Научная статья на тему 'Круг чтения семинаристов'

Круг чтения семинаристов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
5
1
Поделиться
Ключевые слова
КРУГ ЧТЕНИЯ / КУЛЬТУРА ЧТЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Штаньков Иван Константинович, Воробьева Наталия Владимировна

В статье подводятся итоги опроса студентов Омской духовной семинарии, посвященного кругу чтения, читательской культуре в рамках проекта #ячитаю.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Штаньков Иван Константинович, Воробьева Наталия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Круг чтения семинаристов»

Штаньков Иван Константинович, Воробьева Наталия Владимировна «Круг чтения семинаристов»

удК 374.3:028.6

КРУГ ЧТЕНИЯ СЕМИНАРИСТОВ

Штаньков Иван Константинович, студент 3-го курса, богословско-пастырский факультет, Воробьева Наталия Владимировна, проректор по научной работе религиозной организации -духовной образовательной организации высшего образования «Омская духовная семинария Омской Епархии Русской Православной Церкви»

Аннотация. В статье подводятся итоги опроса студентов Омской духовной семинарии, посвященного кругу чтения, читательской культуре в рамках проекта #ячитаю. Ключевые слова: круг чтения, культура чтения молодежи.

READING, YOUTH READING CULTURE

Shtankov Ivan Konstantinovich, 3rd year student, Theological and Pastoral Faculty

Vorobieva Natalia, Doctor of historical sciences, associate professor, vice-rector for Scientific Affairs of Omsk Orthodox Theological Seminary, Omsk

Annotation. The article sums up the results of a survey of students of the Omsk Theological Seminary devoted to the reading circle, the reader culture in the project # iamreading . Keywords. Reading, youth reading culture

ТГ

I руг, культура и особенности чтения молодежи представляют особый инте-1 рес. Принято подчеркивать, что современная молодежь мало читает, прово-

_11_дит свободное время в Интернете, подвержена влиянию СМИ. Тем не менее, последние опросы общественного мнения (а в частности опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенный в ноябре 2017 г.) показывают, что наиболее читающей частью общества является именно молодежь [1]. Представители самой молодой возрастной группы (18-24 года), как показал опрос, читают больше остальных (в среднем 6,65 книги), для сравнения: респонденты 60 лет и старше - 5,85. Причем возрастает процент читающих с 48% в 2011-м до 60% в 2017 году.

18 сентября 2018 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные исследования, посвященного теме чтения.

Чаще всего россияне читают новости в социальных сетях (39%) и в СМИ (38%). В социальных сетях новости предпочитает читать молодежь: 56% среди 18-24-летних и всего 27% - среди респондентов 60 лет и старше. А вот новостные статьи в

СМИ чаще читают люди старшего поколения (43% среди людей 60 лет+). Россияне с неполным средним образованием выражают низкий интерес к чтению новостей как в социальных сетях (17%), так и в СМИ (24%). Каждый второй житель Москвы и Санкт-Петербурга (49%) читал новости и новостные статьи в СМИ, тогда как среди жителей небольших городов с населением до 100 тыс.человек и сёл эта доля составляет по 35%.

Каждый третий опрошенный (34%) за последнюю неделю читал художественную литературу: среди молодых людей от 18 до 24 лет эта доля выше (38%), чем среди остальных возрастных групп. Также художественная литература популярнее среди женщин (38%), нежели среди мужчин (28%). Россияне с высшим образованием выражают больший интерес к прозе и стихам (44%), а среди людей с неполным средним образованием лишь 13% читали книги этого вида искусства. Чаще всего художественную литературу читают жители Москвы и Санкт-Петербурга (49%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профессиональную и научную литературу читают 30% наших сограждан. Чаще к научно-познавательной литературе обращаются 18-24-летние (36%) и мужчины (34%). Самая высокая доля любителей научной литературы, согласно опросу ВЦИОМ, зафиксирована среди людей с высшим образованием (45%), а самая низкая - среди людей с неполным средним образованием (11%). Жители Москвы и Санкт-Петербурга, а также городов «миллиоников» чаще остальных за последнюю неделю читали научно-познавательную литературу (43% и 41% соответственно).

Четверть опрошенных (25%) следят за блогами и популярными статьями в Интернете. Чаще остальных блоги читают молодые люди от 18 до 24 лет (36%), россияне с высшим образованием и жители Москвы и Санкт-Петербурга (по 33%).

Компания «Медиалогия» подготовила рейтинг самых упоминаемых писателей России. На первом месте по количеству сообщений в СМИ - Гузель Яхина (15 823 сообщений), на втором - Захар Прилепин (15 666 сообщений), на третьем - Борис Акунин (7412 сообщений). Также в пятерку самых упоминаемых писателей вошли Людмила Улицкая (5887 сообщений) и Виктор Пелевин (5067 сообщений).

В 2018 году в Омской духовной семинарии был проведен лингвокультуроло-гический эксперимент [2]. Респонденты (студенты и преподаватели) в письменной форме ответили на два вопроса: «Что для вас православная книга» и «Назовите три последние прочитанные книги».

Методика исследования основана на концепции И.А. Стернина и В.В. Карасика по выявлению степени значимости того или иного концепта на основании частотности употребления языковых единиц в тексте [3; 4].

Таким образом, мы выделили несколько ассоциативных рядов по частотности употребления.

Книга как руководство духовной жизни - 79%.

Например1: «Православная книга для меня - это книга, в которой можно найти пояснения или новые знания о духовной жизни, жизни и подвигах людей, которые жили церковной жизнью и внесли большой вклад, которая поможет в развитии внутренней духовной жизни»; «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Самый рассвет православия в России приходится на обретение письменности и алфавита Кириллом и Мефодием. Поэтому без книг будет очень сложно в служении и православной философии»; «православная книга для меня - это Учитель, но не

Юрфография и пунктуация респондентов сохранены.

2019 (6)

Штаньков Иван Константинович, Воробьева Наталия Владимировна «Круг чтения семинаристов»

просто учитель, а путеводитель на дороге к Вечной жизни. Читая Творения Святых отцов, мы познаем бесценный опыт, опыт назвать себя человеком»; «православная книга для меня - особый мир, область, возможность узнавать, общаться, сопереживать, жить, размышлять»; «православная книга для меня - это уход из этого мира на Небеса. Возможность окунуться в мир, в котором отсутствуют житейские невзгоды»; «хочу выделить центральную книгу - это Евангелие, Благая Весть и нравственное наставление, согласно которому каждый человек должен жить».

Только Священное Писание и Священное Предание - 10,5%.

Например: «исключительно Евангелие. Все остальные книги иногда представляют посредственные издания лишь совращающие людей и вбивающие в них различные мнения».

Книга как культурное наследие - 10,5%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Например: «Православная книга для меня - это, прежде всего культурное наследие Русской Православной Церкви. Связующее временные периоды, но являющееся плодами «одного духа». Также это возможность, хотя и не первостепенной важности, узнать стиль, слог, а через это и личность автора, если таковой есть. Православная книга вызывает как исторический интерес, так и духовный. Я думаю призвание православной книги - направлять. К сожалению не все книги, продаваемые в церковных лавках можно назвать православными, разве что номинально».

Книга - основа профессиональной деятельности - 5%.

Ответы преподавателей:

«Православная книга - в широком смысле книги святых отцов, в узком - книга не противоречащая опыту святых отцов. Или иначе, православная книга - книга не противоречащая Преданию Церкви».

«Книги о жизни Православной Церкви».

«Книга о Боге, о вере, о душе даже если вера не упоминается».

«Православная книга несет в себе нравственные ценности, которые необходимы для жизни человека в обществе, его отношения с ближними».

«Православная книга» - книга, ориентированная на человека из плоти и крови, но с живой душой (т.е. когда автору удалось заронить зерно понятия о сути православия в «ранимую душу» современного человека, не сильно повредив его «толстокожесть» и есть положительная рефлексия).

Какие же книги читают семинаристы?

Прочитанные студентами и преподавателями книги за последние месяцы мы классифицировали по степени частотности употреблений следующим образом:

Учебная и дополнительная литература: «История разделения церквей в IX, X и XI веках», А.П. Лебедев (1900 г.) (№ 1), «Церковная история» Евсевия Кесарийского (325 г.) (№ 5, 16, 17, 18), В.В. Зеньковский. Русские мыслители и Европа (1955), «Вестник Омской духовной семинарии» (2017 г.) (№ 6), А.Г. Спиркин «Философия» (2004 г.), Петровский А.В., Ярошевский М.Г. «Основы теоретической психологии» (1998 г.) (№ 10), Алексей Кашкин Священное писание Ветхого Завета (2012), Архиепископ Никон (Рклицкий). «Митрополит Антоний (Храповицкий) и его время» (2013), В.А. Матвиенко «Политико-правовые аспекты деятельности Русской Православной Церкви в современной России» (2015), «Персоноразмерный мониторинг», монография. П.Л. Зайцев (2017 г.) (№ 12), «Свидетельство об Иисусе Христе нехристианских писате-

лей», А. Бобринский (2002 г.) (№ 13), В.И. Петрушко. «История Русской Церкви с древнейших времен до установления патриаршества» (2016), И. Герасимов и др. Новая имперская история Северной Евразии (2017), Н.А. Кричевский. Антискрепа (2017), протоиерей Павел Ходзинский «Церковь не есть академия»: Русское внеакадемиче-ское богословие XIX века» (2017), протоиерей Павел Ходзинский «Ныне все мы болеем теологией»: из истории русского богословия предсинодальной эпохи» (2017), Шохин В.К. Философская теология: канон и вариативность (2018).

Душеполезное чтение и современная православная беллетристика: «Мысли на каждый день», Св. Иустин (Полянский) (1896 г.), архимандрит Иоанн (Крестьян-кин). проповеди (1986), Валаамский старец схиигумен Иоанн (Алексеев). Письма о духовной жизни (2007), прот. Андрей Ткачев «Страна чудес и другие рассказы» (2016 г.), Силуан Афонский «Писания старца Силуана» (1894 г.) (№ 3), В.П. Лебедев «За святую обитель» (2000 г.) (№ 4), А.И. Осипов «Семья, Брак, Семья» (2010 г.) (№ 6), иером. Серафим Роуз. Православие и религия будущего (2010), прот. Александр Шмеман «Литургия смерти» (2013 г.) (№ 8), прот. Андрей Ткачев «Проповедь о проповеди» (2015 г.) (№ 14), прот. Александр Шмеман «Исторический путь православия» (2016 г.), Диак. Андрей Кураев «Миссионерский кризис православия» (2010 г.), Н. Беляев «Дневник послушника Николая Беляева (преподобного оптинского старца Никона)» (1910 г.) (№ 15), Архиеп. Тихон (Шевкунов) «Несвятые святые» (2011 г.), Ю. Сысоева «Записки попадьи» (2014 г.) (№ 16), «Отец Арсений» (2012 г.) (№ 18).

Классическая художественная литература: Герман Мелвилл. Моби Дик, или Белый кит (1851), Ф.М. Достоевский «Бесы» (роман 1871-1872 гг.), Аристофан «Облака» (комедия 423 г. до Р.Х.), А. Камю «Посторонний» (повесть 1942 г.), Г. Гессе «Степной волк» (роман 1927 г.) (№ 9), Вл. Соловьев «Повесть об антихристе» (философская повесть 1899 г.), М. Твен «Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна» (повесть 1876 г.) (№ 13), А.С. Пушкин «Бахчисарайский фонтан» (1821 г.), «Цыганы» (1824 г.), «Кавказский пленник» (1820 г.) (№ 14), Л. Кэрол «Алиса в стране чудес» (сказка 1865 г.) (№ 16), Г. Сенкевич «Камо грядеши» (роман 1896 г.) (№ 17).

Художественная литература XX в.: В дебрях Центральной Азии. В.А. Обручев. Издат.: Государственное издательство географической литературы. 1951 г., Эрих Мария Ремарк «Черный обелиск» (роман 1956 г.), братья А. и Б. Стругацкие «Страна багровых туч» (повесть 1952-1957 гг.) (№ 5), Ф.К. С. Фицджеральд «Великий Гетсби» (роман 1925 г.) (№ 7), Джеральд Дарелл «Моя семья и другие звери» (1956), Кен Кизи «Над кукушкиным гнездом» (1959 г.) (№ 12), Ю. Герман «Дело, которому служишь» (1958 г.) (№ 13), Н.А. Островский «Как закалялась сталь» (роман 1932 г.) (№ 19), Дочь священника. Оруэлл Джордж. Издат.: АСТ, Neoclassic, 2015 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Новейшая художественная литература: Пауло Коэльо «Дьявол и сеньорита Прим» (2000), «Рыжий рыцарь» А. Белянин (2001), «Метро 2033» Д.А. Глухов-ский (2003) (№ 4); Джон Кинг «Скинхеды» (2010 г.) (№ 5), Терри Прачетт «Ночная стража» (2002 г.), «Там в краю далеком. Ади Гур». Проза. Томск: Изд-во «Иван Федоров», 2018 г.

Агиографическая литература: «Жития святых новомучеников и исповедников Церкви Русской» (№ 6), «Слова о нищелюбии» св. Григория Богослова (№ 7), «Житие святого еп. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского» (№ 8), «Поучения» Антония Великого, «Житие Антония Великого», «Житие Марии Египетской» (№ 11), «Толкование на Евангелие от Матфея» блаж. Феофилакта Болгарского (№ 17).

2019 (6)

Штаньков Иван Константинович, Воробьева Наталия Владимировна «Круг чтения семинаристов»

Священное Писание, Закон Божий, Отцы Церкви: № 10, 14, 18, Св. Григорий Нисский «Избранные произведения» (О жизни Макрины - письмо к брату) (№ 13).

Книги по профессии: «Икона», «Реставрация икон» (№ 1), Б.В. Раушенбах «Геометрия картины и зрительное восприятие» (2002 г.) (№ 16).

библиографический список

1. Читать или не читать // Электронный ресурс. Режим доступа: https://wciom.ru/ тс1ех.рЬр?1с1=236&и1с1=116580 (дата обращения: 12.12.2017).

2. День православной книги в Омской духовной семинарии // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ompds.ru/2018/03/14/%D0%B4%D0%B5%D0% В0%01%8С-%00%ВР%01%80%00%В0%00%В2%Р0%ВЕ%01%81<^0%ВВ0/сЮ0%В0 %D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8-% D 0 % В 2 - % D 0 % В Е % D 0 % В С % D 1 % 8 1 % D 0 % В А % D 0 % В Е % D 0 % В 9 -%D0%B4%D 1%83%D 1%85%D0%BE/ (дата обращения: 20.03.2018).

3. Попова З.Д., Стернин И.А. Семантико-когнитивный анализ языка. Монография. Воронеж, 2007.

4. Карасик В.В. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М., 2004. Приложение 1.

196

^иЧгО -дЛ^оЧгО С