ТРАНСКУЛЬТУРАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
© Глоба Н.С.1, Чернобай Л.В., Кармазина И.С., Исаева И.Н.
Харьковский национальный медицинский университет, Украина, г. Харьков
Статья посвящена особенностям преподавания в многонациональном медицинском университете. Рассматриваются основные особенности обучения и преподавания в условиях поликультурного социума. Особое внимание обращается на важность формирования толерантности и транскультуральных этических принципов у студентов медицинского университета. Приведены организационные мероприятия, позволяющие снизить возможность транскультуральных конфликтов, на примере Харьковского национального медицинского университета.
Ключевые слова транскультуральные аспекты преподавания, поликультурное образование, толерантность, высшее медицинское образование, взаимодействие культур.
В 70 годах ХХ века во всем мире был констатирован кризис образования, переход от культуры технократической к культуре гуманистической, антропоцентрической, к личностно-ориентированной парадигме образования [2, 7, 8, 9]. Высшее образование в ХХ! веке должно обеспечивать не только мировой уровень общих и специальных знаний, но и обогащать мировоззрение студентов знаниями о своем народе, его истории, культуре, национальных, этнических традициях. В условиях глобализации экономики, интенсификации миграционных процессов, сопровождающихся транскульту-ральными взаимодействиями, столкновением цивилизаций, цивилизацион-ными различиями, растет конфликтогенный потенциал в обществе [3, 4, 11]. Особенно обостряются эти проблемы в тех социумах, где вступают во взаимодействие представители разных культур, этносов, рас с другими ценностями, стереотипами поведения, взглядами на жизнь, которые доминируют в обществе [4, 10, 11, 12].
Современный многонациональный университет является моделью такого социума, и современный педагог должен обладать умениями оценивать конфликтогенный потенциал, прогнозировать его ход, управлять им, использовать положительную функцию конфликта на почве коллегиальной
1 Ассистент кафедры Физиологии.
модели общения. В медицинском университете, который готовит студентов к деятельности врача, к оказанию медицинской помощи пациентам, независимо от пола, национальности, религии, социального положения, транс-культуральные аспекты обучения имеют решающее значение и напрямую зависят от педагогической культуры преподавателя, который организует образовательное пространство так, чтобы студенты-иностранцы постоянно чувствовали ценность своей культуры, своей личности, понимали важность вхождения в другую для себя культуру, необходимость взаимодействия различных культур для выживания личности в современном поликультурном мире [6, 10].
Особенностью высшего медицинского образования является тот факт, что профессиональная деятельность врача направлена на пациента, который испытывает физические и психические страдания, вызванные болезнью. Пациент может вызывать у врача различные чувства, однако врач должен уметь справляться с любой ситуацией, предотвращать или находить оптимальный выход из любых конфликтных ситуаций. Кроме этого, врачебная деятельность подразумевает постоянное взаимодействие специалиста не только с пациентом, но и с его родственниками, а также с медицинским персоналом. Невозможно предсказать, к каким национальным, этническим или религиозным группам будут принадлежать будущие пациенты, поскольку в настоящее время вследствие глобального процесса миграции населения происходит расширение взаимодействия культур. Данная особенность врачебной деятельности приводит к пониманию важности формирования у студентов толерантности и транскультуральных этических принципов, которые позволят предотвратить возможные конфликтные ситуации в различных социумах, даже в случае вероятного столкновения культур, традиций и понятий.
Однако вследствие того, что большинство университетов, в том числе и медицинских, являются многонациональными высшими учебными заведениями, студенты сталкиваются с диалогом культур уже в процессе самого обучения, высшее образование становится поликультурным. Смешение и взаимодействие групп, принадлежащих к различным культурным, этническим, социальным слоям увеличивает конфликтогенный потенциал социума, представленного высшим учебным заведением. Вследствие этого в числе заданий поликультурного образования можно назвать глубокое и всестороннее овладение студентами культурой собственного народа, формирование у них представлений про разнообразие культур в мире и воспитание позитивного отношения к культурным различиям, создание условий для интеграции студентов в культуры других народов, формирование умений и навыков эффективного взаимодействия будущих специалистов с представителями различных культур, воспитание у студентов терпимости, гуманного
отношения к окружающим. Основу поликультурного образования составляет гуманистическая личностно-ориентированная педагогика, целью которой является воспитание и обучение студентов в условиях диалога культур, формирование толерантности, освоение общечеловеческих ценностей мировой культуры, воспитание культуры межнационального общения [1]. Ведущая роль в данном случае отводится профессорско-преподавательскому составу высшего учебного заведения, в результате совместной деятельности которого у студентов должны сформироваться установки на толерантное взаимодействие, корректность взаимоотношений в диаде «врач-пациент» и прочих вариантах непосредственного межличностного общения, способности принимать позицию другого человека, понимать отношение партнера по общению к себе, интерпретировать ситуацию и контролировать собственные действия. Поскольку именно преподаватель высшего учебного заведения должен помочь студенту научиться адаптироваться к постоянно меняющимся условиям окружающей среды и общества, личность самого преподавателя также должна обладать всеми соответствующими качествами. Профессиональная обязанность преподавателя медицинского университета заключается в том, чтобы помочь студенту не только приобрести необходимые профессиональные знания, умения и навыки, но и стать человеком, обладающим творческим мышлением, креативными способностями, продуктивным интеллектом, толерантностью, уважительным отношением к традициям и культуре [1, 5]. Именно такой подход позволит осуществить основную цель высшего профессионального образования, которая заключается в подготовке высококвалифицированных специалистов соответствующего уровня и профиля, которые будут конкурентоспособными на существующем рынке труда, компетентными, свободно владеющими своей профессией и ориентирующимися в смежных областях деятельности, готовыми к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, самосовершенствованию.
Обладание толерантностью и транскультуральными этическими принципами необходимо всем студентам, обучающимся в многонациональном высшем учебном заведении, в особенности, в медицинском университете. Однако если для отечественных студентов данные принципы будут применяться преимущественно в профессиональной деятельности, то для студентов из других стран, а также для преподавателей, работающих с такими студентами, толерантность и корректные транскультуральные взаимоотношения являются неотъемлемой частью повседневной жизни. Процесс взаимодействия культур для иностранных студентов начинается при первых шагах в чужой стране; адаптация к новому языку, климатическим условиям, новым реалиям, менталитету сопровождается развитием стресса и может про-
являться скрытой или открытой агрессией. Преподаватель на лекциях и практических занятиях всегда должен помнить о транскультуральной этике, толерантности, демонстрировать внимание к личности студента, его ценностям, осторожно соотносить их со своими традициями, требованиями, ценностями, доказывать их общечеловеческое единство. Модели отношений преподавателя и студента меняются в каждом конкретном случае, но даже при использовании коллегиальной модели важно сохранять определенную дистанцию, постоянно демонстрировать свою профессиональную компетентность. Иногда решающую роль для установления контакта играют такие «мелочи» как внимание преподавателя к имени студента, к стране, откуда он прибыл в университет, знание истории, культурных и религиозных традиций этих стран. Кураторам академических групп принадлежит особая роль в воспитании транскультурального взаимодействия студентов, толерантности к другим культурам, желание обогащать свой кругозор знакомством с различными культурами.
В Харьковском национальном медицинском университете учатся 2436 иностранных студентов из 81 страны мира, почти со всех континентов (Австралия, 16 стран Европы, 25 стран Азии, 2 страны Южной и 3 страны Северной Америки, 29 африканских стран) представители разных рас и религий (христианство, ислам, буддизм, индуизм и др.). В университете уделяется большое внимание гуманитаризации преподавания, проводятся конференции, посвященные культуре современного педагога, на различных уровнях обсуждаются проблемы, связанные с транскультуральной этикой, толерантностью, интересом к разным культурам. Безусловное воспитательное значение имеют курсы медицинской деонтологии, биоэтики, где в профессиональном плане обсуждаются взаимоотношения ученика и учителя, врача и пациента согласно Женевской декларации, Международному этическому кодексу врача, другим этическим и правовым документам. Работа кураторов международных групп планируется с учетом национальных, этнических, религиозных ценностей студентов. При формировании академических групп деканаты учитывают эти особенности с целью свести к минимуму возможность транскультуральных конфликтов.
Важно стимулировать интерес преподавателей к анализу психологической ситуации в каждой академической группе, выбора оптимальной модели отношений преподавателя и студента, оценки конфликтогенного потенциала студента. С этой целью перспективным представляется организация семинаров для преподавателей по транскультуральной этике, теории конфликта, обмен опытом преподавателей по проблемам социокультурной адаптации студентов в процессе обучения. Современный педагог, преподаватель высшей школы должен помочь студенту адаптироваться к жизни в
новом социуме, готовить его к воплощению транскультуральных этических принципов в будущую врачебную практику.
Список литературы:
1. Бабенко П.А. Формирование толерантности как профессиональной компетентности в процессе подготовки будущих врачей: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / П.А. Бабенко. - Ростов-н/Д., 2008. - 150 с.
2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика личности в гуманистических теориях и системах воспитания. - Ростов-н/Д., 1999. - 160 с.
3. Волчанский М.Е. Социология конфликта в медицине: автореф. дис. ... д. мед. н. - Волгоград, 2008.
4. Волчанский М.Е. Управление социальным конфликтогенным потенциалом студенчества // Образование в России: медико-психологический аспект. - Калуга: КГПУ 2001.
5. Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междис-цип-линарного системного подхода / Э.Н. Гусинский. - М., 1994. - 184 с.
6. Даренский В.Ю. «Диалог культур»: панацея или новая мифология? // Глобальное пространство культуры. Мат. межд. научн. форума, 12-16 апреля 2005 г. - СПб.: Центр изучения культуры, 2005. - С. 212-216.
7. Ильинский И.М. Образовательная революция. - М.: Изд-во Московской гуманит.-социальн. академии, 2002. - С. 173-174.
8. Кумбс Ф. Кризис образования в современном мире: системный анализ. - М., 1970.
9. Педагогическая культура. Коллективная монография / отв. ред. В.Л. Бенин, В.В. Власенко. - СПб: Эйдос, 2012. - 730 с.
10. Соловьёва А.Н. Этническая субкультура: концептуализация этнич-ности в контексте культурных различий // Своё и чужое в культуре. - 2011. -№ 1 (2).
11. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / пер. с англ. Ю. Новиковой; под ред. Е. Кривцовой, Т. Велимеева. - М.:ООО «Изд-во АСТ, 2003. -603 с.
12. Кукатас Ч. Теоретические основы мультикультурализма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы1р//шНЬе11у/т/ИЬгагу^^у/327.