Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГРУЖЕНЫМИ И ПОРОЖНИМИ ПРОБЕГАМИ'

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГРУЖЕНЫМИ И ПОРОЖНИМИ ПРОБЕГАМИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
260
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ПЕРЕВОЗКИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ / ПОРОЖНИЙ ПРОБЕГ / ГРУЖЕНЫЙ ПРОБЕГ / ПОРОЖНИЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ / КОНТЕЙНЕРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / КОЛЬЦЕВАЯ ЛОГИСТИКА / TRANSPORT / TRANSPORTATION / TECHNOLOGICAL MANAGEMENT SOLUTIONS / TRANSPORT FLOWS / EMPTY MILEAGE / LOADED MILEAGE / EMPTY ROLLING STOCK / CONTAINER TRANSPORTATION / TRANSPORT AND LOGISTICS INFRASTRUCTURE / RING LOGISTICS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Лахметкина Наталья Юрьевна, Макарова Анастасия Михайловна

Возможности транспортно-логистической инфраструктуры в комплексе с технологическими решениями управления транспортными потоками дают прочную основу для повышения качества сервиса, предоставляемого железнодорожным транспортом, эффективности использования подвижного состава и инфраструктуры транспорта при увеличении объемов грузоперевозок, оптимизации транспортных расходов грузовладельцев и повышения доходности и привлекательности железнодорожных перевозок. Целью настоящей работы является поиск возможных технологических решений управления гружеными и порожними пробегами за счет эффективного использования инфраструктуры железнодорожной станции Тайшет Восточно-Сибирской дороги. Актуальность поставленной цели заключается в недостаточно развитой транспортно-логистической инфраструктуре региона, находящегося на пересечении крупных транспортных потоков, а также в высоких затратах логистических операторов на порожний тариф, возникающий из-за дисбаланса груженых и порожних пробегов. С учетом перспектив развития транспортно-логистической инфраструктуры станции в соответствии с долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» появляются возможности для работы с широкой номенклатурой обрабатываемого подвижного состава и грузов, в том числе контейнерных, что стимулирует появление новых железнодорожных сервисов. В соответствии с поставленной целью на примере данных логистической компании проанализирована существующая ситуация организации груженых и порожних потоков Восточного региона; предложены технологические решения сокращения порожнего пробега подвижного состава благодаря использованию выгодного местоположения станции Тайшет. В статье рассмотрены варианты сокращения порожнего пробега по принципам кольцевой логистики и заадресации порожнего подвижного состава. Практическая значимость рассмотренных мероприятий заключается в возможностях снижения загруженности некоторых станций, в сокращении порожних пробегов подвижного состава, повышении доходности перевозок и эффективности использования подвижного состава за счет сокращения его оборота. Данная технология при своевременном обеспечении порожним подвижным составом рассмотренных станций позволяет значительно повысить уровень погрузки-выгрузки и маршрутизации поступающих порожних вагонов. В целом для сети указанные результаты позволят увеличить пропускную способность и транзитные объемы перевозок контейнеров из Китая в РФ, стимулируя тем самым развитие транспортного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Лахметкина Наталья Юрьевна, Макарова Анастасия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGICAL SOLUTIONS FOR MANAGING LOADED AND EMPTY RUNS

The article deals measures to improve the efficiency of using empty cars on the example of the East Siberian railway. The problem of the mechanism for managing cargo and empty runs has been identified. It is necessary to create the system for managing empty rolling stock. The authors consider the technology of working with the company's empty car fleet and the logistics of rolling stock through the Taishet station of the East Siberian railway. The relevance of the goal is the insufficiently developed transport and logistics infrastructure of the region located at the intersection of large transport flows, high costs of logistics operators for the empty tariff. Taking into account the prospects for the development of the station's transport and logistics infrastructure in accordance with the long-term development program of Russian Railways, there are opportunities to increase the range of types of rolling stock and cargo, including container ones. This technology, with timely provision of empty rolling stock for stations, will significantly increase the level of loading and unloading and routing of incoming empty cars. The practical significance of the considered measures is the possibility of reducing the load of some stations, reducing empty flights of rolling stock, increasing the profitability of transportation and the efficiency of using rolling stock by reducing its turnover. In General, for the network, the results will increase the capacity and transit volumes of container traffic from China to the Russian Federation, and stimulate the development of the transport business.

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГРУЖЕНЫМИ И ПОРОЖНИМИ ПРОБЕГАМИ»

Супчинский Олег Павлович

Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС).

Маркса пр., д. 35, г. Омск, 644046, Российская Федерация.

Кандидат технических наук, доцент кафедры «Технологии транспортного машиностроения и ремонта подвижного состава», ОмГУПС.

Тел.: +7 (3812) 31-18-11.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Способ исключения термомеханических повреждений поверхности катания вагонных колес при роспуске грузовых составов на немеханизированных сортировочных горках [Текст] / М. Ф. Капустьян, А. В. Обрывалин и др. // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. - Омск. - 2020. - № 1 (41). -С. 107 - 114.

Supchinsky Oleg Pavlovich

Omsk State Tranport University (OSTU).

Marx Ave., d. 35, Omsk, 644046, Russian Federation.

Candidate of technical Sciences, associate Professor of "Technology of transport engineering and repair of rolling stock", OSTU.

Phone: +7 (3812) 31-18-11.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Kapustian M. F., Obryvalin A. V., Averkov K. V., Supchinsky O. P. Method for eliminating thermomechani-cal damage to the rolling surface of wagon wheels during the gravity marshalling on non-mechanized sorting slides. Journal of Transsib Railway Studies, 2020, no. 1 (41), pp. 107 - 114 (In Russian).

УДК 656.073

1 2 Н. Ю. Лахметкина , А. М. Макарова

Российский университет транспорта (МИИТ), г. Москва, Российская Федерация;

2ООО «ТрансЛес», г. Москва, Российская Федерация

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГРУЖЕНЫМИ И

ПОРОЖНИМИ ПРОБЕГАМИ

Аннотация. Возможности транспортно-логистической инфраструктуры в комплексе с технологическими решениями управления транспортными потоками дают прочную основу для повышения качества сервиса, предоставляемого железнодорожным транспортом, эффективности использования подвижного состава и инфраструктуры транспорта при увеличении объемов грузоперевозок, оптимизации транспортных расходов грузовладельцев и повышения доходности и привлекательности железнодорожных перевозок.

Целью настоящей работы является поиск возможных технологических решений управления гружеными и порожними пробегами за счет эффективного использования инфраструктуры железнодорожной станции Тайшет Восточно-Сибирской дороги. Актуальность поставленной цели заключается в недостаточно развитой транспортно-логистической инфраструктуре региона, находящегося на пересечении крупных транспортных потоков, а также в высоких затратах логистических операторов на порожний тариф, возникающий из-за дисбаланса груженых и порожних пробегов. С учетом перспектив развития транспортно-логистической инфраструктуры станции в соответствии с долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» появляются возможности для работы с широкой номенклатурой обрабатываемого подвижного состава и грузов, в том числе контейнерных, что стимулирует появление новых железнодорожных сервисов.

В соответствии с поставленной целью на примере данных логистической компании проанализирована существующая ситуация организации груженых и порожних потоков Восточного региона; предложены технологические решения сокращения порожнего пробега подвижного состава благодаря использованию выгодного местоположения станции Тайшет. В статье рассмотрены варианты сокращения порожнего пробега по принципам кольцевой логистики и заадресации порожнего подвижного состава. Практическая значимость рассмотренных мероприятий заключается в возможностях снижения загруженности некоторых станций, в сокращении порожних пробегов подвижного состава, повышении доходности перевозок и эффективности использования подвижного состава за счет сокращения его оборота. Данная технология при своевременном обеспечении порожним подвижным составом рассмотренных станций позволяет значительно повысить уровень погрузки-выгрузки и маршрутизации поступающих порожних вагонов. В целом для сети указанные результаты позволят увеличить пропускную способность и транзитные объемы перевозок контейнеров из Китая в РФ, стимулируя тем самым развитие транспортного бизнеса.

Ключевые слова: транспорт, перевозки, технологические решения управления, порожний пробег, груженый пробег, порожний подвижной состав, контейнерные перевозки, транспортно-логистическая инфраструктура, кольцевая логистика.

2

Natalia U. Lakhmetkina, Anastasia M. Makarova

Russian University of Transport (RUT (MIIT)), Moscow, the Russian Federation;

2 LLC «TransLes», Moscow, the Russian Federation

TECHNOLOGICAL SOLUTIONS FOR MANAGING LOADED AND EMPTY RUNS

Abstract. The article deals measures to improve the efficiency of using empty cars on the example of the East Siberian railway. The problem of the mechanism for managing cargo and empty runs has been identified. It is necessary to create the system for managing empty rolling stock. The authors consider the technology of working with the company's empty car fleet and the logistics of rolling stock through the Taishet station of the East Siberian railway. The relevance of the goal is the insufficiently developed transport and logistics infrastructure of the region located at the intersection of large transport flows, high costs of logistics operators for the empty tariff. Taking into account the prospects for the development of the station's transport and logistics infrastructure in accordance with the long-term development program of Russian Railways, there are opportunities to increase the range of types of rolling stock and cargo, including container ones. This technology, with timely provision of empty rolling stock for stations, will significantly increase the level of loading and unloading and routing of incoming empty cars. The practical significance of the considered measures is the possibility of reducing the load of some stations, reducing empty flights of rolling stock, increasing the profitability of transportation and the efficiency of using rolling stock by reducing its turnover. In General, for the network, the results will increase the capacity and transit volumes of container traffic from China to the Russian Federation, and stimulate the development of the transport business.

Keywords: transport, transportation, technological management solutions, transport flows, empty mileage, loaded mileage, empty rolling stock, container transportation, transport and logistics infrastructure, ring logistics.

Сегодня железнодорожный транспорт, составная часть рыночной инфраструктуры, занимает важнейшее место в функционировании и развитии российского рынка транспортно-логистических услуг. Стоящая перед Россией задача модернизации транспортной инфраструктуры глобальна. С одной стороны, инфраструктурная система наиболее плотна в европейской части России, где проживает большинство населения, с другой стороны, транспортная сеть в Сибири и на Дальнем Востоке развита недостаточно, а некоторые районы и вовсе не имеют соединений с основной транспортной системой.

Эффективность работы всей системы снижают ограничения пропускной способности железнодорожной сети при росте грузовых перевозок и количества используемого для этого подвижного состава. Кроме того, если операторская ставка за пользование вагоном определяется транспортным рынком, то регулируемый государством инфраструктурный тариф растет независимо от экономических реалий.

Общее количество парка грузовых вагонов на сети «РЖД» в конце ноября 2019 г. составило 1,16 млн ед. (в среднем за сутки), что на 5 % больше по сравнению с ноябрем 2018 г. Численность рабочего парка подвижного состава в годовой динамике также выросла на 2,5 % - до 0,95 млн ед. [1].

При этом в период с января по ноябрь 2019 г., по данным «РЖД», погрузка составила 1,17 млрд т. Грузооборот с начала 2019 г. составил 2382,6 млрд тарифных ткм (+0,4 %), грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии - 3028,4 млрд ткм (+0,3 %) [2].

Контейнерный рынок России в 2019 г. составил 5 млн двадцатифутовых эквивалентов (ДФЭ), показав прирост 12,6 % к аналогичному периоду прошлого года. Назначением на станции Восточного полигона произошло увеличение объемов перевозки в контейнерах на 23 %, а в обратном направлении - на 32 %. При этом заполняемость контейнерных поездов составила в направлении востока и обратно 88 и 95 % соответственно. Такие показатели удалось обеспечить за счет технологических решений в условиях проведения масштабных работ по ремонту и реконструкции Восточного полигона [3].

Не менее важно развитие перевозок в контейнерах с точки зрения сокращения дисбаланса груженых и порожних потоков. Развитие происходит за счет открытия новых маршрутов перевозок из Японии, Китая, Южной Кореи через территорию Казахстана, Монголии назначением в страны Европы, а также за счет расширения поставок товаров и открытия новых

№ 1(41) 2020

маршрутов из Европы в Китай. Сотрудничество с АО «Улан-Баторская железная дорога» предусматривает активное развитие сквозного сервиса в сообщении Китай - Монголия -Россия - Европа и обратно, а также совершенствование технологии предоставляемого сервиса на пограничных переходах Эрлянь - Замын-Ууд и Сухэ-Батор - Наушки с целью предоставления клиентам качественного сервиса на всем маршруте следования и сокращения транзитных сроков доставки грузов. Преимущество перехода Замын-Ууд - Наушки по сравнению с перегруженным Забайкальским заключается в уменьшении сроков доставки из Китая с перспективой увеличения пропускной способности.

Маршрут через Монголию уже зарекомендовал себя как надежный и наиболее предсказуемый по срокам транзитных контейнерных перевозок. В качестве примера можно назвать регулярный контейнерный сервис логистического оператора Rail Cargo Logistics-RUS из Нанкина (Восточный Китай) в Ворсино (Россия), организованный с учетом субсидий на перевозку контейнеров, сохраняющихся в провинции Цзянсу наряду с сокращением субсидий на перевозку в других провинциях. Нанкин, находящийся вблизи крупных производственных центров Китая, занимает выгодное географическое положение, позволяя консолидировать грузы из других провинций. Тестовая отправка поезда из 44 сорокафутовых контейнеров FCL (full container load) с товарами народного потребления доказала успешность маршрута 28 декабря 2019 г. По ориентировочным планам оператора еженедельный сервис позволит доставлять контейнерные поезда и сборные грузы с транзитным временем 14 - 16 суток. Обратная загрузка контейнерных поездов из России в Китай может быть обеспечена за счет экспортных перевозок грузов лесопереработки из Сибири [4]. К примеру, пиломатериалы в контейнерах следуют через сухопутный погранпереход Гродеково - Суйфэньхэ на северо-восток Китая, где загружаются товарами народного потребления, зерном и следуют в обратном направлении в приморские порты, откуда морем отправляются в южные провинции Китая.

Для наращивания объемов перевозок грузов в контейнерах первостепенно важно прорабатывать маршруты обратной загрузки, уменьшая тем самым порожний пробег вагонов, что позволит снизить нагрузку на сеть, привлечь больше грузов и увеличить доходность перевозок для оператора, поскольку расходы на порожние пробеги являются значительными затратами любой операторской компании. Для оптимизации порожнего пробега собственники подвижного состава продумывают и внедряют целевые программы, ежедневно решают задачи роста эффективности оперирования вагонными активами, проводят целевые совещания, направленные на оптимизацию порожнего пробега [5].

Во избежание ухода клиентов на альтернативные виды транспорта необходимо развивать комплексные услуги предоставления подвижного состава и прорабатывать решения в направлении попутной и обратной загрузки. Порожний пробег вагонов также сокращается при их максимальном использовании под сдвоенные операции (выгрузка и погрузка на одном грузовом фронте) с учетом их взаимозаменяемости, рационального прикрепления районов производства продукции к районам ее потребления и других мероприятий [6, 7].

Среди наиболее эффективных способов по сокращению порожнего пробега можно назвать следующие:

повышение тарифа на перевозку порожнего подвижного состава по участкам с ограниченной пропускной способностью с одновременным снижением тарифа на участках, где величина порожнего пробега существенно выше среднесетевого уровня по технологическим причинам (отдаленность станций погрузки от основных вагонопотоков);

единое предложение, связанное с изменением тарифа во время переадресации порожнего вагона;

развитие электронных сервисов по предоставлению подвижного состава под перевозку, позволяющих частично решить проблемы гарантированного обеспечения средних и малых предприятий вагонами по рыночным ценам, обеспечить прозрачность ценообразования и сократить порожний пробег за счет активного обмена вагонным парком между операторами.

Возможность сокращения порожнего пробега подвижного состава за счет технологических решений рассмотрена на примере станции Тайшет и данных логистической компании, входящей в многопрофильный железнодорожный холдинг, один из крупнейших независимых операторов подвижного состава России, специализирующийся на перевозках лесных грузов во внутрироссийском и экспортном сообщении.

Станция Тайшет - крупный железнодорожный узел, имеющий важное значение не только для Восточно-Сибирской железной дороги, но и в целом для ОАО «РЖД» по четырем грузовым направлениям: с запада на восток проходит Транссибирская магистраль, в Тайшете начинается Байкало-Амурская магистраль, в южном направлении расположена ЮжноСибирская магистраль, связывающая БАМ с Кузбассом, Алтаем, Северным и Центральным Казахстаном, а также с Южным Уралом. Развита сеть автомобильных дорог в зоне тяготения грузопотоков [8].

В соответствии с долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» станция Тайшет вошла в проект «Увеличение пропускной способности участка Артышта - Междуреченск -Тайшет», направленный на увеличение пропускной и провозной способности инфраструктуры для освоения прогнозируемого объема грузов до 2025 г., в том числе на создание провозной способности БАМа и Транссиба в размере 180 млн т к 2024 г. [9].

Реализация мероприятий по развитию и реконструкции станции Тайшет направлена на освоение перспективного грузопотока за счет увеличения почти в полтора раза пропускной способности станции. В 2019 г. завершился первый этап работ реконструкции станции Тайшет, в рамках которого построен новый грузовой двор, ввод в эксплуатацию которого позволил увеличить переработку грузов на станции по сравнению с 2018 г. в 4,5 раза. Кроме того, с вводом в эксплуатацию контейнерной площадки появился логистический сервис обработки крупнотоннажных контейнеров, о чем свидетельствует 22 отправленных за прошедший год контейнерных поезда [10].

Дальнейшее развитие транспортно-логистической инфраструктуры станции Тайшет в части возможности обработки контейнеропригодных грузов позволит сократить порожний пробег подвижного состава благодаря распределению вагонопотоков в крупные узлы по сравнению с заадресовкой порожних вагонов с пограничных переходов Восточного полигона. Кроме того, следует рассматривать кольцевую логистику обратной загрузки подвижного состава контейнерами после доставки лесных грузов на фитинговых платформах. Такая схема позволит эффективнее использовать подвижной состав, увеличить операционные показатели компании, включая выручку и чистую прибыль, а также стимулировать развитие контейнерных перевозок.

В настоящее время специализированные платформы для перевозки леса после выгрузки на станциях Восточного региона, таких как Забайкальск (Маньчжурия, КНР), Гродеково (Суйфэньхэ, КНР), Наушки (Эрлянь, КНР (транзитом через Монголию), порты Дальнего Востока (Находка, Рыбники, Ванино), оператор вынужден возвращать под погрузку в регионы (Иркутская область, Красноярский край, Дальневосточный ФО) в порожнем состоянии. Использование лесовозных платформ, оборудованных фитинговыми упорами, позволит логистическому оператору снизить коэффициент порожнего пробега и расширить географию перевозок. Приоритетными направлениями использования платформ с фитинговыми упорами являются те, где нет хорошо проработанной логистики перевозок на специализированных фитинговых платформах, но существует последующая погрузка лесных грузов. Перспективными направлениями являются перевозки лесных грузов в страны СНГ и на пограничные переходы с возвратом контейнеров в РФ.

К примеру, на выходящих с пограничных переходов платформах с фитинговыми упорами после выгрузки лесоматериалов (пиломатериалов) устанавливаются контейнеры различных собственников. Платформа с контейнером следует до станции Тайшет. Контейнеры выгружаются, а платформы распределяются по тем секторам Восточного полигона, где наиболее вероятно появление потребности в них.

Преимущество такого технологического решения заключается в сокращении порожнего тарифа и времени на заадресовку платформ предоставлением порожних платформ под погрузку с выходом не с пограничных переходов, а со станции Тайшет. При предоставлении платформы под контейнерную перевозку взимается дополнительная стоимость в размере 5000 руб.

Большая часть порожнего подвижного состава предоставляется с погранпереходов Китай - Забайкальск (Маньчжурия) и Гродеково (Суйфэньхэ). Годовой объем, максимально приходящийся на планируемую инфраструктуру станции Тайшет, по данным логистического оператора, может составить около 19000 платформ, что в месяц составит 1583 платформы.

Так как в рассматриваемом варианте со станций пограничных переходов Забайкальск (Маньчжурия) и Гродеково (Суйфэньхэ) на фитинговых платформах отправляются ~1583 платформы с контейнерами грузоотправителя и следуют до станции Тайшет, порожний тариф приравнивается к 0 руб., а за предоставление платформ может взиматься 5000 руб. за единицу. Таким образом, получаемая прибыль за предоставление платформ под погрузку контейнеров в год составит около 95 млн руб. (1583 5000 руб.12).

Далее рассмотрим возможные заадресовки порожних вагонов со станции Тайшет на основные направления Восточно-Сибирской дороги (Видим, Военный городок, Гидростроитель, Зима, Игирма, Иркутск-Сортировочный, Киренга, Куйтун, Нижнеудинск, Усть-Илимск и др.) и на основе сводных данных логистического оператора рассчитаем расходы на оплату порожнего тарифа в год при варианте заадресовки вагонов сразу на станции погрузки и варианте отправления со станции Тайшет до станций погрузки (рисунок 1). В среднем указанный способ распределения порожних вагонов сократит порожний тариф на 40 %.

35

30

ю >

а

25

■в- 20

а

Р

,s 15 s

X

о 10 а о с

5

I

I

. I f J

1РНРРГ1Ш11Р

IPrillPIIIIII

lili IЖ lll lili

- порожний! тариф, ст. Тайшет;

- порожний тариф,

погранпрееходы

jv N

Р*

CP

/

v>° л

Рисунок 1 - Расходы за оплату порожнего тарифа в год двух вариантов перевозки

Далее рассмотрим разницу сокращения расчетного времени на подачу порожних вагонов под погрузку лесоматериалов (пиломатериалов) с погранперехода и со станции Тайшет, которая в среднем составит 4 - 5 суток в день на заадресовку порожнего вагона, что существенно скажется на обороте подвижного состава и в целом на работе Восточного полигона. Благодаря внедрению рассмотренного распределения можно снизить переработку на станциях Игирма, Гидростроитель, Усть-Илимск и др.

0

Еще одно технологическое решение заключается в кольцевой логистике обратной загрузки подвижного состава: после доставки по назначению на фитинговых платформах лесного груза в противоположном направлении производится загрузка контейнеров.

По действующей схеме порожний вагон предоставляется с пограничного перехода станции Забайкальск (эксп. Маньчжурия), на станцию Гидростроитель с последующей загрузкой лесоматериалов (пиломатериалов) и отгрузкой по станции Наушки (Эрлянь) или рассмотренной ранее заадресацией порожнего вагона на станцию Нижнеудинск со станцией назначения Забайкальск (эксп.) (рисунок 2).

Порожний Груженый Контейнер .......► ■->--*

Тайшет

Нижнеудинск

Забайкальск

Наушки

в Улан - Батор

Рисунок 2 - Действующая схема перевозки

Базовые ставки платы за пользование вагонами, контейнерами дифференцируются в зависимости от групп вагонов, контейнеров, размеров суточного вагонооборота, контейнеро-оборота, интервалов времени пользования вагонами, контейнерами.

Время нахождения вагонов на станции погрузки-выгрузки не более трех суток под погрузкой и не более двух суток под выгрузкой. Срок нахождения вагонов на станции погрузки-выгрузки исчисляется с момента прибытия вагона на станцию погрузки-выгрузки до даты отправления груженого вагона.

Контроль доходности как завершенных, так и незавершенных рейсов позволяет быстро определять рейсы с «низкой прибыльностью», что дает возможность принимать меры по исправлению ситуации. Можно отказаться от такой перевозки либо повысить тариф.

Технологическое решение кольцевой логистики через станцию Тайшет выглядит следующим образом: платформа с контейнером следует до станции Тайшет. После выгрузки контейнера платформа со станции Тайшет следует на станцию Гидростроитель, откуда после погрузки лесоматериалов (пиломатериалов) проследует до пограничного перехода на станцию Наушки (Эрлянь). Далее порожняя платформа следует под погрузку контейнера на

станции Улан-Батор назначением на станцию Тайшет, после чего подается на станцию Ниж-неудинск с последующей отгрузкой на погранпереход Забайкальск (эксп.) (рисунок 3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Порожний Груженый Контейнер

Гидростроитель

Допустим, что базовая доходность условно составляет 5000 руб. На основании поэтапного расчета действующей и предлагаемой схем перевозки получено, что в рассматриваемом направлении Гидростроитель - Эрлянь (эксп.) при изначальных ставках доходность составит 6100 руб. (+1100 руб.), что соответственно на 22 % выше изначально базовой доходности, а по направлению Нижнеудинск - Забайкальск (эксп.) доходность вырастет на 15,7 %, что составит 5 785 руб. (+785 руб.). За предоставление платформ под контейнеры и применение кольцевой логистики дополнительная выручка составит 4 833,00 руб. Таким образом, общая прибыль от предлагаемых решений составит суммарно 6718,00 руб. за один оборот вагона. Результаты рассмотренных примеров показывают, что разница в стоимости возрастает от дальности порожней заадресовки вагона, в связи с чем использование технологических решений кольцевой логистики обосновано и имеет практическую значимость.

Повышение эффективности использования подвижного состава за счет сокращения порожнего пробега увеличивает и доходность перевозок. Замена поставок порожних платформ в обмен на загрузку контейнерами позволит оптимизировать логистику перемещений и увеличить пропускную способность сети, стимулируя и обеспечивая тем самым рост перевозок контейнеров из Китая в Европу по территории РФ. Стоит учесть, что помимо лесоматериалов (пиломатериалов) и контейнеров на платформах с соответствующим оборудованием можно транспортировать промышленное оборудование, сельскохозяйственную и дорожную технику, стальной прокат, крупногабаритные грузы при условии обеспечения безопасности перевозки и абсолютной сохранности самого груза.

Реализация рассмотренных технологических решений управления транспортными потоками за счет использования транспортно-логистической инфраструктуры станции Тайшет позволит в значительной мере сократить порожний пробег подвижного состава, повысить эффективность его использования, обеспечить равномерный подвод вагонов к местам погрузки в соответствии с предъявляемыми к перевозке объемами грузов, сбалансировать груженые и порожние пробеги по сети железных дорог, стимулировать развитие контейнерных перевозок, повысить качество перевозок и усилить конкурентоспособность железнодорожного транспорта.

Список литературы

1. Савчук, В. Б. Особенности долгосрочного прогнозирования на рынке грузовых вагонов [Текст] / В. Б. Савчук, А. А. Поликарпов, А. Ю. Слободяник // Вестник Института проблем естественных монополий: техника железных дорог / АНО «Ин-т проблем естественных монополий». - М. - 2019. - № 1 (45). - С. 22 - 27.

2. Иванов, П. А. Осваивая возрастающие объемы перевозок [Текст] / П. А. Иванов // Железнодорожный транспорт. - М. - 2019. - № 2. - С. 52 - 55.

3. Крутоног, Л. Г. Пути повышения эффективности рынка контейнерных перевозок [Текст] / Л. Г. Крутоног // Вестник транспорта / ООО «ТрансРусь». - М. - 2019. - № 8. -С. 16 - 19.

4. Сухарьков, Ю. С. Развивать тенденцию роста контейнерных перевозок [Текст] / Ю. С. Сухарьков // Железнодорожный транспорт. - М. - 2019. - № 6. - С. 14 - 17.

5. Лахметкина, Н. Ю. Как нагрузить порожний вагонопоток [Текст] / Н. Ю. Лахметкина, О. В. Галкина // Мир транспорта / Российский ун-т транспорта. - М. - 2016. - Т. 14. -№ 5 (66). - С. 166 - 171.

6. Гвоздева, М. А. Клиентоориентированность грузовых перевозок железнодорожным транспортом [Текст] / М. А. Гвоздева, И. Ю. Сольская // Молодая наука Сибири / Иркутский гос. ун-т путей сообщения. - Иркутск. - 2019. - № 1 (3). - С. 66 - 71.

7. Алабина, В. В. Развитие инструментов взаимодействия железнодорожной транспортной компании и клиентуры при организации завоза-вывоза груза [Текст] / В. В. Алабина // Актуальные проблемы и перспективы развития транспорта, промышленности и экономики России: Сб. науч. тр. междунар. науч.-практ. конф. / Ростовский гос. ун-т путей сообщения. -Ростов-на-Дону, 2019. - С. 16 - 19.

8. Тимофеев, В. Н. О развитии станций Тайшет и Иркутск-Сортировочный [Текст] / В. Н. Тимофеев // Железнодорожный транспорт. - М. - 2017. - № 4. - С. 49 - 54.

9. Распоряжение Правительства РФ от 19 марта 2019 г. № 466-р «Долгосрочная программа развития открытого акционерного общества «Российские железные дороги» до 2025 года» [Текст] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/ zcAMxApAgyO7PnJ42aXtXAga2RXSVoKu.pdf (дата обращения: 28.01.2020).

10. Инфраструктурные проекты [Текст] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vszd.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=4372&layer_id=3290&refererLayerId=162&i d=2185 (дата обращения: 28.01.2020).

References

1. Savchuk V. B., Polikarpov A. A., Slobodyanik A. Yu. Features of long-term forecasting in the market of freight cars [Osobennosti dolgosrochnogo prognozirovaniya na rynke gruzovyh va-gonov]. Vestnik Instituta problem estestvennyh monopolii - Bulletin of the Institute of problems of natural monopolies, 2019, no. 1 (45), pp. 22 - 27.

2. Ivanov P. A. Mastering the increasing volumes of transportation [Osvaivaya voztastauschie objemi perevozok]. Zheleznodorozhnii transport - Railway transport, 2019, no. 2, pp. 52 - 55.

3. Krutonog L. G. Ways to improve the efficiency of the container transport market [Puti povisheniya effectivnosti rinka konteinernih perevozok]. Vestnik transporta - Bulletin of transport, 2019, no. 8, pp. 16 - 19.

4. Sukharkov Yu. S. To develop the growth trend of container traffic [Razvivat tendentsiu rosta konteinernih perevozok]. Zheleznodorozhnii transport - Railway transport, 2019, no. 6, pp. 14 - 17.

5. Lakhmetkina N. Yu. , Galkina O. V. How to load empty car traffic [Kak nagruzit porozhnii vagonopotok]. Mir transporta - World of transport, 2016, vol. 14, no. 5 (66), pp. 166 - 171.

6. Gvozdeva M. A., Solskaya I. Yu. Client-Oriented cargo transportation by rail [Klientoorien-tirovannost gruzovyh perevozok zheleznodorozhnym transportom]. Molodaya nauka Sibiri - Young science of Siberia, 2019, no. 1 (3), pp. 66 - 71.

7. Alabina V. V. Development of tools of interaction between railway transport companies and clientele with the organization of delivery of export cargo [Razvitie instrumentov vzaimodeistviya zheleznodorozhnoi transportnoi kompanii I klientury pri organizatsii zavoza-vyvoza gruzov]. Tezisy dokladov Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii (Abstract of the Int. scientific-practical conference «Actual problems and prospects of development of transport, industry and economy of Russia»). - Rostov-on-Don, 2019, pp. 16 - 19.

8. Timofeev V. N. About the development of Taishet and Irkutsk-sorting stations [O razvitii stantsii Taishet i Irkutsk Sortirovochnii]. Zheleznodorozhnii transport - Railway transport, 2017, no. 4, pp. 49 - 54.

9. Order Of the government of the Russian Federation dated March 19, 2019 No. 466-R «Long-Term development program of the open joint stock company «Russian Railways» until 2025» [Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 19 marta 2019 g. № 466-r «Dolgosrochnaya pro-gramma razvitiya otkrytogo akcionernogo obshchestva «Rossijskie zheleznye dorogi» do 2025 goda»], URL: http: // static.government. ru / media/files/zcAMxApAgyO7PnJ42aXtXAga2RXSVoKu.pdf (accessed 28.01.2020).

10. Infrastructure projects [Infrastrukturnye proekty], URL: http://vszd.rzd.ru/static/public/ru? STRUCTURE_ID=4372&layer_id=3290&refererLayerId=162&id=2185 (accessed 28.01.2020).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Лахметкина Наталья Юрьевна

Российский университет транспорта (МИИТ).

Образцова, д. 9, стр. 9, г. Москва, 127994, Российская Федерация.

Кандидат технических наук, доцент кафедры «Логистические транспортные системы и технологии», РУТ (МИИТ).

Тел.: +7 (903) 258-48-98.

E-mail: naturla@mail.ru

Макарова Анастасия Михайловна

ООО «ТрансЛес».

Верхняя Красносельская, владение 16, стр. 3, г. Москва, 107140, Российская Федерация.

Ведущий специалист отдела продаж «Восток»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Лахметкина, Н. Ю. Технологические решения управления гружеными и порожними пробегами [Текст] / Н. Ю. Лахметкина, А. М. Макарова // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. -Омск. - 2020. - № 1 (41). - С. 114 - 122.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Lakhmetkina Natalia Urievna

Russian university of transport (MIIT).

9, Obraztsova, Moscow, 127994, the Russian Federation.

Ph. D. in Engineering, Associate Professor of the department «Logistic transport systems and technologies», OSTU.

Phone: +7 (903) 258-48-98.

E-mail: naturla@mail.ru

Makarova Anastasia Mihailovna

LLC TransLes.

16/3, Verhnyaa Krasnoselskaya., Moscow, 107140, the Russian Federation.

Leading specialist of the sales Department "Vostok".

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Lakhmetkina N.U., Makarova A.M. Technological solutions for managing loaded and empty runs. Journal of Transsib Railway Studies, 2020, no. 1 (41), pp. 114 - 122 (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.