DOI: 10.17805/trudy.2019.5.3
СТРУКТУРА ПРАКТИК ЧТЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В ЭПОХУ ИНТЕРНЕТА
А. В. Калинчук Московский гуманитарный университет
Аннотация: В статье на основе данных эмпирического исследования анализируется структура практик чтения молодежи в ситуации тотального распространения Интернета; рассматривается соотношение традиционных и новых форм в структуре практик чтения молодежи.
Ключевые слова: практика чтения; молодежь; чтение молодежи; Интернет; социальные сети; книга; блог; пост
STRUCTURE OF YOUNG PEOPLE'S READING PRACTICES IN THE AGE
OF THE INTERNET
A. V. Kalinchuk Moscow University for the Humanities
Abstract: The article is based on the data of an empirical study and analyzes the structure of young people's reading practices in the situation of the total spread of the Internet. The author considers the correlation between the traditional and new forms in the structure of young people's reading practices.
Keywords: reading practice;youth;young people's reading; Internet; social networks; book; blog; post
В анализе молодежного чтения российскими исследователями применяются различные теоретико-методологические основания. Наиболее эври-стичным теоретическим инструментом для исследования молодежного чтения в эпоху Интернета представляется методологический подход к чтению как социальным (Селиверстова, Юмашева, 2007; Селиверстова, 2011) или практикам культурного воспроизводства (Селиверстова, Юмашева, 2009), и культурным практикам (Гудова, 2014). Названные методологические подходы позволяют на эмпирическом уровне измерить условия молодежного чтения, а значит — условия формирования габитуса читателя (Селиверстова, Юмашева, 2009; Селиверстова, 2014), что актуально в ситуации цифро-визации сферы образования и повседневности. Практики чтения молодежи, как наиболее восприимчивой и мобильной ко всему новому части общества, представляют интерес как основа прогнозирования будущего феномена
23
чтения. К тому же чтение художественной литературы выполняет не только функции релаксации, эскапизма, но и познания (Селиверстова, 2019).
Судя по результатам социологических исследований ВЦИОМ, популярность чтения растет, как, в целом, среди россиян, так и среди российской молодежи: «представители самой молодой возрастной группы (18-24 года), как показал опрос, читают больше остальных (в среднем 6,65 книг за 3 месяца), для сравнения, респонденты 60 лет и старше — 5,85 книг за 3 месяца»1. За последние 3 года Интернет «догнал и перегнал» книжные магазины. Треть россиян (35% в 2017 г., рост с 5% в 2009 г.) сегодня читает (или скачивает) книги в глобальной сети (Там же). Следовательно, можно говорить о том, что известные опасения социологов, по поводу того, что всеобщий доступ к сети Интернет негативно скажется на популярности чтения, не оправдались. Напротив, благодаря Интернету книги стали еще доступнее.
Цель статьи — на основе эмпирических данных описать структуру практик молодежного чтения в эпоху Интернета.
Основные результаты исследования
Практики молодежного чтения претерпевают изменения в связи с развитием информационно-коммуникативных технологий. Что касается условий чтения, то это специальные электронные гаджеты для чтения, так называемые «читалки», электронные версии книг и электронные книги, которые можно читать и с телефона, и с компьютера, это электронные библиотеки и многие другие нововведения. Отдельно следует отметить вхождение в повседневную жизнь российской молодежи социальных сетей, которые являются не только способом коммуникации, но и компонентом читательских практик. Роль социальных сетей в жизни современного человека активно исследуется. Обычно речь идет об их коммуникативных и рекреационных функциях. В данной статье автор уточняет, какую роль играют социальные сети в практиках чтения: как часто молодежь читает «посты» в ленте. Помимо изучения новых форм практик чтения, измеряются их традиционные формы: посещает ли современная молодежь библиотеки? Какое место в их жизни занимают печатные издания? Воспроизводится ли в современном информационном обществе традиция домашних библиотек?
Структура практик молодых читателей меняется следующим образом: растет популярность электронных и аудиокниг, а также чтение в Интернете, в частности в социальных сетях. Молодежь на досуге читает блоги, посты в социальных сетях, различные статьи в живых журналах, на сайтах и пр. (Ловкова, 2010: 126). Об этом же свидетельствуют и результаты опроса
1 Читать или не читать? [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=116580 (дата обращения: 14.12.2018).
ВЦИОМ, проведенные в сентябре 2018 г., 89% российской молодежи предпочитают читать новости в электронном формате, 60% молодых людей читают в электронном формате и профессиональную литературу1.
Эмпирическое исследование формирования и воспроизводства практик чтения российской молодежи в повседневной жизни, проведенное автором, было сфокусировано на структуре практик чтения, соотношении традиционных и новых их форм. Исследование проходило в форме анкетирования в Интернете посредством сервиса Google Формы в период с 10 по 23 апреля 2019 г. Объем выборочной совокупности составил 87 человек. Выборка — неслучайная, формировалась по типу «кто откликнулся» и методом «снежного кома». Разделение по полу: 66 (75,9%) девушек и 21 (24,1%) юноша. Были опрошены молодые люди в возрасте от 17 до 29 лет. Подчеркнем, что объем и тип выборочной совокупности позволяют говорить лишь о некоторых выявленных тенденциях в структуре практик молодежного чтения.
Поскольку габитус читателя формируется в семье и особым значением для агента практик обладает именно ранний опыт в исследовании был проанализирован семейный контекст чтения. Абсолютное большинство участников исследования имеют благоприятные условия для формирования и воспроизводства практик чтения. Результаты опроса говорят о том, что наблюдается тенденция к расширенному воспроизводству читательских практик: выявлено преобладание читающих молодых людей по сравнению с читающими родителями, членами семей. Вероятно, для формирования и воспроизводства читательских практик в цифровую эпоху усиливается значимость таких условий как наличие домашней библиотеки (94,3%), чтение книг в детстве родителями (90,4%), чтение друзей (87,4%), информационная среда, легкий доступ к интернету и социальным сетям. Читающие друзья, как и сами опрошенные, являются активными пользователями социальных сетей, читают в них посты «друзей», сообщения в тематических группах и новости.
Понять, что есть габитус молодых российских читателей, можно соотнеся социальные условия, в которых он формировался с теми социальными условиями, в которых он «приводится в действие», то есть, изучив повседневность. Было важно проанализировать, какую роль в повседневности молодежи играют как традиционные, так и новые формы практик чтения, в каких условиях они формируются и воспроизводятся. К традиционным формам были отнесены пользование печатными книгами, посещение общественных библиотек, а к условиям их воспроизводства: наличие домашней библиоте-
1 Бумага против экрана. [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=9343 (Дата обращения: 14.12.2018).
ки, приобретение книг в книжных магазинах или пользование книгами друзей. Среди новых форм практик чтения молодежи исследовались использование электронных и аудиокниг, чтение в интернете, чтение в социальных сетях, что именно молодежь там читает. Как условия воспроизводства были рассмотрены время пребывания молодежи в социальных сетях, а также использование книжных интернет-магазинов, бесплатное скачивание книг из интернета и другие. Результаты исследования свидетельствуют о том, что в повседневной жизни опрошенных примерно одинаково часто встречаются как традиционные, так и новые формы практик чтения.
Члены большинства семей участников опроса (66,3%) наряду с чтением книг практикуют чтение новостей в интернете. Среди друзей респондентов одинаково популярными являются художественная литература (75%) и нон-фикшн (75%). Чуть меньше друзья читают новости (61,8%) и блоги в социальных сетях (61,8%). 39, 5% друзей, опрошенных читают учебную или деловую литературу.
Абсолютное большинство опрошенных (92,9%) собирает свою домашнюю библиотеку из печатных изданий, но треть респондентов также собирают книги и в электронном виде. Большинство респондентов, выбирающих печатный вариант, делают это по эстетическим причинам: печатную книгу «приятно держать в руках», «нравится запах книг, хруст страниц». Большинство участников опроса, выбирающих электронные издания, делают свой выбор из-за удобства данного формата: его можно читать с телефона, не надо носить с собой тяжелые книги и т.д.
Самыми популярными жанрами среди молодежи оказались зарубежная классика (52,3%), нон-фикшн (50%), русская классика (47,7%) и фантастика (45,3 %). Треть опрошенных предпочитает детективы. Романы о любви читают 25,6 % молодежи, фэнтези — 24,4 %. Основная причина растущей популярности жанра фэнтези среди молодежи — возможность уйти от реальности или эскапизм. Фэнтези выполняет функцию релаксации, помогает читателям расслабиться и снять напряжение, развивает воображение, развлекает и помогает «познавать» несуществующие миры.
Читательские интересы в зависимости от гендерной принадлежности обнаруживают тенденции к изменению по сравнению с данными исследования 2008 г. (Селиверстова, Юмашева, 2009: 74-75). Эти тенденции выражены в предпочтениях девушек фантастики и фэнтези, примерно 10 лет назад данные жанры пользовались большей популярностью среди юношей. Включение в произведения этих жанров любовной линии способствовало их популярности и среди девушек.
В данном конкретном исследовании не было блока вопросов по любимым авторам и книгам, однако по результатам многочисленных исследова-
ний любимым российским автором в молодежной среде является М.Булгаков (Акимова, Электр. ресурс; Борусяк, 2015; Отургашева, 2018; Селиверстова, 2014). Из зарубежных авторов особой популярностью среди молодых читателей в России пользуются Э. М. Ремарк, П. Коэльо и Ч. Паланик (Борусяк, 2015). В качестве любимой книги российской молодежи первую позицию уже много лет удерживает роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (там же: 98). Однако устойчивый интерес молодежи к этому роману совсем не связан с пониманием его философско-религиозного, исторического и социокультурного смыслов (Селиверстова, 2009).
Таблица 1. Распределение ответов на вопрос «Какие книги Вы обычно читаете?» в зависимости от гендерной принадлежности, в % Table 1. The distribution of the answers to the question "What kind of books
do you usually read?" depending on gender, per cent
Какие книги Вы обычно читаете? Девушки Юноши
Русская классика 39,4 23,8
Зарубежная классика 31,8 14,8
Фантастика 28,8 14,8
Фэнтези 18,2 9,5
Современную отечественную прозу 9,1 4,8
Современную зарубежную прозу 15,2 4,8
Детективы 19,7 19
Романы о любви 22,7 9,5
Нон-фикшн 27,3 23,8
Исторические романы 10,6 19
Поэзия 15,2 9,5
Другое 4,5 4,8
Основными мотивами чтения непрофессиональной литературы среди молодых российских читателей являются: получение эмоций, переживаний впечатлений (65,0%), расслабление (54%), вдохновение (49,0%). 41,4% молодых людей читают для того, чтобы отвлечься от повседневности и проблем. Одинаковое количество респондентов читают непрофессиональную литературу, чтобы найти ответы на свои вопросы и получить новые знания — 33,3%. Социологические исследования чтения как механизма информального образования, говорят о высокой степени доверия молодых читателей к знаниям, содержащимся в литературно-художественных изданиях (Селиверстова,
2018). Образовательный потенциал художественной литературы — это отдельная серьезная тема исследования (Селиверстова, 2019)1. Мотив чтения «чтобы "убить" время» назвали лишь 8% участников опроса.
Среди мест приобретения книг лидируют традиционные книжные магазины, но половина опрошенных пользуется и интернет-магазинами. Сюда же нужно добавить такую практику как скачивание книг из Интернета. По сути, эти варианты ответа отличаются друг от друга тем, что в интернет-магазине за книгу платят, а вариант «скачивание из Интернета» подразумевает бесплатное приобретение книги. Кстати, большинство респондентов не считают бесплатное скачивание книг из интернета нарушением закона.
Возможно по причине такого легкого доступа к книгам, когда можно в течение нескольких минут, не выходя из дома, на компьютере или телефоне скачать книгу, а многие книги — бесплатно, лишь треть участников опроса пользуется общественными библиотеками.
Что касается пространства, в котором воспроизводятся практики чтения, то ситуация такова. Традиционное чтение дома характерно для 87,4% опрошенных. Следовательно, среди прочих видов досуга, которыми можно заняться дома, респонденты выбирают именно чтение, а это говорит о устойчивом интересе к нему. В транспорте читают 70,1%. 25% опрошенных удается читать на работе, а 18,4% — на учебе. В единичных ответах были названы «кафе», «различные общественные места», «на прогулке», «скверы, парки», «в книжных магазинах».
В ответах на вопрос «Нужна ли Вам особая атмосфера для чтения?» мнения разделились пополам: «да» ответили 46%, «нет» — 46%. Затруднились ответить 8% опрошенных.
Самым популярным ответом на вопрос о месте, где респондент обычно читают стал ответ «Дома» — 87,4%. Следовательно, среди прочих видов досуга, которыми можно заняться дома, респонденты выбирают именно чтение, а это говорит о устойчивом интересе к нему. Также большое количество респондентов читает в транспорте — 70,1%. Четверть опрошенных читают на работе, и 18,4% на учебе. Среди непопулярных ответов были названы «кафе», «различные общественные места», «на прогулке», «скверы, парки», «в книжных магазинах». В ответах на вопрос «Нужна ли Вам особая атмосфера для чтения?» мнения разделились пополам: «Да» ответили 46%, «нет» — 46%. Затруднились ответить 8% опрошенных.
1 См. также: Клейн, Л. Почему художественная литература лучше учебников по управлению [Электронный ресурс] // Форбс. https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/371179-pochemu-hudozhestvennaya-literatura-luchshe-uchebnikov-po-upravleni yu?fbclid=IwAR0KzioobxkOfeO18T3gb0KbbkbYC_NoSsBqPKmVnHX9a0hpokDnxAFmbK0 (дата обращения 10.03.2019).
Как показали результаты исследования, социальные сети сегодня являются неотъемлемой частью повседневных практик молодежного чтения. 100% опрошенных является пользователями социальных сетей. Абсолютное большинство респондентов использует такие социальные сети как ВКонтакте и Instagram. Всего 5,7% опрошенных считают, что проводят в «сетях» менее часа в день, абсолютное большинство (78,2%) в среднем оценивает время их использования как «от часа до четырех часов в день», и есть и такие, кто признается о посвящении более 6 часов в день социальным сетям (16,1%).
Самой часто упоминаемой причиной, по которой молодые люди пользуются социальными сетями является «удобство, легкий доступ», а также доступность изложения самого контента — «коротко и ясно». И действительно, достаточно нажать пару кнопок на телефоне, чтобы попасть в пространство соцсетей и начать чтение.
Таблица 2. Распределение ответов на вопрос «Что Вы обычно читаете
в социальных сетях?», в %
Table 2. The distribution of the answers to the question "What do you usually
read on social networks?", per cent
Что Вы обычно читаете в социальных сетях? Ответы
Посты блогеров 36,8
Новости друзей 5,7
Новости 27,6
Тематические группы/блоги 62,1
Тематические посты, связанные с профессией 2,3
Ничего 3,4
Чаще всего опрошенные читают в них сообщения в тематических группах, посты блогеров и новости. А это уже совершенно другое качество досу-гового чтения в отличие от художественной литературы. Контент тематических групп, как правило, несет в себе утилитарную, практикоориентирован-ную информацию, а объем статей и постов в социальных сетях сравнительно небольшой. Посты блогеров, называемых современными лидерами мнений, обычно представляют собой выражение их точки зрения по какому-либо вопросу, советы, полученные из собственного опыта или истории из жизни.
Как показывают результаты опроса, в структуре читательских предпочтений в социальных сетях на первом месте по популярности — личные блоги, затем «кулинария», «мода и стиль» (это объясняется преобладанием
представительниц женского пола в выборочной совокупности). Также популярны тематические посты, связанные с профессией, спорт и бизнес.
Итак, по результатам анализа мы пришли к следующему выводу. Структура практик чтения молодежи в эпоху интернета характеризуется активным чтением в социальных сетях (блогов и тематических групп), падением интереса к общественным библиотекам, скачиванием электронных книг из интернета, формированием молодыми людьми собственных библиотек как из печатных, так и из электронных книг.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Акимова, А. Г. Читательская культура молодежи: мифы и реальность. [Электронный ресурс] // Книжные палаты. Новосибирск. URL: http:// lib.1september.ru/2006/08/16.htm (дата обращения: 14.12.2018).
Борусяк, Л. Ф. (2015) Любимые авторы, любимые книги: что читает современная молодежь (По данным анализа сети ВКонтакте) // Вестник общественного мнения. № 1(119). С. 90-105.
Гудова, М. Ю. (2014) Чтение как культурная практика: обоснование методологии исследования // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. № 3 (39). С. 83-84.
Ловкова, Т. Б. (2010) Досуговое чтение молодежи в ста зеркалах// Социолог и психолог в библиотеке : сб. статей и материалов. Вып. 7. М. : Рос. гос. дет. б-ка; Рос. гос. б-ка для молодежи. С. 125-134.
Отургашева, Н. В. (2018) Книга как пространство образов и смыслов: круг чтения современной студенческой молодежи // Текст. Книга. Книгоиздание. № 16. С. 72-85.
Селиверстова, Н. А. (2009) Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» в прочтении студентов (Анализ дневников читателей) // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 194-204.
Селиверстова, Н. А. (2011) Социальные практики чтения контента Интернета в студенческой среде // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 213217.
Селиверстова, Н. А. (2014) Штрихи к портрету молодого читателя // Трансформация идеи гражданского общества в контексте социальных изменений: сборник статей первой Международной конференции. Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Белгород: Изд-во ИД «Белгород». С. 287-290.
Селиверстова, Н. А. (2018) Информальное образование: результаты качественного исследования // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 112-122. DOI: 10.17805/zpu.2018.3.10
Селиверстова, Н. А. (2019) Образовательный потенциал художественной литературы: к проблеме информального образования молодежи // Тезаурусы и проблемы культуры: III Академические чтения памяти Владимира Андреевича Лукова: доклады и материалы Общероссийской (национальной) конференции (с международным участием). М. : Изд-во Москов. гуманит. ун-та. С. 292-300.
Селиверстова, Н. А., Юмашева, Н. Д. (2007) Чтение как социальная практика: методология и методика исследования // Научные труды Московского гуманитарного университета. № 82. С. 79-91.
Селиверстова, Н. А., Юмашева, Н. Д. (2009) Чтение в студенческой среде: опыт социол. исследования. М.: РКП. 109 с.
Дата поступления: 15.09.2019 г.
Калинчук Анна Викторовна — студентка 5 курса направления «Социология» факультета психологии, педагогики и социологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д.5. Эл. адрес: [email protected]. Научный руководитель — д-р социол. н., проф. Н. А. Селиверстова.
Kalinchuk Anna Viktorovna, 5th year Student, academic programme "Sociology", Faculty of Psychology, Pedagogy and Social Work, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. E-mail: [email protected]. Scientific Adviser — N. A. Seliverstova, Doctor of Sociology, Professor.
Для цитирования:
Калинчук А. В. Структура практик чтения молодежи в эпоху Интернета [Электронный ресурс] // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2019. № 5. URL: http://journals.mosgu.ru/trudy/article/view/1052 (дата обращения: дд.мм.гг.). DOI: 10.17805/trudy.2019.5.3