УДК 656.073: 658.8
О. Д. Покровская,
ЭВОЛЮЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К КЛАССИФИКАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ УЗЛОВ
Дата поступления: 20.01.2017 Решение о публикации: 03.07.2017
Аннотация
Цель: Охарактеризовать эволюционно-функциональный подход к классификации транспортных узлов, который может применяться как методология изучения особенностей зарождения и развития транспортных узлов. Данный подход представляет собой часть теории терминалистики, которую предлагается включить в практику транспортной науки. Методы: Использован аналитический метод исследования. Результаты: Представлена пирамида терминалистики и иерархии ее объектов с учетом комплексности и интегрированности сервиса как адаптированный вариант теории Ж.-П. Родригэ. Для железнодорожных транспортных узлов (ТУ) предложена четырехэтапная адаптированная модель Родригэ-Ноттебума. Разработаны классификации ТУ: 1) по направленности сервиса, в которой интегрирована градация логистического сервиса и ориентации на объект обслуживания; 2) по проявлению мультипликативного эффекта в связанных и несвязанных отраслях для ТУ, находящихся на любой стадии развития; 3) по стадиям эволюционно-функционального развития ТУ, которая интегрирует кластерный и синергетический подходы. Отмечается, что в современных условиях ТУ давно выполняют роль полноценных многофункциональных логистических объектов, реализующих широкий ассортимент не только транспортных, складских, но и консалтинговых, таможенных, дистрибьюторских, экспедиционных и других услуг. Однако до сих пор транспортная наука не предложила полноценной классификации ТУ, отражающей весь богатый функциональный потенциал данных сложных логистических систем. Показано, что «фокус» научных исследований ТУ смещен в сторону таких отдельных подходов как экономический, коммерческий, планировочный, географический и не является комплексным, логистическим. Показано, что усложнение ассортимента логистического сервиса, множество подходов к организации работы ТУ, повышение качественных требований к ним объективно требуют оформления всех знаний о ТУ в самостоятельную отрасль - терминалистику. Эволюционно-функциональный подход к развитию ТУ как мультимодальных логистических объектов есть основное теоретическое положение терминалистики. Данный подход отражает целый комплекс важных для логистики ТУ параметров: инфраструктурная основа, география, направленность сервиса, особенности регионального развития и развития логистических решений. Авторами была разработана классификация ТУ по стадии их эволюционно-функционального развития путем синтеза кластерного и синергетического подходов к определению стадии развития ТУ как логистического объекта, с одной стороны, и самоорганизующейся сложной системы - с другой, что составляет научную новизну такого предложения. В основу положен признак совершенства логистических решений при взаимодействии сторон логистики. Подробно рассмотрен мультипликативный эффект, связанный с формированием и развитием ТУ в отдельных регионах. Практическая значимость: Для ОАО «РЖД» применение эволюционно-функционального подхода может стать инструментом для рационального проектирования и последующего развития ТУ с учетом функционально-логистической стадии развития узла. Это, в свою очередь, повысит клиентоориентированность при формировании пакета логистического сервиса, реализуемого в ТУ, а также создаст условия
О. Б. Маликов
для перехода компании в статус логистического провайдера полного цикла и успешного формирования терминальной сети на территории страны.
Ключевые слова: Эволюционно-функциональный подход, транспортный узел, терминалистика, логистический объект, логистический сервис, мультипликативный эффект.
*Oksana D. Pokrovskaya, Cand. Eng. Sci., associate professor, [email protected]; Oleg B. Maly-kov, D. Eng. Sci., professor (Emperor Alexander I St. Petersburg State Transport University) EVOLUTIONARY FUNCTIONAL APPROACH TO TRANSPORT NODES CLASSIFICATION
Summary
Objective: To characterize evolutionary functional approach to classification of transport nodes, which may be applied as methodology of studying the peculiarities of origin and development of transport nodes. The given approach is a part of terminalistics theory, which may be included in practical training of transportation science. Methods: Analytical method of research was used. Results: The pyramid of terminalistics and the hierarchy of its elements was presented, taking into account the complexity and integratedness of service as an adapted version of J.-P. Rodrigue's theory. Rodrigue-Notteboom's four-stage adapted model was introduced for transport nodes (TN). The following classifications of TN were developed according to: 1) service orientation, in which logistical service gradation is integrated, as well as service object orientation; 2) display of multiplicative effect in related and unrelated spheres for TN at any stage of development; 3) evolutionary functional stages of TN development which integrate cluster and synergetic approaches. It was noted that in modern conditions transportation nodes often perform the role of a full-fledged multipurpose logistical item, carrying out a wide range of not only transport and stocking services but also consulting, custom, distributing, shipping and other services. However, until now, transportation science has not suggested a complete classification of TN, which would have reflected extensive functional potential of complex logistical systems' data. It was shown that the "focus" of scientific research on TN had shifted concentrating on such approaches as economical, commercial, planning, geographical. Moreover, the focus in question is not complex and logistical. It was shown, that with the expansion of range of logistical service, the variety of approaches to organizing of TN functioning, the rise of quality standards to these approaches, there occurred a necessity to collect the knowledge in a separate branch - terminalistics. Evolutionary functional approach to the development of TN as multimodal logistical items is the main abstract theorem of terminalistics. The approach in question reflects a whole set of parameters significant for TN logistics: infrastructural basis, geography, service orientation, the peculiarities of regional growth and the development of logistics solutions. The author of the given study has developed a classification of TN according to the stage of evolutionary functional development of the latter, by means of cluster and synergetic approaches synthesis, to identify the stage of development of TN as a logistical item on the one hand, and a self-organizing complex system on the other hand. This suggestion makes scientific novelty of the study in question. The criterion of logistical decisions' improvement in the process of interaction of logistics' branches is an underlying criterion of the research in question. The multiplicative effect, connected with TN formation and development in certain regions, was considered in depth. Practical importance: Evolutionary functional approach application may become a tool for intelligent design and further development of TN for JSC "Russian Railways", taking into account functional logistical stages of the transport node development. The latter will increase customer-centeredness in the process of logistical service packet assembly, realized in TN, and provide conditions for the company to become a full-fledged logistical provider as well as successful formation of a terminal network on the territory of the country.
Keywords: Evolutionary functional approach, transport node, terminalistics, logistical item, logistical service, multiplicative effect.
Актуальность и цель работы
Вопросы зарождения, формирования и последующей трансформации (эволюции) являются основополагающими при проектировании технической оснащенности, технологии работы, механизма организации и межэлементного взаимодействия таких сложных систем как транспортные узлы (ТУ). Роль ТУ в доставке грузов трудно переоценить. От их бесперебойной работы и слаженного взаимодействия видов транспорта в них зависит эффективность всей транспортно-логистической системы страны [1].
Организация эффективной работы ТУ -комплексная, полиаспектная задача. К сожалению, она решалась односторонне, на основе таких сложившихся подходов как экономико-географическое положение, путевое развитие, интеграция с населенным пунктом. Все остальные вопросы складской инфраструктуры, технического оснащения, взаимодействия видов транспорта и другие решались «точечно», локально. Комплексных научных основ по вопросу проектирования и развития транспортных узлов, интегрирующих знания логистики (транспортной, складской, информационной,...), экономики (регионалистики, экономической географии,...), теории систем и многих других, связанных с деятельностью ТУ, дисциплин не было предложено.
В современных условиях ТУ давно выполняют роль полноценных многофункциональных логистических объектов, реализующих широкий ассортимент услуг не только транспортных, складских, но и консалтинговых, таможенных, дистрибьюторских, экспедиционных и др.
Однако до сих пор транспортная наука не предложила полноценной классификации ТУ, отражающей весь их богатый функциональный потенциал. Эта ситуация связана с преобладанием традиционного понимания ТУ как пункта стыка различных видов транспорта, узла путей сообщения, инфраструктурной единицы, но не как логистического объекта в мере, отвечающей современным представ-
лениям о ТУ. Парадокс ситуации в том, что ТУ различных видов транспорта, выполняя логистические функции, не имеют при этом ни актуального логистического подхода к классификации, отражающей все многообразие современной транспортно-логистической деятельности ТУ [2-4]. Сложившаяся ситуация объективно требует интегрированного научного направления для изучения развития и богатого логистического функционала ТУ. Очевидно, что для полноценного, комплексного исследования столь сложных объектов необходим подход, «заточенный» на ТУ как на объекте изучения. Вышеизложенное определяет выбор темы данной работы.
Целью работы является разработка теоретических основ развития ТУ с позиций терми-налистики как нового научного направления.
Существующее состояние вопроса
Рассмотрим отличие эволюционно-функ-ционального подхода терминалистики от традиционного на примере дефиниций и типологии ТУ, а также место и состав подходов, имеющихся в транспортной литературе. Так, рис. 1 иллюстрирует анализ научной транспортной литературы, посвященной ТУ, в частности их классификации.
Традиционно ТУ рассматривались с точки зрения структурной реализации в конкретных географических условиях. В соответствии с рис. 1 наблюдаются следующие подходы к типологии ТУ с учетом их дефиниций: 1) железнодорожный подход, в котором ТУ считается объектом со сложным путевым развитием, узлом дорог, а также географическим объектом; 2) коммерческий (включающий в себя оценочный и технико-проектировочный аспекты, распространенный в сфере складской логистики и продажи терминально-складских объектов, а также при генеральном планировании транспортно-грузовых систем), в котором ТУ - это система элементов, локальный логистический объект; 3) экономико-логистический, в котором ТУ - поставщик логи-
Рис. 1. Области (ареалы) существующих классификаций ТУ, дающих представление о логистических объектах (составлено на основе анализа работ [5-17])
стических услуг с учетом его дислокации и комплексности сервиса.
Ключевыми признаками этих классификаций являются: путевое развитие, техническая оснащенность, проектирование, логистическая роль в системе доставки, экономико-географическое положение. К сожалению, все признаки разрозненны, отсутствует единый подход к развитию ТУ. Например, железнодорожный аспект понимания и типологии ТУ охватывает только такие области как техническая оснащенность, путевое развитие и экономико-географическое положение. На рис. 1 видно, что перечисленные аспекты смещаются относительно ТУ, поскольку освещают только одну «ипостась» его многообраз-
ной деятельности. Вместе с тем все указанные области (ареалы) формируют комплекс исследований для терминалистики.
Таким образом, усложнение ассортимента логистического сервиса, множество подходов к организации работы ТУ, повышение качественных требований к ним объективно требуют оформления всех знаний о транспортных узлах в самостоятельную отрасль -терминалистику.
Научная новизна работы
В данной работе представлены некоторые теоретические положения терминалистики -
логистики ТУ и терминальных сетей [3, 4], в частности эволюционно-функциональный подход к развитию ТУ как мультимодальных логистических объектов. Терминалистика использует следующие подходы к изучению ТУ и терминальных сетей: процессный, синер-гетический, системный, логистический, кластерный, эволюционный. Подробно рассматривается эволюционный подход к развитию функционала ТУ. При этом полагается, что в основе ТУ - железнодорожный узел.
Терминалистика - логистика терминальных сетей и транспортных узлов - наука об организации, проектировании, управлении, структуре и конфигурации сетей грузовых терминалов, включая вопросы количества и дислокации узлов, функционально-технологического состава, прогнозной и экспертной оценок, а также транспортную, инфраструктурную, интеграционную, экономическую и экологическую составляющие работы региональных терминальных сетей.
Логистический объект - узловой элемент системы транспортно-складской инфраструктуры, выполняющий комплекс логистических функций в системе доставки груза от начального поставщика до конечного потребителя.
Логистический район - совокупность логистических объектов определенной степени
экономического и технологического взаимодействия, сосредоточенные по ряду признаков в пространственно-географической концентрации.
Логистическая область - совокупность взаимоувязанных логистических районов, обеспечивающая интеграцию в транспортные коридоры и построение устойчивой по составу и комплексности транспортно-логи-стического сервиса терминальной сети [3, 4].
На рис. 2 в соответствии с изложенным представлена пирамида терминалистики и иерархии ее объектов с учетом комплексности и интегрированности сервиса.
В общем случае развитие любого ТУ как логистического объекта проходит следующие стадии эволюции: 1) узел дорог, на которой при развитии внутриузлового взаимодействия формируются условия для оказания дополнительного сервиса и перехода на новую стадию; 2) стыковочный пункт видов транспорта, на которой взаимодействие становится межузловым, а сервис позволяет обслуживать сложные системы доставки грузов; 3) мульти-модальный транспортно-логистический объект, на которой осуществляется комплексный сквозной сервис клиентуры, подвижного состава, грузов («бесшовная технология»). Это отражено на рис. 3.
Адаптированная пирамида терминалистики и ее объектов
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОБЛАСТИ (ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ, ТЕРМИНАЛЬНАЯ
СЕТЬ, ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА)
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ (СУХОЙ ПОРТ, МТЛЦ, ГРУЗОВАЯ ДЕРЕВНЯ)
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ (ОТДЕЛЬНЫЕ ГРУЗОВЫЕ ПЛОЩАДКИ, ГРУЗОВЫЕ ДВОРЫ, ТЕРМИНАЛЫ)
Терминалистика
Рис. 2. Пирамида терминалистики и ее объектов (составлено с учетом [18, 19])
В частности, для железнодорожных ТУ предлагается адаптировать модель Родригэ-Ноттебума [18, 19] с учетом теоретических основ терминалистики, что показано на рис. 4.
Развитие узла (сети узлов) происходит (см. рис. 4) с учетом трансформации внутренних процессов: 1) разобщенного существования отдельных элементов (объектов); 2) концентрации (укрупнения, концентрации и интеграции элементов (объектов) в узел (узловой инфраструктурный элемент); 3) наращивания инфраструктуры (подключение вспомогательных элементов, наращивание расширенной инфраструктурной поддержки); 4) регионализация с последующим выходом на новый уровень («подключением» к локальным и глобальным транспортно-логистическим системам).
Предлагаемый в настоящей работе эво-люционно-функциональный подход к развитию ТУ иллюстрирует рис. 5, на котором представлено развитие ТУ по признаку направленности (ориентации) реализуемых транспортно-логистических услуг. В данной схеме интегрирована градация логистического сервиса и ориентации на объект обслуживания. Выделены этапы градации уровня услуг: стандартная услуга =>> расширенная услуга =>> уникальная услуга.
Кроме совершенствования уровня сервиса происходит поэтапное смещение ключевой ориентации сервиса: внутренняя среда =>> внешняя среда =>> клиент. Прочие характеристики каждого этапа приведены в соответствующих блоках на рис. 5.
В результате была разработана классификация ТУ по стадии их эволюционно-функ-ционального развития (рис. 6). Отличительной особенностью предлагаемой классификации ТУ является синтез кластерного [20, 21] и си-нергетического [22] подходов к определению стадии развития ТУ как логистического объекта, с одной стороны, и самоорганизующейся сложной системы - с другой. В основу положен признак совершенства логистических решений при взаимодействии сторон логистики (с учетом рис. 2).
Так, согласно рис. 6, стадии зарождения
отвечает стадия хаоса (хаотичного развития) ТУ. Как отмечено в центральном блоке, инфраструктурной основой выступает существующая база, соответствующее развитие которой может проходить в виде реконструкции или нового строительства. Создаются условия для формирования центра притяжения трудовых, финансовых и иных ресурсов. Однако поэлементное развитие неупорядочено, а связи технологического взаимодействия слабо развиты. Со стороны синергетического подхода наблюдается присутствие внешних возмущений (флуктуаций), которые являются условием для последующего качественного изменения, перехода на более высокий уровень упорядоченности и развития.
Стадии зрелости по кластерному подходу предлагается соотносить стадию бифуркации по синергетическому подходу. Два центральных блока отражают этапы роста и устойчивого роста до уровня 2- и 3-РЬ соответственно. Происходит последовательное расширение состава участников и ассортимента услуг, наблюдаются первые проявления мультипликативного эффекта. Отличием этапа роста от этапа устойчивого роста является направленность комплексного развития - территории в первом случае и сервиса во втором случае соответственно. Для синергетического подхода это соответствует стадии бифуркации. Бифуркацией в теории синергетики принято считать смену установившегося режима работы системы.
Основным свойством точки бифуркации является непредсказуемость последующего развития. Может произойти необратимое изменение как в прямом, так и в обратном направлении, что иллюстрирует пунктирная стрелка, возвращающая к этапу хаоса. В случае, если этап устойчивого роста успешно пройден ТУ в своем развитии, то заключительным этапом зрелости становится качественное развитие (в отличие от начального количественного). Ему соответствует третья стадия по синергетическому подходу - стадия порядка.
ВНУТРИУЗЛОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СЕРВИС
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВНУТРИ- И МЕЖУЗЛОВОЕ
КОМПЛЕКСНЫЙ СЕРВИС
Рис. 3. Укрупненная эволюция сущности ТУ
в логистический объект сетевого значения, выступающий в роли узлового элемента для последующего включения в терминальную сеть страны
Рис. 4. Адаптация модели Родригэ-Ноттебума к железнодорожным ТУ
Рис. 5. Этапное развитие ТУ по ориентации реализуемых услуг
Стадии стагнации по кластерному подходу также отвечает стадия порядка по синерге-тическому. Наблюдается цикличность развития, связанная с новым обращением к количественному росту, отличным от предыдущего этапа своим масштабом. На этой стадии может происходить интеграция (взаимно равное проникновение, слияние или поглощение более крупным объектом) или метаморфозы в более крупный объект. Итогом развития на данной стадии является формирование крупного объекта и инфраструктурных условий для выхода по цепи город =>> регион =>> транспортный коридор.
Стадии деградации по кластерному подходу соответствует хаос по синергетическому подходу. Основная нагрузка ТУ здесь переносится в новый район местного или стороннего происхождения либо в новый перспективный пункт взаимодействия видов транспорта.
В рамках эволюционно-функционального подхода на рис. 7 предлагается классификация ТУ по форме выражения мультипликативного эффекта [23].
Мультипликативный эффект по области покрытия может быть тотальный, локальный или комплексный. При этом эффективное развитие ТУ может давать эффект как в связанных с транспортно-складской логистикой отраслях, так и в несвязанных. В последних это социальный и финансовый эффекты. В связанных отраслях виды эффектов разделены по типу объекта-получателя результатов - это эффекты для железнодорожного перевозчика, региона присутствия, транспортно-логистической и производственной компаний. Кроме того, внутри каждой из выделенных областей эффективности один и тот же ТУ может инициировать не один, а целый ряд сопутствующих изменений. Мультипликативный эффект, та-
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД ПО РАЗВИТИЮ РЕ (ЭВОЛЮЦИЯ РЕШЕНИЙ ЛОГИСТИКИ, СТОРОН И СОБСТВЕННИКОВ) СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
ЗАРОЖДЕНИЕ 1 - ЗАРОЖДАЮЩИЕСЯ • Существующая база: развитие или реконструкция • Создание новой базы • Формирование центра притяжения ХАОС
ЗРЕЛОСТЬ
2 - РАСТУЩИЕ Расширение границ, развитие собственной инфраструктуры, комплексное развитие территории 2-РЕ (самостоятельное решение логистики), первые проявления мультипликативного эффекта
3 - УСТОИЧИВО РАСТУЩИЕ Расширение состава участников и ассортимента услуг, привлечение сторонних ресурсов, появление арендованных мощностей и инфраструктуры, комплексное развитие сервиса, З-РЕ
4 - РАЗВИВАЮЩИЕСЯ (КАЧЕСТВЕННО) Расширение состава участников и ассортимента услуг, привлечение сторонних ресурсов, появление арендованных мощностей и инфраструктуры, З-РЕ, максимизация мультипликативного эффекта, комплексное развитие сервис+территория
БИФУРКАЦИЯ
ПОРЯДОК
СТАГНАЦИЯ 5 - РАЗВИВАЮЩИЕСЯ (КОЛИЧЕСТВЕННО) • Интеграция (поглощение, слияние с более крупным объектом, аккумуляция мощностей) • Метаморфоза / превращение в более крупный объект Формирование крупного объекта, обеспечивающего эффект масштаба, достижение устойчивой прибыльности, повышение ВРИ и интеграция в инфраструктуру город => регион => транспортный коридор
г i
ДЕГРАДАЦИЯ 6 - ДЕГРАДИРУЮЩИЕ Упадок ТУ и перенос центра • В новый район собственного / местного / стороннего происхождения • В новый, более крупный объект (поглощение) • В новый перспективный пункт взаимодействия видов транспорта ХАОС
Рис. 6. Классификация ТУ по стадии эволюционно-фуикционального развития
о
ш
По форме выражения мультипликативного эффекта
СП
о п го го о. з' ю
о
л> л>
¿л сг
о
< л>
в несвязанных отраслях
Социальный эффект
Рост благосостояния
Сокращение безработицы
Жилищное строительство
Строительство социальной инфраструктуры (магазины, детские сады, поликлиннихи...)
Расширение товарного ассортимента, интенсификация товарообмена
Развитие туризма и рекреационных зон
в связанных отраслях
I тотальный |
, I ~ 1=-„
I локальный I | комплексный |
П_
Финансовый эффект
X
Транспортно-логистический эффект Региональный эффект
— Налоговые поступления
— Ускорение товарооборота
Рост валового регионального продукта_
Привлечение инвестиций
Привлечение компаний-резидентов
Стимулирование конкурентных условий на транспортно-логистическом и связанных рынках
Упрощение выхода на рынок за счет эффекта синергии при работе многих компаний в одном логистическом районе
Межрегиональная интеграция (торговая, транспортная...)
Оживление хозяйственных и социально-экономических связей
Стимулирование трудовой миграции
Развитие транспортно-дорожной инфраструктуры
Комплексное транспортно-логистическое обслуживание клиентуры «в одно окно»
Повышение эффективности работы транспорта
Сокращение суммарных запасов в системе товарообращения
Адекватная дистрибуция грузо- и товаропотоков
Реализация сквозного транспортно-логистического сервиса в сложных системах доставки по бесшовной технологии
Повышение качества и комплексности оказываемого сервиса
Рост компаний, реализующий высококачественный сервис
Расширение ассортимента транспортно-логистических услуг за счет привлечения в логистический район филиальной сети и представительств других участников
Рационализация схем доставки грузов и товаров в межрегиональном и международном сообщении
Рациональное развитие складской инфраструктуры, сбалансированное с потребностями региона
Формирование мощных промышленно-логистических зон с развитием сервиса добавленной стоимости
Создание новых рабочих мест
Выход регионального производства на новые рынки сбыта
Эффект для ОАО «РЖД»
Повышение инвестиционной привлекательности терминальной инфрастурктуры РЖД
Интенсификация развития терминально-складской сети на опорной сети железных дорог
Расширение сегмента участия РЖД в транспортно-логистическом рынке региона, страны, мира
Развитие инфраструктурной основы для транспортных коридоров
Переключение с автотранспорта грузов на железные дороги
Рациональное развитие сети терминально-логистических комплексов на сети опорных железнодорожных станций
Повышение конкурентоспособности РЖД за счет предоставления комплексного сервиса на собственной терминальной сети
Совершенствование взаимодействия с клиентурой и другими участниками грузодвижения в узлах
Формирование объективных условий для создания на базе РЖД мультимодального логистического оператора полного цикла
Совершенствование проектирования и эксплуатации собственной транспортно-складской инфраструктуры
Расширение клиентской базы
Организация эффективного распределения грузов и взаимодействия с другими видами транспорта в узлах
Рис. 7. Классификация ТУ по форме выражения мультипликативного эффекта
1
Производственный эффект
Сокращение складских запасов
Повышение оборачиваемости финансовых ресурсов
Снижение «замороженных» финансовых средств на складах ив пути
Снижение транспортной составляющей в цене товара для конечного потребителя
Рационализация хозяйственных
Снижение себестоимости продукции за счет сокращения складских и транспортных затрат
Получение комплексного транспортно-логистического сервиса «от одного лица»
Передача непрофильных функций по организации перевозки и сбыта продукции на аутсорсинг
Упрощение выхода на рынок и дальнейшего развития за счет эффективного взаимодействия с другими участниками системы доставки
Экономия на затратах на рекламу за счет эффекта синергии
Высвобождение складов собственников
Ускорение доставки продукции по передовым технологиям
"О
О
ь
ф
к
ш
А
ш н "О
ш л п =1
о
"О
н л
сг X
Г) ^
ч
го
ким образом, будет полиаспектным. Данная классификация (рис. 7) справедлива для ТУ, находящихся на любой стадии эволюционно-функционального развития.
Заключение
В данной работе охарактеризован эволю-ционно-функциональный подход, который может применяться как методология изучения особенностей зарождения и развития ТУ.
Представлена пирамида терминалистики и иерархии ее объектов с учетом комплексности и интегрированности сервиса как адаптированный вариант теории Ж.-П. Родригэ. Показана логика функциональной эволюции логистических объектов и их роли в общей теории терминалистики.
Для железнодорожных ТУ предложена че-тырехэтапная адаптированная модель Родри-гэ-Ноттебума с учетом теоретических основ терминалистики.
На основе анализа существующих классификационных и эволюционных подходов к развитию ТУ разработана классификация ТУ по направленности сервиса, в которой интегрирована градация логистического сервиса и ориентации на объект обслуживания.
Построена также в рамках эволюционно-функционального подхода классификация ТУ по проявлению мультипликативного эффекта в связанных и несвязанных отраслях, применимая для ТУ, находящихся на любой стадии развития.
Результатом проведенного исследования стала разработка классификации ТУ по шести стадиям их эволюционно-функционального развития, при интеграции кластерного и синер-гетического подходов. Эволюционно-функцио-нальный подход может стать инструментом для определения стадии развития логистики любых ТУ. Он отражает целый комплекс важных для логистики ТУ параметров: инфраструктурная основа, география, направленность сервиса, особенности регионального развития и развития логистических решений (РЬ).
Библиографический список
1. Стратегия развития железнодорожного транспорта РФ на период до 2030 года. - М. : Красный пролетарий, 2008. - 183 с.
2. Покровская О. Д. «Сбитый прицел» клиен-тоориентированности / О. Д. Покровская // РЖД-Партнер. - 2016. - URL: http://www.rzd-partner.ru/ interviews/mneniia/sbityi-pritsel-klientoorientirovannosti /?print (дата обращения: 11.01.2017).
3. Покровская О. Д. Терминалистика как новое научное направление / О. Д. Покровская // Путь науки. - 2014. - № 3 (3). - С. 21-24.
4. Pokrovskaya O. D. Chi terminelistica reale come una nuova direzione scientific / O. D. Pokrovskaya // Italian Science Review. - 2016. - N 1 (34). -Р. 112-116.
5. Ефименко Ю. И. Железнодорожные станции и узлы / Ю. И. Ефименко, В. И. Апатцев, Н. В. Прав-дин и др. ; под ред. В. И. Апатцева, Ю. И. Ефименко. - М. : Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. транспорте, 2014. - 450 с.
6. Правдин Н. В. Проектирование инфраструктуры железнодорожного транспорта (станции, железнодорожные и транспортные узлы) / Н. В. Прав-дин, С. П. Вакуленко, А. К. Головнич и др. ; под ред. Н. В. Правдина, С. П. Вакуленко. - М. : Маршрут, 2014. - 1086 с.
7. Бройтман Э. З. Железнодорожные станции и узлы / Э. З. Бройтман. - М. : Маршрут, 2004. -324 с.
8. Маликов О. Б. Перевозки и складирование товаров в цепях поставок : монография / О. Б. Маликов. - М. : Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. транспорте, 2014. - 536 с.
9. Классификация складских помещений Knightfrank. - URL : http://www.knightfrank.ru/ resources/pdf/research/ind.pdf (дата обращения: 11.01.2017).
10. Савченко И. Е. Железнодорожные станции и узлы / И. Е. Савченко, С. В. Земблинов, И. И. Стра-ковский. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Транспорт, 1967. - 467 с.
11. Земблинов С. В. Основы построения транспортных узлов / С. В. Земблинов, В. А. Бураков, А. М. Обермейстер и др. ; под общ. ред. С. В. Зем-блинова. - М. : Транспорт, 1959. - 47 с.
12. Стыковые пункты транспортных узлов / под ред. К. Ю. Скалова, Г. С. Молярчук. - М. : Транспорт, 1977. - 184 с.
13. Прокофьева Т. А. Логистические центры в транспортной системе России : учеб. пособие / Т. А. Прокофьева, В. И. Сергеев. - М. : Издат. дом «Экономическая газета», 2012. - 522 с.
14. Балалаев А. С. Транспортно-грузовые системы железных дорог : учеб. пособие / А. С. Балалаев, И. А. Чернышова, А. Ю. Костенко. - Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2006. - 108 с.
15. Елисеев С. Ю. Система логистического управления взаимодействием с морскими и речными портами и другими видами транспорта : монография / С. Ю. Елисеев. - М. : ВИНИТИ РАН, 2005. -96 с.
16. Дыбская В. В. Управление складированием в цепях поставок / В. В. Дыбская. - М. : Альфа-Пресс, 2009. - 720 с.
17. Миротин Л. Б. Логистика, технология, проектирование складов, транспортных узлов и терминалов / Л. Б. Миротин, А. В. Бульба, В. А. Демин. -Ростов н/Д. : Феникс, 2009. - 408 с.
18. Rodrigue J.-P. The Geography of Transport Systems / J.-P. Rodrigue, C. Comtois, B. Slack. - London ; New York : Taylor & Francis e-Library. 2006. -259 p.
19. Notteboom T. Inland terminals within North American and European supply chains / T. Notteboom, J-P. Rodrigue // Transport and Communications. Bulletin for Asia and the Pacific. - 2009. - N 78. - Р. 21-26.
20. Портер М. Конкуренция / пер. с англ. О. Л. Пе-левского и др. ; под ред. Я. В. Заболоцкого и др. -М. : ИД «Вильямс», 2005. - 344 с.
21. Кибалов Е. Б. Транспортно-логистический кластер Новосибирской области: модель формирования и оценки эффективности / Е. Б. Кибалов, К. Л. Комаров, К. А. Пахомов // Регион: экономика и социология. - 2007. - № 3. - С. 42-54.
22. Пригожин И. Р. Философия нестабильности / И. Р. Пригожин // Вопросы философии. - 1991. -№ 6. - С. 18-27.
23. Покровская О. Д. Формирование терминальной сети региона для организации перевозок грузов : монография / О. Д. Покровская. - М. : Транс-Лит, 2012. - 192 с.
References
1. Strategiya razvitiya zheleznodorozhnogo transporta RF na period do 2030 goda [The development strategy of railway transport of the Russian Federation for the period up to 2030].Moscow, Krasniy proletariy Publ., 2008, 183 p. (In Russian)
2. Pokrovskaya O. D. "Sbytiy prytsel" kliyen-tooriyentyrovannosty ["Upset gunsight" of customer-oriented approach]. RZhD-Partner, 2016. - URL: http://www.rzd-partner.ru/interviews/mneniia/sbityi-pritsel - klientoorientirovannosti/?print (accessed: 11.01.2017). (In Russian)
3. Pokrovskaya O. D. Termynalistika kak novoye nauchnoye napravleniye [Terminalistics as a new school]. Put nauky [Science path], 2014, no. 3 (3), pp. 21-24. (In Russian)
4. Pokrovskaya O. D. Chi terminelistica reale come una nuova direzione scientific. Italian Science Review, 2016, no. 1 (34), pp. 112-116.
5. Yefimenko Y. I., Apattsev V. I., Pravdyn N. V. et al. Zheleznodorozhniye stantsii i uzly [Railway stations and transport nodes]. Moscow, Uchebno-metodyches-kiy tsentr po obrazovaniju na zheleznodorozhnom transporte [Learning and teaching educational centre of railway transport] Publ., 2014, 450 p. (In Russian)
6. Pravdyn N. V., Vakulenko S. P., Golovnich A. K. & et al. Proyektyrovaniye infrastruktury zheleznodorozhnogo transporta (stantsii, zheleznodorozhniye i transportniye uzly) [Railroad transport infrastructure designing (stations, railway junctions and transport nodal points)]. Moscow, Marshrut Publ., 2014, 1086 p. (In Russian)
7. Broytman E. Z. Zheleznodorozhniye stantsii i uzly [Railway stations and transport nodes]. Moscow, Marshrut Publ., 2004, 324 p. (In Russian)
8. Malykov O. B. Perevozky i skladyrovaniye to-varov v tsepyakh postavok [Traffic and storing in supply chains]. Moscow, Uchebno-metodycheskiy tsentr po obrazovaniju na zheleznodorozhnom transporte [Learning and teaching educational centre of railway transport] Publ., 2014, 536 p. (In Russian)
9. Klassifikatsiya skladskykh pomesheniy Knight-frank [Knightfrank storages' classification]. - URL: http://www.knightfrank.ru>resources/pdf/research/ind. pdf (accessed: 11.01.2017). (In Russian)
10. Savchenko I. Y., Zemblynov S. V. & Strakovs-kiy I. I. Zheleznodorozhniye stantsii i uzly [Railway stations and transport nodes]. 2nd edition, updated and revised. Moscow, Transport Publ., 1967, 467 p. (In Russian)
11. Zemblinov S. V., Burakov V.A., Obermeister A. M. et al. Osnovy postroyeniya transportnykh uzlov [Transport nodal points' construction foundations]. Moscow, Transport Publ., 1959, 47 p. (In Russian)
12. Stykoviye punkty transportnykh uzlov [Transport division points]. Ed. by K. Y. Skalov & G. S. Mo-lyarchuk. Moscow, Transport Publ., 1977, 184 p. (In Russian)
13. Prokopfyeva T. A. & Sergeyev V. I. Logistiches-kiye tsentry v transportnoy systeme Rossii [Logistic centers in the transport system of Russia]. Moscow, Eko-nomicheskaya gazeta Publ., 2012, 522 p. (In Russian)
14. Balalayev A. S., Chernyshova I. A. & Kosten-ko A. Y. Transportno-gruzoviye systemy zheleznykh do-rog [Railway transport and cargo systems]. Khabarovsk, DVGUPS Publ., 2006, 108 p. (In Russian)
15. Yeliseyev S. Y. Systema logisticheskogo up-ravleniya vzaimodeystviyem s morskymy i rechnymy portamy i drugymy vydamy transporta [The system of logistical control of sea ports and river ports and other types of transport interaction]. Moscow, VINITI RAN Publ., 2005, 96 p. (In Russian)
16. Dybskaya V. V. Upravleniye skladyrovaniyem v tsepyakh postavok [Storing management in supply chains]. Moscow, Alpha-Press Publ., 2009, 720 p. (In Russian)
17. Myrotyn L. B., Bulba A. V. & Demyn V. A. Lo-
gistika, tekhnologiya, proyektyrovaniye skladov, transportnykh uzlov i termynalov [Logistics, technology, designing of stores, transport nodal points and railheads]. Rostov-on-Don, Phoenix Publ., 2009, 408 p. (In Russian)
18. Rodrigue J.-P., Comtois C. & Slack B. The Geography of Transport Systems. London, New York, Taylor & Francis e-Library Publ, 2006, 259 p.
19. Notteboom T. & Rodrigue J.-P. Inland terminals within North American and European supply chains. Transport and Communications. Bulletin for Asia and the Pacific, 2009, no. 78, pp. 21-26.
20. Porter M. Konkurentsiya [On competition]. Tr. from Eng. by Pelevskiy O. L. et al. Moscow, PH "Wil-lams" Publ., 2005, 344 p. (In Russian)
21. Kybalov Y. B., Komarov K. L. & Pakho-mov K. A. Transportno-logisticheskiy klaster Novo-sibirskoy oblasty: model formyrovaniya i otsenky ef-fektivnosty [Logistics cluster of Novosibirsk region: formation and assessment of efficiency model]. Region: economics and sociology, 2007, no. 3, pp. 42-54. (In Russian)
22. Prygozhyn I. R. Philosofiya nestabylnosty [The philosophy of instability]. Voprosyphilosofii [Philosophy issues], 1991, no. 6, pp. 18-27. (In Russian)
23. Pokrovskaya O. D. Formyrovaniye termynal-noy sety regiona dlya organizatsii perevozok gruzov [Region's terminal network formation for organization of goods traffic].Moscow, TransLit Publ., 2012,192 p. (In Russian)
*ПОКРОВСКАЯ Оксана Дмитриевна - канд. техн. наук, доцент, [email protected]; МАЛИКОВ Олег Борисович - доктор техн. наук, профессор (Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I).