Научная статья на тему 'Направления совершенствования транспортной инфраструктуры Оренбургской области'

Направления совершенствования транспортной инфраструктуры Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
604
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ТРАНСПОРТ / РЕГИОН / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT / TRANSPORT / REGION / TRANSPORT INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Боброва Виктория Викторовна, Бережная Любовь Юрьевна

Актуальность проведенного исследования заключается в особом значении формирования оптимальной транспортной инфраструктуры региона для его стабильного социально-экономического развития. Целью статьи является исследование текущего состояния транспортной инфраструктуры Оренбургской области для определения дальнейших направлений совершенствования. Также в работе определены существующие проблемы развития региональной транспортной инфраструктуры и предложены варианты их решения со стороны субъектов транспортной системы. В процессе исследования были использованы методы ретроспективного и статистического анализа, обзора научных источников, эмпирического исследования социально-экономических явлений. Результатом исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию текущего состояния транспортной инфраструктуры Оренбургской области. Материалы статьи могут быть полезны для органов власти, научных сотрудников, различных предприятий и организаций транспортной отрасли народного хозяйства для определения перспектив развития региональной транспортной инфраструктуры с целью повышения эффективности ее эксплуатации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE OF THE ORENBURG REGION

The relevance of the study lies in the special importance of the formation of the optimal transport infrastructure of the region for its stable socio-economic development. The purpose of the article is to study the current state of the transport infrastructure of the Orenburg region to determine further directions for improvement. The work also identifies existing problems in the development of regional transport infrastructure and proposes options for their solution by the transport system subjects. In the process of research, methods of retrospective and statistical analysis, a review of scientific sources, and an empirical study of socio-economic phenomena were used. The result of the study is the development of recommendations to improve the current state of the transport infrastructure of the Orenburg region. The materials of the article can be useful for authorities, researchers, various enterprises and organizations of the transport sector of the national economy to determine the prospects for the development of regional transport infrastructure in order to increase the efficiency of its operation.

Текст научной работы на тему «Направления совершенствования транспортной инфраструктуры Оренбургской области»

экономические Боброва Виктория Викторовна, Бережная Любовь Юрьевна

науки НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ...

УДК 338.49

DOI: 10.26140/anie-2019-0801-0019

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

© 2019

Боброва Виктория Викторовна, доктор экономических наук, доцент кафедры

таможенного дела, директор Института менеджмента Бережная Любовь Юрьевна, старший преподаватель кафедры менеджмента Оренбургский государственный университет (460000, Россия, Оренбург, пр. Победы, 13 e-mail: berezhnayalu@mail.ru)

Аннотация. Актуальность проведенного исследования заключается в особом значении формирования оптимальной транспортной инфраструктуры региона для его стабильного социально-экономического развития. Целью статьи является исследование текущего состояния транспортной инфраструктуры Оренбургской области для определения дальнейших направлений совершенствования. Также в работе определены существующие проблемы развития региональной транспортной инфраструктуры и предложены варианты их решения со стороны субъектов транспортной системы. В процессе исследования были использованы методы ретроспективного и статистического анализа, обзора научных источников, эмпирического исследования социально-экономических явлений. Результатом исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию текущего состояния транспортной инфраструктуры Оренбургской области. Материалы статьи могут быть полезны для органов власти, научных сотрудников, различных предприятий и организаций транспортной отрасли народного хозяйства для определения перспектив развития региональной транспортной инфраструктуры с целью повышения эффективности ее эксплуатации.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, транспорт, регион, транспортная инфраструктура

DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE OF THE ORENBURG REGION

© 2019

Bobrova Viktoria Viktorovna, Doctor of Economics, Associate Professor of the Department of Customs Affairs, Director of the Institute of Management Berezhnaya Lyubov Yuryevna, Senior Lecturer, Department of Management Orenburg State University (460000, Russia, Orenburg, pr. Pobedy, 13 e-mail: bobrova1971@mail.ru)

Abstract. The relevance of the study lies in the special importance of the formation of the optimal transport infrastructure of the region for its stable socio-economic development. The purpose of the article is to study the current state of the transport infrastructure of the Orenburg region to determine further directions for improvement. The work also identifies existing problems in the development of regional transport infrastructure and proposes options for their solution by the transport system subjects. In the process of research, methods of retrospective and statistical analysis, a review of scientific sources, and an empirical study of socio-economic phenomena were used. The result of the study is the development of recommendations to improve the current state of the transport infrastructure of the Orenburg region. The materials of the article can be useful for authorities, researchers, various enterprises and organizations of the transport sector of the national economy to determine the prospects for the development of regional transport infrastructure in order to increase the efficiency of its operation.

Keywords: socio-economic development, transport, region, transport infrastructure

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Транспорт выступает связующим звеном между различными отраслями экономической и социальной деятельности. Степень развития транспортной инфраструктуры позволяет косвенным образом судить об экономическом развитии отдельных территорий. Особую важность приобретает оценка состояния и перспектив развития транспортной инфраструктуры приграничных регионов, с целью определения транзитного потенциала международных транспортных и пассажирских потоков.

Анализ последних исследований по проблеме. Анализ транспортной инфраструктуры Оренбургской области, в целом, представлен довольно ограниченным количеством научных работ. Одно из наиболее полных исследований было проведено Буреш О.В. и Кондратковым И.В. [1]. Глубокий и разносторонний анализ, представленный в указанной работе, позволил оценить текущее (на тот момент времени) состояние транспортной инфраструктуры Оренбургской области, выявить ее основные проблемы, а также предложить направления развития данной отрасли. Однако следует отметить, что проведенное в 2011 г. исследование сегодня несколько потеряло свою актуальность.

Григоревский Д.В. и А.А. Чибилёв (мл.) оценили транспортный комплекс с точки зрения обеспеченности отдельных районов области объектами транспортной инфраструктуры на основе коэффициента Гольца. Авторы сделали вывод о том, что наиболее обеспеченными являются Оренбургский, Новоорский, Гайский и Илекский районы. В состав наименее обеспеченных до-

рогами включены районы, расположенные на границе с Республикой Казахстан: Первомайский, Соль-Илецкий, Акбулакский, Домбаровский и Ясненский [2].

В работе Спешиловой Н.В. и др. [3] на основе статистических данных Оренбургской области за 2000-2016 гг. проведен анализ и построена эконометрическая модель, которая подтверждает, что развитие транспортной инфраструктуры в долгосрочной перспективе становится одним из ключевых факторов обеспечения динамичного роста экономических показателей региона и благосостояния населения в целом.

Отдельные работы посвящены анализу воздействия транспорта на экологию региона [см., напр., 4, 5-7]. В целом, можно сделать следующий вывод о негативном влиянии существующей транспортной системы на экологическую обстановку в Оренбургской области. Полученные данные подтверждают общемировую тенденцию обоснования необходимости снижения нагрузки на экологию со стороны объектов транспортной инфраструктуры [8,9].

Также целесообразно отметить работы, определяющие транспортную инфраструктуру как неотъемлемый элемент социального-экономического потенциала развития региона. В одной из предыдущих статей автора транспортный комплекс Оренбургской области был рассмотрен как фактор оценки регионального логистического потенциала [10]. Попова О.Б. и Подосенова И.А. [11] провели оценку общего туристско-инфра-структурного потенциала Оренбургской области, в том числе, с использованием показателей транспортной обеспеченности территории. Лапаева М.Г. и Лапаев С.П.

Bobrova Viktoria Viktorovna, Berezhnaya Lyubov Yuryevna DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF TRANSPORT ...

economic sceinces

[12] отнесли транспортную инфраструктуру к главным компонентам определения экономико-географического положения региона с целью обоснования размещения производительных сил. В работе [13] установлены особенности формирования транспортной инфраструктуры на примере областного центра региона.

Изложение основного материала исследования. Транспортная инфраструктура Оренбургской области включает объекты автомобильного, железнодорожного, воздушного и трубопроводного видов транспорта, наличие которых обусловлено ее географическим положением и особенностями исторического развития.

Автомобильное сообщение развито на территории области в достаточной степени. Протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения составляет 12315,04 км. По видам покрытий они распределены следующим образом: асфальтобетонное и чёрное - 5 209,6 км (42,3%); щебёночное и гравийное - 6 787,9 км (55,1%); грунтовое - 317,6 км (2,6%) [14]. Наибольшая плотность автомобильных дорог наблюдается на западе и в центре Оренбургской области. Восточная часть региона имеет более слабое автомобильное сообщение, сосредоточенное, в основном, в районе городских территорий.

В области функционируют два филиала ОАО «РЖД» - Южно-Уральская (эксплуатационная длина путей 1340,5 км), и Куйбышевская (115 км) железные дороги. Проложенные транзитные железнодорожные магистрали связывают между собой западные и восточные районы России, а также Центральную Россию с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном, Туркменистаном и Кыргызстаном. По этим железным дорогам осуществляется связь Оренбургской области с Центром, Поволжьем, Уралом, Сибирью.

Железные дороги областного значения строились по мере промышленного освоения территории. Центры добычи сырья с промышленными предприятиями соединяют железные дороги Орск-Светлый, Круторожино-Гай, Новоорск-Энергетик, Разведка-Горный Лён. В восьми районах области (Александровском, Беляевском, Грачевском, Илекском, Красногвардейском, Пономаревском, Ташлинском и Шарлыкском) железные дороги отсутствуют.

Воздушный транспорт Оренбургской области представлен государственным унитарным предприятием Оренбургской области «Международный аэропорт Оренбург», расположенным в областном центре, и государственным унитарным предприятием «Аэропорт Орск», базирующемся на востоке области.

Международный аэропорт Оренбург представляет собой не только крупный аэровокзальный комплекс, предназначенный для приема и технического обслуживания воздушных судов, но и является центром внутрирегиональных и международных воздушных перевозок. Также аэропорт обслуживает отдельные отрасли экономики: выполняет авиационно-химические сельскохозяйственные работы; проводит поисковые и аварийно-спасательные работы; выполняет полеты санитарной авиации [15].

Трубопроводный транспорт области представлен газопроводной и нефтепроводной системами, представляющими собой сложные сооружения, состоящие из многониточных коридоров трубопроводов, узлов приема и запуска, надводных, подводных, балочных переходов через автомобильные и железные дороги.

Приблизительно 5 тыс. км технологических трубопроводов обслуживает Управление по эксплуатации соединительных трубопроводов ООО «Оренбурггазпром». ПАО «Оренбургнефть» является одной из крупнейших организаций, на балансе которой находится более 9680 км различных подземных трубопроводов (нефть, газ, конденсат, технологическая вода). По территории Оренбургской области проходят два подводящих нефтепровода, по которым нефть подается на ПАО

«Орскнефтеоргсинтез», в том числе: Эмба - Орск и Ишимбай - Орск.

На территории области есть несколько рек, однако, ни одна из них не является судоходной. Данный факт существенно ограничивает возможности использования водного транспорта для перемещения грузов и людей.

Протяженность путей сообщения основных видов транспорта Оренбургской области в 2015-2017 гг. представлена в таблице 1 [16].

Таблица 1 - Протяженность путей сообщения Оренбургской области в 2015-2017 гг., км

2015 2016 2017 Абс. откл.. Темп роста.

г. г. г. {+;-) %

Показатель 2016г. 2015г. 2017г. 2016г. 2016г. 2015г. 2017г. 2016г.

Железнодорожные пути —

в том числе: 1995 1992 1981 -3 -11 99.8 99.4

- общего пользования; 1448 1448 1454 0 6 100.0 100.4

- необшего пользования. 547 544 527 -3 -17 99.5 96.9

Автомобильные дороги - 2757 2731 2737 -263 58 99.0 100.2

в том числе: 5 2 0

- общего пользования; 2568 8 2568 0 2573 1 -8 51 100,0 100,2

- необщего пользования. 1887 1632 1639 -255 7 86.5 100.4

Автомобильные дороги с

твердым покрытием - всего. 2236 0 2205 4 2200 2 -306 -52 98,6 99,8

общего пользования. 2079 9 2070 6 2069 -93 -15 99,6 99,9

- федерального значения; 979 977 977 -2 0 99.8 100.0

- регионального или 1204 5 -45 -45 99.6 99.6

0 0

- местного значения; 7730 7684 7714 -46 30 99.4 100.4

- необщего пользования. 1561 1348 1311 -213 -37 86.4 97,3

Эксплуатационная длина железнодорожных путей в целом в Оренбургской области в течение 2014-2016 гг. сократилась на 14 км, при этом длина дорог необщего пользования сократилась на 20 км, а общего пользования - выросла на 6 км.

Также сокращается протяженность автомобильных дорог - на 205 км за 2014-2016 гг., в основном за счет снижения протяженности автомобильных дорог необщего пользования.

При этом плотность железнодорожных путей в Оренбургской области выше, чем в целом по стране в 3,1 раза, и в Приволжском федеральном округе в 1,1 раза. Плотность автомобильных дорог выше, чем по стране в 2,8 раза, но значительно ниже, чем в ПФО (таблица 2).

Таблица 2 - Плотность путей сообщения Оренбургской области, Приволжского федерального округа и Российской Федерации, км путей / 1000 км2 территории

Показатель 2015 г. 2016 г. 2017 г. ПФО, 2017 г. РФ, 2017 г.

Железнодорожные пути - всего. 161 160 162 142 51

- общего пользования; 117 117 117

- необщего пользования. 44 43 44

Автомобильные дороги- всего. 178.3 177,9 178,9 229 62

- общего пользования; 167.4 167,3 167,2

- необщего пользования. 10.9 10.6 11.8

Одной из основных проблем транспортной инфраструктуры является высокая степень износа основных производственных фондов автомобильного транспорта (по отдельным группам износ достигает 50-80 %), что, с одной стороны, влияет на пропускную способность дорог, а, с другой - требует постоянного притока инвестиций для ремонта и модернизации.

Помимо путей сообщения к элементам транспортной инфраструктуры относятся также мосты и путепроводы, объекты по повышению безопасности дорожного движения, автозаправочные станции и др. Анализ наличия и протяженности искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования местного значения Оренбургской области в 2014-2016 гг. представлен в таблице 3 [17].

Всего в области по состоянию на 2016 г. насчитывалось 919 мостов, путепроводов и эстакад, что на 24 ед. меньше, чем в 2014 г. Увеличивается общее количество труб, при этом сокращается объем капитальных соору-

экономические науки

Боброва Виктория Викторовна, Бережная Любовь Юрьевна НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ...

жений (железобетонных, бетонных, каменных и металлических).

Таблица 3 - Наличие и протяженность искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования местного значения Оренбургской области в 2014-2016 гг., штук

Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г. Абс. откл., (+,-) Темп роста, %

2015 г./ 2014г. 2016 г. 2015г. 2015г..' 2014г. 2016г./ 2015г.

Мо с ты, путепр о воды и э ст а ка ды 943 944 919 1 -25 100,1 97,4

в том числе капитальные - всего 313 820 799 2 -21 100,2 97,4

516 518 502 2 -16 100,4 96,9

- мосты металлические; 271 271 266 0 -5 100,0 98,2

- путепроводы и эстакады на дорог с железнодорожными путями. 31 31 31 0 0 100,0 100,0

Тоннели автодорожные 2 2 2 0 0 100,0 100,0

Пешеходные переходы 17 16 16 -1 0 94,1 100,0

Трубы 2667 2692 2710 25 18 100,9 100,7

В целом, количество сооружений на автомобильных дорогах ежегодно сокращается не только в единицах, но и, соответственно, в погонных метрах.

Анализ показателей количества основных сооружений и оборудования, повышающих безопасность дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения Оренбургской области в 2014-2016 гг. представлен в таблице 4.

Таблица 4 - Основные сооружения и оборудование, повышающие безопасность дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения Оренбургской области в 2014-2016 гг.

Показатель Ед. 2014 г. 2015г. 2016 г. Абс. откл. %

2015г„< 2014г. 2016г..' 2015г. 2015г./ 2014г. 2016г..' 2015г.

Автобусные остановки шт. 1639 2486 2616 547 130 151,7 105,2

освещения на автодорогах н искусственных сооружениях 9427,8 9445,3 9434.9 17,5 -10,4 100,2 99,9

Транспортные развязки в разных уровнях на пересеченияхжУд. путей и автодорог 3,4 3,4 3,4 0 0 100,0 100,0

Транспортные развязкив разных уровнях на пересечениях автодорог 1 1 1 0 0 100,0 100,0

197

■ (Б АЗ С) 1(МТЗС)

(АГНКС) 1(АГЗС) 1(КриоГЗС) (ЭЗС)

ют бензиновые автозаправочные станции. На втором месте - автомобильные газозаправочные станции (57 ед.).

Меньше всего на территории области расположено автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (6 ед.) и криогенных газозаправочных станций (1 ед.). Стоит отметить, что получившие большое распространение в крупных городах России электрозаправочные станции в Оренбургской области отсутствуют, единственная подобная станция расположена в г. Оренбурге, но, фактически, не введена в эксплуатацию.

В целом, имеющаяся транспортная инфраструктура не соответствует современным тенденциям в сфере пассажирских и грузовых перевозок. Так, сокращается протяженность путей сообщения и искусственных сооружений на автомобильных дорогах, недостаточное внимание уделяется элементам безопасности дорожного движения, сокращение общего количества перевозок пассажиров за 2015-2017 гг. составило 5031,2 тыс. чел.

Проведенное исследование позволило сформулировать основные группы проблем, которые непосредственным образом влияют на состояние региональной транспортной инфраструктуры (рисунок 2).

Группа проблем

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Структурные Отраслевые

Влияние на транспортную инфраструктуру Прямое Технологические Эко но мически е

Косвенное Географические Законодательные

В последние годы растет количество остановочных пунктов на автомобильных дорогах - с 1639 ед. в 2014 г. до 2616 ед. в 2016 г. Незначительно изменилась протяженность линий освещения на автодорогах и искусственных сооружениях - до 9434,9 км в 2016 г.

К основным элементам транспортной инфраструктуры относятся также заправочные станции. Количество объектов автозаправочной инфраструктуры на автомобильных дорогах общего пользования местного значения Оренбургской области в 2018 г. показано на рисунке 1.

Обозначение: (БАЗС) - бензиновые автозаправочные станции; (МТЗС) - многотопливные заправочные станции; (АГНКС) - автомобильные газонаполнительные компрессорные станции; (АГЗС) - автомобильные газозаправочные станции; (КриоГЗС) - криогенные газозаправочные станции; (ЭЗС) - электрозаправочные станции

Рисунок 1 - Структура объектов автозаправочной инфраструктуры на автомобильных дорогах общего пользования местного значения Оренбургской области в 2018 г., шт.

Наибольшее количество (197 ед. из 284 ед.) занима-

Рисунок 2 - Основные проблемы формирования и развития транспортной инфраструктуры Оренбургской области

Рассмотрим представленные проблемы более подробно:

- к законодательным проблемам следует отнести существующие юридические барьеры при строительстве объектов транспортной инфраструктуры, несогласованность действий властей отдельных районов области при формировании дорожной сети, отсутствие единой нормативно-правовой базы для международных проектов;

- технологические проблемы - несоответствие технического состояния дорожной сети современным российским и международным требованиям, низкая пропускная способность путей сообщения и высокая степень их износа; дефекты имеющихся путепроводов через автомобильные и железные дороги; сокращение протяженности искусственных сооружений на автомобильных дорогах; сокращение объектов придорожного сервиса;

- экономические проблемы - значительные затраты на строительство дорог и их содержание, длительный период окупаемости инфраструктурных проектов, низкая инвестиционная привлекательность инфраструктурных проектов;

- географические - значительные географические расстояния, сложности рельефа, резко-континентальный климат, усугубляющий состояние дорожного полотна и т.д.

На рисунке 3 представлены основные направления решения указанных проблем, которые предлагается решать с помощью определенных действий отдельных элементов транспортной системы.

Решение проблем развития транспортной инфраструктуры Оренбургской области возможно лишь при совместных действиях государственных органов, научного и бизнес-сообществ, а также с участием транспортных компаний и владельцев средств передвижения.

Указанные проблемы являются наиболее острыми, и от их решения зависит развитие транспортной отрасли региона. Следует отметить, что в Оренбургской области ведется модернизация имеющейся транспортной инфраструктуры. Так, в 2017 г. на строительство и ремонт дорог направлено 15,1 млрд. руб. из бюджетов всех уровней. За счет средств областного дорожного фонда отремонтировано 187,8 км автомобильных дорог

Bobrova Viktoria Viktorovna, Berezhnaya Lyubov Yuryevna economic

DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF TRANSPORT ... sceinces

регионального и межмуниципального значения и 138,4 км автомобильных дорог местного значения. Введено в эксплуатацию 17,47 км автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального, местного значения, в том числе строительство - 10,12 км и реконструкция - 7,35 км. [18]

Еще одним направлением модернизации транспортной инфраструктуры является строительство первой платной дороги, которая пройдет через пять районов региона. Трасса «Магистраль» общей протяженностью более 2000 км. (из них 430 км. будет проложено по территории Оренбургской области), строится в рамках экономического партнерства «Шелковый путь», целью которого является уменьшение протяженности торговых путей между Европой и Азией, и соединит между собой Респ. Белорусь и Респ. Казахстан.

Бизнес-сообщ ество

- сотрудничество сгосударствомвраыках государственно-частного партнерства;

- предложение оптимальных условий кредитования проектовразЕшия транспортной шифр а структуры;

- инвестирование б строительство и оптимизацию транспортной отрасли;

- развитие сети объектов придорожного сервиса

Научное сообщество

-выработка единого подхода к терминологическому аппарату транспортной инфраструктуры; -разработка более устойчивого дорожного покрытия; - подготовка высокого квалифицированных кадр об в области дорожного хозяйства

Рисунок 3 - Основные мероприятия по решению

проблем развития транспортной инфраструктуры Оренбургской области

Данная дорога имеет исключительную важность для Оренбуржья, так как позволит создать дополнительные рабочие места во время строительства и эксплуатации, а также будет служить источником привлечения денежных средств.

Выводы исследования и перспективы дальнейших исследований. Таким образом, можно сделать вывод о том, что на территории Оренбургской области происходит сокращение объектов транспортной инфраструктуры, хотя решение имеющихся проблем реализуется за счет постепенной модернизации транспортной отрасли.

Приграничное расположение региона формирует предпосылки к международному сотрудничеству, увеличению объемов экспортно-импортного товаропотока и пассажирооборота, для этого необходимо своевременное развитие транспортной инфраструктуры и ее соответствие как отечественным, так и международным стандартам.

Материалы проведенного исследования могут быть полезны для органов власти, научных сотрудников, различных предприятий и организаций транспортной отрасли народного хозяйства, для определения перспектив развития региональной транспортной инфраструктуры с целью повышения эффективности ее эксплуатации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Буреш, О.В. Тенденции и основные направления развития транспортной инфраструктуры Оренбургской области / О.В. Буреш, И.В. Кондратков //Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - № 10 (129). - С. 249-254.

2. Григоревский, Д.В. Анализ транспортной инфраструктуры Оренбургской области / Д.В. Григоревский, А.А. Чибилёв (мл.) // Международный научно-исследовательский журнал. Екатеринбург: ООО «Компания ПОЛИГРАФИСТ». - 2015. - № 8(39). - С.34-37.

3. Спешилова, Н.В. Развитие транспорта и экономический рост региона / Н.В. Спешилова, О.И. Бантикова, С.В. Горбачев, Т.М. Шпильман, Р.Р. Рахматуллин //Экономика и предпринимательство. -2018. - № 3 (92). - С. 419-424.

4. Абузярова, Ю.В. Загрязнение придорожной зоны выбросами автотранспорта на примере Оренбургской области /Ю.В. Абузярова, И.В. Чикенёва, П.В. Колесников // Известия Оренбургского государ-

ственного аграрного университета. — 2012. — Т. 3. — № 35-1. — С. 233236.

5. Чикенёва, И.В. Техногенное воздействие транспорта на экологическую обстановку Оренбургской области / И.В. Чикинёва, Е.Е. Лутовина // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. — 2015. — № 1 (51). — С. 128-131.

6. Чикенёва, И.В. Особенности накопления тяжелых металлов и последствия его влияния на организм человека вблизи автодорог Оренбургской области : на примере трассы Оренбург — Самара /И.В. Чикенева, Ю.В. Абузярова // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. — 2013. — № 6 (44), ч. 2. — С. 196-199.

7. Цыцура, А.А. Оценка влияния автомобильного транспорта на качество воздушной среды Оренбуржья / А.А. Цыцура, Г.П. Дворников, Е.В. Бондаренко, В.В. Быстрых, О.В. Музалева //Вестник Оренбургского государственного университета. — 2000. — № 1. — С. 47-49.

8. Bretschger, L. Taking Time for the Environment: On Timing and the Role of Delays in Environmental and Resource Economics /L. Bretschger, S. Smulders // Environmental and Resource Economics. — August 2018. — Volume 70. — Issue 4. — pp. 731-736

9. Yu, A. Life cycle environmental impacts and carbon emissions: A case study of electric and gasoline vehicles in China / A. Yu, Y.Wei, W. Chen, N. Penga, L.Peng // Transportation Research Part D: Transport and Environment. — December 2018. — Volume 65. — pp. 409-420

10. Бережная, Л.Ю. Анализ логистического потенциала приграничного региона (на примере Оренбургской области) / Л.Ю. Бережная // Региональная экономика: теория и практика. — 2016. — № 7 (430).

— С. 62-75.

11. Попова, О.Б. Туристско-инфраструктурный потенциал Оренбургской области / О.Б. Попова, И.А. Подосенова // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2015. — № 1 (176).

— С .167-173.

12. Лапаева, М.Г. Современные особенности размещения производительных сил /М.Г. Лапаева, С.П. Лапаев //Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2016. — № 3. — С. 25-29.

13. Анализ организационно-технологических принципов устройства и эксплуатации транспортных магистралей города Оренбурга / В. А. Гурьева [и др.] //Промышленное и гражданское строительство.

— 2017. — № 11. — С. 105-111.

14. Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.orendor.ru/ road.htm —15.12.2018.

15. Транспорт в Оренбургской области. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.orenobl.ru/transport.php — 15.12.2018.

16. Статистический ежегодник Оренбургской области. 2017: Стат.сб./Оренбургстат. — Оренбург, 2017. — 508 с.

17. Единый архив социологических и экономических данных [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sophist.hse.ru/rstat/

18. Портал правительства Оренбургской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.orenburg-gov.ru/Info/Economics/ Roads/ —15.12.2018.

Статья поступила в редакцию 15.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.