транспортные артерии
пермского края
роль транспортной инфраструктуры
в развитии региональной экономики
_Аннотация
В статье рассмотрены вопросы развития транспортной инфраструктуры Пермского края. Подробно проанализированы возможности развития железнодорожного, автомобильного, воздушного и речного транспорта. Выделены основные проблемы, касающиеся объемных, экономических и качественных характеристик транспорта, которые не позволяют решить задачи транспортного обеспечения растущей экономики и социального развития края, даны рекомендации по развитию транспортной отрасли. Сделан вывод о том, что транспортная отрасль должна развиваться опережающими темпами, по сравнению с другими отраслями экономики.
Ключевые слова: транспорт, регион, инфраструктура, модернизация экономики, проект «Белкомур», транспортная сеть, инновационное развитие _
Концепция модернизации отечественной экономики предусматривает в качестве важнейшей задачи организационное совершенствование, техническое перевооружение и качественное улучшение транспортного обслуживания бизнеса и населения России [1]. Развитие современного общества характеризуется не только углублением разделения труда и усложнением производственных и коммерческих взаимосвязей, но и стремлением людей к более тесному общению и контакту. В реализации этих тенденций важную роль играет транспортная инфраструктура.
Транспортный коридор Европа - Азия
Транспортное развитие соответствует развитию территории и является необходимой связующей частью в перемещении людей и товаров. Чем лучше развита транспортная инфраструктура, тем выше конкуренция и свобода экономической деятельности, тем боле возможностей для улучшения
Кузнецов Юрий Юрьевич
аспирант кафедры
экономики
и управления
на предприятии,
Пермский
национальный
исследовательский
политехнический
университет
yuriy_27_1990@mail.ru
региональная экономика
важной составной частью социальной
любого региона
условий и повышения уровня жизни населения региона. Таким образом, в современных условиях экономического роста, транспорт рассматривается не столько как отрасль, перевозящая людей и грузы, а прежде всего, как отраслевая система, меняющая базовые условия жизнедеятельности человека. Транспорт является важной составной частью социальной и производственной инфраструктуры любого региона, в том числе Пермского края. Вместе с другими отраслями инфраструктуры, транспорт обеспечивает основные условия жизнедеятельности общества, являясь базовым инструментом не только экономики, но и социальной сферы Пермского края.
Чем устойчивее будет работать транспортная система края, и чем больше будут внедрять новые эффективные схемы доставки товаров и пассажиров, тем выше будет доступность транспортных услуг
ля всех потребителей и тем меньше будет риск в зяйственной деятельности и социальной сфере гиона [2].
развитии конкурентных преимуществ Пермского края приоритетную роль транспорта определяют географические особенности региона. Регион, находясь в центральной части России, является составной частью транспортного коридора Европа - Азия. На территории Пермского края пересекаются трансконтинентальные автомобильные, воздушные и железнодорожные линии, находятся четыре восточных порта европейской части России, обеспечивающие выход в Южную и Северную Европу. На территории края пересекаются две железнодорожные магистрали трансконтинентального значения: Москва - Казань - Екатеринбург -Курган - Омск и Москва - Ярославль - Киров -Пермь - Екатеринбург - Тюмень - Омск - Владивосток, а также дороги, соединяющие регион со Свердловской и Челябинской областями. В последующем планируется реализация проекта «Белкомур», который даст выход Пермскому краю, через Республику Коми, в Архангельскую область [3].
Проект «Белкомур»
Целью проекта «Белкомур» является строительство железнодорожного пути Соликамск - Архангельск, проходящий параллельно «Транссибу»,
а также реализация инвестиционных проектов предприятий регионов. Проект разгрузит действующую транспортную систему и даст возможность ликвидировать существующие инфраструктурные тупики, обеспечит доступ к ныне не используемым сырьевым ресурсам, создаст новый транзитный путь, который свяжет Урал и Сибирь с северными портами.
По проекту «Белкомур» на территориях Пермского края, Республики Коми и Архангельской области планируется модернизировать и построить новые предприятия и производства, что даст возможность получить до 45 000 новых рабочих мест; сократится на 800 км расстояние от Трансиба до северных портов - это уменьшит стоимость доставки грузов на 40%; в деловой оборот можно будет вовлечь более 25 млн метров недоступных лесных ресурсов.
На реализацию проекта «Белкомур» планируется сумма около 300 млрд рублей. Железнодорожная магистраль будет возводиться в рамках частно-государственного партнерства [4]. Вторым крупным железнодорожным проектом является строительство Южного обхода города Перми. Потребность вывода железнодорожной магистрали очевидна. Но, остается вопрос, где пройдет новая железнодорожная линия и каковы сроки ее возведения.
Также, планируется в конце 2013 года начать реконструкцию вокзала станции Пермь-II - главного железнодорожного узла края. Вокзал станции Пермь-II по объему работы обслуживает жителей и гостей Пермского края в трех направлениях: на восток, запад и север страны. Ежегодно с вокзала отправляются более восьми миллионов пассажиров в поездах дальнего следования и пригородных электричках. После реконструкции площадь вокзала составит двадцать тысяч квадратных метров, они разместятся на четырех этажах, а вместе с коммерческими строениями, общая площадь займет сто тридцать тысяч квадратных метров. Сдача объекта ориентировочно запланирована на четвертую декаду 2015 года. Объем инвестиций в проект составит свыше десяти миллиардов рублей. Важным звеном транспортной инфраструктуры края отводится речному транспорту. Река
из Пермского_
края может_
осуществляться_
перевозка грузов_
в порты Черного,_
Балтийского, Белого,
Каспийского_
и Азовского морей
_п
региональная экономика
Кама - это мощная глубоководная артерия края и Европейской части России. Она имеет выход на европейские страны. Таким образом, из края может осуществляться перевозка грузов в порты Черного, Балтийского, Белого, Каспийского и Азовского морей, речные порты Большого Европейского кольца. Общая протяженность речных путей составляет более 1731 км.
ышщ ф
--гд;
г
края является
автомобильный мост через Каму, .крупный объект транспортной
инфраструктуры _региона
Туристические маршруты
В правительстве края обсуждают проект по разработке водных туристических маршрутов и подготовке транспортной инфраструктуры в города Елово, Оханск, Чайковский, Оса. Важно то, чтобы каждый из этих туристический маршрутов был бы интересен и пермякам и гостям края. Что касается дорог автомобильного транспорта Пермского края, то на начало 2009 года доро-общего пользования составляли 13157 км, домственные 12167 км, а общее количество едеральных и территориальных автодорог составляли 25324 км. Санкт-Петербург, Вологда, Ижевск, Сыктывкар, Сургут, Томск, Ханты-Мансийск - города, на которые край имеет автодорожные выходы. По территории края проходит автомобильная федеральная трасса, которая соединяет Республику Беларусь и Екатеринбург. Гордостью Пермского края является Красавинский мост - автомобильный мост через Каму, крупный объект транспортной инфраструктуры региона за последние годы. Город Пермь соединен сетью автомобильных дорог со всеми административными центрами и населенными пунктами региона.
В настоящее время завершается строительство новой магистрали Пермь - Кудымкар -Сыктывкар и реконструкция федеральной трассы Пермь - Екатеринбург.
Также в Пермском крае имеется аэропорт «Большое Савино», обладающий международным статусом, который после проведенной реконструкции будет способен принимать самолеты любого класса.
Несмотря на все вышесказанное, в настоящее время транспортная отрасль исчерпала свои возможности, развитие ее происходит инерционно.
оп.
К сожалению, транспорт сегодня не в состоянии решить экономические, объемные и качественные характеристики транспортного обеспечения социального развития и растущей экономики края.
Уровень конкурентоспособности современной развивающейся экономики все в большей степени зависит от инвестиционной привлекательности территории [5]. В полной мере это относится и к транспортной отрасли, встающей на путь нового развития с переходом к интеллектуальным транспортным системам, где будут использоваться высокоскоростные транспортные коммуникации.
Вывод
Перед транспортной отраслью стоит важная задача развиваться опережающими темпами по сравнению с другими отраслями экономики. Транспорт не должен стать «узким местом» и фактором, сдерживающим экономический и социальный рост территории. Напротив, согласно социально-экономическим прогнозам, опережающее развитие транспорта должно стать основой социально-экономического развития российских многих регионов [6]. Именно такой подход закономерно приведет экономику России и ее регионов к инновационным переменам и устойчивому экономическому росту [7].
Литература
1. Мингалева Ж.А. Подгорнова Е.В. Государственные инвестиции в инфраструктуру как фактор регионального экономического развития // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.
- 2010. - № 96. - С.115-119.
2. Куклин АА., Татаркин А.И. Качество жизни - индикатор устойчивого развития региона // Уровень жизни населения регионов России. - 2009. - № 8-9.
- С. 25-34.
3. Официальный сайт проекта «Белкомур» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. belkomur.com.
4. Мингалева Ж.А. Формирование комплексной системы государственных мер стимулирования
уровень конкурентоспособности современной развивающейся
экономики все_
в большей степени зависит
от инвестиционной привлекательности территории
региональная экономика
инновационной деятельности в России // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. - 2010. - № 99. - С.12-19.
5. Мингалева Ж.А. Инвестиционные механизмы управления прогрессивными структурными сдвигами: некоторые теоретические аспекты анализа // Журнал экономической теории. - 2006. - № 2. -С.121-135.
6. Черешнев В.А., Куклин А.А., Черепанова А.В. Теоретико-методический подход к прогнозированию социально-демографического развития региона // Экономика региона. - 2010. - № 2. - С. 38-46.
7. Мингалева ЖА., Ткачева С.В. Экономический рост в регионах: пригоден ли мировой опыт для России? // ЭКО. - 2000. - № 3. - С. 131.
Yuriy Y. Kuznetsov
Postgraduate Student of Chair of Economics and Company Management, Perm National Research Polytechnic University
The Role of Transport Infrastructure in the Regional Economy
_Abstract
The paper deals with the development of transport infrastructure in the Perm region, analyzes in detail the possibility of development of rail, road, air and river transport. It observes the main problems related to volume, economic and qualitative characteristics of transport, which do not resolve the problem of the transport supply the growing economic and social development of the region, offers advice on the development of the transport industry, so that the transport sector should be developed at a faster rate compared to other sectors of the economy.
Keywords: transport, region, infrastructure, economics modernization, Belkomur project, transport network, innovative development