Трансформация патриотического воспитания в России
Сироткин Дмитрий Алексеевич,
независимый исследователь E-mail: [email protected]
Патриотическое воспитание российских школьников на всех ступенях их образования сегодня является актуальной задачей. Пристальное внимание к идее патриотизма обусловлено внешними и внутренними условиями развития современного Российского государства, особенно в последнее десятилетие. Статья посвящена особенностям патриотического воспитания подрастающего поколения на разных этапах становления Российского государства; в процессе исследования рассмотрены основные идеи и особенности педагогической теории патриотического воспитания подрастающего поколения в соответствии с историческими, социально-экономическими, политическими и культурными особенностями эпохи; сделаны выводы о том, что воспитание патриотизма граждан России является неотъемлемой частью их жизни, социализации, поскольку это прежде всего воспитание любви к своей Родине, готовность защитить интересы Отечества, что, безусловно, формирует ответственность за будущее многонациональной и многоконфессиональной России.
Ключевые слова: Россия, патриотическое воспитание, семья, любовь к Родине, Отечество, православие, эпоха.
о с
U со
Патриотическое воспитание российских школьников на всех ступенях их образования сегодня является актуальной задачей. Пристальное внимание к идее патриотизма обусловлено внешними и внутренними условиями развития современного Российского государства, особенно в последнее десятилетие. Для решения данной задачи необходимо рассмотреть содержательность определения «патриотическое воспитание»: произвести анализ данного термина в отечественной педагогике, выделить этапы развития патриотического воспитания, осмыслить его основные идеи, определить наиболее продуктивные формы, методы и концепции данного явления. Все это необходимо для осмысления рациональности идеи патриотического воспитания в целом; осознание исторического опыта позволяет использовать полученные результаты в педагогической практике.
Вопрос патриотического воспитания в истории отечественной педагогики актуален, сегодня проводится достаточное количество научных изысканий. В поле зрения исследователей находятся такие вопросы, как трансформация патриотического воспитания, его содержание, этапы патриотического подъема в соответствии с настроениями граждан. Такими вопросами в разное время занимались отечественные исследователи: К.В. Вишневская, Р.Л. Рождественская, Р.О. Яковлев и т.д. Их работы, посвящены трансформации патриотического воспитания, однако ученые ограничиваются небольшим историческим отрезком, связанным с глобальными для государства военными конфликтами, либо рассматривают исторические эпохи, в которые происходили значительные преобразования в школе, направленные на развитие воспитательной работы по формированию патриотизма у обучающихся.
Цель нашей статьи - определение исторического изменения в содержании понятия «патриотическое воспитание» в России, понимание, с какими явлениями в общественной жизни эти изменения были связаны и на формирование чего были направлены.
В процессе изучения истории развития Российского государства можно увидеть множество этапов, которые берут начало в Древней Руси и длятся до сего времени; на каждом историческом этапе патриотическое воспитание играло важную роль в становлении Великой Империи: изменялись внешние и внутренние условия жизни людей, происходило формирование культурных ценностей общества, создавалась модель образования, государство потрясали экономические и военные противоречия. Однако первоочередной задачей русского общества всегда оставалось образова-
ние и воспитание. Это происходило посредством передачи полученных знаний, накопленных веками, ребенку, который учился понимать и уважать традиции предков, включался в процесс обогащения культурных ценностей, доставшихся от предыдущих поколений.
Стоит отметить, что константой и особенностью русского характера всегда была и остается любовь к семье и Отечеству. Своими истоками она уходит в период дохристианской Руси, когда происходила борьба с многочисленными иноземными захватчиками, когда формировались традиционные моральные ценности нашего народа. Большую часть своего существования, сначала Русь, а в последствии и Российское государство, вело борьбу за сохранение независимости. В борьбе российского народа естественной идеологией стали такие идеалы, как любовь к своим родителям, к матушке сырой земле, князю батюшке.
Во все времена защита Отечества являлась наиглавнейшей задачей существования государственности. На этапе становления русского государства, славянские племена переселялись в современную европейскую часть Российской Федерации и относительно мирно сосуществовали с другими коренными народами, при этом происходил взаимообмен славян и местного населения, начиная с религиозных воззрений, быта, производства, заканчивая отношением к миру.
В период развития племенного общества являлись кровнородственные отношения внутри племени, где происходило воспитание и образование подрастающего поколения. Семья или племя в указанный период становится основой общества, мировоззрение которого направлено на любовь внутри семьи, бережное отношение к соплеменникам, уважение к мужчинам как добытчикам и кормильцам - это все является основой патриотического воспитания того времени. Культура племен, произведения искусства (наскальная живопись, обряды) были нацелены на единение людей внутри племени и поддержание его жизнеспособности. Патриотизм проявлялся в единении с соплеменниками и готовности отдать жизнь во благо сохранения своей семьи, каждого ее члена.
В результате развития общества и перехода к оседлому образу жизни появились предпосылки образования государства. Происходит формирование нового осознания понятия «патриотизм». Термин «патриотизм» происходит от греческого "пшр1ытпс - «соотечественник», татр^ - «родина», «отечество» [7]. С этого времени суть данного термина реализовано в смещении вектора от семьи в сторону места проживания человека. Активно развивается культура ремесленничества, наступает момент в развитии общества, когда превозносится место обитания семьи, совместные действия, а не просто кровнородственные отношения.
С развитием государственности и образования государства на Руси происходит гражданская идентификация, определение своего места среди соседних государств, которые окружали древнюю
Русь, с которыми активно взаимодействовало. Как факт отметим, что на рубеже VШ-X веков одним из наиболее развитых регионов, находящихся вблизи Руси, была Византийская империя. Одним из важнейших обменов культурными элементами стала религия, которая является объединяющим фактором русского народа.
До этого времени восточные славяне были разобщены на несколько племенных союзов, имеющих разные обычаи, пантеон богов у племенных союзов различался. Постоянные междоусобицы того времени были неотъемлемыми явлениями как результат захвата власти и территорий. Перед Владимиром Мономахом стояла задача найти государствообразующий элемент, который он позаимствовал у соседей, - единую религию, православие [1].
В итоге, христианство стало цементом, религиозной скрепой, создавшей русскую нацию. Начиная с это времени, православие становится национальной идеей, направленной на сплочение народа, на формирование новой патриотической доктрины государства. После крещения Великого князя Владимира начинается крещение Руси. Однако распространение православия происходит по-разному, если на юге оно проходило относительно незаметно, то на северных рубежах государства встречает сопротивление так, в Великом Ростове и Муроме находились очаги сопротивления по введению христианства в соответствии с церковной историей продолжалось до XII века.
На рубеже XNI-XV веков русский мир столкнулся с новой угрозой в виде татаро-монгольского нашествия. Начиная с 1223 по 1241 годов, происходит завоевание русских княжеств, экономика и культура находятся в упадке. Однако в этот период времени патриотизм в русском обществе набирает силу, что можно увидеть в произведениях древнерусской литературы «Слово о полку Игоре-ве» [1б], «Слово о погибели русской земли» XIII в. [15].
По мнению ученого-историка М.М. Крома, в XI-II-XV вв. происходит формирование патриотического сознания, к субъектам которого можно отнести Киевских князей, авторов «Слова о Законе и Благодати», в этом произведении определяются объекты патриотизма, в качестве таковых выступают: «Земля Русская», «вера христианская», а кроме того, князь - правитель, который бережёт землю и веру, защищает «свет истины» от недругов [8]. Таким образом, в период XШ-XV вв. патриотизм на Руси видится любви к Отечеству и христианской вере.
В XVI веке происходит централизация власти, объединение земель русских вокруг московских князей, так в 1551 году при Иване Грозном проходит церковная реформа, а по результатам сбора Стоглавого собора регламентирован ход службы, унифицирован пантеон святых, принято решение о создании церковноприходских школ. Это способствовало формированию в умах общественности централизации власти во главе с царем Ива-
сз о со "О
1=1 А
—I
О
сз т; о т
О от
З
и о со
ном Грозным, что привело к переосмыслению понятия «патриотизм». Под этим понятием в данный период подразумевается служение царю. Предательство царя расценивалось как предательство Отечества, гражданин обязан трепетать перед царем, служил ему верой, при этом всегда о нём молил бога [6].
В Российской истории о патриотизме впервые стали упоминать во времена Петра Первого, в начале XVIII века. Слово «патриот» тогда было заимствовано из французского языка «patria» - Родина. Это было необходимо для формирования единого подхода в воссоединении больших территорий Российской империи, которая образовалась в 1721 году [7].
При Петре Первом в формировании патриотических чувств важное место занимала культура. Например, в начале XVIII века меняется отношение к музыке, активно распространяется западноевропейская, которая исполняется на ассамблеях и балах, в каждом полку создаются духовые оркестры, направленные на поддержание боевого духа солдат.
Великий царь Петр Первый очень много сделал для процветания своего Отечества, дабы привить любовь граждан к своей стране, показать ее могущество и значимость. В 1698 году был открыт первый в России музей, его Петр Первый назвал «Кунсткамера», в 1719 году он стал свободным для посещения. В 1703 году выходит первая газета, из которой читатель узнавал о современных открытиях и событиях в стране и ближайшем зарубежье. В 1705 году была основана первая публичная библиотека, которую мог посещать свободно и читать книги любой желающий. В 1710 году по Указу царя Петра Первого был введен гражданский шрифт; развитие печатного дела приводит к появлению большого количества печатных книг не только церковного назначения, но и светского характера [12]. В тот период просвещение в образовательных учреждениях требовало появления большого количества учебников, результатом чего стало активное развитие печатного дела так открываются несколько типографий.
Как итог, при Петре Первом в целом начинает меняться наполнение образования, так, вместо богословия на первое место выдвигаются предметы, необходимые для применения на практике: астрономия, математика, инженерное дело, фортификация. Со времен Петра Первого образование начинает приобретать светский характер и практическую направленность. Все это было направлено на взращивание нового человека, любящего Отчизну, готового применить свои знания во имя ее развития и благосостояния.
В период правления Петра Первого распространение идей патриотизма подхватывают мно-° гие видные деятели Российского государства, ко" торые доказывают, что Россия имеет свою культу-g ру и свой путь развития, отличный от стран Евро-^ пы, но этот путь, безусловно, неразрывно связан Ü с западными соседями. К таким деятелям относят
М.В. Ломоносова, который считал, что патриот -это человек, обладающий высокой нравственностью, любовью к наукам, бескорыстно служащий на благо государства [10].
Известный историк Н.М. Карамзин писал в произведении «О любви к Отечеству и народной гордости», что патриотизм - это любовь к благосостоянию и славе государства Российского и желание способствовать этому во всех отношениях [5].
Следующим большим витком развития патриотизма в России стала Отечественная война 1812 года при правлении Александра I, в результате которой для противостояния французским захватчикам, «Наполеоновским войскам» объединился весь Российский народ. Результатом этого стал манифест Александра I «Манифест о народном ополчении» от 6 июля, в котором прослеживается единая линия единения народа и государства: «...ныне взываем ко всем Нашим верноподданным, ко всем сословиям и состояниям духовным и мирским, приглашая их вместе с Нами единодушным и общим восстанием содействовать противу всех вражеских замыслов и покушений» [13, с. 450-451].
По окончании Отечественной войны 1812 года Александр I в «Манифесте об изъявлении Российскому народу благодарности за спасение Отечества» от 3 ноября 1812 г. делает акцент не только на единстве всего народа перед лицом врага, но и на нераздельности Отечества и государства. Император благодарит неравнодушие всего российского народа за победу над наполеоновскими войсками. Он выражает благодарности о том, что дворянство ничего не жалело для развития государства, купечество щедро давало деньги на нужды победы, крестьянство и мещанство были безмерно верны и преданны стране. Александр I пишет такие строки: «Толь великий дух и непоколебимая твердость всего народа приносят ему незабвенную славу, достойную храниться в памяти потомков» [13, с. 486]. Итогом стало возвращение в обиход российского человека таких слов, как «Отечество», «общество», «гражданин» и других, которые были упразднены при Павле I. Под термином «патриотизм» стали понимать любовь к Отечеству, нацеленность на его благо.
Отголоском Отечественной войны 1812 года стало организация тайного, революционного, политического общества, носителями которой были декабристы. Они видели новый путь развития Российского государства по пути ее преобразования, а именно принятие Конституции, отмена крепостного права, реформа суда и армии. Патриот, по их мнению, - это человек любящий свое отечество и готов пожертвовать своей жизнью ради его развития. Воспитание собственным примером.
Новый виток развития патриотического воспитания и развития термина «патриотизм» произошёл при Николае I. Граф Сергей Уваров предложил новую концепцию патриотического воспитания, которая звучала как лозунг «Православие, Самодержавие и Народность». Уваров сформу-
лировал самобытную программу, направленную на воспитание юношества в национальном духе. Он был глубоко убежден, что эта краткая и внешне простая формула могла и должна стать национальной идеей, вокруг которой могли бы сплотиться все слои общества на пути эволюционного (не революционного, как на Западе) развития России. С.С. Уваров считал, что в национальной идее особенно нуждался образованный слой русского общества, который в силу особенностей развития отошел от русской культуры, от православия и которому недоставало национального самосознания [14]. На основе данной идеи развивалось образование, литература, искусство, культура XIX века.
Неоспоримый вклад в воспитание любви к Родине внес К.Д. Ушинский с принципом народной педагогики, которая выражается в нравственном воспитании. Основными средствами нравственного воспитания, по его мнению, являются: обучение, личный пример учителя, убеждение, меры предупреждения и меры поощрения и наказания. Ушинский также утверждал, что если в человеке нет любви к себе, то не будет любви к Отечеству, потому воспитание должно строиться прежде всего на формировании в человеке положительных качеств.
После прихода к власти Большевиков в 1917 году патриотизм в прежнем понимании исчерпал себя, это было обусловлено новой идеологией К. Маркса и Ф. Энгельса, в учении которых говорилось, что пролетарий не имеет Отечества, так как пролетариат эксплуатируют в независимости от государства, национальности и вероисповедания.
Основой развития новых политических и социальных явлений в Российском государстве начала XX века стала Великая октябрьская революция. В.И. Ленин говорил: «Патриотизм есть любовь к Родине, одно из самых глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных Отечеств». В 1922 году начинает действовать Пионерская организация, направленная на взращивание «Нового человека» советского общества. Советский патриотизм заключался в любви к Родине, трудовом воспитании, трудовом и боевом подвиге Советского человека [9, с. 107].
Одним из наиболее прогрессивных педагогов того времени был А.С. Макаренко, он рассматривал патриотическое воспитание как «игру-военизацию», которая является важнейшим элементом процесса воспитания: «Игра-военизация», эмоционально-эстетические средства - выдающийся пример учета возрастных особенностей детей, их духовно-нравственного развития и воспитания чувств» [3,4]. По словам великого педагога, «Игра-военизация», ритуалы - все это также имеет в основе стимул красоты не столько внешней, сколько нравственной, выражающейся в благородстве, достоинстве, уважении к людям» [3, с. 92]. На этом и других постулатах выращено поколение героев, готовых «играть по-взрослому» -защищать Родину от врагов.
Патриотический подъем далее происходит в период Великой Отечественной войны, и ко времени ее окончания люди особенно патриотичны. Это связано с тем, что именно в тяжелые времена, во времена опасностей, грозящих человеку и стране, патриотические чувства проявляются наиболее ярко. В результате в искусстве, например, в художественной литературе, авторы при описании военных событий используют весь арсенал художественных средств, воздействующих на сознание гражданина, что, безусловно, формирует в человеке стремление к подражанию народным героям и желание быть полезным стране.
В послевоенные годы патриотическое воспитание описано в трудах педагога-новатора В.А. Су-хомлинского, который считал, что патриотическим воспитанием является гуманистическое отношение человека к окружающему обществу и любовь к Родине, все это - прочная основа патриотичности человека. «Многолетний опыт школьного воспитания приводит к убеждению: сила и эффективность патриотического воспитания определяются тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота» [17, с. 436].
Таким образом, в результате развития педагогической мысли появляются новые формы патриотического воспитания, новый материал, имеющий в своей основе воздействие на подрастающее поколение и формирование у его любви к Отечеству в широком смысле.
В девяностые годы прошлого столетия произошел распад Советского Союза, который повлек за собой обособление многих республик социалистического лагеря. Основным направлением в этих странах стала национальная идея: вознесение национальности на первое место. Произошел отказ от прежних ценностей социалистического государства и приход к новой формации «Рыночной экономики», данное явление подорвало сознание россиян, значение слова «патриотизм» свелось на нет. В итоге, в школах патриотическое воспитание как таковое приобрело номинальный и «местечковый» характер.
О возврате к теме патриотического воспитания можно говорить лишь к концу 1990-х годов. Это обусловлено рядом факторов: повышение имиджа армии в стране, появление потребительского отношения к своей стране, смена руководства страны; неблагоприятные тенденции в молодежной среде привели к тому, что в 1999 году была подготовлена Национальная доктрина образования, которая являлась документом, направленным на восстановление исторической справедливости, связи поколений, на подъем Российской культуры, гражданственности и патриотизма среди населения Российской Федерации. Данный документ стал началом нового вектора современной власти России на развитие системы по патриотическому образованию [11].
Следующим шагом, Правительства Российской Федерации направленным на укрепление и рас-
сз о со "О
1=1 А -1 О
сз т; о
т О
от
З
и о со
ширение возможностей патриотического воспитания, его влияния на различные слои общества российского государства стала государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», с этого момента началась систематическая работа по патриотическому просвещению граждан России.
Данная программа реализовывалась по следующим направлениям: проведение межрегиональных конференций по патриотическому воспитанию; разработка учебно-методических пособий по духовно-нравственному воспитанию; создание фильмов, прославляющих военный подвиг русского человека и т.д. На данный момент программа продлена до 2025 года и в ней центральное место занимает научно-методического обеспечение системы патриотического воспитания.
В мае 2015 года Правительство РФ утвердило «Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». В этом документе прописаны основные задачи в сфере патриотического воспитания молодёжи, основные направления и механизмы. В ней раскрываются сущность гражданского воспитания; духовно-нравственное воспитание на основе культурных, национальных ценностей; физическое воспитание и формирование здорового образа жизни. Так же сказано, что формирование патриотизма у обучающиеся обозначает, развитие чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России.
В Указе Президента от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» раскрывается термин «традиционные ценности» - это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России [18]. Указ гласит о том, что многонациональная и многоконфессиональная страна поддерживает и развивает в гражданском обществе традиционные ценности, которыми гордится российский народ.
Итак, в рамках нашего исследования были обозначены основные этапы становления патриотического воспитания, их обусловленность в исторической ретроспективе Российского государства. Они зависели от следующих социальных ] и политических явлений в государстве: сближения с= с каким-либо иностранным государством или ря-~ дом государств, (принятие православия, продви-сэ жение науки при Петре Первом, появление по-£ литических тайных обществ и т.д.), отстаивания ^ собственной независимости или расширение тер-
ритории посредствам ведения военных действий с другими государствами (Татаро-монгольское нашествие, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война и т.д.).
Основными идеями патриотического воспитания в различные исторические эпохи были одни и те же, при этом они развивались и расширялись в зависимости от исторического времени и политических процессов в государстве.
Основополагающей идеей патриотического воспитания является Родина, можно утверждать, что она первоначально имела смысловое значение места, где родился и вырос человек, а впоследствии это перерастало в любовь к великому Отечеству, в котором проживает многонациональный и многоконфессиональный российский народ. В рамках данной категории для патриотического воспитания интересна и значима культура, обычаи и достижения граждан.
Следующей идеей патриотического воспитания являются традиции. Первоначально под ними понимались уважительное и трепетное отношение к родителям и пращурам, их особенностям мировосприятия и правилам жизни, укладу хозяйствования, празднования значимых событий.
Ещё одна идея патриотического воспитания -«героические люди», готовые защищать свое Отечество. Оно первоначально имело под собой первородный смысл, а впоследствии, со времен Петра Великого, сформировало потребность отстаивать свое государство и на других поприщах, а именно в развитии науки и культуры.
Таким образом, воспитание патриотизма граждан государства Российского на всем протяжении существования России имело основную цель -воспитание любви и гордости к Родине, предкам, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее многонациональной и многоконфессиональной России, что было обусловлено политическими и социальными явлениями, происходящими в стране.
Литература
1. Византия и Московская Русь: Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV в. / Протоиерей Иоанн Мейендорф; Пер. с англ. (Самиздат). - Paris: YMCA-press, 1990. - 552 с.; С. 19
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2025 годы» // Правительство России: LkiAgAELFrlG0oAFgKCjKdAWdi6jbZU5.pdf Режим доступа: http://melma.ru/ethnic/celts/mode_ of_life [Электронный ресурс. Дата обращения: 15.01.2023]
3. Гриценко Л.И. Личностно-социальная концепция А.С. Макаренко в современной педагогике (сравнительный анализ отечественного и зарубежного макаренковедения): дис. ... докт. пед. наук. Тюмень, 1998. - 291 с.
4. Илатдинова Е.Ю. Отечественная историография педагогического наследия А. С. Макаренко (1939-2013 гг.): дис. ... докт. пед. наук. Нижний Новгород, 2015. 443 с.
5. Карамзин Н.М. Избранные сочинения: В 2 т. Том 2. / Москва; Ленинград: Худ. лит., 1964. -21 с.
6. Керсновский А.А. История русской армии: в 4-х томах / Коммент. С. Нелиповича / Москва: Голос, 1992-1994.- С. 20-21
7. Краткий этимологический словарь русского языка: Пособие для учителя, 2-е изд., испр. и доп. / под ред. чл.- кор. АН СССР С. Г. Бархударова. М., 1971. - 329 с.
8. Кром М.М. Генеалогия русского патриотизма // Arzamas. Режим доступа: http://arzamas.acade-my/courses/ [Электронный ресурс. Дата обращения: 13.03.2023]
9. Ленин В.И. Полное собрание сочинений / Ин-т марксизма - ленинизма при ЦК КПСС. - 5-е изд. Москва: Госполитиздат, 1958-1965. - 21 с.
10. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. Москва: Фонд поддержки экономического развития стран СНГ, 2009. - С. 479
11. О национальной Доктрине образования в РФ. Федеральный закон № М12291901771684 от 4 октября 2000 г. N 751 № S // Российская газета. 2000, 11.10.2000
12. Петром I утверждена новая азбука // Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина: Режим доступа: https://www.prlib.ru/history/619018?y-sclid=lfdu12erz9303685836 [Электронный ресурс. Дата обращения: 13.03.2023]
13. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание 3-е: в 33 томах. Санкт-Петербург: Гос. тип., 1885-1916. - 32 с.
14. Программа воспитания юношества С.С. Уварова. Режим доступа: https://studbooks. net/679556/istoriya/programma_vospitaniya_ yunoshestva_uvarova [Электронный ресурс. Дата обращения: 16.03.2023]
15. Слово о погибели земли русской // Памятники литературы Древней Руси. XIII век / Пер. Д.С. Лихачёва. Москва; Ленинград: Нау-ка,1964. - 233 с.
16. Слово о полку Игореве / Пер. В.А. Жуковского; Примеч. И.П. Еремина, Иллюстрации В.А. Серова. Москва; Ленинград: Гослитиздат. -1963. - 46 с.
17. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 томах. Том 1 / Сост. О.С. Богданова, В.З. Смаль. Москва: Педагогика, 1979. -560 с.
18. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Правительство РФ. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/405579061/?ysclid=ldly0v46c4810521588 [Электронный ресурс. Дата обращения: 13.03.2023]
STAGES OF THE DEVELOPMENT OF THE IDEA OF PATRIOTIC EDUCATION IN DOMESTIC PRACTICE
Sirotkin D.A.
Patriotic education of Russian schoolchildren at all levels of their education today is an urgent task. Close attention to the idea of patriotism is due to the external and internal conditions of the development of the modern Russian state, especially in the last decade. The article is devoted to the peculiarities of patriotic education of the younger generation at different stages of the formation of the Russian state; in the process of research, the main ideas and features of the pedagogical theory of patriotic education of the younger generation are considered in accordance with the historical, socio-economic, political and cultural features of the era; Conclusions are drawn that the education of patriotism of Russian citizens is an integral part of their life, socialization, since it is primarily the education of love for their homeland, readiness to protect the interests of the Fatherland, which, of course, forms responsibility for the future of multinational and multi-confessional Russia.
Keywords: Russia, patriotic upbringing, family, love for the Motherland, Fatherland, Orthodoxy, epoch.
References
1. Byzantium and Muscovite Rus': Essay on the history of church and cultural relations in the 14th century. / Archpriest John Mey-endorff; Per. from English (Samizdat). - Paris: YMCA-press, 1990. - 552 pp.; P. 19
2. State program "Patriotic education of citizens of the Russian Federation for 2021-2025" // Government of Russia: LkiAgAEL-FrlG0oAFgKCjKdAWdi6jbZU5.pdf Access mode: http://melma. ru/ethnic/celts/mode_of_life [Electronic resource. Access date: 01/15/2023]
3. Gritsenko L.I. Personal-social concept of A.S. Makarenko in modern pedagogy (comparative analysis of domestic and foreign Makarenko studies): dis. ... doc. ped. Sci. Tyumen, 1998. -291 p.
4. Ilatdinova E. Yu. Domestic historiography of the pedagogical heritage of A.S. Makarenko (1939-2013): dis. ... doc. ped. Sci. Nizhny Novgorod, 2015. 443 p.
5. Karamzin N.M. Selected works: In 2 volumes. Volume 2. / Moscow; Leningrad: Khud. lit., 1964. - 21 p.
6. Kersnovsky A.A. History of the Russian Army: in 4 volumes / Commentary. S. Nelipovich / Moscow: Voice, 1992-1994. - pp. 20-21
7. Brief etymological dictionary of the Russian language: A manual for teachers, 2nd ed., revised. and additional / ed. member-corr. USSR Academy of Sciences S.G. Barkhudarov. M., 1971. - 329 p.
8. Krom M.M. Genealogy of Russian patriotism // Arzamas. Access mode: http://arzamas.academy/courses/ [Electronic resource. Access date: 03/13/2023]
9. Lenin V.I. Complete works / Institute of Marxism-Leninism under the CPSU Central Committee. - 5th ed. Moscow: Gospolitizdat, 1958-1965. - 21 p.
10. Lomonosov M.V. About upbringing and education. Moscow: Fund for Support of Economic Development of CIS Countries, 2009. - P. 479
11. On the national Doctrine of education in the Russian Federation. Federal Law No. M12291 901771684 of October 4, 2000 N 751 No. S // Russian newspaper. 2000, 10/11/2000
12. Peter I approved a new alphabet // Presidential Library. B.N. Yeltsin: Access mode: https://www.prlib.ru/history/619018?ys-clid=lfdu12erz9303685836 [Electronic resource. Access date: 03/13/2023]
13. Complete collection of laws of the Russian Empire. Collection 3: in 33 volumes. St. Petersburg: State. typ., 1885-1916. - 32 s.
14. Youth education program S.S. Uvarov. Access mode: https:// studbooks.net/679556/istoriya/programma_vospitaniya_ yunoshestva_uvarova [Electronic resource. Access date: 03/16/2023]
15. A word about the destruction of the Russian land // Monuments of literature of Ancient Rus'. XIII century / Transl. D.S. Likhache-va. Moscow; Leningrad: Nauka, 1964. - 233 p.
сз о
CO "O
1=1 А
—I
О
СЗ т; о m
О от
З
ы о со
18. Decree of the President of the Russian Federation of November 9, 2022 No. 809 "On approval of the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values" // Government of the Russian Federation. Access mode: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/405579061/?ysclid=ldly0v46c4810521588 [Electronic resource. Access date: 03/13/2023]
o
u
CO
CM
CM
z
114
16. The Word about Igor's Campaign / Transl. V.A. Zhukovsky; Note I.P. Eremina, Illustrations by V.A. Serova. Moscow; Leningrad: Goslitizdat. - 1963. - 46 p.
17. Sukhomlinsky V.A. Selected pedagogical works: in 3 volumes. Volume 1 / Comp. O.S. Bogdanova, V.Z. Smal. Moscow: Peda-gogika, 1979. - 560 p.