УДК 316.33
ТОРОТОЕВА А.М.*, ЯДОВА М.А.** ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19. (Обзор вебинаров). DOI: 10.31249/rsoc/2021.02.05
Аннотация. В обзоре представлены мнения экспертов из разных стран (участников международных вебинаров) о влиянии пандемии COVID-19 на трансформацию высшего образования в Великобритании, Республике Корея и России. В ходе обсуждений были озвучены выводы о переходе университетов на дистанционное обучение и воздействии цифровой трансформации на студентов, педагогов и концепцию образовательного пространства.
Ключевые слова: университет; студенты; высшее образование; киберуниверситет; пандемия COVID-19; коронавирус; цифровая трансформация образования; онлайн; Интернет; психическое здоровье.
TOROTOEVA A.M., YADOVA M.A. Transformation of higher education during the COVID-19 pandemic. (Review of webinars).
Abstract. This review presents the views of education experts from around the world regarding the impact of the COVID-19 pandemic on the transformation of higher education in the UK, the Republic of Korea and Russia. During the discussions, conclusions were voiced about the transition of universities to distance learning and the impact
* Торотоева Айыына Михайловна - младший научный сотрудник отдела социологии и социальной психологии Института научной информации по общественным наукам РАН. E-mail: [email protected]
** Ядова Майя Андреевна - кандидат социологических наук, заведующая отделом социологии и социальной психологии Института научной информации по общественным наукам РАН. E-mail: [email protected]
of digital transformation on students, university staff and the concept of educational space.
Keywords: university; students; higher education; cyber university; COVID-19 pandemic; coronavirus; digital transformation of education; online; Internet; mental health.
Для цитирования: Торотоева А.М., Ядова М.А. Трансформация высшего образования в условиях пандемии COVID-19. (Обзор вебина-ров) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 11: Социология. - 2021. - № 2. - С. 54-65. DOI: 10.31249/rsoc/2021.02.05
Пандемия COVID-19 стала одним из наиболее невероятных по сложности вызовов, с которым столкнулось человечество за последние десятилетия. Урон, нанесенный экономике большинства государств, привел к снижению уровня жизни и социальной защиты населения. С самого начала пандемии от правительств разных стран мира требовалась быстрая и эффективная реакция на кризисную ситуацию, в корне изменившую привычную работу социальных институтов и способы взаимодействия между людьми. Практически все сферы жизни общества столкнулись с необходимостью немедленной трансформации, которая позволила бы адаптироваться и создать условия для комфортного перехода в другую -цифровую - среду. Так, образовательные учреждения были вынуждены перевести свою деятельность в онлайн-формат, что подтолкнуло исследователей к переосмыслению самой сути концепции высшего образования.
Поиск вузами альтернативных способов предоставления образовательных услуг детерминирован рядом социальных, культурных, технических и иных факторов. По объективным причинам некоторые страны оказались лучше подготовлены к ситуациям, требующим быстрой смены традиционной модели обучения на более эффективный формат. В этом случае можно говорить о своеобразном межстрановом «цифровом разрыве». Там, где инфраструктура позволила за короткие сроки создать условия для дистанционного обучения, процесс перехода к инновационным моделям образования прошел безболезненно, в то время как государства с невысоким уровнем научно-технологического развития
столкнулись с серьезной проблемой адаптации к коронавирусному кризису.
Например, Великобритания и Ирландия являются странами с высоким индексом уровня образования, и многие их высшие учебные заведения занимают лидирующие позиции в мировых рейтингах1. Именно поэтому опыт перехода британских и ирландских вузов на дистанционное обучение представляет особый интерес. Цифровая трансформация местного высшего образования стала главной темой обсуждения круглого стола «Цифровая трансформация в университетах Великобритании: обучение студентов навыкам будущего», проведенного при поддержке еженедельного британского журнала Times higher education и популярного он-лайн-сервиса в сфере массового образования Coursera for Campus [Digital transformation in UK ... , 2020]2. На заседании выступили представители ведущих высших учебных заведений Великобритании и индустрии онлайн-образования. Модератором дискуссии стал редактор специальных проектов Times higher education Али-стер Лоуренс.
Бывший вице-президент по вопросам образования Шеффилдского университета Вин Морган считает, что на сегодняшний день существует необходимость изменения некоторых программ обучения, содержание которых не всегда соответствует выбранному направлению и не имеет ценности для развития качеств, требуемых для дальнейшей карьеры студентов. Главной задачей высшего образования является приобретение и развитие необходимых компетенций и навыков, а концепция обучения на протяжении всей жизни, тесно связанная с дистанционным обучением, становится все более популярной. Морган отмечает, что с началом пандемии наибольшим изменениям подверглись основы преподавания
1 Великобритания находится на седьмом месте из 35 стран мира с наиболее высоким индексом уровня образования (данные за 2018 г.). Подробнее см.: https://evroportal.ru/immigratsiya/uroven-obrazovaniya-v-mire-reytingi-stran/ (дата обращения: 10.02.2021).
2 Программа Coursera for Campus предоставляет вузам из любой точки мира единую систему регистрации, журналы результатов обучения, инструменты обнаружения плагиата и другие полезные возможности для получения качественного онлайн-образования.
и политика оценивания работ студентов, а также трансформировался способ взаимодействия со студентами.
Продолжила размышлять на эту тему проректор Кингстон-ского университета Энн Боддингтон, которая обратила внимание слушателей на то, что восприятие университетов как мест, где студенты могут получить доступ к обучению на протяжении всей жизни, может положительно повлиять на качество образования. Однако такая трансформация требует большей гибкости со стороны высших учебных заведений. Кроме того, одной из главных для современных университетов является проблема «цифровой бедности», для решения которой, необходима сеть, позволяющая университетам делиться информационными ресурсами. Но, с сожалением констатирует Боддингтон, не все учебные заведения готовы пойти на это.
В свою очередь, вице-президент по международным отношениям Тринити-колледжа в Дублине Джульетт Хасси подчеркнула, что ситуация с коронавирусом вынудила университеты за рекордно короткие сроки перевести большинство очных занятий на интернет-площадки. Несмотря на спешку, процесс обучения идет достаточно гладко и техническая сторона дистанционного обучения не создает проблем. Однако переход «в виртуальность», по мнению Хасси, породил другую проблему - одиночества. Студенческие организации и клубы играют важнейшую роль в социализации молодежи, а студенческую активность невозможно заменить онлайн-альтернативами: после продолжительной работы в Zoom даже самые активные студенты устают и не имеют мотивации дальше общаться в сети. Отсутствие социального аспекта обучения может привести к коммуникационным сложностям и снизить работоспособность. Также студенческие организации нередко становятся стартовыми площадками для дальнейшего развития карьеры. Более того, такая активность напрямую влияет на становление личности и создает возможность для развития новых навыков.
Проректор по глобальным вопросам Ланкастерского университета Саймон Гай рассказал о том, что их университет столкнулся с необходимостью внедрения цифровых технологий в обучение еще до пандемии. Это было связано с тем, что у данного университета есть удаленные кампусы, в том числе находящиеся в Китае.
В итоге сотрудниками университета была разработана новая цифровая стратегия, оказавшая положительное влияние на организацию учебного процесса и управления вузом. Например, был введен смешанный режим обучения, который в целом оценивается положительно, хотя у некоторых студентов есть ощущение коммуникативного вакуума и оторванности от сокурсников, особенно это касается тех, кто недавно поступил в университет. Вместе с тем для преподавателей новый режим работы может оказаться удобнее прежних условий преподавания и тогда возращение «за кафедру» будет воспринято ими негативно. Эти и другие проблемы делают переосмысление концепции кампусов одной из ключевых тем при обсуждении университетского образования, резюмирует свое выступление С. Гай.
Схожие разработки новой стратегии гибкого обучения в до-пандемийные времена велись и в Ноттингемском университете, о чем рассказала и.о. проректора по вопросам образования этого вуза Джейн Макнил. По ее словам, принятый в университете систематичный подход к образованию помог достаточно безболезненно осуществить переход к дистанционному обучению в связи с пандемий COVID-19. Специалисты, готовящие университет к такому переходу, «по горячим следам» выявили недостатки существующей образовательной модели, стараясь особо поддержать социально незащищенные группы студентов. Дополнительные усилия были направлены на создание команды университетских работников, которые отвечают за общение со студентами и доступ к необходимому для обучения программному обеспечению.
Заместитель ректора по вопросам предпринимательства и образования Университета Стратклайда (г. Глазго, Шотландия) Элеонора Шоу привела результаты опроса студентов их университета, согласно которым молодежь позитивно восприняла отказ от очных занятий. Вместе с тем многие респонденты признались, что чувствуют себя неуютно из-за недостатка общения со сверстниками, невозможности вживую обсудить с ними пройденный материал или текущие новости.
Также в обсуждении принял участие директор программы Coursera for Campus (в странах EMEA) Майк Дамиано, который считает, что перед Coursera стоит задача преодоления проблем с коммуникацией. Например, страны или регионы, в которых Ин-
тернет недоступен для большинства населения из-за чрезмерно высокой стоимости, столкнулись с проблемой «цифровой бедности». Отсутствие нормального интернет-соединения является одной из важнейших проблем в эпоху цифровизации и вынужденного перехода на дистанционное обучение. В некоторых странах, по словам Дамиано, у части студентов существуют проблемы даже с доступом к электричеству и необходимой технике для учебы онлайн. Кроме того, определенные трудности создает большая нагрузка на психическое здоровье участников учебного процесса, возникающая в ходе плохо лимитированного процесса обучения в онлайн-режиме. Вероятно, именно поэтому за последние шесть месяцев одним из наиболее востребованных в Великобритании курсов на Coursera была «Наука о благополучии» (Science of well-being).
В качестве изменений, которые оказала пандемия COVID-19 на рынок труда, Дамиано отметил усилившийся интерес к дополнительному образованию, соответствующему новым стандартам работы. Если до пандемии число организаций - партнеров Coursera достигало 30, то в конце 2020 г. их стало более 4000. Дистанционное обучение может положительно повлиять и на экономическую ситуацию в стране. Гибкая модель обучения тормозит традиционные формы мобильности и способствует «закреплению» людей в отдаленных регионах. Виртуальные кампусы могут решить проблему «утечки мозгов» и позволят сохранять талантливых специалистов там, где необходимость в них выше.
Также достаточно интересен опыт Республики Корея, цифровое развитие которой сыграло важную роль в реализации в стране эффективной стратегии экономического роста и цифрови-зации ключевых сфер жизни общества, включая образование. Ниже обратимся к докладам о борьбе Южной Кореи с пандемией COVID-19, которые были заслушаны во время вебинара «Уроки цифровой реакции Кореи на COVID-19», проведенного Всемирным банком при поддержке Национального агентства информационного общества (NIA) Кореи и Фонда партнерства Кореи [Learning from Korea's digital response ... , 2020].
Быстрая реакция южнокорейского правительства и развитие цифровых технологий стали ключевыми факторами в борьбе с новой коронавирусной инфекцией и ее последствиями. Так, перво-
степенной задачей администрации президента Мун Джэина стала минимизация влияния кризиса на экономику, сохранение рабочих мест и всеобщая осведомленность граждан о ситуации в стране. Для этого были созданы различные приложения для мобильных устройств, с помощью которых жители страны могли бы самостоятельно проверить наличие средств защиты в аптеках, отследить маршрут передвижения подтвержденных случаев заражения и при необходимости своевременно обратиться за медицинской помощью. Кроме того, правительством курировалась разработка специализированных порталов, на которых собрана вся информация о СОУГО-19, и проектов «умных городов», служащих платформой для выявления и решения различных локальных задач.
Что касается сферы образования, в Южной Корее, как отмечает эксперт Менха Хон из Национального агентства информационного общества, были реализованы проекты для создания цифровой образовательной среды для средних и высших учебных заведений, направленные на улучшение качества и содержания образовательных программ.
Другой спикер, директор Корейской информационной службы по образованию и исследованиям при Министерстве образования Республики Корея Санхен Чан в своем выступлении отметил, что, как правило, процесс изменений в образовательной сфере при всей их необходимости происходит постепенно. Тем не менее в результате коронавирусного кризиса трансформации осуществлялись стремительно. Это было бы невозможно без государственной поддержки, в рамках которой южнокорейское правительство предоставляет университетам платформы для дистанционного обучения.
Таким образом, опыт Республики Корея является примером хорошо скоординированной работы органов власти и учебных заведений. Также вероятной причиной успеха является тот факт, что практически все дома южнокорейцев имеют доступ к Интернету. К тому же цифровое образование чрезвычайно популярно в Южной Корее: с начала XXI в. в стране было создано более 20 так называемых киберуниверситетов - вузов, строящих процесс обучения посредством активного внедрения цифровых технологий.
В связи с этим особый интерес представляет доклад председателя совета корейских цифровых университетов Джунреля Кима
«Ведущая роль дистанционного образования и повышение конкурентоспособности содержания образовательных программ», который он представил на президентской сессии UCN (University Competitiveness Network) - 2020 [^Ж^ ... , 2020]. По его мнению, трансформация традиционной формы образования будет продолжаться вне зависимости от коронавирусного кризиса и в будущем киберуниверситеты станут лидерами в сфере образования. Эти вузы лучше приспособлены к конкуренции, так как вынуждены соответствовать быстро меняющимся стандартам современного образования и требованиям студентов, зачастую представляющих разные поколения. У данного типа вуза, по мнению докладчика, нет другого выбора, кроме как постоянное развитие.
Профессор Ким подчеркивает, что для любого образования информация является ключевым ресурсом, но для дистанционного образования она - основа основ; с переходом на дистанционное обучение работа над содержанием образовательных программ обычно усложняется, что позитивно влияет на качество этих программ. Кроме того, конкуренция между «цифровыми» вузами и высокие требования к киберуниверситетам создали условия для эффективного перехода на дистанционное обучение для традиционных университетов, которые охотно использовали опыт коллег и переняли созданные теми программы обучения.
Наверное, мы не удивим читателей, сказав, что подобные обсуждения проводятся и в нашей стране. В качестве примера приведем панельную дискуссию руководителей и проректоров российских вузов «Трансформация высшего образования в условиях пандемии - от шока к цифровой педагогике», состоявшуюся 25 июня 2020 г. в рамках VII Летней школы преподавателя на базе образовательной платформы «Юрайт» [Трансформация высшего образования ... , 2020].
Платформа «Юрайт» не первый год организовывает такие школы, предполагающие занятия для специалистов в сфере высшего и среднего профессионального образования. В 2020 г. предметом обсуждения Летней школы преподавателя стали вопросы, связанные с переходом к дистанционному формату обучения. Планировалось, что участники Школы за пять дней вебинаров и дискуссий освоят актуальные навыки, необходимые для эффективной педагогической работы в цифровой среде. В дискуссии, о
которой пойдет речь, приняли участие ректоры и проректоры известных российских вузов: Высшей школы экономики, Государственного академического университета гуманитарных наук, Уральского федерального университета, Астраханского государственного университета, Московского физико-технического института, Северо-Кавказского государственного университета и др. Модераторами стали основатель и руководитель компании, занимающейся вопросами профессионального электронного образования «Е-проф» А. Молчанов и генеральный директор образовательной платформы «Юрайт» Н. Рыбкина.
В числе тем для обсуждения были следующие: уроки экстренного перехода в онлайн-режим для студентов и преподавателей; ресурсы и инструменты для повышения эффективности дистанционного образования; преимущества и трудности организации онлайн-обучения, приобретенные навыки, новые квалификационные задачи; специфика управленческих решений, связанных с переходом «в дистант».
Одним из спикеров мероприятия стал ректор Государственного академического университета гуманитарных наук Д.В. Фо-мин-Нилов, который поделился опытом работы своего университета в дистанционном формате. Он отметил, что во время режима самоизоляции ГАУГН столкнулся с тремя ключевыми блоками проблем. Первый связан с изменениями нормативно-правовой базы под новый, цифровой формат обучения. Второй блок - программно-технологические трансформации, которые подтолкнули к активному процессу отладки и выбора программного обеспечения (Zoom, Teams и пр.) для образовательных нужд. На этом этапе определенные трудности были обусловлены характерным для нашего общества социальным расслоением: некоторые студенты (шире - участники образовательного процесса) оказались в невыгодных условиях из-за отсутствия у них необходимого домашнего оборудования для онлайн-обучения. Третий блок проблем, оказавшийся самым важным и сложным, - это консерватизм российской культуры. По словам Д.В. Фомина-Нилова, реальная ситуация опровергает ставшее расхожим мнение о том, что представители поколений миллениалов и зумеров «родились со смартфоном в кармане». Оказалось, что значительная часть молодежи консервативна в вопросах перехода к новым формам обуче-
ния, а «со сменой форматов сохраняется то же число прогульщиков». Отечественной культуре труда и обучения не совсем просто даются цифровые трансформации. К тому же «в университетах, где формируется определенная культура и академическое видение мира, невозможно полностью уходить в онлайн»; для формирования личности, которую не получится «полностью оцифровать», крайне важна неформальная социализация и общение со сверстниками и преподавателями, убежден докладчик.
Эти размышления были продолжены проректором по образовательной деятельности Чеченского государственного педагогического университета С.А. Гончаровым, который на примере своего вуза показал, как осуществлялся переход к дистанционному образованию в особой этнокультурной среде. До пандемии ЧГПУ не был вовлечен в киберпространство, поэтому с переходом в он-лайн-режим студенты и преподаватели пережили определенный «шоковый этап». Традиционное для восточной культуры доверие старшим, в том числе преподавателям, сформировало у студентов мотивацию для полноценного освоения новых программ обучения. Почти весь преподавательский состав университета прошел курс повышения компьютерной грамотности, что помогло преподавателям преодолеть чувство страха перед новыми технологиями. В ходе занятий активно использовались ресурсы и возможности платформ «Юрайт», «Лань», онлайн-курсы НИУ «Высшая школа экономики». Для помощи преподавателям и студентам в стенах университета был создан специальный институт дистанционного образования. В числе недостатков российского дистанционного пространства С.А. Гончаров отметил его неструктурированность, хаотичность, отсутствие хороших путеводителей и агрегаторов для ориентации в потоке учебной и исследовательской литературы. Вслед за ректором ГАУГН он выразил сомнения относительно того, что дистанционный формат образования позволит сформировать из студентов всесторонне развитую личность.
Часть докладчиков отметили, что их вузы (например, УрФУ, НИУ ВШЭ, Томский политехнический университет и др.) и до начала пандемии были неплохо встроены в киберпространство, поэтому переход к дистанционному образованию расценивался ими как возможность для экспериментов и дался относительно легко. Вместе с тем, по словам выступавших, существуют вузы
(медицинские, технические, творческие), обучение в которых невозможно без личного общения преподавателя и студента. Эти организации никогда не смогут полноценно встроиться в «новый мир» университетского образования.
Надо сказать, что практически все участники дискуссии солидаризировались с точкой зрения о невозможности сформировать гармонично развитую личность посредством цифровых методик обучения. По словам проректора по международным программам и цифровым инновациям МФТИ А.В. Малеева, в этом случае происходит скорее цифровая социализация личности, чем реальная. К тому же есть вероятность, что офлайн-образование станет элитарным, тогда как основная масса студентов будет довольствоваться исключительно «оцифрованными» знаниями. Эту идею поддержала и представитель «практиков от образования» - первый заместитель генерального директора АНО «Национальное агентство развития квалификаций», заместитель председателя Экспертного совета по среднему профессиональному образованию и профессиональному обучению Комитета Государственной Думы по образованию и науке Ю.В. Смирнова. Она убеждена, что обучение и общение в офлайн дают сильнейший синергетический эффект и помогают подготовить эрудированных, хорошо социализированных и разносторонних специалистов.
Таким образом, эксперты из разных стран сходятся во мнении, что в результате пандемии СОУГО-19 высшее образование столкнулось не только с вызовами, но и с новыми возможностями, которые могут стать отправной точкой для фундаментальной трансформации в данной сфере. Вероятно, по ряду причин полное возвращение к традиционной модели обучения становится все менее возможным. Сравнительный анализ уровней подготовки российских и зарубежных вузов к глобальному цифровому повороту в образовании показывает значительное отставание системы отечественной высшей школы. Данный эффект усиливается за счет других немаловажных факторов: традиционной для нашей страны культуры труда и обучения, социокультурного консерватизма большей части населения, свойственного России сильного социального расслоения, включая межрегиональное. Эти и другие детерминанты, вероятно, формируют «особый путь» России и в во-
просах, касающихся цифровых инноваций в сфере высшего образования.
Список источников
Трансформация высшего образования в условиях пандемии - от шока к цифровой педагогике : летняя школа преподавателя - 2020 // Образовательная платформа «Юрайт». - 2020. - 25 июня. - Режим доступа: https://www.youtube. com/watch?v=s--yH3K0ftM (дата обращения: 10.02.2021).
Digital transformation in UK universities : equipping students with the skills of tomorrow // Times higher education. - 2020. - Dec 1. - Mode of access: https://www. youtube.com/watch?v=OT4rTHPPCsQ&feature=emb_imp_woyt (accessed: 10.02.2021).
Learning from Korea's digital response to COVID-19 : online workshop / University of Central Asia. - 2020. - Dec 10. - Mode of access: https://www. youtube.com/watch?v=yRx1pFNQYX8&feature=emb_logo (accessed: 10.02.2021).
seJ^ ^ = Ведущая роль ди-
станционного образования и способы повышения конкурентоспособности образовательных программ : 2020 UCN president summit session 2 // ^^^^^^ = Газета Корейского университета. - 2020. - Dec 2. - Mode of access: https://www. youtube.com/watch?v=jeXmkq3RtIU (accessed: 10.02.2021).