2018, St. Petersburg, IPT RAN [Solomenko Institute of Transport Problems of the Russian Academy of Sciences] Publ., 2018, vol. 1, pp. 245-249. (In Russian)
3. RZhD partner [The partner of Russian Railways], 2019, iss. 5-6 (393-394), pp. 33-36. (In Russian)
4. RZhD partner [The partner of Russian Railways], 2019, iss. 5-6 (393-394), pp. 14-15. (In Russian)
5. Malikov O. B. Delovaya logistika [Business logistics]. St. Petersburg, Polytekhnika Publ., 2003, 223 p. (In Russian)
6. Smekhov A. A. Osnovy transportnoy logistiky [Foundations of transport logistics]. College textbook. Moscow, Transport Publ., 1995, 197 p. (In Russian)
7. Kontseptsiya realizatsii kompleksnogo nauchno-tekhnicheskogoproekta "Tsifrovaya zheleznaya doroga" [Implementation concept for a comprehensive development project "Digital railway"]. Available at: https://zin-ref.ru (accessed: February 5th, 2020) (In Russian)
8. Nikiforova G. I. Issledovaniye problem deyatel-nosty operatorskikh kompaniy v upravlenii vagonnym parkom [The activity of operator companies in the sphere of fleet management: case study]. Professionalnoye obra-
zovaniye, nauka, innovatsii v XXI veke [Professional education, science and innovations in the 21st century]. Sbornik trudov XII Sankt-Peterburgskogo kongressa [Collected papers of the 12th Congress in Saint Petersburg], 2018, pp. 172-173. (In Russian)
9. Nikiforova G. I. & Sergeeva T. G. Problemy operi-rovaniya zheleznodorozhnym sostavom v sovremennykh usloviyakh [Problems of the railway stock operation in the present context]. TransportRossii:problem iperspek-tivy [The Russian Transport: problems and prospects]. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy kon-ferentsii [Proceedings of the International research and training conference]. Saint Petersburg, IPT RAN [So-lomenko Institute of Transport Problems of the Russian Academy of Sciences] Publ., 2014, pp. 185-189. (In Russian)
10. Nikiforova G. I. Vzaimodeistviye zheleznodorozh-nogo i morskogo transporta pry peredache konteinero-potoka na osnove printsipov logistiky [Cooperation of the railway and marine transport during the container flow transfer based on foundations of logistics]. PhD thesis in Engineering, speciality: 05.22.08. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2005, 195 p. (In Russian)
Received: June 01, 2020 Accepted: June 16, 2020
Author's information:
Tatiana G. SERGEEVA - PhD in Engineering, Associate Professor; [email protected] Guzel Is. NIKIFOROVA - PhD in Engineering, Associate Professor; [email protected]