УДК 656.223
Анализ показателей эффективности использования железнодорожного подвижного состава
Н. Г. Кобозева
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Российская Федерация, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9
Для цитирования: КобозеваН.Г. Анализ показателей эффективности использования железнодорожного подвижного состава // Известия Петербургского университета путей сообщения. - СПб.: ПГУПС, 2020. - Т. 17. - Вып. 1. - С. 77-83. Б01: 10.20295/1815-588Х-2020-1-77-83
Аннотация
Цель: Систематизация теоретической и практической базы, а также формирование навыков ведения научных изысканий в области эксплуатации железнодорожного подвижного состава. Методы: Сравнение и анализ показателей оценки качества организации перевозочного процесса в части грузовых перевозок с точки зрения эффективности использования железнодорожного подвижного состава. Рассмотрены и изучены показатели, применяемые в разные периоды деятельности железнодорожного транспорта в различных условиях, в том числе существования приватного парка вагонов. Результаты: Сформирован перечень основных, наиболее универсальных показателей, характеризующих эффективность использования железнодорожного подвижного состава. Показана необходимость приведения этих показателей к современным условиям организации перевозочного процесса в условиях приватного парка подвижного состава. Практическая значимость: Полученные результаты могут быть использованы при разработке правовых, технологических и нормативных условий работы.
Ключевые слова: Железнодорожный транспорт, подвижной состав, показатели эффективности, оборот вагона, порожний пробег, приватный парк.
Жесткая конкуренция требует от железнодорожного транспорта постоянного совершенствования и развития на всех уровнях. Основным источником доходов для железнодорожного транспорта являются грузовые перевозки. Их организация - процесс многосторонний и многогранный, представляющий собой сложную логистическую систему, совершенствование и оптимизация которой невозможны без полноценного анализа, базирующегося на правильных, полностью отражающих реальную картину критериях (показателях).
Перевозочный процесс - это совокупность взаимосвязанных технологических операций, выполняемых с грузами и вагонами с целью доставки грузов от грузоотправителя до грузополучателя, если речь идет о грузовых перевозках.
Задача данной статьи - анализ показателей использования грузовых вагонов при организации перевозочного процесса на железнодорожном транспорте. Ключевым моментом при этом является эффективность. Как уже было отмечено, перевозочный процесс - сложная логистическая система, в которой работа каждого составляющего элемента должна быть максимально отлажена и оптимизирована. К основным составляющим, наряду с инфраструктурой, обеспечивающим работу системы, относится подвижной состав. Эффективное использование этих двух составляющих и представляет собой базу для стратегического развития железнодорожного транспорта. Более подробно рассмотрим вопросы эксплуатации железнодорожного подвижного состава.
Еще в конце 1990-х годов Министерство путей сообщения нашей страны пыталось решить проблему дефицита вагонного парка на сети дорог страны [1]. За время реформ на железнодорожном транспорте сформировались определенные конкурентные условия, в связи с чем появилась необходимость внести изменения в систему организации перевозочного процесса, в том числе в процессы регулирования вагонного парка. А это невозможно осуществить без внесения изменений в правовые, технологические и нормативные условия работы. До начала реформирования и по настоящее время в системе технического нормирования ОАО «РЖД» практически не изменились показатели оценки качества перевозочного процесса, которые касаются грузовых перевозок. Как и прежде, комплексным показателем качества работы на железной дороге служит оборот вагона. Важнейшим элементом его расчета является полный рейс вагона, который составляет 3/4 его значения. Однако он (его груженая и порожняя составляющие) сейчас полностью определяется операторами подвижного состава, но не ОАО «РЖД». От операторов зависит и время простоя вагонов в порожнем состоянии на станциях после выгрузки в ожидании выполнения очередного рейса.
Академик Российской академии наук, доктор технических наук, проф. ПГУПС В. А. Кудрявцев определил, что оборот вагона достиг своего минимального показателя в 1965 г.: 5,23 суток [2]. В это время в США он составлял 26 суток. Согласно данным пономерного учета подвижного состава ВНИИАСа, в настоящее время показатели оборота вагона у ОАО «РЖД» - 15 суток, у операторских компаний - 18 суток. Таким образом, эффективность работы подвижного состава инвентарного парка выше, чем приватного. Коэффициенты порожнего пробега в СССР были также очень низкими: в 1988 г. у полувагона МПС он составлял 27 % по сравнению с величиной в Российской Федерации. У ОАО «РЖД» он достиг в 2006 г. 42 %, а по итогам 2017 г. - 40,4 % [3].
Однако по настоящее время ОАО «РЖД» ориентируется на показатели, основным из ко-
торых является оборот вагона. Но современные условия диктуют новые правила. Для более полного анализа показателей качества использования железнодорожного подвижного состава были проанализированы работы А. А. Бочаровой, О. П. Югрина, С. Ю. Соснина, Ф. И. Хусаи-нова, Б. М. Лапидуса, Т. А. Луниной, М. О. Северовой, Л. О. Аникеевой-Науменко [4-9], а также нормативные документы Министерства транспорта Российской Федерации. В исследуемых работах представлены все используемые и предлагаемые к применению показатели эффективности использования железнодорожного подвижного состава с учетом работы в современных условиях. В результате их анализа можно сделать вывод о том, что по-прежнему наиболее востребованными показателями для определения эффективности использования подвижного состава являются оборот вагона и его производительность. В порядке убывания значимости перечень наиболее часто применяемых показателей включает:
1) оборот вагона в целом;
2) оборот вагона по составляющим:
- в движении,
- простой на технических станциях,
- простой под грузовыми операциями, в том числе на местах необщего пользования;
3) производительность вагона;
4) коэффициент порожнего пробега;
5) полный рейс вагона (груженый и порожний пробег);
6) простои в ожидании погрузки-выгрузки и после;
7) доходность вагона.
В ряде работ используются менее распространенные показатели, в том числе:
- сокращение потребного рабочего парка,
- среднесуточный пробег вагона,
- средняя дальность перевозок,
- средняя скорость движения,
- срок окупаемости вагона,
- количество порожних вагоноотправок,
- средняя дальность порожней вагоноот-правки,
- средняя дальность груженой вагоноот-правки,
- общие затраты на оплату провозных платежей порожних вагоноотправок,
- средняя стоимость одной порожней ваго-ноотправки,
- затраты на оплату провозных платежей, приходящихся на одну груженую вагоноот-правку.
Если говорить об операторах подвижного состава, то одним из показателей эффективности работы операторской компании является отношение величины порожнего пробега вагона к общему пробегу за отчетный период. Чем меньше порожних рейсов, тем больше грузов перевезено одной единицей подвижного состава. Это высказывание верно, когда в обороте вагона время, затраченное на начально-конечные операции, значительно меньше времени нахождения его в пути. Из этого следует, что повышение доходности при перевозках на большие расстояния невозможно без обратной загрузки вагонов. При коротком плече пробега вагона улучшение экономики операторов зависит в основном от сокращения простоев при погрузке-выгрузке, т. е. от оборачиваемости вагона.
Можно говорить о двух способах повышения эффективности использования приватных вагонов. Первый обычно применяют при использовании специализированного парка, при этом собственник вагона добавляет свои расходы на обновление, содержание подвижного состава и аппарата управления к тарифу за груженый и порожний рейсы и эта сумма выставляется клиенту. Второй способ работает при перевозке в универсальных вагонах. Оператор старается вписать эти расходы в вагонную составляющую, и доходность для него тем больше, чем выше стоимость груза и шире возможность снизить порожний пробег вагонов, загрузив их попутным грузом.
Такой показатель как оборот вагона не утратит своей актуальности до тех пор, пока будут существовать железнодорожные перевозки. Любой оператор планирует свою работу, величина которой напрямую зависит от оборота вагона. Если у оператора есть выбор груза, то с учетом оборота вагонов он подберет его так, чтобы получить максимальный финансовый выигрыш.
А для этого необходимо знать и контролировать оборот своего вагона.
В условиях ограниченности пропускных и перерабатывающих способностей инфраструктуры дальнейший рост приватного вагонного парка делает недостижимым эффективное использование вагонов и ведет к ухудшению показателей работы. Сокращение издержек возможно путем применения современных логистических схем, а для анализа их эффективности нужен новый подход оценки качества использования инфраструктуры и подвижного состава, в том числе через качественные и количественные показатели.
Ликвидировать экономические потери компании, связанные с ростом маневровой работы, увеличением времени переработки на сортировочных станциях, дополнительным содержанием локомотивов и бригад, позволит применение логистических схем перемещения порожних вагонов. Финансовая ответственность операторов за простой вагона, наделение перевозчика правом перемещения невостребованных вагонов на станции их отстоя, совершенствование нормативно-правовой базы и системы тарифов - это только часть мероприятий для повышения эффективности перевозочного процесса в рамках транспортного рынка. В феврале 2014 г. в компании ОАО «РЖД» были разработаны и утверждены типовые формы договорной документации на оказание услуг по оптимизации логистических схем перевозки, в результате чего созданы условия для привлечения грузовых вагонов в консолидированный парк под управлением перевозчика [10]. В новой модели коммерческая работа с грузовладельцами и регулирование ценообразования на услуги по предоставлению вагонов осуществляются непосредственно операторами, а управление порожним подвижным составом ОАО «РЖД» - на основе принципов балансового метода. Эта технология приводит к максимально эффективному использованию подвижного состава с учетом минимизации порожнего пробега [11-17].
В настоящее время целевой задачей ОАО «РЖД» является повышение качества основной деятельности в части снижения издержек
и минимизации порожнего пробега вагонов грузовых компаний-операторов, в том числе для более эффективного использования железнодорожной инфраструктуры. Необходимость в объективной оценке мероприятий, направленных на решение этих задач, возрастает и невозможно без выработки универсального и сбалансированного подхода к показателям эффективности работы всех участников перевозочного процесса.
Библиографический список
1. Об утверждении порядка мониторинга обеспечения железнодорожным подвижным составом грузовладельцев и использования железнодорожного подвижного состава участниками перевозочного процесса и методики оценки эффективности использования железнодорожного подвижного состава. -Приказ от 5 мая 2012 г. № 136. - М. : Министерство транспорта РФ, 2012.
2. Кудрявцев В. А. Техническое нормирование эксплуатационной работы в новых условиях / В. А. Кудрявцев // Железнодорожный транспорт. - 2004. -№ 2. - С. 59-64.
3. Сайт ОАО «РЖД». - URL : http://www.rzd.ru/ static/public/ru?STRUCTUREID=5232&layer_id= 3290&id=4094 (дата обращения : 10.10.2019 г.).
4. Бочарова А. А. Исследование эффективности использования приватного подвижного состава транспортной компанией : дис. ... канд. экон. наук, специальность : 08.00.05 / А. А. Бочарова. - М. : МИИТ, 2012. - 138 с.
5. Югрина О. П. Особенности эффективного использования приватного вагонного парка операторской компании / О. П. Югрина, С. Ю. Соснин // Вестн. Уральск. гос. ун-та путей сообщения. - 2017. -№ 1 (33). - С. 88-89.
6. Хусаинов Ф. И. Экономика, организация и планирование на транспорте / Ф. И. Хусаинов // Вестн. транспорта Поволжья. - 2011. - № 1 (25). -С. 9-10.
7. Лапидус Б. М. Экономические проблемы управления железнодорожным транспортом в России в период становления рыночных отношений / Б. М. Лапидус. - М. : Изд-во МГУ, 2001. - 301 с.
8. Лунина Т. А. Моделирование парка подвижного состава при изменении экономической конъюнктуры рынка / Т. А. Лунина, М. О. Северова // Экономика железных дорог. - 2015. - № 5. - С. 340-345.
9. Аникеева-Науменко Л. О. Методы повышения эффективности использования вагонов грузового парка на железнодорожном транспорте : дис. ... канд. техн. наук, специальность : 08.06.05 / Л. О. Аникеева-Науменко. - М. : МИИТ, 2014. - 190 с.
10. Распоряжение ОАО «РЖД» от 27.02.2014 г. № 529р (ред. от 26.05.2014 г.). Об утверждении типовой формы договора на оказание услуг по оптимизации логистических схем перевозок вагонов. - М. : ОАО «РЖД», 2014. - URL : http://www.consultant. ru/document/cons_doc. (дата обращения: 15.02.2020 г.).
11. Кудрявцев В. А. Управление движением на железнодорожном транспорте : учеб. пособие для вузов ж.-д. транспорта / В. А. Кудрявцев. - М. : Маршрут, 2003. - 199 с. - (Высшее профессиональное образование).
12. Никифорова Г. И. Исследование проблем деятельности операторских компаний в управлении вагонным парком / Г. И. Никифорова // Профессиональное образование, наука и инновации в XXI веке : сб. трудов XII С.-Петерб. конгресса. - СПб. : ПГУПС, 2018. - С. 172-173.
13. Грошев Г. М. Пропускная способность и график движения поездов на участках железной дороги : учеб. пособие / Г. М. Грошев, А. А. Грачёв, А. С. Бессо-лицын, О. В. Котенко, Б. Е. Алексеев. - СПб. : ПГУПС, 2016. - 53 с.
14. Грошев Г. М. Разработка и определение эффективности информационных технологий оперативного регулирования пропуска поездпотоков на полигонах железных дорог / Г. М. Грошев, И. Ю. Романова, И. В. Кашицкий, В. В. Аланин // Интеллектуальные системы на транспорте : сб. материалов V Между-нар. науч.-практич. конференции. - СПб. : ПГУПС, 2015. - С. 190-196.
15. Грошев Г. М. Исторический обзор классификаций диспетчерских регулировочных приемов и способов, применяемых на участках, сортировочных станциях и в узлах / Г. М. Грошев, И. Ю. Романова, А. В. Сугоровский, А. В. Сугоровский // Августин Бе-танкур : от традиций к будущему инженерного образования : сб. материалов Междунар. науч.-практич. конференции. - СПб. : ПГУПС, 2018. - С. 58-61.
16. Никифорова Г. И. Проблемы управления железнодорожным подвижным составом в современных условиях / Г. И. Никифорова, Т. Г. Сергеева // Транспорт России : проблемы и перспективы-2018 : сб. материалов Междунар. науч.-практич. конференции. -СПб. : ИПТ РАН, 2018. - С. 249-255.
17. Покровская О. Д. Организация международной доставки груза через распределительный центр : учеб.
пособие / О. Д. Покровская. - Новосибирск : Центр развития научного сотрудничества, 2015. - 102 с.
Дата поступления: 12.11.2019 Решение о публикации: 20.02.2020
Контактная информация:
КОБОЗЕВА Нона Гивиевна - ст. преподаватель; [email protected]
Railway rolling stock performance analysis N. G. Kobozeva
Emperor Alexander I Petersburg State Transport University, 9, Moskovsky pr., Saint Petersburg, 190031, Russian Federation
For citation: Kobozeva N. G. Railway rolling stock performance analysis. Proceedings of Petersburg Transport University, 2020, vol. 17, iss. 1, pp. 77-83. (In Russian) DOI: 10.20295/1815-588X-2020-1-77-83
Summary
Objective: Systematization of the theory and practice, as well as the formation of skills for conducting scientific research in the field of railway rolling stock operation. Methods: Comparison and analysis of indicators for assessing the quality of the freight traffic process organization in terms of the efficiency of railway rolling stock use. The indicators used in different periods of the railway transport operations in various conditions, including the existence of a private fleet of wagons, have been reviewed and studied. Results: A list of the main and most universal indicators characterizing the railway rolling stock performance has been compiled. The necessity of bringing these indicators in line with up-to-date conditions for the transportation process organization in a private rolling stock fleet has been shown. Practical importance: The findings can be used in the development of legal, process and regulatory working conditions.
Keywords: Railway transport, rolling stock, performance indicators, wagon turnover, empty mileage, private fleet.
References
1. Ob utverzhdenii poryadka monitoringa obe-specheniya zheleznodorozhnym podvizhnym sostavom gruzovladel'tsev i ispol'zovaniya zheleznodorozhnogo podvizhnogo sostava uchastnikami perevozochnogo protsessa i metodiki otsenki effektivnosti ispol'zovaniya zheleznodorozhnogo podvizhnogo sostava [On the approval of the monitoring procedure for the provision of
railway rolling stock for cargo owners and the use of railway rolling stock by transportation process participants and the methodology for assessing the effectiveness of the use of railway rolling stock]. Order of May 5, 2012, no. 136. Moscow, Ministry of Transport of the Russian Federation Publ., 2012. (In Russian)
2. Kudryavtsev V.A. Tekhnicheskoye normirovaniye ekspluatatsionnoy raboty v novykh usloviyakh [Technical standardization of operational work in new conditions].
Zheleznodorozhnyy transport [The Railway Transport Magazine], 2004, no. 2, pp. 59-64. (In Russian)
3. OJSC Russian Railways website. Available at: http:// www.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTUREID=5232 &layer_id=3290&id=4094 (accessed: 10.10.2019) (In Russian)
4. Bocharova A. A. Issledovaniye effektivnosti is-pol'zovaniyaprivatnogopodvizhnogo sostava transport-noy kompaniyey [Study of the efficiency of using private rolling stock by a transport company]. Dissertatsiya na soiskaniye uchen. stepeni kand. ekon. nauk, spetsial'nost': 08.00.05 [Dissertation for scientist degree of PhD in Economics, specialty: 08.00.05]. Moscow, MIIT [Russian University of Transport] Publ., 2012, 138 p. (In Russian)
5. Yugrina O. P. & Sosnin S. Yu. Osobennosti effek-tivnogo ispol'zovaniya privatnogo vagonnogo parka ope-ratorskoy kompanii [Specific features of the effective use of a private wagon fleet of an operator company]. Vestnik Uralskogo gosudarstvennogo Universiteta putey soob-shcheniya [Vestnikof UrGUPS journal]. Yekaterinburg, UrGUPS [Ural State Transport University] Publ., 2017, no. 1 (33), pp. 88-89. (In Russian)
6. Khusainov F. I. Ekonomika, organizatsiya i planiro-vaniye na transporte [Economics, organization and planning for transport]. Vestnik transporta Povolzh'ya [TransportBulletin of the Volga region], 2011, no. 1 (25), pp. 9-10. (In Russian)
7. Lapidus B. M. Ekonomicheskiye problemy uprav-leniya zheleznodorozhnym transportom v Rossii v period stanovleniya rynochnykh otnosheniy [Economic issues of railway management in Russia during the formation of market relations]. Moscow, MSU [Moskovsky State University] Publ., 2001, 301 p. (In Russian)
8. Lunina T.A. & Severova M. O. Modelirovaniye parka podvizhnogo sostava pri izmenenii ekonomi-cheskoy kon"yunktury rynka [Modeling the rolling stock fleet in the changing market economic situation]. Ekonomika zheleznykh dorog [Railway Economy], 2015, no. 5, pp. 340-345. (In Russian)
9. Anikeyeva-Naumenko L. O. Metody povysheniya effektivnosti ispol'zovaniya vagonov gruzovogo parka na zheleznodorozhnom transporte [Methods to improve the efficiency of the use offreight fleet wagons in railway transport]. Dissertatsiya na soiskaniye uchen. stepeni kand. texn. nauk [Dissertation for PhD of Engineerings]. Moscow, MIIT [Russian University of Transport] Publ., 2014, 190 p. (In Russian)
10. RasporyazheniyeOAO "RZhD"ot27.02.2014g., no. 529r (red. ot 26.05.2014) "Ob utverzhdenii tipovoy formy dogovora na okazaniye uslug po optimizatsii lo-gisticheskikh skhemperevozokvagonov" [Order of Russian Railways dated February 27, 2014 N 529r (529 p) (as amended on May 26, 2014) "On the approval of the standard form of the contract for the provision of services to optimize the logistics schemes for wagons carriage"]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc (accessed: 10.10.2019) (In Russian)
11. Kudryavtsev V.A. Upravleniye dvizheniyem na zheleznodorozhnom transporte [Rail traffic control]. Ucheb. posobie dlya vuzov zh.-d. transporta [A training manual for universities of railway transport]. Moscow, Marshrut Publ., 2003, 199 p. (Higher vocational education). (In Russian)
12. Nikiforova G. I. Issledovaniye problem deya-tel'nosti operatorskikh kompaniy v upravlenii vagonnym parkom [Studying the issues ofthe operator companies' activities in the rolling stock management]. Professional'noye obrazovaniye, nauka i innovatsii vXXI veke [Professional education, science and innovation in the 21st century]. Sb. trudov XII Sankt-Peterburgskogo kongressa [Proceedings of the XII St. Petersburg Congress]. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2018, pp. 172-173. (In Russian)
13. Groshev G. M., Grachyov A. A., Bessolitsyn A. S., Kotenko O. V. & Alekseyev A. E. Propusknaya sposob-nost' i grafik dvizheniya poyezdov na uchastkakh zheleznoy dorogi [The capacity and schedule of trains on railway sections]. Ucheb. posobiye [Training manual]. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2016, 53 p. (In Russian)
14. Groshev G. M., Romanova I. Yu., Kashits-kiy I. V. & Alanin V. V. Razrabotka i opredeleniye ef-fektivnosti informatsionnykh tekhnologiy operativnogo regulirovaniya propuska poyezdpotokov na poligonakh zheleznykh dorog [Development and determination of the effectiveness of information technologies for the operational regulation of the passage of train flows in operating domains]. Intellektual'nyye sistemy na transporte [Intelligent transport systems]. Sb. materialov V Mezhdunar. nauch.-praktich. konferentsii [Proceedings of the V International Scientific and Practical Conference]. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2015, pp. 190-196. (In Russian)
15. Groshev G. M., Romanova I. Yu., Sugorovskiy A. V & Sugorovskiy A. V. Istoricheskiy obzor klassifikatsiy dispetcherskikh regulirovochnykh priyomov i sposobov, primenyayemykh na uchastkakh, sortirovochnykh stan-tsiyakh i v uzlakh [Historical review of classifications of dispatch control adjusting techniques and methods used at sections, classification yards and junctions]. Avgustin Betankur: ot traditsiy k budushchemu inzhenernogo obra-zovaniya [Agustin Betancourt: from Traditions to Future of Engineering Education]. Sb. materialov Mezhdunar. nauch.-praktich. konferentsii [Proceedings of the International Scientific and Practical Conference]. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2018, pp. 58-61. (In Russian)
16. Nikiforova G. I. & Sergeyeva T. G. Problemy up-ravleniya zheleznodorozhnym podvizhnym sostavom v sovremennykh usloviyakh [Issues ofrailway rolling stock management in the current conditions]. Transport Rossii: problemy iperspektivy [Transport of Russia: problems
and prospects]. Sb. materialov Mezhdunar. nauch.-prak-tich. konferentsii [Proceedings of the International Scientific and Practical Conference]. Saint Petersburg, IPT RAS [Institute of Transport Problems of the Russian Academy of Sciences] Publ., 2018, pp. 249-255. (In Russian) 17. Pokrovskaya O. D. Organizatsiya mezhduna-rodnoy dostavki gruza cherez raspredelitel'nyy tsentr. Uchebnoye posobiye [Organization of international cargo delivery through a distribution center. Training manual]. Novosibirsk, Tsentr razvitiya nauchnogo sotrudnichestva [Scientific Cooperation Development Center] Publ., 2015, 102 p. (In Russian)
Received: November 12, 2019 Accepted: February 20, 2020
Author's information:
Nona G. KOBOZEVA - Senior Lecturer; [email protected]