Научная статья на тему 'Развитие транспортной инфраструктуры как приоритет развития экономики Дагестана'

Развитие транспортной инфраструктуры как приоритет развития экономики Дагестана Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
448
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ТРАНСПОРТ / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / ТРАНСПОРТНО ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЭКОНОМИКА / ПРОЕКТЫ / REGION / TRANSPORT / TRANSPORT INFRASTRUCTURE / TRANSPORT SYSTEM / TRANSPORT AND LOGISTICS SYSTEM / ECONOMY / PROJECTS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Исмаилова Фатима Нурудиновна, Борисова Людмила Александровна

В данной статье рассматривается транспортная инфраструктура, как важнейшая часть экономики, от функционирования и развития которой зависит экономическое состояние региона и страны в целом. Рассмотрены проекты развития объектов транспортной инфраструктуры региона на основе различных государственных программ. Приведены примеры развития транспортной инфраструктуры на примере Республика Дагестан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE AS A PRIORITY OF DEVELOPMENT OF THE ECONOMY OF DAGESTAN

This article considers the transport infrastructure as an essential part of the economy, the functioning and development of which determine the economic condition of the region and the country as a whole. Projects of development of objects of a transport infrastructure of the region on the basis of various state programs are considered. Examples of the development of transport infrastructure on the example of the Republic of Dagestan are given

Текст научной работы на тему «Развитие транспортной инфраструктуры как приоритет развития экономики Дагестана»

УДК 338.47 ББК 65.37

Исмаилова Фатима Нурудиновна - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Маркетинг и коммерция», Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Борисова Людмила Александровна - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Налоги и налогообложение», старший научный сотрудник Научно-исследовательского института Управления, экономики, политики и социологии, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Ismailova Fatima Nurudinovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of «Marketing and Commerce», Dagestan State University of National Economy

Borisova Lyudmila Aleksandrovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of «Taxes and Taxation», Senior Researcher of the Research Institute of Management, Economics, Politics and Sociology, Dagestan State University of National Economy

РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК ПРИОРИТЕТ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ДАГЕСТАНА

DEVELOPMENT OF TRANSPORT INFRASTRUCTURE AS A PRIORITY OF DEVELOPMENT OF THE ECONOMY OF DAGESTAN

В данной статье рассматривается транспортная инфраструктура, как важнейшая часть экономики, от функционирования и развития которой зависит экономическое состояние региона и страны в целом. Рассмотрены проекты развития объектов транспортной инфраструктуры региона на основе различных государственных программ. Приведены примеры развития транспортной инфраструктуры на примере Республика Дагестан. Ключевые слова: регион, транспорт, транспортная инфраструктура, транспортная система, транспортно - логистическая система, экономика, проекты.

This article considers the transport infrastructure as an essential part of the economy, the functioning and development of which determine the economic condition of the region and the country as a whole. Projects of development of objects of a transport infrastructure of the region on the basis of various state programs are considered. Examples of the development of transport infrastructure on the example of the Republic of Dagestan are given. Keywords: region, transport, transport infrastructure, transport system, transport and logistics system, economy, projects.

Эффективное функционирование и активное развитие транспортной системы Республики Дагестан, а также возможности её интеграции в мировую систему транспортных коридоров является одним из базовых условий перехода к инновационному характеру развития, повышению ее конкурентоспособности. Благодаря своему географическому положению, Дагестан служит «мостом», связывающим Европу и Азию и является важным звеном международных транспортных сообщений между Севе-

ром и Югом. Республика располагает такими важными транспортными объектами как единственный незамерзающий порт на Каспии, международный аэропорт, развитая сеть автомобильных и железных дорог. Следовательно, здесь проходят важнейшие автомобильные, железнодорожные, морские, воздушные и трубопроводные магистрали федерального значения.

Транспортные коридоры, которые проходят через территорию республики могут повысить экономический потенциал и внести весомый вклад в развитие всего кавказского региона, поэтому необходимо использовать транзитный потенциал как точку экономического роста республики [1].

Однако сегодняшние качественные и объемные характеристики транспортной инфраструктуры республики не в полной мере способствуют решению задач роста экономики региона, не решают задачи удовлетворения спроса инновационного сектора на высококачественные транспортно-логистические услуги и реализации транзитного потенциала республики.

На сегодняшний день в Республике Дагестан начата системная работа по совершенствованию транспортной инфраструктуры. Применяемые меры направлены на снятие инфраструктурных ограничений на территории республики, что благоприятно скажется на увеличении пропускной способности российской части международного торгового коридора «Север-Юг».

Ключевое место в развитии транспортной системы региона занимает автомобильный транспорт и дорожное хозяйство Республики Дагестан, на долю которого приходится около 70 % всех грузо и пассажиро-перевозок в республике. По предварительной оценке, в январе - феврале 2019 года грузооборот автомобильного транспорта республики возрос на 3,1% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и достиг 874,0 млн.т.-км. Пассажирооборот автомобильного транспорта увеличился по сравнению с январем-февралем 2018 года на 2,7% и составил 675,5 млн. пасс.-км [2].

Наиболее крупные стратегические проблемы в этой сфере связаны с созданием современной дорожно - транспортной сети. Уже сегодня реализуется федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 гг.)», которая предусматривает комплексный подход к решению проблем развития дорожно-транспортной системы на основе согласованного взаимодействия различных видов транспорта. Особенностью механизма реализации данной программы является то, что выполнению поставленных задач послужат разработка и внедрение отдельных проектов.

Что касается части дорожного хозяйства, то в настоящее время реализуется национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», главной целью которого является прирост протяженности автодорог Республики Дагестан общего пользования и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, до 60,5% к 2024 году. В рамках данного проекта также планируется сокращение аварийных участков на дорогах до 15% от уровня 2016 года, установка на федеральных авторогах 96 комплексов фото-видеофиксации нарушений правил безопасности дорожного движения, а также уменьшение доли автодорог

федерального, регионального и межмуниципального значения, обслуживающих движение в режиме перегрузки [3].

Еще одной задачей автодорожной отрасли республики на ближайшие годы является завершение строительства целого ряда транспортных артерий, приближающих воплощение в жизнь идеи формирования международного торгового коридора «Север-Юг». Частью этих планов является модернизация автомобильного пункта пропуска «Яраг-Казмаляр» и строительство автомобильного моста через реку Самур, ввод в эксплуатацию дороги Куллар-Яруквалар, которая позволит обеспечить наикратчайший выход от федеральной автомобильной дороги «Кавказ» к селу Ходжа-Казмаляр, расположенному на международном маршруте и реконструкция автомобильной дороги, обеспечивающей выход к пограничным с Республикой Азербайджан пунктам пропуска «Ширвановка» и «Ялама». Также к 2025 году в проектах по строительству новых дорог обозначены две объездные дороги вокруг городов Хасавюрт и Дербент. Эти проекты создают инфраструктурную основу для многих индустриальных проектов республики [2].

Одним из ключевых объектов Махачкалинского транспортногто узла является Махачкалинский морской торговый порт, выгодно расположенный в зоне пересечения международных транспортных коридоров «Север-Юг», «Восток-Запад». Именно поэтому развитие морского транспорта также является приоритетом развития экономики Дагестана. В последние два года развитие Махачкалинского морского порта значительно опережает развитие других транспортных систем республики. По данным Ассоциации морских торговых портов страны, по итогам 2018 года самые лучшие показатели роста грузооборота среди российских портов Каспийского моря показал Махачкалинский морской торговый порт. Грузооборот в регионе за истекший год возрос на 121,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За январь-декабрь 2018 года в махачкалинском порту перевалено около 2 млн 500 тысяч тонн различных грузов, что составляет 51,5% от общего грузооборота всех российских портов Касспийского бассейна. В 2018 году также установлен абсолютный рекорд перевалки зерна за всю постсоветскую историю порта - в Иран отгружено более 395 тысяч тонн зерновых [4].

Высокие темпы роста наблюдаются и в воздушном сообщении региона. Так в 2018 году было перевезено 1 млн. 290 тысяч пассажиров, что на 90 тысяч больше, чем запланировано и почти на 200 тысяч больше по сравнению с 2017 годом. За прошедший период были открыты новые маршруты, реализован первый этап реконструкции аэропорта. По количеству перевезенных пассажиров аэропорт «Махачкала» занимает второе место среди аэропортов Северо-Кавказского федерального округа. На данный момент в республике реализуется проект «Строительство аэровокзального комплекса аэропорта «Махачкала», которому предоставлен статус приоритетного. На ближайшую перспективу намечено продолжение работ по включению в Федеральную целевую программу «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» финансирование второго этапа реконструкции аэропорта, а также завершение мероприятий, направленных на включение в подпрограмму «Социально - экономическое развитие Республики Дагестан на 2016-2025 годы» государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» в части финансирования из федерального бюджета ре-

конструкции воздушного пункта пропуска через государственную границу [5].

В течение 2018 года стабильный рост объема перевозок продукции отмечен и на железнодорожном транспорте. Грузооборот составил более 6,5 млрд. ткм, что на 6% больше аналогичного периода прошлого года. Количество перевезенных пассажиров составило свыше 1 млн 200 тысяч человек, что на 19,5% больше, чем в 2017 году. В целях реализации Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, 18 января 2019 года в Правительстве Республики Дагестан было заключено соглашение о сотрудничестве между Республикой Дагестан и ОАО «Российские железные дороги» в сфере модернизации и реконструкции железнодорожной инфраструктуры на территории Республики Дагестан [6].

Приоритетными направлениями реализации данной стратегии являются: реконструкция Махачкалинского железнодорожного вокзала, обновление вагонного парка пригородного сообщения и поездов дальнего следования, организация пассажирских перевозок по маршруту Дербент - Махачкала - Минеральные Воды - Кисловодск, а также реконструкция железнодорожного пункта пропуска «Дербент» со строительством станции Самур II на границе с Азербайджанской республикой и организация скоростного пассажирского маршрута Махачкала - Дербент - Баку, с оформлением таможенного досмотра в пункте оформления. Одновременно будет увеличиваться пропускная способность существующих железнодорожных участков.

Правительству Республики Дагестан в условиях, сложившихся в транспортной системе, необходимо выработать и реализовать стратегическую программу, обеспечивающую комплексное развитие всей транс-портно-логистической инфраструктуры республики. Основным ориентиром данной программы должно стать формирование такой системы транспортно-логистической инфраструктуры, которая бы эффективно и гарантированно удовлетворяла экономические, социальные, природоохранные и другие требования. С этой целью необходимо принять более активное участие в части реализации федеральных программ, в частности Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 - 2021 годы)».

Необходимым условием развития системы транспортной инфраструктуры Республики Дагестан также является совершенствование ее управляющих структур, в частности, создание нормативной и законодательно - правовой базы, обеспечивающей согласование интересов предприятий транспортной инфраструктуры с интересами общества, наряду с этим обязательным является юридическое закрепление прав и обязанностей этих предприятий.

Список литературы:

1.Исмаилова, Ф.Н. Состояние и перспективы транспортно-логистической деятельности в Республике Дагестан // Кластерные инициативы в формировании прогрессивной структуры национальной экономики: Сб.науч.тр. - Курск, 2018. - С. 133-137.

2.Официальный сайт Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан. - Режим доступа : https:// www.mintransdag.ru/ 3. Безопасные и качественные дороги. Приоритетный проект Министерства транспорта Российской Федерации. - Режим доступа: http://bkd.rosdornii.ru/about/

4.Официальный сайт Махачкалинского морского торгового порта. - Режим доступа: http://mmport.ru/

5.Официальный сайт Международного аэропорта Махачкала. - Режим доступа: http://www.mcx.aero/

6. ОАО «РЖД» и Республика Дагестан договорились о развитии инфраструктуры и пассажирских перевозок. - Режим доступа: http://advis.ru/

УДК: 338.2:004.9 ББК 65.31

Мусаева Светлана Халитовна - старший преподаватель кафедры экономики, Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Акаев Абдулжафар Имамусейнович - кандидат технических наук, заведующий кафедрой «Сейсмостойкое строительство», Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Musaeva Svetlana Khalitovna - Senior Lecturer, Department of Economics, Dagestan State University of National Economy

Akayev Abduljafar Imamuseinovich - candidate of technical sciences, the head of «Earthquake Engineering», Dagestan State University of National Economy

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

PROBLEMS AND PROSPECTS OF THE CONSTRUCTION INDUSTRY IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN

В статье приведены данные о состоянии строительной отрасли в Республике Дагестан. Обозначены основные проблемы и перспективы развития строительной отрасли.

Ключевые слова: строительная отрасль, промышленное и гражданское строительство, инфраструктура экономики, строительные материалы, индивидуальные застройщики.

The article presents data on the state of the construction industry in the Republic of Dagestan. The main problems and prospects for the development of the construction industry are indicated.

Keywords: construction industry, industrial and civil construction, economic infrastructure, construction materials, individual developers.

Важнейшим критерием степени развития экономики является динамика и инфраструктура строительной отрасли. Динамичное развитие экономики сопровождается бурным развитием строительной отрасли.

Строительный комплекс Дагестана является одной из немногих динамично развивающихся отраслей экономики, объединяющей около 3 тыс. подрядных строительных организаций, предприятий промышленности строительных материалов и конструкций, проектных, научно-исследовательских и других структур. Численность работников в строительстве республики на 2018 год составляет 51,5 тыс. человек, или 5,1%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.