ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КУЛЬТУРЕ И ОБРАЗОВАНИИ. АКИФЬЕВА И.Ю. СТРЕСС-ТЕСТИРОВАНИЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются обстоятельства и особенности форсированного перехода на дистанционное обучение в условиях распространения коронавирусной инфекции COVID-19, проблемы перестройки библиотечного образования в контексте цифровой педагогики.
Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, организация образовательной деятельности, пандемия, библиотековедение, библиотечное образование.
Akifyeva I.Yu.
Stress testing of library education
The article examines the circumstances and features of the forced transition to distance learning in the context of the spread of the coronavirus infection COVID-19, the problems of restructuring library education in the context of digital pedagogy.
Keywords: distance learning, distance learning technologies, organization of educational activities, pandemic, library science, library education. Annotation The article examines the circumstances and features of the forced transition to distance learning in the context of the spread of the COVID-19 coronavirus infection, the problems of restructuring library education in the context of digital pedagogy.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КУЛЬТУРЕ И ОБРАЗОВАНИИ. АКИФЬЕВА И.Ю. СТРЕСС-ТЕСТИРОВАНИЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Формирование информационного общества сделало неизбежным внедрение во все сферы деятельности новых технологий, которые становятся важным стимулом развития экономики любой страны. «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» и программа «Цифровая экономика России» ориентированы на последовательное решение проблем построения информационного общества. Сегодня можно констатировать наличие общемировой тенденции - тотальная цифровизация, активное внедрение цифровых ресурсов в разные сферы деятельности. Это касается и системы высшего образования, где происходит серьезная трансформация.
Постепенное и поэтапное внедрение новых инструментов образования в марте 2020 г. сменилось форсированным переходом на дистанционное обучение в условиях распространения коронавирусной инфекции СОУГО-19. Для системы подготовки библиотечных кадров это стало вызовом, проверкой на устойчивость. Несмотря на форс-мажорный характер произошедших изменений, вузы культуры в целом справились с ситуацией полной неопределенности, с этим своеобразным стресс-тестом: адаптировались к новой информационно-образовательной среде, продемонстрировали высокую степень готовности к экстренной ситуации. Вместе с тем, моментальный
переход высших учебных заведений на дистанционное обучение в связи с карантинными ограничениями из-за коронавируса породил много проблем для всех участников образовательного процесса - студентов, преподавателей, администрации вузов.
На образовательной платформе «Юрайт» в июне 2020 г. в рамках VII Летней школы преподавателя, прошла панельная дискуссия ректоров и проректоров вузов на тему «Трансформация высшего образования в условиях пандемии — от шока к цифровой педагогике», где отмечалось, что «учебные заведения столкнулись с проблемой цифрового дисбаланса внутри студенческого и преподавательского сообщества, из-за этого оказалось невозможно организовать дистанционную сессию, а иногда — даже занятия. Проблема была не только в отсутствии у кого-то компьютеров или Интернета, но и в том, что многие были не готовы к освоению и активному использованию базовых сервисов, проведению дистанционных занятий и до этого никогда не работали с цифровым контентом». [1]
В подготовке библиотечных кадров до марта 2020 г. имеющиеся в сети цифровые инструменты (виртуальные доски, графические редакторы, сервисы для создания презентаций и видеороликов, платформы для создания тестов, онлайн-органайзеры, интернет-библиотеки и многое другое) воспринимались лишь как дополнение к традиционным инструментам образования.
Сегодня предстоит большая аналитическая работа по осмыслению и оценке воздействия произошедших событий на библиотечное образование в долгосрочной перспективе. Существуют противоположные мнения (оптимистичный и пессимистичный): подавляющее большинство преподавателей считают дистанционный формат более трудоемким и менее удобным, прогнозируют долгосрочное негативное влияние произошедших процессов на качество высшего образования в России.
Предварительный опрос преподавателей в СГИК подтверждает это положение.
Дистанционное обучение обострило проблему создания электронного контента. По всем дисциплинам библиотековедческого цикла отсутствуют электронные учебники и учебные пособия. Их разработка - трудоемкий процесс, требующий специальных навыков и приемов. Открытость создаваемых ресурсов и их размещение в сети Интернет усиливает требования к качеству учебных материалов. Для разработки электронных курсов нужна работа команды, в которую наряду с преподавателями-предметниками могут войти ИТ-специалисты, видеооператоры, дизайнеры и др.
В перспективе каждый преподаватель должен разработать содержание курса на новой технологической основе; приобрести навыки, способствующие повышению эффективности самостоятельной работы студентов (соцсети, образовательное видео, тестирование и проверка знаний); более полно освоить электронные образовательные ресурсы (электронные библиотеки, электронные библиотечные системы, электронные курсы, инструменты для дистанционного обучения); разработать методические рекомендации по изучению дисциплины в системе дистанционного обучения для студента.
Наиболее сложным оказалось принятие решения администрации вуза о выборе образовательной платформы и программ для обеспечения полноценного дистанционного обучения. В СГИК освоили программу для делового общения и проведения видеоконференций Microsoft Teams, которая обладает понятным интерфейсом, обеспечивает достаточно хорошее качество связи, работает с разными настольными ПК и мобильными устройствами. На удаленном обучении преподаватели использовали видеолекции, онлайн-лекции, презентации, вебинары, on-line-консультации. Ограниченный набор апробированных средств технологий дистанционного обучения через электронную платформу свидетельствует о серьезных пробелах в организации их применении и в формировании информационно-образовательной среды вуза.
Ситуация с пандемией COVID-19 и принятые из-за нее суровые карантинные меры подвергли серьезному испытанию проверенные схемы организации производственной и преддипломной практики. Библиотеки были закрыты для посещения. Часть заданий по программам практики подверглась корректировке. Библиотеки-базы практики вели консультирование студентов-выпускников в дистанционном режиме.
Обеспечение стремительного перехода на дистанционный формат обучения связано с освоением преподавателями новых цифровых инструментов, использования возможностей для быстрого обмена знаниями и опытом преподавания, освоением ресурсов цифровых библиотек. Востребованы оказались занятия на базе Юрайт.Академии, которая в течение года организовала обучение 10 % всех преподавателей вузов и колледжей России. Педагоги смогли повысить цифровую квалификацию и обучиться методикам и инструментам работы в режиме онлайн. Обучение одновременно сопровождалось тестированием различных методик и практик преподавания в цифровой среде.
В новых условиях в каждом вузе возникает потребность в создании комплекса нормативных документов, регламентирующих процесс обучения в цифровой среде. Интересен опыт Высшей школы экономики, которая разработала «Дистанционный смотритель» - дайджест. В нем собраны инструкции и методические разработки по переходу на дистанционные форматы обучения, представлены новости и опыт практического использования онлайн-форматов в вузовском и школьном образовании.
Несмотря на достаточно широкий круг возникших проблем, положительными моментами экстренного перехода библиотечного образования на дистанционный формат можно считать:
- оперативность принятия многих решений;
- активное освоение цифрового образовательного контента;
- повышение цифровой активности преподавателей;
- самодиагностика готовности преподавателя к современным методикам образования и уровня их владения;
- приобретение новых цифровых компетенций;
- разработка цифрового учебно-методического комплекса библиотечных дисциплин.
Современное библиотечное образование существует в постоянно изменяющемся мире. Цифровая революция, вовлечение вузов культуры в электронную среду ставят новые задачи перед каждым участником педагогического процесса, повышают ответственность за качество образования. При реализации образовательной программы подготовки библиотечных специалистов с применением дистанционных образовательных технологий в каждом вузе должна быть создана современная электронная информационно-образовательная среда, которая максимально полно отражает интересы преподавателя и студента, обеспечивает переход в новое цифровое измерение.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Летняя школа преподавателя 2020 - «Трансформация высшего образования в условиях пандемии — от шока к цифровой педагогике». Панельная дискуссия ректоров и проректоров //URL: https://www.youtube.com/watch?v=s—yH3K0ftM - (дата обращения: 20.02.2021) - Текст: электронный.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Акифьева Ирина Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры библиотечно-информационных ресурсов, Самарский государственный институт культуры, [email protected]