Научная статья на тему 'Концептуальный подход к раскрытию сущности транспортной инфраструктуры города'

Концептуальный подход к раскрытию сущности транспортной инфраструктуры города Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
756
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ПОДСИСТЕМА / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ГОРОДА / ТРАНСПОРТ / INFRASTRUCTURE / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / SUBSYSTEM / TRANSPORT INFRASTRUCTURE OF THE CITY / TRANSPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зубец А.Ж.

Проведено исследование экономической литературы, в которой анализируется роль и аспекты функционирования инфраструктуры. Эта работа позволила выявить длительную и сложную историю теории инфраструктуры и представить ее как особый объект хозяйственной деятельности. Опираясь на уже устоявшийся фундамент существующих представлений об инфраструктуре, исследуется транспортная инфраструктура города. В результате анализа задач, выполняемых различными объектами транспортной инфраструктуры, автор формулирует универсальный подход к их систематизации «ЭКДО», который будет полезен для упрощения процесса классификации в рамках отдельных видов транспортной инфраструктуры, в том числе и для ее новых разновидностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL APPROACH TO THE ESSENCE OF THE CITY TRANSPORT INFRASTRUCTURE

The research of economic literature whererole and aspects of infrastructure functioning are analysed has been conducted. This work has permitted to identify a long and complex history of infrastructure theory of and present it as a special object of economic activity. Transport infrastructure of the city is studied by relying upon already established base of existing ideas about the infrastructure. The author formulates a universal approach to transport infrastructure classification is “ECMW”, which is analysis result of various objects of transport infrastructure and will be useful to simplify the systemisation process of individual types of transport infrastructure, including its new varieties.

Текст научной работы на тему «Концептуальный подход к раскрытию сущности транспортной инфраструктуры города»

УДК 338.49

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАСКРЫТИЮ СУЩНОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ

ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДА

Зубец А.Ж., аспирант, ассистент кафедры Экономики городского хозяйства и сферы обслуживания, ЧОУВО «Московского университета им. С.Ю. Витте», e-mail: anton.zubecs@yandex.ru

Проведено исследование экономической литературы, в которой анализируется роль и аспекты функционирования инфраструктуры. Эта работа позволила выявить длительную и сложную историю теории инфраструктуры и представить ее как особый объект хозяйственной деятельности. Опираясь на уже устоявшийся фундамент существующих представлений об инфраструктуре, исследуется транспортная инфраструктура города. В результате анализа задач, выполняемых различными объектами транспортной инфраструктуры, автор формулирует универсальный подход к их систематизации - «ЭКДО», который будет полезен для упрощения процесса классификации в рамках отдельных видов транспортной инфраструктуры, в том числе и для ее новых разновидностей.

Ключевые слова: инфраструктура, транспортная инфраструктура, подсистема, транспортная инфраструктура города, транспорт

CONCEPTUAL APPROACH TO THE ESSENCE OF THE CITY TRANSPORT

INFRASTRUCTURE

Zubets A., the post-graduate student, Economy urban agriculture and the service sector chair assistant, Moscow Witte University, e-mail: anton.

zubecs@yandex.ru

The research of economic literature whererole and aspects of infrastructure functioning are analysed has been conducted. This work has permitted to identify a long and complex history of infrastructure theory of and present it as a special object of economic activity. Transport infrastructure of the city is studied by relying upon already established base of existing ideas about the infrastructure. The author formulates a universal approach to transport infrastructure classification is "ECMW", which is analysis result of various objects of transport infrastructure and will be useful to simplify the systemisation process of individual types of transport infrastructure, including its new varieties.

Keywords: infrastructure, transport infrastructure, subsystem, transport infrastructure of the city, transport.

Первые фундаментальные труды классиков политической экономии были посвящены вопросам производства. В частности, речь шла о мануфактурах, ставших первыми предприятиями с активным разделением труда, результатом которого, по мнению А. Смита был рост «производства всякого рода предметов ... в обществе, надлежащим образом управляемом» и приближение к «всеобщему благосостоянию, которое распространяется и на самые низшие слои народа»[1]. Рост же производства, в свою очередь, был невозможен без создания новых рабочих цехов и складских помещений, строительства новых жилых домов, бараков для работников, прокладки дорог, коммуникаций и т.п. Следовательно, уже в XVIII веке экономисты-исследователи и рядовые предприниматели осознавали значительную роль в росте национального богатства той важной сферы народного хозяйства, которая впоследствии получит определение «инфраструктура».

Само понятие, пришедшее в экономическую науку из военной сферы, ставшее объектом исследования и интенсивной полемики ученых второй половины XX века, впервые получило свое юридическое закрепление в документах различных военных министерств и ведомств по всему миру. В них инфраструктура представлена как «совокупность стационарных объектов и отдельных сооружений на театре военных действий, необходимых для развертывания вооруженных сил и ведения военных действий, а также для организации ими мероприятий оперативной и боевой подготовки» [2]. В тоже время существует гипотеза о заимствовании данного определения из строительного производства, поскольку этимологически «Инфраструктура» (от лат. « infra » - под, ниже и « structure » - строение, расположение) отождествляется с фундаментом какого-либо

строения.

Во второй половине XX века термин «инфраструктура» не просто активно стал использоваться в народном хозяйстве, но и привел к росту интереса к нему со стороны исследователей. В частности, становление термина «инфраструктура» в качестве одного из важных аспектов теории экономического роста происходит в работе австрийского экономиста П. Розенштейна-Родана, который под инфраструктурой понимал «комплекс общих условий, обеспечивающих благоприятное развитие частного предпринимательства в основных отраслях экономики и удовлетворяющих потребности всего населения» [3]. Зарубежные ученые, среди которых важно отметить таких видных экономистов, как А. Хиршман, Р. Нурксе, Р. Иохимсен, Дж. Кларк, Е. Симонис, А. Янгсон, П, Самуэльсон, стали также активно анализировать роль инфраструктуры, пошли в своих работах еще дальше, давая собственное видение этого нового системного элемента народного хозяйства, предлагая свои определения, новый взгляд на его роль в экономике и функции, которые он выполняет.

Результатом их работы явились новые общие подходы к видению сущности инфраструктуры и ее роли в национальной и городской экономике, которые представлены на рисунке 1.

Актуальными вопросами для ученых стали также проблемы определения уровня необходимого вмешательства государства для поддержки эффективного функционирования инфраструктуры, изучения ее влияния на экономический рост городов и пригородных территорий, ее функциональный состав, местные и международные аспекты ее работы.

В отечественной науке изучение инфраструктуры, ее разновидностей и функций проходило в рамках иной системы экономических де-

Рис. 1. Основные направления видения инфраструктуры как объекта исследования зарубежными экономистами. Источник: схема

создана автором по результатам зарубежных исследований[4, 5, 6]

терминант, что привело к определению места инфраструктуры в структуре экономики страны; к доминированию функционально-отраслевого подхода к инфраструктуре, основные представителями которого были советские экономисты В.А. Жамин, А.Ю. Шарипов, В.П. Красовский, И.Ф. Чернявский, С.С. Носова, В.Г. Терентьев, В.Н. Стаханов и др. Согласно этому подходу понятие «инфраструктура» представляло собой комплекс отраслей, видов деятельности и вспомогательных производств, обеспечивающих создание необходимых условий для функционирования экономики и жизнедеятельности людей. Важной особенностью данного подхода было выделение производственных и непроизводственных видов инфраструктуры. Производственная инфраструктура согласно видению экспертов, включала в свой состав собственно отрасль транспорта и связи, отрасли тяжелой, легкой, обрабатывающей, химической промышленности и др. К непроизводственной разновидности относитсяинфраструктура здравоохранения,

образования, спорт и подобные им (социальная инфраструктура). Кроме того исследователи выделяли институциональную инфраструктуру, включавшую в себя правительственные строения, создающие условия для работы административной системы страны.

Отдельно, с возвращением в нашу страну рыночных отношений обособившись, в ней развивалась инфраструктура рынка и финансовых услуг. Превалирующая роль рынка во всех сферах народного хозяйства привела к росту исследований, посвященных рыночной инфраструктуре иинфраструктуре различных рыночных институтов в городе (банков, инвестиционных фондов, товарных бирж, страховых компаний и др.).

Позволю себе ниже остановиться на отнесении некоторыми авторами к инфраструктуре финансовых институтов, оказываю-щихмалым предприятиям, посредством различных программ и инструментов поддержку малому бизнесу (кредиты, субсидии,

Таб. 1. Анализ существующих понятий«транспортная инфраструктура». Источник: составлена автором

Автор Определение

Мустафин Д. Ш. «Транспортную инфраструктуру городской агломерации можно определить как территориальное объединение сети путей сообщения, производственных и сервисных объектов, сооружений и служб, обеспечивающих удовлетворение внутренних нужд агломерации в перевозках для реализации транспортно-экономических связей с целью усиленного функционирования экономики городской агломерации»

Устав железнодорожного транспорта РФ «Железнодорожная инфраструктура -технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие устройства и оборудование»

Казаков Н. Н. «Инфраструктура транспорта представляет собой совокупность производственно-выраженных подсистем, включающих транспортную сеть определенной конфигурации, используемую для осуществления перевозок, а также подсистемы организационно-сервисного обслуживания для обеспечения эффективной транспортной работы»

Интернет-портал «Благо городов» «Транспортная инфраструктура поселения - линии, сооружения и устройства городского, пригородного, внешнего транспорта»

Серебряков Л.Г., Яновский В.В. «Транспортная инфраструктура - это часть инженерной инфраструктуры ... обеспечивающей грузо- и пассажироперевозки на территориях систем расселения, обеспечивающая устойчивое развитие и функционирование поселений и межселенных территорий»

Ширяева Н. В. «В транспортную инфраструктуру входят следующие элементы: железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, аэродромы и аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование»

Шелестов Н. Е. «Автодорожная инфраструктура - это совокупность разного рода инженерных сооружений, которые предназначены для осуществления движения автомобильного транспорта»

Михеева Т.И., Рудаков И.А., Чугунов И.А. «Транспортная инфраструктура города включает в себя улично-дорожную сеть (УДС), технические средства организации дорожного движения (ТСОДД) и транспортные потоки (ТП)»

Максимов А.Б. «Транспортная инфраструктура - совокупность маршрутов общественного пассажирского транспорта, ограниченной административными границами муниципального образования и предназначенной для обеспечения пассажирских перевозок транспортом общего пользования на данной территории»

Персианов В.А. «К (транспортной) инфраструктуре относятся пути сообщения..., объекты концентрации и перераспределения пассажиропотоков..., объекты обслуживания пассажиров и транспортных средств, управления движением, связи, обеспечения безопасности, объекты вспомогательной инфраструктуры»

дотации). Здесь «спутаны» функциональная (структурная) и инфраструктурная стороны. К инфраструктуре банка, например, относятся: здания банков, оборудование, дороги, транспорт, коммунальное и инженерное оснащение. То же относится к страховым и финансовым организациям.

Международные кризисы, через которые пришлось пройти нашей стране и всему миру, привели исследователей к осознанию необходимости сбалансированного развития реального и финансового секторов экономики, соответственно производственной и рыночной разновидностей инфраструктуры. Результатом этих изменений в инфраструктурной теории стало активное внедрение системного подхода к инфраструктуре, основными представителями которого являются А.И. Кузнецова, В.П. Федько, Н.Г. Федько, А.У. Альбеков, А.М. Комарова, А.З. Селезнев. Согласно данному подходу инфраструктура является важным элементом экономической системы, своей эффективностью оказывающей влияние на ее работу. В свою очередь, она сама представляет собой систему, т.е. совокупность взаимосвязанных элементов, которые также могут быть рассмотрены в качестве отдельных подсистем (транспортной инфраструктуры, коммуникационной инфраструктуры и др.).Выявление А. И. Кузнецовой конституциональных (основных) и специфических признаков инфраструктуры [7], стало важным условием для дальнейшего выделения новых видов инфраструктуры, связанных с современной экономикой. Так появилась «инновационная инфраструктура» (технопарки,технополисы, бизнес-инкубаторы, центры трансферта технологий и другие объекты, обеспечивающие рост количества инновационных процессов в экономике).Инфраструктура характе-

ризуется многоплановостью ее элементов и их функций.

Тесное взаимодействие различных подсистем инфраструктурыи определеннаяих самостоятельность, обеспечили выход инфраструктуры на национальный и международный уровень, сыграли значительную роль в усилении международного разделения труда и внедрении инноваций на всех уровнях и во всех отраслях мировой экономики.

В работах Кузнецовой А. И. инфраструктура рассматривается каксамостоятельная система, состоящая из отдельных элементов, взаимосвязанных между собой и отвечающих основным (конституирующим) и специфическим системным признакам[8]. К которым относятся: целостность, полнота, точность, надежность, устойчивость, комплексность, иерархичность и структурированность. И следующие принципы функционирования инфраструктуры:

1. Преемственности элементов - при переходе инфраструктуры на качественно-новый уровень, некоторая часть ее элементов продолжает функционировать;

2. Регулируемости (управляемости) - инфраструктура как сфера деятельности требует обязательного вмешательства, поддержки со стороны государства;

3. Формирования (развития) - инфраструктура требует постоянного, продуманного, устойчивого развития для стабильного экономического роста.

При анализе инфраструктуры выделяем ее как многоуровневую систему:

1. На микроуровене - это инфраструктуру отдельных предприятий, организаций, компаний, необходимой для производства,

Таб. 2. Классификация объектов транспортной инфраструктуры по видам и задачам. Источник: составлено автором на базе существующих госпрограмм

Объекты транспортной инфраструктуры по ее основным разновидностям

Выполняемые объектами задачи по обеспечению условий для: Автодорожная Рельсовая Водная Воздушная Трубопроводная

Движения Инженерные сооружения Дорожное полотно, мосты, тоннели, Железнодорожн ое полотно, мосты, тоннели, паромы Каналы, донные углубления, каналы-мосты, морские и океанические пути Взлетно- посадочная полоса, воздушный коридор Трубы, магистральные трубопроводы

Транспортн ые средства Легковые, грузовые и пассажирские машины Пассажирские составы, вагоны, локомотивы Морские и речные суда Воздушные суда (самолеты, вертолеты и т.д.) На данный момент нет

Координации Светофоры, дорожные указатели, размета, шлагбаумы, знаки Семафоры, стрелки Маяки, радиостанции Посадочные огни, диспетчерские вышки Компрессорные установки и станции

Ожидания Складские, логистические центры, автовокзалы, остановки Складские, логистические центры, «горки», вокзалы, станции метрополитена и монорельса, трамвайные остановки Складские, логистические центры, портовые пассажирские залы ожидания, речные вокзалы Зал ожидания аэропорта, склады на территории аэропорта Подземное хранилище газа, резервуары (для хранения нефти, воды и т.д.)

Энергоснабжение Бензо-. газо-электрозаправ очные станции Контактный рельс, контактная сеть, резервуары с дизелем и газом, электростанции Береговые или плавучие заправочные станции. Топливозапра вочныйкомпле КС, топливозаправ щики Электросеть, резервуары для насосного топлива

складирования и дистрибуции продукции, включая процессы управления инфраструктурой связанной с производством на местном уровне (дорога, выходящая из предприятия, ЛЭП, телекоммуникации и т.п.);

2. На макроуровне- это инфраструктура обеспечивает товародвижение, пассажиропотоки между странами и движение международного капитала;

3. На мезоуровене- инфраструктура городов и регионов, отдельных отраслей промышленности, транспорта, энергетики, связи, НИОКР, образования, здравоохранения и т.д.

Исследуемая в данной работе транспортная инфраструктура представляется следующими видами: автодорожная (автобусная, троллейбусная, легкового транспорта,грузового транспорта) рельсовая (железнодорожная, трамвайная, инфраструктура метрополитена и легкорельсовая), воздушная (авиационная), водная (морская, речная), трубопроводная, космическая.

Транспортная инфраструктура городаявляется жизненоважной областью приложения человеческих сил, технологий, капитала и других факторов производства, поскольку она в равной степени призвана обеспечивать и удовлетворять потребности трех ключевых субъектов экономики - граждан, государственных органов, компаний и фирм. Развитие транспорта создает возможности для экстенсивного и интенсивного экономического роста государства. Уровень развития транспортной инфраструктуры является «одним из факторов, определяющих экономическую привлекательность территории и её потенциал в целом»[9].

Транспортная инфраструктура города является частью транспортной системы города и государства в целом. Однако при исследовании данного аспекта национального хозяйства в ученых и политических кругах продолжаются дискуссии о сущности категории «транспортная инфраструктура города». Без четкого и ясного представления о транспортной инфраструктуре города как объекта научного исследования и государственного управления, нельзя говорить об эффективном и результативном развитии данной отрасли и национальной экономики России. В таблице 1 приведен анализ современных представлений о понятии транспортная инфраструктура различных видов транспорта и населенных пунктов.

Исходя из представленных определений, транспортная инфраструктура города может быть представлена с помощью трех основных подходов как:

1. Транспортная (маршрутная) сеть;

2. Совокупность или система инженерных объектов;

3. Технологический комплекс.

Для формирования новых подходов к определению и управлению транспортной инфраструктурой городов, важно помнить о тех функциях, которые она выполняет. Главной ее функцией является создание необходимых условий для работы транспортных средств в городе, однако современные эксперты при формировании планов развития городской транспортной инфраструктуры выделяют ряд не менее важных функций:

- интегративная - транспорт всех видов служит для поддержания стабильной работы государства или города, для обеспечения доступности тех или иных районов, учреждений и т. п.;

- мобильности - транспортная инфраструктура предоставляет возможность использования передвижения по стране, въезда и выезда из нее для своих граждан и граждан других государств;

- конкурентная - поскольку транспортная отрасль не создает свой собственный продукт, а если точнее - производит услуги, которые потребляются в процессе производства, для нее важно доставить пассажиров и товары с меньшими временными и физическими потерями, чем транспортные компании, работающие с их конкурентами, тем самым оптимизируя транспортную систему города;

- рыночная - обеспечивает всеохватывающую работу рыночного механизма на территории государства, как и отдельного города, так и на международном уровне, как средства для обращения товаров [10].

На базе представления о транспортной инфраструктуре как совокупности инженерных объектов, каждый из которых обладает определенной ценностью для работы всей транспортной системы в целом, можно привести классификацию объектов различных видов и форм транспортной инфраструктуры по задачам, которые они выполняют (таблица 2):

В заключение, исходя из результатов, полученных исследования, опираясь на представленные теоретические школы и классификации, мы можем сформулировать универсальный принцип система-

тизации различных видовтранспортных инфраструктур по этапам появления потребности в данных инфраструктурных объектах в рамках цикла запуска транспортного средства «ЭКДО» (Энергоснабжение - Координация - Движение-Ожидание).

Итак, транспортную инфраструктуру города мы определяем как подсистему народного хозяйства, представляющуюсовокупность средств, сооружений, обеспечивающих необходимые условия для передвижения и перемещения пассажиров и товаров длярешения оперативных, тактических и стратегическихзадач устойчивого развития города.

Вывод:в новом определении подчеркивается ключевая потребность в доступной, сбалансированной и экологически безопасной транспортной инфраструктуре, в «умном управлении» и планировании развития транспортной инфраструктуры с учетом будущих потребностей в передвижении населения городов и перемещении товаров.

Литература:

1. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. http://fanread.ru/book/5290720/?page=1

2. Жеглов Ю. Концепция развития инфраструктуры вооружённых сил США. URL: http://pentagonus.ru/publ/8-1-0-992

3.Rosenstein-Rodan P. N. Notes on the theory of the «Big Push», Camb., 1957;

4. Nurkse R. Problems of capital formation in underdeveloped countries, Oxf., 1955;

5. Hirschman A.O. The strategy of economic development. New Haven, 1958;

6. Youngson A.J. Overhead capital, Edinb., 1967.

7.Кузнецова А.И. Инфраструктура: вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход. - М.: КомКнига, 2013.

- 456 с.

8. Кузнецова А.И. Инфраструктура: вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход. - М.: КомКнига, 2013.

- 456 с.

9. Позамантир Э.И.Методы оценки эффективности перспективных прогнозов и программ развития транспорта // Моделирование систем и процессов управления на транспорте. - М., 1991. - С. 32-34.

10. Federal Transport Infrastructure Plan 2003 (not barrier-free). -Berlin, 2003. - 127 p. URL: www.bmvi.de/SharedDocs/EN/Anlagen/ federal-transport-infrastructure-plan-2003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.