ному ГОСТ, является экспериментальным методом определения надежности.
Таким образом, управление техническим состоянием невосстанавливаемых технических устройств сводится к заданию промышленностью нормируемого показателя надежности Тоэ, проведению эксплуатационных испытаний устройств на надежность и вычислению оценки Тос экспериментальным методом определения надежности. При подтверждении параметрической гипотезы Н ■ Т = Т параметры надежнос-
' '0 ■ 'оэ 'ос ти изделия соответствуют заявленным, и
дальнейшая эксплуатация данного изделия может быть продолжена. Подтверждение параметрической гипотезы Н1 ■ Тоэ > Тос говорит о снижении надежности изделия по причине конструктивных, производственных или эксплуатационных отказов и требует оперативного вмешательства для выявления и устранения причины снижения надежности. Подтверждение параметрической гипотезы Н2 ■ Тоэ < Тос говорит о неоптимальном
назначении ресурса TPEC и позволяет уточнить его оценку.
Исследование плотности распределения статистической оценки Toc показало, что при увеличении объема выборки Ал плотность распределения очень быстро сходится к нормальному закону. Так, уже при объеме выборки, равной 25, точность совпадения гистограммы Г* (Toc) с нормальным
Toc
распределением превышает точность, потребную для инженерных расчетов.
Примечания
1 ГОСТ 27.002—89. Надежность в технике: основные понятия, термины и определения. М., 1989.
2 Там же; Надежность и эффективность в технике: справ.: в 10 т. / редсовет: В.С. Авдуевский (пред.) и др. М., 1987. Т. 2: Математические методы в теории надежности и эффективности / под ред. Б.В. Гнеденко; Надежность технических систем: справ. / Ю.К. Беляев, В.А. Богатырев, В.В. Болотин и др.; под ред. И.А. Ушакова. М., 1985.
3 ГОСТ 27.002—89. Надежность в технике: основные понятия, термины и определения.
А.Б. МАКСИМОВ
соискатель
ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РЕГИОНОВ
Научные основы развития региональной инфраструктуры пока только разрабатываются. Не все отраслевые (функциональные) типы инфраструктуры изучены в настоящее время в достаточной мере. Перечень только части исследований по проблемам социально-экономического комплекса регионов свидетельствует о возрастающем интересе ученых, политиков, практических работников к вопросам регионального развития и оптимизации управления социально-экономическими процессами на этом уровне. Такой интерес не случаен, поскольку основная тяжесть рыночных преобразований ложится именно на регионы — субъекты Российской Федерации. На региональном уровне идут процессы стабилизации социально-экономического состояния и поиска путей выхода из кризиса, адаптации к мероприятиям, проводимым федеральным правительством в рамках экономической реформы.
Экономика России включает в себя множество отраслей. Каждая из них специализирована на производстве определенного вида товарно-материальных ценностей или на оказании каких-либо услуг другим отраслям. Однако услуги оказываются не только непосредственно в сфере материального производства, но и населению. Таким образом происходят становление и последовательное развитие отраслей экономики, которые в своей совокупности представляют инфраструктуру. В современных условиях уровень развития инфраструктурных отраслей, особенно тех, которые обеспечивают устойчивость и динамизм экономического роста, становится важным фактором определения конкурентоспособности региона как внутри страны, так и на мировой арене.
Успешное функционирование рыночного механизма в значительной степени зависит от развития транспортной инфраструктуры
© А.Б. Максимов, 2007
А.Б. МАКСИМОВ
в форме строительства новых железнодорожных веток, автодорог, создания новых транспортных коридоров, расширения перечня оказываемых услуг, организации логистических центров и т.д. Вопросы изучения транспортной инфраструктуры регионов по причине обширности территории, специфичности размещения производств, неравномерности плотности населения весьма актуальны.
Транспортная инфраструктура — это совокупность всех видов транспорта и транспортных структур, деятельность которых направлена на создание благоприятных условий функционирования всех отраслей экономики, т.е. совокупность материально-технических систем транспорта, предназначенных для обеспечения экономической и неэкономической деятельности человека. Другими словами, под транспортной инфраструктурой следует понимать совокупность материально-технических и организационных условий, обеспечивающих быстрое и беспрепятственное выполнение перевозочного процесса. Инфраструктура — это один из самых фондоемких и инерционных секторов экономики, и поэтому проблемы транспортного обеспечения будут постоянно находиться в центре внимания руководства страны и регионов. Транспортная инфраструктура должна не только поддерживать текущие хозяйственные связи, но и иметь некоторый резерв, призванный обеспечить мобильность экономики. Особенность транспортной инфраструктуры состоит в том, что ее рост происходит медленнее, чем расширение хозяйственных связей. Традиционно эти проблемы проявляются на стыках различных ведомств и видов транспорта.
К объектам транспортной инфраструктуры относятся пути сообщения, технические сооружения, грузовые и пассажирские вокзалы и станции, агентства по продаже билетов и организации перевозок, логистические центры, склады, инженерные сети, коммуникации и т.д. Полную объектную характеристику транспортной инфраструктуры дать довольно сложно из-за ее крайней обширности. Базовыми объектами транспортной инфраструктуры являются пути сообщения и пассажирские и грузовые вокзалы и станции.
Следует различать транспортную систему регионов в целом и транспортную инфраструктуру. В транспортную инфраструктуру регионов не входит подвижной состав, так как он не связан жестко с территорией. Следовательно, транспортная инфраструктура — это не вся транспортная отрасль в целом, а лишь ее часть, или технострукту-ра: пути, станции, порты и т.д. Транспортная инфраструктура имеет межотраслевой характер.
Функциями транспортной инфраструктуры на региональном уровне являются обеспечение экономики региона транспортными артериями, удовлетворение потребностей экономических субъектов в транспортных объектах, формирование транспортной сети региона, обеспечение взаимодействия между различными видами транспорта, повышение уровня социально-экономического развития региона.
К путям сообщения относятся автодороги, железнодорожные пути, воздушные коридоры, водные пути, трубопроводы. Вокзал (станция) — здание или комплекс зданий, сооружений и устройств, предназначенных для обслуживания пассажиропотока и грузопотока, управления движением транспортных средств и размещения служебного персонала: автовокзалы, железнодорожные вокзалы, аэровокзалы, речные и морские вокзалы, нефтеперегонные станции.
Основными элементами международной транспортной инфраструктуры являются международные транспортные коридоры. Приоритетные направления транспортных связей между Западом и Востоком были определены еще в 1994 г., на состоявшейся на о. Крит второй Общеевропейской конференции по транспорту. Они нашли отражение в создании девяти панъевропейских транспортных коридоров, три из которых (№ 1, 2 и 9) проходят по территории Российской Федерации. Концепция образования международных транспортных коридоров является важным шагом в направлении интеграции России и Западной Европы.
Для наиболее динамичного развития экономик регионов страны необходимым условием является создание и развитие инфраструктуры, отвечающей специфическим особенностям того или иного региона.
Известия ИГЭА. 2007. № 1 (51)
Можно выделить следующие факторы, влияющие на развитие транспортной инфраструктуры:
1. Природно-климатический. Он оказывает существенное воздействие на развитие практически любых инфраструктурных объектов, не только транспортных. При строительстве авто- и железных дорог, трубопроводов нельзя не учитывать рельефные особенности местности, специфику строения почвенных пород, климатические особенности региона и т.д. Значительные колебания среднегодовых температур требуют применения специальных технологий строительства, сокращают навигационный период на водных видах транспорта.
2. Географический. К географическому фактору отнесем географическое положение региона и его площадь. Так, например, Сибирь является естественным транспортным мостом между странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Европой. Этот факт сыграет особо значительную роль, если в достаточно сжатые сроки (до того как основные грузопотоки будут перехвачены Китаем и Казахстаном) удастся реализовать проекты реконструкции и развития транспортной инфраструктуры: строительство ряда дополнительных магистралей, развитие Транссиба, создание транспортно-логисти-ческих центров и т.д.
3. Ресурсный. Наличие в регионе природных ресурсов стимулирует развитие транспортных артерий, так как добытые ресурсы требуется доставить к месту переработки, а для этого необходимы не только транспортные средства, но и пути сообщения.
4. Расселенческий. С ростом городов возникает повышенный спрос на услуги транспорта как внутри самого города, поскольку растет его население, так и за его пределами. Население близлежащих населенных пунктов, поселков, деревень стремится попасть в город для реализации своей продукции, покупки необходимых товаров, удовлетворения культурно-развлекательных потребностей и т.д. Увеличивающийся спрос стимулирует рост предложения. Открываются новые маршруты, создаются остановочные пункты, устанавливаются кассы по продаже билетов и возникают другие инфраструктурные объекты.
5. Автомобилизация населения. Мировой опыт свидетельствует о том, что автомобильный транспорт способен значительно повысить уровень личной транспортной подвижности населения и обеспечить высокие темпы экономического роста. Полная реализация потенциала автомобильного транспорта может качественно изменить характер социального поведения граждан, оживить рынок трудовых ресурсов, дать людям принципиально новые возможности в выборе места проживания, работы и отдыха.
6. Структурный. Региональная структурная политика связана прежде всего с целевой ориентацией экономического развития региона. Так, например, экономика Иркутской области ориентирована на удовлетворение хозяйственных потребностей страны, что обусловливает развитие добывающих отраслей и отраслей первичной переработки, а не отраслей, выпускающих готовую продукцию. Такая продукция востребована за пределами региона и нуждается в вывозе. В себестоимости продукции доля транспортных расходов весьма велика, что не способствует увеличению ее конкурентоспособности на рынке. Для снижения транспортных расходов необходимо развитие объектов транспортной инфраструктуры.
7. Административно-законодательный. Любая экономическая деятельность регламентируется законодательством Российской Федерации, подзаконными актами, постановлениями и другими документами. Не исключение и деятельность в сфере транспорта и транспортной инфраструктуры. Федеральные органы власти формируют общую стратегию развития транспортной отрасли, принимают решения о федеральном финансировании строительства и реконструкции того или иного инфраструктурного объекта федерального значения. Данные объекты становятся частью транспортной инфраструктуры регионов.
Развитие инфраструктуры региона непосредственно влияет на формирование рыночного потенциала территории. В то же время региональный транспортный рынок не может эффективно функционировать без развитой инфраструктурной подсистемы. При решении вопросов формирования, развития объектов транспортной инф-
Известия ИГЭА. 2007. № 1 (51)
Л. ОЮУНЦЭЦЭГ, С. ДАВААНЯМ
раструктуры и управления ими на уровне региона не учитывается ее экономическое содержание, а именно системный характер инфраструктуры, вызывающий не-
обходимость координации деятельности ее объектов в целях обеспечения более эффективного обслуживания экономики региона.
Л. ОЮУНЦЭЦЭГ
директор Учебно-исследовательского центра по малому и среднему бизнесу,
кандидат экономических наук, профессор Монгольского государственного университета науки и технологии
С. ДАВААНЯМ
директор Технологического института г. Эрдэнэт, кандидат технических наук, профессор
ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ-ОБРАЗОВАНИЯ-ИНДУСТРИИ
Сегодня в мире тенденции экономического развития все больше зависят от инновационной сферы. Экономический рост развитых стран обусловливается ведущей ролью инновационной деятельности. Поэтому инновационный путь развития национальной экономики становится магистральным и даже единственно возможным для укрепления ее позиций в условиях усиливающейся международной конкуренции. Перевод экономики страны на инновационный путь развития является процессом долгим и исключительно трудным, особенно для слаборазвитых стран, как, например, Монголия. В первую очередь такой стране предстоит сформировать базис инновационной экономики. Как показывает мировой опыт, высшая школа имеет большие возможности для этого и, следовательно, играет существенную роль в данном процессе1.
Для того чтобы повысить роль высшей школы в инновационном развитии отечественной экономики, прежде всего необходимо развернуть инновационную деятельность в самих университетах, создать инновационную сеть, охватывающую весь инновационный цикл, который заканчивается трансформацией научных знаний в коммерческий продукт (инновацию)2. Иными словами, этот конечный результат достигается успешной интеграцией науки-образования-индустрии. Поэтому тесное плодотворное сотрудничество между организациями науки, образования и индустрии / бизнеса является главной задачей современного этапа развития страны.
Сущность интеграции науки—образования—индустрии. Современные тенденции
мирового развития обусловливают тесную интеграцию науки-образования-индустрии, которая приобретает инновационную направленность.
Если рассмотреть по отдельности сущность науки, образования и индустрии, то можно сказать, что они имеют разные задачи и играют различные роли в развитии общества. Но, тем не менее, в конечном счете они служат на благо общества, т.е. обеспечивают его благосостояние.
По мере развития общества его потребности в различных благах неуклонно повышаются, поэтому перед наукой и производством постоянно встают новые задачи, решение которых является стимулом для ускорения их развития. Это обусловливает необходимость в повышении уровня знаний и квалификации работников, следовательно, роль образования в развитии общества возрастает и его главной задачей становится не только дать человеку знания, но и научить его использовать их в жизни.
Развитие науки, образования и индустрии определяется потребностями общества (рис. 1).
Потребности
Общество
<4-
Обслуживание
Наука
I
Образование
Ж
Индустрия
Рис. 1. Общество и интеграция науки— образования—индустрии
© Л. Оюунцэцэг, С. Давааням, 2007