И. М. Воротилкина, Е. Л. Луценко
К ПРОБЛЕМЕ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
В современной России происходят изменения во всех сферах жизни — политической, экономической, духовной, что нередко порождает разногласия и социальную напряженность. Социальные трансформации в России, национальные конфликты, ксенофобия, экстремизм, различные формы дискриминации побудили к более глубокому изучению проблемы воспитания у молодежи толерантности, так как именно толерантность на современном этапе должна стать моральным, этическим и духовным ориентиром развития и укрепления целостности молодого поколения. Что же собой представляет толерантность? Во французском языке под толерантностью понимается уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и региональных взглядов. В китайском языке быть толерантным — значить «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении к другим». В арабском — «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположение к другим»1.
Проблема толерантности в молодежной среде достаточно актуальна, она находит отражение в работах ученых и практиков. Так, С. М. Елисеев рассматривает политическую толерантность, особенности ее проявления в субкультуре студентов, И. Ч. Авер-заев выделяет формы и методы воспитания этнической толерантности2, А. Вислова, С. Панченко разработали тренинг на развитие взаимодействия, взаимопонимания в молодежной среде3. В работах А. Гурьянова показано, как доброжелательность способствует созданию творческой атмосферы в коллективе4. В трудах А. С. Карцова
1 Разносторонний анализ феномена толерантности представлен в издании: Толерантность / Общ. ред. М. П. Мчедлова. — М., 2004.
2 Аверзаев И. Ч. О формировании толерантности у учащейся молодежи // Воспитание школьников. — 2010. — № 7. — С. 64-66.
3 Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления // Воспитание школьников. — 2008. — № 3. — С. 15-20.
4 Гурьянов А. Воспитание толерантной личности // Воспитание школьников. — 2008. — № 2. — С. 25-28.
Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2012. Том 13. Выпуск 4
265
рассматриваются права человека и политика толерантности, а также этнокультурное взаимодействие, ненасильственное взаимодействие между различными группами5.
Огромная часть людей нашего общества — это молодежь, которая всячески подчеркивает свою оригинальность, свое отличие от другой части населения, взрослых и детей, используя для этого свой стиль жизни, свои организации, музыку, журналы. Все это приводит к созданию разнообразных субкультур: хиппи, индианисты, толкинисты, мажоры, рэйверы, рэперы, панки, экстремистские политизированные субкультуры «левого» и «правого» толков. Анализ специальной литературы позволил выделить разнообразные типы субкультур, ранжированные по определенным признакам.
Субкультуры связаны:
— с музыкой: готы, панки, транс-культура; металлисты, рокеры, рэперы;
— с определенным мировоззрением и образом жизни: панки, готы, индианисты, растаманы, хиппи;
— с играми, уходом в другую реальность: геймеры, ролевики, толкинисты;
— с компьютерными технологиями: геймеры, хакеры.
В современных условиях молодежь — проводник принципов веротерпимости, формирования культуры и укрепления межпоколенческих и межэтнических взаимоотношений. Тем не менее именно молодое поколение России оказалось самой незащищенной в культурном отношении категорией населения, которая находится в своеобразном ценностном и духовном вакууме. Приходится констатировать тот факт, что наряду с позитивными характеристиками стали проявляться тревожные симптомы подверженности молодежи влиянию интолерантных настроений, разрушающих традиционные ценности национальных культур народов России. Особое опасение вызывает рост молодежных неформальных объединений экстремистской направленности.
Анализируя молодежные субкультуры, следует выделить и асоциально (или враждебно) настроенные группы: скинхэды, панки, люберы, гопники, нацисты, футбольные фанаты и металлисты; а также группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры. К молодежной субкультуре относятся также: мажоры, рейверы; экологисты, пацифисты; диггеры, хитч-хайкеры и те же скауты и многие другие.
Сегодня основой толерантности учащейся молодежи является межкультурное и межэтническое взаимодействие, благоприятная среда для общения представителей различных этносов и субкультур в высшей школе. Культурное сообщество сохранило в своей памяти лишь то, что было интересно, содержательно и незаурядно. Оно уже произвело предварительный отбор, выделив то, что достойно уважения. Поэтому было бы просто нелепо сразу же высказывать свое мнение о культурных шедеврах, не изучив того, что было сказано о них раньше. Великие литературные критики прошлого (говоря о них, мы разумеем не профессию, а умение глубоко понимать литературу и прекрасно выражать свои мысли о ней) должны быть представлены учащимся не как диктаторы, а как мудрые собеседники. Выслушать их и учесть их мнения — естественное требование толерантности. Но вовсе не обязательно с этими мнениями соглашаться. С ними можно и спорить. Все дело — в уровне аргументации6.
5 Карцов А. С. Права человека и толерантность // Полис (Политические исследования). — 2010. — № 6. — С. 116-130.
6 Типология. Молодежные субкультуры. Методическое пособие / Сост. О. В. Куспляк. — Сургут, 2010.
Также одним из путей достижения цели сформировать толерантную личность, находящуюся в компетенции образования, может поликультурное образование, смысл которого заключается в формировании толерантного мышления через осознание собственной принадлежности, во-первых, к нации, во-вторых, к государству, в-третьих — к международному сообществу. Процесс поликультурного образования включает в себя несколько уровней. Первый — глобальный — это знакомство с системой знаний о правах и свободах человека и народов, о нациях и их отношениях, о расах и религиозных конфессиях, формирование гражданских и общечеловеческих чувств, развитие позитивного опыта общения с людьми разных наций. Эти задачи отражены в международных документах. ООН, ЮНЕСКО и другие международные организации подчеркивают необходимость воспитания детей и молодежи в духе мира и дружбы. Во Всеобщей декларации прав человека ООН сказано: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности ООН по поддержанию мира».
Глобальный уровень поликультурного образования предполагает приобщение к решению мировых проблем: космос, экология, здоровье, природные катаклизмы и т. п. Практически это возможно через знакомство с ролью и местом ООН, Совета Европы, Европейского Союза, Лиги Арабских Государств, Организации Американских государств, Организации Африканского Единства, СНГ и др.; с международными документами, такими как Декларация прав и т. д.
Второй уровень — государственный (или федеральный). Он предполагает гражданскую самоидентификацию. Эта задача определена в ряде документов государственного уровня. В России это находит свое отражение в Концепции государственной национальной политики Российской Федерации. В ней подчеркивается необходимость «обеспечения реализации в системе дошкольного воспитания, среднего и высшего образования, повышения квалификации кадров, в воинских коллективах программ и курсов по вопросам воспитания культуры межнационального общения». Как попытку разрешить это противоречие можно рассматривать положения Федеральной программы образования о выработке специальных механизмов, гарантирующих развитие образования как подразделения культуры, обеспечивающего усвоение каждым представителем подрастающего поколения базовых культурных достижений.
Третий уровень поликультурного образования — приобщение к культуре своего этноса-нации и близкое знакомство с этнокультурой других народов. Через осознание того, что в основе всех этнических культур лежит единый знаменатель, человек сформирует толерантное отношение к другим людям, к представителям других наций и культур7.
XXI век — век «тесный» в культурном смысле... Процесс глобализации, с одной стороны, разрушил рамки, границы между представителями культур различного типа, с другой стороны — грозит нивелировкой культурной идентичности. Именно поликультурное образование, основанное на диалоге культур, на признании самоценности субъектов различных культур, на межкультурной компетентности, позволит сформировать основы толерантного мировоззрения. Именно оно обеспечивало субъекту наличие образованности — того социально и профессионально значимого качества,
7 Елисеев С. М., Устинова И. В. Особенности политической толерантности студенчества // Социологические исследования (Социс). — 2010. — № 6. — С. 145-151.
которое обеспечивало ему возможность профессиональной карьеры, перехода из одной социальной группы в другую. При этом образ жизни, образ мыслей, т. е. то, что принято включать в ментальные характеристики, различались в соответствии с характером профессиональных занятий: пекарь и парфюмер, буржуа и наемный рабочий — обладают собственной картиной мира, различными ментальными характеристиками и различными формами самоидентификации.
Развитие толерантных установок не заканчивается на школьной скамье, далее эту линию продолжает поддерживать высшее учебное заведение. Разработка эффективных механизмов интеграции российских вузов в международную образовательную систему, качественная подготовка выпускников к международному профессиональному общению и другие факторы сделали еще более актуальной проблему формирования культуры толерантности у студентов вуза. В ст. 3 Декларации принципов толерантности отмечается, что «толерантность как никогда ранее важна в современном мире. Мы живем в век глобализации экономики и все большей мобильности, быстрого развития коммуникации, интеграции и взаимозависимости, в век крупномасштабных миграций и перемещения населения, урбанизации и преобразования социальных структур».
Формирование толерантного сознания в вузе происходит под влиянием процесса целенаправленной институциональной профессиональной социализации будущих специалистов и связывается в значительной степени с гуманизацией образования. Главной целью работы вузов и факультетов является подготовка к будущей профессиональной деятельности человека не только образованного, наученного, но и принявшего профессиональные нормы, ценности и обязанности, т. е. социализированного. Культура толерантности рассматривается как составляющая эффективной профессиональной подготовки будущего специалиста, выпускника вуза и гармоничное развитие личности в социуме. Таким образом, профессиональные ценности, среди которых важное место занимает толерантность, составляют ядро, ведущий компонент профессионального самосознания, отражающий субъективное отношение студента к будущей профессиональной деятельности и выступающий необходимым условием саморазвития и самореализации личности будущего специалиста.
Эффективность формирования культуры толерантности в процессе профессиональной социализации студентов зависит от целой системы факторов. Чтобы регулировать этот процесс, необходимо четко представлять себе те профессиональные качества, которые необходимы современному специалисту. Предпосылками толерантности в профессиональном становлении являются индивидные, субъектные, личностные и индивидуальные качества специалиста.
Профессиональное самоопределение задействует в большей степени базовые компоненты толерантности — общекультурную толерантность. Это ключевая профессионально-нравственная гуманистическая компетентность специалиста, сущностью которой являются: позитивное отношение к овладению основами профессиональной деятельности, устойчивые интересы и стремление к общественному признанию, эмоциональная и моральная устойчивость личности при встрече с различиями и др.
На этапе профессиональной адаптации, профессиональной индивидуализии и адаптации развивается профессиональное сознание специалиста, формируется
общепрофессиональная познавательная компетентность. Это стадия общепрофессиональной ролевой толерантности, где будущий специалист, обретая знания и навыки, соотносит образцы своего поведения с поддерживаемыми в профессии. Соот-
ветственно, в большей степени задействуются профессионально значимые качества или практико-ориентированные — организаторские способности, ответственность, самостоятельность, компетентность и др.
Профессиональная самоидентификация студента как субъекта профессиональной деятельности способствует развитию мотивационно-ценностных критериев в деятельности, достижения успеха в самостоятельных профессиональных действиях. Толерантность здесь предопределяет активность, мотивы продвижения личности в профессии. Это такие качества как — активность, аналитичность, способность к рефлексии и др.
Профессиональная интеграция предполагает творчество, результативность, индивидуальность профессиональной деятельности. Здесь в высшей степени задействованы нравственно ориентировочные качества, необходимые в отношениях с клиентами, определяющие в целом отношения специалиста — психолога к себе и другим, к профессии и обществу и т. п. Это устойчивые, системные, интегративные образования толерантности личности.
Работа по формированию культуры толерантности в рамках профессионально значимых ценностей у будущих работников социальной сферы в вузе опирается в основном на учебную деятельность студентов, их самостоятельную исследовательскую деятельность, практику студентов, досуговую деятельность. Следует подчеркнуть, что эффективности этого процесса можно ожидать лишь при организации комплексного и системного воздействия различных факторов во всех видах деятельности студентов, усилении внимания к воспитательной работе, которая должна охватывать все стороны формирования личности будущего молодого специалиста. Недаром сегодня главная задача вуза формулируется не просто как «подготовка специалиста», а «воспитание профессионала», то есть вуз должен сформировать, прежде всего, человека во всей полноте его личностного духовного богатства и индивидуального своеобразия (что отмечается и в Национальной доктрине образования). В связи с этим значительно возрастает роль преподавателя, его личности, знаний и культуры мышления, системы ценностей и профессионализма. Процесс формирования культуры толерантности может осложняться тем, что по сути дела, преподаватели и студенты являются носителями результатов двух различных моделей социализации. Важно, чтобы преподаватель не только был способен передавать знания о правах и свободах, но и создать в аудитории обстановку, способствующую свободной дискуссии, на личном примере показать открытость и терпимость к противоположную мнению8.
Помимо всего изложенного необходимы разработка и внедрение в систему обучения форм работы с преподавателями, способствующих прежде всего овладению ими умениями разрешения противоречий, возникающих в процессе определения содержания учебного материала, в ходе педагогического взаимодействия непосредственно в аудитории и за ее пределами.
Слабым звеном нынешних выпускников и студентов являются пробелы в сфере профессиональной коммуникации. В общении, что очень важно для становления человека, складываются мерки, по которым оцениваются поступки, усваиваются морально-этические нормы, правила. В непрерывной коммуникативной деятельности на занятиях нарабатывается ценностный опыт личности, который проявляется
8 Толерантность и образование: современные проблемы формирования толерантного сознания: Коллективная монография / Отв. редактор А. В. Перцев. — Екатеринбург, 2006. — Вып. 16.
в ценностных суждениях. Целесообразно использовать активные методы включения студентов в практическую деятельность, требующие знаний, навыков общения, убежденности, умений отстаивать свои позиции ненасильственным путем, использование социального проектирования и анализа на занятиях жизненных ситуаций. Положительным является и использование в процессе обучения диалоговой формы подачи материала. Профессиональная социализация в процессе прохождения производственной практики предполагает включение студента в систему профессиональных отношений и самостоятельное воспроизводство ими этих отношений.
Для достойного отношения к инакомыслию очень важно усваивать ценности не только своей культуры, но и культуры других народов. Таким образом, заказ общества выдвигает новые требования к специалисту, который, помимо высочайших профессиональных качеств, должен обладать поликультурным мышлением и таким качеством, как толерантность. В условиях многообразия духовных миров людей мир обречен на толерантность, которая является своеобразным мостом для диалога.
Большая работа по воспитанию толерантности в молодежной среде проводится на факультете социально-культурной деятельности и сервиса Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. При воспитании толерантности у студенческой молодежи учитываются внутренние индивидуальные особенности личности (пол, возраст, образование, социальное положение), а также внешние факторы: особенности социокультурной среды; политическая обстановка в стране и регионе; система образования, средства массовой информации. Работа со студентами строится на принципах индивидуализации, субъектности, адекватности, рефлексивной позиции, создания толерантной среды.
Принцип индивидуализации предполагает учет индивидуальных особенностей, потенциала каждого студента в ходе аудиторной и внеаудиторной работы, уровня сформированности толерантности, создание условий для самораскрытия и самореализации студента.
Принцип создания толерантной среды: формирование в университетской среде гуманистических отношений между студентами, а также между студентами и преподавателями; формирование у студентов и преподавателей чувства взаимной ответственности; превалирование творчества в организации аудиторной и внеаудиторной работы.
Принцип адекватности предполагает учет определенных факторов и условий микро-, мезо- и макросреды (региональных, национальных, религиозных, семейных, и др.).
С целью формирования толерантности в студенческой среде используются разнообразные формы и методы работы: проблемная лекция, дебаты, дискуссия, «круглый стол», мастер-класс, активизация творческой деятельности, деловая учебная игра, метод малых групп, упражнения, подготовка письменных аналитических работ, проектная технология.
Воспитательный процесс на факультете осуществляется согласно запланированным мероприятиям, где большое внимание уделяем следующим видам работ: конкурсы социальной рекламы «Толерантность вчера, сегодня, завтра», формирующей уважительное отношение к представителям различных национальностей, конкурсы научных и методических работ, конкурс листовок, плакатов, рисунков на тему: «Толерантность в современном обществе», участие в научно-практических конференциях, кураторский час «Наша многонациональная высшая школа»; участие в круглых столах,
участие в молодежных слетах, участие в городских, региональных и всероссийских мероприятиях (конференциях, семинарах, совещаниях) по вопросам воспитания толерантности.
Большая роль в формировании у студентов толерантности отводится кураторам студенческих групп. В связи с этим организуем обучение кураторов студенческих групп по вопросам формирования толерантного сознания и поведения молодежи, раскрываем принципы, методы, формы работы в области межкультурного воспитания студентов. Студенты активно привлекаются к проведению мероприятий по формированию толерантных этнокультурных установок. Все это способствует формированию толерантной среды, предотвращению социальных отклонений, стрессовых и конфликтных ситуаций в период обучения в университете.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аверзаев И. Ч. О формировании толерантности у учащейся молодежи // Воспитание школьников. — 2010. — № 7. — С. 64-66.
2. Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления // Воспитание школьников. — 2008. — № 3. — С. 15-20.
3. Гурьянов А. Воспитание толерантной личности // Воспитание школьников. — 2008. — № 2. — С. 25-28.
4. Елисеев С. М., Устинова И. В. Особенности политической толерантности студенчества // Социологические исследования (Социс). — 2010. — № 6. — С. 145-151.
5. Карцов А. С. Права человека и толерантность // Полис (Политические исследования). — 2010. — № 6. — С. 116-130.
6. Типология. Молодежные субкультуры. Методическое пособие / Сост. О. В. Куспляк. — Сургут, 2010.
7. Толерантность / Общ. ред. М. П. Мчедлова. — М., 2004.
8. Толерантность и образование: современные проблемы формирования толерантного сознания: Коллективная монография / Отв. редактор А. В. Перцев. — Екатеринбург, 2006. — Вып. 16.