УДК 656.073:658.8
О. Д. Покровская, О. Б. Маликов, М. А. Зачешигрива
О НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕОРИИ ТЕРМИНАЛИСТИКИ
Дата поступления: 20.01.2017 Решение о публикации: 09.10.2017
Аннотация
Цель: Охарактеризовать терминалистику как новое научное направление по исследованию и рациональному проектированию инфраструктуры терминальных сетей и транспортных узлов. Метод: Использован аналитический метод. Результаты: Обоснована актуальность терминалисти-ки, а также сформулированы факторы ее выделения из логистики в самостоятельное направление. Отмечены признаки научной новизны и аспекты практического применения результатов. В табличной и графической формах представлена эффективность теоретических основ терминалистики при их практической реализации. Возможные сферы применения научных результатов: 1) совершенствование проектирования, эксплуатации и развития терминально-складской инфраструктуры различных видов транспорта на основе систематизации разрозненных научных знаний и подходов (классификации, идентификации) в единое междисциплинарное комплексное научно-практическое направление (для всестороннего изучения логистических объектов); 2) разработка государственного стандарта по классификации и идентификации логистических объектов; 3) упрощение всех коммерческих операций с логистическими объектами любой сложности, адаптация унифицированного классификационного подхода к каждому участнику транспортно-логистического рынка (покупка, продажа, аренда и управление складами, грузовыми терминалами, логистическими центрами) инициирует рост данного сектора рынка, ускорит товарообменные процессы и улучшит взаимопонимание между всеми участниками рынка, а именно: совершенствование взаимодействия видов транспорта при выполнении мультимодальных перевозок; улучшение эксплуатационной работы транспортно-логистических, операторских компаний и логистических провайдеров, торговых девелоперов и операторов складов и грузовых терминалов в транспортных узлах; формирование рациональной транспортно-складской инфраструктуры в этих узлах для получения мультипликативного эффекта и снижения транспортной составляющей в конечной цене готовой продукции. Практическая значимость: Для ОАО «РЖД» оформление всех знаний о транспортных узлах как об объектах инфраструктуры в терминалистику даст возможность реализовать ключевые направления «Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ на период до 2030 года» и выйти на уровень логистического провайдера 3-4 PL-уровня. Применение положений термина-листики позволит получить мультипликативный эффект, снизить транспортную составляющую в конечной цене готовой продукции, создать инвестиционно привлекательные условия предложения качественного транспортно-складского сервиса ОАО «РЖД».
Ключевые слова: Терминалистика, классификация, логистические объекты.
*Oksana D. Pokrovskaya, Cand. Sci. Eng., associate professor, insight1986@inbox.ru; Oleg B. Ma-lykov, D. Sci. Eng., professor (Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University), Marina A. Zacheshigriva, Cand. Sci. Eng., associate professor (Siberian Transport University) ОК RESEARCH AND PRACTICE IMPLEMENTATION OF THE THEORY OF TERMINALISTICS
Summary
Objective: To characterize terminalistics as a new prospect of research and rational design of terminal networks and transportation nodes infrastructure. Methods: Analytical method was applied in the study. Results: The topicality of terminalistics, as well as the factors, which make it possible to single
terminalistics out of logistics as a separate aspect of research, was justified. The features of scientific novelty and the aspects of practical application of the results were pointed out. The effectiveness of practical application of terminalistics theory was presented in the form of a table and a graph. The possible spheres of application of scientific results are: 1) the improvement of design, maintenance and development of terminal stock infrastructure of different types of transport on the basis of classifying disaggregated scholarly knowledge and approaches (classification, identification) in a single interdisciplinary research and practice aspect (for comprehensive study of logistical objects); 2) the development of state standard on classification and identification of logistical objects; 3) simplification of all commercial operations with logistical objects of any complexity, adapting a unified classification approach to each member of transport logistic market (purchasing, selling, lease and management of warehouses, cargo terminals and logistic centers) will activate the growth of the market sector, expedite the processes of goods exchange and improve mutual understanding between all members of the market, specifically: the improvement of intermodal shipping; the development of service checks of transport logistic companies, operator companies and logistics providers, commercial developers, operators of warehouses and cargo terminals in transport nodes; the formation of an efficient storage-retrieval infrastructure in these nodes in order to gain a multiplicative effect and reduce transport costs in the price of an end product. Practical importance: The arrangement of the accumulated knowledge on transport nodes as objects of infrastructure in the science of terminalistics will allow OAO "Russian Railways" to implement the key directions of "The development strategy of railway transport of the Russian Federation for the period through to 2030" and achieve the 3-4 PL-level of a logistic provider. Application of terminalistics propositions will make it possible to gain a multiplicative effect, reduce transport costs in the price of an end product, create the investment attractive conditions of high-quality storage-retrieval service at OAO "Russian Railways".
Keywords: Terminalistics, classification, logistical objects.
Постановка задачи
Позиция ОАО «РЖД» на транспортном рынке требует от современной науки поиска новых методологических инструментов для построения рациональных терминальных сетей и совершенствования работы транспортных узлов. Так, в «Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ на период до 2030 года» [1] (далее - Стратегии-2030) отмечается приоритетное развитие терминально-складской инфраструктуры, соответствующее реалиям транспортно-логистического рынка. С одной стороны, относительная «молодость» логистики нашей страны объясняет низкий уровень развития высококачественной терминально-складской инфраструктуры; с другой - этапы фрагментарного развития логистики давно пройдены, и транспортно-логистическая практика нуждается в комплексных логистических подходах к классификации, структуре, иерархии и управлению логистическими объектами (ЛО) различных
форматов. Сложилась парадоксальная ситуация на транспортном рынке. Транспортные узлы, выполняя широкий ассортимент транспортно-логистического сервиса, не имеют при этом единой логистической классификации, позволяющей отразить их мощнейший логистический функционал и принимать комплексные, а не точечные решения при формировании систем доставки.
Если говорить о транспортно-логисти-ческой практике в целом, то отсутствует направление, в области изучения которого находились бы ЛО всех форматов - от грузового двора или склада с минимумом функций до сложнейших мультимодальных комплексов и логистических городов-гейтвеев. Так, существующие научные направления рассматривают только узкую группу проблем, связанных с организацией эффективной работы ЛО, не уделяя должного внимания остальным его «ипостасям» [2]. Такой «сбитый прицел» не позволяет принимать решения оперативно и комплексно, во взаимосвязи и интеграции
имеющейся мощной научно-практической базы в фокусе проблем и задач именно ЛО любой сложности [3].
Экономически и технологически обоснованные решения по проектированию терминальных сетей, начиная от формирования концепции грузодвижения и строительства узловых ЛО и заканчивая комплексными программами транспортно-логистического развития инфраструктуры отдельных регионов и всей страны, предполагают наличие не отдельных разрозненных исследований, но комплексное научное направление, позволяющее полноценно и всесторонне изучать столь сложные элементы транспортной системы как транспортные узлы. Комплексность этого направления означает не просто анализ какого-то фрагмента многогранной деятельности транспортных узлов, но и сущности ЛО во всех проявлениях и взаимосвязи решаемых вопросов.
Оформление всех знаний о транспортных узлах как об объектах инфраструктуры в стройную систему, в фокусе рассмотрения которой будет именно транспортный узел как ЛО, позволит реализовать ключевые направления Стратегии-2030 и повысить качество сервиса. Для достижения ОАО «РЖД» уровня логистического провайдера 4-го уровня, безусловно, требуется мощная методологическая база, чтобы рационально располагать и проектировать ЛО, а затем управлять процессами перевозок по опорной терминальной сети. Очевидно, что поиск новых методологических инструментов может и должен продолжаться.
Таким образом, актуальность научного направления, интегрирующего знания о ЛО различного формата, прежде всего о транспортных узлах и терминальных сетях, определяется: 1) отсутствием в настоящее время единого подхода к классификации, иерархии, идентификации транспортных узлов и других объектов инфраструктуры с позиций логистики; 2) усложнением ассортимента логистического сервиса и структуры цепей поставок с участием транспортных узлов; 3) быстрым ростом ЛО и требований рынка к дальней-
шему динамичному расширению терминальной сети ОАО «РЖД»; 4) усложнением взаимодействия участников процесса перевозки в транспортных узлах; 5) недостаточными полнотой, интегрированностью и комплексностью существующих исследований транспортных узлов и терминальных сетей.
Вышесказанное позволяет определить цель данной работы - сформулировать положения научной новизны и аспекты практической применимости терминалистики.
Решение
В терминалистике следует разработать универсальный методологический инструмент для рационального проектирования, прогнозирования, эксплуатации и развития объектов логистической инфраструктуры [4].
Факторами, способствующими выделению терминалистики из теории и практики логистики, являются: 1) неизбежность решения целого комплекса связанных с функционированием транспортных узлов (ТУ) задач (организация технологического и экономического взаимодействия не только видов транспорта, но и всех участников грузодвижения в транспортном узле); 2) значительная роль транспортных узлов при построении цепей поставок, вызванная продвижением товаров от начальных поставщиков до конечных потребителей; 3) высокая доля затрат времени, приходящегося на прохождение груза и транспортных средств через ТУ, что требует эффективных технико-технологических решений; 4) развитие идей логистики в фокусе работы ТУ как ЛО с учетом расширения и усложнения ассортимента реализуемых им услуг; 5) построение развитой терминальной сети как инфраструктурной основы для работы транспортных коридоров на территории страны с участием всех видов транспорта, отвечающей современным требованиям; 6) необходимость в комплексе и взаимосвязи решать вопросы рационального проектирования (внутреннего и внешнего) ЛО, районов, сетей (выбор ко-
личества и дислокации ЛО в составе терминальной сети, конфигурирование терминальной сети, выбор вида транспорта на каждом транспортном звене, расчет технической оснащенности и др.).
Терминалистика - логистика терминальных сетей и ТУ - наука об организации, проектировании, конфигурации и управлении терминальными сетями, узловыми элементами которых являются ЛО различного формата (в частности ТУ), включая вопросы количества и дислокации узлов, функционально-технологического состава, прогнозной и экспертной оценок, а также транспортную, инфраструктурную, интеграционную, экономическую и экологическую составляющие работы региональных терминальных сетей [2].
К основным задачам, которые может решать терминалистика, относятся: 1) проектирование терминальных сетей и управление процессами перевозок через них, включая определение их структуры, количества и дислокации узлов (грузовых терминалов), внутренней модульной структуры, функционального и технического оснащения узлов; 2) выбор вида (сочетания видов) транспорта для реализации транспортного обслуживания терминальных сетей, построение и расчет рациональных схем доставки грузов (включая мультимодальную) через терминальную сеть, интегрированную в сеть транспортных коридоров; 3) разработка альтернативных вариантов транспортно-логистического обслуживания регионов; 4) экономическая, экспертная полифакторная оценка эффективности работы терминальных сетей. В общем виде междисциплинарные связи терминалистики и ее положение в системе знаний о терминальных сетях и ЛО (ТУ) представлены на рис. 1.
Каждая составляющая определяет методологию проектирования и управления терминальными сетями, их структурой и организацией перевозок грузов через них.
Принципиальная формулировка термина-листики: 1) управление сложными цепями поставок и оказание: 2) внутри одной еди-
ной цепи, 3) одной сквозной комплексной услуги, 4) в одном месте, 5) от одного лица, 6) в одно окно, 7) с общей ответственностью, 8) по одному договору, 9) по одному перевозочному документу, 10) в одном формате всех компаний-участников с обеспечением: 11) глобализации и мультипликативного эффекта, 12) добавления стоимости на каждом участке сети, 13) при компактности (сосредоточенности) многих участников процесса перевозок и 14) многофункциональности предоставляемого сервиса как уникальной услуги (клиентоориентированность).
На рис. 2 показано функциональное положение терминалистики в системе базовых научных дисциплин в виде сотовой структуры. Ближайшие от центральной «терминалисти-ки» соты - это ключевые научные знания, на которых основаны теоретическое и методологическое обеспечение терминалистики. Краеугольные камни терминалистики как науки, из которых образовано данное направление, -это вершины структуры. Частные теории расположены по внешнему периметру сотовой структуры.
В табл. 1 разграничены области исследования логистики и терминалистики.
Таким образом, концентрированное оформление в самостоятельную методологию всех знаний о ЛО с позиций современной логистики позволит принимать экономически и технологически обоснованные решения по проектированию транспортно-складских систем регионов, начиная от концепции управления перевозочным процессом через терминальные сети и строительства узловых ЛО и заканчивая комплексными программами транспортно-логистического развития инфраструктуры отдельных регионов и всей страны.
Уровневая модульная структура терминалистики и ее эволюции как нового научного направления
Эволюцию и структуру терминалистики по уровням и модулям иллюстрирует рис. 3.
ТЕРМИНАЛИСТИКА (ЛОГИСТИКА ТЕРМИНАЛЬНЫХ СЕТЕЙ)
ТЕРМИНАЛЬНЫЕ СЕТИ
Теория систем
Взаимодействие транспортных систем Транспортная инфраструктура Грузовые перевозки Сервис на транспорте Транспортно-экспедиционное обслуживание
Мультимодальные узлы и терминалы Железнодорожные станции и узлы Морские порты и терминалы Мультимодальные узлы и терминалы Организационно-производственные структуры транспорта
Логистика транспорта Логистика складирования Логистика сбыта и распределения
1
ЭКОНОМИКА
• Макроэкономика
• Региональная экономика
• Экономика транспорта
• Транспортный бизнес
• Комбинаторика
• Маркетинг
• Экспертный анализ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ (РАСЧЕТНАЯ) СОСТАВЛЯЮЩАЯ
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ (СТРУКТУРНАЯ) СОСТАВЛЯЮЩАЯ
ТЕХНИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
Рис. 1. Междисциплинарные связи терминалистики [4]
Три уровня развития терминалистики представлены (слева, от низшего к высшему) внутренней логистикой, внутриузловой/зо-нальной логистикой, внешней/контрактной логистикой. Внутриуровневое развитие идет слева направо. Модули терминалистики, на
которых основываются ее инструментарий и концепции, - это 9 квадратов. Цветом выделены базовые теории (этапы), по которым эволюционирует терминалистика (см. стрелку), начиная от задач внутреннего технического проектирования простейших складских ком-
Рис. 2. Положение терминалистики в системе научных дисциплин
ТАБЛИЦА 1. Области исследования логистики и терминалистики
ЛОГИСТИКА ТЕРМИНАЛИСТИКА
Объект: материальные, финансовые, информационные, сервисные потоки (все виды потоков, без детализации субъекта их природы). Предмет: оптимизация потоков (одинаковый). Область исследований: широкий спектр вопросов управления потоковыми процессами Объект: потоки, связанные с деятельностью ЛО, порождаемые и преобразуемые ими (детализация природы потока - только область деятельности ЛО). Предмет: оптимизация потоков (одинаковый). Область исследований: ограничена требованиями рационального проектирования и эффективной эксплуатации ЛО
Следовательно, терминалистика - это по-новому очерченное поле транспортно-логистических исследований.
ВНЕШНЯЯ/ КОНТРАКТНАЯ ЛОГИСТИКА
ВНУТРИУЗЛОВАЯ / ЗОНАЛЬНАЯ ЛОГИСТИКА
ВНУТРЕННЯЯ ЛОГИСТИКА
УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ УЗЛОВ
ВНУТРЕННЕЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СКЛАДСКИХ КОМПЛЕКСОВ
ЛОГИСТИКА ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ
РЕГИОНАЛ ЭКОНОМЯ
ЛОГИСТИ>1 ТЕРМИНАЛЬНЫХ СЕТЕЙ И ИНФРАСТРУКТУРЫ
грузедвижЕния
<5* ¿г
^ ТАМОЖЕННАЯ и МЕЖДУНАРОДНАЯ ЛОГИСТИКА
ТРАНСПОРТНАЯ И СКЛАДСКАЯ ЛОГИСТИКА
Направление эволюции терминалистики : ТЕРМИНАЛИСТИКА-ИНТЕГРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ МАКСИМАЛЬНЫЙ НАУКИ
ПАКЕТ ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА
РАСШИРЕННЫЙ ПАКЕТ ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА
БАЗОВЫЙ ПАКЕТ ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА
Модули и уровни терминалистики
Рис. 3. Уровневая модульная структура терминалистики и ее эволюции
плексов, продолжая решением задач позиционирования ЛО в региональной логистической и экономической системе и заканчивая задачами построения сложных терминальных сетей масштаба страны, их интеграции в транспортные коридоры и формирования инфраструктуры грузодвижения.
Уровням соответствует комплексность решений терминалистики на каждом уровне (см. справа, от низшего к высшему) с учетом их функциональной роли: 1) решения базового пакета логистического сервиса - их можно разработать в рамках внутреннего проектирования локальных объектов, затем в границах корпоративной логистики и далее - складской и транспортной логистики; 2) решения расширенного пакета логистического сервиса - в рамках проектирования ТУ, затем регионали-стики и, наконец, таможенной международной логистики; 3) решения максимального пакета логистического сервиса - в рамках сначала управления цепями поставок, затем
логистики добавленной стоимости и, далее, логистики терминальных сетей - терминали-стики. Данная схема иллюстрирует одновременно взаимосвязи терминалистики со смежными областями научных знаний (модулями), логику построения ее теоретических основ, динамику последующего развития и область прикладных сервисных задач с учетом иерархии каждого модуля.
Методология
классификации, иерархии и идентификации ЛО
Предлагается система классификации и иерархии ЛО как адаптированный вариант концепции Родригэ-Ноттебума [5, 6], применимая не только для морских, но и для любых ЛО. Данная «пирамида терминалистики» и ее объектов (в подошве - простейшие объекты, на вершине - сложнейшие) построена по логи-
СП
оо о
Логистический аутсорсинг и сервис добавленной стоимости
ТЕРМИНАЛИСТИКА-ЛОГИСТИКА ТЕРМИНАЛОВ И ТЕРМИНАЛЬНЫХ СЕТЕЙ, ЛОГИСТИКА ИНФРАСТРУКТУРЫ - НАУКА ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИИ ВСЕМИ ВИДАМИ ПОТОКОВ, ПРОХОДЯЩИХ ЧЕРЕЗ ТЕРМИНАЛЬНЫЕ СЕТИ ЛЮБОГО УРОВНЯ
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОБЛАСТИ (ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ, ТЕРМИНАЛЬНАЯ СЕТЬ, ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА)
Расширенный пакет сервиса, контрактная логистика
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ (СУХОЙ ПОРТ, МТЛЦ, ГРУЗОВАЯ ДЕРЕВНЯ) - это совокупность логистических объектов определенной степени экономического и технологического взаимодействия, расположенных в географической близости
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ - это объекты инфраструктуры, физически обеспечивающие реализацию транспортно-складского обслуживания различных клиентов, сосредоточенные по совокупности признаков в пространственно определенном районе
ТЕРМИНАЛИСТИКА
Рис. 4. Пирамида терминалистики
а> х л о ь о
"О ш л
Г)
о
"О
ке роста комплексности и интегрированности реализуемого ими сервиса добавленной стоимости. Кроме того, такая пирамида отражает уровни логистики - 1 РЬ (автономная логистика), 2 РЬ (контрактная логистика 2-й стороны), 3 и 4 РЬ (логистический аутсорсинг).
Классификация ЛО
Предлагается все объекты логистической инфраструктуры называть «логистическими объектами», иерархия которых отражает их функциональные и форматные отличия. Формулировка «логистический объект» позволяет разработать не отдельные разрозненные (локальные) классификации складов, ТУ (по видам транспорта), грузовых дворов, терминально-складских объектов и т. д., но методологию единого классификационного подхода с позиций логистики. Это, в свою очередь, обеспечивает терминалистика.
В дальнейшем данная разработка может послужить основой для законодательного закрепления ряда положений о логистической деятельности таких объектов и придания им особого экономического статуса (опыт Евросоюза [7] и Республики Беларусь [8]).
Терминальная сеть - интегрированная грузопроводящая мезологистическая система; совокупность взаимодействующих и централизованно управляемых узлов (логистических центров), обеспечивающая межрегиональную интеграцию и выходы на транспортные коридоры страны.
Под ЛО предлагается понимать объекты инфраструктуры, физически обеспечивающие реализацию транспортно-складского обслуживания различных клиентов, сосредоточенные по совокупности признаков в пространственно определенном районе. В частности, железнодорожными предлагается называть ЛО, относящиеся к терминально-складской инфраструктуре железных дорог, выполняющие функции узловых элементов терминально-логистической системы по техническому
обеспечению и практическому выполнению услуг погрузки, выгрузки, хранения и распределения грузов, включая доведение грузов до конечного потребителя, при взаимодействии с участниками системы доставки и другими видами транспорта.
Вопросами проектирования и последующего развития различных ЛО занимались многие отечественные и зарубежные ученые. Парадокс в том, что железнодорожные ЛО, играя роль полноценных многофункциональных узлов терминально-складской инфраструктуры, рассматриваются ими достаточно односторонне - только как транспортные, но не как транспортно-складские системы, что тоже не позволяет говорить об исчерпывающем характере их исследований.
Огромный вклад в создание отечественной теории ТУ внесли такие ученые как В. Н. Образцов, К. Ю. Скалов, С. В. Земблинов, И. Е. Савченко, Л. В. Канторович, В. Я. Негрей, Н. В. Правдин, А. В. Комаров, В. В. Пово-роженко, Е. В. Архангельский, В. М. Аку-линичев, Ю. И. Ефименко, В. И. Апатцев, В. Г. Шубко, С. П. Вакуленко и многие другие. Важнейшее значение для железнодорожной отрасли имеют труды С. М. Резера, Б. А. Левина, П. А. Козлова, А. Т. Осьминина, В. А. Кудрявцева, В. А. Персианова, П. В. Куренкова, А. Ф. Бородина, С. Ю. Елисеева, посвященные совершенствованию транспортных и логистических технологий доставки грузов. Значительную роль в формировании теории транспортно-грузовых систем, проектирования компоновки и технического оснащения ТУ играют работы А. А. Смехова, В. Н. Дег-тяренко, И. С. Беседина, Н. П. Журавлева, Г. П. Гриневич, О. Б. Маликова, О. Н. Числова и др.
Существенный вклад в систему проектирования транспортно-логистических систем внесли научные труды Н. Д. Иловайского, Ю. О. Пазойского, В. П. Клепикова, С. В. Ми-лославской, К. В. Плужникова, В. В. Багино-вой, А. Н. Рахмангулова, А. С. Балалаева, А. М. Гаджинского, В. И. Сергеева, Т. А. Прокофьевой, Б. А. Аникина, В. С. Лукинского,
В. В. Дыбской, В. M. Самуйлова, M. Б. Петрова, В. M. Николашина, Р. Г. Леонтьева, О. Н. Ларина и др.
За рубежом вопросами формирования транспортно-логистических систем занимались такие ученые как Г. Поттгоф (G. Potthof), Л. Форд (L. R. Ford), Д. Фалкерсон (D. R. Fulkerson), Д. Бауэрсокс (D. J. Bowersox); Д. Клосс (D. А. Kloss), Д. Ламберт (D. M. Lambert); Д. Сток (J. R. Stock); M. Линдерс (M. Linders); M. Кристофер (M. Christopher); И. Фехнер (I. Fechner); А. Раштон (А. Rush-ton); Г. Ричардс (G. Richards); С. Хиггинс (C. D. Higgins); M. Фергюсон (M. R. Ferguson); Ж.-П. Родриге (J.-P. Rodrigue); Т. Ноттебум (T. Notteboom); А. Mюссо (А. Musso); Д. Mиддендорф (D. Middendorf); Ф. Mедда (F. Medda) и др.
Высоко оценивая труды перечисленных и многих других ученых в области проектирования ЛО (учитывая научные результаты [9-18] и др.), следует отметить, что вопрос остается недостаточно изученным в части построения комплексной, интегрированной системы анализа, оценки параметров работы объектов терминально-складской инфраструктуры.
Mетодология классификации и идентификации ЛО представлена на рис. 5.
Авторами была разработана общая классификация ЛО по следующим аспектам: «Пространство» (бб признаков, 283 типа), «Транспорт» (85 признаков, 392 типа), «Организация и экономика» (39 признаков, 149 типов), «Конструкция и техническое оснащение» (45 признаков, 322 типа), «Функционально-логистический сервис» (15 признаков, б4 типа). Была усовершенствована с позиций логистики классификация ТУ различных видов транспорта по экономико-географическому, транспортному, планировочному, эволюционному аспектам, разработаны на их основе адаптированные версии для участников процесса перевозки (рис. б). Все предложения полностью автоматизированы в программных продуктах для ЭВM с целью упрощения их использования.
На рис. 7 показана авторская система классификации и иерархии ЛО. В область исследования были включены только объекты логистической инфраструктуры железнодорожного транспорта - блок «Логистические объекты», т. е. базис пирамиды терминалистики (см. рис. 2). Согласно авторской системе иерархии (снизу вверх, по стрелке), на низшем уровне находятся отдельные грузовые площадки, районы, затем распределительные центры и транспортные терминалы, далее - логистические центры и транспортно-логистические узлы и на высшем уровне иерархии ЛО -мультимодальные транспортно-логистические центры (МТЛЦ).
Практическая применимость решения
В табл. 2 отражены полученные научные результаты и области их использования.
Позитивные аспекты применения теории терминалистики показаны на рис. 8.
Возможные сферы применения научных результатов
В сферы перспективного применения входят:
1) совершенствование проектирования, эксплуатации и развития терминально-складской инфраструктуры различных видов транспорта на основе систематизации разрозненных научных знаний и подходов (классификации, идентификации) в единое междисциплинарное комплексное научно-практическое направление (для всестороннего изучения ЛО);
2) разработка государственного стандарта по классификации и идентификации ЛО;
3) упрощение всех коммерческих операций с ЛО любой сложности, адаптация унифицированного классификационного подхода к каждому участнику транспортно-логистического рынка (покупка, продажа, аренда и управле-
Рис. 5. Методология классификации и идентификации ЛО
ние складами, грузовыми терминалами, логистическими центрами) инициируют рост данного сектора рынка, ускорят товарообменные процессы и улучшат взаимопонимание между всеми участниками рынка:
• совершенствование взаимодействия видов транспорта при выполнении мультимо-дальных перевозок;
• улучшение эксплуатационной работы транспортно-логистических, операторских
о
СП
оо
Рис. 6. Авторская система классификации ТУ
о п Л) Л)
о. з'
ю
О
л> л>
¿л сг
о
< л>
П о го тз л>
л> л л <т л> н 0) х л о ь о
"О ш т
Г)
о
"О
00 00
оо
un оо оо X
го
m
q
s
=1
—I
<
=1
n
ISJ
О
vj
n
О ГО TD ГО К го л
л £
го
H
го
X л о ь
о
"О
QJ
л
п л
о
"О
СП
оо оп
ТАБЛИЦА 2. Практическая применимость научных результатов
Научный результат терминали-стики Область практического применения
1. Принципы взаимодействия участников транспортного процесса Транспорт, грузовые перевозки. Формирование эффективной системы «бесшовной» технологии комплексного транспортно-логистического сервиса на базе железнодорожного узла
2. Система классификации и идентификации ЛО Транспорт, торговля, производство, сервис добавленной стоимости. Унифицированная система знаний о всех ЛО, простая и удобная для проектировщика, арендатора, владельца, оценщика, инвестора, перевозчика
3. Метод пространственно- количественного формирования терминальных сетей Транспортная и складская инфраструктура железных дорог и автомобильного транспорта; индустриальный и транспортно-логистический кластер. Планирование рационального развития объектов с учетом потребностей города и обслуживаемой клиентуры
4. Принципы тер-миналистики для проектирования узловых элементов терминальных сетей Торговля, интенсификация грузодвижения, управление цепями поставок, сервис добавленной стоимости, экономика и международная логистика. Формирование развитого рынка транспортно-складского сервиса полного цикла. Снабжение торговых, промышленных резидентов качественной складской площадью. Эффективное развитие территории, смежных производств. Развитие государственно-частного партнерства
компаний и логистических провайдеров, торговых девелоперов и операторов складов и грузовых терминалов в ТУ;
• формирование рациональной транспорт-но-складской инфраструктуры ТУ для получения мультипликативного эффекта и снижения транспортной составляющей в конечной цене готовой продукции.
Выводы
В работе предпринята попытка охарактеризовать терминалистику и перспективные направления ее реализации. Основными положениями научной новизны являются: 1) выделение из логистики самостоятельного научного направления - терминалистики;
2) уровневая модульная структура термина-листики и ее эволюции как нового научного направления; 3) методология классификации, иерархии и идентификации ЛО; 4) авторская классификация и терминология ЛО.
Для ОАО «РЖД» оформление всех знаний о ТУ как об объектах инфраструктуры в терми-налистику позволит реализовать ключевые направления Стратегии-2030 и выйти на уровень логистического провайдера 3-4 РЬ-уровня. Применение положений терминалистики даст возможность получить мультипликативный эффект, снизить транспортную составляющую в конечной цене готовой продукции, создать инвестиционно привлекательные условия предложения качественного транспортно-складского сервиса ОАО «РЖД».
Библиографический список
1. Стратегия развития железнодорожного транспорта РФ на период до 2030 года. - М. : Красный пролетарий, 2008. - 183 с.
2. Покровская О. Д. Терминалистика как новое научное направление / О. Д. Покровская // Путь науки. - 2014. - № 3 (3). - С. 21-24.
3. Покровская О. Д. «Сбитый прицел» кли-ентоориентированности / О. Д. Покровская // РЖД-Партнер. - 2016. - 20.06. - URL : http://www.rzd-partner.ru/interviews/mneniia/ sbityipritsel-klientoorientirovannosti (дата обращения : 25.11.2017).
4. Pokrovskaya O. D. Chi terminelistica reale come una nuova direzione scientific / O. D. Pokrovskaya / Italian Science Review. - 2016. - N 1 (34). -P. 112-116.
5. Rodrigue J.-P. The Geography of Transport Systems / J.-P Rodrigue, C. Comtois, B. Slack. - London ; New York : Taylor & Francis e-Library, 2006. -259 p.
6. Notteboom T. Inland terminals within North American and European supply chains / T. Notteboom, J.-P. Rodrigue // Transport and Communications. Bull. for Asia and the Pacific. - 2009. - N 78. - Р. 14-22.
7. Europlatforms. ECE/TRANS/WP.24/2011. -URL : http://www.europlatforms.eu (дата обращения : 25.11.2017).
8. СТБ 2133-2010. Классификация складской инфраструктуры // Клашфжацыя складской шфраструктуры : изд. офиц. / БелНИИТ : Транстехника. - Введ. 2011-07-01. - Минск : Госстандарт, 2010.
9. Ефименко Ю. И. Железнодорожные станции и узлы / Ю. И. Ефименко, В. И. Апатцев, Н. В. Прав-дин и др. ; под ред. В. И. Апатцева, Ю. И. Ефимен-ко. - М. : Учеб.- метод. центр по образованию на ж.-д. транспорте, 2014. - 450 с.
10. Правдин Н. В. Проектирование инфраструктуры железнодорожного транспорта (станции, железнодорожные и транспортные узлы) / Н. В. Прав-дин, С. П. Вакуленко, А. К. Головнич и др. ; под ред. Н. В. Правдина, С. П. Вакуленко. - М. : Маршрут, 2014. - 1086 с.
11. Маликов О. Б. Перевозки и складирование товаров в цепях поставок : монография / О. Б. Ма-
ликов. - М. : Учеб.- метод. центр по образованию на ж.-д. транспорте, 2014. - 536 с.
12. Земблинов С. В. Основы построения транспортных узлов / С. В. Земблинов, В. А. Бураков, А. М. Обермейстер и др. ; под общ. ред. С. В. Зем-блинова. - М. : Транспорт, 1959. - 47 с.
13. Стыковые пункты транспортных узлов / под ред. К. Ю. Скалова, Г. С. Молярчук. - М. : Транспорт, 1977. - 184 с.
14. Прокофьева Т. А. Логистические центры в транспортной системе России : учеб. пособие / Т. А. Прокофьева, В. И. Сергеев. - М. : Издат. дом «Экономическая газета», 2012. - 522 с.
15. Балалаев А. С. Транспортно-грузовые системы железных дорог : учеб. пособие / А. С. Балалаев, И. А. Чернышова, А. Ю. Костенко. - Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2006. - 108 с.
16. Елисеев С. Ю. Система логистического управления взаимодействием с морскими и речными портами и другими видами транспорта : монография / С. Ю. Елисеев. - М. : ВИНИТИ РАН, 2005. - 96 с.
17. Дыбская В. В. Управление складированием в цепях поставок / В. В. Дыбская. - М. : Альфа-Пресс, 2009. - 720 с.
18. Миротин Л. Б. Логистика, технология, проектирование складов, транспортных узлов и терминалов / Л. Б. Миротин, А. В. Бульба, В. А. Демин. -Ростов н/Д. : Феникс, 2009. - 408 с.
References
1. Strategiya razvitiya zheleznodorozhnogo transporta RF naperiod do 2030 g. [Development strategy of the Russian Federation railway transport for the period until 2030]. Moscow, Krasniy proletariy Publ., 2008, 183 p. (In Russian)
2. Pokrovskaya O. D. Termynalistika kak novoye nauchnoye napravleniye [Terminalistics as a new school]. Science path, 2014, no. 3 (3), pp. 21-24. (In Russian)
3. Pokrovskaya O. D. "Sbytiy prytsel" kliyentoori-yentirovannosty ["Upset sight" of customer-oriented approach]. RZhD-Partner, 2016. - URL: http://www. rzd-partner.ru/interviews/mneniia/sbityi-pritsel-klien-toorientirovannosti (accessed: 25.11.2017). (In Russian)
4. Pokrovskaya O. D. Chi terminelistica reale come una nuova direzione scientific. Italian Science Review, 2016, no. 1 (34), pp. 112-116.
5. Rodrigue J.-P., Comtois C. & Slack B. The Geography of Transport Systems. London, New York, Taylor & Francis e-Library Publ., 2006, 259 p.
6. Notteboom T. & Rodrigue J.-P. Inland terminals within North American and European supply chains. Transport and Communications. Bull. for Asia and the Pacific, 2009, no. 78, pp. 14-22.
7. Europlatforms. ECE/TRANS/WP.24/2011. - URL: http://www.europlatforms.eu (accessed: 25.11.2017).
8. STB 2133-2010 - Standards of the Republic of Belarus 2133-2010. Klassifikatsiya skladskoy in-frastruktury. Izdaniye ofytsialnoye [Classification of warehouse infrastructure. Official edition]. BelNIIT, Transtekhnika, Minsk, Gosstandart Publ., 2010. (In Russian)
9. Yefimenko Y. I., Apattsev V. I., Pravdyn N. V. et al. Zheleznodorozhniye stantsii i uzly [Railway stations and transport nodes]. Moscow, Learning and teaching educational centre of railway transport Publ., 2014, 450 p. (In Russian)
10. Pravdyn N. V., Vakulenko S. P., Golovnich A. K. & et al. Proyektyrovaniye infrastruktury zheleznodor-ozhnogo transporta (stantsii, zheleznodorozhniye i transportniye uzly) [Railroad transport infrastructure designing (stations, railway junctions and transport nodal points)]. Moscow, Marshrut Publ., 2014, 1086 p. (In Russian)
11. Malykov O. B. Perevozky i skladyrovaniye tovarov v tsepyakh postavok [Traffic and storing in supply chains]. Moscow, Learning and teaching educational centre of railway transport Publ., 2014, 536 p. (In Russian)
12. Zemblinov S. V., Burakov V. A., Obermeister A. M. et al. Osnovy postroyeniya transportnykh uzlov [Foundations of construction of transport nodal points]. Moscow, Transport Publ., 1959, 47 p. (In Russian)
13. Stykoviye punkty transportnykh uzlov [Transport division points]. Ed. by K. Y. Skalov & G. S. Mo-lyarchuk. Moscow, Transport Publ., 1977, 184 p. (In Russian)
14. Prokofyeva T. A. & Sergeyev V. I. Logistiches-kiye tsentry v transportnoy systeme Rossii [Logistic centers in the transport system of Russia]. Moscow, Economic Newspaper Publ., 2012, 522 p. (In Russian)
15. Balalayev A. S., Chernyshova I. A. & Kosten-ko A. Y. Transportno-gruzoviye systemy zheleznykh dorog [Railway transport and cargo systems]. Khabarovsk, DVGUPS Publ., 2006, 108 p. (In Russian)
16. Yeliseyev S. Y. Systema logisticheskogo up-ravleniya vzaimodeystviyem s morskymy i rechnymy portamy i drugymy vydamy transporta [The system of logistical control of sea ports and river ports and other types of transport interaction]. Moscow, VINITI RAN Publ., 2005, 96 p. (In Russian)
17. Dybskaya V. V. Upravleniye skladyrovaniyem v tsepyakh postavok [Storing management in supply chains]. Moscow, Alpha-Press Publ., 2009, 720 p. (In Russian)
18. Myrotyn L. B., Bulba A. V. & Demyn V.A. Lo-
gistika, tekhnologiya, proyektyrovaniye skladov, trans-portnykh uzlov i termynalov [Logistics, technology, designing of stores, transport nodal points and railheads]. Rostov-on-Don, Phoenix Publ., 2009, 408 p. (In Russian)
*ПОКРОВСКАЯ Оксана Дмитриевна - канд. техн. наук, доцент, insight1986@inbox.ru; МАЛИКОВ Олег Борисович - доктор техн. наук, профессор (Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I); ЗАЧЕШИГРИВА Марина Александровна - канд. техн. наук, доцент (Сибирский государственный университет путей сообщения).