Научная статья на тему 'Сравнительный анализ украинских и белорусских сайтов по медиакритике и медиаобразованию'

Сравнительный анализ украинских и белорусских сайтов по медиакритике и медиаобразованию Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
386
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САЙТЫ ПО МЕДИАКРИТИКЕ / БЕЛОРУССИЯ / УКРАИНА / АУДИТОРИЯ / ЖАНРЫ / МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС / СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мурюкина Е.В.

В данной статье осуществлен сравнительный анализ сайтов по медиакритике в Белоруссии и на Украине. Как показало исследование, интернет-ресурсы по медиакритике в рассматриваемых странах имеют как сходства (аудитория, используемые жанры медиакритики и пр.), так и различия (дифференцированность целевых установок, аспектов выбираемых проблем и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ украинских и белорусских сайтов по медиакритике и медиаобразованию»

Проблемы медиакулътуры

Сравнительный анализ украинских и белорусских сайтов по медиакритике и медиаобразованию *

Е.В. Мурюкина, кандидат педагогических наук, доцент, Таганрогский институт имени А.П. Чехова (филиал Ростовского государственного экономического университета)

* исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №14-18-00014) в Таганрогском институте управления и экономики. Тема проекта: «Синтез медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов».

Аннотация. В данной статье осуществлен сравнительный анализ сайтов по медиакритике в Белоруссии и на Украине. Как показало исследование, интернет-ресурсы по медиакритике в рассматриваемых странах имеют как сходства (аудитория, используемые жанры медиакритики и пр.), так и различия (дифференцированность целевых установок, аспектов выбираемых проблем и др.).

Ключевые слова: сайты по медиакритике, Белоруссия, Украина, аудитория, жанры, медиаобразовательный ресурс, сравнительный анализ.

Comparative analysis of media criticism webs in Belarus and Ukraine

Dr. Elena Muryukina, Anton Chekhov Taganrog Institute (branch of Rostov State University of Economics)

Abstract. This article has the comparative analysis of site about media criticism in Belarus and Ukraine. The study showed that the Internet-resources on the media criticism in the considered countries have both similarities (audience, genres of media criticism, etc.) and differences (differentiation targets, selected aspects of the problems, etc.).

Keywords: websites media criticism, Belarus, Ukraine, audience, genres, media education resource, comparative analysis.

Медиакритика как сравнительно новое направление в журналистике развивается довольно интенсивно, в том числе на страницах медиакритических сайтов.

В качестве репрезентационной выборки мы опирались на следующие белорусские и украинские сайты:

• белорусские - «Медиакритика», «Кинокритик»;

• украинские - «Медиакритика», «Телекритика», «Чи можна довиряти медиа?», раздел «Медиаосвита» на сайте «Меё1а8ар1еп8», «Академия Украинськой Прессы», «СтеаБЬ), «Фильм», «Украинский кинопортал», «О кино».

Представим краткую характеристику каждого из медиакритических сайтов в соответствии со следующими параметрами:

1. название сайта;

2. основная цель сайта;

3. разделы сайта, говорящие о разнообразии предлагаемой пользователям сайта тематики;

4. тип аудитории (массовая, академическая, корпоративная (профессиональная), на которую направлены медиатексты;

5. жанровое разнообразие медиатекстов (кинообозрение, телеобозрение, рецензия, творческий портрет, интервью, репортаж, очерк, фельетон и пр.), размещенных на сайте;

6. наличие/отсутствие конкретных медиаобразовательных задач в медиатекстах, размещенных на сайте.

Медиакритика (.Белоруссия, http://mediakritika.by)

1. Название сайта: «Медиакритика».

2. Основная цель сайта заключается во всестороннем независимом критическом анализе деятельности медиа в Беларуси. Данная цель находит отражение в слогане «Истина любит критику».

3. Разделы сайта: мастерская, мнения аналитика, спецпроекты, календарь событий, медиатренеры и медиаэксперты, то есть налицо разнообразие предлагаемых пользователям сайта текстов медийной критики.

4. Целевая аудитория включает в себя как массовое, так и профессиональное (корпоративное) сообщество. Учредителями сайта отмечается, что «Медиакритика» стремится содействовать повышению качества белорусской журналистики через создание профессионального критического медиа о медиа для профессионалов в области СМИ, медиаменеджеров, а также для широкой аудитории, которую интересуют процессы развития белорусского медиапространства. «Медиакритика» также стремится, чтобы белорусские журналисты ежедневно помнили про свои профессиональные стандарты и чувствовали социальную

ответственность перед собственной аудиторией» [Медиакритика, http://mediakritika.by].

Команда «Медиакритики» убеждена, что белорусские зрители и читатели заслуживают профессионально созданного, отвечающего всем стандартам качества и этическим стандартам журналистского продукта.

Однако, несмотря на широкий охват аудитории, заявленный учредителями сайта, мы не находим подтверждения значительного интереса пользователей к «Медиаритике»: как со стороны профессионального белорусского сообщества журналистов (на которых, собственно, и рассчитаны многие статьи), так и со стороны широкого круга читателей. Число авторов медиатекстов, представленных на сайте, немногочисленно, а комментарии к публикациям, которые должны выражать мнение пользователей сайта практически отсутствуют. К примеру, на главной странице сайта в разделе «Последние комментарии» представлены всего 4 реплики.

5. На сайте используется разнообразие жанров: рецензия, репортаж, очерк, аналитическая статья, заметки, комментарии и пр. В разделе «мастерская» содержатся инструкции по подготовке медиатекстов на различные темы, советы редакторам и пр.

6. Представленные на сайте медиатексты направлены на такую медиаобразовательную задачу как удовлетворение различных потребностей аудитории в области медиа, но расширить спектр медиаобразовательных задач не позволяет, по нашему мнению, узость понимания авторами самого понятия «медиаобразование».

На сайте мы встречаемся с понятием «медиаграмотность», однако характеристика медиаграмотного человека авторами сайта дается только с позиции профессионального журналистского образования. Например, Э. Мельников в своей статье «Проверка на дорогах» пишет: «Очередную публикацию в разделе «Медиаграмотность» можно обозначить одним словом: «Перекресток». Действительно, предыдущие наши материалы выполняли роль введения, а также обзор принципов, по которым осуществляет свою деятельность профессиональная журналистика» [Мельников, 2014].

Серия статей Э. Мельникова о медиаграмотности убеждает нас, что автором она понимается только как профессиональное качество журналиста: «После первых публикаций, открывших раздел «Медиаграмотность», некоторые из коллег-журналистов не преминули заметить: «Как можно упрекать белорусскую журналистику в том, что она не выполняет свои обязанности перед аудиторией?». ... Действительно, государственные медиа все дальше заходят туда, где все меньше журналистики: это всего

лишь государственный пиар, «бессмысленный и беспощадный». А в независимых СМИ, придавленных экономическими и административными запретами, да и просто избиваемых и закрываемых регулярно, очень трудно выполнять важнейшие задачи журналистов: информировать и просвещать. Нет надлежащего доступа к информации, нет нормальных условий ее распространения. А есть прямые нарушения властями Конституции и законов Республики Беларусь» [Мельников, 2014].

Анализируемый сайт занимает оппозиционную сторону по отношению к белорусскому руководству, в его медиатекстах представлена опора на западную модель - как журналистики, так и развития общества. Авторы статей выступают с резкой критикой и неприятием Президента и правительства Беларуси, проводимой в стране политикой (как внутренней, так и внешней).

«Кинокритик» /Белоруссия, http://critic.by]

1. Название сайта - «Кинокритик».

2. Основная цель сайта - информационная, поскольку на нем представлена основная информация по новинкам в области кинематографа и телевидения. Однако, несмотря на то, что пользователям предлагаются и телеобозрения, в слогане, который звучит: «Ваш проводник в мире кино», это не находит отражения.

3. Разделы сайта соответствуют жанровому разнообразию кинематографа.

4. Тип целевой аудитории - массовая. Сайт задуман таким образом, что его авторы презентуют только новинки киноиндустрии и телепроектов, а пользователи в соответствии со своими предпочтениями, мнением пишут отзывы, устраивая обсуждения. Представим один из отзывов на фильм В. Бортко «Тарас Бульба», который отражает уровень аргументации точки зрения пользователя (сохранена авторская редакция): «... Пожалуй, прежде, чем смотреть этот фильм, стоит прочесть произведение. Тогда сразу бросится в глаза контраст: насколько сумел оживить Бортко обычную, в принципе, повесть. Вот Анна права: претензии насчет пафосности, если на то пошло, не к сценаристам, а к автору. Все цитаты в фильме взяты из романа, так что... Я могу сказать, что фильм очень понравился, кстати, многим моим друзьям из России тоже, хотя, казалось бы, идеология Запорожской Сечи и казаков в частности им абсолютно чужая. Я считаю, что очень оживило киноленту восстановление казацких обычаев и традиций, порой даже жестоких, но реальных. И когда убийцу друга хоронили живым вместе с покойником, и когда, выбирая на гетьманство, обмазывали грязью, напоминая, что из низов сам вышел и служить должен достойно, и как должников цепью приковывали, пока не выкупят - это все, как свидетельствуют летописи, действительно было, и молодцы создатели, что не поленились найти информацию или посоветоваться со

специалистами. А насчет образа Булъбы - Ступка просто гений, перевоплотился полностью!

Фильм очень многогранный, надо только вдуматься хоть чуть-чуть, батальные сцены и костюмы великолепные, игра актеров тоже, но ведь главное - не это вовсе! А тот смысл, который вкладывал Гоголь, и который прекрасно поняли создатели киноленты. Ведь тогда и люди были другие, которые не представляли себе иной судьбы, как борьба за спокойную жизнь на своей земле, и то, что для нас сейчас пафосно, для них было самым что ни есть, обыденным и понятным. Стоит почитать хотя бы Иванычука «Мальвы» или «Орда», и многое в фильме станет понятным» [Dana, 2009].

5. Среди используемых на сайте жанров отметим кинообозрение, телеобозрение, заметки и комментарии к конкретным фильмам и сериалам.

6. На сайте не уделяется внимания медиаобразовательным задачам.

«Медиакритика» [Украина, http://www.mediakrytyka.info]

1. «Медиакритика» - электронный аналог печатного журнала «Медиакритика», с 2003 года выпускавшегося Институтом медиаэкологии (экологии массовой информации) Львовского национального университета имени Ивана Франко и Западно-украинским центром «Новая журналистика».

2. Основная цель сайта отражается в слогане «Изменим медиа на лучшие».

3. Разделы сайта включают следующие: агрессия и тревога; реклама, пропаганда; фальсификация, мистификация; цензура; медиафилософия; обзоры, аналитика; онлайн - журналистика; популярные и качественные медиа; за что критикуют медиа? В перечисленных разделах располагаются статьи по указанной проблематике.

4. Медиатексты, представленные на сайте, относятся к академическому и корпоративному видам медиакритики. Поэтому можно сказать, что его пользователи - ученые, интересующиеся проблемами медиакритики, профессиональное журналистское сообщество, а также -массовая аудитория.

5. На сайте можно встретить публикации разнообразных жанров: интервью, аналитические статьи о процессах, событиях (прошлого и настоящего) в медийной сфере, заметки, комментарии на медийную тему, беседы, дискуссии с персонами медийной сферы и т.д.

Наш анализ показывает, что основные функции медиакритических текстов следующие: аналитическая; идеологическая, политическая; информационно-коммуникативная; просветительская, образовательная; регулятивно-корпоративная. Необходимо отметить, что они заданы и развиваются в соответствии с современной украинской политической конъюнктурой, векторно ориентированной на Евросоюз и оппозиционно

84

настроенной по отношению к России. Большинство медиатекстов излишне политизированы и идеологизированы, что не позволяет опираться на широкий спектр мнений по освещаемой проблеме.

6. Мы считаем, что данный сайт ориентирован на решение таких медиаобразовательных задач как:

- развитие аналитического, критического мышления, автономии личности по отношению к медиа;

- защита от вредного влияния медиа;

- развитие способностей аудитории к политическому, идеологическому анализу различных аспектов медиа, медиакультуры;

- подготовка аудитории к жизни в демократическом обществе;

- получение аудиторией знаний по теории медиа и медиакультуры.

Мед1апсихолог1я та Mediaoceima [Украина, http://mediaosvita. org. иа/]

1. Название сайта «Мед1апсихолопя та мед1аосв1та» - в русском варианте «Медиапсихология и медиаобразование».

2. Учредители сайта - лаборатория психологии массовой коммуникации и медиаобразования Национальной Академии педагогических наук Украины. На основании этого мы можем сформулировать основную цель сайта как научно-просветительскую, популяризирующую знания о психологии массовых коммуникаций и медиаобразовании. Также сайт имеет своей целью знакомить своих пользователей с результатами реализующейся на Украине опытно-экспериментальной работы по теме «Научно-методические основы внедрения отечественной модели медиаобразования в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных учебных заведений», рассчитанной на 2011 - 2016 годы.

3. К основным разделам сайта можно отнести следующие: новости, эксперимент, журнал, библиотека, опрос, полезные ссылки. Сайт создан в поддержку проводимой опытно-экспериментальной работы по теме «Научно-методические основы внедрения отечественной модели медиаобразования в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных учебных заведений» (2011 - 2016 годы).

4. Аудитория, на которую направлен данный сайт, подразумевает, в первую очередь, академическое сообщество. Опубликованные материалы отражают ход работы, анонсы монографий и учебных пособий по медиапсихологии и медиаобразованию и т.д. Также можно говорить о заинтересованности авторов сайта в привлечении массовой аудитории.

Например, об этом свидетельствует проведенный лабораторией конкурс фотографий «Дети, медиа и мир».

Можно констатировать, что на данном сайте существует определенный уровень политизации. Например, в конкурсе «Дети, медиа и мир» (что отражают названия фотографий-призеров, размещенных на сайте: «Я защитник Украины», «Возвращайся живым», «Маленькие украинцы», «Я жду папу с войны», «Плачет моя Украина» и др.).

5. На сайте размещаются медиатексты разных жанров: аналитические статьи по медиапсихологии и медиаобразованию; дайджесты и короткие заметки о тематических событиях; анонсирование новых книг по проблематике, разрабатываемой лабораторией психологии массовой коммуникации и медиаобразования. Сюда же можно отнести и видеоуроки, презентации на различные темы, связанные с реализацией медиаобразования в украинских школах и т.д.

6. По нашему мнению, медиатексты, размещенные на сайте, направлены на решение следующих задач медиаобразования:

- развитие аналитического, критического мышления, автономии личности по отношению к медиа;

- защита от вредного влияния медиа;

- удовлетворение различных потребностей аудитории в области

медиа;

- развитие способностей аудитории к восприятию, пониманию и анализу языка медиатекстов;

- развитие коммуникативных способностей личности;

- развитие умений аудитории создавать и распространять собственные медиатексты.

«Чи можна доеиряти медиа?»

[Украина, http://stopwrong. Ыо%$ро1. ги]

1. Название сайта: «Чи можна дов1ряти мед1а?» («Можно ли доверять медиа?»).

2. Основную цель сайта авторы определяют так: каждый должен уметь отличать правду от лжи. Они поясняют, что данный блог создан для того, чтобы научить пользователей критически относиться к любым сообщениям; не доверять слухам, распространяющимся в соцсетях; находить ложные сообщения в огромном потоке разнообразной медийной информации.

3. Блог содержит ряд статей: наш социальный эксперимент; как проверяют информацию в известных СМИ; кому доверяет Украина; 10

заповедей достоверной информации; кому можно доверять?; как Вами могут манипулировать; мировые истории о медиавлиянии; интернет; пресса; телевидение; радио.

4. Данный блог рассчитан на массовую аудиторию. Об этом говорят содержание текстов, заголовки статей, стиль изложения информации и др. Доказательством может служить статья «10 заповедей достоверной информации» [10 заповедей... http://stopwrong.blogspot.rU/p/10.html]:

«1. В интернете только 1% достоверной информации, поэтому она нуждается в дополнительной проверке;

2. Внимательно читайте материалы с целью распознавания манипуляций;

3. Чем больше сенсационность и чудовищность картинки или информации, тем больше шансов, что это манипуляционная технология;

4. Правительственные или армейские заявления без ссылки на правительственный сайт или хотя бы на настоящий твиттер-аккаунт политика или ведомства - ложь и провокация;

5. С осторожностью относитесь к статистическим данным, к мнению политологов, которые, как правило, выполняют заказ тех или иных политических сил;

6. Ищите альтернативные источники информации. Чем больше информации, тем объективнее анализ события;

7. Попробуйте понять, кому выгодно подать информацию в том или ином

свете;

8. Помните, если очевидец вдруг начинает почти дословно повторять то, что вы уже читали в других источниках, следовательно, он, скорее всего, этого не видел, это все может быть неосознанным искажением;

9. Развенчивайте ложь;

10. Не распространяйте недостоверные данные, ложь или продукции профессиональных пропагандистов».

Мы видим, что данные заповеди (в их количестве подразумевается религиозный контекст) рассчитаны на широкую аудиторию, их содержание изложено разговорным языком, не усложнено наукоемкими оборотами, ориентирует людей на умение осмысливать информацию, критически относиться к медиатекстам, снижать их манипулятивные свойства и т.д.

5. Блог не отличается жанровым разнообразием. В основном медиатексты написаны в виде статей, описания результатов социального эксперимента, телеобозрения.

6. В ходе анализа данного блога мы выявили следующие медиаобразовательные задачи:

- развитие аналитического, критического мышления, автономии личности по отношению к медиа;

- защита от вредного влияния медиа;

- развитие способностей аудитории к политическому, идеологическому анализу различных аспектов медиа, медиакультуры;

- развитие способностей аудитории к восприятию, пониманию и анализу языка медиатекстов.

Раздел «Медиаосвта» на сайте «Мей1а8ар1ет»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[раздел «.Медиаобразование», Украина, [НПр://о8уИа. mediasapiens. иа/теШаргозуЫа/]

1. Раздел «Мед1аосвп,а» на сайте «Ме&а8ар1еп8». Этот сайт был создан в 2010 году при поддержке Интерньюс-Нетворк (США).

2. Основная цель проекта, по мнению авторов, заключается в повышении медиаграмотности аудитории: «Мы хотим помочь потребителю медийного контента лучше понять суть медиа, ориентироваться в информационном пространстве, научиться критически относиться к СМИ, отличать качественную и достоверную информацию, выявлять манипулятивные попытки влиять на общественное мнение и не поддаваться им, узнать об информационных права и возможности их использования» [О нас, О нас. http://osvita.mediasapiens.ua/about/editorial].

3. Разделы сайта говорят о разнообразии предлагаемой пользователям тематики: телекритика, медиапросвещение, мониторинг, интернет, ТВ/радио, медиаправо, медиатека, тренды, взгляд и др.

4. В определении целевой аудитории сайта, по нашему мнению, заложено противоречие, поскольку заявленная на сайте цель подразумевает опору на массовую аудиторию, повышение ее медиаграмотности. В тоже время в разделе «Целевая аудитория» указывается, что это «журналисты, общественные активисты, руководители и сотрудники общественных организаций, сотрудники посольств, западных фондов, регуляторных органов, владельцы и топ-менеджмент телекомпаний, печатных и электронных СМИ, сотрудники отделов маркетинга, реализации и технических служб СМИ, околомедийной сферы, а также народные депутаты Украины» [О нас, О нас. http://osvita.mediasapiens.ua/about/editorial]. Таким образом, возникает зазор между заявленной целью, где в качестве аудитории выступают «потребители медиапродукции» и декларируемой учредителями целевой аудиторией, представляющей собой профессиональное медиасообщество (журналисты, продюсеры и др.).

5. Жанровое разнообразие медиатекстов включает телеобозрение, статьи, медиапортреты, интервью, репортажи, очерки и пр. Публикуемые статьи не всегда носят аналитический характер, часто они констатируют какие-либо события, не вынося им оценку.

Например: «Как сообщала РШ/ог.та, украинские ученые считают, что такой закон сведет на нет закон «О научной и научно-технической деятельности» и

88

окончательно уничтожит украинскую науку (закон «О научной и научно-технической деятельности» был принят Верховной Радой 26 ноября 2015, но он еще не подписан Президентом)... Проект бюджета может негативно повлиять на Институт социальной и политической психологии, - считает Любовь Найденова, заместитель директора по научной работе Института, заведующая лабораторией психологии массовой коммуникации и медиаобразования. Госпожа Найденова выражает опасения, что решение об оптимизации будут принимать не те люди, которые разбираются в научных психологических исследованиях, ведь сегодня наука в Украине воспринимается как «потребитель государственных расходов», а не производительная сила, способная на создание интеллектуального продукта. Напомним, что именно в Институте социальной и политической психологии функционирует единственная в Украине научная лаборатория медиаобразования. Ученые лаборатории осуществляют исследования в области психологии восприятия медиа-продукта и отслеживают уровень медиакультуры молодежи. Именно благодаря их исследованиям и монографиям в Украине с 2010 года реализуется концепция внедрения медиаобразования. Проект бюджета +2016 ставит под угрозу существование института, где есть единственная в Украине лаборатория медиаобразования» [Проект...

http://osvita.mediasapiens.ua/mediaprosvita/mediaosvita/proekt_byudzhetu2016_stavit_pid_zag rozuisnuvannyainstitutudeeedinavukrainilaboratoriyamediaosviti].

Особое место в материалах данного сайта отводится антироссийской направленности, что логично, поскольку обусловлено позицией учредителей сайта и укладывается в рамки существующей на Украине в настоящее время русофобии. Так, в статье «Медиаграмотность способствует борьбе с пропагандой...» говорится: «Чтобы побороть российскую пропаганду, которая на протяжении последних месяцев только усилилась, следует не допускать цензуры в СМИ, а работать над медиаграмотностью вместо того, чтобы заниматься контрпропагандой. Аудитория должна иметь навыки критической оценки информации и быть способной отличить правду...»

[http://osvita.mediasapiens.ua/mediaprosvita/mediaosvita/proekt_byudzhetu2016_stavitjpidjza grozu_isnuvannya_institutu_de_e_edina_y_ukraini_laboratoriya_mediaosviti[.

6. Материалы сайта направлены на решение следующих медиаобразовательных задач:

- защита от вредного влияния медиа;

- развитие способностей аудитории к политическому, идеологическому анализу различных аспектов медиа, медиакультуры.

«Cineast»[YKpauHa,, http://www. cineast. сот. uaj

1. Название сайта: «Cineast».

2. Основная цель сайта - удовлетворение различных потребностей аудитории в области кино.

3. Разделы сайта: рецензии, блоги, статьи, видео, новости, киноклуб, фильмы.

4. Сайт рассчитан на массовую аудиторию, которой интересны новинки кинематографа, причем, преимущественно, развлекательного.

Отметим, что анализируемый сайт не политизирован:

- в материалах, представленных на нем, нет антироссийской или проукраинской политической риторики;

- обсуждаются вопросы только кинематографического толка, даже в комментариях отсутствует политическая канва;

- на сайте представлены материалы как на украинском, так и на русском языках и т.д.

5. Жанровое разнообразие медиатекстов: кинообозрение, рецензии, интервью, статьи. На сайте предлагается раздел «блог», но активность пользователей очень низкая, существует лишь несколько человек, которые дают короткие комментарии, не способные раскрыть их позицию на ту или иную тему.

В разделе «Интервью» представлены данные о режиссерах, актерах, их мнение по тому или иному вопросу, поэтому расценивать эти материалы в чистом виде как жанр «интервью», безусловно, нельзя.

6. Сайт не претендует на решение каких-либо медиаобразовательных задач, а создан в качестве «клуба» по интересам. Тем не менее, анализ размещенных на нем материалов позволяет нам выявить ориентацию на удовлетворение различных потребностей аудитории в области медиа.

«Академия Украинской Прессы» [Украина, аир. сот. иа/?пею_1ап§;=иа]

1. Название сайта: «Академия украинской прессы».

2. Основная цель, на которую направлена работа сайта, заключается во внедрении медиаобразования в учебный процесс через формирование и поддержку группы лидеров-медиапедагогов, привлечение мирового опыта по внедрению медиаобразования.

3. Разделы сайта: мониторинг, издание, школа социальной журналистики, медиаобразование. Раздел «Медиаобразование» включает следующие рубрики: история проекта; конкурсы; пресса о медиаобразовании; библиотека медиаобразования; презентации; руководства; программы; модели, уроки (учебный модуль «Как создать школьную газету»); электронные ресурсы; новые медиа и безопасность личности; как писать об образовании; видеолекции; бюллетень.

4. Авторами сайта подразумевается в качестве целевой аудитории корпоративное или профессиональное сообщество. То есть материалы, выкладываемые на сайт, рассчитаны на медиапедагогов, которые

осуществляют практическую деятельность в школах. Для этих целей размещены презентации по созданию школьной газеты, обучению безопасному использованию интернета детьми и пр.

5. Сайт не отличается жанровым разнообразием медиатекстов.

6. Мы считаем, что материалы, выложенные на сайте, способствуют решению таких медиаобразовательных задач как:

- защита от вредного влияния медиа;

- развитие умений аудитории создавать и распространять собственные медиатексты.

Поскольку Академия украинской прессы поддерживается европейскими и американскими фондами, то некоторые медиакритические и медиаобразовательные материалы представлены западными авторами. Сайт не предусматривает обратной связи со своими пользователями: отсутствуют форумы, где люди могут высказать свою точку зрения, описать результаты проведенного медиаобразовательного занятия по предложенной на сайте схеме и пр.

«Украинский кинопортал» [http://ukrkino.ru/]

1. Название сайта: «Украинский кинопортал».

2. Основная цель сайта - познакомить пользователей «с украинским кино и кино на Украине».

3. Разделы сайта: новости, персоны, фильмы, экспертиза, около кино, справочная.

4. Материалы, представленные на сайте, рассчитаны на массовую аудиторию.

5. На сайте можно отметить жанровое разнообразие медиатекстов: кинообозрение, рецензии, интервью, статьи и т.д. Но при этом необходимо указать, что в большинстве своем эти материалы, по всей видимости, представляют собой перепечатку медиатекстов из других источников без ссылки на них.

6. К реализуемым медиаобразовательным задачам, на которые направлены медиатексты, можно отнести:

- защита от вредного влияния медиа;

- удовлетворение различных потребностей аудитории в области

медиа;

- получение аудиторией знаний по истории кино на Украине.

Анализ сайта показал некоторую двоякость в подаче

медиаинформации для своих пользователей: редакция сайта то старательно «уходит» от политики (например, в качестве рекомендуемых фильмов

предлагает российскую кинопродукцию «Воин», «Находка» и пр.), то ставит ее в качестве основополагающего компонента, что находит отражение в некоторых рецензиях и материалах по истории кинематографа на Украине. Такое лавирование можно объяснить тем обстоятельством, что пользователи сайта - русскоязычные, и, возможно, авторы боятся потерять свою целевую аудиторию. Объективно отметим, что анализируемый сайт не очень популярен среди пользователей, не несет в себе весомого образовательного потенциала, большинство выкладываемых материалов вторичны.

«О кино» [Украина, http://www.okino.ua/]

1. Название сайта: «О кино».

2. Основная цель сайта - предоставить информационной и развлекательный материал о современном кинематографе.

3. Разделы сайта: афиша, фильма, новости, трейлеры, конкурсы, кинотеатры.

4. Публикуемые на сайте медиатексты подразумевают массовую аудиторию, не обладающую специальными знаниями в области медиа, киноискусства.

5. Жанровое разнообразие медиатекстов включает: кинообозрение, рецензии, интервью, статьи. Но анализ опубликованных текстов показывает, что, как правило, они поверхностны и малосодержательны.

6. Мы констатировали отсутствие медиаобразовательных задач в текстах, размещенных на сайте.

«Телекритика» [Украина, http://www.telekritika.ua]

1. Название данного украинского сайта: «Телекритика».

2. Основная цель сайта направлена на развитие телевизионной критики как на профессиональном, так и на массовом уровнях.

3. Разделы сайта: темы; контент; рынок; профессия; право; контекст; мир; каналы; новости; статьи; интервью; мониторинги; авторы; опрос; рейтинги; чат; телепрограмма.

4. Аудитория, на которую направлены медиатексты, включает в себя как массовое, академическое, так и корпоративное (профессиональное) сообщество. Вот пример выдержки из интервью с Ю. Макаровым, в котором поднимается одна из проблем - становление новой украинской журналистики. На вопрос журналиста: «Почему, с вашей точки зрения, у нас так и не появилось своих крупных политических ведущих, кроме Куликова, который работает в формате, предложенном Шустером?», он ответил:

«Это всего лишь, среди прочего, означает, что наша журналистика как профессия, с ее представлениями о том, что такое профессиональное и непрофессиональное, - чрезвычайно невзрослая. Например, до тех пор, пока один американский журналист русского происхождения не побывал в аэропорту и не рассказал об этом в русской программе на «Эхе Москвы», собственно, факт героической обороны Донецкого аэропорта не существовал в наших мозгах. Это означает, что никто из наших журналистов не сумел рассказать... Леся Ганжа ездила в Донецк. Как акт мужества это было невероятно. Но такое впечатление, что она хотела только сама для себя выяснить, что там происходит, потому что того рассказа, которого ожидал от нее во всех подробностях, я не получил. А меня реально интересует, что там происходит, причем не только в масштабах жертв и разрушений, а что происходит внутри этих людей, какая динамика их прозрения или, наоборот, углубления в этот ментальный ужас. Для меня это важно - они по-прежнему мои соотечественники, даже если они мне не сильно нравятся... Я не говорю о новостях -они бедненькие, но чистенькие» [Макаров, 2015].

5. На сайте размещены меднатексты разных жанров: аналитические статьи о процессах, событиях (прошлого и настоящего) в медийной сфере; заметки; комментарии на медийную тему; интервью; беседы; дискуссии с персонами медийной сферы; кино/телеобозрение; очерки и репортажи о медийных событиях и т.д.

6. Данный сайт ориентирован на решение следующих медиаобразовательных задач:

- защита от вредного влияния медиа;

- развитие способностей аудитории к политическому, идеологическому анализу различных аспектов медиа, медиакультуры;

- подготовка аудитории к жизни в демократическом обществе;

- получение аудиторией знаний по теории медиа и медиакультуры.

В таблице 1 мы приводим сравнительные данные, отражающие наличие/отсутствие медиаобразовательных задач в медиатекстах, размещенных на сайтах по медиакритике.

Выводы. Изучение и анализ Интернет-ресурсов по медиакритике в Белоруссии и Украине в рамках определенной нами репрезентационной выборки позволяет говорить, как о сходствах (аудитория, используемые жанры медиакритики и пр.), так и о различиях (дифференцированность целевых установок, аспектов выбираемых проблем, степень политизированности и др.).

Как в анализируемых российских интернет-ресурсах, так и в белорусских, украинских можно встретить различных жанры медиакритических публикаций, которые включают: аналитические статьи о процессах, событиях (прошлого и настоящего) в медийной сфере; заметки, комментарий на медийную тему; интервью, беседы, дискуссии с персонами медийной сферы; кинообозрение, телеобозрение; очерки о медийном

событии; рецензии на медиатексты; эссе. Это говорит о разнообразии предлагаемой пользователям сайтов тематики.

Таблица 1. Наличие/отсутствие медиаобразовательных задач на белорусских и украинсках сайтах по медиакритике

Наличие конкретных медиаобразовательных задач в медиатекстах, размещенных на сайте Белору ссия Украина

Медиакритика Кинокритик Медиакритика Телекритика 3 'й <и « 2 5 я ® & я м ЕГ ч (Я н '3 и о 3 'Й <и Слпеав! Академия украинской прессы Украинский кинопортал <5 Я я О

Воспитание хорошего эстетического восприятия, вкуса, понимания, оценки художественного качества медиатекстов

Развитие аналитического, критического мышления, автономии личности по отношению к медиа + +

Защита от вредного влияния медиа - - + + + + - + + -

Удовлетворение различных потребностей аудитории в области медиа + + +

Развитие способностей аудитории к политическому, идеологическому анализу различных аспектов медиа, медиакультуры + + + +

Развитие способностей аудитории к восприятию, пониманию и анализу языка медиатекстов +

Развитие способностей аудитории к моральному, нравственному, психологическому анализу различных аспектов медиа, медиакультуры

Развитие способностей аудитории к анализу медиатекстов в широком культурологическом, социокультурном контексте +

Подготовка аудитории к жизни в демократическом обществе - - + + - - - - - -

Развитие коммуникативных способностей личности - - - - - - - - - -

Развитие умений аудитории создавать и распространять собственные медиатексты +

Получение аудиторией знаний по истории медиа, по истории медиакультуры

Получение аудиторией знаний по теории медиа и медиакультуры - - + + - - - - + -

Отметим, что изученные медиакритические материалы предназначены как для научного и журналистского сообщества, так и для широкого круга читателей.

Литература

Академ1я Украшсько! Преси http://www ,aup.com.ua/?new_lang=ua, http://www.aup.com.ua/?cat=about&subcat=mission.

Дана. Отзыв на фильм В. Бортко «Тарас Бульба». 2009. http://critic.by/drama/taras-bulba. Десять заповедей достоверной информации http://stopwrong.blogspot.ru/p/10.html. Кинокритик (Белоруссия), http://critic.by.

Макаров Ю. Интервью. 2015. http://dusia.telekritika.ua/intervju/29416

Медиаграмотность способствует борьбе с пропагандой - представитель Глобального

форума по развитию правды.

Медиакритика (Бeлopyccия).http://mediakritika.by.

Медиакритика (yKpaHHa).http://www.mediakrytyka.info.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мед1апсихолопя та мед1аосв1та http://mediaosvita.org.ua/.

Мельников Э. Не играйте в наперстки. 2014. http://mediakritika.by/article/1505/ne-igrayte-v-napyorstki. Мельников Э. Проверка на дорогах. 2014. http://mediakritika.by/article/1799/proverka-na-dorogah. О кино http://www.okino.ua/ О нас. http://osvita.mediasapiens.ua/about/editorial. О проекте, http://mediakritika.by.

Победители конкурса «Дети, медиа и мир».

http://mediaosvita.org.ua/index.php/novyny/podii/364-peremozhtsi-konkursu.

Проект бюджета-+2016 ставит под угрозу существование института, где есть

единственная в Украине лаборатория медиаобразования.

http://osvita.mediasapiens.ua/mediaprosvita/mediaosvita/proekt_byudzhetu2016_stavit_pid_zagrozu_isnuvannya_in

stitutu_de_e_edina_v_ukraini_laboratoriya_mediaosviti.

Раздел Мед1аосвгга (Мед1апросвгга) на MediaSapiens

http://osvita.mediasapiens.ua/mediaprosvita/

Cineaste. http://www.cineast.com.ua.

Телекритика (yKpauHa).http://www.telekritika.ua.

Украинский кинопортал http://ukrkino.ru/.

Фильм (Украина) http://film.ua/ru/news.

Чи можна дов1ряти мед1а? http://stopwrong.blogspot.ru.

Reference

Can we trust the media? http://stopwrong.blogspot.ru/.

Dana. A review of the film Vladimir Bortko "TarasBulba". 2009. http://critic.by/drama/taras-bulba. Film (Ukraine) http://film.ua/ru/news. Film Critic (Belarus), http://critic.by. In the movie http://www.okino.ua/

Makarov, Y. Interview. 2015. http://dusia.telekritika.ua/intervju/29416.

Media literacy helps combat propaganda is the representative of the Global forum for the development of truth.

http://osvita.mediasapiens.ua/mediaprosvita/mediaosvita/proekt_byudzhetu2016_stavit_pid_zagrozu_isnuvannya_institutu_de_e _edina_v_ukraini_laboratoriya_mediaosviti.

Melnikov, E. Check on the roads. 2014. http://mediakritika.by/article/1799/proverka-na-dorogah. Melnikov, E. Do not play in thimbles. 2014. http://mediakritika.by/article/1505/ne-igrayte-v-napyorstki. Meta psychology and media education http://mediaosvita.org.ua/. Section media education in Media Sapiens http://osvita.mediasapiens.ua/mediaprosvita Telekritika (Ukraine).http://www.telekritika.ua.

The 10 commandments of reliable information http://stopwrong.blogspot.ru/p/10.html.

The Academy of Ukrainian Press http://www.aup.com.ua/?new_lang=ua, http://www.aup.com.ua/?cat=about&subcat=mission.

The draft budget +2016 threatens the existence of the Institute is the only laboratory in Ukraine media education.

http://osvita.mediasapiens.ua/mediaprosvita/mediaosvita/proekt_byudzhetu2016_stavit_pid_zagrozu_isnuvannya_institutu_de_e_edina_v_ukrain ilaboratoriyamediaosviti.

The Media Critic (Belarus), http://mediakritika.by.

The Media Critic (Ukraine), http://www.mediakrytyka.info.

The winners of the contest "Children, media and peace".

http://mediaosvita.org.ua/index.php/novyny/podii/364-peremozhtsi-konkursu.

Ukrainian kinoportal http://ukrkino.ru/.

Cineaste. http://www.cineast.com.ua

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.