10. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов [Текст] / Отв. ред. Н. Ю. Шведова. - М., 2008. - 1175 с.
Коньков Владимир Иванович - доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры медиалингвистики Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета, [email protected].
DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10109
М. Д. Корецкий
Челябинский государственный университет
Челябинск (Россия)
ТРАНСФОРМАЦИЯ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ЖАНРОВ НА ПЛОЩАДКЕ YOUTUBE НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЛЕКСЕЯ ПИВОВАРОВА
Данная статья посвящена трансформации телевизионных жанров на площадке YouTube. Это происходит путем перехода различных медийных личностей в Интернет. В работе рассмотрены классификации телевизионных и видеоблогерских жанров. Проанализирована деятельность журналиста Алексея Пивоварова. Детально рассмотрены изменения телевизионного жанра на примере видеоматериала, который посвящен подводной лодке «Курск».
Ключевые слова: трансформация жанров, видеоблогинг, тележурналистика, YouTube, Алексей Пивоваров.
В современном мире прослеживается тенденция, заключающаяся в переходе тележурналистов в интернет-пространство. Это связано с дальнейшим развитием деятельности медийной личности. Часть таких персон совсем уходит из телевизионной сферы, навсегда связывая себя с блогосферой [5. С. 178]. Некоторые личности начинают развитие в Интернете и параллельно при этом ведут активную деятельность на телевидении. Таким образом, аудитория наблюдает за трансформацией жанров. Симбиоз телевидения и блогосферы представляет зрителям совершенно новый продукт [1. С. 232].
Перед началом необходимо разъяснить определение нескольких терминов. Жанр -это такой тип отображения реальной действительности, при котором соблюдается определенный ряд признаков [8. С. 142]. Под форматом в данном исследовании подразумевается продукт, который основывается на определенном жанре, но реализуется путем использования различных нестандартных решений. Видеоблогинг - это такая форма ведения блога, в которой видео выступает основным способом передачи информации [2. С. 191].
А теперь перейдем к классификации жанров журналистики. Принято выделять информационные, аналитические и художественные виды. К первому относят репортаж, заметку или сюжет, выступление. Ко второму - комментарий, беседу, обозрение. К третьему же относят зарисовку, очерк и эссе [13. С. 154].
Стоит отметить, что жанр интервью классифицируется на несколько форматов [9. С. 190]. Начнем с протокольного, его используют в тот момент, когда необходимо получить официальное разъяснение. Собеседником является высокопоставленное лицо. В информационном интервью главной целью оказывается получение каких-либо сведений или мнений. Интервьюируемым может быть неофициальное лицо. Интервью-
портрет - в таком формате акцент ставится на личность собеседника. Интервью-анкета -это некий опрос для определения мнений различных людей [12. С. 63].
Репортаж так же, как и интервью имеет определенную классификацию [7. С. 102]. Событийный - реакция на происходящее событие. Аналитический - описание и выяснение причин возникновения того или иного события. Познавательно-тематический репортаж -на первое место выдвигается жизненная ситуация, описываемая корреспондентом. Репортаж-комментарий - ориентация на мнение человека, который разъясняет аудитории суть события [3. С. 76].
В блогосфере тоже есть жанровая классификация, которую можно разделить на три группы [4. С. 292]. Информационные видео - лайфстайл, обзор новостей, политический блог, тревел-блог, интервью. Обучающие видео - туториал и бьюти-блог. Развлекательные - челлендж, пранк, летсплей, социальный эксперимент, обзор вирусных видео, обзор кино, технический обзор, музыкальное видео.
С постепенным переходом тележурналистов на площадку YouTube жанры начали трансформироваться в совершенно новый продукт [6]. Давление оказывали интернет-рамки и традиционные телевизионные жанры. Ярким примером является Алексей Пивоваров - один из значимых журналистов в настоящий момент. Алексей частично перешел из телевизионной сферы на YouTube, где начал осуществлять свою творческую деятельность.
У журналиста есть определенный стиль, который поспособствовал трансформации телевизионного жанра. Первое, что хотелось бы отметить, - речь. Тембр голоса Алексея имеет особое звучание, что завораживает зрителя. Темп речи средний, с индивидуальными паузами и расстановками акцентов в предложении, которые свойственны исключительно Пивоварову.
Умение держать визуальный контакт со зрителем - не менее важный момент в становлении особого стиля журналиста. На основе нескольких видеороликов можно заметить особую методику удержания аудитории глазами. Во время того, как Пивоваров вводит аудиторию в курс дела, он сначала пристально смотрит в камеру (устанавливает контакт), далее взгляд Алексея устремляется в другую сторону (в этот момент зритель чувствует интригу), потом журналист вновь плавно восстанавливает зрительный контакт с аудиторией.
Отдельное внимание стоит обратить на жестикуляцию. Во всех работах Алексея прослеживаются активные взмахи руками, которые журналист использует при расстановке логических ударений или акцентах на каком-то важном слове в предложении.
Основываясь на индивидуальном стиле журналиста, продакшн-командой был сформирован канал «Редакция» [11]. Это русскоязычный видеоблог, в котором Алексей Пивоваров занимается освещением социально значимых и политических тем. Материалы публикуются в формате документальных фильмов, которые включают в себя интервью и рассуждения самого журналиста. Стоит отметить, что Пивоваров отошел от классического понимания традиционного телевизионного интервью. На своем канале он образовал некий симбиоз блогосферы и тележурналистики, смешал жанры и получил уникальный формат выпусков.
Первые выпуски имеют хронометраж 30-35 минут. Постепенно длительность роликов увеличивается до часа и более. Продолжительность материалов меняется под влиянием телевизионного формата. Для интернет-видео характерен небольшой хронометраж -это одна из исключительных черт такой площадки. Но Пивоварову удалось увеличить продолжительность выпуска, не потеряв при этом вовлеченность аудитории.
Для более подробного анализа трансформации телевизионного жанра мы взяли видео на канале «Редакция» под названием «Неудобная правда о гибели Курска». Видео было опубликовано 23 августа 2019 года и меньше чем за год набрало
более трех с половиной миллионов просмотров, 121 тысячу лайков и 15 тысяч комментариев [10].
Теперь перейдем к более детальному анализу материала. Фильм начинается с небольшой нарезки фрагментов интервью. Это фразы, вырванные из контекста. Некая «шокирующая нарезка» способна в самом начале привлечь внимание аудитории. Такой прием характерен для видеоблогинга. В Интернете очень важно зацепить зрителя в первые 10 секунд, чтобы люди заинтересовались и остались смотреть. Блогеры часто используют данный прием в своих видео. «Шокирующая нарезка» подогревает интерес.
Далее фильм продолжается стендапом Алексея. В кадре появляются титры с именем и фамилией. Данный прием характерен для телевидения. Во всех классических сюжетах принято подписывать регалии человека, который появляется в кадре. На YouTube такое не распространено. Блогеры в последнее время начали писать в таких титрах никнеймы своих профилей в популярных социальных сетях. Но стоит также отметить, что титры, используемые Пивоваровым, трансформировались под влиянием блогосферы и имеют более современный дизайн.
Стендапы журналиста записаны как на месте самого происшествия, так и в специальной студии, которая стилизована под тематику фильма. Первый можно отнести к блогерскому формату, поскольку Алексей повествует о событии «живым языком», а не заученным текстом. Также кадр динамичный, поскольку оператор не использует в этот момент статичную съемку. Второй относится к телевизионному формату, т. к. запись из студии выполнена по всем традиционным правилам тележурналистики - специальная стилизованная локация, профессиональный свет, статичная съемка.
Затем в фильме Алексей Пивоваров использует интервью с различными героями происшествия. Безусловно, такой способ подачи информации свойственен телевизионному. Но журналист в данном фильме принимает большее участие. Аудитория наблюдает, как Алексей впервые знакомится с собеседником, происходят различные спонтанные разговоры. Классический жанр интервью «оживает», приобретает динамику. Это происходит под влиянием площадки, на которой публикуется видео.
Отдельное внимание хотелось бы уделить динамичному монтажу, который способствует удержанию аудитории в Интернете. В ролике используются современные переходы, свойственные для блогосферы. Также немалую роль в фильме играет музыкальное сопровождение. Материал смонтирован так, что музыка является неким разделением между смысловыми частями сюжета. Это также придает динамику.
И еще раз хотелось бы подчеркнуть увеличенный хронометраж ролика, который составляет 1 час и 14 минут. Такой тайминг характерен для телевидения. Но благодаря множеству факторов, которые были перечислены ранее, вовлеченность аудитории не падает.
Таким образом, в ходе анализа фильма Алексея Пивоварова, нам удалось рассмотреть трансформацию традиционного телевизионного жанра интервью. Во-первых, журналист меняет подачу информации, намного свободнее ведет себя в кадре. Во-вторых, изменяется визуальная составляющая. Появляются блогерские переходы, современный дизайн титров, новые динамичные ракурсы съемки. В-третьих, добавляются новые элементы, например, «шокирующая нарезка».
Также стоит отметить выпуски с главными новостями недели, в которых Алексей говорит о том, что волнует общество. На первый взгляд, может показаться, что это классическая телевизионная новостная передача. Но, на самом деле, это формат, который трансформировался за счет YouTube. Во-первых, Алексей произносит речь живо и бодро, как настоящий блогер. Во-вторых, визуализация контента полностью стилизована под блогосферу: используется инфографика, анимация, визуальные эффекты и звуковые переходы.
Список литературы
1. Вакурова, Н. В. Типология жанров современной экранной продукции [Текст] / Н. В. Вакурова, Л. И. Москвинин. - М. : Эксмо, 2015. - 437 с.
2. Видеоблоги как разновидность новых медиа [Текст] : материалы XLV науч. конф. Огарёвские чтения (Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва. Саранск, 8-13 дек. 2016 г.) / отв. ред. П. В. Сенин. -Саранск : Мордов. гос. ун-т, 2017. - С. 190-193.
3. Ермилов, А. Е. Живой репортаж: профессиональные советы тележурналисту [Текст] / А. Е. Ермилов. - М. : Аспект Пресс, 2010. - 110 с.
4. Жанровое разнообразие видеоблогинга в России [Текст] : материалы VII Всероссийской научно-практической конференции Средства массовой коммуникации в многополярном мире: проблемы и перспективы (РУДН. Москва, 10 нояб. 2016 г.) / отв. ред. В. В. Барабаш. - М. : Изд-во РУДН, 2016. - С. 292-295.
5. Жолудь, Р. В. Блогинг и профессиональная журналистика в современных массовых коммуникациях: противостояние или симбиоз? [Текст] / Р. В. Жолудь // Вестн. Воронежского государственного ун-та. Сер. Филология. Журналистика. - 2011. - № 2. -С.177-180.
6. Ипатьева, В. А. История возникновения и этапы развития видеоблогинга в России [Электронный ресурс] / В. А. Ипатьева // Научное издательство «Сибак». - URL: https:// sibac.info/joumal/student/33/113475 (дата обращения: 20.04.2020).
7. Ким, М. Н. Репортаж: технология жанра [Текст] / М. Н. Ким. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 2016. - 224 с.
8. Кузнецов, Г. В. Телевизионная журналистика [Текст] : учебник / Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский. - М. : Изд-во МГУ, 1994. - 237 с.
9. Лазутина, Г. В. Жанры журналистского творчества. [Текст] / Г. В. Лазутина. - М. : Аспект Пресс, 2011. - 320 с.
10. Неудобная правда о гибели Курска [Электронный ресурс] // YouTube. - URL: https://www.youtube.com/PHm9tWdbXHc&t (дата обращения: 20.04.2020).
11. Редакция [Электронный ресурс] // YouTube. - URL: https://www.youtube.com/ UC1eFXmJNkjITxPFWTy6RsWg (дата обращения: 20.04.2020).
12. Самарцев, О. Р. Современное телевидение. Генезис идей и технологий [Текст] : учеб. пособие / О. Р. Самарцев. - Ульяновск : УлГУ, 2016. - 112 с.
13. Цвик, В. Л. Телевизионная журналистика [Текст] : учеб. пособие / В. Л. Цвик. -2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити-дана, 2009. - 495 с.
Корецкий Михаил Дмитриевич - студент факультета журналистики Челябинского государственного университета, [email protected].
Научный руководитель: Футерман Евгения Борисовна, старший преподаватель, заведующий Учебной медиалабораторией Челябинского государственного университета.