DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10101
А. И. Беликова
Челябинский государственный университет
Челябинск (Россия)
ТРАНСФОРМАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЖАНРОВ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Статья посвящена проблеме размывания жанровых границ в художественных жанрах. Автор рассматривает такие способы трансформации, как инфотейнмент, интерактивность, появление на телевидении мемов, инфографики и другие. Подробнее останавливается на сатирических программах, кулинарных шоу и путевых очерках. Эти жанры рассматриваются на примерах программ «Международная пилорама», «Адская кухня» и «Орел и решка».
Ключевые слова: трансформация, жанр, шоу, инфотейнмент.
Современная журналистика, в том числе и отечественное телевидение, находится в процессе постоянных изменений. Деятельность средств массовой информации тесно связана с окружающим миром и, если он имеет тенденцию изменчивости, значит, и журналистике перемен не избежать. Несмотря на то, что существует теория жанров, сегодня жанры практически невозможно увидеть «в чистом виде» [5].
Жанр задает форму подачи информации. Не все исследователи придерживаются единого мнения, но традиционно выделяют три группы жанров: информационные, аналитические и художественные.
А. А. Князев дает определение жанру как «исторически определившемуся типу отображения реальной действительности, обладающему набором относительно устойчивых признаков» [6. С. 178]. То есть жанр - это способ подачи информации. Это некий шаблон того, как будет выглядеть ваш материал.
Рассмотрим художественные жанры. Здесь важен способ подачи информации, авторский стиль [8], впечатления и эмоции журналиста, детали: информация подается через журналиста - конкретного человека с субъективным мнением.
К художественным жанрам журналистики можно отнести [9]:
• очерк (портретный, путевой, проблемный);
• зарисовка;
• эссе;
• фельетон;
• памфлет;
• документальный фильм;
• тележурнал.
Рассмотрим подробнее каждый из них.
В основе очерка - документальность, четкая композиция сюжета. В центре этого жанра - человек со своими особенностями и эмоциями.
Существует несколько видов очерка:
• портретный очерк;
• путевой очерк;
• проблемный очерк.
Портретный очерк - рассказ о герое: его становлении и жизненном пути. В этом жанре хорошо смотрятся кадры из личного архива человека; также нередко приходится прибегать к инсценировке.
Героем путевого очерка чаще всего становится сам журналист. Он активно рассказывает о достопримечательностях, анализирует, сравнивает и делится впечатлениями.
В основе проблемного очерка - актуальная проблема. Автор показывает аудитории полную картину ситуации. Здесь же - эксперты и герои.
Зарисовка не говорит о событии, а показывает его. Главное - наличие красивого визуального ряда. Текст лишь дополняет картинку.
Эссе - это рассуждения автора на злободневные темы. Журналист высказывает собственное мнение. Здесь есть визуальный контакт автора со зрителем. В этом жанре журналист может выступать как аналитик, интервьюер, репортер и так далее - в зависимости от темы.
Сатирические жанры журналистики высмеивают различные явления и недостатки людей. Наиболее важными сатирическими жанрами можно назвать следующие:
• фельетон;
• памфлет.
Фельетон строится на фактах. Часто героями этого жанра становятся реальные люди с реальными недостатками. Их высмеивают, но не унижают.
Памфлет, напротив, «убивает». В этом жанре высмеивается не конкретный недостаток, а сама личность человека.
Документальный фильм или журналистское расследование - исследование конкретной темы или проблемы. Журналист здесь может выступать в роли детектива. Его задача состоит даже не в том, чтобы самому поймать преступника, а помочь другим людям это сделать и придать дело огласке.
Совокупность материалов получила название тележурнала. Сейчас же мы называем это «передачей». Передача направлена на определенную аудиторию и тематику: это может быть кулинарное шоу, интеллектуальная игра, программа о кино, спорте, музыке и так далее.
Итак, телевизионный жанр - это способ коммуникации журналиста с аудиторией [3]. Не стоит забывать, что аудитория, помимо текста, потребляет звуко- и видеоряд. Соответственно, появляются дополнительные способы воздействия на аудиторию. В связи с этим на телевидении рождаются новые жанры, а также форматы подачи информации.
Чаще всего телевидение у зрителей ассоциируется с развлечением. СМИ стараются не только информировать, но и развлекать. Это отметил и С. Н. Ильченко: «От объективного отражения действительности медиа <...> медленно, но неуклонно дрейфуют в сторону зрелищности» [4. С. 134].
Именно развлекательные элементы в телевизионных программах и других журналистских материалах во многом поспособствовали трансформации жанровой системы [1]. Не все материалы можно подавать как развлекательные, однако «игровые» элементы в серьезные материалы добавлять можно и даже нужно. Во многом этому способствует монтаж, особенно популярен клиповый: это нарезка большого количества кадров за небольшой промежуток времени [10].
Развитие интернета посодействовало появлению большей интерактивности на телевидении [7]. Кроме того, интернет дал возможность зрителю самому создавать контент: это видео очевидцев, личный архив и так далее. К слову, журналисты применяют телефоны теперь и сами, снимая на них сюжеты, например, селфи-репортажи. Также часто в материалы вводятся элементы сторителлинга [2].
Некоторые художественные жанры из-за невостребованности уходят: например, фельетон и памфлет редко встретишь в чистом виде.
Рассмотрим подробнее, как трансформируются некоторые художественные жанры на телевидении.
Первая сатирическая программа вышла на телевидении в 1957 году - передача «Вечер веселых вопросов» стала предшественником «КВН»: он вышел в 1961 году. Далее появились такие программы, как «Кабачок „13 стульев"» (1966 год), «Вокруг смеха» (1978 год), «Аншлаг» (1987 год), «Фитиль» и «Куклы» (1994 год).
В качестве примера современной телевизионной сатиры рассмотрим шоу «Международная пилорама» с Тиграном Кеосаяном. Передача выходит на телеканале НТВ с 2016 года. Название программы - отсылка к советскому тележурналу «Международная панорама».
В «Международной пилораме» ведущий Тигран Кеосаян разбирает новостную повестку прошедшей недели. Зрителям показывают телесюжеты федеральных каналов, которые Кеосаян прерывает едкими комментариями. Телеведущий может в открытую насмехаться над политическими лидерами, используя при этом мемы, гифки и инфографику.
Стоит сказать и о поведении ведущего в кадре. Он ведет себя очень раскрепощенно, опуская порой неприличные шутки, ругаясь матом, да и в целом позволяя себе смелые высказывания. Кроме того, у Кеосаяна очень хорошая мимика и богатая образность речи.
Рассмотрим жанр очерка, подробнее остановимся на путевом. Его история на телевидении берет начало в 1960 году: тогда вышел первый выпуск «Телевизионного клуба кинопутешествий» (в дальнейшем - «Клуб путешественников»).
Сегодня же, когда возможность посмотреть заграницу есть почти у каждого, а интересные факты о любой зарубежной стране можно узнать из интернета, сценаристам программ о путешествиях приходится делать акцент на развлекательности. Такой прием называется «инфотейнментом» - информировать, развлекая.
Программы о путешествиях очень востребованы среди молодежи, а потому телевизионщики не устают придумывать что-то новое. На телевидении появились кулинарные путешествия, экстремальные, тревел-шоу о людях и их хобби. Остановимся на одной из самых популярных программ среди молодежи - «Орел и решка».
В программе ведущие ведут себя достаточно раскованно и свободно: могут применить актерский талант, пошутить над окружающими, поругаться с кем-то, повизжать. Отметим, что у зрителей не создается ощущения, что текст заранее прописан: видно, что иногда ведущие импровизируют в кадре.
Речь ведущих очень близка аудитории, часто используется молодежный сленг, присутствует много личных впечатлений ведущих.
В программе используется параллельный и клиповый монтаж, а также элементы селфи-репортажа. Кроме того, приоткрывается «закулисье» программы: периодически мы видим камеры, а ведущие могут вступить в диалог с оператором.
В программе также есть интерактивность: в каждом городе один из ведущих прячет бутылку с логотипом программы и ста долларами в ней, дают ориентиры телезрителю и призывают отправиться на поиски «клада».
Большую популярность на современном телевидении имеют и кулинарные шоу. «Первооткрывателем» на российском телевидении стал Андрей Макаревич: в 1993 году вышел первый выпуск программы «Смак». В гости приходили звезды и делились собственными рецептами.
Сегодня кулинарных программ на телевидении большое количество: это и пошаговые инструкции, и реалити-шоу. Переломным моментом в истории российских кулинарных шоу стал успех телесериала «Кухня» в 2012 году. Сюжет, построенный вокруг жизни поваров ресторана, пробудил в зрителях интерес к тому, что творится по ту сторону кухни.
Кулинарные шоу нельзя однозначно отнести ни к одному известному нам жанру, так как каждая программа пытается выделиться уникальным форматом. Это может
быть гастрономическое путешествие, соревнование, обучение, интервью и даже реалити-шоу. Но объединяет их одно - процесс приготовления пищи. Таким образом, мы можем предположить, что кулинарное шоу - это не формат, а самостоятельный жанр.
Рассмотрим подробнее популярное шоу «Адская кухня».
В 2005 году на американских телеэкранах вышла программа «Hell's Kitchen» с известным шеф-поваром Гордоном Ремзи, в которой участники проекта соревнуются за право стать шеф-поваром в большом ресторане. В 2012 году на российском телевидении вышла адаптация передачи. Первым ведущим «Адской кухни» стал Арам Мнацаканов, но уже в третьем сезоне его сменил Константин Ивлев. Кроме места в команде шефа, победитель в качестве приза получает один миллион рублей.
Здесь очень важен образ ведущего. Константин Ивлев на эту роль подходит хорошо: он достаточно харизматичный, к тому же умеет «строить» и запугивать людей.
Основное действие шоу прерывают так называемые «бэкстейджи» -короткие комментарии участников. Также, помимо ведущего, есть закадровый голос, который как бы со стороны наблюдает за процессом и параллельно интригует зрителей. На контрасте с голосом недовольного шефа закадровый голос звучит достаточно дружелюбно или насмешливо.
Для «эффекта нагнетания» в «опасные» моменты используются музыкальные вставки, а также монтаж самых эмоциональных эпизодов вперемешку с полифонией: одновременно или почти одновременно звучат несколько голосов. Здесь же - крики, ненормативная лексика, что усиливает напряжение.
В программе «Адская кухня» присутствуют элементы реалити-шоу, игры, шоу обучения. Герои активно взаимодействуют друг с другом, однако чаще - в негативном ключе, что вызывает дополнительный интерес к шоу.
Таким образом, мы видим, что существует множество способов трансформации художественных жанров. В сравнении с советскими, современные ведущие «не просто говорящие головы», а обычные люди, такие же, как зрители. На телевидении всегда будут востребованы развлекательные передачи, потому и «строгие» аналитические жанры превращаются в веселый и легкий для восприятия контент.
Список литературы
1. Богданова, Е. М. Феномен инфотейнмента на телевидении [Текст] / Е. М. Богданова // Наука телевидения. - 2012. - № 9. - С. 219-223.
2. Енбаева, А. П. Сторителлинг - тренд современной" журналистики [Текст] /
A. П. Енбаева, И. В. Топчий // Медиасреда: науч. журн. факультета журналистики ЧелГУ - 2018. - № 2. - С. 27-31.
3. Захаров, В. В. Жанры радио- и тележурналистики [Текст] : методические указания /
B. В. Захаров. - Тамбов: Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 2010. - 16 с.
4. Ильченко, С. Н. Телевидение по мотивам реальности: от «Общества спектакля» к «Шоу-цивилизации» [Текст] / С. Н. Ильченко // Вестник СПбГУ Язык и литература. -2007. - № 4-I. - С. 132-137.
5. Ильченко, С. Н. Трансформация жанровой структуры современного отечественного телеконтента: актуализация игровой природы телевидения : дис. ... д-ра. филол. наук [Текст] / С. Н. Ильченко. - М., 2012. - 363 с.
6. Князев, А. А. Основы тележурналистики и телерепортажа [Текст] : учеб. пособие / А. А. Князев. - Бишкек: Изд-во КРСУ, 2001. - 160 с.
7. Кройчик, Л. Е. Система журналистских жанров [Текст] / под ред.
C. Г. Корконосенко. - СПб. : Знание ; ИВЭСЭП, 2000. - 44 с.
8. Мясникова, М. А. Специфика жанров телевидения [Текст] / М. А. Мясникова // Вестник СПбГУ Язык и литература. - 2009. - № 1-2. - С. 250-260.
9. Цвик, В. Л. Телевизионная журналистика [Текст] : учеб. пособие / В. Л. Цвик. -М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 495 с.
10. Утилова, Н. И. Монтаж [Текст] : учеб.пособие / Н. И. Утилова. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 171 с.
Беликова Анна Игоревна - студент Челябинского государственного университета, [email protected].
Научный руководитель: Футерман Евгения Борисовна, старший преподаватель, заведующий Учебной медиалабораторией Челябинского государственного университета.
DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10102 В. Б. Высоцкий
Университет промышленных технологий и дизайна Русская христианская гуманитарная академия Санкт-Петербург (Россия)
МЕДИА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
СМИ представляют собой важнейшую составляющую трансляционного уровня суперсистемы культуры. Журналистика становится все более презентативной и влиятельной областью культуры, так как с её помощью формируется особое социокультурное пространство - медиасреда. Медиасфера играет большую роль не только в статической модели культуры, но и в процессах её динамики, что особенно проявляется на современном этапе цивилизационного развития.
Ключевые слова: система культуры; массмедиа; медиасреда; субъекты и объекты коммуникации.
В современной теории журналистики необходимо использовать среди прочих и культурологический подход. Это связано с тем, что культурологические исследования, с одной стороны, применяются к частным проблемам прикладного характера, с другой -консолидируют попытки междисциплинарной интеграции различных отраслей знаний воздействовать на социокультурную действительность посредством креативного моделирования желаемого будущего. Таким образом, культурология становится своего рода модератором, определяя ценностно-смысловые ориентиры общественного развития, без которых невозможен прогресс в медийной сфере. Современные же концепции культуры развиваются в парадигме системности: культура рассматривается как нелинейная, неравновесная, полуоткрытая саморазвивающаяся суперсистема.
Несмотря на то, что культура является самой большой универсалией в метафизическом пространстве и охватывает собой практически все области целенаправленной деятельности человечества, до сих пор в журналистских материалах можно встретить штампы, отражающие непонимание соотношения медиа и культуры: например, такие, как заголовки «Культура и журналистика», «СМИ и культура», в которых журналистика существует как бы параллельно остальной культуре. Тогда как СМИ представляют собой важнейшую составляющую трансляционного уровня культуры (что не противоречит тому, что журналистская деятельность носит продуктивный характер).