УДК 625.033.34
Исследование эксплуатации вагонного парка операторских компаний
Г. И. Никифорова
Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, Российская Федерация, 190031, Санкт-Петербург, Московский пр., 9
Для цитирования: Никифорова Г. И. Исследование эксплуатации вагонного парка операторских компаний // Известия Петербургского университета путей сообщения. - СПб.: ПГУПС, 2020. -Т. 17. - Вып. 3. - С. 282-287. Б01: 10.20295/1815-588Х-2020-3-282-287
Аннотация
Цель: Рассмотреть вопрос о необходимости использования оборота вагона для оценки эффективности взаимодействия участников перевозочного процесса, представить оборот вагона как составляющую функции затрат, оценить участие показателя оборота вагона в логистических цепях доставки грузов с использованием железнодорожного транспорта, определить парк вагонов операторской компании с помощью оборота вагона. Методы: Применяются анализ эксплуатационных показателей, формализация затрат логистической цепи доставки груза, моделирование логистической цепи доставки груза с использованием оборота вагона. Результаты: Установлена необходимость применения показателя оборота вагона для оценки деятельности оператора, перевозчика и владельца инфраструктуры. Представлена функция минимизации затрат логистической цепи доставки грузов. Выявлена связь принципов логистики с базовыми эксплуатационными показателями при использовании железнодорожного транспорта. Практическая значимость: Показана важность оборота вагона для эффективного функционирования железнодорожного транспорта, представлена связь оборота вагона и оптимального количества вагонов в управлении операторской компании. Качественное взаимодействие всех участников перевозочного процесса позволит минимизировать затраты, повысить доходность их деятельности.
Ключевые слова: Эксплуатационные показатели, оборот вагона, парк вагонов, принципы логистики, функция затрат, оператор подвижного состава, логистическая цепь.
Передача вагонного парка операторским компаниям существенно отразилась на работе железнодорожного транспорта. К изменениям можно отнести значительную финансовую поддержку железнодорожной отрасли, повышение качества транспортных услуг, рост клиенто-ориентированности, однако при этом усложняется процесс перевозки, ухудшается ряд эксплуатационных показателей, теряется универсальность вагонного парка. Очевидно, что эффективное
управление вагонным парком должно входить в список приоритетных задач операторов железнодорожного подвижного состава. Но в тоже время нельзя нивелировать важность регулирования вагонного парка для ОАО «РЖД» как основного перевозчика и владельца инфраструктуры. Целесообразно выделить в качестве критериев оценки эксплуатационные показатели, которые использовались на протяжении многих лет на железнодорожном транспорте. Особое значение
приобретает оборот вагона, который связывает участников перевозочного процесса и показывает качественную составляющую деятельности каждого. Оборот вагона встраивается в логистическую цепь доставки груза на этапе продвижения грузопотока с участием железнодорожного транспорта. Оборот вагона определяет величину рабочего парка вагонов в управлении операторских компаний и может быть использован как инструмент регулирования парка вагонов. Потребный рабочий парк вагонов в управлении операторской компании можно определить среди прочих способов и через оборот вагона. Вагонный парк можно представить как запас, и тогда к нему будут применимы методы теории управления запасами.
Передача вагонного парка операторским компаниям существенно отразилась на работе железнодорожного транспорта. К положительным изменениям можно отнести значительную финансовую поддержку железнодорожной отрасли, повышение качества транспортных услуг, рост клиентоориентированности. Однако нельзя не отметить усложнение процесса перевозки, ухудшение ряда эксплуатационных показателей, потерю универсальности вагонного парка. Основная коммерческая цель любой операторской компании - это извлечение прибыли от предоставления вагонов под погрузку и перевозку груза. Очевидно, что эффективное управление вагонным парком должно входить в список приоритетных задач операторов железнодорожного подвижного состава. Но в то же время нельзя нивелировать важность регулирования вагонного парка для ОАО «РЖД» как основного перевозчика и владельца инфраструктуры. Качественное взаимодействие всех участников перевозочного процесса позволит минимизировать затраты, повысить доходность их деятельности. При этом своеобразным полем договоренности и критериями оценки должны выступать эксплуатационные показатели, которые использовались на протяжении многих лет на железнодорожном транспорте, например известные показатели [1]:
- средний оборот вагона, сут.;
- маршрутная скорость перевозки, км/сут.;
- средняя дальность доставки груза, км;
- время простоя под грузовыми операциями, сут.;
- коэффициент порожнего пробега вагонов, %;
- доля порожних групповых отправок и отправительских маршрутов, %;
- среднее время нахождения вагона в нерабочем парке, сут.;
- доля отправок на основании постоянных договоров с грузоотправителем и на основании разовых заявок, %;
- доля сдвоенных операций при построении схем управления парком вагонов, %.
Рассмотрим такой важнейший показатель как оборот вагона.
Понятие оборота вагона подразумевает цикл операций с вагоном от начала (окончания) одной погрузки вагона до начала (окончания) следующей погрузки. Исследования в сфере грузовых перевозок на железнодорожном транспорте приводят к выводу [1, 2], что основными причинами, влияющими на увеличение оборота вагона, являются: избыток вагонов в управлении операторскими компаниями; проблемы во взаимодействии ОАО «РЖД», операторов и грузовладельцев; проблемы при передаче грузопотока на смежные виды транспорта, особенно на морской транспорт; ошибки в управлении вагонным парком со стороны операторов.
Известная трехчленная формула оборота вагона включает в себя три основных элемента -время нахождения вагона в поездах на участке, время нахождения вагона на технических станциях (с переработкой и без нее), время нахождения вагона под грузовыми операциями:
24
l l
\
+ Т ^тех + ^Мгр
v ^ L ,
в которой I - рейс вагона, V - участковая скорость, Ь - вагонное плечо, г*тех - простой транзитных вагонов на технических станциях, км -коэффициент местной работы, 7 - простой на одну грузовую операцию.
В этом показателе скрыт потенциал взаимодействия и участия перевозчика и владельца инфраструктуры ОАО «РЖД», операторской компании и грузовладельца. Очевидно, что минимизация оборота вагона выгодна всем участникам перевозочного процесса [3].
Можно встроить показатель оборота вагона и в логистическую цепь доставки груза «от двери до двери» на этапе продвижения грузопотока с участием железнодорожного транспорта (рисунок). Минимизация оборота вагона позволит сократить срок доставки груза, а реализация принципа «точно в срок» решается созданием терминалов [4] на стыках различных видов транспорта, при пересечении международных границ и т. д. [5, 6].
Если представить целевую функцию минимизации суммарных затрат всех элементов логистической цепи, состоящую из затрат на корреспонденцию вагонопотока от терминала станции отправления по железной дороге до терминала порта и затрат на обслуживание ваго-нопотока в системе «припортовая станция/морской порт», то в этом случае «считывается» оборот вагона:
F = min
Ус. x- +
+ Усп (xn, j4n, j ) + lfn, jxn, j
n J
n j
где х1п, хп ^ - продвижение материальных потоков или отправка вагонов/контейнеров из пункта I (терминал станции отправления) в п (терминал морского порта отправления) и из п в у (терминал морского порта прибытия) соответственно; с¡п, сп у - затраты, отнесенные на один вагон/контейнер/единицу груза для заданных условий отправок; сп - затраты на обслуживание потока вагонов/контейнеров в системе «припортовая железнодорожная станция/морской порт»; дп у - масса судовой партии груза (количество контейнеров), доставляемая из порта отправления п на терминал порта назначения у.
Потребный рабочий парк вагонов в управлении операторской компании можно определить среди прочих способов и через оборот вагона
[7]:
я = ои,
здесь и - работа вагона.
Парк вагонов в управлении операторской компании также подлежит исследованию. Вагонный парк можно представить как запас, и тогда к нему будут применимы методы теории управления запасами. Например, метод Паре-то позволит классифицировать вагонный парк. Выделение синтетического критерия в частном случае может учитывать:
- прибыль от управления вагонами П, тыс. руб.;
Оборот вагона в структуре логистической цепи: 1 - перевозка железнодорожным транспортом; 2 - перевозка морским транспортом;
3 - оборот вагона
- продолжительность оборота вагона ч;
- парк вагонов Я, тыс. ваг.
Для каждого из этих показателей рассчитываются весовые критерии и определяется синтетический критерий классификации [8].
Общая экономическая ситуация в стране и мире оказывает значимое влияние на объемы перевозок железнодорожным транспортом. Использование транзитного потенциала железнодорожной сети России оправдывает прогнозирование потребности в вагонном парке Я по некоторым индикаторам [9, 10]. Исследование эксплуатационной работы железнодорожного транспорта в современных условиях представляет огромный научный и экономический интерес.
Библиографический список
1. Бадах В. И. Управление эксплуатационной работой / В. И. Бадах, А. Г. Котенко, В. А. Кудрявцев, А. Т. Осьминин, В. М. Попков, Т. Г. Сергеева // Научные школы Петербургского государственного университета путей сообщения, 1809-2009 : к 200-летию со дня основания Университета / Авт.-сост. : Г. Н. Ани-симов ; под ред. В. В. Сапожникова. - СПб. : ПГУПС, 2009. - С. 473-494.
2. Кизляк О. П. К вопросу выбора рациональных мероприятий по повышению пропускной способности железнодорожных участков / О. П. Кизляк, Т. Г. Сергеева // Проблемы безопасности на транспорте : материалы IX Междунар. науч.-практич. конференции / под общ. ред. Ю. И. Кулаженко. - СПб. : ИПТ РАН, 2019. - С. 134-136.
3. Никифорова Г. И. Исследование проблем управления вагонным парком операторской компании в современных условиях / Г. И. Никифорова // Б. П. Бе-
щев. Выдающийся выпускник, великий железнодорожник. К 115-летию со дня рождения. - СПб. : ПГУПС, 2019. - С. 104-112.
4. Покровская О. Д. Логистика терминалов: перспективное направление логистики / О. Д. Покровская, Е. К. Коровяковский // Изв. Петерб. ун-та путей сообщения. - СПб. : ПГУПС, 2015. - Вып. 3 (44). -С. 155-164.
5. Сергеева Т. Г. Проблемы развития транспортных коридоров в России / Т. Г. Сергеева // Актуальные проблемы управления перевозочным процессом : сб. науч. трудов / Т. Г. Сергеева. - СПб. : ПГУПС, 2006. -С. 146-150.
6. Никифорова Г. И. Взаимодействие железнодорожного и морского транспорта в логистической цепи доставки внешнеторгового грузопотока / Г. И. Никифорова // Изв. Петерб. ун-та путей сообщения. - СПб. : ПГУПС, 2019. - Т. 16. - Вып. 3. - С. 339-346.
7. Грунтов П. С. Управление эксплуатационной работой и качеством перевозок на железнодорожном транспорте : учебник для вузов / П. С. Грунтов, Ю. В. Дьяков, А. М. Макарочкин и др. ; под ред. П. С. Грунтова. - М. : Транспорт, 1994. - 543 с.
8. Салимова Т. А. Управление качеством : учебник по специальности «Менеджмент организации» / Т. А. Салимова. - М. : Омега-Л., 2013. - 376 с.
9. Сергеева Т. Г. Совершенствование управления парком приватных вагонов / Т. Г. Сергеева // Изв. Петерб. ун-та путей сообщения. - СПб. : ПГУПС, 2019. -Т. 16. - Вып. 3. - С. 449-454.
10. Маликов О. Б. Деловая логистика / О. Б. Маликов. - СПб. : Политехника, 2003. - 223 с.
Дата поступления: 16.06.2020 Решение о публикации: 25.06.2020
Контактная информация:
НИКИФОРОВА Гузель Ислямовна - канд. техн. наук, доцент; [email protected]
Study of the car fleet operation of operating companies G. I. Nikiforova
Emperor Alexander I Petersburg State Transport University, 9, Moskovsky pr., Saint Petersburg, 190031, Russian Federation
For citation: Nikiforova G. I. Study of the car fleet operation of operating companies. Proceedings of Petersburg Transport University, 2020, vol. 17, iss. 3, pp. 282-287. (In Russian) DOI: 10.20295/1815-588X-2020-3-282-287
Summary
Objective: To consider the need to use the car turnover to assess the efficiency of cooperation between the transportation process participants, present the car turnover as a component of the cost function, assess the involvement of the car turnover indicator in the railway cargo supply chains, determine the operating company's car fleet based on the car turnover. Methods: The study applies analysis of performance indicators, cost formalization of a cargo supply chain, modeling of a cargo supply chain based on the car turnover. Results: The necessity of using the car turnover indicator to assess the activities of the operator, carrier, and infrastructure owner has been established. The function of minimizing the costs of the cargo supply chain is presented. The relationship between the logistics approaches and the basic performance indicators when using railway transport has been revealed. Practical importance: The study shows the importance of car turnover for the efficient functioning of railway transport, the relationship between car turnover and the optimal number of cars managed by an operating company. Proper cooperation of all transportation process participants will minimize costs and increase the profitability of their activities.
Keywords: Performance indicators, car turnover, car fleet, logistics approaches, cost function, rolling stock operating company, supply chain.
References
1. Badakh V. I., Kotenko A. G., Kudryavtsev V. A., Os'minin A. T., Popkov V. M. & Sergeyeva T. G. Up-ravleniye ekspluatatsionnoy rabotoy [Operations management]. Intellectual traditions of the Petersburg State Transport University, 1809-2009 honoring the 200th anniversary of the founding of the University. Compiled by G. N. Anisimov. Edited by V. V. Sapozhnikov. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2009, pp. 473-494. (In Russian)
2. Kizlyak O. P. & Sergeyeva T. G. K voprosu vybora ratsional'nykh meropriyatiy po povysheniyu propusknoy sposobnosti zheleznodorozhnykh uchastkov [Discussing the selection of rational measures to increase the capacity of railway sections]. Problemy bezopasnosti na transporte. Materialy IXMezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Safety issues in transport.
Proceedings of the 9th International Scientific and Practical Conference]. Under general editorship ofYu. I. Kula-zhenko. Saint Petersburg, IPT RAS [Institute of Transport Problems of the Russian Academy of Sciences] Publ., 2019, pp. 134-136. (In Russian)
3. Nikiforova G. I. Issledovaniye problem upravle-niya vagonnym parkom operatorskoy kompanii v sovre-mennykh usloviyakh [Study of the problems of managing the operating company car fleet in the contemporary context]. B. P. Beshchev. Vydayushchiysya vypusknik, velikiy zheleznodorozhnik [B. P. Beshchev. Outstanding graduate, great railroad worker. 115th Anniversary Celebration]. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2019, pp. 104-112. (In Russian)
4. Pokrovskaya O. D. & Korovyakovskiy E. K. Lo-gistika terminalov: perspektivnoye napravleniye logistiki [Terminal logistics: promising direction for logistics]. Proceedings of Petersburg Transport University. Saint
Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2015, iss. 3(44), pp. 155-164. (In Russian)
5. Sergeyeva T. G. Problemy razvitiya transport-nykh koridorov v Rossii [Problems of transport corridors development in Russia]. Aktual'nyye problemy upravleniyaperevozochnym protsessom. Sb. nauch. trudov [Current problems of the transportation process management. Scientific proceedings]. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2006, pp. 146-150. (In Russian)
6. Nikiforova G. I. Vzaimodeystviye zheleznodo-rozhnogo i morskogo transporta v logisticheskoy tsepi dostavki vneshnetorgovogo gruzopotoka [Interaction of rail and sea transport in the foreign cargo supply chain]. Proceedings of Petersburg Transport University. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2019, vol. 16, iss. 3, pp. 339-346. (In Russian)
7. Gruntov P. S., D'yakov Yu. V., Makarochkin A. M.
et al. Upravleniye ekspluatatsionnoy rabotoy i kachest-vom perevozok na zheleznodorozhnom transporte. Ucheb-nik dlya vuzov [Management of operational work and
transportation quality in railway transport. Textbook for universities]. Edited by P. S. Gruntov. Moscow, Transport Publ., 1994, 543 p. (In Russian)
8. Salimova T. A. Upravleniye kachestvom [Quality management]. "Corporate Management" specialty textbook. Moscow, Omega-L. Publ., 2013, 376 p. (In Russian)
9. Sergeyeva T. G. Sovershenstvovaniye upravleniya parkom privatnykh vagonov [Private car fleet management refinement]. Proceedings of Petersburg Transport University. Saint Petersburg, PGUPS [Petersburg State Transport University] Publ., 2019, vol. 16, iss. 3, pp. 449454. (In Russian)
10. Malikov O. B. Delovaya logistika [Business logistics]. Saint Petersburg, Politekhnika Publ., 2003, 223 p. (In Russian)
Received: June 16, 2020 Accepted: June 25, 2020
Author's information:
Guzel' I. NIKIFOROVA - PhD in Engineering, Associate Professor; [email protected]