Научная статья на тему 'О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ'

О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
746
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотизм / патриот / патриотическое воспитание / подрастающее поколение / семья / школа / педагог. / patriotism / patriot / patriotic education / rising generation / family / school / teacher.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иван Павлович Пилюгин

В настоящей статье рассматривается проблема патриотического воспитания подрастающего поколения, подчеркивается ее актуальность и значимость на современном этапе. Автор раскрывает такие знаковые в рамках настоящей темы понятия, как «патриотизм», «патриот», «патриотическое воспитание», обращаясь к их семантике в русских и зарубежных словарях. В тексте статьи также приводятся выдержки из школьного сочинения автора на тему «Почему я хочу стать милиционером». Здесь же подчеркивается роль семьи, школы и государства, их единства в процессе формирования у подрастающего поколения социально-патриотических качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF PATRIOTIC EDUCATION OF THE RISING GENERATION

This article discusses the problem of patriotic education of the younger generation, emphasizes its relevance and significance at the present stage. The author reveals such significant concepts within the framework of this topic as "patriotism", "patriot", "patriotic education", referring to their semantics in Russian and foreign dictionaries. The text of the article also contains excerpts from the author's school essay on the topic "Why I want to become a policeman." It also emphasizes the role of the family, school and state, their unity in the process of formation of social and patriotic qualities in the younger generation

Текст научной работы на тему «О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

Иван Павлович ПИЛЮГИН - преподаватель кафедры специальном подготовки, Тюменским институт повышения квалификации сотрудников МВД России, Российская Федерация, e-mail: IFP72@yandex.ru

Для цитирования: И.П. Пилюгин О патриотическом воспитании подрастающего поколения // Общество и государство. 2023.

№2(42). С.99-102

DOI: 10.24412/2224-9125-2023-2-99-102

О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

АННОТАЦИЯ

В настоящей статье рассматривается проблема патриотического воспитания подрастающего поколения, подчеркивается ее актуальность и значимость на современном этапе. Автор раскрывает такие знаковые в рамках настоящей темы понятия, как «патриотизм», «патриот», «патриотическое воспитание», обращаясь к их семантике в русских и зарубежных словарях. В тексте статьи также приводятся выдержки из школьного сочинения автора на тему «Почему я хочу стать милиционером». Здесь же подчеркивается роль семьи, школы и государства, их единства в процессе формирования у подрастающего поколения социально-патриотических качеств.

Ключевые слова: патриотизм, патриот, патриотическое воспитание, подрастающее поколение, семья, школа, педагог.

Ivan Pavlovich PILYUGIN - lecturer of the chair of Special training, Tyumen Advanced Training Institute of the MIA of Russia

Russia, 625049, Tyumen, Amurskaya St., 75, E-mail: IFP72@yandex.ru

ON THE ISSUE OF PATRIOTIC EDUCATION OF THE RISING GENERATION

ANNOTATION

This article discusses the problem of patriotic education of the younger generation, emphasizes its relevance and significance at the present stage. The author reveals such significant concepts within the framework of this topic as «patriotism», «patriot», «patriotic education», referring to their semantics in Russian and foreign dictionaries. The text of the article also contains excerpts from the author's school essay on the topic «Why I want to become a policeman.» It also emphasizes the role of the family, school and state, their unity in the process of formation of social and patriotic qualities in the younger generation.

Keywords: patriotism, patriot, patriotic education, rising generation, family, school, teacher.

На протяжении всей человеческой истории проблемы отношения к Родине, к Отечеству, а также воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма постоянно находились в фокусе внимания мыслителей, общественных деятелей, ученых, педагогов. Вопрос о том, как воспитать будущего истинного патриота своей страны остается достаточно актуальным и сегодня, в особенности — в вязи с внешними процессами, подкрепленными продвижением негативных факторов патриотизма, отдельных идей либерализма, глобализма и экстремизма, обострившиеся в настоящее время [3, с. 102]. В этой связи, обостряется необходимость анализа особенностей патриотического воспитания подрастающего поколения и выделения на основе полученных результатов наиболее эффективных

средств реализации воспитательного процесса. В данной статье мы обратимся к рассмотрению таких понятий, как «патриотизм», «патриот», «патриотическое воспитание», а также к анализу процесса патриотического воспитания в современной российской школе, роли родителей и педагогических работников в процессе формировании социально-патриотических чувств у подрастающего поколения.

Отметим, что в разных словарях понятие патриотизм определяется как «преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу» [8]; как «любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям» [12]; как «принцип, обозначающий любовь к отечеству, готовность служить интересам своей Родины» [4, с. 244], как

«нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины» [13, с. 358]. Иными словами, данное понятие, по мнению авторов-составителей, связывается, прежде всего, с любовью к своей Родине, преданностью ей. В свою очередь, семантика слова «патриот» берет свое начало в греческом языке, от слова «patriota», обозначающего «земляк», «соотечественник». Оно восходит к двум словам: «patrios», означающему «принадлежащий отцам», «отеческий» и «patria» «родина». Первое упоминание данной лексемы на территории российского государства относится еще ко временам Петра Великого [11, с. 1112]. Аналогично понятию «патриотизм», слово «патриот» не имеет принципиальных различий в определениях в различных отечественных словарях. Большинство из них рассматривают в качестве «патриота» человека, любящего свое отечество, преданного своему народу и готового на определенные жертвы ради интересов Родины. Как следствие, слово «патриот» и производные от него слова в русском языке наделялись совершенно особым значением и смыслом, сохраняя мотив жертвенной любви к родной земле, ее народу.

На основе обобщения и анализа словарных определений, можно заключить, что патриот — это человек, проникнутый патриотизмом, тот, кто любит своё Отечество, верен своему народу, готов на жертву и подвиги во имя Родины. Де-факто, это ревнитель о пользе Отечества, его верный сын. Примечательно, что семантика слова «патриот» в русских и зарубежных словарях несколько различается. Данное отличие проистекает из разницы определений понятия «патриотизм». В частности, толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой говорит, что патриотизм есть «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [8]. Примечательно, что все разнообразие русского языка позволяет авторам заменить словом «отечество» часто употребляемые слова «государство» или «страна». Как следствие, патриот, это человек, наделенный всеми качествами, которые применяются к понятию «патриотизм» в данном словаре. В свою очередь, в

Оксфордском словаре слово «патриотизм» дефи-ницируется как чувство и качество патриота, или человека, сильно поддерживающего свою страну («person who strongly supports his country»). Следует отметить, что в английском языке также присутствуют широкие возможности для лексической презентации понятия «Родина», «родная земля» (Homeland, Fatherland, Motherland).

Необходимо принимать во внимание, что используемые в каждом конкретном случае языковые средства обусловлены спецификой внутреннего морфологического и грамматического строя языка, а также социокультурной средой. В результате, в русских толковых словарях глаголы, применяемые для определения лексемы «патриот», сосредотачивают внимание, прежде всего, на большей

эмоциональной составляющей дефиниции (проникнуться любовью к Отечеству, быть верным и преданно служить ему), в английском, а также в некоторых иных европейских языках, например, французском, основное внимание отводится деятельной позиции субъекта (to support, to defend; servir; prendre les armes). По мнению исследователей, различия, присутствующие в определениях понятия «патриот» в разных языках, обусловлены сильной либеральной традицией, свойственной западным странам. Для нее характерно признание главенства личности, ее прав и свобод, в том числе — права выбора, исключающего необходимость самопожертвования ради спасения Родины, а также достижения национальных целей и интересов. В отличие от западных стран, в российском государстве на протяжении всей его истории доминирующими являлись идеи служения Отечеству, родной земле. При этом любовь к Родине часто измерялась ценой человеческой жизни. Подобная социальная практика уходила своими корнями еще во времена Древнерусского государства [5].

В свою очередь, под патриотическим воспитанием следует понимать особую систему, направленную на воспитание патриотов, систематическую и целенаправленную деятельность по формированию высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и защите интересов Родины [9, с. 13]. Отметим, что в деле патриотического воспитания большая роль отводится образовательному процессу, то есть именно на школу возлагаются определенные обязанности, перед педагогическими работниками ставятся конкретные, в ряде случаев — довольно масштабные задачи по воспитанию патриотов. Патриотическое воспитание — это длительный и целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, призванный сформировать патриотическое сознание и ценности, чувства и отношения, соответствующие убеждения и внутренние мотивы служения Отечеству. Он неотделим от условий усвоения учащимися опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностного взаимодействия и действенно-практического опыта в разных видах активности, имеющей патриотическую направленность. Патриотическое воспитание должно быть органически вплетено в ткань образовательного процесса, реализовывать-ся как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Безусловно, патриотическое воспитание представляет собой сравнительно самостоятельное направление воспитательной работы. В то же время, невозможно отрицать его связь с иными ее направлениями, в частности, нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием подрастающего поколения. Всесторонний анализ системы патриотического воспитания был предложен А. К. Быковым. Автор подразделил систему ценностей патриотического воспитания на современном этапе на четыре сферы, а именно:

1) духовно-патриотическую, предусматривающую признание и сохранение российского духов-

ного наследия, русского языка и культуры страны как главных достояний народа, сродни его святыням, национального самосознания, гордости за родную землю;

2) нравственно-патриотическую, предполагающую любовь к Родине, ее народу, жизнь сообразно законом совести, чести, уважения к старшим, духу коллективизма;

3) историко-патриотическую, для которой характерны приверженность героическому прошлому и традициям истории своего Отечества, исторической правде и нетерпимость к историческим фальсификациям, поддержание исторической преемственности поколений;

4) государственно-патриотическую, которой свойственен приоритет национальных ценностей и интересов российского государства, сохранение ее независимости и целостности, зрелость гражданской позиции, приверженность воинскому долгу и готовность защищать Отечество, принимать активное участие в решении актуальных государственных и общественных проблем [2].

Следует подчеркнуть, что предложенное А.К Быковым деление системы ценностей патриотического воспитания на указанные четыре сферы отражает его комплексный, системный характер, присущие ему интегративность и целостность.

В процессе формирования общественно-патриотических чувств школьников в качестве важных составляющих выступают социальная среда и семья.

В рамках настоящей статьи автору хотелось бы поделиться собственным опытом, видением этой проблемы и показать, какую роль семья и школьные педагоги играют в процессе формирования социально-патриотических качеств у подрастающего поколения. В этой связи, считаем, целесообразным обращение к выдержкам из школьного сочинения автора на тему «Почему я хочу стать милиционером».

Итак, размышляя на тему «Почему я хочу стать милиционером», автор, будучи школьником, писал следующее: «С раннего детства я мечтал стать милиционером. Помните Михалкова: «Дядей Степою гордится вся милиция столицы»? Эти строчки в детстве я впитал в себя с молоком матери. Мама часто жалела о том, что в то время не было видеокамеры, потому что забавно было наблюдать за ребенком, с гордостью и серьезностью произносящим наизусть строки из стихотворения о дяде Степе: «Я скажу Вам по секрету, что в милиции служу, потому, что службу эту очень важной нахожу!»

Обучаясь 5 классе, в первом своем сочинении на тему «Кем я хочу быть?» автор написал, что хочет быть милиционером. Родители тогда не придали этому большого значения, однако, сохранили его сочинение как семейную реликвию.

Еще в средней школе автор обнаружил явную склонность к предметам гуманитарного цикла, его стала увлекать юриспруденция. Также особое внимание он уделял художественной литературе. Вершиной литературного творчества стала для него фигура Ф.М. Достоевского. С любовью в школьные

годы относился автор к произведениям В.В. Маяковского за героику, возвышенную целеустремленность. Из классиков предпочтение отдавал A.C. Пушкину. Из книжных новинок привлек последний роман А. Проханова «Господин Гексоген». В последствие любовь к детективным историям сформировалась в результате прочтения таких произведений, как «Игра по чужим правилам», «Вольный стрелок», «Закон вне закона» писателя В.Б. Гусева, создавшего на страницах своих книг реалистический образ сотрудника милиции, беззаветно любящего свою профессию.

На современном этапе представляются интересными произведения полковника милиции Сергея Дышева. В качестве военного корреспондента он неоднократно выезжал в командировки в Афганистан, Приднестровье, Таджикистан, Чечню. События и ситуации, которые он описывает в своих книгах, не вымышлены, а пережиты им лично. Новый роман С. Дышева — «Закон оружия», представляет собой остросюжетный детектив, сочетающий в себе элементы авантюрного жанра, боевика, и любовной драмы. Это настоящая мужская книга о верности и предательстве, о любви и дружбе, о нашем трудном времени.

По нашему мнению, ознакомление с произведениями подобного рода, равно как и с творчеством классиков русской литературы, с детских лет формирует характер человека. Впитывая книжные истины, он учится быть честным, ценить в жизни дружбу и взаимовыручку, дорожить коллективом, быть непримиримым к несправедливости, не бояться брать на себя ответственность в трудных ситуациях. Если в наиболее общих чертах нравственно охарактеризовать человека, выбравшего профессию милиционера, по нашему мнению, он должен иметь чистую душу, высокие идеалы и быть всегда готовым постоять за правду и честь Родины. В рамках патриотического воспитания в школе, уместным будет вспомнить слова выдающегося русского публициста Д.И. Писарева: «Надо учиться в школе, но еще гораздо больше надо учиться по выходу из школы. И это второе учение по своим последствиям и своему влиянию на человека и общество неизменного важнее первого!» [10, с. 290]. Таким образом, Д.И. Писарев, не умаляя значения школьного образования, подчеркивал значимость его связи с жизнью, с самостоятельным определением человеком своего пути и места в мире.

Традиционно считается, что оперативно-следственная работа — это достаточно сложное направление деятельности, изматывающее человека в физическом и психологическом отношении. Однако, ее общественную значимость трудно переоценить. В связи с этим, сотрудник должен не только обладать соответствующими знаниями, владеть приемами рукопашного боя, но также и стремлением дойти до истины, умением работать в команде, налаживать служебные отношения с оперативными работниками и экспертами, любить избранную им профессию, несмотря на трудности, с которыми сопряжена ее реализация. Кроме того, необходимость постоянно

и лично взаимодействовать с людьми предъявляет требования к уровню образования сотрудника полиции, его эрудиции, внешнему виду. Патриотическое воспитание в современной российской школе должно иметь целью формирование будущих ревнителей своей Родины именно с такими чертами характера. Их сформированность на высоком уровне, безусловно, будет полезной не только при работе в полиции, но и в других, не менее ответственных профессиональных направлениях. На сегодняшний день как никогда остро ощущается необходимость с ранних лет прививать детям любовь к Отчизне. Результативность процесса патриотического воспитания подрастающего поколения зависит от количества его участников, единства их цели, глубины взаимодействия. Помимо педагогических работников, в указанный процесс должны быть вовлечены также родители и в целом — российское государство. Его политика должна отражать главную задачу воспитания молодежи — сформировать патриотов своей Родины, готовых в любой момент встать на ее защиту. На основании личного примера автора настоящей статьи, можно заключить, что формирование патриота начинается еще в раннем детстве, со слов и рассказов родителей и близких о родной земле, ее прошлом и настоящем, о борцах за народное счастье, о героях, с просмотра патриотических военных фильмов. Большое значение имеет активное участие молодежи в школьных патриотических мероприятиях (встречах с ветеранами, конкурсах патриотических рисунков, соревнованиях на знание истории страны, посещении музеев и т.д.). Все это играет немаловажную роль в становлении личности и способствует формированию правильной жизненной позиции.

В заключение рассмотрения проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения хотелось бы еще раз подчеркнуть ее актуальность и значимость на современном этапе развития общества. Патриотизм остается одной из наиболее значимых, непреходящих ценностей, органически связанной со всеми сферами жизни общества и государства, духовным достоянием личности. Он олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность его истории, культуре, достижениям и ценностям народа [14, с. 242]. При этом формирование и разработка методов и средств патриотического воспитания подрастающего поколения является ключевой задачей совершенствования современной системы образования. Подводя итоги вышесказанному, отметим, что результатом патриотического воспитания должно стать воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину. Поэтому только совместные усилия педагогов, семьи и государства в вопросах воспитания подрастающего

поколения смогут обеспечить полноценное развитие личности с четкой гражданской позицией.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Багрецов Д.Н., Ширшов В.Д. Патриотизм: современные вызовы и перспективы // Педагогическое образование в России. — 2016, № 5. — С. 63-70.

2. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания //Педагогика. 2006. № 2. — С. 37-42.

3. Васильева Ю.В. Особенности воспитания патриотизма у подростков // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. — Тамбов, 2018. Т. 23. № 172. — С. 102-110.

4. Краткий словарь по философии / [Азаров Н.И., Айзикович A.C., Аникеев Н.П. и др.]/Под общ. ред. И.В. Блауберга, И.К. Пантина. 4-е изд. — М.: Политиздат, 1982.431 с. Б.Львов B.C. Патриотизм как архетип. 16.01.2008.

5. [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://samlib. ru/l/lxwow_w_s/patriotizmkakarhetip. shtml (дата обращения: 28.03.2023).

6. Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников Белгород: ИД «Белгород», НИУ «БелГУ», 2013. — 156 с.

7. Мусс Г.Н. Теория и практика патриотического воспитания. — М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. — 182 с.

8. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой. — М.: Азбуковник, 1999. — 944 с. [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://gufo. me/dict/ozhegov (дата обращения: 28.03.2023).

9. Педагогический словарь / Под ред. В.И. Загвязин-ского, А.Ф. Закировой. — М.: Академия, 2008. — 343

10. Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения /[Вступ. ст. В.В. Большаковой, с. 6-22]. — М.: Педагогика, 1984. — 367 с.

11. Современный толковый словарь русского языка. В 3 т. / Под ред. Т.Ф. Ефремовой. — М.: ACT, 2006. Т. 3. — 1165 с.

12. Современная энциклопедия. [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://dic.academic. ru/dic. nsf/enclp/36098 (дата обращения: 28.03.2023).

13. Философский словарь / Адо A.B. [и др.] Под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1987. — 590 с.

14. Шульженко М.Э. Патриотическое воспитание современной молодежи // Молодой ученый. 2017. № 47 (181). — С. 240-243.

Материал не содержит сведений ограниченного распространения, неправомерного заимствования; вычитан; цифры, факты, цитаты сверены с первоисточником.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.