17. Симакова, С. И. Тенденции визуализации журналистского контента в современных СМИ [Текст] / С. И. Симакова // Вестник Северо-Осетинского государственного ун-та им. К. Л. Хетагурова. - 2015. - № 3. - С. 213-218.
18. Симакова, С. И. Философско-эстетические основания визуальных практик в журналистике [Текст] / С. И. Симакова // Знак: проблемное поле медиаобразования : науч. журн. - 2019. - № 3 (33). - С. 166-174.
19. Симакова, С. И. «Цивилизация глаза»: специфика визуальной репрезентации события [Текст] / С. И. Симакова // Гуманитарный вектор. - 2020. - Т. 15., № 1. -С. 125-133.
20. Симакова, С. И., Топчий, И. В. Визуализация медиапространства в контексте сохранения гуманистических ценностей [Текст] / С. И. Симакова, И. В. Топчий // Вопросы литературы и журналистики в контексте сохранения гуманистических ценностей : коллект. монография / под ред. М. В. Загидуллиной, С. И. Симаковой. - Челябинск : ЧелГУ, 2019. - С. 197-205.
21. Смирнова, Е. А. Инфографика в системе журналистских жанров [Текст] / Е. А. Смирнова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. - 2012. - Вып. 11. - С. 92-95.
22. Топчий, И. В. Медийный SMM: соединение визуального и эмоционального [Текст] / И. В. Топчий // Знак: проблемное поле медиаобразования : науч. журн. - 2018. -№ 3 (29). - С. 145-153.
23. Федорова, С. В. Визуализация как ведущая тенденция развития СМИ [Текст] / С. В. Федорова // Филологические науки. Вопросы теории и практики - 2014. - № 7 (37), Ч. 2. - С. 189-191.
Иерусалимова Мария Максимовна - магистрант Челябинского государственного университета, факультет журналистики, кафедра журналистики и массовых коммуникаций, [email protected].
Научный руководитель: Симакова Светлана Ивановна, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.
DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10108 В. И. Коньков
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербург (Россия)
ИЗОБРАЖЕНИЕ И ОБРАЗ В МЕДИЙНОЙ СРЕДЕ
Анализируются категории изображения и образа в медийном тексте. Изображение получает статус образа, когда создаётся как воплощение той или иной идеи. Очерк и репортаж с развитым изобразительно-аналитическим началом входят в речевую практику общества дважды: и как информационные тексты, и как образные тексты со своим виртуальным миром, описываемым в рамках категории хронотопа.
Ключевые слова: изображение, образ, очерк, репортаж, социальное пространство-время, хронотоп.
Цель настоящего исследования - уточнить содержания понятий изображение (изобразительность) и образ (образность) в медийной среде, проанализировать использование этих номинаций в медийной сфере, в научной литературе, её изучающей,
предложить свое понимание содержания этих категорий, спроецированных на речевую практику СМИ.
Сложность изучения категорий изображения и образа обусловлена целым рядом обстоятельств. Первое из них - категория образ входит в терминологические системы различных наук. Пожалуй, наибольшее внимание этой категории было уделено в литературоведении. Очень показательна в этом плане давняя статья В. В. Кожинова и И. Б. Роднянской «Образ» в «Краткой Литературной Энциклопедии». Авторы смотрят на образ как на «всеобщую категорию художественного творчества», «способ и форму освоения жизни», «язык искусства и вместе с тем его высказывание» [7. Стлб. 363]. Категория образа рассматривается на широком филологическом и историко-философском фоне. Собственно лингвистический компонент практически отсутствует. Очертания такой ситуации, сложившейся вокруг изучения образа, сохранялись в течение многих десятилетий. Однако в анализируемой статье имеется важное положение, сформулированное авторами, которое является базовым при изучении изобразительности и образности. Суть его в том, что в основе образа лежит изображение - образ формируется на основе изображения: «Бытийной основой эпических произведений прозы является изображение «куска жизни», то есть «действие». Изображаемые события протекают и изображаемые характеры действуют в фабульном времени, которое, отличаясь от времени реального (двигаясь «сгустками» или разветвляясь на параллельные рукава), играет активную формирующую роль по отношению к образотворческому материалу. Именно силою извилистого и неравномерного временного хода повествования изобразительные «единицы» выдвигаются, совмещаются и отражаются друг от друга. Продуктом их взаимовлияния становятся образы-характеры и, в конечном счёте, целостный образ произведения» [7. Стлб. 369]. Авторы говорят здесь о роли категории хронотопа в формировании образа. Хронотоп -категория М. М. Бахтина, но его работа «Формы времени и хронотопа в романе» была опубликована лишь в 1975 году [4].
Из литературоведения категория образа перешла в школьные курсы литературы, в результате чего номинации изобразительность, образность и выразительность стали использоваться практически как общеупотребительные слова. Значения слов изображение и образ как общеупотребительных зафиксированы в толковых словарях. Образ - «вид, облик», «живое, наглядное представление о чём-либо» [10. С. 544], изобразить - «воспроизвести в художественном образе, а также вообще показать, представить» [10. С. 293]. То есть мы видим, что значения слов образ и изображение не всегда даже дифференцированы в общем речевом обиходе.
Категория образа исследована достаточно глубоко как эстетическая категория. Так, Ю. Б. Борев говорит о художественном образе как форме художественного мышления, отмечая такие его особенности, как метафоричность, ассоциативность, многозначность, недосказанность, типизация и др. [5. С. 283-318]. Однако лингвистическая основа образа и здесь оказывается вне поля зрения автора.
Категория образ имеет также статус философской категории, ее исследовательский потенциал принадлежит сфере когнитивистики, поэтому внимание часто обращается преимущественно к истории этой категории, специфике её понимания в разных философских системах начиная с Платона, который по-своему, но также постулировал идею, согласно которой в основе образа лежит изображение, воплощающее в себе какую-то идею: «По Платону, образ не есть результат чувственного впечатления, он имеет свой источник внутри души как предзаданную сущность» [1. С. 583].
Многочисленные учебники по стилистике ситуацию с категорией образа никак не проясняют. Разделы об образности преимущественно носят характер комментария к отдельным примерам, даваемого на основе многочисленных, но частных работ,
касающихся этой категории. В этом плане показательна «Русская стилистика» А. И. Горшкова [6] - один из лучших учебников по стилистике. Примечателен также и тот факт, что в «Лингвистическом энциклопедическом словаре» [9] словарные статьи об образе (образности) и изображении (изобразительности) отсутствуют. По-видимому, существовало мнение, что образность и изобразительность по своей онтологии явления не лингвистические, а если и лингвистические, то лишь отчасти.
Существенный прорыв в изучении категорий изображение и образ как категорий лингвистических был сделан в сфере лингвистической семантики. Прежде всего здесь необходимо назвать работы Н. Д. Арутюновой, в частности её работу «Образ (опыт концептуального анализа)» [2] и раздел её большой монографии «Язык и мир человека», посвященный образу [3]. Категориальный аппарат семантики мы используем и в данной работе.
Наше понимание категорий изобразительности (изображение) и образности (образ) детально изложено нами в более ранних работах [8]. В целях данного исследования скажем только, что под изображением мы понимаем наглядное представление об изображаемой действительности (человек, его жилище, мир живой и неживой природы и т. д.). Основное изобразительное средство - слова с предметным значением, идентифицирующая лексика. Изображение получает статус образа тогда, когда создается как воплощение какой-то идеи. Эта идея словесно не выражена, а извлекается читателем из текста на основе самого характера изображения. Образ не допускает однозначного истолкования. Сам характер предметного значения способствует концептуализации смысла.
Рассмотрим изобразительный компонент в очерке с развитым изобразительным и аналитическим началом. В очерке В. Пескова «Старик и птица» (Рос. газета - Неделя. 20.07.2007) рассказывается о том, как приручают орла:
Птице сразу же надевают на голову кожаный колпачок, и мир для нее исчезает. <...> .. .орла, привыкшего ощущать под лапой скалу, сажают на зыбкий аркан, натянутый в юрте или сарае. Не упасть! Все силы у птицы уходят на это. <...> Кто бы ни проходил мимо, обязательно тронет аркан, и орел, нахохлившись, распустив крылья, снова и снова с трудом добивается равновесия. Ни часу покоя! Ночью проходит кто-либо мимо орла - обязательно дернет аркан. Сам охотник специально встанет под утро встряхнуть задремавшую птицу. Но эта пытка имеет и перерывы. Время от времени охотник подходит к растерявшей весь свой характер, обессилевшей птице, ласково гладит по перьям, снимает с головы колпачок, чтобы птица увидела избавителя от страданий, и дает ей кусочек вымоченного мяса - подставляет руку в прочной большой перчатке, голодный орел, потянувшись за пищей, садится на руку. Но снова надет на голову колпачок. Опять темнота и зыбкий аркан. А потом вновь лицо и рука «избавителя». И так три-четыре недели. И уже нет для орла ничего милее лица хозяина и перчатки, садясь на которую обретаешь покой и получаешь еду. Все, орел готов служить человеку!
Данный изобразительный компонент может прочитываться в чисто информационном плане: читатель узнаёт, как приручают орла. Фрагмент имеет познавательную ценность. Кроме того, читатель, читая этот текст в газете, которая вышла 20 июля 2007 года, понимает, что описываемое имеет место в нынешней, сегодняшней жизни, и происходит это в конкретном месте. К старику, у которого живет орёл, можно приехать, поговорить с ним и посмотреть на орла. Очерк как бы проверяется читателем на соответствие написанного реалиям жизни. Именно в таком плане обсуждался некоторое время назад очерк А. Кривицкого «О 28 павших героях» (Красная звезда. 22.01.1942).
Но данный фрагмент может прочитываться и по-другому. Читатель при чтении размышляет об отношении человека к представителям мира живой природы. Читатель мысленно проецирует эту ситуацию в сферу отношений между людьми. Пытается
осмыслить вопросы этического порядка: что можно и что нельзя. Сами эти вопросы и соответствующие темы в тексте вербально не обозначены. Они генерируются в сознании читателя самим характером изображенного. В таком случае перед нами не изображение, созданное с информационной целью, а образ: изображение исполнено как воплощение в самом характере изображаемого возникающих в сознании читателя идей.
По прошествии нескольких лет очерк утрачивает связь с первоначальными координатами социального пространства-времени, перестает восприниматься как информация о части той, ушедшей жизни. Но очерк не перестаёт восприниматься как образный текст. Образ - категория когнитивная, это смысловая самодостаточная структура, которая может жить вне привязки к конкретным координатам социального пространства-времени.
Заметка, и вообще любой утилитарный газетный текст, создается только для здесь и для сейчас. При утрате связи с конкретными координатами социального пространства-времени текст теряет смысл своего существования. Такие тексты поэтому не хранятся. Очерк, потеряв связь с первоначальными координатами социального пространства-времени, благодаря наличию образного компонента начинает жить по законам художественного произведения. Мы осмысливаем изображенный внутренний мир как самодостаточный, его пространственно-временная организация может описываться категорией хронотопа. Время в художественно-публицистическом тексте течет по своим законам не так, как физическое время.
Таким образом, очерк входит в речевую практику общества дважды. Сначала как информационный текст о здесь и сейчас. Одновременно он входит в речевую практику общества и в ипостаси образного текста. В этой своей ипостаси, как принадлежащий миру когнитива, он способен к долгому существованию. То же мы можем сказать и о репортажах большого объема с развитым изобразительно-аналитическим началом.
Список литературы
1. Азаренко, С. А. Образ [Текст] / С. А. Азаренко // Современный философский словарь / Под ред. В. Е. Кемерова. - Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, М., Минск, 1998. - С. 583-587.
2. Арутюнова, Н. Д Образ (опыт концептуального анализа) [Текст] / Н. Д. Арутюнова // Референция и проблемы текстообразования. - М., 1988. - С. 117-129.
3. Арутюнова, Н. Д. Образ [Текст] / Н. Д. Арутюнова // Язык и мир человека. - М., 1999. - С. 314-324.
4. Бахтин, М. М. Формы времени и хронотопа в романе [Текст] / М. М. Бахтин // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М., 1975. - С. 234-407.
5. Борев, Ю. Б. Эстетика. В 2-х т. Т. 1. [Текст] / Ю. Б. Борев. - Смоленск, 1997. -С. 283-318.
6. Горшков, А. И. Русская стилистика. Стилистика текста и функциональная стилистика [Текст] : учеб. для педагогических университетов и гуманитарных вузов /
A. И. Горшков. - М., 2006. - 367 с.
7. Кожинов, В. В., Роднянская, И. Б. Образ [Текст] / В. В. Кожинов, И. Б. Роднянская // Краткая Литературная Энциклопедия. Т. 5. - М., 1968. - Стлб. 363-369.
8. Коньков, В. И., Неупокоева, О. В. Функциональные типы речи [Текст] : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования /
B. И. Коньков, О. В. Неупокоева. - М., 2011. - 224 с.
9. Лингвистический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. В. Н. Ярцева. -М., 1990. - 685 с.
10. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов [Текст] / Отв. ред. Н. Ю. Шведова. - М., 2008. - 1175 с.
Коньков Владимир Иванович - доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры медиалингвистики Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета, [email protected].
DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10109
М. Д. Корецкий
Челябинский государственный университет
Челябинск (Россия)
ТРАНСФОРМАЦИЯ ТЕЛЕВИЗИОННЫХ ЖАНРОВ НА ПЛОЩАДКЕ YOUTUBE НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АЛЕКСЕЯ ПИВОВАРОВА
Данная статья посвящена трансформации телевизионных жанров на площадке YouTube. Это происходит путем перехода различных медийных личностей в Интернет. В работе рассмотрены классификации телевизионных и видеоблогерских жанров. Проанализирована деятельность журналиста Алексея Пивоварова. Детально рассмотрены изменения телевизионного жанра на примере видеоматериала, который посвящен подводной лодке «Курск».
Ключевые слова: трансформация жанров, видеоблогинг, тележурналистика, YouTube, Алексей Пивоваров.
В современном мире прослеживается тенденция, заключающаяся в переходе тележурналистов в интернет-пространство. Это связано с дальнейшим развитием деятельности медийной личности. Часть таких персон совсем уходит из телевизионной сферы, навсегда связывая себя с блогосферой [5. С. 178]. Некоторые личности начинают развитие в Интернете и параллельно при этом ведут активную деятельность на телевидении. Таким образом, аудитория наблюдает за трансформацией жанров. Симбиоз телевидения и блогосферы представляет зрителям совершенно новый продукт [1. С. 232].
Перед началом необходимо разъяснить определение нескольких терминов. Жанр -это такой тип отображения реальной действительности, при котором соблюдается определенный ряд признаков [8. С. 142]. Под форматом в данном исследовании подразумевается продукт, который основывается на определенном жанре, но реализуется путем использования различных нестандартных решений. Видеоблогинг - это такая форма ведения блога, в которой видео выступает основным способом передачи информации [2. С. 191].
А теперь перейдем к классификации жанров журналистики. Принято выделять информационные, аналитические и художественные виды. К первому относят репортаж, заметку или сюжет, выступление. Ко второму - комментарий, беседу, обозрение. К третьему же относят зарисовку, очерк и эссе [13. С. 154].
Стоит отметить, что жанр интервью классифицируется на несколько форматов [9. С. 190]. Начнем с протокольного, его используют в тот момент, когда необходимо получить официальное разъяснение. Собеседником является высокопоставленное лицо. В информационном интервью главной целью оказывается получение каких-либо сведений или мнений. Интервьюируемым может быть неофициальное лицо. Интервью-