Научная статья на тему 'Фотоиллюстрации в новостных материалах интернет-СМИ'

Фотоиллюстрации в новостных материалах интернет-СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1601
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
визуализация / фотоиллюстрации / фотография / мобильная фотография / средства массовой информации.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иерусалимова Мария Максимовна

С развитием интернет-технологий и увеличением количества потребляемой информации визуализация стала одной из ключевых составляющих новостных материалов. Быстрый ритм жизни не позволяет читать новости в большом объеме, в данной ситуации на помощь приходят фотоиллюстрации. В исследовании мы рассмотрим типы визуализации информации, а также на конкретных примерах разберем, в каких случаях в новостных материалах используются фотоиллюстрации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фотоиллюстрации в новостных материалах интернет-СМИ»

2. Градюшко, А. Перспективные стратегии веб-журналистики в глобальном информационном пространстве [Текст] / А. Градюшко // Международная журналистика-2014: диалог культур и взаимодействие медиа разных стран : материалы Третьей Междунар. науч.-практ. конф. (20 февр. 2014 г., Минск) / под общ. ред. Т. Н. Дасаевой; сост. Б. Л. Залесский. - Минск: Издат. центр БГУ, 2014. - С. 77-88.

3. Журфак ЧелГУ [Электронный ресурс] // ВКонтакте. - URL: https://vk.com/jourcsu (дата обращения: 20.10.2019).

4. Иллюстрация [Электронный ресурс]. - URL: https://w.histrf.m/artides/artide/show/ illiustratsiia (дата обращения: 14.10.2019).

5. Какие картинки привлекают внимание пользователей? [Электронный ресурс] // Семантика. - URL: https://semantica.in/blog/foto-dlya-sajta-kartinki-dlya-privlecheniya-vnimaniya.html (дата обращения: 10.10.2019).

6. Канашина, С. В. Что такое интернет-мем? [Текст] / С. В. Канашина // Науч. ведом. БелГУ Сер. Гуманитарные науки. - 2017. - № 28 (277). - С. 160-164.

7. Симакова, С. И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов [Текст] / С. И. Симакова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. Сер. Филология. Искусствоведение. - 2015. - № 5 (360). - С. 163-169.

8. Тоффлер, Э. Шок будущего [Текст] / Э. Тоффлер ; пер. с англ. - М. : АСТ, 2008. - 105 с.

9. Трушко, Е. Г. Инфографика как современный способ представления информации [Текст] / Е. Г. Трушко // Труды БГТУ, 2017. - 111 с.

10. Шомова, С. А. Мемы как они есть [Текст] / С. А. Шомова. - М. : Аспект Пресс, 2018. - 136 с.

Ивандаева Елизавета Константиновна - студент факультета журналистики Челябинского государственного университета, [email protected].

Научный руководитель: Журавлева Анна Аркадьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.

DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10107

М. М. Иерусалимова

Челябинский государственный университет

Челябинск (Россия)

ФОТОИЛЛЮСТРАЦИИ В НОВОСТНЫХ МАТЕРИАЛАХ ИНТЕРНЕТ-СМИ

С развитием интернет-технологий и увеличением количества потребляемой информации визуализация стала одной из ключевых составляющих новостных материалов. Быстрый ритм жизни не позволяет читать новости в большом объеме, в данной ситуации на помощь приходят фотоиллюстрации. В исследовании мы рассмотрим типы визуализации информации, а также на конкретных примерах разберем, в каких случаях в новостных материалах используются фотоиллюстрации.

Ключевые слова: визуализация, фотоиллюстрации, фотография, мобильная фотография, средства массовой информации.

Современное общество отдает предпочтение визуальному способу передачи информации, именно он становится ключевым для многих СМИ. Это связано с

увеличением получаемой информации, а также упрощением восприятия со стороны читателя (зрителя). Меняется не только стиль верстки и оформление страницы, но и сам текст. Он должен быть адаптирован для быстрого сканирования глазом -с использованием выделений ключевых слов (гиперссылки, шрифт, цвет и т. п.); также необходима предметность, то есть ясность подзаголовков; использование списков с отступом; одна содержательная мысль в каждом параграфе [8].

Бытует мнение о том, что сегодняшнее поколение - это обладатели клипового мышления. Считается, что клиповое восприятие (мышление, понимание) обеспечивает способность «интернет-поколению» быстро переключаться и легко ориентироваться в разрозненных фрагментах информации. Поэтому у молодых людей, как правило, привычка к многозадачности оказывается неплохо натренированной [5; 10; 15]. Как говорилось ранее, современный пользователь предпочитает читать короткие тексты. Поколения читателей, выросшие в условиях увеличившегося объема информации, получаемой в первую очередь через изобразительный ряд (телевидение, интернет-сайты, мобильные приложения, онлайн-игры и др.), решение читать или не читать принимают мгновенно. Клиповое сознание меняет формы организации и презентации контента интернет-СМИ. Пользователь осматривает веб-страницу, обращает внимание на заголовки публикаций, отыскивает в материале ключевые слова и визуальные ориентиры. «Читатель любит картинки. Каким бы гениальным ни был написанный текст, он всегда выглядит лучше с картинкой» [2].

Часто именно визуализация является ключевым критерием для читателя в ответе на вопрос «читать или не читать?». Визуальная коммуникация - передача сообщений, эстетически привлекательных, информативных, способных вызывать эмоциональный отклик у аудитории [21]. Благодаря многим исследованиям стало возможным определить типы визуализации контента. В нашей работе при описании и классификации визуального контента средств массовой коммуникации будем ориентироваться на исследования С. И. Симаковой. В опубликованных работах мы находим последовательное развитие этого понятия и его наполнения. Автор обращается не только к типологизации визуального контента, но и к философско-эстетическим вопросам визуальных практик в журналистике, вопросам гуманизма и постгуманизма, рассматривает вопросы визуализации журналистского контента в контексте сохранения гуманистических ценностей [11; 12; 17; 16; 20; 14; 18; 19]. Интерес представляет работа И. В. Топчий «Медийный SMM: соединение визуального и эмоционального» [22]. Внимание исследователя сосредоточено на визуальных компонентах медиаконтента в пространстве соцсетей. Сегодня это направление исследования достаточно актуально, так как социальные сети оказывают влияние и на фотожурналистику.

В рамках нашей статьи сконцентрируем внимание на следующих типах визуального контента: типографика, цветографика, инфографика, фотография и фотоиллюстрация.

Типографика - искусство расположения шрифта и других компонентов набора на площади печатной страницы или в пространстве печатного, электронного издания. Шрифт как один из элементов типографики воспринимается в настоящее время как полноценный и полноправный участник визуально-коммуникативного процесса, с помощью которого расставляются акценты, доносятся дополнительные смыслы, вследствие чего он с каждым новым технологическим витком, вопреки ожиданиям скептиков, становится еще более мощным инструментом [23]. Типографике посвящен раздел книги Александра Амзина «Интернет-журналистика. Как писать хорошие тексты, привлекать аудиторию и зарабатывать на этом» [1. С. 116-124].

Цветографика - искусство расположения различных художественных форм, создание особой атмосферы.

Инфографика - это визуализация данных, которая быстро и четко представляет сложную информацию, включающую в себя знаки, фотографии, карты, графику и диаграммы. Инфографика - это визуальное представление, которое объединяет информацию, полученную из данных и графики, для передачи сообщения. Эти визуализации часто используются для помощи в интерпретации данных. Инфографика используется и как самостоятельный материал, и как наглядная иллюстрация к текстовой публикации. Анализируя контент российских СМИ на возможность использования инфографики, мы заметили, что «в большинстве случаев, независимо от вида СМИ, инфографика используется либо в качестве дополнения и иллюстрации журналистского текста, либо как самостоятельный материал» [13]. Е. В. Выровцева и С. И. Симакова поднимают вопрос об инфографике как типе публицистического текста [6]. Однако, несмотря на популярность инфографики, СМИ, особенно региональные, используют этот тип визуализации недостаточно активно. Об этом пишут В. Е. Беленко и А. С. Гирка [3].

Фотографии играют роль заголовков, привлекают внимание, улучшают качество дизайна. Каждая фотография является частью страницы, поэтому она должна гармонично сочетаться с другими элементами. Кроме того, фотография - это не только образ, но и документ. На страницах сайтов можно встретить фоторепортажи и новостные фотографии - фиксирование конкретного события в определенном месте. Такая фотография демонстрирует, что было на самом деле, поэтому организовать соответствующую сцену, осуществляя постановку, чрезвычайно сложно. Кроме того, со временем любая фотография становится документом, который зафиксировал факт, превратив его в историю. Как справедливо отмечает Л. А. Ковалева, «изображения, выполненные в жанре "фоторепортаж", должны трансформироваться под задачи новой технологической среды. Требуется изменение подхода к формированию фотографического отчета о событии. Кроме того, визуальные образы, содержащиеся на фотоснимке, должны органично сочетать в себе признаки времени и художественность произведения искусства» [9. С. 68].

Рассматривая вопрос развития фотографического контента в средствах массовой коммуникации, нельзя не отметить работу М. В. Загидуллиной «"Бог из машины": человеческое в условиях экспансии механического и электронного». Автор утверждает, что на протяжении всей истории человечества такие качества, как механическое, священное и человеческое были тесно переплетены. Также отмечается прорыв технического -изобретение фотоаппарата и массовое распространение фотографирования [7. С. 441].

Развитию фотографии в журналистике посвящена отдельная глава коллективной монографии «Эстетика журналистики» - «Фотожурналистика: эстетические трансформации визуального языка» [4. С. 130-158.]. Вместе с автором мы можем наблюдать трансформацию фотографического контента в СМИ и зависимость этих изменений от объективных факторов. А. И. Беленький отмечает, что, несмотря на наличие у подавляющего количества информационных ресурсов собственных каналов и аккаунтов в соцсетях, профессионалов опережают обычные пользователи сети. И сами информационные ресурсы - профессиональные СМИ - все чаще используют любительские фото с мобильных телефонов для создания визуального контента, особенно при освещении оперативных событий. О таком виде фотографий пойдет речь ниже.

Одной из разновидностей фотографии является мобильная фотография. В некоторых СМИ она встречается чаще остальных. Особенность такого вида фото заключается уже в самом названии - мобильное, то есть сделанное быстро, мгновенно. Это позволяет моментально визуализировать новостные материалы, например, с места происшествия. Мобильная фотография внедрялась в журналистику постепенно. Ее развитие совпало с активным развитием гражданской журналистики и появлением блогов. Затем

информационные агентства одно за другим стали создавать специальные серверы для «сбора у населения мобильных фотографий». Теперь мобильную фотографию используют и профессиональные журналисты. Мобилография - разновидность фотографического искусства, при котором в качестве инструмента используются электронные приборы, не предназначенные для профессиональной фотосъемки, такие как мобильные телефоны, карманные персональные компьютеры и др.

Фотоиллюстрация - иллюстрация в виде фотографического снимка, визуальный жанр отображения действительности, дающий зримый образ на момент осуществления вербального коммуникативного действия. Она содержит визуальную информацию, воспринимается читателями быстрее и воздействует на них сильнее текстов. Иллюстрации - один из элементов дизайна электронного и печатного издания, они формируют его облик, внешнее «лицо». В рамках нашего исследования мы будем придерживаться следующего определения фотоиллюстрации - иллюстрация в виде фотографического снимка, вторичный по отношению к тексту визуальный жанр отображения действительности, дающий ее зримый образ на момент осуществления вербального коммуникативного действия.

Для проведения исследования нами были выбраны четыре интернет-СМИ («РИА Новости», ИА ТАСС, Meduza, «Лента.ру»). Издания были отобраны по следующим критериям: охват аудитории более 400 млн в месяц; индекс цитируемости более 5000; наличие мультимедийных материалов.

В основу исследования легли 48 мультимедийных материалов, по 12 с каждого сайта. Материалы были взяты за один календарный праздничный день - 31 декабря 2019 года. Данный период был выбран нами, так как во время праздничных дней возрастает количество мультимедийных материалов.

Во время исследования мы изучали по 12 материалов, опубликованных друг за другом в течение дня. Задачей исследования стало определение количества журналистских статей, содержащих мобильные фотографии.

Для того чтобы отличить мобилографии от обычных фотографий мы руководствовались визуальным восприятием, обращали внимание на качество сделанных снимков и их разрешение.

Исследование показало, что традиционные фотографии подкрепляют к 60 % (29 материалов) опубликованных материалов. Однако мобилографии занимают 23 % (11 материалов) публикаций, 2 % (1 материал) содержат и мобилографии, и фотографии. Также стоит отметить, что к 13 % (6 материалов) статей не прилагается никаких средств визуализации. И лишь в 2 % (1 материал) статей мы нашли видео.

Исходя из полученных данных, мы сделали следующие выводы. Зрителям больше не важно качество снимка сделанного на камеру мобильного телефона, важна быстрота подачи информации и ее визуализация. Это позволяет сказать, что на сегодняшний день мобильная фотография активно взаимодействует со средствами массовой коммуникации и является их неотъемлемой частью. Стоит отметить, что фотография не уступает свое место мобилографии. В российских СМИ она по-прежнему занимает доминирующее положение в визуализации контента. Так как фотография является традиционным способом визуализации, в скором времени она не покинет печатные и интернет-СМИ.

В современной медиасфере роль визуализации повышается. Визуальные формы сами по себе становятся носителями информации. Все чаще мобилография предстает незаменимой в ситуациях, когда нужно оперативно передать картинки с места событий. Мобильные телефоны стали основным инструментом современной репортажной съемки. Журналисты не всегда находятся в нужном месте в момент происшествия, однако всегда есть случайные прохожие и свидетели, которые могут зафиксировать события на смартфон и моментально передать изображения в центр приема данных.

Список литературы

1. Амзин, А. А. Интернет-журналистика. Как писать хорошие тексты, привлекать аудиторию и зарабатывать на этом [Текст] / А. А. Амзин - М. : АСТ, 2020. - 400 с.

2. Амзин, А. А. Новостная интернет-журналистика [Текст] : учеб. пособие для вузов / А. А. Амзин. - М., 2011. - 136 с.

3. Беленко, В. Е., Гирка, А. С. Инфографика в региональных интернет-СМИ (на материалах интернет-СМИ Сибирского федерального округа): количественный' аспект [Текст] / В. Е. Беленко, А. С. Гирка // Вестник НГУ. Серия: История, филология. - 2019. -Т. 18, № 6. - С. 82-91.

4. Беленький, А. И. Эстетика журналистики [Текст] / А. И. Беленький - СПб. : Алетейя, 2018. - 252 с.

5. Букатов, В. М. Клиповые изменения в восприятии, понимании и мышлении [Текст] /

B. М. Букатов. // Актуальные проблемы психологического знания. - 2018. - № 4 (49). -

C. 5-19.

6. Выровцева, Е. В., Симакова, С. И. Инфографика как тип публицистического текста: позиция автора [Текст] / Е. В. Выровцева, С. И. Симакова // Вестник НГУ. Серия: История, филология. - 2019. - Т. 18, № 6. - С. 104-114.

7. Загидуллина, М. В. «Бог из машины»: человеческое в условиях экспансии механического и электронного [Текст] / М. В. Загидуллина // Новое литературное обозрение. - 2018. - № 1 (149). - С. 428-443.

8. Калмыков, А. А. Интерактивная гипертекстовая журналистика в системе отечественных СМИ [Текст] / А. А. Калмыков. - М. : ИПК работников ТВ и РВ, 2009. -84 с.

9. Ковалева, Л А. Роль жанра «фоторепортаж» в новой медиакоммуникационной среде [Текст] / Л. А. Ковалева // Знак: проблемное поле медиаобразования : науч. журн. -2018. - № 3 (29). - С. 68-72.

10. Симакова, С. И. Визуализация в СМИ: вынужденная необходимость или объективная реальность? [Текст] / С. И. Симакова // Вестник Самарского университета. История. Педагогика. Филология. - 2017. - № 1, 2. - С. 135-140.

11. Симакова, С. И. Визуальный поворот - революция мировосприятия и репрезентации реальности [Текст] / С. И. Симакова // Визуальный поворот в массовых коммуникациях : коллект. монография / под ред. С. И. Симаковой. - Челябинск, 2017. - С. 7-40.

12. Симакова, С. И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов [Текст] / С. И. Симакова // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Филология. Искусствоведение. - 2015. - Вып. 94. - С. 163-169.

13. Симакова, С. И. Инфографика: визуализация цифрового контента [Электронный ресурс] / С. И. Симакова // Вестник ВУиТ - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/infografika-vizualizatsiya-tsifrovogo-kontenta (дата обращения: 12.01.2020).

14. Симакова, С. И. Инфографика в контексте постгуманистических тенденций в журналистике [Текст] / С. И. Симакова // Вестник Воронежского государственного университета : науч. журн. - 2019. - № 3. - С. 127-131.

15. Симакова, С. И. Клиповизация мышления у молодежи как следствие развития визуальных коммуникаций в СМИ [Текст] / С. И. Симакова // Знак: проблемное поле медиаобразования : науч. журн. - 2017. - № 2 (24). - С. 107-118.

16. Симакова, С. И. Медийное измерение Кемеровской трагедии в контексте теорий визуального поворота (на примере web-сайта «АиФ») [Текст] / С. И. Симакова // Реклама и связи с общественностью: традиции и инновации : материалы Шестой Международной научно-практической конференции (13-14 сентября 2018 г.) в 2 ч. Ч. 1. / ред. кол. : А. Н. Гуда (пред.) [и др.], Ростов н/Д: ФГБОУ ВО РГУПС, 2018. - C. 79-90.

17. Симакова, С. И. Тенденции визуализации журналистского контента в современных СМИ [Текст] / С. И. Симакова // Вестник Северо-Осетинского государственного ун-та им. К. Л. Хетагурова. - 2015. - № 3. - С. 213-218.

18. Симакова, С. И. Философско-эстетические основания визуальных практик в журналистике [Текст] / С. И. Симакова // Знак: проблемное поле медиаобразования : науч. журн. - 2019. - № 3 (33). - С. 166-174.

19. Симакова, С. И. «Цивилизация глаза»: специфика визуальной репрезентации события [Текст] / С. И. Симакова // Гуманитарный вектор. - 2020. - Т. 15., № 1. -С. 125-133.

20. Симакова, С. И., Топчий, И. В. Визуализация медиапространства в контексте сохранения гуманистических ценностей [Текст] / С. И. Симакова, И. В. Топчий // Вопросы литературы и журналистики в контексте сохранения гуманистических ценностей : коллект. монография / под ред. М. В. Загидуллиной, С. И. Симаковой. - Челябинск : ЧелГУ, 2019. - С. 197-205.

21. Смирнова, Е. А. Инфографика в системе журналистских жанров [Текст] / Е. А. Смирнова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8: Литературоведение. Журналистика. - 2012. - Вып. 11. - С. 92-95.

22. Топчий, И. В. Медийный SMM: соединение визуального и эмоционального [Текст] / И. В. Топчий // Знак: проблемное поле медиаобразования : науч. журн. - 2018. -№ 3 (29). - С. 145-153.

23. Федорова, С. В. Визуализация как ведущая тенденция развития СМИ [Текст] / С. В. Федорова // Филологические науки. Вопросы теории и практики - 2014. - № 7 (37), Ч. 2. - С. 189-191.

Иерусалимова Мария Максимовна - магистрант Челябинского государственного университета, факультет журналистики, кафедра журналистики и массовых коммуникаций, [email protected].

Научный руководитель: Симакова Светлана Ивановна, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.

DOI: 10.24411/2070-0717-2020-10108 В. И. Коньков

Санкт-Петербургский государственный университет

Санкт-Петербург (Россия)

ИЗОБРАЖЕНИЕ И ОБРАЗ В МЕДИЙНОЙ СРЕДЕ

Анализируются категории изображения и образа в медийном тексте. Изображение получает статус образа, когда создаётся как воплощение той или иной идеи. Очерк и репортаж с развитым изобразительно-аналитическим началом входят в речевую практику общества дважды: и как информационные тексты, и как образные тексты со своим виртуальным миром, описываемым в рамках категории хронотопа.

Ключевые слова: изображение, образ, очерк, репортаж, социальное пространство-время, хронотоп.

Цель настоящего исследования - уточнить содержания понятий изображение (изобразительность) и образ (образность) в медийной среде, проанализировать использование этих номинаций в медийной сфере, в научной литературе, её изучающей,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.