ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ: ВЫЗОВЫ, УРОКИ, ТРЕНДЫ, ВОЗМОЖНОСТИ
EDUCATIONAL SPACE OF RUSSIA AFTER A PANDEMIA: CHALLENGES, LESSONS, TRENDS, OPPORTUNITIES
DOI: 10.38197/2072-2060-2020-223-3-304-322 ЗЕРНОВ Владимир Алексеевич
Ректор Российского нового университета (РосНОУ), председатель совета Ассоциации частных образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций России (АНВУЗ России), член правления Российского союза ректоров, член попечительского совета Ассоциации иностранных студентов России, член совета Российского профессорского собрания, д.т.н., профессор Vladimir A. ZERNOV
Rector of the New Russian University (RosNOU), Chairman of the Council of the Association of Private Educational Organizations of Higher Education and Professional Educational Organizations of Russia (ANUZ of Russia), Member of the Board of the Russian Union of Rectors, Member of the Board of Trustees of the Association of Foreign Students of Russia, Member of the Council of Russian Professor meetings, Doctor of Technical Sciences, Professor МАНЮШИС Альгирдас Юозович
Ректор Московского международного университета, член Правления Вольного экономического общества России, заслуженный работник Высшей школы РФ, член Союза ректоров Москвы и Московской области, академик, член Президиума Международной академии менеджмента, д.э.н., профессор Algirdas Yu. MANYUSHIS
Rector of the Moscow International University, Honored Fellow of the Higher School of Russian Federation, member of the Managing Board of the Free Economic Society of Russia, academician, member of the Presidium of the International Academy of Management, Member of the Moscow Rector's Council, Doctor of Economics Sciences, Professor
ВАЛЯВСКИИ Андрей Юрьевич
Проректор по развитию Московского международного университета, к.э.н.
Andrey Yu. VALYAVSKY
Vice-Rector for Development, Moscow International University, Candidate of Economic Sciences УЧЕВАТКИНА Надежда Владимировна
Заместитель директора Центра прикладных инновационных разработок Московского международного университета, к.х.н., доцент Nadezhda V. UCHEVATKINA
Deputy Director of the Center for Applied Innovation, Moscow International University, Candidate of Chemical Sciences, Associate Professor
Аннотация В статье рассматриваются последствия перехода на дистанционные образователь-
ные технологии, необходимость которого вызвана пандемией COVID-19. Проанализированы преимущества и недостатки такого обучения, с которыми столкнулись школа и высшая школа как в России, так и в мире. Отмечается, что существуют объективные трудности, например, отсутствие технических средств как у обучающих, так и у обучаемых, отсутствие навыков использования цифровых инструментов и др. Необходимо продолжить отработку новых образовательных технологий, апробацию адекватных форм и методов их реализации. В статье представлена позиция Ассоциации частных образовательных организаций России - АНВУЗ России, которая выступила с инициативой начать разработку комплекса мер по поддержке государством высшего образования как одной из приоритетных сфер общественного развития.
Abstract
The article discusses the consequences of the transition to distance educational technologies, the need for which is caused by the global pandemic of COVID-19. The advantages and disadvantages of such training, which faced the school and higher school both in Russia and in the world, are analyzed. It is noted that there are objective difficulties that it is difficult for teachers to overcome in this situation, for example, the lack of technical tools for both teachers and students, lack of skills in using digital tools, etc. What requires the search for new educational formats, means and methods of the pedagogical society. In addition, the authors presented the position of the Association of Private Educational Organizations of Russia -ANVUZ of Russia, which took the initiative to begin developing a set of measures to support the state of higher education as one of the priority areas of social development.
Ключевые слова
Трансформация образовательного пространства, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии, онлайн-обучение, COVID-19.
Keywords
Transition of the educational space, distance education, distance education technologies, online education, COVID-19.
Пандемия COVID-19 - глобальный вызов мировому сообществу
Пандемия, вызванная распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19, коренным образом меняет условия функционирования всех отраслей и сфер народного хозяйства. Начать хотя бы с того, что даже точно определить, когда наступит период «после пандемии» сегодня не представляется возможным. Эксперты спорят, какую конфигурацию будет иметь кривая распространения пандемии: U-, W-, L-образную или какую-то другую форму [1, 2], вырабатывается ли иммунитет у уже переболевших, возможны ли повторные заражения, когда придет «вторая волна» заражений, будет ли коронавирусная инфекция иметь сезонный характер, когда будет разработана вакцина против этого вируса и найдены ли эффективные средства и протоколы лечения уже заболевших и т.д. [3]. Общим местом стали заявления: «мир находится на пороге радикальных перемен», «мир уже не будет прежним», «после коронавируса все будет иначе» и др. Все «говорящие головы из телевизора» (особенно политологи) стали экспертами-вирусологами. Мы постоянно слышим «предсказания», спектр которых чрезвычайно широк: от «все пропало, шеф...» до «врешь, не возьмешь...».
В любом случае ясно, что человечество столкнулось с серьезнейшим глобальным вызовом. Нужен профессиональный системный анализ новой ситуации со стороны экспертного сообщества для выработки адекватной стратегии, позволяющей снизить возможные риски и найти оптимальные пути дальнейшего развития. Важным шагом в этом отношении стал состоявшийся в мае 2020 г. Московский академический экономический форум (МАЭФ), организованный Российской академией наук и Вольным экономическим обществом России. На Форуме ведущие российские ученые и практики дали свои оценки сложившейся ситуации и предложили конкретные рекомендации по преодолению объективных трудностей [4].
Важнейшим негативным результатом коронавирусной инфекции стала мировая рецессия, обусловленная комплексом объективных факторов, вызвавших цепочку следствий: принятие большинством стран мер по противодействию распространению коронавирусной инфекции (карантин, самоизоляция и др.) - закрытие границ - спад производства, прекращение функционирования предприятий ряда отраслей экономики (транспорт, туризм, сфера обслуживания и др.) - разрыв технологических цепочек, сложившихся на основе международного разделения труда, прекращение кооперационных поставок продукции - снижение доходов людей и платежеспособного спроса -приостановка деятельности и закрытие (банкротство) предприятий малого и среднего бизнеса (особенно ориентированных на удовлетворение повседневного спроса) и т.д. Мировой экономический кризис усугубился обвальным падением цен на энергоносители, что особенно сильно ударило по экспортерам нефти, в том числе по России.
За последние 30 лет в мире произошел целый ряд экономических кризисов, включая Глобальный финансовый кризис 2007-2009 годов. Каждый из них сильно ударил по экономическому развитию, но в целом выгоды от связанного с этим развития превысили ущерб в мировом масштабе в годовом исчислении», - сказал администратор United Nations Development Programme (Программа развития ООН-ПРООН) Ахим Штайнер. «COVID-19 - с его тройным ударом по здравоохранению, образованию и доходам - может изменить эту тенденцию». Спад в основных областях человеческого развития ощущается в большинстве стран - богатых и бедных - в каждом регионе. Число погибших от COVID-19 в мире превысило 300 000 человек, в то время как глобальный доход на душу населения в этом году, как ожидается, сократится на четыре и более процента (рис. 1).
Рис. 1. Динамика изменения индекса человеческого развития в мире по годам [5]
В связи с закрытием школ, по оценкам ПРООН, «эффективный коэффициент внешкольных занятий» (доля детей младшего школьного возраста, скорректированная с учетом детей, не имеющих доступа к Интернету) показывает, что 60 процентов детей не получают образование, что приводит к показателю глобального уровня, достигнутого в 1980-х годах [5].
Выступивший на пленарном заседании МАЭФ академик А.Г. Аганбегян дал анализ перспектив развития России в предстоящий период. По его мнению, в 2020 году Россию ждет глубокий структурный кризис. ВВП снизится на 8%, реальные доходы населения на 8-10%, бюджет сократится в полтора раза, финансовые результаты предприятий и организаций - в два раза, число бедных увеличится с 18 до по крайней мере 30 миллионов. Тем не менее, ученый уверен, что в рамках кризиса есть и предпосылки для перехода России к социально-экономическому росту. В первую очередь следует серьезно отнестись к восстановлению доходов, не допустить роста безработицы и бедности. На эти цели академик предлагает направлять по 10-15 трлн руб. в год, основная часть из которых может быть потрачена в виде беспроцентных или низкопроцентных кредитов с государственным возмещением банку кредитной ставки [6].
Пандемия коронавирусной инфекции стала глобальным вызовом, потребовавшим выработки адекватных стратегий, системы мер по снижению возникающих рисков. Сфера образования оказалась одной из немногих важнейших областей человеческой деятельности, способной продолжать эффективное функционирование в особых (чрезвычайных) условиях. Для этого образовательные организации должны были перейти на новую - удаленную - организацию своей деятельности, включающую:
■ обеспечение качественного образовательного процесса на основе дистанционных образовательных технологий;
■ обеспечение удаленного функционирования самой образовательной организации как объекта управления.
Новая ситуация существенно меняет правовой, экономический и организационно-управленческий режим их функционирования, создает дополнительные вызовы, в том числе финансового характера. Для выполнения своей миссии - подготовки высококвалифицированных специалистов международного уровня на основе реализации образовательных программ, соответствующих лучшим мировым стандартам, - образовательные организации в новых чрезвычайных условиях сталки-
ваются с серьезными трудностями. С одной стороны, необходимы существенные вложения в новые дистанционные образовательные технологии, обеспечивающие перевод учебного процесса в формат опосредованного (удаленного) взаимодействия педагогов и студентов, организацию удаленного функционирования образовательных организаций как объектов управления, формирование принципиально нового контента, переподготовка преподавательских и административно-управленческих кадров и многое другое. С другой - объективно сужается финансовая база (доходы) образовательных организаций: падает платежеспособный спрос населения, что для образовательной организации выражается в возникновении существенных рисков: значительном росте обращений обучающихся и их родителей с ходатайством об отсрочке (или снижении) платы за обучение; под вопросом оказывается обеспечение контрольных цифр нового набора студентов; вполне вероятна необходимость пересмотра ценовой политики вузов в сторону снижения; весьма вероятно снижение притока иностранных обучающихся и др.
Проблемы, стоящие перед отечественным образованием в связи с пандемией, и конкретные направления их решения были обсуждены на проведенном Президентом РФ В.В. Путиным 21 мая 2020 г. в режиме видеоконференции совещании. Оценивая сложившуюся ситуацию, В.В. Путин отметил, что «российская система образования и наши школьники, студенты, их наставники выдержали эти испытания, и выдержали достойно» [7].
Выступившие на совещании министры просвещения, науки и образования, ректоры ведущих университетов, директора школ, руководители регионов высказали важные предложения по развитию отечественного образования. Намечено существенно увеличить количество бюджетных мест в вузы уже в 2020/2021 учебном году, ввести льготную (под 3% годовых) систему кредитования платного обучения студентов, лучше отразить сложившуюся ситуацию в национальных проектах и региональных программах, расширить возможность бесплатного использования интернет-ресурсов и лучших дистанционных образовательных программ, скорректировать процедуру выпуска школьников, проведения ЕГЭ, приемную кампанию в вузы и др. В.В. Путин предложил «...ежегодно начиная с 2021 года увеличивать количество бюджетных мест в вузах по приоритетным направлениям развития экономики, социальной сферы. И отдавать эти места преимущественно в вузы регионов. Считаю, - сказал президент, - что мы должны пойти на такой шаг уже в текущем году и выделить дополнительные бюджетные места, чтобы не менее 60 процентов выпускников школ смогли претендовать на бесплатное обучение в высших учебных заведениях» [7].
Новые вызовы существенно осложняют функционирование всех образовательных организаций. Но особенно сильно они бьют по негосударственным вузам, имеющим значительно меньшие возможности по гарантированному привлечению ресурсов развития. В этих условиях обязательные затраты, необходимые для осуществления качественного учебного процесса, содержание и обслуживание имущественного комплекса, выполнение обязательств перед преподавателями и сотрудниками, а также обязательств по уплате налогов и сборов в федеральный и региональный бюджеты, арендные и коммунальные платежи зачастую превышают внутренние (собственные) возможности образовательных организаций.
Негосударственные вузы готовы со своей стороны сделать все возможное для обеспечения качественного выполнения миссии образовательной организации. Однако их собственные возможности ограничены.
Ассоциация частных образовательных организаций России - АНВУЗ России -выступила с инициативой начать разработку комплекса мер по поддержке государством высшего образования как одной из приоритетных сфер общественного развития, в том числе:
■ предусмотреть в национальных проектах, федеральных и региональных программах целевое финансирование поддержки образовательных организаций, особенно в период действия особого режима. Большинство этих вопросов относится к национальным проектам «Образование» и «Наука»;
■ предусмотреть выделение большего количества бюджетных мест (КЦП), выделить дополнительные бюджетные места уже на 2020/2021 учебный год, в том числе для негосударственных вузов;
■ освободить от налогообложения благотворительные взносы на развитие образовательных организаций;
■ ввести освобождение от арендных платежей (или существенное их снижение) образовательных организаций, арендующих площади, находящиеся в федеральной, региональной и муниципальной собственности на период действия особого режима и на фиксированный период после его завершения;
■ снизить размеры страховых взносов, начисляемых на фонд оплаты труда, (например, с 30 до 15% по аналогии с предприятиями малого и среднего бизнеса) на период действия особого режима;
■ ввести освобождение от оплаты коммунальных услуг для образовательных организаций на период действия особого режима;
■ ввести временное освобождение от платежей в части уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов на период действия особого режима;
■ распространить на вузы право воспользоваться льготным кредитом (под 2% годовых) на финансирование затрат на заработную плату работников с последующим погашением задолженности по кредиту государством при условии сохранения стабильного трудового коллектива (неувольнения работников).
Переход на дистанционные образовательные технологии: проблемы и решения
Чрезвычайные меры по противодействию распространению новой коронави-русной инфекции COVID-19 привели к необходимости всем образовательным организациям перейти к повсеместному, а главное, реальному применению дистанционных образовательных технологий. Был издан ряд указов Президента РФ, мэра Москвы, приказов Министерства науки и высшего образования РФ. Мин-обрнауки РФ рекомендовало вузам перейти на дистанционное обучение. В связи с этим все очные занятия, включая лекционные, практические и даже лабораторные (при наличии виртуальных аналогов), были перенесены в виртуальную среду [8-11].
Большинство правительств во всем мире также временно закрыли учебные заведения, пытаясь сдержать распространение пандемии СОУЮ-19. Эти общенациональные закрытия затрагивают почти 70% обучающихся. Большинство стран ввели временное закрытие границ, что затрагивает интересы миллионов зарубежных обучающихся (рис. 2) [12].
По данным Минобрнауки РФ, около 80% российских университетов полностью перешли на дистанционный формат работы со студентами, а из подведомственных Министерству вузов - все 100% (по материалам Брифинга министра науки и выс-
шего образования Валерия Фалькова от 25.03.2020) [13]. Здесь следует заметить, что на самом деле важен не процент формально перешедших на дистант вузов, а качество предоставляемых ими образовательных услуг. А оно, к сожалению, пока у разных университетов очень различается.
Рис. 2. Сведения о закрытии образовательных организаций в мире в связи с COVID-19 (по данным UNESCO на 23.05.2020) [12].
И хотя в большинстве российских университетов уже давно использовалась электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) и дистанционные образовательные технологии, обязательный полный переход на удаленный режим работы для всех участников образовательного процесса оказался серьезным стрессом и был сопряжен с большими сложностями как для администрации учебного заведения, так и для преподавателей и обучающихся.
Как отмечает ректор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова В.И. Гришин, «.если у вас нет проблем, значит, у вас нет дистанта. Решение проблем происходило поэтапно, да и сами проблемы были разноплановыми». Приведенная В.И. Гришиным структуризация проблем перехода на дистант в значительной мере характерна для всех вузов [14].
Первый блок проблем - инструментальный. Преподаватели провели ревизию имеющихся у них технических средств, и первые две недели были посвящены овладению новым инструментарием.
Второй блок проблем - методический. Преподаватели столкнулись с тем, что необходимо методически переформатировать учебные материалы, загрузить их в новый дистанционный формат.
И третий блок проблем, возможно, самый сложный - психологический. Профессуре пришлось перейти определенный психологический барьер при переходе на дистант. Профессия преподавателя сродни актерской. Профессор без студенческой аудитории чувствует себя, как артист перед пустым зрительным залом. Частично эту нехватку живого общения компенсируют занятия в формате вебинаров.
Многие преподаватели уже имели большой опыт проведения дистанционных занятий, поэтому основное внимание было уделено выбору удобной платформы. Сейчас практически все виды аудиторной работы - дискуссии, мозговой штурм,
проектные сессии, групповые презентации, деловые игры - преподаватели проводят в виртуальном пространстве.
Что касается студентов, то, с одной стороны, они относятся к поколению Z, молодые прогрессивные пользователи интернета и различных гаджетов. Технические аспекты не вызвали у ребят никаких затруднений, им даже было интересно апробировать новые форматы проведения занятий. С другой стороны, студенты признаются, что им пришлось выполнять больший объем заданий и больше прикладывать самостоятельных усилий к освоению учебных курсов.
Важными требованиями к системе стали ее надежность, пропускная способность интернет-каналов, наличие учебно-методических материалов и специального контента, ориентированного именно на дистанционное образование, простота создания и размещения такого контента, доступность сервисов и платформ для преподавателей и обучающихся.
Следуя методическим рекомендациям Министерства науки и высшего образования РФ [15], вузы разработали приемлемые для их уровня развития IT-инфраструктуры с учетом доступных собственных и внешних ресурсов, сценарии реализации дистанционного обучения и требования к форматам учебного процесса. В результате у каждого вуза возник свой набор инструментов и сценариев для организации обучения в онлайн-среде.
Наибольшую популярность среди вузов получили LMS-платформы для размещения контента и проверки знаний студентов, вебинарные сервисы для онлайн-лекций и консультаций, социальные сети и мессенджеры для обеспечения коммуникаций обучающихся с преподавателями и рассылок по электронной почте для доставки контента.
Многие вузы смогли воспользоваться бесплатными онлайн-курсами от ведущих российских и зарубежных университетов, размещенных на национальной (НПОО) и международных (Coursera, edX и др.) платформах.
Наиболее популярными, условно-бесплатными зарубежными сервисами, примененными вузами для проведения онлайн занятий, были: Zoom, Skype, Microsoft Teams. Из российских платформ: ВКонтакте, webinar.ru, Вебинар FM.
Для общей характеристики особенностей позиционирования образовательной организации в новых условиях можно рассмотреть результаты обобщенного SWOT-анализа деятельности типичного сильного негосударственного вуза, например, Российского нового университета (РосНОУ) и Московского международного университета (ММУ) при переходе на дистанционные образовательные технологии.
Сильные стороны:
■ Наличие опыта реализации образовательного процесса в электронной информационно-образовательной среде (ЭИОС) на основе дистанционных образовательных технологий. ММУ уже на протяжении ряда лет ведет более 30 основных профессиональных образовательных программ высшего образования (ОПОП ВО) по восьми направлениям подготовки: Экономика, Менеджмент, Государственное и муниципальное управление, Реклама и связи с общественностью, Юриспруденция, Лингвистика, Журналистика, Психология. В ММУ дистанционно учатся более 8 тысяч студентов из всех субъектов Российской Федерации.
■ Наличие специального подразделения (в ММУ это более 30 высококвалифицированных специалистов), отвечающего за качественное обеспечение образовательного процесса в ЭИОС на основе дистанционных образовательных технологий.
■ Наличие современной информационно-коммуникационной инфраструктуры, собственной платформы (включающей программное обеспечение и аппаратно-техни-ческий комплекс) для реализации образовательных программ в удаленном формате.
■ Наличие высококвалифицированного преподавательского состава, способного работать в ЭИОС на основе современных дистанционных образовательных технологий.
■ Наработка собственного контента и технологий (в том числе процедур, протоколов, правил) реализации образовательного процесса в удаленном формате.
■ Регулярное повышение квалификации ППС в области дистанционных образовательных технологий.
■ Постоянный мониторинг качества реализации образовательного процесса, изучение степени удовлетворенности обучающихся, обратная связь со студентами.
Слабые стороны:
■ Риски снижения доходной базы Университета (снижение платежеспособности потенциальных абитуриентов/студентов, вынужденное снижений цен за образовательные программы, снижение набора и др.).
■ Недостаток собственных ресурсов для постоянного развития учебно-методической базы и материально-технической инфраструктуры дистанционного образования.
■ Недостаточная подготовленность некоторых «традиционных» преподавателей при необходимости одномоментно перейти на дистанционные образовательные технологии.
■ Недостаточная техническая оснащенность некоторых преподавателей для ведения качественного образовательного процесса в удаленном формате.
■ Недостаточная техническая оснащенность некоторых студентов для качественного обучения в удаленном формате.
■ Психологические проблемы (у преподавателей и студентов) при переходе на удаленное обучение.
Возможности:
■ Принятие базовых решений со стороны регулятора (Правительство РФ, Министерство науки и высшего образования РФ, Рособрнадзор) в области применения дистанционных образовательных технологий.
■ Меры по поддержке вузов (в том числе негосударственных) со стороны государства (в разработке).
■ Наличие определенного доступного (в том числе бесплатного) отечественного и зарубежного положительного опыта по разработке и применению современных дистанционных образовательных технологий (платформы, контент образовательных программ, методические указания и др.).
■ Повышение готовности потенциальных студентов к обучению в удаленном формате.
■ Повышение доступности и привлекательности дистанционных образовательных программ за счет снижения стоимости обучения.
Угрозы:
■ Снижение качества образования, уровня подготовки и квалификаций специалистов.
■ Недостаточная проработанность нормативной юридической базы регулирования дистанционного образования.
■ Недостаточная помощь со стороны государства вузам (особенно негосударственным) в условиях пандемии: включение в государственные программы поддержки, предоставление льгот по налоговым платежам, аренде и др.
■ «Вымывание» из образовательного пространства небольших (особенно негосударственных) вузов, неспособных выдерживать конкуренцию с крупными государственными университетами.
■ Принудительное замещение собственных образовательных программ (и, соответственно ППС) дистанционными программами крупных центральных университетов, что приведет к снижению качества образовательного пространства в регионах (вплоть до полной его потери).
Рассмотрим некоторые стороны цифровой трансформации образовательного процесса на основе перехода к обучению в электронной информационно-образовательной среде и дистанционным образовательным технологиям подробнее.
Условия для дистанционного обучения
Для оценки происходящего в настоящее время вынужденного перехода на дистанционное обучение необходимо ответить на следующие вопросы:
■ Какие факторы (социальные, институциональные, административные) определили готовность вузов к переходу на дистанционные технологии обучения?
■ Достаточны ли внутренние и внешние ресурсы для осуществления такого перехода? В частности, достаточен ли уровень развития IT-инфраструктуры для технической поддержки изменений? Обладают ли сотрудники и преподаватели необходимыми компетенциями для осуществления поставленных задач?
■ Какие этапы процесса перехода вызвали наибольшие затруднения у участников? Какие организационные механизмы давали сбои?
■ Каковы результаты перехода на дистанционное обучение для студентов, преподавателей, руководителей вузов, административно-управленческого и вспомогательного персонала? В чем причина недостижения целей или негативной обратной связи от участников? Какие проблемы необходимо решить для улучшения результатов?
Одним из условий эффективного осуществления образовательного процесса в удаленном режиме является наличие у преподавателя и студента компьютера (или аналогичного гаджета) соответствующего уровня, доступ к интернету, уровень технологической оснащенности учебного заведения (информационная инфраструктура), наличие эффективных онлайн-платформ для обучения и простой доступ к ним, а также подготовка преподавателей и студентов к дистанционному обучению.
На данный момент имеются выраженные сложности, препятствующие эффективному обучению в ситуации пандемии [16]. Часть из них обусловлена проблемами с надежным подключением к интернету и доступом к цифровым устройствам. Другая - со сложностями в адаптации к особенностям коммуникаций в цифровой среде. В частности, результаты исследования PISA 2018 года [17], в котором приняли участие 79 систем образования стран и отдельных регионов, в том числе 36 стран ОЭСР, охватившего более 600 000 учащихся 15-летнего возраста, показывают довольно неутешительные данные по усвоению ими пройденного материала. Это сопряжено прежде всего с рядом таких негативных факторов для обучающихся, как отсутствие: комфортного места для учебы, доступа к компьютеру для осуществления учебной деятельности, доступа к интернету из дома, удобной онлайн-плат-формы для дистанционного обучения и т.п.
Другая проблема заключается в том, что педагоги вынуждены преподавать в системе, которая к этому не подготовлена. На данный момент мало преподавателей понимает, какие из множества решений являются наиболее эффективными
и как можно их наилучшим образом реализовать. В результате используются не самые удачные практики онлайн-обучения и дистанционное обучение имеет скорее «экстренный» характер. В данном случае дополнительным барьером выступает тот факт, что на сегодня не вполне ясно, какие технологии и форматы наилучшим образом подойдут конкретной возрастной группе учащихся. Отдельной трудностью является ограниченность кооперативных и совместных форм обучения, что особенно актуально для практических областей, таких как музыка, театр, танцы и т.д.
Трудности, связанные с дистанционным обучением, возникают и у самих обучающихся, в особенности у тех, кто не обладает достаточным уровнем внутренней мотивации и нуждается в постоянном внешнем контроле, который в настоящее время ослаблен. Впоследствии это может привести к существенному отставанию от учебной программы уязвимых групп учащихся. В связи с кризисной ситуацией многие школьники и студенты испытывают также эмоциональные трудности, для преодоления которых также необходимы определенные усилия и ресурсы.
Важной проблемой, отмечаемой Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) [18], являются последствия интенсивного онлайн-обучения для здоровья учащихся, которые теперь больше времени проводят перед экранами мониторов, в связи с чем рекомендуется совмещать цифровую деятельность с деятельностью без гаджетов. Онлайн-лекции могут быть сокращены и объединены с нецифровой образовательной деятельностью.
В самой сложной ситуации оказались предметы, основанные на лабораторной базе, которую достаточно сложно оцифровать. Симуляторов лабораторий в открытом доступе не существует, а те, что есть, зачастую не соответствуют уровню сложности образовательных программ и моделируемых реальных процессов.
Положительные стороны онлайн-образования
Естественной реакцией на кризисную ситуацию может стать попытка воспроизвести знакомые системы, например, начать видеотрансляцию традиционных лекций (типа «говорящая голова»). Однако это было бы существенным упрощением и даже профанацией. Цифровые технологии дают возможность организовать обучение по-новому, помочь переосмыслить основные принципы организации современного образования. В данной ситуации пандемический вызов может стимулировать поиск новых творческих решений.
Одним из магистральных путей трансформации современного образования является предоставление обучающемуся возможности самостоятельно формировать гибкие образовательные траектории, обеспечение академической мобильности, позволяющей изучать дисциплины, относящиеся к различным отраслям знаний/специальностей и преподаваемые в различных учебных заведениях. Дистанционные образовательные технологии открывают в этом отношении широкие возможности.
В дистанционном формате появляются новые возможности для сотрудничества, творческих решений, готовности учиться у других и пробовать новые инструменты для обучающихся, которые обретают большую самостоятельность и возможность взять на себя ответственность за свое обучение. Они могут пробовать новые форматы обучения, проходить дополнительные онлайн-курсы, соответствующие их интересам, а также образовывать группы по интересам, делиться своими идеями и достижениями с другими студентами и преподавателями.
Онлайн-образование открывает доступ к высококачественному контенту лучших университетов студентам из самых отдаленных регионов, что очень важно для России с ее огромной территорией и наличием существенных различий в доступности традиционных образовательных услуг.
Дистанционное обучение предоставляет преподавателям возможность разрабатывать творческие проекты, помогающие преодолеть ограничения раздельного местонахождения (например, совместное обучение на основе деловых игр).
Помощь в развитии цифровых образовательных технологий оказывают и высокотехнологичные корпорации, многие из которых предлагают свои инструменты и решения бесплатно. Все эти действия, безусловно, отражают положительные тенденции в обществе.
Перспективы онлайн-образования. Отечественный и зарубежный опыт
Любой кризис больше всего ударяет по болевым точкам и уязвимым группам. Одна из них - недофинансированные системы высшего образования. По оценке академика А.Г. Аганбегяна [19] государственная поддержка образования должна быть увеличена с нынешних 2% до как минимум 5% ВВП. При существующем порядке без всеобщего охвата цифровыми технологиями останутся вузы, не сумевшие сформировать «подушку безопасности», многие «традиционные» преподаватели, малообеспеченные студенты, частично иностранные студенты. В России, как и во всем мире, также готовятся и уже осуществляются меры по поддержке отечественного образования (о предложениях АНВУЗа в этом отношении говорилось в начале статьи).
Анализ зарубежного опыта перехода на дистант в условиях пандемии позволяет выявить ряд проблем, с которыми сталкивается и российское образование. Часть малообеспеченных студентов откажутся от высшего образования в пользу более насущных потребностей. В первую очередь это касается стран с высокой платой за обучение (США, Великобритания, Австралия и пр.). Активный переход на онлайн-образование может отбросить эти страны на несколько лет назад в вопросах равенства между студентами из разных социально-экономических групп.
В ряде стран разворачиваются дискуссии о том, должны ли университеты поддерживать своих студентов, и если да, то как. Африканские университеты дарят или предоставляют на время своим студентам компьютеры и предлагают оплатить им доступ в интернет. Университет Чикаго, элитный исследовательский вуз США, пообещал, что стоимость обучения и других университетских услуг за 2020/21 учебный год не вырастет. 52 тайских университета и ряд вузов в Объединенных Арабских Эмиратах уменьшили плату за обучение. И этот процесс продолжится. Университеты будут предлагать стипендии, фиксировать или снижать плату за обучение для того, чтобы удержать лучших студентов. Это хорошо с точки зрения меритокра-тии и социальной справедливости, но ставит вопрос о дополнительном финансировании университетов со стороны государства [20].
Среди университетов кризис в первую очередь затронет частные вузы, университеты, зависимые от платы за обучение и в значительной степени от денег, поступающих от иностранных студентов. Так, бюджет австралийских вузов на пятую часть состоит из платы за обучение иностранных студентов.
Правительства Австралии, Великобритании и США уже выделили существенные суммы для поддержки своих университетов. В некоторых странах (например США)
создаются экстренные фонды для поддержки иностранных студентов. Сами университеты поддерживают своих студентов, выплачивая материальную помощь, доставляя документы по миграционному сопровождению в общежития и устраивая регулярные онлайн-встречи по поддержке [20].
Передовые мировые университеты сейчас уделяют особое внимание психологической поддержке своих студентов и сотрудников, настраивая системы сервисов по ментальному здоровью под онлайн-формат и повышенный уровень тревоги, страха и одиночества. Здесь наиболее уязвимы университеты, в которых такие сервисы отсутствуют, включая китайские и российские. И там и там есть точечные инициативы в отдельных вузах, обычно идущие от самих студентов и не закрывающие все риски и трудности. Университеты зачастую просто не знают о том, кто нуждается в помощи.
Изменения должны произойти в деятельности сотрудников и преподавателей университетов. Чтобы быть конкурентоспособными, им придется осваивать технологии владения информационными ресурсами, инструментами, взаимодействия со студентами в онлайн-формате. Тот, кто сможет это лучше сделать, тот и будет конкурентоспособным в новой академической среде. Но при этом не следует преувеличивать значимость инструментов, в том числе цифровых технологий. Важнейшим фактором эффективности образовательного процесса остается профессионализм самого преподавателя как носителя современных знаний и навыков, которые он передает студентам.
Многим, даже хорошим «традиционным» преподавателям не хватает навыков работы в цифровой среде. Зачастую у них не было достаточно времени и мотивации на освоение новых инструментов, перестройку образовательного процесса, поддержки со стороны технических служб университета, которые играют важную роль при внедрении новых технологий. Обучение преподавателей в столь сжатые сроки, как правило, свелось к инструктивным внутренним совещаниям, коротким вебинарам от экспертного сообщества, рекомендациям и инструкциям по работе с различными сервисами и платформами, размещенными на сайтах организаций. Вопросы педагогического дизайна и проработки проектов курсов даже не ставились в повестке перехода на дистанционное обучение. Это было оправданно вследствие форс-мажорных обстоятельств, которые заставили вузы мобилизовать все имеющиеся ресурсы и совершить рывок в массовом экстренном внедрении дистанционных образовательных технологий, но не может считаться удовлетворительным в планомерном использовании инструментов онлайн-обучения, требующем гораздо более длительного времени.
Электронный контент, созданный для решения вызванных пандемией кризисных сиюминутных проблем, следует отличать от полноценных онлайн-курсов, предполагающих создание гибкой интерактивной «студентоцентричной» онлайн-среды для контролируемого освоения знаний и навыков обучающимися. И, как следствие, - нет оснований судить об эффективности онлайн-обучения в целом только по тем результатам, которые будут получены в этом «глобальном эксперименте» экстренного перехода на дистанционное обучение.
Мнения экспертов по дальнейшему распространению онлайн-обучения существенно различаются. Директор по связям с общественностью ВШЭ Андрей Лавров предполагает, что после карантина «устаревшие форматы - такие как традиционные лекции - не вернутся назад», а некоторые курсы полностью останутся
в онлайне [21]. Именно в ВШЭ в 2019 году разработали модель, позволяющую прогнозировать активность студентов онлайн-курсов. Модель позволяет отслеживать активность студента внутри курса - например, просмотрит ли он видеолекцию и прочтет ли необходимый материал. Исследование с использованием модели выявило, что 65% студентов имеют нулевую активность уже на второй неделе обучения, и только у 5% студентов активность в ходе обучения повышается [22].
Переход на онлайн-обучение значительной части вузов предлагал еще в конце 2018 года и ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов [23]. Тогда обсуждалось разделение вузов на базовый, продвинутый и ведущий уровни, при которых базовый вуз замещает значительную часть предметов онлайн-курсами, разрабатываемыми ведущими университетами. Такая модель сейчас внедрена в некоторых вузах отчасти вынужденно, из-за карантина. Ее положительные стороны и недостатки должны быть еще оценены профессиональным сообществом. Высшая школа экономики в этом году начала обучение по полностью онлайновой магистерской программе на платформе Coursera.
Многие вузы переходят к смешанному формату очного образования, который включает в себя использование массовых открытых онлайн-курсов, обратную связь с преподавателем через различные удаленные платформы и сервисы.
При переходе в онлайн, естественно, возникают новые роли у сотрудников университетов, связанных с менеджментом и сопровождением образовательного процесса. Онлайн - это не анархия. Когда хочешь - тогда и смотришь лекции. Она требует поддержания электронного расписания, распределение образовательной деятельности, заданий. Большая часть из этого будет переведена в электронный формат. Будет внедряться электронная цифровая подпись преподавателей, ответственных администраторов и менеджеров образовательного процесса. И это тоже принципиально изменит учебный процесс.
Сейчас одна из главных задач - развитие технологий оценивания. Нужно проводить идентификацию того, кто сдает экзамен или выполняет задание. И вообще, отслеживать процесс проведения экзамена, если он проходит в дистанционном формате. Для этого нужно построить систему распознавания лиц. Отработать систему отслеживания самостоятельной работы студента. Эти технологии в последнее время развивались в связи с появлением различных форматов онлайн-образования. Но сейчас их настройка становится задачей национального масштаба.
По мнению экспертов, через некоторое время возникнут центры передачи и оценки знаний, где студент может в виртуальном формате получить доступ к выбранному им самим курсу, пройти тот или иной экзамен в виде диалога с преподавателем или в формате выполнения различных заданий [24]. Правильно подобранные материалы курса, исходя из целей и задач обучения и характеристик учебного процесса в онлайн-среде, обеспечат обучающимся образовательный результат, а преподавателю - положительную обратную связь. Такой подход подразумевает, что онлайн-обучение - это прежде всего когнитивный и социальный процесс, а не просто процесс передачи информации посредством интернета.
Означает ли состоявшийся в значительной мере вынужденный переход на дистанционные образовательные технологии закат классического образования? По нашему глубокому убеждению, это далеко не так. Как и в любом сложном деле, требующем системного подхода и учета целого комплекса взаимосвязанных факторов, такого рода крайности вредны и даже опасны.
Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова приводит такие данные: «Интересно настроение в сфере профессорско-преподавательского состава и как они оценивают происходящее. 96 процентов преподавателей лично перешли на дистанционный формат образования за это время. 91 процент преподавателей считают, что были приняты достаточные меры, которые были приняты в наших университетах. 87 процентов преподавателей считают, что занятия по их курсам все-таки лучше проводить в очном формате, и 67 процентов преподавателей не соглашаются с тем, чтобы в будущем семестре лекции, семинары были в основном в онлайн-формате. Это подтверждает ту мысль, что личное общение, особенно при преподавании фундаментальных дисциплин, дисциплин, связанных с практикумами, с экспериментами, безусловно, потребует формы общения и прежней формы» [7].
«Цифра», телекоммуникации, - подчеркнул В.В. Путин, - открывают колоссальные возможности, вы это всё хорошо знаете. Но, конечно же, они не заменят живого общения учителя и ученика, творческой, командной, товарищеской среды школ, вуза, колледжа. Все слухи и вбросы о том, что дистанционное образование полностью заменит и вытеснит очное, что будут закрыты традиционные школы и университеты, рассматриваю как откровенную провокацию. Тем более что система образования не только учит, но и воспитывает, во многом формирует личность, передает ценности и традиции, на которых основано наше общество» [7].
Никакие удаленные технологии не заменят исключительной роли «университетской среды», именно очное погружение в которую дает не только романтические воспоминания о лучших студенческих годах, но и формирует ядро будущих профессиональных сообществ: выпускники МГУ или Гарварда, НИУ ВШЭ или Массачусет-ского технологического, РосНОУ или ММУ всегда узнают и поймут друг друга. Личные контакты с профессором, экспертом, научным руководителем ничем полноценно не заменить. А навыки человеческого общения в академической среде в значительной мере определяют культурный уровень человека и человечества в будущем.
Поэтому, на наш взгляд, речь должна идти не о подавлении или замене одной образовательной технологии на другую, а о разумном их сочетании, добиваясь усиления преимуществ и ослабления недостатков каждой из них в отдельности.
Университеты в постпандемическом мире
Пандемия коронавируса COVID-19 еще раз продемонстрировала возрастание роли университетов как творческих интеллектуальных центров, драйверов развития, как на уровне стран и регионов, так и глобального мирового сообщества в целом.
Многие вузы выделяют финансовые и человеческие ресурсы на исследования СОУЮ-19. Это открывает широкий простор для фундаментальных и прикладных естественно-научных и социально-экономических исследований этой важнейшей проблемы. Так Российским новым университетом (РосНОУ) разработана и апробирована инновационная технология лечения коронавирусной инфекции с использованием сверхвысокочастотного модулированного электромагнитного излучения. Создан уникальный аппаратно-технологический комплекс, испытания которого в «полевых» условиях лечения тяжелобольных дало очень обнадеживающие результаты.
Университеты исследуют не только вирус сам по себе, но и последствия пандемии для социального и экономического поведения и политических систем в целом. Министр науки и образования РФ В.Н. Фальков предложил «в текущем году запу-
стить новый долгосрочный проект поддержки российских университетов... Главной целью этого проекта должно стать существенное увеличение вклада университетов в достижение национальных целей развития страны» [7].
Это, безусловно, движение в правильном направлении. Более того, учитывая общемировой тренд возрастания роли творческого интеллектуального труда в современном постиндустриальном обществе, соответственно, возрастает и роль университетов как «кузницы» творческих кадров, отвечающих требованиям мирового сообщества XXI века. От самого общества поступает запрос, а от студентов, преподавателей и экспертного сообщества как главных «акторов» университетского движения - предложение на еще большую роль университетов. На наш взгляд, после пандемии увеличится политический вес университетов как экспертных центров и, может быть, возникнет тенденция формирования нового института гражданского общества - института научных советников. В целом со взрывным ростом доверия к экспертному мнению близится эра нового уровня влияния и ответственности университетов - профессиональной и этической ответственности перед студентами, преподавателями и обществом в целом.
Пандемия дала серьезный толчок к переосмыслению важнейших сторон жизни мирового сообщества. Мощную потребность в переменах испытывает мировое и российское образовательное пространство. Нужна новая стратегия развития российского образования. Для того, чтобы российское образование соответствовало новым вызовам, необходимо, не увлекаясь отдельными (хотя и важными) технологическими инновациями (например, дистанционными образовательными технологиями), провести его системную трансформацию в направлении создания современной конкурентной образовательной среды, где найдут свое место образовательные организации различных масштабов, направленностей и правового статуса, в том числе государственные и негосударственные университеты [25]. Большая работа в этом направлении проведена АНВУЗом России при подготовке предложений по так называемой «регуляторной гильотине».
Библиографический список
1. Джон Харди: «Кривая восстановления будет находиться где-то между U-образной и L-образной кривой». Режим доступа: URL: https://www.finversia.ru/interview/dzhon-khardi-krivaya-vosstanovleniya-budet-nakhoditsya-gde-to-mezhdu-u-obraznoi-i-l-obraznoi-krivoi-73791
2. Пандемия COVID-19 глазами математика, или почему классическая модель SEIRD не работает. Режим доступа: URL: https://habr.com/ru/post/500348/
3. «Если мы не справимся к осени - будет вторая волна»: в России стартовало исследование по изучению иммунитета к коронавирусу. Режим доступа: URL: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F %2Fargumenti.ru%2Fsociety%2F2020%2F05%2F664570
4. Московский академический экономический форум. 14 мая - 31 мая 2020 года. «Постпандемический мир и Россия: новая реальность?». Режим доступа: URL: https://maef.veorus.ru/
5. COVID-19 and Human Development: Assessing the Crisis, Envisioning the Recovery. Режим доступа: URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/C0VID-19_and_human_development_0.pdf
6. Материалы Московского академического экономического форума МАЭФ-2020: «Постпандемический мир и Россия: новая реальность?» Источник - сайт Вольного экономического общества России, Режим доступа: URL: http://www.veorus.ru/события/хроника-мероприятий/sostoyalas-onlayn-sessiya-maef-2020/
7 Путин В.В. Совещание по текущей ситуации в системе образования в условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Режим доступа: URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63376
8. Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
9. Приказ Минпросвещения России от 17.03.2020 № 103 «Об утверждении временного порядка сопровождения реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.03.2020 № 57788).
10. Приказ Минобрнауки России от 14.03.2020 № 397«Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации».
11. Указ Мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ (ред. от 07.05.2020) «О введении режима повышенной готовности».
12. COVID-19 Educational Disruption and Response. Режим доступа: URL: https://en.unesco.org/covid19/ educationresponse.
13. Брифинг Валерия Фалькова в пресс-центре Правительства Российской Федерации 25.03.2020. Режим доступа: URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2502
14. Гришин Виктор Иванович. Интервью РИА НОВОСТИ 02.05.2020. Режим доступа: URL: https:// ria.ru/20200508/1571122339.html.
15. Методические рекомендации Минобрнауки от 18.03.2020 «Экспертные разъяснения по вопросам, возникающим в связи с использованием онлайн-курсов в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции». Режим доступа: URL: https://spb.hse.ru/data/2020/03/26/1552979228/ MET0DIChESKIE_REK0MENDATsII_MIN0BRNAUKI_0T_18_03_2020.pdf
16. Агранович М.Л. Организация образования в условиях пандемии. Практика стран ОЭСР. Режим доступа: URL: https://firo.ranepa.ru/novosti/105-monitoring-obrazovaniya-na-karantine/789-agranovich-ekspertiza
17. Learning remotely when schools close: How well are students and schools prepared? Insights from PISA Режим доступа: URL:https://read.oecd-ilibrary.org/view/?ref=127_127063-iiwm328658&title=Learning-remotely-when-schools-close)
18. Resnick L.B. Toward a cognitive theory of instruction //Learning and motivation in the classroom. -Routledge, 2017. - С 5-38.
19. Академик Аганбегян оценил экономическую ситуацию России в кризисе. РАНХиГС. Режим доступа: URL: https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/akademik-aganbegyan-otsenil-ekonomicheskuyu-situatsiyu-rossii-v-krizise/
20. Дара Мельник. Высшее образование в мире: какие проблемы высветила пандемия. Режим доступа: URL: https://www.skolkovo.ru/sp/anti-fragility/article/vysshee-obrazovanie-v-mire-kakie-problemy-vysvetila-pandemiya/
21. Трудности на дистанции. Была ли российская система образования готова к переходу в онлайн из-за коронавируса. «Коммерсантъ» от 28.03.2020. Режим доступа: URL: https:// www.kommersant.ru/doc/4307297
22. Студентов проверили на онлайн-прилежание. Ученые ВШЭ разработали математическую модель оценки программ дистанционного обучения. Газета «Коммерсантъ» №125 от 18.07.2019, стр. 5. Режим доступа: URL: https://www.kommersant.ru/doc/4033814
23. Лекции переносят в онлайн-аудиторию. Ярослав Кузьминов намерен обязать преподавателей читать курсы в цифровом формате. Газета «Коммерсантъ» № 179 от 02.10.2018, стр. 5 Режим доступа: URL: https://www.kommersant.ru/doc/3758336
24. Мир после пандемии: вузы уходят на дистанционку и уже не вернутся? Комсомольская правда. Екатеринбург. 08.04.2020. Режим доступа: URL: https://www.ural.kp.ru/daily/27114/4193198/
25. Зернов В.А., Манюшис А.Ю., Юнусов Л.А. Независимые университеты: системная трансформация образовательного пространства России. Труды Вольного экономического общества России. Том 210, № 2/2018. Москва, Изд. ВЭО России, 2018 г., - 457 с., с. 366-400.
References
1. Dzhon Hardi: «Krivaja vosstanovlenija budet nahodit'sja gde-to mezhdu U-obraznoj i L-obraznoj krivoj». Rezhim dostupa: URL: https://www.finversia.ru/interview/dzhon-khardi-krivaya-vosstanovleniya-budet-nakhoditsya-gde-to-mezhdu-u-obraznoi-i-l-obraznoi-krivoi-73791
2. Pandemija COVID-19 glazami matematika, ili pochemu klassicheskaja model'SEIRD ne rabotaet. Rezhim dostupa: URL: https://habr.com/ru/post/500348/
3. «Esli my ne spravimsja k oseni - budet vtoraja volna»: v Rossii startovalo issledovanie po izucheniju immuniteta k koronavirusu. Rezhim dostupa: URL: https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F %2Fargumenti.ru%2Fsociety%2F2020%2F05%2F664570
4. Moskovskij akademicheskij jekonomicheskij forum. 14 maja - 31 maja 2020 goda. «Postpandemicheskij mir i Rossija: novaja real'nost'?». Rezhim dostupa: URL: https://maef.veorus.ru/
5. COVID-19 and Human Development: Assessing the Crisis, Envisioning the Recovery. Rezhim dostupa: URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/C0VID-19_and_human_development_0.pdf
6. Materialy Moskovskogo akademicheskogo jekonomicheskogo foruma MAJeF-2020: «Postpandemicheskij mir i Rossija: novaja real'nost'?» Istochnik - sajt Vol'nogo jekonomicheskogo obshhestva Rossii, Rezhim dostupa: URL: http://www.veorus.ru/sobytija/hronika-meroprijatij/sostoyalas-onlayn-sessiya-maef-2020/
7. Putin V.V Soveshhanie po tekushhej situacii v sisteme obrazovanija v uslovijah rasprostranenija novoj koronavirusnoj infekcii. Rezhim dostupa: URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63376
8. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 2 aprelja 2020 g. № 239 «0 merah po obespecheniju sanitarno-jepidemiologicheskogo blagopoluchija naselenija na territorii Rossijskoj Federacii vsvjazi s rasprostraneniem novoj koronavirusnoj infekcii (COVID-19)».
9. Prikaz Minprosveshhenija Rossii ot 17.03.2020 № 103 «Ob utverzhdenii vremennogo porjadka soprovozhdenija realizacii obrazovatel'nyh programm nachal'nogo obshhego, osnovnogo obshhego, srednego obshhego obrazovanija, obrazovatel'nyh programm srednego professional'nogo obrazovanija i dopolnitel'nyh obshheobrazovatel'nyh programm s primeneniem jelektronnogo obuchenija i distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij» (Zaregistrirovano v Minjuste Rossii 19.03.2020 № 57788).
10. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 14.03.2020 № 397«Ob organizacii obrazovatel'noj dejatel'nosti vorganizacijah, realizujushhih obrazovatel'nye programmy vysshego obrazovanija i sootvetstvujushhie dopolnitel'nye professional'nye programmy, v uslovijah preduprezhdenija rasprostranenija novoj koronavirusnoj infekcii na territorii Rossijskoj Federacii».
11. Ukaz Mjera Moskvy ot 05.03.2020 № 12-UM (red. ot 07.05.2020) «O vvedenii rezhima povyshennoj gotovnosti».
12. COVID-19 Educational Disruption and Response. Rezhim dostupa: URL: https:// en.unesco.org/covid19/educationresponse.
13. Brifing Valerija Fal'kova vpress-centre Pravitel'stva Rossijskoj Federacii 25.03.2020. Rezhim dostupa: URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/ru/press-center/card/?id_4=2502
14. Grishin Viktor Ivanovich. Interv'ju RIA NOVOSTI 02.05.2020. Rezhim dostupa: URL: https:// ria.ru/20200508/1571122339.html.
15. Metodicheskie rekomendacii Minobrnauki ot 18.03.2020 «Jekspertnye raz#jasnenija po voprosam, voznikajushhim v svjazi s ispol'zovaniem onlajn-kursov v celjah preduprezhdenija rasprostranenija koronavirusnoj infekcii». Rezhim dostupa: URL: https://spb.hse.ru/data/2020/03/26/1552979228/ MET0DIChESKIE_REK0MENDATsII_MIN0BRNAUKI_0T_18_03_2020.pdf
16. Agranovich M.L. Organizacija obrazovanija v uslovijah pandemii. Praktika stran OJeSR. Rezhim dostupa: URL: https://firo.ranepa.ru/novosti/105-monitoring-obrazovaniya-na-karantine/789-agranovich-ekspertiza
17. Learning remotely when schools close: How well are students and schools prepared? Insights from PISA Rezhim dostupa: URL: https://read.oecd-ilibrary.org/view/?ref=127_127063-iiwm328658&title=Learning-remotely-when-schools-close)
18. Resnick L.B. Toward a cognitive theory of instruction //Learning and motivation in the classroom. -Routledge, 2017. - S. 5-38.
19. Akademik Aganbegjan ocenil jekonomicheskuju situaciju Rossii v krizise. RANHiGS. Rezhim dostupa: URL: https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/akademik-aganbegyan-otsenil-ekonomicheskuyu-situatsiyu-rossii-v-krizise/
20. Dara Mel'nik. Vysshee obrazovanie v mire: kakie problemy vysvetila pandemija. Rezhim dostupa: URL: https://www.skolkovo.ru/sp/anti-fragility/article/vysshee-obrazovanie-v-mire-kakie-problemy-vysvetila-pandemiya/
21. Trudnosti na distancii. Byla li rossijskaja sistema obrazovanija gotova kperehodu v onlajn iz-za koronavirusa. "Kommersant#"ot 28.03.2020. Rezhim dostupa: URL: https://www.kommersant.ru/doc/4307297
22. Studentov proverili na onlajn-prilezhanie. Uchenye VShJe razrabotali matematicheskuju model' ocenki programm distancionnogo obuchenija. Gazeta "Kommersant#" №125 ot 18.07.2019, str. 5. Rezhim dostupa: URL: https://www.kommersant.ru/doc/4033814
23. Lekcii perenosjat v onlajn-auditoriju. Jaroslav Kuz'minov nameren objazat' prepodavatelej chitat' kursy v cifrovom formate. Gazeta «Kommersant#» № 179 ot 02.10.2018, str. 5 Rezhim dostupa: URL: https:// www.kommersant.ru/doc/3758336
24. Mirposle pandemii: vuzyuhodjat na distancionku i uzhe ne vernutsja? Komsomol'skaja pravda. Ekaterinburg. 08.04.2020. Rezhim dostupa: URL: https://www.ural.kp.ru/daily/27114/4193198/
25. ZernovV.A.,ManjushisA.Ju,JunusovL.A.Nezavisimye universitety:sistemnaja transformacija obrazovatel'nogo prostranstva Rossii. Trudy Vol'nogo jekonomicheskogo obshhestva Rossii. Tom 210, №2/2018. Moskva, Izd. VJeO Rossii, 2018 g, - 457s, s. 366-400.
Контактная информация / Contact information
АНО ВО «Российский новый университет»,105005, Москва, ул. Радио, д. 22
Russian New University, 22 Radio str., 1050005, Moscow, Russia
Зернов Владимир Алексеевич / Vladimir Zernov
+7 (495) 925-03-83, rector@rosnou.ru
АНО ВО «Московский международный университет», 125040, г. Москва, Ленинградский проспект, д. 17.
Moscow International University, 17, Leningradsky Prospekt, 125040, Moscow, Russia
Манюшис Альгирдас Юозович / Algirdas Manyushis
8 (800) 301-09-30, rectorat@mmu.ru