Научная статья на тему 'Круг чтения семинаристов'

Круг чтения семинаристов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
202
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРУГ ЧТЕНИЯ / КУЛЬТУРА ЧТЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Штаньков Иван Константинович, Воробьева Наталия Владимировна

В статье подводятся итоги опроса студентов Омской духовной семинарии, посвященного кругу чтения, читательской культуре в рамках проекта #ячитаю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Круг чтения семинаристов»

Штаньков Иван Константинович, Воробьева Наталия Владимировна «Круг чтения семинаристов»

удК 374.3:028.6

КРУГ ЧТЕНИЯ СЕМИНАРИСТОВ

Штаньков Иван Константинович, студент 3-го курса, богословско-пастырский факультет, Воробьева Наталия Владимировна, проректор по научной работе религиозной организации -духовной образовательной организации высшего образования «Омская духовная семинария Омской Епархии Русской Православной Церкви»

Аннотация. В статье подводятся итоги опроса студентов Омской духовной семинарии, посвященного кругу чтения, читательской культуре в рамках проекта #ячитаю. Ключевые слова: круг чтения, культура чтения молодежи.

READING, YOUTH READING CULTURE

Shtankov Ivan Konstantinovich, 3rd year student, Theological and Pastoral Faculty

Vorobieva Natalia, Doctor of historical sciences, associate professor, vice-rector for Scientific Affairs of Omsk Orthodox Theological Seminary, Omsk

Annotation. The article sums up the results of a survey of students of the Omsk Theological Seminary devoted to the reading circle, the reader culture in the project # iamreading . Keywords. Reading, youth reading culture

ТГ

I руг, культура и особенности чтения молодежи представляют особый инте-1 рес. Принято подчеркивать, что современная молодежь мало читает, прово-

_11_дит свободное время в Интернете, подвержена влиянию СМИ. Тем не менее, последние опросы общественного мнения (а в частности опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенный в ноябре 2017 г.) показывают, что наиболее читающей частью общества является именно молодежь [1]. Представители самой молодой возрастной группы (18-24 года), как показал опрос, читают больше остальных (в среднем 6,65 книги), для сравнения: респонденты 60 лет и старше - 5,85. Причем возрастает процент читающих с 48% в 2011-м до 60% в 2017 году.

18 сентября 2018 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные исследования, посвященного теме чтения.

Чаще всего россияне читают новости в социальных сетях (39%) и в СМИ (38%). В социальных сетях новости предпочитает читать молодежь: 56% среди 18-24-летних и всего 27% - среди респондентов 60 лет и старше. А вот новостные статьи в

СМИ чаще читают люди старшего поколения (43% среди людей 60 лет+). Россияне с неполным средним образованием выражают низкий интерес к чтению новостей как в социальных сетях (17%), так и в СМИ (24%). Каждый второй житель Москвы и Санкт-Петербурга (49%) читал новости и новостные статьи в СМИ, тогда как среди жителей небольших городов с населением до 100 тыс.человек и сёл эта доля составляет по 35%.

Каждый третий опрошенный (34%) за последнюю неделю читал художественную литературу: среди молодых людей от 18 до 24 лет эта доля выше (38%), чем среди остальных возрастных групп. Также художественная литература популярнее среди женщин (38%), нежели среди мужчин (28%). Россияне с высшим образованием выражают больший интерес к прозе и стихам (44%), а среди людей с неполным средним образованием лишь 13% читали книги этого вида искусства. Чаще всего художественную литературу читают жители Москвы и Санкт-Петербурга (49%).

Профессиональную и научную литературу читают 30% наших сограждан. Чаще к научно-познавательной литературе обращаются 18-24-летние (36%) и мужчины (34%). Самая высокая доля любителей научной литературы, согласно опросу ВЦИОМ, зафиксирована среди людей с высшим образованием (45%), а самая низкая - среди людей с неполным средним образованием (11%). Жители Москвы и Санкт-Петербурга, а также городов «миллиоников» чаще остальных за последнюю неделю читали научно-познавательную литературу (43% и 41% соответственно).

Четверть опрошенных (25%) следят за блогами и популярными статьями в Интернете. Чаще остальных блоги читают молодые люди от 18 до 24 лет (36%), россияне с высшим образованием и жители Москвы и Санкт-Петербурга (по 33%).

Компания «Медиалогия» подготовила рейтинг самых упоминаемых писателей России. На первом месте по количеству сообщений в СМИ - Гузель Яхина (15 823 сообщений), на втором - Захар Прилепин (15 666 сообщений), на третьем - Борис Акунин (7412 сообщений). Также в пятерку самых упоминаемых писателей вошли Людмила Улицкая (5887 сообщений) и Виктор Пелевин (5067 сообщений).

В 2018 году в Омской духовной семинарии был проведен лингвокультуроло-гический эксперимент [2]. Респонденты (студенты и преподаватели) в письменной форме ответили на два вопроса: «Что для вас православная книга» и «Назовите три последние прочитанные книги».

Методика исследования основана на концепции И.А. Стернина и В.В. Карасика по выявлению степени значимости того или иного концепта на основании частотности употребления языковых единиц в тексте [3; 4].

Таким образом, мы выделили несколько ассоциативных рядов по частотности употребления.

Книга как руководство духовной жизни - 79%.

Например1: «Православная книга для меня - это книга, в которой можно найти пояснения или новые знания о духовной жизни, жизни и подвигах людей, которые жили церковной жизнью и внесли большой вклад, которая поможет в развитии внутренней духовной жизни»; «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Самый рассвет православия в России приходится на обретение письменности и алфавита Кириллом и Мефодием. Поэтому без книг будет очень сложно в служении и православной философии»; «православная книга для меня - это Учитель, но не

Юрфография и пунктуация респондентов сохранены.

2019 (6)

Штаньков Иван Константинович, Воробьева Наталия Владимировна «Круг чтения семинаристов»

просто учитель, а путеводитель на дороге к Вечной жизни. Читая Творения Святых отцов, мы познаем бесценный опыт, опыт назвать себя человеком»; «православная книга для меня - особый мир, область, возможность узнавать, общаться, сопереживать, жить, размышлять»; «православная книга для меня - это уход из этого мира на Небеса. Возможность окунуться в мир, в котором отсутствуют житейские невзгоды»; «хочу выделить центральную книгу - это Евангелие, Благая Весть и нравственное наставление, согласно которому каждый человек должен жить».

Только Священное Писание и Священное Предание - 10,5%.

Например: «исключительно Евангелие. Все остальные книги иногда представляют посредственные издания лишь совращающие людей и вбивающие в них различные мнения».

Книга как культурное наследие - 10,5%.

Например: «Православная книга для меня - это, прежде всего культурное наследие Русской Православной Церкви. Связующее временные периоды, но являющееся плодами «одного духа». Также это возможность, хотя и не первостепенной важности, узнать стиль, слог, а через это и личность автора, если таковой есть. Православная книга вызывает как исторический интерес, так и духовный. Я думаю призвание православной книги - направлять. К сожалению не все книги, продаваемые в церковных лавках можно назвать православными, разве что номинально».

Книга - основа профессиональной деятельности - 5%.

Ответы преподавателей:

«Православная книга - в широком смысле книги святых отцов, в узком - книга не противоречащая опыту святых отцов. Или иначе, православная книга - книга не противоречащая Преданию Церкви».

«Книги о жизни Православной Церкви».

«Книга о Боге, о вере, о душе даже если вера не упоминается».

«Православная книга несет в себе нравственные ценности, которые необходимы для жизни человека в обществе, его отношения с ближними».

«Православная книга» - книга, ориентированная на человека из плоти и крови, но с живой душой (т.е. когда автору удалось заронить зерно понятия о сути православия в «ранимую душу» современного человека, не сильно повредив его «толстокожесть» и есть положительная рефлексия).

Какие же книги читают семинаристы?

Прочитанные студентами и преподавателями книги за последние месяцы мы классифицировали по степени частотности употреблений следующим образом:

Учебная и дополнительная литература: «История разделения церквей в IX, X и XI веках», А.П. Лебедев (1900 г.) (№ 1), «Церковная история» Евсевия Кесарийского (325 г.) (№ 5, 16, 17, 18), В.В. Зеньковский. Русские мыслители и Европа (1955), «Вестник Омской духовной семинарии» (2017 г.) (№ 6), А.Г. Спиркин «Философия» (2004 г.), Петровский А.В., Ярошевский М.Г. «Основы теоретической психологии» (1998 г.) (№ 10), Алексей Кашкин Священное писание Ветхого Завета (2012), Архиепископ Никон (Рклицкий). «Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время» (2013), В.А. Матвиенко «Политико-правовые аспекты деятельности Русской Православной Церкви в современной России» (2015), «Персоноразмерный мониторинг», монография. П.Л. Зайцев (2017 г.) (№ 12), «Свидетельство об Иисусе Христе нехристианских писате-

лей», А. Бобринский (2002 г.) (№ 13), В.И. Петрушко. «История Русской Церкви с древнейших времен до установления патриаршества» (2016), И. Герасимов и др. Новая имперская история Северной Евразии (2017), Н.А. Кричевский. Антискрепа (2017), протоиерей Павел Ходзинский «Церковь не есть академия»: Русское внеакадемиче-ское богословие XIX века» (2017), протоиерей Павел Ходзинский «Ныне все мы болеем теологией»: из истории русского богословия предсинодальной эпохи» (2017), Шохин В.К. Философская теология: канон и вариативность (2018).

Душеполезное чтение и современная православная беллетристика: «Мысли на каждый день», Св. Иустин (Полянский) (1896 г.), архимандрит Иоанн (Крестьян-кин). проповеди (1986), Валаамский старец схиигумен Иоанн (Алексеев). Письма о духовной жизни (2007), прот. Андрей Ткачев «Страна чудес и другие рассказы» (2016 г.), Силуан Афонский «Писания старца Силуана» (1894 г.) (№ 3), В.П. Лебедев «За святую обитель» (2000 г.) (№ 4), А.И. Осипов «Семья, Брак, Семья» (2010 г.) (№ 6), иером. Серафим Роуз. Православие и религия будущего (2010), прот. Александр Шмеман «Литургия смерти» (2013 г.) (№ 8), прот. Андрей Ткачев «Проповедь о проповеди» (2015 г.) (№ 14), прот. Александр Шмеман «Исторический путь православия» (2016 г.), Диак. Андрей Кураев «Миссионерский кризис православия» (2010 г.), Н. Беляев «Дневник послушника Николая Беляева (преподобного оптинского старца Никона)» (1910 г.) (№ 15), Архиеп. Тихон (Шевкунов) «Несвятые святые» (2011 г.), Ю. Сысоева «Записки попадьи» (2014 г.) (№ 16), «Отец Арсений» (2012 г.) (№ 18).

Классическая художественная литература: Герман Мелвилл. Моби Дик, или Белый кит (1851), Ф.М. Достоевский «Бесы» (роман 1871-1872 гг.), Аристофан «Облака» (комедия 423 г. до Р.Х.), А. Камю «Посторонний» (повесть 1942 г.), Г. Гессе «Степной волк» (роман 1927 г.) (№ 9), Вл. Соловьев «Повесть об антихристе» (философская повесть 1899 г.), М. Твен «Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна» (повесть 1876 г.) (№ 13), А.С. Пушкин «Бахчисарайский фонтан» (1821 г.), «Цыганы» (1824 г.), «Кавказский пленник» (1820 г.) (№ 14), Л. Кэрол «Алиса в стране чудес» (сказка 1865 г.) (№ 16), Г. Сенкевич «Камо грядеши» (роман 1896 г.) (№ 17).

Художественная литература XX в.: В дебрях Центральной Азии. В.А. Обручев. Издат.: Государственное издательство географической литературы. 1951 г., Эрих Мария Ремарк «Черный обелиск» (роман 1956 г.), братья А. и Б. Стругацкие «Страна багровых туч» (повесть 1952-1957 гг.) (№ 5), Ф.К. С. Фицджеральд «Великий Гетсби» (роман 1925 г.) (№ 7), Джеральд Дарелл «Моя семья и другие звери» (1956), Кен Кизи «Над кукушкиным гнездом» (1959 г.) (№ 12), Ю. Герман «Дело, которому служишь» (1958 г.) (№ 13), Н.А. Островский «Как закалялась сталь» (роман 1932 г.) (№ 19), Дочь священника. Оруэлл Джордж. Издат.: АСТ, Neoclassic, 2015 г.

Новейшая художественная литература: Пауло Коэльо «Дьявол и сеньорита Прим» (2000), «Рыжий рыцарь» А. Белянин (2001), «Метро 2033» Д.А. Глухов-ский (2003) (№ 4); Джон Кинг «Скинхеды» (2010 г.) (№ 5), Терри Прачетт «Ночная стража» (2002 г.), «Там в краю далеком. Ади Гур». Проза. Томск: Изд-во «Иван Федоров», 2018 г.

Агиографическая литература: «Жития святых новомучеников и исповедников Церкви Русской» (№ 6), «Слова о нищелюбии» св. Григория Богослова (№ 7), «Житие святого еп. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского» (№ 8), «Поучения» Антония Великого, «Житие Антония Великого», «Житие Марии Египетской» (№ 11), «Толкование на Евангелие от Матфея» блаж. Феофилакта Болгарского (№ 17).

2019 (6)

Штаньков Иван Константинович, Воробьева Наталия Владимировна «Круг чтения семинаристов»

Священное Писание, Закон Божий, Отцы Церкви: № 10, 14, 18, Св. Григорий Нисский «Избранные произведения» (О жизни Макрины - письмо к брату) (№ 13).

Книги по профессии: «Икона», «Реставрация икон» (№ 1), Б.В. Раушенбах «Геометрия картины и зрительное восприятие» (2002 г.) (№ 16).

библиографический список

1. Читать или не читать // Электронный ресурс. Режим доступа: https://wciom.ru/ тс1ех.рЬр?1с1=236&и1с1=116580 (дата обращения: 12.12.2017).

2. День православной книги в Омской духовной семинарии // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ompds.ru/2018/03/14/%D0%B4%D0%B5%D0% В0%01%8С-%00%ВР%01%80%00%В0%00%В2%Р0%ВЕ%01%81<^0%ВВ0/сЮ0%В0 %D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8-% D 0 % В 2 - % D 0 % В Е % D 0 % В С % D 1 % 8 1 % D 0 % В А % D 0 % В Е % D 0 % В 9 -%D0%B4%D 1%83%D 1%85%D0%BE/ (дата обращения: 20.03.2018).

3. Попова З.Д., Стернин И.А. Семантико-когнитивный анализ языка. Монография. Воронеж, 2007.

4. Карасик В.В. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М., 2004. Приложение 1.

196

^иЧгО -дЛ^оЧгО С

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.