Научная статья на тему 'Роль транспортной инфраструктуры в развитии городов. Теоретический аспект'

Роль транспортной инфраструктуры в развитии городов. Теоретический аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3796
816
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДА / THE DEVELOPMENT OF CITY INFRASTRUCTURE / КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / CLASSIFICATION OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE / АГЛОМЕРАЦИЯ / AGGLOMERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зубец Антон Желькович

В статье рассматривается транспортная инфраструктура, даются подходы к ее определению, классификации разновидностей транспортной инфраструктуры, рассматриваются основные функции инфраструктуры в рамках городского и национального хозяйства. Дается авторское видение транспортной инфраструктуры ее основных проблем, обосновывается актуальность дальнейшей теоретической разработки исследуемой экономической категории

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of transport infrastructure in city development.Theoretical aspect

The article is devoted to the transport infrastructure, to the approaches to its definition, classification of transport infrastructure types, is discussed the basic functions of the infrastructure within the urban and national economy. The author's vision of the transport infrastructure and its main problems, is presented in the article, and the urgency of further theoretical development of the studied economic category is established

Текст научной работы на тему «Роль транспортной инфраструктуры в развитии городов. Теоретический аспект»

2 Губанов Р. С. Проектирование цикличности простоев производства в целях минимизации риска // Вестник Рязанского государственного радиотехнического университета. 2006. № 19. - С. 166-172.

3 Губанов Р. С. Страхование финансовых рисков как метод риск-менеджмента // Финансовая аналитика проблемы и решения. 2014. № 8. С. 31-35.

4 Суркова Т.В. Особенности выбора вида и способа осуществления диверсификацион-ных изменений в практике стратегического развития промышленных предприятий // Менеджмент в России и за рубежом. 2013. № 4. С. 48.

5 Руденко Л.Г. Проблемные аспекты и прогноз инновационной активности России / Л.Г. Руденко // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2013. № 4(6). С. 26-32. URL: http://www.muiv.ru/vestnik/pdf/eu/eu_2013_4_26_32.pdf

Diversification and its role in the system of risk management techniques

Natalya Ivanovna Denisova, candidate of economic Sciences, head of the «Finance and credit», «Moscow University named by S.Y. Witte» in Ryazan

Roman Sergeevich Gubanov, candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department «Finance and credit», «Moscow University named by S.Y. Witte» in Ryazan

Natalya Sergeevna Lukovnikova, candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department «Finance and credit», «Moscow University named by S.Y. Witte» in Ryazan

The article considers the economic substance of diversification as a method of rational risk management in conditions of uncertainty for business development. Given scheme species of special methods of risk management and defines the role of diversification in this classification system. Formulates the principles and conditions of organization of diversification taking into account different strategies of behavior of economic entities in the arena of modern business.

Key words: risk, diversification, factors, principles, methods, risk management

УДК 332.14

РОЛЬ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РАЗВИТИИ ГОРОДОВ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Антон Желькович Зубец, аспирант, ассистент кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания E-mail: [email protected] Московский университет им. С.Ю. Витте http://www.muiv.ru

В статье рассматривается транспортная инфраструктура, даются подходы к ее определению, классификации разновидностей транспортной инфраструктуры, рассматриваются основные функции инфраструктуры в рамках городского и национального хозяйства. Дается авторское видение транспортной инфраструктуры ее основных проблем, обосновывается актуальность дальнейшей теоретической разработки исследуемой экономической категории.

Ключевые слова: инфраструктура, транспортная инфраструктура, развитие инфраструктуры города, классификация объектов транспортной инфраструктуры, агломерация

В современных условиях быстрорастущей городской агломерации, росте и

постоянном развитии бизнеса создается необходимость кардинально пересматривать современные подходы к основному содержанию, специфике и роли транспортной инфраструктуры городов.

Транспортная инфраструктура является частью транспортной системы города и государства в целом. Однако при исследовании данного аспекта национального хозяйства в ученых и политических кругах продолжаются дискуссии о сущности, границах и роли в экономике такой категории как «транспортная инфраструктура». Без четкого и ясного представления о транспортной инфраструктуре как предмете научного

исследования и государственного управления, нельзя говорить об эффективном и результативном развитии данной отрасли и национальной экономики России.

В государственных программных документах, стратегиях, например, в «Стратегии развития транспортной инфраструктуры до 2020 года» нет определения инфраструктуры транспорта, а дается лишь перечень объектов к ней относящихся: «наземные, водные и воздушные пути сообщения, трубопроводы, морские и речные порты, железнодорожные вокзалы и станции, аэропорты, аэродромы, транспортные терминалы, метрополитены, системы скоростного внеуличного транспорта, транспортные развязки, в том числе внутри крупных городов, ледокольный флот, вспомогательный флот, а также сооружения и оборудование систем навигации, аварийно-спасательного комплекса, обеспечения безопасности транспортного процесса и другие сооружения транспортного комплекса» [1]. В еще одном из стратегических документов, таком как «Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года» приводится определение портовой инфраструктуры в форме перечня инженерных объектов и кораблей [2]. Представленные документы и используемый в них дескриптивный подход к исследуемой в данной статье категории говорит об их ограниченности в вопросах эффективного целеполагания и постановки задач Стратегии, поскольку для этого необходимо иметь наиболее полное и ясное представление об объекте стратегического планирования.

Опираясь на данный перечень, по ряду специфических признаков транспортной инфраструктуры и по особенностям среды движения транспорта (например, рельсовая инфраструктура концентрируется преимущественно вблизи железнодорожного полотна) мы можем представить категорию «транспортная инфраструктура» в форме сосредоточия пяти ее ключевых сегментов, представленных на диаграмме (рисунок 1).

Автодорожная

Воздушная

Водная

Трубопроводная

Рисунок 1 - Сегментация транспортной инфраструктуры по видам транспортной среды

Источник: схема составлена автором по [3]

Однако в науке представления о транспортной инфраструктуре как элементе экономической системы и как элементе транспортного комплекса несколько разнятся и опираются на различные подходы:

1) функциональный подход. Исследователи Серебряков Л.Г., Яновский В.В. представляют транспортную инфраструктуру как «часть инженерной инфраструктуры... обеспечивающей грузо- и пассажироперевозки на территориях систем расселения, обеспечивающая устойчивое развитие и функционирование поселений и межселенных территорий» [6], т.е. под транспортной инфраструктурой понимается ряд сооружений, выполняющих определенный набор функций;

2) системный подход. Исследованию категории «транспортная инфраструктура» с использованием системного подхода уделено значительное место в работах Кузнецовой А.И., Шелестова Н.Е. и др. Рассматривая транспортную инфраструктуру как систему, становится возможным обособление и выделение ключевых классификационных признаков инфраструктуры, в том числе появляется необходимый материал для последующей группировки компонентов для их более глубокого исследования. Отрасль транспорта вне зависимости от вида транспорта наряду с телекоммуникационной и энергетической отраслями является базовой разновидностью инфраструктуры, играет фундаментальную роль в национальной экономике [3]. Посредством выявления ключевых признаков и системных элементов транспортной инфраструктуры ее содержательное понятие определяется как «совокупность разного рода инженерных сооружений, которые предназначены для осуществления движения ... транспорта» [5].

Каждый подход предлагает свое видение понятия «инфраструктуры» в транспортной сфере и для получения полноценного представления о «транспортной инфраструктуре» как об объекте исследования, результаты данных подходов необходимо изучить в представленной ниже совокупности.

Транспортная инфраструктура играет значительную роль как в рамках города, так и в рамках целой страны, поскольку исполняет ряд значимых для национальной экономики функций:

- интегративная - транспорт всех видов служит для поддержания стабильной работы государства или города, для обеспечения доступности тех или иных видов районов, учреждений и т.п.;

- мобильности - транспортная инфраструктура предоставляет возможность использования передвижения по стране, въезда и выезда из нее для своих граждан и граждан других государств;

- конкурентная - поскольку транспортная отрасль не создает свой собственный продукт, а если точнее - производит услуги, которые потребляются в процессе производства, ее важнейшей функцией является перевозка товаров предприятий и фирм других отраслей с меньшими временными и физическими потерями, чем транспортные компании, работающие с их конкурентами;

- рыночная - обеспечивает всеохватывающую работу рыночного механизма на территории города как и отдельного государства, так и на международном уровне, как средство обращения товаров [7].

Представленные функции характеризуют транспортную инфраструктуру как неотъемлемую составляющую социально-экономического развития городов в Российской Федерации.

Наряду с функциями транспортная инфраструктура обладает уникальными и характерными признаками, которые выделяют ее, как и другие разновидности инфраструктуры в отраслях народного хозяйства:

- участие в создании условий для функционирования сфер материального и нематериального производства;

- общественная форма использования инфраструктуры и коллективистский характер ее потребления;

- инфраструктура - это особый, специфический сектор экономики;

- инфраструктура оказывает косвенное влияние на экономическое развитие;

- результатом производства инфраструктуры являются общественно-полезные услуги [8].

Представленные общие признаки инфраструктур позволяют выделить транспортную инфраструктуру из разновидности других отраслей, представить ее в виде системы элементов, а благодаря функциональным особенностям и сегментации в зависимости от двигательной среды, представленной на рисунке 1, становится возможным произвести классификацию транспортной инфраструктуры (таблица 1).

Таблица 1

Классификация объектов транспортной инфраструктуры по видам и по выполняемым функциям

Транспортная инфраструктура

Па выполняемым функциям Автодорожная Рельсовая Водная Воздушная Трубопроводная

Обеспечение базовых условий для движения транспортных средств (далее т.е.) Дорожное полотно, мосты, тоннели, паромы Железнодорожное полотно, мосты, тоннели, паромы Каналы, донные углубления, каналы-мо сгы, морские и океанические ПУТИ ¡Взлетно-посадочная полоса, воздушный коридор Труоы, магистральные трубопроводы

Координация движения т.е. Светофоры, дорожные указатели, размеша, шлагоа^'мы, знаки Семафоры, стрелки Маяки, радиостанции Посадочные огни. диспетчерские вышки Компрессорные установки и станции

Ожидание движения т.е. для товаров/пассажир-ров (кроме трубопроводной) Складские, логистические центры, автовокзалы, остановки Складские, логистические центры, «горки», вокзалы, станции метрополитена и монорельса, трамвайные остановки Складские, логистические центры, портовые пассажирские залы ожидания, речные вокзалы Зал ожидания аэропорта, склады на территории аэропорта Подземное хранилище газа, резервуары (для хранения нефти, воды и т.д.)

Энергоснабжение движения т.е. Бензо-. газо-электрозаправочные станции Контактный рельс, контактная сеть Береговые или плавучие заправочные станции. Топливозаправочный комплекс, топливозаправщики Электросеть, резервуары для насосного топлива

Источник: таблица составлена автором по [1, 3, 4,]

Все представленные виды транспортной инфраструктуры сталкиваются с проблемами перспективного развития, взаимной конкуренции и с необходимостью обеспечения мониторинга текущего состояния действующих инфраструктурных объектов и систем их восстановления и поддержания в исправном состоянии. При проектировании новых и развитии существующих инженерных сооружений необходимо обеспечивать долговечность и бесперебойность эксплуатации сооружений, а также их надежность, наряду с этим необходимо обеспечить безопасность движения транспортных средств и пешеходов. При этом необходимо на базе экономических изысканий учитывать как перспективы развития дорожной сети и транспорта, так и планы реконструкции существующих объектов, а также осуществления строительства подземных и наземных коммуникаций. При этом необходимо учитывать, чтобы искусственные сооружения в перспективе не мешали развитию транспортной инфраструктуры в целом.

Таким образом, представленные в статье подходы к рассмотрению транспортной инфраструктуры, ее функций, признаков и роли в транспортном комплексе государства

дают возможность путем синтеза двух подходов сформировать комплексное определение транспортной инфраструктуры.

Итак, «транспортная инфраструктура - экономическая категория, представляющая собой особую отрасль народного хозяйства, представленную совокупностью инженерных сооружений, обеспечивающих необходимые условия для движения, ожидания, координации и энергоснабжения транспортных средств, с целью предоставления услуг по транспортировке грузов и пассажиров. Данное определение, безусловно, не обладает всеобъемлющим характером, но уже позволяет более эффективно выстроить цели развития транспортной инфраструктуры, сократив тем самым лишние бюджетные расходы на мероприятия в рамках федеральных целевых программ.

Литература

1 Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года. URL: http://www.rosmorport.ru/uploadify/988-f11a995b44861c9c2bic7e0f5 02b433e.pdf

2 Стратегии развития транспортной инфраструктуры до 2020 года». URL: http://www.infosait.ru/norma_doc/51/51417/index.htm#i76305

3 Кузнецова А.И. Инфраструктура: вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход. - М.: КомКнига, 2013. - 456 с.

4 Образцов В.Н., Шаульский Ф.И. Водный, воздушный, автодорожный, городской и промышленный транспорт. - М.: Трансжелдориздат, 1948. - 491 с.

5 Шелестов Н.Е. Совершенствование управления развитием инновационной автодорожной инфраструктуры: дис. ... к-та эк. наук. - М., 2012. - 178 с.

6 Серебряков Л.Г., Яновский В.В. Проблемы стратегического планирования транспортной инфраструктуры региона - инновационный подход: научные труды Северо-Западной академии государственной службы. Т. 2. Вып. 1. Государственная власть и местное самоуправление в России: история и современность. - СПб.: Изд-во СЗАГС, 2011. - 332 с.

7 Federal Transport Infrastructure Plan 2003 (not barrier-free). - Berlin, 2003. - 127 p. URL: www.bmvi.de/SharedDocs/EN/Anlagen/federal-transport-infrastructure-plan-2003

The role of transport infrastructure in city development. Theoretical aspect

Anton Jelkovich Zubecs, postgraduate, assistant of urban and service sector economics department, Moscow University named after S. Y. Witte

The article is devoted to the transport infrastructure, to the approaches to its definition, classification of transport infrastructure types, is discussed the basic functions of the infrastructure within the urban and national economy. The author's vision of the transport infrastructure and its main problems, is presented in the article, and the urgency of further theoretical development of the studied economic category is established.

Keyword: infrastructure, transport infrastructure, the development of city infrastructure, classification of transport infrastructure, agglomeration

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.