УДК 656.073:658.8
Т. С. Титова, О. Д. Покровская
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТЕОРИИ ТЕРМИНАЛИСТИКИ
Дата поступления:14.02.2018 Решение о публикации:16.03.2018
Аннотация
Цель: Охарактеризовать междисциплинарное положение и научную новизну предлагаемой теории терминалистики. Методы: Использован аналитический метод. Результаты: Обоснована теоретическая актуальность теории терминалистики посредством проведения анализа проблемных полей, исследуемых известными смежными научными дисциплинами. Отмечены научная новизна и аспекты практического применения теории. Показаны отличительные черты новой теории. Предложены периодизация развития и состав теоретических основ терминалистики, выполнен анализ ключевых научных доктрин, формирующих методологический аппарат терминалистики. Практическая значимость: Новое мультинаучное транспортно-логистическое направление позволит интегрировать вопросы перевозки и терминально-складской переработки грузов, рассматривая их не только как локальные транспортные, складские, логистические системы, но и как транспортно-складские системы. Для ОАО «РЖД» оформление всех знаний об объектах терминально-складской инфраструктуры в терминалистику позволит реализовать ключевые направления «Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ на период до 2030 года» и выйти на уровень логистического провайдера 3-4 PL-уровня.
Ключевые слова: Терминалистика, транспортно-складские системы, логистические объекты.
Tamila S. Titova, D. Eng. Sci., professor, head of a chair, prorector for research; * Oksana D. Pokrovskaya, Cand. Eng. Sci., associate professor, [email protected] (Emperor Alexander I Petersburg State Transport University) INTERDISCIPLINARY PROPOSITION OF THE THEORY OF TERMINALISTICS
Summary
Objective: To characterize an interdisciplinary proposition and scientific novelty of the introduced theory of terminalistics. Methods: Analytical method was applied in the study. Results: Theoretical topicality of the theory of terminalistics was justified by means of analyzing problematic areas, studied by the allied scientific disciplines. Academic novelty and aspects of practical application of the theory were pointed out. Characteristic features of the new theory were demonstrated. Development periodization and the structure of the theory of terminalistics were suggested, the analysis of scientific doctrines, generating the methodologies of terminalistics, was conducted. Practical importance: A new multi scientific transport and logistical approach will make it possible to integrate the issues of hauling and terminal storage handling of freight, regarding them not only as local transport, storage and logistical systems, but as storage-retrieval systems. For OAO "Russian Railways" incorporating the accumulated knowledge of the objects of storage-retrieval infrastructure in terminalistics will make it possible to implement the key directions of "The development strategy of railway transport of the Russian Federation for the period through to 2030" and achieve the 3-4 PL-level of a logistic provider.
Keywords: Terminalistics, storage-retrieval systems, logistical objects.
Актуальность вопроса и постановка задачи исследования
В современных условиях динамичного развития транспортно-логистического рынка, скачкообразности и неопределенности условий транспортно-логистической деятельности для осуществления эффективного сквозного управления процессом перевозок в сложных логистических цепях доставки грузов и достижения целевых показателей работы железнодорожных систем доставки перед наукой стоит задача выработки новых комплексных подходов, интегрирующих инструменты и методы смежных научных дисциплин, расширяя тем самым функциональный арсенал и поле исследования мультидисциплинарных научных направлений. Так, в «Стратегии развития железнодорожного транспорта РФ на период до 2030 года» [1] определено приоритетное развитие объектов терминально-складской инфраструктуры, что требует от современной науки поиска новых методологических инструментов для построения рациональных систем доставки грузов.
Актуальность новой методологии исследования объектов терминально-складской инфраструктуры связана с: 1) отсутствием в настоящее время единого подхода к их изучению и комплексной оценке; 2) усложнением ассортимента логистического сервиса и структуры цепей поставок с участием объектов терминально-складской инфраструктуры; 3) быстрым ростом количества объектов терминально-складской инфраструктуры и требованием рынка к дальнейшему динамичному расширению терминальной сети ОАО «РЖД»; 4) усложнением взаимодействия участников процесса перевозки; 5) недостаточными полнотой, интегрированностью и комплексностью анализа объектов терминально-складской инфраструктуры.
Новое мультинаучное транспортно-логис-тическое направление позволит интегрировать вопросы перевозки и терминально-складской переработки грузов, рассматривая не только транспортные системы (как транспортные
узлы), складские системы (как транспортно-грузовые системы), логистические (как совокупность организованных логистических звеньев), но и как транспортно-складские системы (ТСС). В свою очередь, в рамках новой методологии будет возможно сформулировать те научно-методологические и концептуально-принципиальные основы, которые обеспечат необходимым и достаточным арсеналом «стыкование» пересекающихся в транспортно-логистической деятельности областей научного знания, их систематизацию и концентрацию и оформить, объединить цель и объект исследования в новую методологию комплексного изучения ТСС.
Целью данной работы является характеристика междисциплинарного положения и научной новизны предлагаемой новой теории.
Терминология
Транспортно-складская система, ТСС, -
это комплексное, универсальное понятие, объединяющее несколько классов различных логистических объектов (ЛО), логистических районов (ЛР) и логистических областей (ЛОб) как совокупности элементов терминально-складской инфраструктуры транспорта, выполняющих логистические функции. Любую систему доставки грузов можно представить как совокупность двух компонентов - объектов терминально-складской инфраструктуры (ЛО), т. е. складов разных типов, мощности и назначения (накопительно-распределительную складскую систему), и соединяющих их транспортных звеньев (транспортную систему), т. е. как ТСС [2].
Сущность ТСС заключается в понятийной интеграции подсистем транспорта и склада, что позволяет очертить новые границы междисциплинарных исследований по проектированию, изучению, развитию и эксплуатации ТСС, эволюционирующих и самоорганизующихся.
Под логистическими объектами, ЛО,
предлагается понимать объекты инфраструк-
туры, физически обеспечивающие реализацию транспортно-складского обслуживания различных клиентов, сосредоточенные по совокупности признаков в пространственно определенном районе.
В частности, железнодорожными предлагается называть ЛО, относящиеся к терминально-складской инфраструктуре железных дорог, выполняющие функции узловых элементов терминально-логистической системы по техническому обеспечению и практическому выполнению услуг погрузки, выгрузки, хранения и распределения грузов, включая доведение грузов до конечного потребителя, при взаимодействии с участниками системы доставки и другими видами транспорта [3].
Актуальность
и междисциплинарное положение терминалистики
На рис. 1 показано, что ТСС существуют и могут рассматриваться в разных качествах (блоки и стрелки слева): как открытые и самоорганизующиеся системы, транспортно-логистические кластеры и логистические системы, что определяет необходимость использования системного, логистического и синергетического подходов, с одной стороны,
и их оформления в единый интегрированный методологический подход - с другой. Они могут быть представлены (справа): ЛО, ЛР и ЛОб (от простейших к сложнейшим).
Различные участники процесса перевозок (УПП) применяют свой подход и критериальный аппарат к пониманию сущности ЛО и выбору подходящего для них ЛО. Каждый из УПП, согласно своему функциональному положению (логистическому статусу), преследует собственные интересы в системе доставки грузов. Так или иначе, проблемные поля, интересующие УПП (как профессиональных, так и непрофессиональных), фокусируются на ЛО, поскольку именно в таких объектах как в узловых элементах ТСС их интересы пересекаются. При реализации комплексного транспортно-логистического обслуживания клиентов, усложнении ассортимента логистического сервиса и состава логистических цепей доставки грузов, а также при возрастании роли ЛО в системе доставки задача формирования единых теоретических основ (как «правил игры», как «общего языка») на рынке транспортно-логистических услуг становится актуальной.
Единые концептуальные основы прикладного междисциплинарного исследования могут использоваться каждым УПП при идентификации вида ЛО, в терминологическом
ОТКРЫТАЯ НЕРАВНОВЕСНАЯ
СЛОЖНАЯ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ СИСТЕМА
ТРАНСПОРТНО-ЛОГНСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
H Узлы
Участки
Потоковые процессы
L функционирования,
управления
и взаимодеиствия
Транспортно-складские системы (ТСС)
Логистические объекты (ЛО)
Логистические районы (ЛР)
Логистические области (ЛОб)
Рис. 1. Многообразие подходов к рассмотрению ТСС и ее состав
аппарате, при подходе к расчету и оценке показателей работы ЛО и т. п. Область интересов такого исследования должна покрывать многие пересекающиеся проблемные поля, возникающие при взаимодействии УПП в ЛО на всех этапах (участников процесса перевозок, УПП - клиенты-профессионалы и непрофессионалы, владельцы приватных ЛО и Холдинг «РЖД», инвесторы - все они выступают в качестве лица, принимающего решения) и интегрировать смежные проблемные поля указанных научных дисциплин, фокусировать их на ЛО для эффективного управления процессами перевозок и взаимодействием УПП.
Проведем сравнительный анализ положения авторской теории терминалистики в современных транспортной и логистической науках, при этом перечень трудов ученых, работающих в смежных с терминалистикой областях, отнюдь не полный, но достаточный для отражения местоположения и отличий терминалистики как новой междисциплинарной теории в известной системе науки.
В табл. 1, 2 рассмотрен состав проблемных полей ряда технических (транспортных) и экономических (логистических) дисциплин. Заливкой выделена область исследования новой методологии, «покрывающая» не рассмотренные базовыми дисциплинами вопросы; «-» означает вопросы, не изучаемые дисциплиной, «+» - ею рассматриваемые.
Как видно, известные научные теории лишь фрагментарно позволяют анализировать ТСС и решать отдельные вопросы по их проектированию и эксплуатации. Преобладание знаков «-» говорит об имеющемся актуальном поле для новых научных разработок и отсутствии междисциплинарного раздела транспортной, экономической и логистической науки, позволяющего «закрыть» недостающие вопросы изучения ТСС и обеспечить тем самым много-аспектность и комплексность подхода к ТСС всех типов.
Проблемная область терминалистики не только закрывает пробелы известных теорий, расширяя горизонт исследований, но и формирует междисциплинарные связи, ориентиро-
ванные на управление процессами перевозок через ЛО, т. е. ТСС.
Формирование нового междисциплинарного раздела науки по комплексному обследованию ЛО, терминальных сетей и ТСС в целом, область интересов которого покроет и систематизирует их в единую сферу теории и методологии, придаст вектор принимаемым решениям, является актуальным для всех УПП, с одной стороны, и для науки - с другой.
Отличительные черты новой методологии
Новую междисциплинарную методологию будем именовать «терминалистикой». Терми-налистика - это логистика терминальных сетей и ЛО - комплексная наука об организации, проектировании, управлении, структуре и конфигурации сетей грузовых терминалов, включая вопросы количества и дислокации узлов терминальной сети (ТС), их функционально-технологического состава, прогнозной и экспертной оценок, с учетом потоковых процессов транспортно-технологического, экономического происхождения и связанного мультипликативного эффекта работы ТС. Логика словообразования - интеграция понятий Terminal (от англ. терминал) + logistics (от англ. логистика) = terminalistics.
Под терминалистикой предлагается понимать терминальную логистику, логистику инфраструктуры транспортно-логистических узлов и ТС. Название этой теории связано с ее назначением. Область исследований тер-миналистики - увязать вопросы организации перевозок и работы объектов терминально-складской инфраструктуры (складов, грузовых терминалов и других ЛО) с применением методов и инструментов транспортной, экономической и логистической наук.
Методологический, расчетный и концептуальный аппараты терминалистики определяют управление перевозками через ТС и связаны с реализацией транспортно-логистической технологии перевозки «ЛО-ЛО» в расширенной
ТАБЛИЦА 1. Обзор проблемных полей существующих дисциплин транспортной науки
Вопросы/ Дисциплины Выбор типа механизации ЛО Размещение оборудования, технологическое зонирование ЛО Выбор перевозчика, транспортных средств «от ЛО до ЛО» Расчет технико-эксплуа-тационных параметров ЛО Экономическое обоснование инвестиций и альтернативных решений ЛО Управление ассортиментом сервиса на ЛО Выбор поставщиков и посредников в цепи доставки с участием Л О Проектирование системы доставки груза, организация перевозок через ЛО Организация и технология работы и эксплуатации ЛО
ТРАНСПОРТНЫЕ НАУКИ
Транспортно-грузовые системы + - - + + - - - +
Сервис на транспорте - - + - - + + - -
Терминально-логистические комплексы + + - + + + - - +
Транспортная инфраструктура + + - + + - - - -
Железнодорожные станции и узлы - + - + + - - - +
Управление эксплуатационной работой - - - + - - - + -
ТАБЛИЦА 2. Обзор проблемных полей существующих дисциплин экономической науки
Вопросы/ Дисциплины Пространственное проектирование ТСС, включая выбор числа и дислокации узлов Расчет экономической целесообразности и инвестиционной привлекательности Формирование региональных ТСС Управление цепями поставок и СЛОЖНЫМИ системами доставки грузов, включая взаимодействие ЛО и транспорта Управление процессами перевозок через ТСС, включая выбор транспорта, перевозчика и ПС Оценка экономической результативности ТСС Проектирование ЛО Управление ЛО, включая внутреннюю организацию работы Управление ассортиментом услуг и взаимодействием с клиентами
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Транспортная география + - + - - - - - -
Экономика транспорта - + + - - + - - -
Регионали-стика + + + - - + - - -
Складская логистика + - - - - - + + -
Транспортная логистика + - - + + - - - -
Маркетинг на транспорте - - - - - + - - +
Управление цепями поставок + - - + + - - + -
Транспортный бизнес - - - - - + - + +
ce
I-
Ч
ч о
X »
ч
U
и Я
я «
И
в g
SB1
о н
H
<C
о о H «
H
и I
О К
s §
ГР< я H Я ч
<L>
в
о »
п
о «
S 8 Й
Й аГ
га цн
g I
я g s*
Я S G
а 8 °
§ s
£ S
PQ ^
cd
юпйпявхэоц шгэхидэЛшц HHHHfsdoon
s s a
0 <u h
1 S О Ш
о X и
s
s a s h О
S
Ц
d «
s S a <u H
2
¡2 <u
lis
S
c3 «
h О 4 <u a о
lg
à
<N
cj S CL
транспортной цепи, принципов логистики и клиентоориентированности, созданием системы логистического нормирования и комплексного формирования ТСС (интеграция доставки и терминально-складской инфраструктуры). Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать целевую направленность и научно-практический арсенал терминалистики (рис. 2).
Терминалистика формирует междисциплинарный теоретико-методологический базис, позволяющий при концентрации на всестороннем исследовании ТСС (от ЛО до ЛР и ЛОб) интегрировать чисто технические и технологические решения железнодорожного транспорта с логистическими и экономическими теориями.
Положение терминалистики как новой междисциплинарной теории показано на рис. 3 и определяется как всепроникающее, сквозное, интегрирующее целую группу взаимосвязанных научных теорий и направлений, области исследований которых пересекаются при изучении ТСС. В таких условиях задача термина-листики - фокусирование средств и методов смежных дисциплин на изучении ТСС в целом и ЛО в частности, а также формирование новой методологической базы, позволяющей сконцентрировать инструментарий и концептуальный аппарат на ТСС всех видов, что обеспечит комплексность и многоаспектность подхода. Иными словами, положение терминалистики является междисциплинарным, находящимся не над и не под существующими теориями, но соединяющим их единой постановкой вопросов, ограниченных областью эффективного проектирования, исследования и эксплуатации ТСС, а также полным спектром логистических решений для всех субъектов транспортно-логистического рынка - клиентов, владельцев и инвесторов ЛО, перевозчиков и логистических посредников.
С одной стороны, такое положение тер-миналистики является вспомогательным, поскольку позволяет связать и сосредоточить взаимодействующие области научных знаний в свете комплексного исследования ТСС, с другой же - самостоятельным, так как формули-
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
Транспортная логистика
Складская логистика
Интегрированная логистика
Управление цепями поставок
Экономика транспорта и регионов
Транспортная география
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛО
Проектирование и эксплуатация
Управление логистическими системами
Финансовое Моделирование
планирование логистической цепи
Исследование, анализ и оценка
Организация транспортно-логистического сервиса
Ж
ж
ж
ж
ж
ж
ЛО как логистические системы
И
ЛО как ТСС
п
ТЕРМИНАЛИСТИКА - новый междисциплинарный раздел логистической и транспортной науки, балансирующий и связывающий вопросы организации перевозки и складской инфраструктуры, сфокусированный на ЛО
и интегрирующий совокупность сопряженных знаний о нем в единую комплексную теорию и методологию для исследования, проектирования и эксплуатации различных ЛО
2Е
ЛО как складские системы
Ж
ж
ж
ж
ж
Проектирование
и эксплуатация
_
Управление транспортными системами
Планирование и техническое нормирование
Моделирование
Организация транспортно-логистического сервиса
Управление процессами перевозок
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛО
Железнодорожные станции и узлы
Транспортный сервис, маркетинг и менеджмент
Транспортная инфраструктура
Управление эксплуатационной _работой
Транспортно-грузовые системы
Управление грузовой н коммерческой работой
ТРАНСПОРТНЫЕ ТЕОРИИ
МЕХАНИЗМЫ
- ТЕХНОЛОГИЯ сквозного БЕСШОВНОГО ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА; - МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТИ; ■ МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ И ЭТАПНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТСС
-1-
ПРИНЦИПЫ
КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОСТЬ, ПОЛИАСПЕКТНОСТЪ, «ОДНО ОКНО»,
КОМПЛЕКСНОСТЬ СЕРВИСА, КОМПЛЕКСНОСТЬ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ, АВТОМАТИЗАЦИЯ, АДАПТИВНОСТЬ, ,_АЛЬТЕРНАТИВНОСТЬ_
СУБЪЕКТЫ
СУБЪЕКТЫ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО РЫНКА, включая транспортные, экспедиционные, операторские, логистические компании и иных участников процесса перевозок, которые являются поставщиками, посредниками и потребителями . транспортир-логистических услуг_.
ТЕРМИНАЛИСТИКА
МЕТОДОЛОГИЯ
- МАРКИРОВКИ;
- ОЦЕНКИ РАБОТЫ ЛО; -ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЛО;
- ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО
МОДЕЛИРОВАНИЯ ТСС; -ГРАФИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ТСС; - ПАРАМЕТРИЗАЦИИ ТСС;
- ИССЛЕДОВАНИЯ ТСС (ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ);
- ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛО;
- КЛАССНОСТИ ГРУЗОВЫХ СТАНЦИЙ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
- СИСТЕМА ТЕРМИНОЛОГИИ; - СИСТЕМА ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ; - СИСТЕМА КЛАССИФИКАЦИИ ЛО; - ФУНКЦИОНАЛЬНО-ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД;
- КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД;
- СИСТЕМА ИЕРАРХИИ, ИДЕНТИФИКАЦИИ
И ЭВОЛЮЦИИ ЛО; - СИСТЕМА ЛОГИСТИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ СЛОН; -КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТСС
Zпересечение интересов субъектов при взаимодействии в процессе комплексного транспоргпо-логисгнческого обслуживания посредством объектов_
ОБЪЕКТЫ ТСС, включая ЛО, ЛР и ЛОб
Рис. 3. Междисциплинарное положение терминалистики
рует совершенно новый комплекс вопросов и задач, создается новая концептуальная база, предлагаются новые средства и методы получения различных логистических решений.
В отличие от логистики, рассматривающей в качестве предмета все виды потоков, независимо от их происхождения в цепи доставки, терминалистика ограничивает предмет изучения только потоками, порождаемыми и преобразуемыми в логистической инфраструктуре (табл. 3).
Формирование и развитие теоретических основ терминалистики
Вопросами проектирования и последующего развития различных ЛО занимались многие отечественные и зарубежные ученые. Парадокс в том, что железнодорожные ЛО, играя роль полноценных многофункциональных узлов терминально-складской инфраструктуры, рассматриваются ими достаточно односторонне - только как транспортные, но не как транспортно-складские системы, что тоже не позволяет говорить об исчерпывающем характере их исследований.
Огромный вклад в создание отечественной теории транспортных узлов внесли такие ученые как В. Н. Образцов [4], К. Ю. Скалов [5], С. В. Земблинов [6], И. Е. Савченко, Л. В. Канторович, В. Я. Негрей, Н. В. Правдин [7], В. И. Апатцев [8], Ю. И. Ефименко [8], А. В. Комаров, В. В. Повороженко [9], Е. В. Ар-
хангельский, В. М. Акулиничев, В. Г. Шубко, С. П. Вакуленко [7] и многие другие.
Важнейшее значение для железнодорожной отрасли имеют труды С. М. Резера [10], Б. А. Левина, П. А. Козлова [11], А. Т. Ось-минина, В. А. Кудрявцева [12], В. А. Персиа-нова, П. В. Куренкова [13], А. Ф. Бородина, С. Ю. Елисеева [14], посвященные совершенствованию транспортных и логистических технологий доставки грузов. Значительную роль в формировании теории транспортно-грузовых систем, проектирования компоновки и технического оснащения транспортных узлов играют работы А. А. Смехова [9], В. Н. Дегтярен-ко, И. С. Беседина, Н. П. Журавлева, Г. П. Гри-невич, О. Б. Маликова [15, 16], О. Н. Числова [17] и др.
Существенный вклад в систему проектирования транспортно-логистических систем внесли Н. Д. Иловайский, Ю. О. Пазой-ский, В. П. Клепиков, С. В. Милославская, К. В. Плужников, В. В. Багинова, А. Н. Рах-мангулов, А. М. Гаджинский [18], Т. А. Прокофьева [19], В. И. Сергеев [19], Б. А. Аникин, А. С. Балалаев [20], В. В. Дыбская [21], В. С. Лукинский, В. М. Самуйлов, М. Б. Петров, В. М. Николашин, Р. Г. Леонтьев, О. Н. Ларин и др.
За рубежом вопросами формирования транспортно-логистических систем занимались Г. Поттгоф (G. Potthof), Л. Форд (L. R. Ford), Д. Фалкерсон (D. R. Fulkerson), Д. Бауэрсокс (D. J. Bowersox), Д. Клосс (D. А. Kloss), Д. Ламберт (D. M. Lambert), Д. Сток (J. R. Stock),
ТАБЛИЦА 3. Области исследования логистики и терминалистики
ЛОГИСТИКА ТЕРМИНАЛИСТИКА
Объект: материальные, финансовые, информационные, сервисные потоки (все виды потоков, без детализации субъекта их природы) Предмет: оптимизация потоков (одинаковый) Область исследований: широкий спектр вопросов управления потоковыми процессами Объект: потоки, связанные с деятельностью ЛО, порождаемые и преобразуемые ими (детализация природы потока - только область деятельности ЛО) Предмет: оптимизация потоков (одинаковый) Область исследований: ограничена требованиями рационального проектирования и эффективной эксплуатации ЛО
Терминалистика - это по-новому очерченное поле транспортно-логистических исследований
М. Линдерс (М. Linders), М. Кристофер (М. Christopher), И. Фехнер (I. Fechner), А. Раш-тон (А. Rushton), Г. Ричардс (G. Richards), С. Хиггинс (C. D. Higgins), М. Фергюсон (M. R. Ferguson), Ж.-П. Родриге (J.-P. Rodrigue), Т. Ноттебум (T. Notteboom), А. Мюссо (А. Musso), Д. Миддендорф (D. Middendorf), Ф. Медда (F. Medda) и др.
Высоко оценивая труды перечисленных и многих других ученых в области проектирования ЛО (учитывая научные результаты [4-21] и др.), следует отметить, что вопрос остается недостаточно изученным в части построения комплексной, интегрированной системы анализа, оценки параметров работы объектов терминально-складской инфраструктуры.
Рассмотрим развитие транспортной науки в контексте терминалистики. Укрупненно периодизацию формирования научных основ терминалистики можно представить в 4 этапа: 1) проектирование транспортных узлов (В. В. Багинова, С. В. Земблинов, В. Н. Образцов, И. Е. Савченко, К. Ю. Скалов, О. Н. Чис-лов и т. д.) [4-6, 17]; 2) проектирование и эксплуатация транспортных систем (В. М. Аку-линичев, В. И. Апатцев, Л. Б. Канторович, П. А. Козлов, В. А. Кудрявцев, Н. В. Прав-дин и т. д.) [7, 8, 11, 12]; 3) проектирование
транспортно-складских систем (А. А. Смехов, О. Б. Маликов, Н. П. Журавлев, А. М. Гаджин-ский, В. В. Дыбская и т. д.) [9, 15, 16, 18, 21]; 4) проектирование логистических систем и сетей (А. С. Балалаев, С. Ю. Елисеев, Т. А. Прокофьева, В. М. Николашин, П. В. Куренков и т. д.) [13, 14, 19, 20]. Представим на основе анализа литературных источников периодизацию развития транспортной науки в контексте терминалистики в виде схемы (рис. 4). При этом этапы 1 и 2 посвящены проектированию отдельных элементов транспортных систем, 3 - проектированию систем доставки грузов и их переработки, 4 - проектированию глобальных систем и сетей.
Таким образом, методологическая основа терминалистики, с одной стороны, опирается на труды выдающихся отечественных ученых: В. Н. Образцова [4], С. В. Земблинова [6], К. Ю. Скалова [5], Н. В. Правдина [7] и многих других, работающих в области формирования теории транспортных узлов. С другой стороны, терминалистика использует богатый научный арсенал трудов выдающихся ученых в сфере логистики и экономики: П. В. Куренкова [13], В. И. Сергеева, Т. А. Прокофьевой [19], С. М. Резера [10] и других, изучающих эффективные транспортно-логистические системы.
Развитие транспортной науки в контексте терминалистики
I этап
1930-1960 гг.
Работы по проектированию транспортных узлов, инфраструктуры транспортных узлов и размещению в них устройств
Формирование методической базы
II этап 1961-1990 ]
Работы по организации эксплуатационной работы железнодорожного транспорта, управлению грузовой и коммерческой работами
Ш этап
1990-2000 гг.
Работы по проектированию складских объектов, их классификации, автоматизации процессов и техническому оснащению
IV этап
2000-наше время
Работы по транспортной и складской логистике, интеграция вопросов логистического управления с управлением процессами перевозок
1 1 I
Формирование общей научно-методологической базы, формулирование актуальных проблем, определение предпосылок и констатация необходимости комплексных научно-практических решений по формированию транспортно-складских систем как новых направлений эволюции транспортной и логистической науки
Формирование концептуального подхода
Р
Формирование классификационного подхода
Формирование интегрированного подхода
Формулирование основных положений терминалистики и обоснование ее
выделения в самостоятельный междисциплинарный раздел науки
Рис. 4. Периодизация формирования состава терминалистики
Терминалистика как самостоятельное методологическое направление даст экономически и технологически обоснованные решения по проектированию объектов терминально-складской инфраструктуры, начиная от формирования концепции строительства узловых ЛО и системы доставки и заканчивая комплексными программами транспортно-логистического развития инфраструктуры отдельных регионов и всей страны [22].
Выводы
В работе предпринята попытка охарактеризовать междисциплинарное положение терминалистики как новой методологии. Основными положениями научной новизны являются: 1) выделение из логистики самостоятельного научного направления - терминалистики; 2) комплексное изучение транспортно-складских систем в целом и логистических объектов в частности; 3) исследование потоковых процессов, которые образуются, проходят и погашаются в транспортно-складских системах; 4) разработка интегрированных моделей и методов проектирования, исследования, оптимизации и комплексной оценки формируемых и эксплуатируемых логистических объектов в системах доставки грузов [23].
Библиографический список
1. Стратегия развития железнодорожного транспорта РФ на период до 2030 года. - М. : Красный пролетарий, 2008. - 183 с.
2. Покровская О. Д. Терминалистика : общие вопросы : монография / О. Д. Покровская. - Казань : Изд-во «Бук», 2016. - 142 с.
3. Покровская О. Д. Логистическое руководство: математические основы терминалистики, маркировка, классификация и идентификация логистических объектов железнодорожного транспорта : монография / О. Д. Покровская. - Казань : Изд-во «Бук», 2017. - 281 с.
4. Образцов В. Н. Избр. труды / В. Н. Образцов. - М. : Транспорт, 1949. -540 с.
5. Стыковые пункты транспортных узлов / под ред. К. Ю. Скалова, Г. С. Молярчук. - М. : Транспорт, 1977. - 184 с.
6. Земблинов С. В. Основы построения транспортных узлов / С. В. Земблинов, В. А. Бураков,
A. М. Обермейстер и др. ; под общ. ред. С. В. Зем-блинова. - М. : Транспорт, 1959. - 47 с.
7. Правдин Н. В. Проектирование инфраструктуры железнодорожного транспорта (станции, железнодорожные и транспортные узлы) / Н. В. Правдин, С. П. Вакуленко, А. К. Головнич и др. ; под ред. Н. В. Правдина, С. П. Вакуленко. - М. : Маршрут, 2014. - 1086 с.
8. Ефименко Ю. И. Железнодорожные станции и узлы / Ю. И. Ефименко, В. И. Апатцев, Н. В. Правдин и др. ; под ред. В. И. Апатцева, Ю. И. Ефименко. - М. : Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. транспорте, 2014. - 450 с.
9. Смехов А. А. Управление грузовой и коммерческой работой на железнодорожном транспорте / А. А. Смехов, В. В. Повороженко, А. Т. Дерибас и др. ; под ред. А. А. Смехова. - М. : Транспорт, 1990. - 351 с.
10. Резер С. М. Международные транспортные коридоры : проблемы формирования и развития / С. М. Резер, Т. А. Прокофьева, С. С. Гончарен-ко.- М. : ВИНИТИ РАН, 2010. - 312 с.
11. Козлов П. А. Теоретические основы, организационные формы, методы оптимизации гибкой технологии транспортного обслуживания заводов черной металлургии : дис. ... докт. техн. наук, специальность : 05.22.12 / П. А. Козлов. - Липецк : ЛГТУ, 1986. - 390 с.
12. Кудрявцев В. А. Основы эксплуатационной работы железных дорог / В. А. Кудрявцев,
B. И. Ковалев, А. П. Кузнецов и др. ; под ред. В. А. Кудрявцева.- М. : Профобриздат, 2002. -352 с.
13. Куренков П. В. Внешнеторговые перевозки в смешанном сообщении.Экономика. Логистика. Управление / П. В. Куренков, А. Ф. Котляренко. -Самара : СамГАПС, 2002. - 636 с.
14. Елисеев С. Ю. Система логистического управления взаимодействием с морскими и речными портами и другими видами транспорта : монография / С. Ю. Елисеев. - М. : ВИНИТИ РАН, 2005. - 96 с.
15. Маликов О. Б. Перевозки и складирование товаров в цепях поставок : монография / О. Б. Маликов. - М. : Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. транспорте, 2014. - 536 с.
16. Маликов О. Б. Склады и грузовые терминалы / О. Б. Маликов. - СПб. : Бизнес-Пресса, 2005. -648 с.
17. Числов О. Н. Теоретические основы рационального размещения элементов железнодорожных промышленных транспортно-технологических систем : дис. ... докт. техн. наук, специальность : 05.22.01 / О. Н. Числов. - М. : МИИТ, 2009. - 369 с.
18. Гаджинский А. М. Современный склад. Организация, технологии, управление и логистика / А. М. Гаджинский. - М. : ТК Велби ; Проспект,
2007. - 147 с.
19. Прокофьева Т. А. Логистические центры в транспортной системе России : учеб. пособие / Т. А. Прокофьева, В. И. Сергеев. - М. : Издат. дом «Экономическая газета», 2012. - 522 с.
20. Балалаев А. С. Транспортно-грузовые системы железных дорог : учеб. пособие / А. С. Балалаев, И. А. Чернышова, А. Ю. Костенко. - Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2006. - 108 с.
21. Дыбская В. В. Управление складированием в цепях поставок / В. В. Дыбская. - М. : Альфа-Пресс, 2009. - 720 с.
22. Покровская О. Д. Терминалистика как новое научное направление / О. Д. Покровская // Путь науки. - 2014. - № 3 (3). - С. 21-24.
23. Pokrovskaya O. D. Chi terminelistica reale come una nuova direzione scientific / O. D. Pokrovskaya / Ita lian Science Review. - 2016. - N 1 (34). - P. 112-116.
References
1. Strategiya razvitiya zheleznodorozhnogo transporta RF naperiod do 2030 goda [Development strategy of the Russian Federation railway transport for the period until 2030]. Moscow, Krasniy proletariy Publ.,
2008, 183 p. (In Russian)
2. Pokrovskaya O. D. Terminalistika: obshchiye vo-prosy: monographiya [Terminsalistics: common issues: study]. Kazan, Publ. office "Book", 2016, 142 p. (In Russian)
3. Pokrovskaya O. D. Logisticheskoye rukovodstvo: matematicheskiye osnovy terminalistiky, markirovka,
klassifikatsiya i identifikatsiya logisticheskykh obyektov zheleznodorozhnogo transporta: monographiya [Logistic guide: mathematical foundations ofterminalistics, marking, classification and identification of logistical objects of railway transport: study]. Kazan, Publ. office "Book", 2017, 281 p. (In Russian)
4. Obraztsov V. N. Izbranniye trudy [Selectas]. Moscow, Transport Publ., 1949, 540 p. (In Russian)
5. Stykoviye punkty transportnykh uzlov [Transport division points]. Ed. by K. Y. Skalov & G. S. Mo-lyarchuk. Moscow, Transport Publ., 1977, 184 p. (In Russian)
6. Zemblinov S.V., Burakov VA., Obermeister A. M.
et al. Osnovy postroyeniya transportnykh uzlov [Foundations of construction of transport nodal points]. Moscow, Transport Publ., 1959, 47 p. (In Russian)
7. Pravdyn N. V., Vakulenko S. P., Golovnich A. K. & et al. Proyektyrovaniye infrastruktury zheleznodorozhnogo transporta (stantsii, zheleznodorozhniye i transportniye uzly) [Railroad transport infrastructure designing (stations, railway junctions and transport nodal points)]. Moscow, Marshrut Publ., 2014, 1086 p. (In Russian)
8. Yefimenko Y. I., Apattsev V. I., Pravdyn N. V. et al. Zheleznodorozhniye stantsii i uzly [Railway stations and transport nodes]. Moscow, Uchebno-metodyches-kiy tsentr po obrazovaniju na zheleznodorozhnom transporte [Learning and teaching educational centre of railway transport] Publ., 2014, 450 p. (In Russian)
9. Smekhov A.A., Povorozhenko V.V., Deribas A. T.
et al. Upravleniye gruzovoy I kommercheskoy rabotoy na zheleznodorozhnom transporte [Management of freight operation and commercial work on railway transport]. Under the editorship of A. A. Smekhov. Moscow, Transport Publ., 1990, 351 p. (In Russian)
10. Rezer S. M., Prokofiyeva T. A. & Goncharen-ko S. S. Mezhdunarodniye transportniye koridory: problem formirovaniya i razvitiya [International transport corridors: the issues of generation and development]. Moscow, VINITI RAN Publ., 2010, 312 p. (In Russian)
11. Kozlov P.A. Teoreticheskiye osnovy, organizat-sionniye formy, metody optimizatsii gibkoy tekhnologii transportnogo obsluzhivaniya zavodov chernoy metal-lurgii [Theoretical foundations, organizational forms, optimization methods of transport servicing flexible technology of iron and steel works]: diss. D. Eng.,
specialty 05.22.12. Lipetsk, Lipetsk State Technical University Publ., 1986, 390 p. (In Russian)
12. Kudryavtsev V.A., Kovalev V. I., Kuznetsov A. P.
et al. Osnovy ekspluatatsionnoy raboty zheleznykh dorog [The foundations of railroad field operation]. Under the editorship of V. A. Kudryavtsev. Moscow, Profobrizdat Publ., 2002, 352 p. (In Russian)
13. Kurenkov P. V. & Kotlyarenko A. F. Vnesh-netorgoviye perevozky v smeshannom soobshchenii. Ekonomika. Logistika. Upravleniye [Mixed traffic foreign trade transportation. Economics. Logistics. Management]. Samara, Samara State Transport Uni-versiyty Publ., 2002, 636 p. (In Russian)
14. Yeliseyev S. Y. Systema logisticheskogo up-ravleniya vzaimodeystviyem s morskymy i rechnymy portamy i drugymy vydamy transporta: monographiya [The system of logistical control of sea ports and river ports and other types of transport interaction: study]. Moscow, VINITI RAN Publ., 2005, 96 p. (In Russian)
15. Malykov O. B. Perevozky i skladyrovaniye to-varov v tsepyakhpostavok: monographiya [Traffic and storing in supply chains: study]. Moscow, Uchebno-me-todycheskiy tsentr po obrazovaniju na zheleznodorozh-nom transporte [Learning and teaching educational centre of railway transport] Publ., 2014, 536 p. (In Russian)
16. Malykov O. B. Sklady i gruzoviye terminaly [Goods depot and freight terminals]. Saint Petersburg, Business-Pressa, 2005, 648 p. (In Russian)
17. Chislov O. N. Teoreticheskiye osnovy ratsional-nogo razmeshcheniya elementov zheleznodorozhnykh
promyshlennykh transportno-tekhnologicheskykh system [Theoretical foundations of rational distribution of elements of railway industrial transportmanufacturing systems]: diss. D. Eng., specialty 05.22.01. Moscow, MIIT Publ., 2009, 369 p. (In Russian)
18. Gadzhynskiy A. M. Sovremenniy sklad. Organi-zatsiya, tekhnologii, upravleniye i logistika [Organization, technologies, management and logistics]. Moscow, TC Velby, Prospect Publ., 2007, 147 p. (In Russian)
19. Prokofyeva T.A. & Sergeyev V. I. Logistiches-kiye tsentry v transportnoy systeme Rossii: uchebnoye posobiye [Logistic centers in the transport system of Russia: tutorial]. Moscow, "Ekonomicheskaya gazeta" Publ., 2012, 522 p. (In Russian)
20. Balalayev A. S., Chernyshova I.A. & Kosten-ko A. Y. Transportno-gruzoviye systemy zheleznykh dorog [Railway transport and cargo systems: tutorial]. Khabarovsk, DVGUPS Publ., 2006, 108 p. (In Russian)
21. Dybskaya V. V. Upravleniye skladyrovaniyem v tsepyakh postavok [Storing management in supply chains]. Moscow, Alpha-Press Publ., 2009, 720 p. (In Russian)
22. Pokrovskaya O. D. Termynalistika kak novoye nauchnoye napravleniye [Terminalistics as a new school]. Put nauky [Science path], 2014, no. 3 (3), pp. 21-24. (In Russian)
23. Pokrovskaya O. D. Chi terminelistica reale come una nuova direzione scientific. Italian Science Review, 2016, no. 1 (34), pp. 112-116.
ТИТОВА Тамила Семеновна - д-р техн. наук, профессор, заведующая кафедрой, проректор по научной работе; *ПОКРОВСКАЯ Оксана Дмитриевна - канд. техн. наук, доцент, insight1986@inbox. ги (Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I).