Научная статья на тему 'Понятийный аппарат терминалистики'

Понятийный аппарат терминалистики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
283
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Терминалистика / классификация / терминология / логистические объекты / объекты терминально-складской инфраструктуры. / Terminalistics / classification / terminology / logistical objects / facilities of terminal storage infrastructure.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Покровская Оксана Дмитриевна, Титова Тамила Семеновна

Цель: Разработка новой универсальной терминологии и классификации логистических объектов различного формата с позиций теории терминалистики. Метод: Использован аналитический метод. Результаты: Обоснована актуальность единого понятийного аппарата, отвечающего требованиям современного транспортно-логистического рынка. Отмечены признаки научной новизны и аспекты практического применения результатов. В табличной форме представлена функциональная классификация логистических объектов, показывающая иерархическое положение объекта в системе доставки грузов и обслуживания транспортно-логистического процесса. Предложена пирамида терминалистики, дающая представление о типологии и классификации логистических объектов. Сформулированы требования к классификации логистических объектов. Разработана функциональная классификация логистических объектов. Выделены отличительные черты дефиниции «логистический объект». Охарактеризованы пакеты сервиса, реализуемого каждым типом логистического объекта. Практическая значимость: Новая терминология позволит разграничить понятия, употребляемые в науке и практике транспортной логистики зачастую как синонимы, что в итоге обеспечит унификацию концептуального подхода и повысит эффективность взаимодействия участников процесса перевозок за счет «разговора на одном языке», в том числе с клиентами. Кроме того, результаты могут применяться для решения следующих прикладных задач: 1) совершенствования концептуально-теоретической базы прикладной интегрированной логистики; 2) подготовки унифицированной теоретической основы государственного стандарта по классификации и идентификации логистических объектов; 3) упрощения всех коммерческих операций с логистическими объектами любой сложности; 4) адаптации классификационного подхода к каждому участнику транспортно-логистического рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH VOCABULARY OF TERMINALISTICS

Objective: To develop new universal terminology and classification of logistical objects of different formats through the lens of the theory of terminalistics. Methods: Analytical method was used in the study. Results: The topicality of a unified research vocabulary that meets the requirements of modern transport logistics market was justified. The features of scientific novelty and aspects of practical application of the results were pointed out. Functional classification of logistical objects was presented in the form of a table, which shows hierarchic state of an object in the system of cargo delivery and maintenance of transport logistics process. The pyramid of terminalistics was introduced, giving an insight into the typology and classification of logistical objects. Functional classification of logistical objects was developed. Distinctive features of the definition of “logistical object” were singled out. Service packages were described, carried out by each type of logistical object. Practical importance: The new terminology will make it possible to differentiate between the notions often used in theory and practice of transport logistics as synonyms, which as a result will ensure the unification of conceptual approach and improve the efficiency of interaction of carriage process participants by “speaking the same language”, including clients as well. Moreover, the results may be applied for the solution of the following application tasks: 1) the improvement of conceptual and theoretical foundation of applied integrated logistics; 2) preparation of unified theoretical framework of state standard on classification and identification of logistical objects; 3) simplification of all commercial operations with logistical objects of any complexity; 4) adapting the classification approach to each participant of the transport logistics market.

Текст научной работы на тему «Понятийный аппарат терминалистики»

УДК 656.073: 658.8

О. Д. Покровская, Т. С. Титова ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ТЕРМИНАЛИСТИКИ

Дата поступления:08.02.2018 Решение о публикации: 13.03.2018

Аннотация

Цель: Разработка новой универсальной терминологии и классификации логистических объектов различного формата с позиций теории терминалистики. Метод: Использован аналитический метод. Результаты: Обоснована актуальность единого понятийного аппарата, отвечающего требованиям современного транспортно-логистического рынка. Отмечены признаки научной новизны и аспекты практического применения результатов. В табличной форме представлена функциональная классификация логистических объектов, показывающая иерархическое положение объекта в системе доставки грузов и обслуживания транспортно-логистического процесса. Предложена пирамида терминалистики, дающая представление о типологии и классификации логистических объектов. Сформулированы требования к классификации логистических объектов. Разработана функциональная классификация логистических объектов. Выделены отличительные черты дефиниции «логистический объект». Охарактеризованы пакеты сервиса, реализуемого каждым типом логистического объекта. Практическая значимость: Новая терминология позволит разграничить понятия, употребляемые в науке и практике транспортной логистики зачастую как синонимы, что в итоге обеспечит унификацию концептуального подхода и повысит эффективность взаимодействия участников процесса перевозок за счет «разговора на одном языке», в том числе с клиентами. Кроме того, результаты могут применяться для решения следующих прикладных задач: 1) совершенствования концептуально-теоретической базы прикладной интегрированной логистики; 2) подготовки унифицированной теоретической основы государственного стандарта по классификации и идентификации логистических объектов; 3) упрощения всех коммерческих операций с логистическими объектами любой сложности; 4) адаптации классификационного подхода к каждому участнику транспортно-логистического рынка.

Ключевые слова: Терминалистика, классификация, терминология, логистические объекты, объекты терминально-складской инфраструктуры.

*Oksana D. Pokrovskaya, Cand. Eng. Sci., associate professor, insight1986@inbox.ru; Tami-la S. Titova, D. Eng. Sci., professor, head of a chair, prorector for research (Emperor Alexander I Petersburg State Transport University) RESEARCH VOCABULARY OF TERMINALISTICS

Summary

Objective: To develop new universal terminology and classification of logistical objects of different formats through the lens of the theory of terminalistics. Methods: Analytical method was used in the study. Results: The topicality of a unified research vocabulary that meets the requirements of modern transport logistics market was justified. The features of scientific novelty and aspects of

practical application of the results were pointed out. Functional classification of logistical objects was presented in the form of a table, which shows hierarchic state of an object in the system of cargo delivery and maintenance of transport logistics process. The pyramid of terminalistics was introduced, giving an insight into the typology and classification of logistical objects. Functional classification of logistical objects was developed. Distinctive features of the definition of "logistical object" were singled out. Service packages were described, carried out by each type of logistical object. Practical importance: The new terminology will make it possible to differentiate between the notions often used in theory and practice of transport logistics as synonyms, which as a result will ensure the unification of conceptual approach and improve the efficiency of interaction of carriage process participants by "speaking the same language", including clients as well. Moreover, the results may be applied for the solution of the following application tasks: 1) the improvement of conceptual and theoretical foundation of applied integrated logistics; 2) preparation of unified theoretical framework of state standard on classification and identification of logistical objects; 3) simplification of all commercial operations with logistical objects of any complexity; 4) adapting the classification approach to each participant of the transport logistics market.

Keywords: Terminalistics, classification, terminology, logistical objects, facilities of terminal storage infrastructure.

Актуальность темы

Необходимость построения стройной системы знаний о логистических объектах (ЛО), в частности единого универсального понятийного аппарата, определяется объективными требованиями рынка. Так, в Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года [1] большое внимание уделяется проблемам формирования опорной транспортной сети без разрывов и узких мест, ликвидации диспропорций в уровне развития транспортной инфраструктуры в отдельных регионах страны, реализации приоритетных инфраструктурных проектов, обеспечивающих единство транспортной системы и «бесшовность» транспортно-логистических услуг. Реализовать принципы «бесшовности», единства и клиентоориенти-рованности при формировании систем доставки грузов невозможно без соответствующего теоретического инструментария. В свою очередь, такой инструментарий, имеющий прямое прикладное назначение, позволит всем участникам перевозочного процесса «говорить на одном языке» и составит основу для последующего нормирования работы объектов терминально-складской инфраструктуры (ТСИ) и государственного стандарта в сфере транспортно-логистической деятельности.

В настоящее время на транспортном рынке России отсутствует общепринятый подход к терминологии и классификации объектов ТСИ, что усложняет взаимодействие участников процесса перевозок в системах доставки, выбор клиентом подходящего объекта для нужд бизнеса. При этом наблюдается усиление роли объектов ТСИ в цепях поставок, что объективно требует по-

явления единой теоретической базы, отвечающей потребностям всех сторон транспортно-логистиче ского бизне с а.

Поскольку логистические принципы стали активно применять сравнительно недавно, отечественный рынок транспортно-логистических услуг не располагает устоявшейся терминологией, единым классификационным и концептуальным подходом к сущности столь разных объектов ТСИ. При этом в условиях огромного количества применяемых на различных видах транспорта не разграниченных по параметрам понятий, ошибочно используемых участниками процесса перевозки как синонимы, требуется выработка единой терминологии как «общего языка». Это возможно в рамках нового, мультинаучного, направления - терминалистики [2, 3].

Целью работы является разработка новой универсальной терминологии и классификации ЛО различного формата с позиций теории терминалистики.

Понятийный аппарат терминалистики

Терминалистика - наука об организации, проектировании, управлении, структуре и конфигурации сетей грузовых терминалов, включая вопросы количества и дислокации узлов, функционально-технологического состава, прогнозной и экспертной оценок, с учетом потоковых процессов транспортно-технологического, экономического происхождения и связанного мультипликативного эффекта работы терминальных сетей [4].

Логистическими объектами как одним из видов транспортно-складских систем предлагается именовать целую группу объектов ТСИ, на базе и с использованием которых железнодорожный транспорт выполняет комплексное транспортно-логистическое обслуживание грузов, на которых начинается и заканчивается полная логистическая цепь доставки.

Под транспортно-складской системой (ТСС) доставки грузов будем понимать совокупность элементов ТСИ транспорта, выполняющих логистические функции, представленную ЛО всех типов, а также такими более крупными объектами как терминальные сети, логистические деревни, хабы и др.

С позиций теории терминалистики под ЛО будем понимать любые объекты ТСИ (склады, грузовые терминалы и т. п.), физически обеспечивающие реализацию транспортно-складского обслуживания различных клиентов, сосредоточенные по совокупности признаков в пространственно определенном районе.

Тип ЛО - это совокупность функциональных, технико-технологических и организационных особенностей ЛО, присущих конкретному ЛО и определяющих формат его работы в системе доставки грузов, согласно функционально-

логистическому развитию ЛО в системе классификации, иерархии и эволюции.

С учетом иерархии положения в транспортно-логистической системе ЛО трансформируется в более сложные образования - район и область.

Логистический район - совокупность ЛО определенной степени экономического и технологического взаимодействия, расположенных в географической близости для комплексного логистического обеспечения процессов перевозок.

Логистическая область - территориальные логистические образования глобального масштаба, занимающие значительную часть транспортно-логистической инфраструктуры страны и интегрированные в национальные и международные процессы перевозок.

Следует различать употребляемое в общем случае понятие «ЛО» («логистический объект») для обозначения всех типов объектов ТСИ - собственно ЛО (логистических объектов), ЛР (логистических районов) и Лоб (логистических областей).

На рисунке показана пирамида терминалистики - функциональной иерархии ее объектов - с учетом комплексности и интегрированности реализуемого ими сервиса. Ключевое отличие терминалистики от известных научных направлений - в ее интегрированной миссии и фокусе на ЛО любой сложности (от складов и терминалов до транспортных узлов и логистических городов).

Вышеприведенные определения даны с точки зрения транспортной и логистической науки и синтезируют особенности управления процессами перевозок, логистические технологии и теорию складских систем О. Б. Маликова [5, 6]. Указанная терминология соответствует терминологии

Адаптированная пирамида терминалистики и ее объектов

Логистический аутсорсинг и сервис добавленной стоимости

Расширенный пакет сервиса, контрактная логистика

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОБЛАСТИ (ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ, ТЕРМИНАЛЬНАЯ

СЕТЬ, ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА, ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА)

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ (СУХОЙ ПОРТ, мтлц, ГРУЗОВАЯ ДЕРЕВНЯ)

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОБЪЕКТЫ (ОТДЕЛЬНЫЕ ГРУЗОВЫЕ ПЛОЩАДКИ, ГРУЗОВЫЕ ДВОРЫ, ТЕРМИНАЛЫ)

Терминалистика

Пирамида терминалистики и ее объектов (составлена с учетом [9-14])

Концепции развития транспортно-логистического бизнеса холдинга «РЖД» [7] и Концепции создания терминально-логистических центров на территории РФ [8]. Логика терминологии: от максимально универсального, подходящего для всех, к конкретизации сущности за счет сужения его функционально-логистических, технических и пространственных параметров.

В табл. 1 представлен понятийный аппарат теории терминалистики.

ТАБЛИЦА 1. Предлагаемый терминологический аппарат для объектов ТСИ

ЛО Определение Ключевые ха эактеристики

Уровень развития Уровень сервиса

1 2 3 4

Простейшие компоненты транспортно-логистической системы доставки грузов, находящиеся в основе всех последующих типов ЛО

Складская площадка (СП) Элементарная составная часть ЛО, открытая площадка, оборудованная для переработки, перевалки, погрузки-выгрузки и хранения грузов, допускающих открытое хранение. Может представлять собой отдельный грузовой фронт, состоящий из погрузочно-разгрузочных машин, штабеля груза и подхода транспорта Технико-технологический склад, грузо-ориентированный Базовый (транспорт + погрузка-выгрузка + хранение)

Склад (С) Простейший узловой элемент системы доставки грузов, который представляет собой совокупность зданий, сооружений и технических устройств, предназначенную и оснащенную для эффективного преобразования грузопотоков и минимально необходимых услуг по первичному оформлению, приему-выдаче, погрузке-выгрузке и хранению грузов в процессе перевозки

Терминально-складской комплекс (ТСК) Совокупность специализированных технологически взаимосвязанных складских площадок и складов с развитой инженерной, административной и транспортной инфраструктурой

Интегрированные координирующие компоненты транспортно-логистической системы доставки грузов

Транспортный терми нал (ТТ) Простейший ЛО формата центр, расположенный в начальном, конечном или промежуточном пункте на магистральном транспорте, представляющий собой территориально объединенную и пространственно локализованную совокупность складов и ТСК, обеспечивающую эффективное взаимодействие видов транспорта Функциональный центр, логи-стико-ориен-тированный Расширенный (базовый + околотранспортные дополнительные услуги)

1 2 3 4

Рас- преде- литель- ный центр (РЦ) Крупный транспортный терминал с расширенными координирующими функциями по управлению грузопотоками в пункте излома транспортной сети, обеспечивающий клиентов широким ассортиментом терминально-складского и логистического сервиса в мульти-модальных перевозках

Логисти-чес кий центр (ЛЦ) Многофункциональный и наиболее развитый ЛО формата центр, объединение независимых компаний и органов, занимающихся грузовыми перевозками и сопутствующими услугами, включающий по меньшей мере один ТТ. Имеет прямой доступ к транспортному узлу, высокую степень автоматизации управленческих процессов и информационную систему, интегрированную с системами других участников мультимодальных перевозок

Крупные сетевые компоненты транспортно-логистической системы доставки грузов, которые являются инфраструктурной основой для формирования логистических районов

Транспортный узел (ТУ) Базовый ЛО формата узел, размещенный в пункте стыка и взаимодействия нескольких видов транспорта, включающий в себя железнодорожные станции, морские и речные порты, аэропорты, складское, ремонтное и вспомогательное хозяйства. Обеспечивает взаимодействие «в одном месте» организационно, экономически и технологически взаимоувязанных предприятий независимых участников процесса перевозок, интеграцию грузопотоков и эффект масштаба с прямым доступом к мультимодальным транспортным сервисам и наличием прямого сообщения с другими узловыми пунктами транспортной сети Узловой, сетевой, клиенто-ориентированный Максимальный (расширенный + широкий ассортимент услуг добавленной стоимости)

Транс-портно-логистический узел (ТЛУ) Компактное пространственно локализованное объединение предприятий независимых субъектов транспортно-логистического рынка на инфраструктурной основе ТУ с высокой концентрацией услуг добавленной стоимости для сосредоточенной реализации комплексного транспортно-логистического обслуживания клиентов в международном масштабе

Окончание табл. 1

1 2 3 4

Мульти-модальный транс-портно-логистический центр (МТЛЦ) Крупный транспортно-логистический узел, размещенный в непосредственной близости к логистическому району, интегрирующий мультимодальную и терминально-логистическую инфраструктуру различных видов транспорта и независимых субъектов рынка в единый комплекс сетевого масштаба, при наличии единого оператора мультимодаль-ной перевозки с прямым доступом к транспортным коридорам для реализации сквозного бесшовного управления процессами перевозок и максимального обеспечения клиентов услугами добавленной стоимости в международном масштабе. Реализует синергетический и мультипликативный эффекты

Базовыми при разработке терминологии стали известные определения.

«Склад» - для группы ЛО СП, С, ТСК: это «отдельно стоящий перегрузочно-складской комплекс на магистральном транспорте, в составе промышленного, строительного или торгового предприятия или расположенный отдельно от этих предприятий и предназначенный для выполнения логистических операций по преобразованию грузопотоков»; «здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю» [5, с. 29; 15, с. 7].

«Логистический центр» - для группы ЛО ТТ, РЦ, ЛЦ: это «структура, объединяющая несколько компаний, осуществляющих при централизации управления комплексную логистическую деятельность в определенном регионе с предоставлением клиентам оборудования и сервиса»; «сложное техническое сооружение, которое состоит из множества различных подсистем (комплекс зданий, совокупность перерабатываемых грузов, система информационного обеспечения) и элементов определенной структуры, объединенные для выполнения конкретных функций по преобразованию грузопотоков»; «пространственно-функциональный объект вместе с инфраструктурой и организацией, в котором реализуются логистические услуги, связанные с приемкой, хранением, распределением и выдачей товаров, а также сопутствующие услуги, предоставляемые независимыми по отношению к отправителю или получателю субъектами» [16, с. 10; 17, с. 23].

«Транспортный узел» - для группы ЛО ТУ, ТЛУ, МТЛЦ - это «совокупность станций, подходов и ветвей, устраиваемых в месте соединения не менее трех железнодорожных линий магистрального или местного значения, а также комплекс взаимосвязанных станций, обслуживающих боль-

шой город или крупный промышленный пункт» [18, с. 12]; «пункты примыкания трех и более железнодорожных линий, а также отдельные пункты, в составе которых имеется несколько железнодорожных станций и ветвей, обслуживающих крупные промышленные предприятия города или района» [19, с. 45].

Приведенные определения достаточно односторонние, поскольку отражают отдельные аспекты сущности ЛО - технический, логистический, транспортно-проектировочный, но не имеют интегрированного с логистической и транспортной технологиями характера.

Таким образом, предложенный в табл. 1 терминологический аппарат не противоречит известным в транспортной и логистической литературе терминам, но систематизирует и интегрирует их в контексте единого подхода. В терминологии изменен ракурс рассмотрения сущности ЛО. Известные термины не опровергаются, но трансформируются согласно позициям современной логистики и экономики.

Научная новизна предлагаемой терминологии

Новизна определения ЛО состоит в обобщении в один универсальный термин целой группы предприятий, технических сооружений и устройств, которыми (с использованием которых) осуществляются логистические функции на железнодорожном транспорте. Функция «транспортно-складское обслуживание» названа, так как является основной и типичной для всех ЛО как для буферной транспортно-складской системы, осуществляющей взаимосвязь транспорта, склада и клиента.

Определения ЛО в общем виде и железнодорожного ЛО, в частности, не противоречат общеизвестным определениям ЛЦ, данным в Концепциях [1, 7, 8], в государственном стандарте (Беларусь) [20], а также в проекте Евросоюза [21].

Покажем, в чем отличие некоторых новых терминов от существующих.

Транспортный узел (ТУ). По нашему определению, ТУ - это комплексное логистическое понятие, данное в обобщенном виде, интегрирующем понимание его с точки зрения как транспортной логистики, так и транспортной технологии, а не только в чисто проектировочном, техническом контексте и совокупность станций, соединительных путей, разъездов и др. Ключевыми признаками ТУ как ЛО выделены параметры транспортной дислокации, логистической технологии, сервиса и типологии участников, а не традиционные геометрические и географические параметры. Новая группа значимых признаков позволила составить классификацию ТУ как ЛО, интегрирующую аспекты логистики, транспортной технологии, проектирования, а также транспортной и экономической географии.

Логистический объект (ЛО). Введение нового термина продиктовано необходимостью обозначения целой группы объектов ТСИ, имеющих ряд параметрических и функциональных различий в системе доставки грузов, но при этом не систематизированных по признакам масштаба деятельности, мощности, комплексности сервиса и технологии работы.

Новая терминология позволит разграничить понятия, употребляемые в науке и практике транспортной логистики зачастую как синонимы, что в итоге обеспечит унификацию концептуального подхода и повысит эффективность взаимодействия участников процесса перевозок за счет «разговора на одном языке», в том числе с клиентами. ЛО предлагается именовать элементарные терминально-складские объекты, которые являются основой для более сложных форматов предоставления в узлах логистической системы сервиса добавленной стоимости - логистических районов и областей. В отличие от множества дефиниций сущности терминалов, складов, логистических центров и др. термин «ЛО» покрывает широкое поле отличительных логистических функций, транспортных и складских технологий и при этом не противоречит общеизвестной терминологии в сфере логистики.

Особенности дефиниции ЛО

Ключевые особенности дефиниции ЛО следующие:

• ЛО - это более глубокое понятие, чем просто точка начала и окончания маршрутной перевозки, часть логистической цепи, в которой формируется добавленная стоимость товаров с предоставлением комплексной транспортно-логистической услуги в транспортно-складской системе от клиента-отправителя до клиента-получателя;

• ЛО - не станция. Положение термина: «на основе станции». ЛО - это структура совершенно другого технологического назначения, не выполняющая функцию железнодорожной грузовой станции. При этом ЛО может работать на местах общего пользования как на инфраструктурной основе или вблизи станции, быть в технической и организационно-технологической связях с ней, но непосредственно станцией не является. Работа по всем видам грузовых, складских и логистических операций является для ЛО первостепенной, а функции по работе с поездами - второстепенной;

• ЛО - не склад. Положение термина: «в составе ЛО». ЛО - более емкое и широкое понятие, предполагающее не только реализацию базовых услуг и ключевой роли в системе доставки. Это многофункциональный, мультимо-дальный, логистически развитый комплекс, деятельность которого не ограничивается только работой склада, включенного в его состав. Склад является элементарной составной частью ЛО как более крупной системы;

• ЛО - не услуга или транспортный продукт. Положение термина: «посредством ЛО/ЛО как исполнитель услуги/ЛО как физическая основа». ЛО - это физическая инфраструктурная основа для реализации комплексного сервиса интеграцией нескольких компаний-исполнителей, инфраструктура для непосредственного выполнения услуги, точнее, целого комплекса услуг «от одного лица в одном месте со сквозным управлением».

Таким образом, ЛО - это новое, самостоятельное определение распространенной сегодня на рынке транспортно-логистических услуг узловой логистической структуры различных технического состава, пространственного размера, технологической мощности и функционального назначения.

Функциональная классификация ЛО

Требования к новой классификации ЛО с позиций терминалистики и клиентоориентированности должны предъявляться следующие:

1) в ней должны быть отражены все значимые характеристики ЛО с учетом как международного стандарта, так и российской специфики;

2) должна быть адаптирована для всех участников системы доставки;

3) должна быть использована на всей территории страны, что определяет необходимость ее законодательно утвержденного статуса;

4) должна отражать особенности ЛО с комплексной позиции логистики, а не отдельных аспектов работы ЛО;

5) должна отражать многообразие и роль ЛО в цепях поставок;

6) должна обладать полнотой охвата (полиаспектностью), движением от простого к сложному и синтезировать научный и практический подходы для независимой экономической оценки любого ЛО;

7) должна дать комплексное представление о многообразии ЛО. Для этого она должна быть визуализирована и разнесена по отдельным целевым аспектам (ОАО «РЖД», государство, бизнес, клиенты, риэлторы...);

8) должна решать противоречивую задачу - унифицированности с одной стороны и узкой специализации с другой;

9) должна отражать интересы всех участников системы доставки;

10) должна быть иерархической и четко разграничивать типы ЛО [22].

Согласно таким требованиям, а также авторской терминологии была

разработана функциональная классификация ЛО (табл. 2).

В табл. 2 приведены пакеты логистических функций объектов ТСИ, характеризующие степень их логистической самостоятельности. Ассортимент сформирован из актуальных предложений работающих в РФ ЛО, а также согласно сегментации услуг по Концепции создания терминально-логистических центров на территории РФ и авторской системы классификации, иерархии и эволюции ЛО [23].

ЛО Пакет услуг, % комплексности услуг

Базовый пакет

СП До 10

С До 20

ТСК До 30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расширенный пакет

ТТ До 50

РЦ До 60

ЛЦ До 70

Максимальный пакет

ТУ До 80

ТЛУ 80-90

МТЛЦ Свыше 90

Описание пакетов услуг:

• Базовый пакет: оказание стандартных услуг «транспорт + хранение», погрузка-выгрузка, прием-выдача, оформление документации, хранение, услуги «от двери до двери», «последняя миля», перевалка груза.

• Расширенный: к стандартному базовому пакету услуг добавляются «околотранспортные», такие как маркировка, сортировка, упаковка, подгруп-пировка, таможенное сопровождение, транспортная экспедиция, оперирование подвижным составом, управление партией груза, маркировка и упаковка груза.

• Максимальный (комплексный): к расширенному пакету добавляются услуги, существенно повышающие добавленную стоимость груза (товара): логистический консалтинг, услуги мультимодального транспортного оператора и оказание «бесшовного» сервиса, построение и управление цепями поставок, девелопмент, трансшипмент, стивидорные и сюрвейерские услуги при взаимодействии с морским транспортом, дистрибуция и/или продажа груза, предпродажная подготовка, сборка (монтаж), т. е. активное преобразовательное воздействие на потребительские свойства груза (товара). Услуга комплексная, оказывается «от одного лица» и пространственно в одном месте.

Выводы

В работе предпринята попытка разработать понятийный аппарат тер-миналистики как новой научной теории.

Терминологический аппарат отличается: 1) обозначением целой группы объектов, реализующих логистический сервис; 2) универсальностью определения основных свойств, характерных для объектов ТСИ как транспортно-складских систем; 3) комплексностью подхода, интегрирующего терминологию железнодорожной и логистической теории и практики; 4) отражением логистической роли ТСИ в системе доставки грузов; 5) акцентом на способности ТСИ обеспечить многофункциональным логистическим сервисом процесс перевозки на всем его протяжении.

Назначение новой терминологии - теоретическое обеспечение унифицированного подхода к определению сущности, классификации и функционалу объектов ТСИ, выступающих в качестве ТСС.

Предложенная терминология может применяться в качестве теоретического базиса при выработке единых концептуальных основ новых прикладных междисциплинарных исследований. В сфере практического транспортного бизнеса терминология как проект официального законодательного закрепления требований к объектам ТСИ может использоваться участниками процесса перевозки при идентификации типа ЛО, при подходе к расчету и оценке показателей работы ЛО, в качестве унифицированного подхода, интегрирующего проблемные поля взаимодействующих на объектах ТСИ участников процесса перевозки грузов.

Библиографический список

1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. - Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 г. № 1734-р. - URL : http://doc.rzd.ru/doc/public/ru?id=3771&layer_id=5104&STRUCTURE_ID=704 (дата обращения : 09.02.2018).

2. Покровская О. Д. Терминалистика : общие вопросы : монография / О. Д. Покровская. - Казань : Изд-во «Бук», 2016. - 142 с.

3. Покровская О. Д. Логистическое руководство : математические основы терминали-стики, маркировка, классификация и идентификация логистических объектов железнодорожного транспорта : монография / О. Д. Покровская. - Казань : Изд-во «Бук», 2017. - 281 с.

4. Покровская О. Д. Исследование логистических объектов / О. Д. Покровская, С. В. Буйко // Проблемы экономики и управления предприятиями, отраслями, комплексами / под общ. ред. С. С. Чернова. - Новосибирск : ЦРНС, 2017. - С. 130-160.

5. Маликов О. Б. Контейнерные терминалы : устройство, оборудование, проектирование, исследования / О. Б. Маликов. - Саарбрюкен, Германия : Lambert Academic Publishing, 2014. - 257 с.

6. Маликов О. Б. Перевозки и складирование товаров в цепях поставок / О. Б. Маликов. - М. : Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. транспорте, 2014. - 536 с.

7. Концепция комплексного развития контейнерного бизнеса в холдинге ОАО «РЖД». - М. : ОАО «РЖД», 2012. - 87 с.

8. Концепция создания терминально-логистических центров на территории РФ. -М. : ОАО «РЖД», 2012. - 67 с.

9. Lamb D. Freight Villages - An approach to integrating freight and industrial activity in a community friendly manner / D. Lamb, R. Cursey. - New York : Tampa Bay Regional Goods Movement Study, 2009. - N 4. - 21 p.

10. Rodrigue J.-P. The geography of transport systems. Ch. 5 : International Trade and Freight Distribution. - 3th ed. / J.-P. Rodrigue. - New York : Routledge, 2013. - 416 p.

11. Rodrigue J.-P. Freight distribution clusters (logistics zones) / J.-P. Rodrigue. New York, USA : Hofstra University. - URL : https://people.hofstra.edu/jean-paul_rodrigue/down-loads/PT55-XX.pdf (дата обращения : 09.02.2018).

12. Notteboom T. Inland terminals within North American and European supply chains / T. Notteboom, J.-P. Rodrigue // Transport and Communications. Bulletin for Asia and the Pacific. - 2009. - N 78. - P. 1-39.

13. Pretorius M. P. Logistical cities in peripheral areas / M. P. Pretorius. - Bloemfontein : University of the Free State, 2013. - 291 p.

14. Richards G. Warehouse management : a complete guide to improving efficiency and minimizing costs in the modern warehouse / G. Richards. - London : Kogan Page Publishers. -2011. - 334 р.

15. Гаджинский А. М. Современный склад. Организация, технологии, управление и логистика / А. М. Гаджинский. - М. : ТК Велби ; Проспект, 2007. - 143 с.

16. Дыбская В. В. Управление складированием в цепях поставок / В. В. Дыбская. -М. : Альфа-Пресс, 2009. - 720 с.

17. Прокофьева Т. А. Логистические центры в транспортной системе России : учеб. пособие / Т. А. Прокофьева, В. И. Сергеев. - М. : Экономическая газета, 2012. - 522 с.

18. Образцов В. Н. Избранные труды : в 3 т. / В. Н. Образцов ; ред. комис. Ф. И. Ша-ульский и др.- М. : Изд-во АН СССР, 1955. - 446 с.

19. Савченко И. Е. Железнодорожные станции и узлы : учебник для вузов ж.-д. транспорта / И. Е. Савченко, С. В. Земблинов, И. И. Страковский. - Изд. 2-е, перераб. и доп. -М. : Транспорт, 1967. - 467 с.

20. СТБ 2046-2010. Транспортно-логистический центр. Требования к техническому оснащению и транспортно-экспедиционному обслуживанию = Транспартна-лагь стычны цэнтр. Патрабаванш да тэхшчнага аснашчэння i транспартна-экспедыцыйнага абслугоування : изд. офиц. / БелНИИТ Транстехника. - Введ. 01.01.2011. - Минск : Госстандарт, 2010. - 12 с.

21. Europlatforms. ECE/TRANS/WP.24/2011. - URL : http://www.europlatforms.eu (дата обращения : 09.02.2018).

22. Покровская О. Д. Классификация объектов железнодорожной терминально-складской инфраструктуры / О. Д. Покровская // Вестн. Урал. гос. ун-та путей сообщения. - Екатеринбург : УрГУПС, 2017. - № 1 (33). - С. 70-83.

23. Покровская О. Д. Эволюционно-функциональный подход к классификации транспортных узлов / О. Д. Покровская, О. Б. Маликов // Изв. Петерб. гос. ун-та путей сообщения. - СПб. : ПГУПС, 2017. - Т. 14, вып. 3 (52). - С. 417-429.

References

1. Transportnaya strategiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda [Transport strategy of the Russian Federation for the period until 2030]. Utv. rasporyazheniyem Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 22. 11. 2008 g. no. 1734-r. Appr. by the Government Executive Order dated November 22nd 2008 N 1734-r. URL: http://doc.rzd.ru/doc/public/ru?id=3771&layer_ id=5104&STRUCTURE_ID=704 (accessed: 09.02.2018). (In Russian)

2. Pokrovskaya O. D. Terminalistika: obshchiye voprosy: monographiya [Terminsalistics: common issues: study]. Kazan, Publ. office "Book", 2016, 142 p. (In Russian)

3. Pokrovskaya O. D. Logisticheskoye rukovodstvo: matematicheskiye osnovy termina-listiky, markirovka, klassifikatsiya i identifikatsiya logisticheskykh obyektov zheleznodorozhnogo transporta: monographiya [Logistic guide: mathematical foundations of terminalistics, marking, classification and identification of logistical objects of railway transport: study]. Kazan, Publ. office "Book", 2017, 281 p. (In Russian)

4. Pokrovskaya O. D. & Buyko S. V. Issledovaniye logisticheskykh obyektov [The study of logistical objects]. Problemy ekonomiky i upravleniyapredpriyatiyamy, ptraslyamy, kom-pleksamy [Economic problems and management of enterprises, branches, complexes]. Under the gen. editorship of S. S. Chernov. Novosibirsk, TsRNS (Development Center of Scientific Cooperation) Publ., 2017, pp. 130-160. (In Russian)

5. Malikov O. B. Konteynerniye terminaly: ustroistvo, oborudovaniye, proektirovaniye, issledovaniya [Container terminals: arrangement, facilities, design, survey]. Saarbruken, Germany, Lambert Academic Publishing, 2014, 257 p. (In Russian)

6. Malykov O. B. Perevozky i skladyrovaniye tovarov v tsepyakhpostavok: monographiya [Traffic and storing in supply chains: study]. Moscow, Uchebno-metodycheskiy tsentr po obra-zovaniju na zheleznodorozhnom transporte [Learning and teaching educational centre of railway transport] Publ., 2014, 536 p. (In Russian)

7. Kontseptsiya kompleksnogo razvitiya konteynernogo biznesa v kholdinge OAO "RZhD" [Comprehensive development framework of container industry in OAO "Russian Railways" holding company]. Moscow, OAO "Russian Railways" Publ., 2012, 87 p. (In Russian)

8. Kontseptsiya sozdaniya terminalno-logisticheskykh tsentrov na territorii RF [The concept of creating terminal and logistics centers on the territory of the Russian Federation]. Moscow, OAO "Russian Railways" Publ., 2012, 67 p. (In Russian)

9. Lamb D. & Cursey R. Freight Villages - An approach to integrating freight and industrial activity in a community friendly manner. New York, Tampa Bay Regional Goods Movement Study Press, 2009, N 4, 21 p.

10. Rodrigue J.-P. The geography of transport systems. Ch. 5. International trade and freight distribution. 3th ed. New York: Routledge Press, 2013, 416 p.

11. Rodrigue J.-P. Freight distribution clusters (logistics zones). New York, USA, Hofstra University. URL: https://people.hofstra.edu/jean-paul_rodrigue/downloads/PT55-XX.pdf (accessed: 09.02.2018).

12. Notteboom T. & Rodrigue J-P. Inland terminals within North American and European supply chains. Transport and Communications. Bulletin for Asia and the Pacific, 2009, no. 78, pp. 1-39.

13. Pretorius M. P. Logistical cities in peripheral areas. Bloemfontein, University of the Free State, 2013, 291 p.

14. Richards G. Warehouse management: a complete guide to improving efficiency and minimizing costs in the modern warehouse. London, Kogan Page Publishers, 2011, 334 р.

15. Gadzhynskiy A. M. Sovremenniy sklad. Organizatsiya, tekhnologii, upravleniye i lo-gistika [Modern warehouse. Organization, technologies, management and logistics]. Moscow, TC Velby, Prospect Publ., 2007, 147 p. (In Russian)

16. Dybskaya V. V. Upravleniye skladyrovaniyem v tsepyakhpostavok [Storing management in supply chains]. Moscow, Alpha-Press Publ., 2009, 720 p. (In Russian)

17. Prokofyeva T. A. & Sergeyev V. I. Logisticheskiye tsentry v transportnoy systeme Rossii: uchebnoye posobiye [Logistic centers in the transport system of Russia: tutorial]. Moscow, "Ekonomicheskaya gazeta" Publ., 2012, 522 p. (In Russian)

18. Obraztsov V. N. Izbranniye trudy [Selectas]. V 3 t.; red. komis. F. I. Shaulskiy i dr. [In 3 vol. drafting committee by F. I. Shaulskiy et al.]. Moscow, AN SSSR Publ., 1955, 446 p. (In Russian)

19. Savchenko I. E., Zemblinov S. V. & Strakovskiy I. I. Zheleznodorozhniye stantsii i uzly: uchebnyk dlya vuzov zh.-d. transporta [Railway stations and junctions: textbook for railroad transport colleges]. 2nd revised and enlarged ed. Moscow, Transport Publ., 1967, 467 p. (In Russian)

20. STB 2046-2010 [Standards of the Republic of Belarus 2046-2010]. Transportno-logisticheskiy tsentr. Trebovaniya k tekhnicheskomu osnashcheniyu i transport o-ekspeditsion-nomu obsluzhivaniyu [Transport and logistics center. Technical specifications for technique and forwarding services] = Транспартна-лагктычны цэнтр. Патрабаванш да тэхшчнага аснашчэння i транспартна-экспедыцыйнага абслугоування: off. ed. BelNIIT Transtekh-nika. Intr. 01.01.2011. Minsk, Gosstandart Publ., 2010, 12 p. (In Belarus)

21. Europlatforms. ECE/TRANS/WP.24/2011. URL: http://www.europlatforms.eu/(ac-cessed: 09.02.2018).

22. Pokrovskaya O. D. Klassifikatsiya obyektov zheleznodorozhnoy terminalno-sklad-skoy infrastruktury [Classification of facilities of terminal and storage infrastructure]. Vestnik Ural. gos. un-ta putey soobshcheniya [The Urals State University of Railway Transport Bull]. Yekaterinburg, UrGUPS Publ., 2017, vol. 1 (33), pp. 70-83. (In Russian)

23. Pokrovskaya O. D. & Malikov O. B. Evoluytsionno-funktsionalniy podkhod k klas-sifikatsii transportnykh uzlov [Evolutionary functional approach to classification of transport nodal points]. Proceeding of St. Petersburg State Transport University. Saint Petersburg, PGUPS Publ., 2017, vol. 14, issue 3 (52), pp. 417-429. (In Russian)

*ПОКРОВСКАЯ Оксана Дмитриевна - канд. техн. наук, доцент, insight1986@inbox.ru; ТИТОВА Тамила Семеновна - д-р техн. наук, профессор, заведующая кафедрой, проректор по научной работе (Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.