Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ПАНДЕМИИ COVID-19: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ЭКСПОРТА (ОПЫТ РОССИИ И КИТАЯ)'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ПАНДЕМИИ COVID-19: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ЭКСПОРТА (ОПЫТ РОССИИ И КИТАЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экспорт образования / мягкая сила / высшая школа / Россия / Китай / COVID-19 / университет / education export / soft power / higher school / Russia / China / COVID-19 / university
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ПАНДЕМИИ COVID-19: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ЭКСПОРТА (ОПЫТ РОССИИ И КИТАЯ)»

Бобыло А.М.

к.полит.н., советник ректора по международной деятельности, Морской государственный университет,

Владивосток

[email protected]

Инь Жуюй

к.полит.н., м.н.с. Центра исследований экономики и политики стран с переходной экономикой, Ляонинский

университет, г. Шеньян

[email protected]

ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ ПАНДЕМИИ COVID-19: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ЭКСПОРТА

(ОПЫТ РОССИИ И КИТАЯ)

Ключевые слова: экспорт образования, мягкая сила, высшая школа, Россия, Китай, COVID-19, университет. Keywords: education export, soft power, higher school, Russia, China, COVID-19, university.

В начале 2020 г. мир столкнулся с беспрецедентным вызовом глобального масштаба - пандемией новой опасной коронавирусной инфекции COVID-19, которая на фоне разразившегося мощнейшего финансового кризиса очень остро обозначила кризис для всей мировой системы высшего образования. По прогнозам специалистов, последствия кризиса могут привести к весьма неутешительным последствиям: в ближайшее время по всему миру могут обанкротиться тысячи компаний и остаться безработными миллионы человек в таких секторах экономики как туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, авиаперевозки, логистика, индустрия развлечений и объекты культуры.

В сложившихся условиях в обозримом будущем, вероятно, появятся десятки новых профессий, требующих принципиально новых навыков и компетенций с частичным или полным использованием цифровых технологий, применением нестандартных решений, находящихся на стыке междисциплинарных знаний. Так, например, в отдаленном будущем вероятно появятся профессии, связанные с технологией и высокотехнологичным производством на стыке с естественными науками, в особенности будет большой спрос на специалистов по био- и нанотехнологиям. В то же время специалистам потребуется всесторонняя подготовка и знания из самых разных областей технологии и инженерии1.

Все это ставит перед национальными экономиками и университетами ряд важнейших и в то же время непростых задач, эффективность решения которых будет определять будущее человечества на весь XXI век. К числу таких задач, безусловно, относятся и вопросы развития высшего образования. Каким оно будет в новых условиях? Сохранятся ли традиционные формы обучения студентов? Как будет регулироваться сфера экспорта высшего образования на национальном уровне? Эти вопросы представляют несомненный интерес для анализа.

Как пандемия COVID-19 повлияла на развитие экспорта высшего образования?

Глобальная пандемия COVID-19 серьезно затронула более 200 стран и регионов. Согласно данным, опубликованным ЮНЕСКО по состоянию на 15 июня 2020 г. почти 1,1 млрд. школьников и студентов во всем мире не могли посещать школы/университеты, что составило около 62,3% от их общего числа (1-5 апреля 2020 г. данный показатель достиг своего пика в 91,3%). Правительства 123 стран приняли решение о приостановке занятий в школах и университетах и перешли на дистанционный формат обучения2. Очевидно, что в настоящее время основная борьба государств на мировом рынке образования развернется именно в сфере онлайн обучения. Многие ведущие американские и европейские университеты сумели достаточно быстро адаптировать свои программы к новым условиям. Такие известные университеты как Гарвард, Йельский университет, Лондонская школа экономики, Университет Цинхуа и Московский государственный университет начали предоставлять тысячи бесплатных онлайн-курсов для студентов со всего мира. В канадской бизнес-школе Йоркского университета в настоящее время проводятся открытые вебинары по восстановлению экономики после COVID-19. В Уортонской школе бизнеса при Университете Пенсильвании в учебном 2020/21 году появился курс, посвященный тому как компании адаптируются к пандемии. В Европейском институте управления бизнесом INSEAD запустили серию занятий по сопутствующим темам: о разработке вакцин и дефиците на фармацевтическом рынке, о создании «коротких» цепочек поставок, о сочетании рыночных и государственных механизмов финансирования производства лекарств.

Еще одним удачным примером является облачная платформа для групповых занятий Esme Learning, разработанная в Массачусетском технологическом институте, которая используется как цифровой наставник. Система анали-

1 Initiative for ASEAN Integration. - https://www.scp.gov.sg/content/ scp/iai_programmes/about.html

2 COVID-19 Impact on Education. UNESCO. - https://en.unesco.org/covid19/educationresponse

зирует успехи освоения материала в режиме реального времени и оптимизирует программу обучения. В сервисе Outschool находят друг друга репетиторы и ученики. Занятия проводятся не только по академическим предметам, но и по интересам, например мастер-классы по выпечке и по Minecraft. Платформа получила $12 млн. от крупнейших американских венчурных компаний1. Немецкий образовательный сервис how.fm рассчитан на представителей рабочих профессий. Обучающие программы созданы для переподготовки или повышения квалификации в строительстве, производстве и сельском хозяйстве.

Не остались в стороне и азиатские университеты и компании. Так, корейский ИИ-репетитор анализирует он-лайн-обучение. Искусственный интеллект приложения Santa от южнокорейского стартапа Riiid может составлять индивидуальный учебный план на основе анализа прогресса ученика. Приложение обучает английскому уже более 1 млн. пользователей в Южной Корее и Японии. Там Santa стало лидером по продажам среди образовательных сервисов. Теперь компания Riiid объявила о глобальной экспансии. В планах не просто выйти на другие рынки, а внедрить технологию Santa в академическую подготовку студентов к языковым экзаменам.

Таким образом, онлайн-университеты в настоящее время переживают второй подъем. Перед началом пандемии сектор MOOC (Massive Open Online Classes, или дистанционное образование) стабильно сдавал свои позиции. Но режим самоизоляции развернул вектор. С марта по май 2020 года на онлайн-платформу Coursera пришло 10 млн. новых подписчиков, в семь раз больше, чем в 2019 г. Месячный доступ к курсам от вузов со всего мира на Coursera в среднем стоит $39-79, а полноценный университетский диплом по некоторым специальностям можно получить онлайн за $15-40 тыс. У проекта Udacity сейчас та же динамика, хотя еще пару лет назад его существование было под вопросом: интерес к дистанционному образованию падал, пользователи все реже проходили курсы до конца. Средняя стоимость обучения по одному направлению на Udacity - $1,2 тыс., длительность - около полугода при условии, что пользователь занимается десять часов в неделю2.

Переход к массовому онлайн обучению в условиях карантина был осуществлен и рядом ведущих российских университетов: МГУ, ВШЭ, НИЯУ МИФИ, ДВФУ и т.д. Так, например, ректор Высшей школы экономики Я.И. Кузь-минов полагает, что «онлайн-курс является гораздо более мобилизующей формой, чем стандартная лекция. В нем больше встроенных элементов контроля, а освоение материала более устойчивое. Главное преимущество для обучающегося состоит в том, что такой курс можно слушать в любое удобное время. Работа же в условиях кризиса и вынужденной изоляции вынуждает буквально каждого на практике освоить современные технологии. По выходу из кризиса образование уже вряд ли вернется в традиционное состояние»3. Вместе с тем, применительно к техническим направлениям подготовки вопрос перехода к полному онлайн-обучению остается весьма дискуссионным.

Ситуация в российской высшей школе в сфере экспорта образования

Российская высшая школа в настоящее время способна конкурировать с системами образования передовых стран. Со времен Советского Союза сохранился ее богатый генетический, ресурсный, образовательный и научно-технический потенциал: достаточно вспомнить, что российские ученые первыми в мире сумели расщепить атомное ядро, определить структуру ДНК, освоить космическое пространство. В области естественных наук и фундаментальных исследований российское высшее образование занимает первое место в мире. Такие знаменитые российские университеты как МГУ, НИЯУ МИФИ, МФТИ, НГУ, ИТМО, ТГУ неизменно входят в топ-100 мировых предметных рейтингов QS, THE, ARWU по физике, астрономии, информатике и т.д.

Важнейшим приоритетом для российской высшей школы в рамках Федерального проекта «Экспорт образования» Национального проекта «Образование» были и остаются задачи по продвижению национальных университетов в мировое образовательное пространство, выявление и устранение барьеров в развитии интернационализации образования, создание условий для экспорта отечественного образования за рубеж, способствующих оптимальному развитию. По прогнозам специалистов, реализация проекта позволит уже к 2024 г. практически вдвое увеличить численность иностранных обучающихся в вузах РФ: с 225 тыс. чел в 2020 г. до 425 тыс. чел в 2024 г. Помимо обеспечения «притока умов» в страну из-за рубежа перед РФ стоит задача по увеличению объема доходов от обучения иностранных граждан в национальную экономику. Президент РФ В.В. Путин поставил задачу по увеличению объема ежегодного совокупного дохода от экспорта услуг (образование, медицина, туризм, транспорт) до уровня 100 млрд. долл. США4.

В то же время, имея формально мощную систему экспорта профессионального образования, Россия не получает сопоставимых доходов. Так, например, Австралия, принимая столько же студентов, сколько Россия, зарабатывает 18 млрд. долларов в год - Россия менее 1 млрд. долларов. К числу лидеров в сфере экспорта высшего образования традиционно относят такие страны как США (доход от экспорта - 21 млрд. долл. в год) и Китай (12 млрд. долл.).

Повышению качества и росту количества иностранных студентов в России мешает неоптимальная структура иностранных студентов, отсутствие гибких финансовых инструментов и стимулов для талантливых иностранных магистрантов и аспирантов. Серьезным препятствием является нехватка комфортных условий проживания и учебы даже в ведущих университетах России.

1 https://pro.rbc.ru/news/5f3c87599a7947228031796f

2 Там же.

3 Ярослав Кузьминов: Вирусная революция: как пандемия изменит наш мир. - https://roscongress.org/materials/yaroslav-kuzminov-virusnaya-revolyutsiya-kak-pandemiya-izmenit-nash-mir-/

4 Послание Президента Федеральному Собранию РФ на 2018 год. - http://www.kremlin.ru/events /president/news/ 56957

В настоящее время российские университеты, также как и вузы во всем мире сталкиваются с вызовами, связанными с противодействием распространению коронавирусной инфекции COVID-19. Острую необходимость приобретает задача по сохранению контингента иностранных студентов в российских вузах, созданию необходимых условий по предотвращению их массового оттока из страны (гибкая миграционная политика, финансовая поддержка, содействие трудоустройству иностранных студентов и выпускников) при сохранении высокого качества образования, в том числе с применением новых форматов обучения (онлайн-технологии, гибридные формы образования).

В России по решению Министерства науки и высшего образования с 16 марта 2020 г. все российские вузы на время введенного карантина перешли на дистанционное обучение. Следует отметить, что онлайн-образование уже сейчас пользуется у россиян спросом. По одним оценкам, объем национального сегмента рынка онлайн-образования достигнет 53,5 млрд. руб. к 2021 году. По другим - объем рынка в России растет на 20-25% в год и уже по итогам 2020 года может достичь 60 млрд. руб. С другой стороны, все, что касается онлайн-обучения для школьников и студентов, вызывает скепсис со стороны родителей - из-за недоверия с их стороны традиционное образование остается для обучающихся приоритетным. Сказать, как именно будут взаимодействовать система образования и рынок онлайн-образования после пандемии и окажется ли вынужденный переход в онлайн провалом, который после придется наверстать, эксперты затрудняются. Однако, в последние годы благодаря высокому спросу на онлайн-курсы рынок переживает взрывной рост и развивается в два-три раза быстрее обычного. аналитики не сомневаются: будущее - за синтезом традиционных методов преподавания с современными IT-технологиями.

По мнению Я.И. Кузьминова, новые технологии сделают образование менее формальным и более распределенным. В производство образовательного контента войдут ИТ-гиганты. Сейчас в России в эту сферу активно инвестируют такие компании, как 1С, Mail.ru Group, Сбербанк и «Яндекс». Образовательные продукты потеряют университетскую (школьную) академичность, а место традиционных учебников займут цифровые интерактивные комплексы. Появится образовательная среда, где исчезнет разница между основным и дополнительным образованием. В результате, когда этот кризис все же закончится, мир вокруг окажется совсем другим1.

Интернационализация и экспорт образования - одна из сфер, наиболее пострадавших в период пандемии за счет сильного ограничения физической мобильности, а также финансовой нестабильности иностранных студентов. Позиция России на мировом образовательном рынке была достаточно устойчива до пандемии за счет привлечения большого количества иностранных студентов из стран СНГ2, однако развивающийся рынок и постоянная конкуренция за иностранных студентов требуют активного упрочнения позиции России на мировом рынке.

Кроме этого, изменения, связанные с пандемией COVID-19, способствуют появлению новых рисков (а также возможностей) для России как образовательного направления. Прежде всего, это изменения в самом формате образовательных продуктов (например, существенное увеличение доли студентов, заинтересованных в дистанционном обучении), а также изменения в направлении потоков иностранных студентов (например, ожидаемое сокращение числа иностранных студентов в США, Великобритании, Канаде, Австралии и некоторых странах Европы и увеличение числа иностранных студентов в странах Азиатско-Тихоокеанского Региона). Эти и другие изменения глобального образовательного рынка способны в значительной степени изменить статистику и качество иностранных студентов, обучающихся в России.

Для того, чтобы представить текущую ситуацию в России в мае 2020 года группа экспертов из Высшей школы экономики провела опрос руководителей международных служб университетов (70% респондентов), включая деканаты по работе с иностранными студентами (30% респондентов). В нем приняли участие представители 51 университета, при этом 8 университетов - это федеральные вузы, в которых сосредоточена значительная доля всех иностранных студентов в России, остальные респонденты представляют вузы, в которых обучается не менее 500 иностранных студентов.

Более 60% респондентов отмечают, что иностранные студенты остались в России на период пандемии. В работе с иностранными учащимися в период пандемии сотрудники вузов отмечают появление новых сложностей, связанных с миграционными процедурами, а также с организационной поддержкой иностранных студентов. Наибольшие сложности в период пандемии вызывает организация учебного процесса для иностранных студентов, а также необходимость психологической поддержки для этой группы учащихся. При этом большинство респондентов отмечают, что сложностей с размещением иностранных студентов в период пандемии скорее не появилось.

Респонденты указывают, что набор иностранных студентов на дипломные программы - один из основных инструментов интернационализации российских университетов. Наибольшую важность для вузов с точки зрения международной деятельности и рекрутинга представляют программы бакалавриата (76,7%), магистратуры (69,8%), а также набор иностранных студентов на программы довузовской языковой подготовки (41,9%), тогда как программы краткосрочной мобильности в целом рассматриваются как менее важные для университетов.

При этом важным инструментом привлечения иностранных студентов является работа с иностранными рекру-тинговыми агентствами - его используют более 60% опрошенных сотрудников международных отделов вузов. Опасения вызывает тот факт, что согласно опросу, ожидается сокращение числа студентов, поступающих через рекрутин-говые агентства в 2020 году по сравнению с 2019 годом. При этом 30% респондентов ожидают существенного сокращения потока иностранных студентов через этот канал привлечения.

1 Ярослав Кузьминов: Вирусная революция: как пандемия изменит наш мир. - https://roscongress.org/materials/yaroslav-kuzminov-virusnaya-revolyutsiya-kak-pandemiya-izmenit-nash-mir-/

2 Нефедова А.И. Масштабы, структура и цели экспорта российского высшего образования // Мир России. 2017. - № 2. -С. 154-174.

В то же время, университеты также пересматривают стратегию экспорта образования: почти половина респондентов указали, что их вузы планируют создание онлайн-курсов для иностранных студентов, и еще треть опрошенных указали, что университеты планируют создание дипломных программ онлайн, в том числе в партнерстве с другими вузами.

В целом университеты проводят достаточно активную маркетинговую кампанию с привлечением онлайн-инструментов продвижения вузов и образовательных программ. Кроме этого, у большинства университетов есть понимание того, как начинать учебный год в случае, если приезд иностранных студентов будет невозможен в сентябре 2020 года. Несмотря на меры, предпринимаемые университетами, основными вызовами для российского экспорта образования может стать падение числа студентов из двух приоритетных групп - студенты из стран СНГ и студенты из Китая.

Данные опроса показывают, что университеты ориентируются на создание новых продуктов экспорта, соответствующих запросам образовательного рынка - онлайн-курсов и дистанционных образовательных программ, в том числе в сотрудничестве с зарубежными университетами, что является важной мерой в условиях роста популярности дистанционных программ обучения.

Тем не менее, в условиях резких изменений на глобальном образовательном рынке, для поддержания численности иностранных студентов на уровне, сравнимом с 2019 годом, ожидаются меры государственной поддержки, такие как помощь в рекрутинге на государственном уровне (например, через государственные организации), а также создание более простой системы приема иностранных студентов. Таким образом, в настоящее время России необходимо более активное включение в процессы формирования нового рынка международных образовательных услуг, в том числе глобальных цифровых образовательных продуктов, востребованных за рубежом.

Ситуация в китайской высшей школе в сфере экспорта образования

Китай является крупнейшим поставщиком иностранных студентов в мире. В соответствии со статистическими данными международного обзора «Отчет о развитии китайского обучения за рубежом (2019 г.)», подготовленным Китайским аналитическим центром по глобализации (CCG) и изданной Академией общественных наук литературной прессы, в 2019 г. за рубежом обучалось 1,26 млн. китайских студентов (около 25% от общего числа иностранных студентов в мире)1. При этом в самом Китае обучались всего около 400 тыс. иностранных студентов (около 8% от общего числа иностранных студентов в мире). Для сравнения - в России наблюдается обратная ситуация: так, в 2019 г. в российских вузах обучалось 309 тыс. иностранных студентов (около 6%)2, а количество россиян, обучающихся за рубежом составило 56 тыс. чел. Согласно данным ОЭСР за 2018 год, с точки зрения доходов от образовательных услуг, на Россию приходится только 0,7% мирового экспорта образовательных услуг. Это свидетельствует о том, что экспорт российского высшего образования осуществляется в основном из соображений политики «мягкой силы», а не с целью получения дохода.

Китайские студенты оказывают важное влияние на экономическое развитие четырех наиболее популярных для обучения стран (Великобритания, США, Канада и Австралия) Так, согласно данным бюро статистики Австралии, общий доход от обучения китайских студентов в экономику Австралии в 2018 году достиг 37,6 млрд. австралийских долл., уступая по объему только доходу от экспорта стали и угля3. А вклад в экономику США составил 15 млрд. аме-

4

риканских долл.

В условиях пандемии коронавируса в мире, закрытости границ многих стран для въезда иностранных граждан, уже сегодня можно приблизительно оценить финансовые потери и упущенную выгоду стран-экспортеров высшего образования. Так, например, с начала 2020 г. на территорию США, Австралии не смогли въехать более 300 тыс. китайских студентов, лишив тем самым эти страны львиной части дохода. 18,7 тыс. из 40 тыс. китайских студентов российских вузов пока не могут выехать к месту занятий в Россию5.

В целях предотвращения и контроля эпидемической ситуации правительство Китая приняло соответствующие правила по переходу на режим онлайн-обучения. Во время эпидемии, согласно данным Министерства образования Китая, по состоянию на 3 апреля 2020 г. в общей сложности 1454 колледжа и университета по всему Китаю начали онлайн образование, предлагая 7133 тыс. онлайн-курсов, на которые зарегистрировались 1,18 млрд. чел.6

В то же время в первые дни массового перехода китайских образовательных учреждений на дистанционное обучение выявились и серьезные технические проблемы в работе электронных образовательных платформ, например, таких как DingTalk из Alibaba.

1 «ФВД^Шйи (2019)». ФИ^^Ш (CCG). 2019^12^ 12 0 .

2 Костенко Я. Знай наше: за 10 лет число иностранных студентов в России удвоилось // Известия. - М., 2019. - 25 декабря. -https://iz.ru/957311/iaroslava-kostenko/znai-nashe-za-10-let-chislo-inostrannykh-studentov-v-rossii-udvoilos

3 Ferguson H., Sherrell H. Overseas students in Australian higher education: a quick guide / Parliament of Australia. 2019. - 20 June. -https://www.aph.gov.au/About_Parliament/Parliamentary_Departments/Parliamentary_Library/pubs/rp/rp1819/Quick_Guides/OverseasStud ents

4 Kron M. Colleges Brace for Sharp Drop in Foreign Students, Especially From China // The Wall Street Journal. 2020. - July 7. -https://www.wsj.com/articles/colleges-brace-for-sharp-drop-in-foreign-students-especially-from-china-11594114202

5 Около 18,5 тыс. российских студентов не могут вернуться в Китай из-за пандемии // ТАСС. 2020. - 23 июня. -https://tass.ru/obschestvo/8793511

6 ^ГИ. 2020-04-13. - http://news.cnr.cn/dj/20200413/ t20200413 525051760.shtml

К числу главных ориентиров китайской стратегии высшего образования в условиях пандемии эксперты относят следующие установки Правительства КНР:

- Качественное онлайн-образование и дистанционное образование должно стать повсеместным и доступным людям с различным уровнем достатка в Китае;

- Китай трансформирует вектор образовательной политики в сторону самостоятельного обучения своих граждан в связи с тем, что во многих ведущих странах для китайских студентов недоступны стратегически важные для развития страны специальности, а также отсутствует возможность адекватного трудоустройства по специальности;

- Китай постепенно теряет интерес к массовому привлечению иностранных студентов бакалавров и магистров, и, перенаправляя финансовые потоки, отдает предпочтение международным специалистам с подтвержденной квалификацией (зарплата специалиста со степенью варьирует в диапазоне 70-140 тыс. долл.);

- Китай видит возможности кооперации с университетами, готовыми создать совместные образовательные программы по взаимно интересным тематикам, и с сетевыми проектами, вовлекающими представителей реального сектора экономики разных стран.

Основные задачи китайской образовательной стратегии в условиях пандемии:

1. Применение онлайн-обучения и моделируемые экспериментальные учебные ресурсы для облегчения дистанционного обучения;

2. Адаптация курсов стратегического значения (1Т, медицина, химия) для иностранных студентов (ранее эти курсы преподавались только на китайском языке);

3. Внедрение смешанных курсов для иностранных студентов (ранее недоступных в связи с обязательным присутствием студентов в Китае)

4. Создание собственной китайской онлайн-платформы, которая способна заменить существующие зарубежные аналоги с целью сохранения контроля за качеством образования, уникального образовательного контента.

Таким образом, во время пандемии как в России, так и Китае главный акцент делается на повышении роли информационных технологий в образовании, развитие способностей школьников и студентов самостоятельно использовать учебные ресурсы и контролировать процесс обучения. Следует понимать, что онлайн-образование будет играть все более важную роль и в постпандемическое время. Уже в ближайшие десятилетия университеты в их классическом понимании изживут себя. На смену им придут ранее невообразимые по своим масштабам транснациональные техно-холдинги («школа без стен» или «университет для миллиарда), способные создавать и транслировать знания для любого жителя планеты с применением самых современных технологий и методик обучения, привлекать лучших и высококвалифицированных педагогов и исследователей. Они смогут обеспечить более высокий уровень прибыли за счет модернизации процесса обучения и расширения зоны своих услуг. Коворкинги и лаборатории вместо лекционных залов и классных комнат. Значительное увеличение рекреационной и спортивной составляющей образовательных пространств. В ближайшие десятилетия человечество будет инвестировать в строительство новых кампусов.

В то же время для ряда национальных правительств «университеты для миллиарда» - это потенциальный риск, связанный с потерей контроля над собственной национальной повесткой. С одной стороны - увеличивается доля учащихся, которые не видят особой ценности в образовании и не имеют особого интереса к содержанию образовательного процесса. Главный вызов для образовательной системы, являющейся пространством воспроизводства смыслов деятельности общества, - мотивировать людей учиться (в том числе, за счет создания новых смыслов). Образование, отрабатывая свою функцию, вынуждено конкурировать с медиа за внимание таких студентов - что вынуждает делать обучающие программы более привлекательными и интерактивными.

С другой стороны - увеличивается доля сознательных студентов, которые ищут «свой путь», понимают смысл саморазвития, готовы ставить свои собственные цели в этом процессе и не готовы брать «пакетные решения», предлагаемые школами и университетами. Именно эти люди становятся главными потребителями индивидуальных образовательных траекторий, «пронизывающих» границы образовательных институтов, связывающих вместе область учебы, работы и личного развития.

Что касается России и Китая, несмотря на то, что экономика обеих стран не ощутила острых последствий от потери дохода от иностранных студентов, которые не смогли приехать на учебу по сравнению с такими странами как США, Канада или Австралия, все-таки экспортная стратегия в сфере образования, включая финансовую модель, должна быть кардинально адаптирована под новые реалии. России и Китаю стоит ориентироваться на продвижение и развитие своих сильных направлений: гуманитарных и физико-математических дисциплин и образовательных продуктов, которые очень привлекательны для иностранных студентов, создавать новые форматы совместного образовательного сотрудничества через совместные образовательные программы, гибридные формы обучения с активным использованием дистанционных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.