Научная статья на тему 'Трансформация практик молодежного чтения в современном российском обществе'

Трансформация практик молодежного чтения в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
636
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ ЧТЕНИЯ / ЧИТАТЕЛЬСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ МОЛОДЕЖИ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ЦЕЛИ ЧТЕНИЯ / ПРАКТИКИ ЧТЕНИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ / КНИГИ / ЦЕННОСТИ / МОДЕЛИ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ / SOCIOLOGY OF READING / READING PREFERENCES OF YOUNG PEOPLE / READING INITIATIVE / READING GOALS / READING PRACTICES / ELECTRONIC RESOURCES / BOOKS / VALUES / MODELS OF READING BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Зубова Оксана Геннадьевна

Статья посвящена описанию новых практик молодежного чтения в российском обществе и анализу факторов, способствующих изменению традиционной модели читательского поведения. Автор рассматривает трансформацию структуры читательских предпочтений, основные мотивы и цели чтения молодых людей в условиях влияния глобальных информационных технологий. Чтение не утрачивает своей значимости для молодежи, но с изменением отношения в обществе к книжной культуре и падением престижности чтения меняются его основные характеристики. Факторы, влияющие на этот процесс, связаны с традициями чтения в родительской семье, влиянием референтных групп, уровнем образования и местом основного проживания. Внешнее воздействие на сложившуюся ситуацию обусловлено популяризацией ценности чтения через соответствующие социальные институты, оказывающие влияние на процесс социализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The transformation of the youth reading practices in the modern Russian society

The study describes the new youth reading practices in Russian society and analyzes the factors contributing to the change in the traditional model of reading behavior. The author considers a transforming structure of reading preferences, the main motives and goals of youth reading in the context of global information technology. Reading does not lose its relevance for young people, but a change in social attitude towards the book culture and a decline in the prestige of reading modify its basic characteristics. The factors affecting this process relate to the reading traditions in the parental family, the impact of reference groups, the level of education, and the place of residence. The external effect on this situation is explained by the promotion of reading value through the relevant social institutions influencing the process of socialization.

Текст научной работы на тему «Трансформация практик молодежного чтения в современном российском обществе»

УДК 316.728:028.5

https://doi.org/10.24158/spp.2018.10.4

Зубова Оксана Геннадьевна

кандидат политических наук, доцент кафедры методологии социологических исследований социологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАКТИК МОЛОДЕЖНОГО ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Zubova Oksana Gennadievna

PhD in Political Science, Associate Professor, Sociological Research Methodology Subdepartment, Sociology Department, Lomonosov Moscow State University

THE TRANSFORMATION OF THE YOUTH READING PRACTICES IN THE MODERN RUSSIAN SOCIETY

Аннотация:

Статья посвящена описанию новых практик молодежного чтения в российском обществе и анализу факторов, способствующих изменению традиционной модели читательского поведения. Автор рассматривает трансформацию структуры читательских предпочтений, основные мотивы и цели чтения молодых людей в условиях влияния глобальных информационных технологий. Чтение не утрачивает своей значимости для молодежи, но с изменением отношения в обществе к книжной культуре и падением престижности чтения меняются его основные характеристики. Факторы, влияющие на этот процесс, связаны с традициями чтения в родительской семье, влиянием референтных групп, уровнем образования и местом основного проживания. Внешнее воздействие на сложившуюся ситуацию обусловлено популяризацией ценности чтения через соответствующие социальные институты, оказывающие влияние на процесс социализации.

Ключевые слова:

социология чтения, читательские предпочтения молодежи, читательская активность, цели чтения, практики чтения, электронные ресурсы, книги, ценности, модели читательского поведения.

Summary:

The study describes the new youth reading practices in Russian society and analyzes the factors contributing to the change in the traditional model of reading behavior. The author considers a transforming structure of reading preferences, the main motives and goals of youth reading in the context of global information technology. Reading does not lose its relevance for young people, but a change in social attitude towards the book culture and a decline in the prestige of reading modify its basic characteristics. The factors affecting this process relate to the reading traditions in the parental family, the impact of reference groups, the level of education, and the place of residence. The external effect on this situation is explained by the promotion of reading value through the relevant social institutions influencing the process of socialization.

Keywords:

sociology of reading, reading preferences of young people, reading initiative, reading goals, reading practices, electronic resources, books, values, models of reading behavior.

В современном обществе под воздействием информационных систем коммуникации меняются условия жизни людей и формы организации их досуга. Увлечение просмотром кинофильмов, телесериалов, прослушиванием музыки, общением в социальных сетях, видеоиграми актуализирует вопрос сохранения роли чтения в процессе формирования мировоззрения и системы ценностей молодых людей. Именно молодежь, являющаяся наиболее активным потребителем информации, стала приоритетной читательской группой для исследований.

Уровни чтения в обществе и грамотность населения как взаимосвязанные процессы оказывают влияние на качество жизни и деятельность основных социальных институтов, поэтому чтение можно рассматривать как социальное явление, оказывающее воздействие не только на личность, но и на общество в целом. Выступая одним из условий духовного, активного, интеллектуального и широкого мировоззренческого развития человеческой личности, чтение во многом определяет успешность профессиональной мобильности и статусной позиции человека в обществе. Процветание государства зависит от грамотности его населения, обладающего способностью к критическому осмыслению действительности, творчеству и инновациям. В связи с образовавшимся противоречием между социальной потребностью в образованных и грамотных специалистах и снижением читательской активности, а также изменением читательских практик в фокусе исследовательского интереса оказываются вопросы, связанные с оценкой престижности чтения и влияния на этот процесс родительской семьи, института образования и глобальных информационных трансформаций. При этом мы рассматриваем чтение не просто как способ освоения базовой информации, а как совокупность множественных практик, но, в отличие от позиции Р. Барта, связанных между собой [1]. Данный технологический подход отражается в работах Н.А. Селиверстовой, Н.Д. Юмашевой [2].

В 2017 г. по результатам онлайн-опроса, проведенного международным институтом маркетинговых исследований GfK, Россия по количеству времени, затраченного на чтение, оказалась в тройке самых читающих стран мира [3]. В исследовании ВЦИОМ 2018 г. только 4 % опрошенных россиян сообщили, что практически не читают книг. Одна из самых активных читательских групп -студенческая молодежь [4]. Но вопрос заключается не только в количестве прочитанного, а прежде всего в его качестве, а также в том, выступает это необходимой внешней обязательной практикой в образовательном процессе или индивидуальной потребностью личности с определенными целевыми установками. В 37 проведенных интервью с молодыми людьми в возрасте от 18 до 24 лет, проживающих в Москве и Подмосковье, обучающихся в высших и средне-специальных учебных заведениях, на вопрос о целях чтения в ответах преобладали учебно-профессиональные («много приходится читать специальной литературы, практически каждый день, на все остальное времени не остается», м., 20 лет) и развлекательные («читаю в метро, что еще делать, но так, ничего серьезного: про моду, разных звезд, могу и женский детектив, а любовные романы не люблю...», ж., 23 года). Только в трех интервью основным мотивом чтения стала познавательно-информационная функция («.так много всего можно изучить и узнать и для повседневной жизни, и просто из интереса.», м., 24). Мы наблюдаем тенденцию возрастания значимости прагматического чтения и снижения роли свободного, связанного с удовлетворением экзистенциональ-ных потребностей и реализацией эстетической цели (наслаждение самим процессом чтения текста). Преобладание мотива развлечения и отдыха с помощью чтения способствует формированию новой модели «пустого» читательского времяпрепровождения, когда изменяется структура читательских интересов, связанных с доминированием в читательском контенте газет, иллюстрированных журналов, текстов из социальных сетей и блогов. Это актуализирует проблемы критичности сознания и верификации получаемой информации.

Анализируя практики молодежного чтения, необходимо рассмотреть влияние факторов места чтения и использования электронных ресурсов. Традиционно основным местом для чтения были библиотеки и дома, где собиралась домашняя библиотека. На вопрос о посещении библиотек информанты вспомнили только библиотеки учебных учреждений, один рассказал о посещении библиотеки с целью прохождения профориентационного тестирования. В основном опрашиваемые пользуются электронными библиотеками, причем бесплатными, реже по паролю в учреждении, где проходят обучение. Центральные библиотеки посещало 4 информанта, но с целью экскурсии, а не работы с литературой.

В современном обществе меняется отношение не только к публичным, но и к домашним библиотекам. Согласно данным опроса ВЦИОМ 2018 г., у 87 % россиян есть домашняя библиотека, но разных размеров. Преобладают небольшие библиотеки с книгами меньше 100 шт. (44 %), они чаще встречаются у молодежи от 18 до 24 лет (57 %). Самые богатые библиотеки - с книгами больше 1000 шт. - имеются у людей старшего поколения от 60 лет (8 %) [5]. При этом в исследовании не уточняются гендерная, профессиональная и территориальная принадлежность изученных респондентов и их влияние на полученные результаты.

Проведенные нами интервью позволили выявить ряд важных аспектов изучаемого вопроса. В современном мобильном городском пространстве становится тяжелее позволить себе иметь дома большую библиотеку, особенно если это съемное жилье. Поэтому библиотека сохраняется у родителей, часть книг раздается, отвозится на дачу. В домашней библиотеке имеются книги, которые достались от старших поколений, и новые приобретенные. Именно от книг, которые достались в наследство, и пытаются избавиться, мотивируя это их изношенностью и устаревшей информацией (особенно это касается энциклопедических изданий). Если в семье присутствовали культура чтения и отношение к книге как к ценности, то это трансформируется и в установку для молодых людей не выбрасывать книги: «Не понимаю тех, кто так поступает, можно просто их отвезти в библиотеку или парк, оставить на специальных полках...» (м., 22). Так появляется новая практика, связанная не только с тем, что книги отдаются, но и с тем, что молодые люди могут почитать отданные книги. В числе наших опрошенных оказались 3 информанта, которые имели подобный опыт, но он был связан не с художественной, а с профессиональной литературой.

Изменился и формат чтения. Молодежь в возрасте 18-24 лет предпочитает электронный формат (60 %), а люди старшего поколения выбирают бумажные книги (40 %) [6]. Это связано с более традиционным отношением к нововведениям данного поколения, нераспространенностью и сложностью использования современных технологических устройств. Причинами популярности электронных книг для молодежи являются доступность мобильного интернета и возможность выбора форматов для чтения на планшете или смартфоне. Все интервьюируемые отметили, что пользуются электронными книгами, которые скачивают или покупают, в частности в популярных интернет-магазинах («Лабиринт», Ozon, «Читай-Город», My Shop, Издательство «МИФ» и др.). При этом многие предпочитают бумажный вариант книги («Совсем другое ощущение, когда держись в руках книгу, особенно новую», ж., 19), но больше читают электронные, в основном с планшетов и смартфонов, реже используют специальные электронные и технологичные устройства,

предназначенные для чтения литературы. Главной причиной, по которой выбирается этот формат, становится дороговизна продаваемых бумажных книг, в отличие от их электронного аналога. При этом имеются гендерные различия: девушки чаще, чем молодые люди, предпочитают взять почитать у друзей или купить популярную художественную литературу.

Использование электронных книг ставит ряд проблем социально-психологического и правового характера. Так, на законодательном уровне принимаются меры для снижения уровня пиратства в этой сфере. В частности, блокируются ресурсы с нелегальным контентом, но в общественном мнении доступ к этому контенту не рассматривается с точки зрения нарушения авторских прав [7]. В будущем информанты отмечают обострение сложившейся ситуации с авторскими правами, а также появление новых форматов чтения, связанных с возможностями интерактивных книг, в частности учебников и учебных пособий, а также с виртуальной реальностью, когда можно будет не только, например, услышать произведение, но и задействовать основные органы чувств. Это полностью меняет статус читателя - из пассивного объекта он превращается в активного участника процесса [8]. Эксперты также прогнозируют увеличение доли электронных книг, появление новых форматов электронной учебной литературы, способной к обновлениям. По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, количество скачива-ний книг за I полугодие 2018 г. увеличилось на 50 % по сравнению с I полугодием 2017 г. При этом совокупный тираж книг, изданных в России в I полугодии 2018 г., упал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 15 % [9].

Изменение читательских практик молодежи отражается в структуре читательских предпочтений. Сравнительный анализ исследований ФОМ и ВЦИОМ за 2014-2018 гг. позволил выявить основные изменения в читательских интересах молодежи. В 2014 г. 34 % населения регулярно читали художественную литературу. Выше среднего этот показатель был среди женщин, людей с высшим образованием, москвичей. При этом молодежь предпочитала современные произведения (22 %) классике (16), развлекательную литературу (15) серьезной (12), русских авторов (27) зарубежным (14 %). Среди современных российских авторов выделяли Д. Донцову, А. Маринину, Б. Акунина, Т. Устинову, В. Пелевина, среди русской классики - А. Пушкина, Ф. Достоевского, М. Булгакова, Л. Толстого. Среди жанров преобладали детектив (11 %), исторический роман (9), любовный роман (8), приключения (6), фэнтези (4), поэзия (3), научная фантастика (3), ужасы (1 %) [10].

Согласно опросам ВЦИОМ в 2018 г., россияне также заинтересованы в чтении книг разных жанров, практически не читает только 4 % от числа опрошенных, но эта доля увеличивается среди людей с неполным средним образованием. Чаще всего молодежь в возрасте 18-24 лет читает новости в социальных сетях (39 %), реже в СМИ. 38 % предпочитают художественную литературу, которая популярнее среди женщин, а также чаще присутствует в структуре предпочтений жителей Москвы и Санкт-Петербурга. Научно-познавательная литература выбирается молодежью, особенно учащейся (36 %), и по гендеру больший спрос имеет среди мужчин. Отличают читательские интересы молодежи от других возрастных групп прежде всего обращение к блогам и популярным статьям в интернете (36 %). Изменились и жанровые предпочтения. Участники опроса, включая молодежь (26 %), выбирают художественную литературу, причем растет популярность зарубежной и современной российской литературы среди молодежи. Фантастику читают 22 %, к профессиональной литературе обращается 21 %, к справочной 20 %, к литературе по красоте и психологии 11 %. Сохраняет признание жанр детектива. В рейтинге популярных писателей по количеству сообщений в СМИ выделяются такие современные российские авторы, как Г. Яхина, З. Прилепин, Б. Акунин, Л. Улицкая, В. Пелевин [11]. Выбор во многом диктуется влиянием референтной группы и популяризацией определенных направлений, писателей и произведений через интернет и социальные сети.

Итак, чтение не утрачивает своей значимости для молодежи, но с изменением отношения в обществе к книжной культуре и падением престижности чтения меняются его основные характеристики. Сохраняются старые практики и появляются новые, связанные с процессами глобализации и информатизации. Эти практики молодежного чтения включают общепризнанные традиционные и новые способы и навыки обращения с печатными и электронными книгами и изданиями. Факторы, определяющие этот процесс, прежде всего связаны с традициями чтения в родительской семье, влиянием референтных групп, уровнем образования и местом основного проживания молодых людей. Внешнее воздействие на сложившуюся ситуацию обусловлено популяризацией ценности чтения через соответствующие социальные институты, оказывающие влияние на процесс социализации.

Ссылки:

1. Барт Р. О чтении // Барт Р. Система моды: статьи по семиотике культуры. М., 2003. С. 489.

2. Селиверстова Н.А. Социальные практики чтения контента Интернета в студенческой среде // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 1. С. 213-217 ; Селиверстова Н.А., Юмашева Н.Д. Чтение в студенческой среде: опыт социологического исследования. М., 2009. 108 с.

3. Россия вошла в тройку самых читающих стран мира [Электронный ресурс] // РБК. 2017. 27 марта. URL: https://www.rbc.ru/business/27/03/2017/58d8fd309a7947d791ca612a (дата обращения: 10.10.2018).

4. Любимые книги: что читают россияне? [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. 2018. 1 окт. URL: https://wciom.ru/in-dex.php?id=236&uid=9338 (дата обращения: 10.10.2018).

5. Там же.

6. Бумага против экрана [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. 2018. 4 окт. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9343 (дата обращения: 10.10.2018).

7. Заплати за подписку - смотри спокойно? [Электронный ресурс] // Там же. 6 авг. URL: https://wciom.ru/in-dex.php?id=236&uid=9243 (дата обращения: 10.10.2018).

8. Berger P.L., Luckmann T. The Social Construction of Reality. A Treatise in the Sociology of Knowledge. N. Y., 1966. 249 p.

9. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития [Электронный ресурс] : отраслевой доклад. М., 2018. URL: http://www.unkniga.ru/images/docs/kn-rynok-2018-1.pdf (дата обращения: 10.10.2018).

10. Художественная литература: что читают россияне [Электронный ресурс] // ФОМ. 2014. 6 марта. URL: https://fom.ru/Kultura-i-dosug/11380 (дата обращения: 10.10.2018).

11. Что читают россияне? [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. 2018. 18 сент. URL: https://wciom.ru/in-dex.php?id=236&uid=9315 (дата обращения: 10.10.2018).

References:

Bart, R 2003, 'On Reading', Sistema mody: stat'i po semiotike kul'tury, Moscow, p. 489, (in Russian). Berger, PL & Luckmann, T 1966, The Social Construction of Reality. A Treatise in the Sociology of Knowledge, New York, 249 p. 'Favorite Books: What do Russians Read?' 2018, VTsIOM, October 01, viewed 10 October 2018, <https://wciom.ru/in-dex.php?id=236&uid=9338>, (in Russian).

'Fiction: What do Russians Read' 2014, FOM, March 06, viewed 10 October 2018, <https://fom.ru/Kultura-i-dosug/11380>, (in Russian).

'Paper against the Screen' 2018, VTsIOM, October 04, viewed 10 October 2018, <https://wciom.ru/in-dex.php?id=236&uid=9343>, (in Russian).

Pay for a Subscription - Enjoy the Film? VTsIOM, August 06, viewed 10 October 2018, <https://wciom.ru/in-dex.php?id=236&uid=9243>, (in Russian).

'Russia Entered the Top Three Most Reading Countries in the World' 2017, RBK, March 27, viewed 10 October 2018, <https://www.rbc.ru/business/27/03/2017/58d8fd309a7947d791ca612a>, (in Russian).

Russian Book Market. State, Trends and Development Prospects: a Sectoral Report 2018, Moscow, viewed 10 October 2018, <http://www.unkniga.ru/images/docs/kn-rynok-2018-1.pdf>, (in Russian).

Seliverstova, NA 2011, 'Social Practices of Reading the Internet Content in the Student Environment', Znaniye. Ponimaniye. Umeniye, no. 1, pp. 213-217, (in Russian).

Seliverstova, NA & Yumasheva, ND 2009, Reading in the Student Environment: a Social Research, Moscow, 108 p., (in Russian).

'What do Russians Read?' 2018, VTsIOM, September 18, viewed 10 October 2018, <https://wciom.ru/in-dex.php?id=236&uid=9315>, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.