Мосунова Т. Г. Толерантность и личностная самоидентификация молодежи / Т. Г Мосу-нова // Научный диалог. - 2013. - № 2(14) : Педагогика. - С. 76-86.
УДК 37.014(470):376.74
Толерантность и личностная самоидентификация молодежи
Т. Г. Мосунова
В статье отмечается актуальность проблемы толерантности и гармонизации межэтнических отношений. Приводятся результаты социологического исследования этнической идентичности и этнокультурной компетентности студентов Россиского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ). Подчеркивается роль системы образования и значение преподавания истории в процессе воспитания толерантности. По данным вопросам велась оживленная дискуссия на панели «Преодолевая культурные границы в образовании : мультикультурализм в образовании современной России» (Crossing Cultural Borders in Education: Multiculturalism in Education of Modern Russia) в рамках форума ASEEES.
Ключевые слова: толерантность; этнос; идентичность; этнокультурная компетентность; личностная самоидентификация; этноистория.
К началу XXI столетия проблема толерантности и гармонизации межэтнических отношений приобрела особую актуальность в связи с процессом глобализации и все большей мобильности, быстрого развития коммуникаций, интеграции и взаимозависимости, крупномасштабных миграций и перемещения населения. Каждый регион многолик, поэтому эскалация нетерпимости и конфликтов потенциально угрожает всем частям мира. Современная Россия, которая
исторически сложилась как евразийское многонациональное государство, в полной мере испытывает на себе и демонстрирует все обозначенные мировые тенденции и процессы. В настоящее время достаточно высок приток рабочих-мигрантов из стран ближнего зарубежья, а также из Китая, Вьетнама, Кореи. Все эти представители живут в мире своих правил и норм, обычаев и традиций, которые выражаются в языке, манере поведения, религии, системе взглядов, социальных институтах. Активные миграционные процессы создают сегодня сложную этнополитическую ситуацию в Российской Федерации практически повсеместно [Вульфсон, 2011, с. 103-109]. Например, несмотря на относительное благополучие отношений между группами автохтонных жителей Свердловской области, активные миграционные процессы создают новую, более сложную этнополитическую ситуацию в регионе [Государственная национальная политика..., 2005]. А Тюменская область с 2006 года по программе репатриации соотечественников из-за рубежа стала экспериментальной площадкой для отработки технологий приема и адаптации мигрантов. В Ханты-Мансийском автономном округе существует скрытая напряженность в сфере межнациональных отношений [Тюменская область., 2009, с. 194, 212].
В международных актах государств - членов ООН признано, что важнейшим условием социальной стабильности является принцип толерантности. Он сформировался как реакция на многообразие жизненных форм, которое потенциально конфликтогенно. В Декларации принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО, в современных толковых словарях термин определяется как терпимость к чужим мнениям или верованиям, а также как терпимое, уважительное отношение к людям, признание права каждого человека на индивидуальное поведение в рамках законов, принятых обществом. Проявление толерантности созвучно уважению прав человека. Толерантность - широкое понятие, оно включает гендерную, поколен-
ную, социальную, конфессиональную, этническую толерантность. Этническая толерантность признает наличие другого образа жизни и этнокультурных ценностей. Толерантность является важнейшей этической и правовой доктриной современности. Это путь к истине через диалог, через разнообразие мнений и позиций [Декларация.. .1995, ст. 1, 2, 3].
Насколько серьезно поставленная проблема заявляет о себе сегодня в контексте личностной самоидентификации молодежи? Каково отношение студентов к проблеме межкультурного взаимодействия и сотрудничества? Каковы показатели их этнической идентичности, этнокультурной компетентности и этнической толерантности?
В 2007 году, затем в 2012 году были проведены опросы студентов Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург). Студенты педагогического вуза неслучайно были выбраны в качестве респондентов: успешность межэтнического общения во многом определяется этнопсихологическими характеристиками педагогов и их готовностью к работе с полиэтническим коллективом. Понятие «профессионализм педагога» включает не только базовые научные знания, но и ценностные ориентации специалиста, мотивы его деятельности, понимание им себя в мире и мира вокруг себя, стиль его взаимоотношений с людьми, способность к преодолению собственных стереотипов и предубеждений.
В опросах приняли участие студенты инженерно-педагогического института, института социологии и права, института экономики и управления, а также отделения звукорежиссуры, продюсерства кино и телевидения в возрасте 17-24 лет. Из них 92,6 % - русские и 7,4 % - представители других народов (татары, башкиры, армяне, немцы, украинцы). Опросы дали следующую картину. Приведем результаты анализа данных, которые были получены с помощью
анкеты «Ваша этнокультурная компетентность», проведения эссе «Мое отношение к этнотолерантности», а также модифицированного теста М. Куна-Т. Макпартленда для выявления выраженности этнической компоненты в самоидентификации респондентов [Профессиональное образование как фактор гармонизации межэтнических отношений, 2007, с. 92-96].
Так, студентам предлагалось 20 раз ответить на обращенный к себе вопрос «Кто Я?» и определить степень важности каждого из ответов в диапазоне от 1 до 7 баллов. Ответы рекомендовалось давать в том порядке, в котором они спонтанно возникали. В итоге свою этническую принадлежность назвали 15,5 % студентов. Полученные результаты занимают среднее положение среди показателей, описанных в литературе. Например, исследования в Башкортостане в 2001 году (это достаточно стабильный в этническом плане регион) выявили актуализацию этноидентичности у 2 % русских, 3 % башкир, 6,6 % татар. Исследования, проведенные в Ставропольском крае в 2003 году, показали, что значимость этнического «Я» значительно выше - 27,7 %., что свидетельствует о напряженности в межэтнических отношениях [Формирование., 2004, с. 190-194].
Ответы студентов на вопрос «Какие чувства у вас вызывает принадлежность к своему народу?» показали, что большинство испытывает положительные чувства, связанные с этничностью. Гордость назвали 58 % респондентов, спокойную уверенность - 30,2 %. Вместе с тем 2,2 % молодых людей выразили негативные эмоции относительно своей этнической принадлежности (обида - 1,5 %; ущем-ленность, униженность - 0,7 %).
Правдивой выглядит самооценка бывших школьников в части знания отечественной культуры. Большинство из них отметили, что частично или плохо знают культуру своего народа. 23,5 % студентов признались, что не интересуются культурой своего народа и не желают ничего узнавать о культурах других народов. В науч-
ных исследованиях выявлена следующая закономерность: нарушение позитивного образа собственной культуры ведет к снижению толерантности. В связи с этим возникает необходимость формировать социальную компетентность, касающуюся культуры своего народа, этнического самосознания, позитивного отношения к своей этничности.
Абсолютное большинство студентов (93,2 %) признали актуальность проблемы «свои - чужие». Все респонденты замечают этнические различия во внешнем виде, языке, манере общаться. На вопрос « Как вы относитесь к этим различиям?» около 50 % ответили, что считают эти различия нормальным явлением; 30-ти процентам опрошенных нравится, что все люди разные; 20 % признали: «Они меня никак не затрагивают»; но 2,9 % опрошенных испытывают раздражение. В ходе опроса выявлено несколько болевых точек.
Определяясь в своих подходах к решению чрезвычайно сложной проблемы «свои - чужие», студенты разделились на «оптимистов» и «пессимистов». 8,5 % респондентов считают, что общество не доросло до идеалов терпимости, осознания гармонии в многообразии. Высказаны, в частности, суждения о том, что «этнотолерантность -это дефицит нашего поколения, и поэтому неизбежны конфликты»; что «законы все равно ни к чему не приводят». Значительная часть студентов высказалась за усиление роли правительств и государств: «Государство должно пресекать межэтнические конфликты, сурово наказывать», «ужесточить контроль за “нелегалами”, установить контроль за СМИ, активизировать культурную дипломатию», а также «проводить бесплатную плановую психологическую профилактику, связанную с расово-культурными различиями».
Материалы проведенного опроса подтверждают прогнозируемый рост напряженности, связанный с активными миграционными процессами в Свердловской области. Молодежь демонстрирует не-
понимание объективности процесса массовой трудовой миграции, считает приток иностранных граждан чрезмерным, при этом плохо представляет себе, какие этнические группы относятся к коренным народам Урала (внутрирегиональный и межрегиональный миграционный оборот). Встречаются следующие высказывания: «Ужасно. Надо бороться.»; «Я против»; «Прекратить их впускать»; «Понимаю: это неправильно, но меня очень раздражает множество иностранцев. И я ничего не могу с этим поделать».
Вместе с тем отрадно отметить, что 68 % респондентов осознают, что эффективный путь достижения социальной стабильности и согласия в обществе - это воспитание в семье, в детском саду, в школе, в профессиональном учебном заведении этнической толерантности («учить с пеленок»; «корни нетерпимости в необразованности»; «проблемы решаемы через воспитание и образование подрастающего поколения»). Результаты обследования показали, что в массе своей студенческая молодежь настроена на получение образования, формирование социо- и этнокультурной компетентности. Около 100 % респондентов согласились с утверждением: «Воспитание толерантности в человеческих отношениях является важнейшей стратегической задачей образования XXI века» [Профессиональное образование как фактор гармонизации межэтнических отношений в Свердловской области, 2007, с. 50-54,70-88] .
Действительно, этническая толерантность, как и всякая иная толерантность, не безусловна. Ее необходимо культивировать, специально воспитывать, формировать, причем с детства. Система образования является базовым условием формирования личности, гармонических отношений в обществе, устойчивого развития и процветания государства. Сегодня нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструк-
тивностью, готовы к межкультурному взаимодействию [Концепция модернизации., 2002, с. 97].
Особого внимания требует молодежь, которая в силу возрастных особенностей в большей степени подвержена проявлениям экстремизма и агрессивности. Согласно социологическим данным по РФ, молодежь демонстрирует сегодня в отличие от молодежи 1990-х годов более высокий уровень нетерпимости, чем пожилые люди. Вот почему в системе профессионального образования всех уровней необходимо уделять особое внимание повышению качества подготовки педагогов, разработки учебных планов, содержания учебников и других учебных материалов. Основу этнокультурного образования составляют гуманитарные дисциплины [Концепция развития., 2010, с. 55-78].
История является одним из наиболее важных предметов учебного плана образовательных учреждений России, поскольку наиболее полно аккумулирует социальный опыт человечества и системно передает знания о нем учащимся. Значение истории для формирования личностной ориентации и гражданской позиции учащегося невозможно переоценить. Анализ интерпретаций исторических фактов и событий, нашедших отражение в исторических трудах и учебниках, показывает, что подобранные в соответствии с какими-либо заранее заданными идеологическими, политическими или педагогическими целями аргументы и доказательства могут способствовать формированию патриотизма, космополитизма или национализма, шовинизма, ксенофобии. Они могут или благоприятствовать взаимопониманию между людьми, представляющими различные культурные, этнические, лингвистические и религиозные традиции, или сеять вражду, ненависть, высокомерие, нетерпимость.
Сегодня, когда этнический фактор вновь становится двигателем многих политических процессов, проект развития исторического
образования занимает одно из ведущих мест в деятельности межправительственной организации Совет Европы, членами которой являются 40 государств, в том числе Россия. В 1990-е годы суть истории была определена как результат концептуальных научных построений и толкований, всегда до конца не завершенных и открытых к обсуждению. Под влиянием антропологической революции на смену эволюционистской парадигме постепенно пришла плюралистическая, сторонники которой исходят из идей многообразия равноценных культур. В результате преподавание истории -это поиск объяснений, а не просто передача совокупности знаний, которые нужно изучить и запомнить. В материалах Совета Европы подчеркивается, что наиболее надежным является использование такой методики изучения истории, которая учитывает множество взглядов и мнений, предлагает рассмотрение серии доказательств и свидетельств, выбранных из разных исторических концепций. Постоянное обращение к различным точкам зрения и требование от всех и каждого уважать другое мнение позволяет:
а) преодолевать стереотипное мышление и предубеждения;
б) развивать позитивные взгляды и ценности, включая толерантность, уважение множественности во всем;
в) вносить вклад в улучшение взаимопонимания между сообществами людей [Галлахер, 1996, с. 23].
Какие конкретно изменения следует внести в содержание базового учебного курса по отечественной истории? До сегодняшнего дня в этом курсе этнополитические сюжеты представлены обрывочно и не формируют целостного представления об истории. Однако существенных перекомпоновок материала в программах не требуется. Предстоит переставить акценты в содержании таким образом, чтобы подчеркнуть важнейшую грань российской истории и российской государственности - ее полиэтничный характер. Учебный курс отечественной истории должен исходить из стремле-
ния показать историю России как продукт совместного творчества множества этнических групп независимо от их численности и способа вхождения в российское государство. Следует включить в содержание курса сведения о народах России, об уровнях, особенностях и тенденциях их развития. Именно эти задачи ставятся в предложенном нами варианте модуля по этноистории к общему курсу истории России [Мосунова, 2007, с. 45-51]. В данной части наша позиция созвучна позиции Президента РФ, который на заседании Совета по межнациональным отношениям 19.02.2013 года сказал, что в учебниках нужно «на конкретных примерах показывать, что судьба России созидалась единением разных народов, традиций, культур» [Путин, 2013].
Реализация обозначенных подходов будет способствовать формированию личности, способной к установлению диалога с носителями различных этнокультурных ценностей, и в целом позволит:
а) сформировать целостное представление об истории России как продукте совместного творчества множества народов, проживающих на ее территории;
б) проследить этапы формирования России как многонационального (полиэтничного) государства;
в) показать этнонациональное устройство Российской империи, ее этнополитику; раскрыть диалектику советской национальной политики;
г) дать сведения о народах, в разное время вошедших в состав Российского государства, об уровнях и особенностях их развития;
д) показать неоднозначность и сложность этнических процессов в современной России, поиска новых концептуальных подходов и выработки принципов этнополитики.
Литература
1. Вульфсон Б. Л. Миграционные процессы в современном мире и образование / Б. Л. Вульфсон // Педагогика. - 2011. - № 1. - С. 103-109.
2. Галлахер К. Преподавание истории и пропаганда демократических ценностей и идеи терпимости : пособие для преподавателей / К. Галлахер. - Страсбург : Совет по культурному сотрудничеству,1996. -51 с.
3. Государственная национальная политика : проблемы и перспективы : коллективная монография : международная конференция (25 мая 2005 г.). -Екатеринбург : Контекст, 2005. - 336 с.
4. Декларация принципов толерантности : утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.tolerance.ru/declar.html.
5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Директор школы. - 2002. - № 1. - С. 97-126.
6. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации// Вестник образования. - 2010. - № 10. - С. 55-78.
7. Мосунова Т. Г. Модуль по этноистории в программе курса истории России / Т.Г. Мосунова // Профессиональное образование как фактор гармонизации межэтнических отношений : сборник научно-методических материалов по результатам проведенных исследований в рамках Проекта 06-06-83602 а/У, Гранта РГНФ - 2006 г./ отв. ред. О. Б. Акимова, Г. П. Си-корская. - Екатеринбург : Раритет, 2007. - С. 45-51.
8. Профессиональное образование как фактор гармонизации межэтнических отношений в Свердловской области: сборник научно-методических материалов по результатам проведенных исследований в рамках Проекта 06-06-83602 а/У, Гранта РГНФ - 2007 г. / отв. ред. Т. Г. Мосунова, Г. П. Сикорская. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2007. - 96 с.
9. Профессиональное образование как фактор гармонизации межэтнических отношений : сборник научно-методических материалов по результатам проведенных исследований в рамках Проекта 06-06-83602 а/У, Гранта РГНФ - 2006 г./ отв. ред. О. Б. Акимова, Г. П. Сикорская. - Екатеринбург : Раритет, 2007. - 52 с.
10. Путин В. В. Выступление на заседании Совета по межнациональным отношениям 19.02.2013 [Электронный ресурс] / В. В. Путин. - Режим доступа : http://regnum.ru/news/polit/1627227.html.
11. Тюменская область : исторический опыт экономического и социального развития : материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 65-летию Тюменской области (21-23 мая 2009 г.) / под ред. Г. Ю. Королевой. - Тюмень : Изд-во ТюмГПГУ, 2009. -348 с.
12. Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде : учебное пособие / под общей ред. В. Н. Гурова. - Москва : Педагогическое общество России, 2004. - 268 с.
© Мосунова Т. Г., 2013
Tolerance and Youths' Personal Identity
T. Mosunova
The article shows the relevance of the problem of tolerance and harmonization of interethnic relations. The author presents the results of a sociological study on ethnic identity and ethnocultural competence of students at Russian State Vocational Pedagogical University (RSVPU). The education system's role and the significance of teaching history in the process of nurturing tolerance are emphasized. There was a heated discussion on these issues on the panel "Crossing Cultural Borders in Education: Multiculturalism in Education of Modern Russia" as part of the ASEEES forum.
Key words: tolerance; ethnos; identity; ethnocultural competence; personal identity; ethnohistory.
Мосунова Татьяна Георгиевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России, Российский государственный профессиональнопедагогический университет (Екатеринбург), [email protected].
Mosunova, T., PhD in History, associate professor, Department of Russian History, Russian State Vocational Pedagogical University (Yekaterinburg), [email protected].