УДК 656.073:658.8
О. Д. Покровская, Е. К. Коровяковский
ТЕРМИНАЛИСТИКА - ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ В ТРАНСПОРТНЫХ УЗЛАХ
Дата поступления: 25.08.2016 Решение о публикации: 27.09.2016
Цель: Охарактеризовать функциональное и междисциплинарное положение терминалистики как самостоятельного направления логистики и транспортной науки, а также обосновать ее научно-практическую актуальность. Методы: Использован аналитический метод исследования. Результаты: Предложено новое направление научно-практических изысканий транспортных узлов, терминальных сетей и транспортно-складской инфраструктуры - терминалистика. Дано определение терминалистики как логистики терминальных сетей и транспортных узлов - науки об организации, проектировании, управлении, структуре и конфигурации сетей грузовых терминалов, включая вопросы количества и дислокации узлов, функционально-технологического состава, прогнозной и экспертной оценок, а также транспортную, инфраструктурную, интеграционную, экономическую и экологическую составляющие работы региональных терминальных сетей. Описано словообразование нового термина. В графической форме представлены междисциплинарные связи терми-налистики как самостоятельного направления, выделенного из логистики и общей теории систем. Охарактеризованы три ключевых составляющих терминалистики: техническая, управленческая и экономическая. Комплексность решений терминалистики заключается в рассмотрении не просто определенных фрагментов многогранной деятельности транспортных узлов, но и сущности любых логистических объектов во всех проявлениях и взаимосвязи решаемых вопросов. В графической форме (авторское представление терминалистики в виде сотовой структуры) показано функциональное положение терминалистики в системе базовых научных дисциплин. Установлено, что основополагающими научными дисциплинами для терминалистики являются теоретические основы логистики, общей теории систем, экономики и транспортной инфраструктуры. Проведен анализ литературных источников транспортной науки. В результате получено, что в большинстве научных работ акцент сделан на путевом развитии узлов (в том числе перспективное генеральное планирование и интеграция в населенный и/или промышленный центр), а также на экономико-географических особенностях их функционирования и технической оснащенности. При этом выявлено, что логистический аспект функционирования транспортных узлов как ключевых элементов транспортно-логистических систем регионов и страны не получил должного внимания в научной литературе. Этим объясняется актуальность терминалистики, адаптированной к реалиям рынка и сфокусированного на комплексном исследовании и проектировании логистических объектов различного формата. В графической форме показаны миссия и объект изучения терминалистики. Анализируются подходы к дефиниции и типологии транспортных узлов. Выявлено, что в железнодорожной литературе доминируют такие подходы как техническая оснащенность, путевое развитие и экономико-географическое положение. В качестве выводов указывается, что усложнение ассортимента логистического сервиса, множество подходов к организации работы транспортных узлов, повышение качественных требований объективно требуют оформления в самостоятельную отрасль всех знаний о транспортных узлах с позиций современной логистики. Терминалистика позволит концентрированно оформить теоретико-методологическую базу связанных дисциплин и подходов в единое научное направление знаний о транспортных узлах. Практическая значимость: Дана характеристика функциональной области терминалистики, а также описан круг практических вопросов, которые может решить терминалистика как новое научное направление. Комплексность решений, которые позволяет принимать методология терминалистики, определяет эффективность исследования, проектирования и развития транспортных узлов и терминальных сетей. Для ОАО «РЖД» применение научно-практических результатов терминалистики позволит
повысить клиентоориентированность сервиса, реализуемого в транспортных узлах, а также сформировать условия для перехода компании в статус логистического провайдера полного цикла и рационально построить терминальную сеть на территории страны.
Терминалистика, транспортные узлы, терминальные сети.
*Oksana D. Pokrovskaya, Cand. Eng., associate professor, insight1986@inbox.ru (Siberia State Transport University); Evgenij K. Korovyakovskij, Cand. Eng., associate professor, head of chair, ekorky@mail.ru (Emperor Alexander I St. Petersburg State University of Transport). TERMINALISTICS: ORGANIZATION AND MANAGEMENT IN TRANSPORT HUBS
Objective: Describe the functional and interdisciplinary position of terminalistics as an individual area in logistics and transportation science and substantiate its applied research relevance. Methods: An analytical research method was employed. Results: Terminalistics was suggested as a new area in the applied research of transport hubs, terminal networks and storage-retrieval infrastructure. Terminalistics was defined as the logistics of terminal networks and transport hubs; a science of organization, planning, managing, structuring and configuring cargo terminal networks, including the matters of the quantity and deployment of hubs, the functional and technological composition, predictive and expert assessments as well as the transportational, infrastructural, integrative, economic and environmental constituents of the operation of regional terminal networks. The derivation of the new term is described. The interdisciplinary connections of terminalistics as an individual area that is distinguished from logistics and general systems theory are presented in graphical form. Three key elements of terminalistics are described: technical, managerial and economic. The complexity of solutions pertaining to terminalistics involves examining not only the individual fragments of the multi-faceted activity of transport hubs but also the nature of all logistical entities in all their aspects and the interrelation of the matters in question. Graphics (a proprietary representation of terminalistics in an alveolate structure) display the functional position of terminalistics in the system of basic scientific disciplines. It was established that for terminalistics the founding scientific disciplines are the theory of logistics, the general systems theory and the theory of economics and transport infrastructure. Literary sources of transportation science were analyzed. It was concluded that in the majority of research papers the emphasis is put on hub layouts (including long-term general planning and integration in a populated and/or industrial center) and the economic and geographical features of their functioning and technological infrastructure. Additionally, it was established that the logistical aspect of the functioning of transport hubs as key elements in the transport and logistical systems of regions and the country as a whole, was not given proper attention in the research literature. This explains the relevance of terminalistics adapted to the market realities and focused on the integrated research and planning of logistical entities of various formats. The mission of terminalistics and its object of study are represented graphically. Approaches to definitions and typology of transport hubs are analyzed. It was established that the railway-themed literature is dominated by such topics as technical infrastructure, track layout and economic and geographical position. It is concluded that the complication of the range of logistic services, the multiple approaches toward organizing the transport hub operation and the increasing of qualitative requirements, all effectively require formalization of all the knowledge on transport hubs that the modern logistics provides, into a separate subject area. Terminalistics allows for a concentrated formalization of the theoretical and methodological background of the related disciplines and approaches in a unified research area dedicated to transport hubs. Practical importance: The functional area of terminalistics was described, and a range of practical issues that terminalistics can tackle as a new research area was delineated. The complexity of solutions that the terminalistics methodology allows for, establishes the effectiveness of researching, planning and development of transport hubs and terminal networks. For OAO RZD the implementation of applied terminalistics research will grant an ability to ensure an increasingly more customer-oriented service provided at transport hubs and form conditions for the company's transfer to a status of a full-cycle logistics provider and the efficient construction of a terminal network within the country.
Terminalistics, transport hubs, terminal networks.
В данной статье предлагается новая теория исследования, рационального построения и развития терминальных сетей в целом и транспортных узлов в частности - теория терминалистики. Она представляет собой интегрированное научное направление логистики [1-7].
Логика словообразования термина «терми-налистика» следующая. Для удобства применения термина предложен английский эквивалент понятия. Интеграция понятий «Terminal» (от англ. терминал) + logistics (от англ. логистика) = terminalistics. Под терминали-стикой предлагается понимать терминальную логистику, логистику инфраструктуры транс-портно-логистических узлов и терминальных сетей (the infrastructural logistics of transport and logistical hubs and terminal networks).
Терминалистика - наука об организации, проектировании, управлении, структуре и конфигурации сетей грузовых терминалов, включая вопросы количества и дислокации узлов, функционально-технологического состава, прогнозной и экспертной оценок, с учетом потоковых процессов транспортно-техноло-гического, экономического происхождения и связанного мультипликативного эффекта работы терминальных сетей [1, 5].
В отличие от логистики, рассматривающей в качестве предмета все виды потоков, независимо от их происхождения в цепи доставки, терминалистика ограничивает предмет изучения только потоками, порождаемыми и преобразуемыми в логистической инфраструктуре. В фокусе внимания терминалистики, как следует из ее названия (см. выше), находятся терминалы, транспортно-логистические узлы и другие объекты логистической инфраструктуры.
К основным задачам, которые может решать терминалистика, относятся:
1) проектирование терминальных сетей, включая определение ее структуры, количества и дислокации узлов (грузовых терминалов), внутренней модульной структуры, функционального и технического оснащения терминалов;
2) выбор вида (сочетания видов) транспорта для реализации транспортного обслуживания терминальных сетей, построение и расчет рациональных схем доставки грузов (включая мультимодальную) через терминальную сеть, интегрированную в сеть транспортных коридоров;
3) разработка альтернативных вариантов транспортно-логистического обслуживания регионов;
4) экономическая, экспертная полифакторная оценка эффективности работы терминальных сетей.
На рис. 1 показаны междисциплинарные связи терминалистики как самостоятельного направления, выделенного из логистики и общей теории систем. Каждая составляющая определяет методологию проектирования и управления терминальными сетями, их структурой и организацией перевозок грузов через них.
Так, техническую составляющую тер-миналистики представляют такие смежные дисциплины, которые изучают внутреннюю технико-технологическую структуру транспортных узлов как сложных систем: теория систем, взаимодействие видов транспорта и др.
Управленческая (структурная)состав-ляющая представлена логистикой и ее направлениями; ее задачей является эффективное управление потоковыми процессами при функционировании такой транспортно-логистической системы как терминальная сеть.
Как видно на рис. 1, вторая составляющая находится на более высоком уровне, поскольку масштаб решаемых задач выходит за пределы конкретной узловой единицы терминальной сети - грузового терминала и связан с проектированием рациональных схем грузодвижения, внутри- и межрегионального направления.
И, наконец, экономическая (расчетная) составляющая (на высшем уровне проектирования и управления терминальными сетями) позволяет определить с помощью экономического анализа и экспертных оце-
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ ТЕРМИНАЛИСТИКИ
f
ТЕРМИНАЛЬНЫЕ СЕТИ
ЛОГИСТИКА
ЭКОНОМИКА
Теория систем
Взаимодействие транспортных систем Транспортная инфраструктура Грузовые перевозки Сервис на транспорте Транспортно-экспедиционное обслуживание
Мультимодальные узлы и терминалы Железнодорожные станции и узлы Морские порты и терминалы Мультимодальные узлы и терминалы Организационно-производственные
структуры транспорта
Логистика транспорта Логистика складирования Логистика сбыта и распределения
Макроэкономика Региональная экономика Экономика транспорта Транспортный бизнес Комбинаторика Маркетинг Экспертный анализ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ (РАСЧЕТНАЯ) СОСТАВЛЯЮЩАЯ
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ (СТРУКТУРНАЯ) СОСТАВЛЯЮЩАЯ
ТЕХНИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
Рис. 1. Междисциплинарные связи терминалистики [2]
нок рациональность структуры терминальной сети, скорректировать ее при необходимости и обеспечить реализацию перевозок с минимальными затратами, мультипликативный эффект [2].
Парадоксально, что при ключевой роли логистических объектов (ЛО) различной сложности и функциональной роли в цепях поставок, их огромном и постоянно растущем количестве (от складов с минимумом функций до логистических центров провайдеров полного цикла) отсутствует комплексная междисциплинарная научная доктрина, фокусирующая свое внимание на всестороннем изучении таких объектов - от классификационной типологии и вопросов пространственно-количественного формирования терминальных сетей до проектирования и эксплуатации логистических центров в цепях поставок всех уровней. Комплексность такого направления означает не просто рассмотрение какого-то фрагмента многогранной деятельности транспортных узлов, но и сущности ЛО во всех проявлениях и взаимосвязи решаемых вопросов.
Так, существующие научные направления рассматривают только узкую группу проблем,
связанных с организацией эффективной работы ЛО, не уделяя должного внимания остальным его «ипостасям». Например, дисциплина «Транспортно-грузовые системы» уделяет внимание только техническому аспекту функционирования транспортных узлов, включая проектирование грузовых фронтов, маневровых площадок, технологию и организацию работы погрузо-разгрузочной техники, технические расчеты производственных и складских мощностей. Даже логистика дает довольно скудные обзоры множества типов и дефиниций транспортных узлов, почти не рассматривает историю возникновения ЛО (в частности, складов, терминалов, терминальных перевозок).
Отдельные области логистической науки дают представление о работе ЛО и его месте в цепях поставок лишь односторонне: логистика запасов - об искусстве управления запасами в ЛО, логистика складирования - о вопросах эффективного размещения товаров на складе и оптимизации складского хозяйства, логистика закупок - об эффективных способах управления закупками и материальными потоками на складе, логистика транспорта -
о взаимодействии видов транспорта в узлах, выборе вида транспорта для обслуживания терминалов.
Экономическая география - построение пространственного каркаса транспорно-логистических комплексов, увязка логистических мощностей с инфраструктурой транспортных коридоров.
Экономика транспорта - экономические аспекты повышения эффективности и инвестиционной привлекательности транспортных узлов, маркетинговые исследования, способы взаимодействия с клиентурой.
Региональная экономика - вопросы кластеризации и построения глобальных логистических систем.
Безусловно, все эти и многие другие вопросы организации работы транспортных узлов
важны, но, к сожалению, не систематизированы в интегрированное направление, позволяющее рассматривать указанные вопросы не локально, а комплексно.
На рис. 2 показано функциональное положение терминалистики в системе базовых научных дисциплин в виде сотовой структуры. Ближайшие от центральной «терми-налистики» соты - это ключевые научные знания, на которых основано теоретическое и методологическое обеспечение терминали-стики: транспортно-грузовые системы, теория складских систем, взаимодействие транспортных систем, станции и узлы, складская и транспортная логистика. Краеугольные камни терминалистики как науки, из которых образовано данное направление, - это вершины структуры: общая теория систем, логистика,
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СИСТЕМ
ТЕОРИЯ ГРАФОВ
СЕРВИС ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК
ТЕОРИЯ СКЛАДСКИХ СИСТЕМ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
СКЛАДСКАЯ ЛОГИСТИКА
ТРАНСПОРТНО-ГРУЗОВЫЕ СИСТЕМЫ
ЛОГИСТИКА
ТЕРМИНАЛИСТИКА (ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ)
ЭКОНОМИКА
УПРАВЛЕНИЕ ГРУЗОВОЙ И КОММЕРЧЕСКОЙ РАБОТОЙ
ТРАНСПОРТНАЯ ЛОГИСТИКА
СТАНЦИИ И УЗЛЫ
ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СИСТЕМ
СЕРВИС НА ТРАНСПОРТЕ
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ 1 МУЛЬТИМОДАЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК
ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
Рис. 2. Функциональное положение терминалистики в системе базовых научных дисциплин
экономика и транспортная инфраструктура. Частные теории расположены по внешнему периметру сотовой структуры.
Как показал анализ литературных источников, в транспортной науке транспортный узел традиционно рассматривался как ключевой элемент инфраструктуры для трансформации (передачи) грузопотоков с одних направлений на другие, а также для обслуживания крупных населенных и промышленных пунктов [8-14].
В простейшем случае положение терми-налистики как полидисциплинарного направления в общенаучной системе можно изобразить в виде рис. 3.
В большинстве научных работ акцент сделан на путевом развитии узлов (в том числе перспективное генеральное планирование и интеграция в населенный и/или промышленный центр) [8-14], а также на экономико-географических особенностях их функционирования и технической оснащенности [8-10, 13, 14].
К сожалению, логистический аспект работы транспортных узлов и их интеграции в терминальную сеть страны до сих пор не получил достаточного внимания. Этим вопросом в различной постановке занимались та-
кие отечественные ученые как В. И. Апатцев [8], С. Ю. Елисеев [15], А. С. Балалаев [16], О. Б. Маликов [17,18] и др.
При этом четко выделяются два подхода к сущности ЛО железных дорог - физическое представление (грузовой терминал) [8-14] как низшей ступени их развития и виртуальное (информационный центр) [15, 16, 19, 20] как высшей.
Авторский подход терминалистики, сформулированный в [1-5], предполагает рассмотрение ЛО всех типов во всем их многообразии, т. е. комплексно, не опровергая ни один из перечисленных выше подходов, но интегрируя их в единую систему знаний о ЛО.
Вместе с тем условия работы транспортных объектов изменились. Очевидно, что перечисленными выше аспектами область исследования транспортных узлов не может и не должна ограничиваться. Фокус известных направлений логистической науки связан с конкретными функциональными областями логистики - складирование, управление запасами, транспортировкой - и не включает в рассмотрение комплекс указанных функций. В то же время развитие современного рынка давно поставило перед наукой и практикой вопросы комплексного оказания транспортно-
Экономика
Транспортная система
Транспортная логистика
Терминальные сети
Терминалистика
Рис. 3. Системные взаимосвязи терминалистики как нового научного направления
логистического и складского сервиса. Объективное требование времени - клиенто-ориентированность сервиса, логистические технологии работы, работа в одно окно, представление бесшовной сквозной услуги. Этим требованиям должна отвечать и система теоретических основ проектирования и развития транспортных узлов как ЛО [6, 7].
Комплексность транспортно-логисти-ческого и складского сервиса актуализирует группу ряда взаимосвязанных вопросов: количество, дислокация и зоны обслуживания транспортных узлов; эффективное сочетание видов транспорта для обслуживания транспортных узлов; концепция формирования и проектирования транспортных узлов; содержательное и параметрическое описание работы транспортных узлов; классификация и идентификация транспортных узлов; систематизация и расширение знаний в области логистики (аспект пространственного формирования терминальных сетей как совокупности транспортных узлов) [5].
Это прежде всего требует актуализации имеющегося научно-практического опыта в сфере проектирования и эксплуатации транспортных узлов в части логистического аспекта. Следует переходить к комплексным решениям логистики «под ключ», к чему давно уже пришли провайдеры полного цикла. Обновление, группировка функциональных областей логистики объективно требует оформления в эволюционный уровень развития логистики как науки - ее комплексное, междисциплинарное направление - терминалистику.
Этапы фрагментарного развития отдельных областей логистики (информации, запасов, складирования, транспорта) уже пройдены. В современном мире логистика выходит на сетевой, комплексный уровень развития указанных областей во взаимосвязи. И именно в транспортных узлах фокусируются, пересекаются все перечисленные сферы [3].
В связи с этим назрела необходимость выделения самостоятельного научного направления, адаптированного к реалиям рынка и сфокусированного на комплексном логисти-
ческом изучении транспортных узлов и терминальных сетей - терминалистики, науки о формировании, проектировании и управлении терминальными сетями, узловыми элементами которых являются ЛО различного формата (транспортные узлы).
Ключевое отличие терминалистики от известных в настоящее время научных направлений в ее интегрированной миссии и фокусе на ЛО любой сложности (от складов и терминалов до транспортных узлов и логистических городов), что показано на рис. 4.
В фокусе изучения терминалистики находится ЛО - логистический объект в соответствии с иерархией. В частности, транспортный узел любой сложности может быть изучен с позиций терминалистики во всех аспектах его функционирования, а не только с позиций описанного выше традиционного подхода.
Под ЛО предлагается понимать объекты инфраструктуры, физически обеспечивающие реализацию транспортно-складского обслуживания различных клиентов, сосредоточенные по совокупности признаков в пространственно определенном районе. В частности, железнодорожными предлагается называть ЛО, относящиеся к терминально-складской инфраструктуре железных дорог, выполняющие функции узловых элементов терминально-логистической системы по техническому обеспечению и практическому выполнению услуг погрузки, выгрузки, хранения и распределения грузов, включая доведение грузов до конечного потребителя, при взаимодействии с участниками системы доставки и другими видами транспорта [5].
Терминалистика формирует комплексную методологию исследования ЛО, основываясь на связанных и базовых теориях. В качестве связанных теорий выступают техника и технология работы склада, а также региональная экономика. Базовыми теориями выступают логистические. Так, внешняя логистика предполагает проектирование терминальных сетей, а внутренняя - проектирование узло-
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕРМИНАЛЬНОЙ СЕТИ
Техника и технология транспорта и склада
БАЗОВЫЕ ТЕОРИИ
ПРОЕКТИРОВАНИЕ терминалов и транспортных узлов
Экономика и регионалистика
СВЯЗАННЫЕ ТЕОРИИ
Рис. 4. Область и объект исследования терминалистики [5]
Рис. 5. Сравнение существующих классификаций транспортных узлов (составлено на основе анализа работ [8-25])
вых ЛО терминальных сетей - терминалов, транспортных узлов.
Рассмотрим отличие подхода терминали-стики от традиционного подхода на примере дефиниций и типологии транспортных узлов, а также места и состава подходов, имеющихся в железнодорожной литературе. На рис. 5 показаны результаты анализа научной транспортной литературы, посвященной транспортным узлам, в частности их классификации.
Наблюдаются следующие подходы к типологии транспортных узлов с учетом их дефиниций: железнодорожный (транспортный узел - узел дорог, географический объект) [8-14]; коммерческий оценочный и технический проектировочный (транспортный узел -система элементов, локальный транспортно-складской объект) [17, 18, 21-24]; экономико-логистический (транспортный узел - географический объект, поставщик логистических услуг) [15, 16, 19, 20].
Ключевыми признаками этих классификаций являются: путевое развитие, техническая оснащенность, проектирование, логистическая роль в системе доставки, экономико-географическое положение. Например, железнодорожный аспект понимания и типологии транспортных узлов охватывает только такие области как техническая оснащенность, путевое развитие и экономико-географическое положение.
Терминалистика же, согласно рис. 3 и 4, позволяет концентрированно оформить теоретико-методологическую базу связанных дисциплин и подходов в единое научное направление знаний о транспортных узлах. Все указанные области (ареалы) формируют комплекс исследований для терминалистики.
Думается, сегодня более чем достаточно оснований искать новые пути соединения накопленного научно-методологического и практического опыта для изучения транспортных узлов.
Усложнение ассортимента логистического сервиса, множество подходов к организации работы транспортных узлов, повышение качественных требований объективно требуют
оформления в самостоятельную отрасль всех знаний о транспортных узлах с позиций современной логистики.
Таким образом, терминалистика, как методологическое направление, даст экономически и технологически обоснованные решения по проектированию терминальных сетей и транспортных узлов как основы транспортно-логистических систем регионов, начиная от формирования концепции грузодвижения и строительства узловых ЛО и заканчивая комплексными программами транспортно-логистического развития инфраструктуры отдельных регионов и всей страны [26, 27].
Библиографический список
1. Покровская О. Д. Терминалистика как новое научное направление / О. Д. Покровская // Путь науки. The Way of Science. - 2014. - № 3 (3). -С. 21-24.
2. Покровская О. Д. Транспортно-логистические системы регионов, терминалистика / О. Д. Покровская // Экономика России : прошлое, настоящее, будущее : колл. монография / под общ. ред. Н. А. Адамова. - М. : Ин-т исследования товародвижения и конъюнктуры оптового рынка, 2014. -С. 116-143.
3. Pokrovskaya O. D. Terminalistica as a new methodology for the study of transport and logistics systems of the regions / O. D. Pokrovskaya // Sustainable economic development of regions: monograph. Vol. 3. Ed. by L. Shlossman. - Vienna: East West Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, 2014. -Р. 154-177.
4. Pokrovskaya O. D. Chi terminelistica reale come una nuova direzione scientific / O. D. Pokrovskaya // Italian Science Review. - 2016. - Vol. 1 (34). - P. 112-116. -URL: http://www.ias-journal.org/archive/2016/janu-ary/Pokrovskaya.pdf (дата обращения: 20.08.2016).
5. Покровская О. Д. О сущности терминали-стики как нового научного направления / О. Д. Покровская // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 7-1. - С. 61-66.
6. Покровская О. Д. Содержательное описание логистического центра и его роли в системе
МТК / О. Д. Покровская, Е. К. Коровяковский // Изв. ПГУПС. - 2014. - Вып. 3 (40). - С. 22-28.
7. Покровская О. Д. Логистика терминалов: перспективное направление логистики / О. Д. Покровская, Е. К. Коровяковский // Изв. ПГУПС. -2015. - Вып. 3 (44). - С. 155-164.
8. Ефименко Ю. И. Железнодорожные станции и узлы / Ю. И. Ефименко, В. И. Апатцев, Н. В. Прав-дин и др. / под ред. В. И. Апатцева, Ю. И. Ефимен-ко. - М. : ФБГОУ «УМЦ по образованию на ж.-д. транспорте», 2014. - 450 с.
9. Правдин Н. В. Проектирование инфраструктуры железнодорожного транспорта (станции, железнодорожные и транспортные узлы) / Н. В. Прав-дин, С. П. Вакуленко, А. К. Головнич и др. / под ред. Н. В. Правдина, С. П. Вакуленко. - М. : Маршрут, 2014. - 1086 с.
10. Бройтман Э. З. Железнодорожные станции и узлы / Э. З. Бройтман. - М. : Маршрут, 2004. -372 с.
11. Числов О. Н. Научно-методический комплекс классификации железнодорожных узлов (на примере Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО «РЖД») / О. Н. Числов, В. В. Хан // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 24-28. - URL : http:// www.science-education.ru/ru/article/view?id=16956 (дата обращения: 20.08.2016).
12. Савченко И. Е. Железнодорожные станции и узлы / И. Е. Савченко, С. В. Земблинов, И. И. Стра-ковский. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М. : Транспорт, 1967. - 467 с.
13. Земблинов С. В. Основы построения транспортных узлов / С. В. Земблинов, В. А. Бураков, А. М. Обермейстер, А. А. Поляков, В. А. Персианов, К. К. Таль, В. П. Ходатаев / под общ. ред. С. В. Зем-блинова. - М. : Транспорт, 1959. - 447 с.
14. Стыковые пункты транспортных узлов / под ред. К. Ю. Скалова, Г. С. Молярчук. - М. : Транспорт, 1977. - 184 с.
15. Елисеев С. Ю. Система логистического управления взаимодействием с морскими и речными портами и другими видами транспорта: монография / С. Ю. Елисеев. - М. : ВИНИТИ РАН, 2005. -96 с.
16. Балалаев А. С. Транспортно-грузовые системы железных дорог : учеб. пособие / А. С. Балала-
ев, И. А. Чернышова, А. Ю. Костенко. - Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2006. - 108 с.
17. Маликов О. Б. Перевозки и складирование товаров в цепях поставок : монография / О. Б. Маликов. - М. : ФБГОУ «УМЦ по образованию на ж.-д. транспорте», 2014. - 536 с.
18. Журавлев Н. П., Маликов О. Б. Транспортно-грузовые системы : учебник для вузов ж.-д. транспорта. - М. : ФБГОУ «УМЦ по образованию на ж.-д. транспорте», 2005. - 438 с.
19. Прокофьева Т. А. Логистические центры в транспортной системе России / Т. А. Прокофьева, В. И. Сергеев : учеб. пособие. - М. : Издат. дом «Экономическая газета», 2012. - 522 с.
20. Миротин Л. Б. Логистика, технология, проектирование складов, транспортных узлов и терминалов / Л. Б. Миротин, А. В. Бульба, В. А. Демин. -Ростов н/Д. : Феникс, 2009. - 408 с.
21. Классификация складских помещений Knightfrank. - URL : http://www.knightfrank.ru/ resources/pdf/research/ind.pdf (дата обращения: 20.08.2016).
22. Europlatforms. ECE/TRANS/WP.24/2011. URL : http://www.europlatforms.eu/ (дата обращения : 20.08.2016).
23. Дыбская В. В. Управление складированием в цепях поставок / В. В. Дыбская. - М. : Альфа-Пресс, 2009. - 720 с.
24. Еловой И. А. Терминологический словарь-справочник по транспортной логистике (на русском, немецком и французском языках) / И. А. Еловой, Е. В. Малиновский, Л. П. Лазарева, Н. А. Гришан-кова, Т. С. Ярош, Т. А. Грибач. - Гомель : БелГУТ, 2011. - 167 с.
25. Ваксман С. А. Транспортные системы городов: терминологический словарь / С. А. Ваксман, И. Н. Пугачев, Ю. И. Куликов. - Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2013. - 151 с.
26. Покровская О. Д. «Сбитый прицел» клиен-тоориентированности / О. Д. Покровская // Ресурс журн. «РЖД-Партнер», публ. от 20.06.2016, мнения. - URL : http://www.rzd-partner.ru/interviews/ mneniia/sbityi-pritsel-klientoorientirovannosti/?print (дата обращения : 20.08.2016).
27. Покровская О. Д. Нелогичная логистика / О. Д. Покровская, О. Б. Маликов // Гудок. - 2016. -21.07. - Вып. № 122 (26027). - С. 4. - URL : http://
www.gudok.ru/newspaper/?ID=1344429&archive=20 16.07.21 (дата обращения: 20.08.2016).
References
1. Pokrovskaya O. D. Terminalistika kak novoe nauchnoe napravlenie. Put'nauki [Terminalistics as a new research area]. The Way of Science, 2014, no. 3 (3), pp. 21-24. (In Russian)
2. Pokrovskaya O. D. Transportno-logisticheskie sistemy regionov, terminalistika [Regional transport and logistics systems, terminalistics]. Jekonomika Rossii: proshloe, nastoyashchee, budushchee: ucheb. posobie [Russian Economy: the past, the present and the future. Textbook]. Ed. by N. A. Adamova. Moscow, Institut issledovaniya tovarodvizheniya i konjunktury optovogo rynka Publ., 2014, pp. 116-143. (In Russian)
3. Pokrovskaya O. D. Terminalistics as a new methodology for the study of transport and logistics systems of the regions. Sustainable economic development of regions: monograph. Ed. by L. Shlossman. Vienna, East West Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH, 2014, vol. 3, pp. 154-177.
4. Pokrovskaya O. D. Chi terminelistica reale come una nuova direzione scientific. Italian Science Review, 2016, vol. 1 (34), pp. 112-116. URL: http://www.ias-journal.org/archive/2016/january/Pokrovskaya.pdf (retrieved on: 20.08.2016).
5. Pokrovskaya O. D. O sushchnosti terminalistiki kak novogo nauchnogo napravleniya [On the nature of terminalistics as a new research area]. Aktual'nye problemy gumanitarnykh i estestvennykh nauk [Current issues of humanities and natural science], 2016, no. 7-1, pp. 61-66. (In Russian)
6. Pokrovskaya O. D.& Korovyakovskij E. K. Soderzhatel'noe opisanie logisticheskogo tsentra i ego roli v sisteme MTK [Informal description of a logistics center and its role in the ITC system]. Izvestiya Peter-burgskogo universitetaputej soobshcheniya [The Saint Petersburg Transport University Bulletin]. Saint Petersburg, PGUPS Publ., 2014, issue 3 (40), pp. 22-28. (In Russian)
7. Pokrovskaya O. D.&Korovyakovskij E. K. Lo-gistika terminalov: perspektivnoe napravlenie logistiki [Terminal logistics: an upcoming trend in logistics].
Izvestiya Peterburgskogo universiteta putej soobshcheniya [The Saint Petersburg Transport University Bulletin]. Saint Petersburg, PGUPS Publ., 2015, issue 3 (44), pp. 155-164. (In Russian)
8. Efimenko Ju. I., Apattsev V. I. & Prav-din V. I. Zheleznodorozhnye stantsii i uzly [Railway stations and hubs]. Eds: V. I. Apattsev, Ju. I. Efimenko. Moscow, FBGOU UMTs ZhDT Publ., 2014, 450 p. (In Russian)
9. Pravdin N. V., Vakulenko S. P. & Golovnich A. K. Proektirovanie infrastruktury zheleznodorozhnogo transporta (stantsii, zheleznodorozhnye i transportnye uzly) [Planning the rail transport infrastructure (stations, railway and transport hubs)]. Eds: N. V. Pravdin, S. P. Vakulenko. Moscow, Marshrut Publ., 2006, 2014. 1086 p. (In Russian)
10. Brojtman E. Z. Zheleznodorozhnye stantsii i uzly [Railway stations and hubs]. Moscow, Marshrut Publ., 2004, 372 p. (In Russian)
11. Chislov O. N.& Khan V. V. Nauchno-metodi-cheskij kompleks klassifikatsii zheleznodorozhnykh uzlov (na primere Severo-Kavkazskoj zheleznoj dorogi - filiala OAO «RZD») [A methodological complex of railway hub classification (as exemplified by the North-Caucasian Railway, a branch of OAO RZD]. Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniya [Current science and education issues], 2014, no.6, pp. 24-28. URL: http://www.science-education.ru/ru/ article/view?id=16956 (retrieved on: 20.08.2016). (In Russian)
12. Savchenko I. E., Zemblinov S. V. & Strakov-skij I. I. Zheleznodorozhnye stantsii i uzly [Railway stations and hubs]. Edition 2, revised and enlarged. Moscow, Marshrut Publ., 1967, 467 p. (In Russian)
13. Zemblinov S. V., Burakov V. A., Obermej-ster A. M., Poyalkov A. A., Persianov V. A., Tal' K. K. & Khodataev V. P. Osnovy postroeniya transportnykh uzlov [Basics of transport hub construction]. Ed. by S. V. Zemblinova. Moscow, Transport Publ., 1978, 1959, 447 p. (In Russian)
14. Stykovyepunkty transportnykh uzlov [Transport hub division joints]. Eds: K. Ju. Skalova, G. S. Mol-yarchuk. Moscow, Transport Publ., 1977, 184 p. (In Russian)
15. Eliseev S.Ju. Sistema logisticheskogo uprav-leniya vzaimodejstviem s morskimi i rechnymi portami i drugimi vidami transporta [A logistical manage-
ment system for interaction with sea and river ports and other types of transportation]: a monograph. Moscow, VINITI (Russian Institute for Scientific and Technical Information) RAS Publ., 2005, 96 p. (In Russian)
16. Balalaev A. S., Chernyshova I. A. & Kosten-ko A. Ju. Transportno-gruzovye sistemy zheleznykh dorog [Railway transport and cargo systems]: textbook. Khabarovsk, DVGUPS Publ., 2006, 108 p. (In Russian)
17. Malikov O. B. Perevozki i skladirovanie to-varov v tsepyakh postavok [Transport and storage of goods in supply chains]: a monograph. Moscow, FB-GOU UMTs ZhDT Publ., 2014, 536 p. (In Russian)
18. Zhuravlev N. P. & Malikov O. B. Transportno-gruzovye sistemy [Cargo transportation systems]: railway college textbook. Moscow, FBGOU UMTs ZhDT Publ., 2005, 438 p. (In Russian)
19. Prokof'eva T. A.& Sergeev V. I. Logisticheskie tsentry v transportnoj sisteme Rossi [Logistic centers in Russia's transport system]: a textbook. Moscow, Jekonomicheskaya gazeta Publ., 2012, 522 p. (In Russian)
20. Mirotin L. B., Bul'ba A. V. & Demin V. A. Lo-
gistika, tekhnologiya, proektirovanie skladov, trans-portnykh uzlov i terminalov [Logistics, technology and planning of warehouses, transport hubs and terminals]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2009, 408 p. (In Russian)
21. Klassifikatsiya skladskikh pomeshchenij Knight-frank [A Knight Frank classification of warehouse premises]. URL: http://wwwknightfrank.ra>resources/ pdf/research/ind.pdf (retrieved on: 20.08.2016). (In Russian)
22. Europlatforms. ECE/TRANS/WP.24/2011. URL: http://www.europlatforms.eu/(retrieved on: 20.08.2016). (In Russian)
23. Dybskaya V. V. Upravlenie skladirovaniem v tsepyakh postavok [Storage management in supply chains]. Moscow, Alfa-Press Publ., 2009, 720 p. (In Russian)
24. Elovoj I. A., Malinovskij E. V., Lazareva L. P., Grishankova N. A., Yarosh T. S. & Gribach T. A. Ter-minologicheskij slovar '-spravochnik po transportnoj logistike (na russkom, nemetskom i frantsuzskom yazykakh) [Dictionary of transport logistics terms (In Russian, German and French)]. Gomel', BelGUT Publ., 2011, 167 p. (In Russian)
25. Vaksman S. A., Pugachev I. N. & Kulikov Ju. I. Transportnye sistemy gorodov: terminologicheskij slovar ' [Urban transport systems: a dictionary of terms]. Khabarovsk, Tikhookeanskij gosudarstvennyj univer-sitet [Pacific National University] Publ., 2013, 151 p. (In Russian)
26. Pokrovskaya O. D. «Sbityj pritsel» klien-toorientirovannosti. Resurs zhurnala «RZhD-Part-ner» [The hindsight of customer centricity. Materials of the "RZD-Partner" magazine]. URL http:// www.rzd-partner.ru/interviews/mneniia/sbityi-prit-sel - klientoorientirovannosti/?print (retrieved on: 20.08.2016). (In Russian)
27. Pokrovskaya O. D.&Malikov O. B. Nelogich-naya logistika [Illogical logistics]. Gudok, 2016, 21.07, issue 122 (26027), p. 4. URL: http://www.gudok.ru/ne wspaper/?ID=1344429&archive=2016.07.21 (retrieved on: 20.08.2016). (In Russian)
*ПОКРОВСКАЯ Оксана Дмитриевна - канд. техн. наук, доцент, insight1986@inbox.ru (Сибирский государственный университет путей сообщения); КОРОВЯКОВСКИЙ Евгений Константинович -канд. техн. наук, доцент, заведующий кафедрой, ekorky@mail.ru (Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I).