МЕДИА И ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 316.77; 070 Б01: 10.24411/2070-0695-2019-10401
В.А. Бейненсон
Национальный исследовательский Нижегородский государственныйуниверситет
им. Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород
МЕДИАКРИТИКА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХИЛЮБИТЕЛЬСКИХ УОитиБЕ-КАНАЛАХ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МЕДИАГРАМОТНОСТИ
Платформа УоиТиЬе стала полноценной площадкой для развития медиакритики как в рамках журналистских каналов, так и любительских влогов. В последние годы медиакритическая проблематика стала постоянной на универсальных по тематике каналах, также появились каналы, посвященные исключительно медиакритике. УоиТиЬе-каналы с медиакритикой могут быть рассмотрены как источник основ медиаграмотности от лица лидеров мнений молодого поколения.
Ключевые слова: медиакритика, УоиТиЬе, влог, медиаграмотность, видеоблог, медиаобразование, гражданская медиакритика.
Феномен медиакритики в нынешнем веке в России остается в зоне устойчивого научного интереса. Однако объем данного понятия постепенно, но постоянно трансформируется, расширяются, становятся более проницаемыми его границы. Это связано с различными причинами: взаимодействием с западной теорией и практикой медиакритики; расширением самого круга явлений, имеющих отношение к медиапространству, и формированием всеобщей цифровой «среды обитания»; активному взаимодействию медиакритики как вида творчества с другими сферами (психологией, политологией и особенно педагогикой и образованием).
За последние полтора десятилетия медиакритика как явление исследовалась преимущественно в рамках двух основных направлений. С одной стороны, традиционно медиакритика рассматривалась как «область современной журналистики, осуществляющей критическое познание и оценку» различных «аспектов информационного производства с акцентом на творческую сторону медийного содержания» [7. С. 19]. Здесь подразумевался профессиональный характер медиакритического творчества, причем творчества подчеркнуто публицистического, субъективного, поскольку предполагается, что медиакритик имеет цель убедить читателя в чем-либо, повлиять на его оценки в восприятии процессов, происходящих в области журналистики и СМИ. При этом медиакритические публикации несут в себе ярко выраженную авторскую позицию.
С другой стороны, медиакритика широко изучалась как элемент системы медиаобразования [17; 18]. В работах данного направления медиакритике придавался, скажем так, инструментальный характер. Медиакритика здесь рассматривалась как своего рода обучающий и ориентирующий материал как для медиапрофессионалов, так и для широкой аудитории. Причем выраженную образовательную функцию несет как чтение и анализ медиакритических текстов, так и написание собственных учебных медиакритических работ.
Причем данная двойственность по отношению к одному феномену не таит в себе противоречия. Существует ряд работ исследователей, в которых рассматриваются различные аспекты понятий «медиакритика» и «медиаобразование» и предлагается широкая парадигма вариантов их соотношения и взаимодействия [8; 4; 12; 16; 19].
Можно сказать, что данные подходы обогащают друг друга и раскрывают новые перспективы для развития медиакритики как с точки зрения журналистики, так и с точки зрения медиапедагогики. Например, высказанное еще в 2005 году профессором А. В. Федоровым предположение о перспективности развития системы образования в направлении сетевой (поисковой) модели, где ключевую роль играет адаптированность обучающегося в медийном пространстве, его умении искать и проверять информацию в открытых источниках, активировать критическое мышление [18. С. 137],
все больше подтверждается тенденциями последних лет. В связи с этим роль медиакритики и медиаграмотности в образовании (не только медийном, но и любом другом) растет. При этом ценность медиакритики заключается еще и в том, что она, по сути, представляет собой разновидность вне формального медиаобразования, то есть получаемого стихийно, фоново, попутно при потреблении продукции СМИ и СМК широкой аудиторией [14.С.231].
Практика подобного широкого понимания медиакритики в образовательной сфере, где она рассматривается не только как профессиональное журналистское творчество, посвященное анализу и оценке работы СМИ, но и как творчество непрофессиональное, ученическое, позволяющее формировать навыки критического мышления, дает импульс к расширению представления о границах медиакритики как области публицистики.
Еще несколько лет назад гражданская медиакритика, появлявшаяся на форумах, в блогах, комментариях, соцсетях, рассматривалась как отдельное явление более «низкого сорта», хотя и, безусловно, играющее важную роль в формировании критического мышления массовой аудитории, медиакритика профессиональных и непрофессиональных авторов часто противопоставлялись [1; 2; 15]. Однако в свете тенденций последних лет появилась необходимость расширить границы понятия «медиакритика», в частности, сделать их в какой-то степени проницаемыми для непрофессионального творчества. Как минимум невозможно игнорировать значимость влияния авторов на различных платформах системы новых медиа, имеющих сотни тысяч и даже миллионы подписчиков и регулярно обращающихся к рассмотрению проблем функционирования медиасферы.
Широкое понимание медиакритики демонстрируют в своей статье Т. Н. Владимирова и В. А. Славина. С одной стороны, они делают акцент на основе «медиа» в маклюэновском, предельно широком, понимании и в соответствии с современными реалиями логично предлагают включать в фокус внимания медиакритики не только работу СМИ, но и всю парадигму новых медиа, в частности, систему социальных медиа. Действительно, эта необходимость назрела давно, но пока не получила должного отражения в теоретических работах. С другой стороны, авторы ставят вопрос о необходимости включения непрофессиональных авторов, в том числе читателей и пользователей, вступающих в диалог по проблемам медиа, в число субъектов массовой критики [3. С. 650]. Представляется необходимым добавить в ряд этих субъектов еще и блогеров, регулярно выступающих по проблемам медиа.
Невозможно также не согласиться с позицией И. Б. Шейной, которая в статье 2016 года пишет о расширении объема понятия «медиакритика» не только за счет расширения ее проблематики, но и за счет включения в нее нежурналистских материалов, публикаций в блогах и других социальных медиа, «функции этих любительских материалов во многом сходны с задачами материалов журналистских» [19. С. 138]. При этом она отмечает необходимость того, чтобы ведущая роль в развитии медиакритики все же принадлежала профессионалам, однако, по ее словам, «многие из них до сих пор не "встроились" в онлайн-общение (и вряд ли это произойдет в дальнейшем)» [19. С. 138]. Надо отметить, что с 2016 года ситуация заметно изменилась. В 2019 году с уверенностью можно говорить о том, что многие профессиональные журналисты, в том числе и регулярно публикующие медиакритику, вполне освоились в интерактивном сетевом пространстве. Произошло это, впрочем, не за счет текстовых блогплатформ или социальных сетей, а за счет хостинга УоиТиЬе.
Показательно, что в статье 2017 года основатель системного научного подхода к изучению отечественной медиакритики А. П. Короченский называет гражданскую медиакритику (он также обозначает ее как «обывательскую» [9. С. 262]) четвертой разновидностью медиакритики вслед за общепринятыми академической, профессиональной (внутрицеховой) и массовой. Таким образом, она получает в определенном смысле «права гражданства» в рамках изучаемого феномена. При этом профессор А. П. Короченский отмечает «пестрый состав "критиков-самовыдвиженцев", включающий как неподготовленных пользователей, так и экспертов, не являющихся журналистами (политологи, социологи, психологи и проч.), а также профессиональных журналистов, выступающих не от лица СМИ, а от своего имени» [9. С. 263]. Примечательно, что в качестве примера А. П. Короченский приводит УоиТиЬе-канал видеоблогера Анатолия Шария, выступающего преимущественно в жанре разоблачительного авторского комментария к новостям в украинских СМИ. Таким образом, УоиТиЬе начинает получать осмысление как полноправная и перспективная площадка для развития медиакритики.
Платформа YouTube в последние годы активно исследуется с точки зрения образовательного, обучающего потенциала в различных областях знания [10; 11; 13]. Появился ряд работ, затрагивающих проблемы и перспективы перехода профессиональной журналистики на YouTube, а также взаимному влиянию влогов и традиционных СМИ [5; 6].
Переломным для российского YouTube можно считать 2017 год, когда один за другим там основывает свои каналы ряд профессиональных журналистов. Чаще всего они не были полностью посвящены медиакритике, но проблема развития медиапространства на многих из них получила «постоянную прописку».
Можно утверждать, что триггером, запустившим данную тенденцию, стало открытие в феврале 2017 года авторского канала с интервью журналиста Юрия Дудя. Несмотря на то, что канал изначально был направлен на довольно узкую молодую целевую аудиторию, был основан как моножанровый и универсальный по тематике, 26 % выпусков на нем (23 из 89) можно считать медиакритическими. В них Юрий Дудь не просто общается с популярными блогерами и легендарными журналистами, но одной из главных тем при этом являются различные аспекты профессии, проблемы и тенденции развития медиасферы. Закономерно, что гостями первых выпусков канала были также видеоблогеры (Н. Соболев, А. Сардаров, BadComedian) с учетом целевой аудитории. Однако с октября 2017 года Ю. Дудь стал приглашать и известных журналистов «старой школы»: В. Познера, Л. Парфенова, А. Невзорова, Д. Киселева, С. Доренко,
A. Бенедиктова. Эксперимент оказался удачным: с одной стороны, канал получил волну интереса со стороны пользователей более старшего возраста, а также профессионального журналистского сообщества, с другой стороны, молодая часть аудитории YouTube получила представление о легендарных персонах российской журналистики.
Примечательно, что Ю. Дудь теперь не ограничивается жанром интервью и делает более масштабные проекты в жанре очерка. К медиакритическим можно отнести его очерк-творческий портрет легендарного ведущего и автора детских телепрограмм Сергея Супонева. Важно, что тема развития журналистики, блогосферы и медиа является не просто часто и регулярно появляющейся на канале, но и неизменно вызывает интерес огромной аудитории, воплощающийся в миллионы просмотров. Из 10 видео с самыми высоким количеством просмотров на канале 6 представляют собой интервью с журналистами, блогерами, телеведущими (с телеведущей и блогером А. Ивлеевой -24 млн, с телеведущим Д. Нагаевым - 17 млн, с блогером Давидычем - 14 млн, с журналисткой К. Собчак - 12 млн). Всего канал Юрия Дудя в августе 2019 года имел 6,9 млн подписчиков.
Важно, что вслед за Ю. Дудем на YouTube стали появляться популярные каналы с интервью как профессиональных журналистов, так и любительские. Примечательно, что в ряде из них в большей или меньшей степени, но регулярно появляются темы и герои, которые соответствуют сфере интересов медиакритики. Например, на канале «А поговорить?» (появился в декабре 2017 года) журналист Ирина Шихман берет интервью у телеведущих Василия Уткина, Александра Васильева, Константина Ивлева, журналистов Олега Кашина, Михаила Зыгаря, Тины Канделаки, Сергея Минаева, блогеров Ильи Варламова, Николая Соболева и других. Доля таких выпусков составляет 17 % (14 из 84 выпусков). Теме профессии и анализу проблем медиасферы отведен не весь хронометраж в подобного рода интервью, значительная доля тут отводится психологическим аспектам, личной и семейной жизни героя, однако медийная тема и элементы медиакритики здесь появляются регулярно.
Каналы с интервью, в том числе и с медиакритическим контентом, возникали и в 2018, и в 2019 году. Например, рэпер Василий Вакуленко (Баста) создал шоу GazLive, в рамках которого проводил интервью с известными людьми, вопросы для которого присылали пользователи YouTube. Примечательно, что более половины выпусков (7 из 12) были посвящены как раз медийным персонам, и ключевые вопросы от зрителей были связаны именно с «закулисьем» их профессии. На проекте побывали журналисты Ю. Дудь, К. Собчак, телеведущие Е. Малышева,
B. Уткин, М. Галкин, влогеры А. Сардаров, Big Russian Boss. Нельзя сказать, что подобный проект отличался глубиной постановки вопросов и аналитичностью. Это развлекательный формат для целевой аудитории YouTube. Однако он отражает высокую степень интереса массовой молодежной аудитории к теме развития медиа.
При этом параллельно в YouTube создавались и проекты, которые вполне можно назвать продолжателями серьезной, высокопрофессиональной, аналитической авторской медиакритики.
К ним можно отнести канал «Ещенепознер», также специализирующийся на жанре интервью. Ведущий Николай Солодников является примером профессионального интервьюера, корректного собеседника. Его интервью посвящены не только журналистам и медиапрофессионалам. Однако выпусков подобного типа здесь более трети - 37%(15из41 интервью). Можно сказать, что это проект концептуально противоположный каналу «вДудь». Сам Н. Солодников отмечает, что «.. .у наших передач нет ничего общего, кроме того, что два человека сидят друг напротив друга и разговаривают» (Автор шоу «Ещенепознер» Николай Солодников - о «неютьюбовских» героях и разнице проекта с «вДудем» и «Диалогами», https://paperpaper.ru/avtor-shou-eshenepozner-nikolaj-solo/, дата обращения: 20.08.2019). Заметно, что и герои здесь принципиально иные: руководители СМИ, профессионалы высокого класса, которые при этом могут быть и не известны широкой аудитории. Гостями проекта были Галина Тимченко, Юлия Латынина, Сергей Пархоменко, Андрей Васильев, Кирилл Набутов, Александр Архангельский и др. Интервью Н. Солодникова отличаются психологизмом, явно читаемой, но корректно поданной авторской позицией, аналитичностью, острой постановкой проблем в области СМИ и совместным с героем поиском причин и вариантов решения.
К числу каналов, публикующих медиакритику, которую по праву можно назвать высокопрофессиональной, можно также отнести канал «Редакция» журналиста Алексея Пивоварова. Канал также не является чисто медиакритическим. Из 32 роликов в чистом виде посвящены медийным проблемам и персонам 11, а еще в 6 выпусках тема развития журналистики и медиапространства в целом является сквозной, но не основной. Таким образом, более половины контента канала в большей или меньшей степени посвящены медийной повестке. Так же, как для «Ещенепознер», для канала А. Пивоварова характерна обстоятельность, аналитичность, корректность в сочетании с глубиной разработки темы. Однако если Н. Солодников специализируется исключительно на интервью, то канал А. Пивоварова отличается жанровым многообразием. Здесь есть выпуски в жанрах обозрения, очерка, обзора СМИ, комментария, интервью. Важно отметить, что элементом практически каждого выпуска в большей или меньшей степени является рефлексия автора по поводу перехода журналистики в YouTube, отличиях и сходствах этой платформы и традиционного телевидения, поскольку А. Пивоваров имеет богатый опыт работы на телеканале НТВ, ас 2016 года является генеральным продюсером телеканала RTVi.
В качестве еще одного примера YouTube-канала профессионального тележурналиста, где регулярно появляется медиакритика, можно назвать канал Алексея Казакова. Он является ведущим канала «Россия 24», а выпуски его авторской программы выходят и в телеэфир, и на YouTube. С октября 2017 года на канале размещено 350 выпусков, 18 % из которых затрагивают медиакритическую проблематику. Контент канала отличается остротой и провокационностью высказываний. Критический пафос автора может быть направлен как на те или иные СМИ («Эхо Москвы», ВВС, «Новая газета»), так и на отдельных журналистов (Ю. Дудь, К. Собчак). Несмотря на телевизионное «происхождение» канала и его автора, нужно отметить, что стилистика, визуальные решения, эмоциональность и бескомпромиссность высказываний напоминают, скорее, о манере непрофессиональных влогеров на YouTube, часто прибегающих к элементам «языка вражды», ярлыкам, карикатурному фотомонтажу. Интересно, что в жанровом отношении большинство медиакритических выпусков А. Казакова тяготеют к жанру сатирического комментария и почти утраченному ныне жанру памфлета.
В 2019 году мы наблюдаем продолжение тенденции перехода профессиональных журналистов в YouTube, при этом на их каналах медиакритика является постоянной и довольно частотной разновидностью контента. Например, появившийся в январе 2019 года канал журналистки Ксении Собчак на четверть (8 выпусков из 24) состоит из выпусков, которые следует отнести к медиакритическим. В жанровом отношении канал специализируется на интервью и жанре дискуссии, в рамках которых автор беседует в том числе о профессии и медиасреде с журналистами (Л. Парфенов, И. Голунов) и популярными блогерами (И. Варламов, А. Сардаров, Badcomedian, бьюти-блогеры).
В мае 2019 года на YouTube появляется канал писателя и главного редактора русского Esquire Сергея Минаева. Примечательно, что из 14 выпусков, пока размещенных на канале, 10 (71 %) имеют прямое отношение к осмыслению проблем медиа и журналистики. Контент
на канале носит преимущественно сатирический характер, сам автор называет свои ролики «юмористическим видео», которые в жанровом отношении можно отнести к сатирическому комментарию новостей, обзору СМИ, пространственно-временному обозрению. Несмотря на явные элементы развлекательности, некоторую эпатажность и присутствие обсценной лексики, автор ярко и хлестко оценивает, например, различные телевизионные ток-шоу и индустрию телесериалов, будучи не понаслышке знаком с кухней производства подобного типа контента (С. Минаев был автором программ на каналах НТВ, «ТВ Центр», Kontr TV, интернет-шоу «Минаев LIVE», является создателем и сценаристом телесериала «Спящие»). Есть и выпуски, лишенные комической доминанты, например, интервью с автором телеграм-канала «Сталингулаг» А. Горбуновым.
Таким образом, можно заметить, что с приходом на платформу YouTube профессиональных журналистов элементы медиакритики стали регулярной и довольно весомой долей контента их каналов. Они органично вплетены в прочую повестку, что можно объяснить профессиональными интересами авторов, их «включенностью» в проблематику функционирования медиасферы.
Однако еще одной важной тенденцией последних лет можно считать появление на YouTube профессиональных тематических каналов, всецело посвященных медиакритике. При этом нужно отметить, что каждый из них охватывает лишь определенный аспект медиакритического творчества или довольно узкую тематическую зону внутри нее. Например, осенью 2018 года появилось сразу три различных по стилистике, жанровому и тематическому своеобразию медиакритических канала. В сентябре 2018 года на YouTube появился первый выпуск программы Fake News на одноименном канале. Программа также выходит в эфир на телеканале «Дождь», полный доступ к контенту которого возможен лишь по подписке, поэтому канал на YouTube значительно расширяет потенциальную аудиторию программы. Для авторов и ведущих программы Ильи Шепелина, Алексея Коростелева и Марии Борзуновой основным объектом критики становятся программы российских федеральных телеканалов, в которых они пытаются обнаружить признаки манипуляции общественным мнением и пропаганды тех или иных идей.
В октябре 2018 года появился канал иной направленности - «Училка vs ТВ» нижегородской учительницы и журналиста Татьяны Гартман, где она проводит обзор СМИ, разыскивая и исправляя ошибки журналистов с точки зрения русского языка. Выпуски выходят каждую неделю. Несмотря на узкую тематику канала, он, несомненно, может быть полностью отнесен к ме диакритическому творчеству. Здесь есть и информационная, и оценочная составляющая, и публицистическая подача вполне определенной авторской позиции. Также в октябре 2018 года был запущен канал «Три точки. Знай, что смотришь!» при поддержке международной некоммерческой организации Internews. На канале опубликовано 36 небольших видео (средний хронометраж 2-5 минут), задачей которых является повышение медиаграмотности и развитие критического мышления. Кроме коротких динамичных роликов, обучающих приемам распознавания фейкового контента (в форматах фото, видео или текстовом), безопасному поведению в сетевом пространстве, здесь размещены мини-интервью медиаэкспертов, содержащие научно-популярное толкование проблем современной цифровой среды.
Нельзя сказать, что до появления когорты профессиональных журналистов на YouTube здесь не было медиакритики. Вполне естественно, что тема проблем медиапространства и цифровой среды была и остается одной из ключевых в выпусках многочисленных видеоблогеров. Такую медиакритику принято относить к непрофессиональной, или гражданской (в терминологии А. П. Короченского - «обывательской»), часто она отличается подчеркнутой субъективностью, эмоциональностью, в некотором смысле эпатажностью. Однако все эти черты, как мы могли заметить, присущи и целому ряду возникших журналистских YouTube-каналов (например, каналам Сергея Минаева, Алексея Казакова). Поэтому грань между журналистской и влогерской медиакритикой становится все более прозрачной. При этом ряд популярных влогеров, регулярно публикующих медиакритику, имеют миллионы подписчиков.
В качестве одного из первых топовых каналов-долгожителей, которые обратили внимание на ме диакритическую проблематику, можно назвать канал Руслана Усачева (почти 2 млн подписчиков), который уже с 2010 года начал посвящать свои выпуски критике телевизионных сериалов, осмыслению развития тех или иных социальных сетей, проблемам влогерского движения и интернет-среды в целом, комментированию новостей и обзорам работы СМИ по
освещению тех или иных вопросов. Влог не является полностью медиакритическим, но за 10 лет существования данная тема постоянно остается в зоне внимания автора, а выпуски, содержащие медиакритику, набирают множество просмотров. Например, выпуск «Как врут российские СМИ», посвященный распространению журналистами недостоверной информации об операции по спасению кита, набрал более 1,9 млн просмотров.
Тенденция освещения медиакритической повестки в стилистике, ориентированной на молодую аудиторию, была подхвачена и в других высокопопулярных влогах. Например, влог «Приятный Ильдар» Ильдара Хабибуллина (2,7 млн подписчиков, запущен в феврале 2015 года) регулярно публикует не только ироничное осмысление событий и проблем, происходящих в социальных медиа, но постоянным объектом его острых критических комментариев становятся развлекательные телевизионные программы («Мейкаперы» («Пятница!»), «Званый ужин» («РенТВ»), «Дорогая, мы убиваем детей» («Ю»), «Беременна в 16»(«Ю»), «Пусть говорят» (Первый канал) и другие). Можно утверждать, что за последние три года критика влогерского и развлекательного телевизионного контента стала не просто постоянной на канале, но, безусловно, доминирующей, хотя поначалу перемежалась с выпусками другой тематики.
Медиакритика является также постоянным сегментом на канале Николая Соболева - одном из наиболее рейтинговых авторских каналов российского УоиТиЬе (более 5 млн подписчиков). Канал был запущен в октябре 2015 года, и с этого времени автор в свойственной ему довольно саркастической манере регулярно подвергает критике работу информационных программ на федеральных каналах, характер освещения ими тех или иных проблем, формирование повестки дня, ряд развлекательных телевизионных проектов («Пусть говорят», «Детектор лжи», «Битва экстрасенсов», «Звёзды под гипнозом», «Я могу!»), а также осмысливает особенности развития видеоблогинга и ставит вопросы о различии ТВ и УоиТиЬе. Примечательно, что ролики Н. Соболева получают миллионы просмотров. Например, выпуск о переходе скандальной телеперсоны Дианы Шурыгиной в когорту блогеров и реакции на это событие представителей блогосферы набрал более 7,8 млн просмотров. Надо отметить, что продолжают появляться и новые непрофессиональные влоги, ориентированные на критику работы медиа. Например, в ноябре 2018 года появился канал Петра Баталова, где 10 из 16 выпусков посвящены ироничной критике различных телепрограмм и событиям в социальных медиа.
Нужно отметить, что, несмотря на недостаточную аналитичность, развлекательность, поверхностность, порой чрезмерную субъективность и категоричность, значение непрофессиональной медиакритики не следует умалять. Именно она начала поднимать важные вопросы о проблемах развития журналистики и медиасферы в целом для молодежной аудитории, практически лишенной шансов увидеть тексты авторитетных медиакритиков в традиционных СМИ в силу особенностей медиапотребления данного поколения. Несмотря на упомянутые недостатки, непрофессиональные влогеры точно формируют свои сообщения для конкретной целевой аудитории и получают большое количество откликов. Они помогают формировать критическое мышление своих зрителей, ненавязчиво транслируют основы медиаграмотности, формируют активную позицию по отношению к собственному медиапотреблению, рассказывают об основах фактчекинга.
Можно сказать, что профессиональные журналисты, пришедшие в УоиТиЬе, подхватили тенденцию, уже запущенную блогерами, по осмыслению и обсуждению проблем медиа со своими подписчиками. С. И. Сметанина отмечает в качестве ключевой характеристики и преимущества непрофессиональной медиакритики ее интерактивность, ориентированность на диалог [15. С. 260], однако с созданием профессиональными авторами своих каналов в УоиТиЬе это важное в современной цифровой среде качество обрела и журналистская критика. Часто при этом в комментариях к медиакритическим выпускам можно наблюдать своего рода вторичную непрофессиональную медиакритику, где зрители порой довольно развернуто осмысливают просмотренный ролик, вступают в дискуссию с автором и другими комментаторами, высказывают замечания, предлагают темы для новых выпусков. Степень обоснованности и корректности таких высказываний зависит, разумеется, от характера целевой аудитории. Например, на каналах Алексея Пивоварова и Николая Солодникова можно наблюдать довольно конструктивную зрительскую рефлексию и интересные реплики. Вполне естественно, что авторы сами подстегивают зрительскую активность: предлагают ставить «лайки», комментировать, организуют конкурсы. Это, безусловно, продиктовано «правилами игры» самой платформы УоиТиЬе, где данные
параметры влияют на рекомендации и монетизацию канала, что дает в итоге позитивный «побочный эффект» в виде активного включения пользователей в обсуждение в данном случае медиакритической повестки. При этом у зрителей возникает ощущение причастности к большому медийному проекту, значимости собственной позиции, о которой непременно узнает любимый влогер (многие авторы подчеркивают, что читают комментарии).
Вовлеченность зрителей и убедительность сообщений влогеров усиливаются также благодаря особому режиму потребления влогов. В отличие от телепросмотра влог создает зону общения на физически очень близком расстоянии (экран компьютера, смартфон), во влогах преобладают крупные планы, обращения авторов эмоциональны, отличаются внушающими интонациями. Подписавшись на влогера, мы регулярно обращаемся к его выпускам, в которых время от времени автор повторяет те или иные свойственные ему оценки и идеи. Подобно эффекту, проявляющемуся в других типах социальных медиа, зритель проникается все большим доверием и симпатией к автору, на которого он подписан. Таким образом, медиакритика во влогах (как профессиональная, так и любительская) является не просто перспективной площадкой развития данного типа творчества, удобным каналом формирования медиаграмотности, но и обладает огромным публицистическим потенциалом для формирования позиции широкой, преимущественно молодежной аудитории по проблемам медиа и журналистики. И в этом смысле данная сфера заслуживает самого пристального исследовательского внимания.
Можно сделать вывод, что к 2019 году УоиТиЬе стал полноценной площадкой для регулярного размещения медиакритического контента. Его объем уже позволяет провести его типологизацию и разделить каналы, публикующие медиакритику, на журналистские и любительские; моножанровые и полижанровые; тематические ме диакритические и универсальные (медиакритика перемежается с иными темами). Последний аспект как раз отражает важную тенденцию получения медиакритикой именно в видеоблогинге «постоянной прописки» в повестке дня. Критика и осмысление развития медиасферы стали постоянной темой для УоиТиЬе-авторов, что в целом можно отнести к числу позитивных трендов, поскольку к проблемам осмысления собственного медиапотребления, вопросам медиаграмотности и развития критического мышления теперь постоянно обращается широкая молодая аудитория.
Список литературы
1. Баканов Р. П. Гражданская медиакритика в информационном пространстве России // Тонус, 2010. № 18. С. 9-26.
2. Бейненсон В. А. Современная медиакритика: проблема взаимосвязи теории и практики // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 2014. № 2 (2). С. 418-422.
3. Владимирова Т. Н., Славина В. А. Медиакритика: между теорией и практикой // Вопросы теории и практики журналистики, 2018. № 4. Т. 7. С. 646-659.
4. Выровцева Е. В. Медиакритика и медиаобразование: проблемы взаимодействия // Знак: проблемное поле медиаобразования, 2012. № 9.Т. 1. С. 39-47.
5. ИпатьеваВ. А. Видеоблог и традиционное телевидение: особенности функционирования// Молодойученый, 2018. № 25 (211). С. 366-369.
6. Кириллов Д. А., Зайцева Т. А. Видеоблог как канал коммуникации II Аллея науки, 2017. №5.С.42-47.
7. Короченский А. П. Медиакритика в теории и практике журналистики. Дис. докт. филол. наук. Санкт-Петербург: СПбГУ, 2003. 467 с.
8. Короченский А. П. Медиакритика и медиаобразование II Высшее образование в России, 2004. № 8. С. 40-46.
9. Короченский А. П. Смысл и значение «обывательской» медиакритики II Дискурсология и медиакритика средств массовой информации. Сборник научных работ по материалам международной научно-практической конференции / под ред. А. В. Полонского, М. Ю. Казак, С. В. Ушаковой. Белгород: ИД «Белгород», 2017. С. 259-264.
10. Пинчук О. В. Ресурсы по созданию видеоблога как объект самостоятельной медиаобразовательной деятельности II Знак: проблемное поле медиаобразования, 2017. № 4 (26). С.187-191.
11. Побудей С. В. Видеоблог как средство формирования исторических знаний // Белорусский государственный университет. Научная конференция студентов и аспирантов. Сборник работ 74-й научной конференции студентов и аспирантов Белорусского государственного университета: в 3 частях. Ч.З/ отв. за выпуск С. Г. Берлинская. Минск: БГУ, 2017. С. 294-298.
12. Родионова Т. И. Аксиологическая сущность медиакритики в университетском медиаобразовании // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 2015. № 18 (215). С. 230-233.
13. Середа П. В. Видеоблог как способ развития навыков аудирования при обучении иностранному языку // Научные труды КубГУ, 2017. № 2. С. 276-281.
14. Симакова С. И. Роль средств массовой информации в воспитании медиакомпетентной аудитории // Знак: проблемное поле медиаобразования, 2017.№4 (26). С. 226-233.
15. Сметанина С. И. Гражданская и профессиональная медиакритика: война дискурсов? // Профессиональная культура журналиста цифровой эпохи. Материалы всероссийской научно-практической конференции / сост. О. Ф. Автохутдинова. Екатеринбург: УРФУ, 2017. С. 258-260.
16. Тяжлов Я. И. Медиаобразование, медиапросвещение, медиакритика, кинокритика как факторы формирования медиакомпетентности // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 2015. № 18 (215). С. 234-237.
17. Федоров А. А. Медиаобразование и медиакритика: новый поворот? // Дистанционное виртуальное обучение, 2015. № 4 (94). С. 73-80.
18. Федоров А. А. Медиаобразование, медиаграмотность, медиакритика и медиакультура // Высшее образование в России, 2005. № 6. С. 134-138.
19. Шеина И. Б. Медиакритика и медиаобразование (некоторые аспекты взаимодействия) // Гуманитарные и социальные науки, 2016. № 3. С. 135-141.
MEDIA CRITICISM ON PROFESSIONAL AND AMATEUR YOUTUBE CHANNELS AS A FACTOR FOR THE DEVELOPMENT OF MEDIA LITERACY
Beynenson VA., LobachevskyState UniversityofNizhnyNovgorod, NizhnyNovgorod,
The YouTube platform has become a full-fledged platform for the development ofmedia criticism both within journalistic channels and amateur vlogs. Media criticism as a phenomenon is studied as a tool of media education, which helps to form the media literacy of the audience, and as afield ofjournalism, considering the problems of media space development. In connection with the active development of this direction on social media platforms, there is a need to revise the boundaries of the phenomenon of media criticism and include among itsfull-fledged authors not only journalists, but also bloggers who regularly cover this topic. Over the past two years, the number of YouTube channels of professional journalists who regularly publish media criticism has increased dramatically. However, even earlier there was a trend of development of media critical issues in non-professional, but extremely popular vlogs with a million mostly young audience. In recent years, media criticism has become a constant on universal thematic channels, and channels devoted exclusively to media criticism have also appeared. YouTube channels with media criticism can be considered as a source of the basics of media literacy on behalfofopinion leaders oftheyounger generation.
Keywords: media criticism, YouTube, vlog, media literacy, video blog, media education, civic media criticism
References
1. Bakanov, R. P. (2010). Grazhdanskaya mediakritika v informatsionnom prostranstve Rossii [Civil media criticism in the information space ofRussia]. Tonus, 18.pp. 9-26.
2. Beynenson, V. A. (2014). Sovremennaya mediakritika: problema vzaimosvyazi teorii i praktiki [Modern media criticism: the problem of interrelation between theory and practice]. Vestnik
Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo [Vestnik of Lobachevsky University ofNizhny Novgorod], 2 (2). pp. 418-422.
3. Vladimirova, T. N. & Slavina, V. A. (2018). Mediakritika: mezhdu teoriyey i praktikoy [Media criticism: between theory and practice]. Voprosy teorii ipraktiki zhurnalistiki [Theoretical And Practical Issues Of Journalism], 4, vol. 7, pp. 646-659.
4. Vyrovtseva, Y. V. (2012). Mediakritika i mediaobrazovaniye: problemy vzaimodeystviya [Media criticism and media education: problems of interaction] Znak: problemnoye pole mediaobrazovaniya [Sign: Problematic Field OfMedia Education], 9, vol. 1, pp. 39-47.
5. Ipat'yeva, V. A. (2018). Videoblog i traditsionnoye televideniye: osobennosti funktsionirovaniya [Vlog and traditional TV: features of functioning] Molodoy uchenyy [Young Scientist], 25 (211), pp. 366-369.
6. Kirillov, D. A. & Zaytseva, T. A. (2017). Videoblog kak kanal kommunikatsii [Video blog as a communication channel]. Alleya nauki [Alley of Science], 5,pp. 42-47.
7. Korochenskiy, A. P. (2003). Mediakritika v teorii i praktike zhurnalistiki : diss, doktora filologicheskih nauk [Media criticism in the theory and practice of journalism : diss, for the degree of doctor ofPhilology]. Sankt-Peterburg, Saint Petersburg State University, 467 p.
8. Korochenskiy, A. P. (2004) Mediakritika i mediaobrazovaniye [Media criticism and media education], Vyssheye obrazovaniye vRossii [HigherEducation in Russia], 8, pp. 40-46.
9. Korochenskiy, A. P. (2017) Smysl i znacheniye "obyvatel'skoy" mediakritiki [The meaning and significance of the "philistine" media criticism], Diskursologiya i mediakritika sredstv massovoy informatsii. Sbornik nauchnykh rabot po materialam mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Discourse and media criticism of mass media. Collection of scientific papers on the materials of the international scientific and practical conference]. Belgorod, Publishing House "Belgorod", pp. 259-264.
10. Pinchuk, O. V. (2017) Resursy po sozdaniyu videobloga kak ob'yekt samostoyatel'noy mediaobrazovatel'noy deyatel'nosti [Resources for creating a video blog as an object of independent media education], Znak: problemnoye pole mediaobrazovaniya [Sign: Problematic Field Of Media Education], 4 (26), pp. 187-191.
11. Pobudey, S. V. (2017) Videoblog kak sredstvo formirovaniya istoricheskikh znaniy [Video blog as a means of formation of historical knowledge]. Belorusskiy gosudarstvennyy universitet. Nauchnaya konferentsiya studentov i aspirantov. Sbornik rabot 74-y nauchnoy konferentsii studentov i aspirantov Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta: v 3 chastyakh [Belarusian state University. Scientific conference of students and postgraduates. Collection of works of the 74th scientific conference of students and postgraduates of the Belarusian state University: in 3 parts]. Part 3. Minsk, Publishing House ofBelarusian state University. Pp. 294-298
12. Rodionova, T. I. (2015). Aksiologicheskaya sushchnost' mediakritiki v universitetskom mediaobrazovanii [The axiological nature of media criticism in the University media education], Nauchnyye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki [Belgorod State University Scientific Bulletin. Humanities Sciences], 18 (215), pp. 230-233.
13. Sereda, P. V. (2017). Videoblog kak sposob razvitiya navykov audirovaniya pri obuchenii inostrannomu yazyku [Video blog as a way to develop listening skills in teaching a foreign language]. Nauchnyye trudy KubGU [Scientific works of the Kuban State University], 2, pp. 276-281.
14. Simakova, S. I. (2017). Rol' sredstv massovoy informatsii v vospitanii mediakompetentnoy auditoria [The role of the media in educating a media-competent audience]. Znak: problemnoye pole mediaobrazovaniya [Sign: Problematic Field OfMedia Education], 4 (26), pp. 226-233.
15. Smetanina, C. I. (2017). Grazhdanskaya i professional'naya mediakritika: voyna diskursov? [Civil and professional media criticism: the war of discourses?]. Professional'naya kul 'tura zhurnalista tsifrovoy epokhi. Materialyvserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Professional culture of the digital agejournalist. Proceedings of the all-Russian scientific and practical conference]. Yekaterinburg, Publishing House ofUral Federal University. Pp. 258-260.
16. Tyazhlov, Y. I. (2015). Mediaobrazovaniye, mediaprosveshcheniye, mediakritika, kinokritika kak faktory formirovaniya mediakompetentnosti [Media education, media criticism, film criticism as factors of media competence formation] Nauchnyye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Gumanitarnyye nauki [Belgorod State University Scientific Bulletin. Humanities Sciences], 18 (215), pp. 234-237.
17. Fedorov, A. A. (2015). Mediaobrazovaniye i mediakritika: novyy povorot? [Media education and media criticism: a new twist?] Distantsionnoye virtual'noye obucheniye [Remote virtual learning], 4 (94), pp. 73-80.
18. Fedorov, A. A. (2005). Mediaobrazovaniye, mediagramotnost', mediakritika i mediakul'tura [Media education, media literacy, media criticism and media culture]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii [HigherEducation in Russia], 6, pp. 134-138.
19. Sheina, I. B. (2016). Mediakritika i mediaobrazovaniye (nekotoryye aspekty vzaimodeystviya) [Media criticism and media education (some aspects of interaction)]. Gumanitarnyye i sotsial'nyye nauki [The Humanities and social sciences], 3, pp. 135-141.
Бейненсон Василиса Александровна - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского.