ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫМ РАЗВИТИЕМ СТУДЕНТОВ
Арчакова Р.А.
Ингушский государственный университет, г. Магас, Российская Федерация
В статье рассмотрены вопросы построения поликультурного образования в условиях университета, определены технологии его реализации в системе профессионально-личностного развития студентов. Упор сделан на рассмотрении дидактических аспектов организации поликультурного образования в процессе преподавания общетеоретических и специальных дисциплин.
Ключевые слова: поликультурное образование; университет; этнорегиональная система образования; студенты.
MULTICULTURAL EDUCATION IN MANAGEMENT STRATEGIES PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS
Archakova R.A.
Ingush state university, Magas, Russian Federation
The article considers the problems of constructing multicultural education in a university, defined the technology of its realization in the system of professional and personal development of students. The emphasis is on the consideration of didactic aspects of the organization of multicultural education in the teaching of general theoretical and special subjects.
Keywords: multicultural education; university; ethno-regional educational system; students.
Задачи социокультурной конвергенции и межкультурной толерантности являются приоритетными в условиях развития современной цивилизации. Для выявления путей достижения в поликультурных регионах российской федерации этнокультурной толерантности в молодежной среде важно связать идею формирования в ходе изучения неродных языков «второй индивидуальности» (вторичной языковой личности) с идеей языка как образа жизни. Мы полагаем, что «место встречи» языков и культур и есть сама образовывающаяся личность, цельная, способная к принятую иных культур.
В сложившихся социальных условиях теоретическое осмысление роли поликультурного и диалогического образования в культуре конкретизируются в кулыуротворчесгве, во включении как школьного, так и университетского образования в глобальные цивилизационные процессы.
Культуротворческая образовательная парадигма исходит из представления о том, что образовательная система отражает пространство культуры, отвечая ее содержанию и формам в своих основных содержательных и структурных параметрах.
В условиях реализации культуротворческой образовательной парадигмы меняются условия и механизмы социализации личности студента - достигается необходимая мера ее свободы в пределах культурного многообразия, диалогических процессов культурного и цивилизационно-го роста; формируется целостное миропонимание, развитие способности к самоопределению и саморазвитию в полифонии современной культуры и их диалогических механизмах [1; 3].
В условиях многонационального государства, каковым является россия, социальная стабильность общества выступает важнейшим социальным эффектом сферы образования. Причем социальная стабильность достигается в зависимости того, насколько успешно реализуются идеи педагогики многоязычия и толерантности. Как известно, что, хотя человечество едино, народы и составляющие их люди многообразны в своих культурных, этнических и психологических проявлениях, не существует культурного единообразия как на уровне региональных, так и местных сообществ. Исторический опыт показывает, что наиболее жизнеспособными, духовно и интеллектуально богатыми являются те сообщества, в которых существует этнокультурное многообразие и осуществляется плюрализм и взаимодействие различных культур.
Чтобы плюрализм культур стал позитивным фактором развития личности, необходимы весьма существенные усилия сферы образования в реализации идей поликультурности и по-лилингвальности, а на их основе выстраивание воспитательной стратегии толерантности. Следует утверждать, что в поликультурной среде существует запрос на такой социальный эффект образования как организация полилога культур [2].
Регион северного кавказа уникален сплетением народов и культур. Не случайно в своей культурологической концепции н.я.марр выделял кавказ как древний «очаг» распространения культуры на запад и восток, север и юг. С кавказом, по его мнению, связано становление «столпов» европейской и мировой культуры - греческой, римской, романской. Кавказские корни просматриваются в протоантичной культуре этрусков, басков, иберов на многочисленных примерах мифологии, быта и т.д. [4, с. 52].
Мифологизация научной концепции н.я.марра, широко распространившаяся в среде гуманитарной интеллигенции и, в том числе, работников сферы образования в ряде регионов кавказа и Закавказья, активно подпитывает типичную для культурно-этнического самосознания кавказских народов высокую притязательность на «особость» собственных этнических культур. В этой связи, необходимо подчеркнуть, что языковые права составляют единое целое с правами этносов на признание их культуры как равной другим, подтверждение права народа на сохранение своей самобытности. Этнорегиональные системы образования республик северного кавказа в связи с
этим должны предусматривать введение преподавания на родном языке для представителей всех национальностей, населяющих поликулыурный регион и создания условий для овладения (по желанию) языками титульных народов, для изучения своих истории и культуры.
Можно указать некоторые подходы осуществления эффективного взаимодействия национальных языков и культур в режиме полилога в практике образования:
1) приоритетность родного языка (для дошкольного и начального школьного уровней) с постепенным движением к паритетности языков с сохранением высокого уровня изучения, владения и употребления русского языка, высокий уровень преподавания иностранных языков с расширением их номенклатуры (европейские, китайский, японский, арабский);
2) расширение содержания курса истории народов, населяющих поликультурный регион северного кавказа в учебных заведениях региона;
3) учет национальных, художественных, этических и иных традиций в оформлении помещений образовательных учреждений с ориентацией на межкультурный диалог и взаимодействие, всемерное укрепление межнациональных связей на основе взаимности, демократизма и гуманизма, усиление внимания к общечеловеческим ценностям, создание благоприятных условий для их трансформации в национальную среду;
4) развитие национальных художественных промыслов, искусства, народных праздников, игр, игрищ; возрождение традиционной культуры воспитания; приобщение к ней учителей, учащихся, родителей, населения;
5) определение мер по обогащению духовной культуры (новые учебные планы, предметы, программы, учебники, воспитательная работа, сотрудничество с различными социальными группами и др.).
Этнокультурная толерантность на основе межкультурного взаимодействия возможна в поле диалога культур при условии восстановления паритетности культурных потенциалов центра и поликультурного региона, где основным направлением должно стать восстановление прав и развитие культурно-информационного потенциала национальных языков. Основным фактором здесь призвана стать поддержка семьи. Семья должна стать первичным звеном системы образования, гарантом укрепления физического и психического здоровья подростка, нравственного становления его личности, формирования установок культурно-национальной идентичности и на этой основе доброжелательной открытости, любознательности к иным культурам и языкам.
Вместе с тем, нельзя забывать о том, что диалог культур не самоцель. Основная цель системы образования каждого поликультурного региона страны совпадает с мировыми и общероссийскими установками - создание наиболее благоприятных условий для формирования самостоятельной свободной, ответственной, высоконравственной личности [6; 7]. Именно поэтому этнорегиональ-ная система образования должна дать целостное представления о мире, об общечеловеческих и
национальных ценностях, заложить оптимальный объем знаний для развития личности как жителя планеты земля, гражданина россии, представителя своего народа. В связи с этим, вполне естественно, что наряду с общемировыми и российскими достижениями в педагогике, должна вступить в свои права народная педагогика, традиционная культура воспитания, национальная самобытность, которые призваны обеспечить передачу от поколения к поколению опыта народов поликультурных регионов, их нравственных устоев, способных предотвратить духовное обнищание молодежи.
Следует констатировать, что проводимая в ряде поликультурных регионов северного кавказа плюралистическая политика осуществления реального многоязычия (би- и мультилингуальносги) при одновременном действии нескольких государственных языков, означающая, что только функциональностью языка определяются пределы и масштабы его применения, оказывается в русле ведущих тенденций развития национально-региональной образовательной политики российской федерации.
Развитие многоязычия в поликультурных регионах имеет две траектории, проблема имеет отношение и к социальному контексту в целом, и к образованию, в частности, поскольку обе они связаны с информацией (научной, образовательной, коммуникативной и т.д.). Доступ к данной информации и умение использовать ее в интересах каждого гражданина и масштабах всего регионального социума - это и определяет образовательную значимость современного многоязычия.
С другой стороны, российская федерация и все ее поликультурные субъекты - социально ориентированное государство, главной обязанностью которого является обеспечение общественной безопасности и создание условий для социальной и экономической деятельности граждан.
Таким образом, многоязычие в образовании выступает в поликультурном регионе как важный элемент в создании условий экономической активности, социальной адаптации и социальной защиты граждан республики.
Системообразующим фактором развития личности в поликультурной воспитательной среде республики является интеграция академической и внеакадемической деятельности и коллективного творчества обучающихся, основанная на традициях образовательного учреждения, сложившемся укладе жизни, взаимодействии с социумом. Показателем успешности студента является «портфолио» достижений во всех сферах жизни учреждения. Формирование «порт-фолио» происходит в процессе участия в интегрированных спецкурсах, научных студенческих объединениях и клубах, предметных, художественных, спортивных кружках и секциях, взаимодействия с учреждениями образования республики. Данная деятельность реализуется: - в учебно-производственном процессе (учебно-исследовательская деятельность, участие в научно-практических конференциях, РЯ-компании с работодателями, интегрированные спецкурсы, создание учебных проектов, конкурсы профессионального мастерства, проектирование индивидуальной образовательной и творческой траектории, информатизация процессов образования и воспитания и др.);
— в системе поликультурного воспитания (участие в конкурсах и акциях, в волонтерском движении; создание и реализация социально-образовательных проектов). Эффективность поликультурной воспитательной системы определяется: сформированностью у студентов определенных компетентностей, в соответствии с прогностической моделью профессионально-личностного развития студента в условиях поликультурной воспитательной среды, как интегральных качеств успешной личности, чувствующей себя уверенно в условиях высокой динамики социально-экономических, политических и прочих изменений, присущих современному обществу; преодолением барьеров, мешающих нормальному общению и развитию студентов из разных этнических и культурных групп.
В процессе поликультурного воспитания важно использовать активные методы, уже доказавшие эффективность и нашедшие признание в педагогике: диалог, дискуссия, моделирование, ролевые игры, рефлективные методы обучения и пр. Подобную методику уместно применять с учетом целей, функций, содержания поликультурного воспитания. Так, при социокультурной идентификации личности студента результативны исторические тексты, изучение местных обычаев, этикета; при освоении понятий поликультурности - лекции, эвристические беседы, работа с источниками; при развитии навыков межкультурного общения - диалог и пр.
Изменения в организации поликультурного образования происходят за счет освоения новых социокультурных и образовательных идей, моделей или технологий, что позволяет изменять элементы педагогических систем: целей, условий, содержания, средств, методов и форм организации соответствующих образовательных процессов. Необходимость моделирования управления поли-кулыурной воспитательной средой современного университета обусловлена рядом факторов:
- интенсификацией миграционных процессов в регионах страны;
— неравномерностью социально-экономического развития регионов;
- усиливающимися и ускоряющимися процессами международной интеграции; научно-техническим прогрессом.
Исходным моментом построения образовательной системы нового типа является поиск реальных источников развития внутренней системы. Подход к управлению функционированием и развитием поликультурного образования в образовательных учреждениях предполагает, что используемые методы и формы организации решения управленческих задач должны быть такими, чтобы как можно большее число педагогов были вовлечены в управление, особенно в выявление проблем, анализ их причин, поиск способов решения, выбор новшеств, планирование их внедрения, реализацию инновационных проектов [5]. Для этого необходимы условия, обеспечивающие их личную и профессиональную заинтересованность в развитии поликультурного образования.
Исследование показало, что управление образовательной средой определяется спецификой самой социально-педагогической системы, включающей в себя сознательное, планомер-
ное и целенаправленное воздействие субъекта управления на все стороны развития вуза для обеспечения оптимального функционирования образовательного процесса, способствующего комплексному развитию всех участников педагогического взаимодействия. При разработке стратегических и тактических задач развития поликультурной воспитательной среды вуза управленческому персоналу необходимы управленческие решения, которые минимизировали бы вероятность негативных последствий.
Ключевыми предпосылками достижения намеченных результатов деятельности, которые необходимо учитывать при планировании управленческих действий, разработке педагогических технологий их диагностики и оценке качества поликулыурного образования, являются разработка и реализация мероприятий, активизирующих личностное и профессиональное развитие студентов.
Анализ проведенных исследований позволил сделать вывод о том, что на сегодняшний день недостаточно разработаны именно технологии воспитания студентов, которые, используя потенциалы национальных культур, способствуют успешной социализации в поликультурной среде. Более того, не определены психолого-педагогические основы и комплекс мер по организации социально-педагогической поддержки и защиты личности обучаемого с учетом региональной специфики. В этой связи назрела необходимость в разработке основ реализации профессиональной образовательной политики, в которой отражались бы особенности работы со студентами, получающими профессиональное образование в поликультурной социальной среде.
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. 416 с.
2. Белогуров А.Ю. Этногенез и «национально-региональный компонент» II Высшее образование в России. М., 2002. №6. С. 34-38.
3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.
4. Марр Н.Я. Избранные работы. Т. 4. M.-JL, 1936.
5. Монако Т.П., Белогуров А.Ю. Роль дисциплин общеобразовательного цикла в профессиональном становлении современных специалистов // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». Выпуск 6. Челябинск, 2005. №15 (55). С. 160-169.
6. Holmes P. Intercultural dialogue: challenges to theory, practice and research II Language and Intercultural Communication. 2014. Vol. 14. № 1, pp. 1-6.
7. Investing in cultural diversity and intercultural dialogue: UNESCO world report. Luxemburg: UNESCO Pulishing, 2009. 420 p.